|
Скачать 438.2 Kb.
|
Институт психоанализа Факультет психологии Кафедра клинической психологии Утверждено на заседании кафедры клинической психологии от 23 октября 2009 г. протокол №1 Зав.кафедрой клинической психологии к.пс.н., профессор О.Ю. Казьмина___________ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Автор: к.пс.н., профессор Казьмина Ольга Юрьевна Москва 2009 Печатается по решению кафедры клинической психологии НОУ ВПО «Институт психоанализа» Казьмина Ольга Юрьевна « Патопсихология» М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 29 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Казьмина Ольга Юрьевна 2009 г. Содержание.
Выписка из госстандартов.
Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практическое значение……………………….. Тема 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии. Методологические основы и теоретиче- ские проблемы патопсихологии Тема 2. Практические задачи и методы патопсихологии. Раздел II. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально личностной сферы при разных психических заболеваниях…………………………………………….. Тема 3. Нарушения восприятия Тема 4. Нарушения памяти Тема 5. Нарушения мышления. Тема 6. Нарушения умственной работоспособности. Тема 7. Нарушение сознания и самосознания. Раздел III. Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях Тема 8. Патопсихологический синдром как основа квалификации нарушений психики в патопсихологии. Современные представления о синдромообразующем факторе в патопсихологии. Раздел IV. Значение патопсихологии для общей психологии и психиатрии. Тема 9. Значение патопсихологических исследований для общей психологии для психиатрии · 3. План семинарских занятий по курсу (практикум)…………………….13 ·
VI. Учебно-методическое обеспечение курса. Литература ………………………….27 ^ Цель курса Ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о методологии, теоретических основах, эмпирических задачах и методиках психологической диагностики психических расстройств. Задачи курса: Познакомить студентов с основными теоретическими и методологическими положениями патопсихологии, основными принципами и задачами патопсихологического исследования и диагностики; сформировать представления о патопсихологических синдромах и механизмах психических расстройств; познакомить с диагностическими методами патопсихологии. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Курс имеет базовую направленность и готовит студентов к психодиагностической и экспертной работе с психически больными различного профиля. Требования к уровню освоения содержания курса По окончанию курса студенты должны - знать основную феноменологию нарушений высших психических функций при различных нарушениях психики; - овладеть принципами патопсихологического синдромного анализа; - уметь составить обоснованный план патопсихологического обследования больных с различной нозологией. ^ Тема 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии. Методологические основы и теоретиче- ские проблемы патопсихологии. Патопсихология как отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Возникновение патопсихологии как области знания, пограничной между психологией и психиатрией. Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клинической психологии. Основополагающий вклад Б.В.Зейгарник в развитие патопсихологии: разработка теоретических основ, методологии исследования, психологической феноменологии психических нарушений. Школа Б.В.Зейгарник и современная патопсихология. Патопсихология и психиатрия как две области знания, имеющие общий объект, но различный предмет изучения. Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.Общепсихологические представления современной отечественной психологии о психике, ее генезисе, структуре и функциях как методологическая основа патопсихологии. Идеи школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия как фундамент патопсихологии. Научные идеи этой школы, определившие круг теоретических проблем патопсихологии: положение о прижизненном формировании высших психических функций (ВПФ), их опосредствованном строении и произвольном характере; о системном строении дефекта; о личности как относительно позднем продукте индивидуального развития и др. Психология отношений В.Н.Мясищева и ее влияние на содержание патопсихологической проблематики.Теоретические проблемы патопсихологии как синтез общепсихологического и клинико-психиатрического знания. Основной круг теоретических проблем:
- проблема соотношения распада и развития психики. Тема 2. Практические задачи и методы патопсихологии. Место патопсихологии в системе психиатрической помощи населению. Организационные основы работы патопсихологов в психиатрии. Два основных типа практических задач — психодиагностические и психокоррекционные. Варианты психодиагностических задач, решаемых практической патопсихологией: а) участие в установлении диагноза заболевания; б) описание структуры нарушений психической деятельности, качества и степени ее снижения; в) участие в решении вопросов экспертизы (трудовой, воинской, судебно-психиатрической); г) оценка динамики психического состояния больных в процессе лечения (фармакотерапии, психотерапии и т.д.); д) оценка эффективности терапии и качества ремиссии. Возможный круг психокоррекционных задач на этапах первичной и вторичной профилактики болезни, в системе реабилитации больных. Принципы построения патопсихологического исследования, их связь с теоретическими представлениями о природе и сущности психического отражения. Патопсихологическое исследование как функциональная проба; обязательность активного взаимодействия ведущего исследование с пациентом (стимуляция к деятельности, участие в коррекции ошибок и т.д.); учет личностного отношения больного к исследованию. Качественный анализ результатов исследования как этап, предшествующий количественной обработке данных. Важность повторных исследований для определения преходящих и стабильных нарушений психики. Изучение истории болезни как самостоятельный метод психологического исследования психически больного; субъективный и объективный анамнез как аналог биографического метода исследования личности. Наблюдение за больным и беседа с ним. Варианты наблюдения и беседы. Разные цели и стратегии проведения беседы в зависимости от решаемой практической задачи, состояния больного и индивидуальности ведущего. Психодиагностические тесты в патопсихологии. Возможности применения моделирующего эксперимента при исследовании нарушений психики. Раздел II. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при разных психических заболеваниях Тема 3. Нарушения восприятия Клиническая и психологическая феноменология нарушений восприятия при психических заболеваниях: принципы выделения и квалификации. Агнозии и псевдоагнозии при деменциях, их отличие от агнозий при локальных поражениях мозга. Нарушение смыслового аспекта восприятия при сохранности восприятия цвета, формы предметов, лиц и т.п. Исследование категориальной структуры восприятия при агнозиях в работах Г.В.Биренбаум и Б.В.Зейгарник. Психологические механизмы возникновения агнозий при деменциях: инактивность восприятия, нарушение целенаправленности и подконтрольности перцептивной деятельности. Обманы чувств: иллюзии и галлюцинации, отличия их психологического исследования от клинико-психиатрического. Психологические факторы симптомообразования при обманах чувств: функциональная перегрузка анализаторов; собственная активность пациента, направленная на поиск сенсорной информации; эмоциональный «настрой» больного; снижение критичности мышления и др. Экспериментальные исследования галлюцинаций в работах В.М.Бехтерева, С.Я.Рубинштейн. Основные проблемы современной патопсихологии в изучении обманов чувств. Патопсихологические исследования слабо выраженных (т.е. проявляющихся только в моделирующем эксперименте) нарушений восприятия: а) нарушения восприятия при шизофрении, связанные с осо- бенностями актуализации знаний из прошлого опыта; эксперимен- тальные исследования школы Ю.Ф.Полякова, направленные на изу- чение селективности восприятия в условиях неполной информации; б) нарушения восприятия при разных психических заболевани- ях, вызванные изменением мотивационно-личностного аспекта де- ятельности; в) онтогенетические аспекты нарушений восприятия. Основные методические приемы исследования нарушений восприятия при психических заболеваниях.Проблема выделения патопсихологических синдромов нарушений восприятия при психических заболеваниях. Тема 4. Нарушения памяти Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, основные критерии их дифференциации. Разные по тяжести нарушения непосредственной памяти, их связь с общей клинической картиной нарушений психической деятельности, характерной для разных заболеваний. Корсаковский синдром: грубые нарушения памяти на текущие события, их место в общей структуре синдрома. Конфабуляции и контаминации: генезис и функциональная роль. Психологические механизмы нарушений непосредственной памяти: результаты исследований и проблемы. Прогрессирующая амнезия при деменциях как тяжелая форма нарушений памяти. Место прогрессирующей амнезии в общей картине распада психической деятельности. Нарушения опосредствованной памяти. Основные психологические проявления; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений; соотношение нарушений опосредствованного и непосредственного запоминания при разных заболеваниях. Психологические механизмы нарушений опосредствованной памяти. Основные методические приемы исследования нарушений памяти. Проблема дифференциации патопсихологических синдромов нарушений памяти. Тема 5. ^ Клиническая и психологическая феноменология нарушений мышления. Отличия патопсихологической квалификации нарушений мышления от психиатрической. Проблема классификации нарушений мышления. Классификация нарушений мышления, созданная Б.В.Зейгарник, как важный этап в разработке проблемы патологии мышления. Психологические основы классификации Б.В.Зейгарник. Психологическая характеристика основных видов и вариантов нарушений мышления по Б.В.Зейгарник: а) нарушения мыслительных операций (снижение их уровня и искажение); б) нарушения динамики мышления (инертность и лабильность); в) нарушения мотивационного (личностного) аспекта мышления (некритичность, разноплановость, резонерство). Место этих нарушений в общей патопсихологической и клинической карти- нах изменений психической деятельности. Разные представления о генезисе и механизмах нарушений мышления в истории психологии. Значение работы Л.С.Выготского «Нарушение понятий при шизофрении» для исследований патологии мышления в отечественной науке. Значение исследований Б.В.Зейгарник и Ю.Ф.Полякова для понимания сущности нарушений мышления при психических заболеваниях. Современные представления о психологических механизмах нарушений мышления при психических заболеваниях. Основные методические приемы исследования нарушений мышления. Проблема квалификации патопсихологических синдромов нарушений мышления. Тема 6. Нарушения умственной работоспособности Понятие умственной работоспособности в психологии труда и патопсихологии. Основные проявления нарушений умственной работоспособности у больных с психическими заболеваниями. Место нарушений умственной работоспособности в общей картине нарушений психической деятельности. Психологические механизмы нарушений умственной работоспособности: умственная работоспособность и истощаемость психической деятельности; нарушения целенаправленности и умственная работоспособность; влияние нарушений мотивационной сферы на умственную работоспособность. Изменение строения отдельных видов познавательной деятельности как индикатор нарушений умственной работоспособности. Роль нарушений умственной работоспособности в формировании личностных особенностей больных, становлении патологических черт характера, возникновении социальной дезадаптации. Основные методические приемы, используемые в патопсихологии для диагностики нарушений умственной работоспособности. Тема 7. Нарушения эмоционально-личностной сферы . Проблема соотношения клинической и психологической феноменологии эмоционально-личностных расстройств при психических заболеваниях. Патопсихологический подход к изучению эмоционально-личностных нарушений: методологические предпосылки и основные принципы анализа. Патопсихологические проявления нарушений эмоциональной сферы, возможность их экспериментального моделирования. Современные экспериментальные факты и их интерпретация. Представления о психологических механизмах нарушений эмоций при различных психических заболеваниях. Патопсихологические проявления нарушений личности. Патология мотивационно-потребностной сферы как центральное звено в структуре нарушений личности. Различные варианты нарушений мотивационно-потребностной сферы: а) формирование аномальных потребностей и мотивов: усло- вия, динамика, психологические механизмы; психологические «перестройки» всей личности больного в этих условиях; соотноше- ние биологических и психологических факторов в динамике лич- ностных изменений; б) нарушения опосредствованной структуры мотивационной сферы; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений: снижение регулирующей функции мышления; нарушения спон- танности, активности; изменение целеполагания и целедостиже- ния (т.е. регулирующей функции цели); снижение регулирующей функции самооценки и самосознания в целом; в) нарушения процесса смыслообразования: основные прояв- ления и их место в картине нарушений личности. Нарушения общения при психических заболеваниях. Основные проявления. Роль эмоционально-личностных расстройств в генезе нарушений общения; возможности психологической динамики и коррекции нарушений общения. Основные методические приемы исследования нарушений эмоционально-личностной сферы и общения. Место нарушений эмоционально-личностной сферы в структуре патопсихологических синдромов. Тема 8. Нарушения сознания и самосознания Понятие сознания в философии, психологии и психиатрии. Понятие «ясного» и «помраченного» сознания. «Измененные» состояния сознания. Психологическая характеристика отдельных видов нарушений сознания. Дискуссионные проблемы и перспективы изучения нарушений сознания. Проблема бессознательного в патопсихологии. Роль сознания и бессознательного в симптомогенезе. Нарушения самосознания: структура и место в общей картине нарушений психической деятельности. Методические возможности патопсихологического изучения нарушений сознания и самосознания. Раздел III. Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях Тема 9. Патопсихологический синдром как основа квалификации нарушений психики в патопсихологии. Современные представления о синдромообразующем факторе в патопсихологии Различная трактовка понятия «синдром». Проблема нозологической специфичности или типичности патопсихологических синдромов. Первичные и вторичные нарушения в структуре синдрома; сложности их дифференциации в патопсихологии, важность их различения для решения задач психологической коррекции и реабилитации больных. Типы синдромов. Характеристика основных нозотипических синдромов при шизофрении, эпилепсии, диффузных органических поражениях мозга, хроническом алкоголизме, неврозах, психопатиях и др. Раздел IV. Значение патопсихологии для общей психологии и психиатрии Тема 10. Значение патопсихологических исследований для общей психологии для психиатрии Вклад патопсихологии в разработку фундаментальных положе- ний общей психологии: о генезе и сущности психического отраже- ния, о роли активности субъекта деятельности в обеспечении жиз- ненной гармонии и здоровья, о строении личности и особенностях ее функционирования в сложных жизненных ситуациях, о специфике эмоциональной регуляции поведения. ; Вклад патопсихологии в разработку различных проблем психи- атрии: симптомо- и синдромогенеза при психических заболевани- ях; типичности и специфичности нарушений психической деятельности; возможности психологической коррекции и реабилитации ^ Тема 1. Общие представления о предмете патопсихологии. 1.Патопсихология как область психологического знания. Характеристика предмета и объекта исследования в патопсихологии. 2. Проблема метода в патопсихологии. 3.Теоретические проблемы и практические задачи патопсихологии. 4. История становления патопсихологии. Литература Основная Блейхер В.М., Крук И.В., Боков СИ. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. С.7-47. ^ Компьютерная психодиагностика: назад к кли- нико-психологическому методу // Теория и практика медицинской пси- хологии и психотерапии: Сб. научн. трудов (к 100-летию со дня рожде- ния В.Н.Мясищева) / Под ред. Л.И.Вассермана, Б.Д.Карвасарского, В.К.Мягер. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1994. С.62-70. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1983. Т.5. С.290—321. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С.З—49. Зейгарник Б.В. Исторический обзор // Патопсихология: Хрестоматия / Сост.НЛ.Белопольская. М.: УРАО, 1998. С.9—15. Зейгарник Б.В. Принципы построения патопсихологичекского исследования // Патопсихология: Хрестоматия / Сост.НЛ.Белопольская. М.: УРАО, 1998. С. 15-27. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Бауманна. СПб: Питер, 2002. С.30-42, 144-161. Поляков Ю.Ф. Теоретико-методологические проблемы патопсихоло- гии. Введение // Соколова Е. Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR- Аргус, 1995. С.9-26. Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.С.Тиганова. М.: Меди- цина, 1999. Т. 1. С. 139— 174. $ w * Дополнительная Александер Фр., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М.: ИГ «Прогресс-Культура»; Изд-во агентства «Яхтсмен», 1995. С. 13—31, 264—385. Лавринович А.Н., Москаленко Е.П. К проблеме квалификации результатов патопсихологического исследования // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1984. №12. С.1827—1832. * Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. М.: Прогресс, 1984. С.5—132. Семинар 2 1.Исследования нарушений психики в современной отечественной и зарубежной психологии. Основные тенденции. 2.Проблема классификации и создания диагностических систем при психических расстройствах. 3.Понятие психической нормы.Различные представления о норме и критериях ее выделения. 4.Правовое регулирование деятельности психологa в системе здравоохране-ния. Литература Основная Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. М.: МПСИ; Воро- неж: НПО «МОДЭК», 2002. С.47-57. Братусъ Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. С.6—62. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. СЮ— 24 Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Бауманна. СПб.: Питер, 2002. С.49-66, 101-121, 122-144.1 Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии // Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. №2. С.46—59; или: Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии // Школа здоровья. 1995. №1.С.93-110. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, В.ВЛебединского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.5—36. Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.С.Тиганова. М.: Меди- цина, 1999. T.I. С.93—106. Дополнительная Братусъ Б. С. Актуальные проблемы изучения и коррекции алкоголизма // Психологический журнал. 1987. Т.8. №2. С. 102—111. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гаран- тиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Фе- дерации. 1992. №33. Ст. 1913—1914. Зейгарник Б.В. Методологические тенденции в патопсихологических исследованиях // Психологический журнал. 1985. Т.6. №2. С. 119—125. Кабанов М.М. Некоторые принципиальные вопросы организа- ции медико-психологической службы // Психологический журнал. 1985.Т.6.№3. С.Ш—116. Клиническая психология / Под ред.М.Перре, У.Бауманна. СПб.: Питер, 2002. С.66—80, 144—166. Тема 2. Патология восприятия Семинар 3 1. Клиническая и психологическая феноменология нарушений восприятия. 2. Психологические подходы к исследованию нарушений восприятия. 3. Методологические аспекты исследования нарушений восприятия. Методики исследования нарушений восприятия. 4.Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия: а) нарушения категориальной структуры восприятия (на примере агнозий и псевдоагнозий); б) роль прошлого опыта в генезе нарушений восприятия; в) нарушения мотивационной (смысловой) регуляции воспри- 5.Нарушения восприятия при разных психических заболеваниях. Литература Основная Бажин Е.Ф., Корнева Т.В., Ломаченков А.С. О состоянии импрессив-ной способности у больных шизофренией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1978. №5. С.711—715. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Ру- ководство для врачей и клинических психологов. М.: МП СИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. С.57-69. Захарова Н.В. Экспериментально-психологический подход к изучению формирования особенностей зрительного восприятия у детей, больных шизофренией // ЭксперИхментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении / Под ред. Ю.Ф.Полякова. М.: Институт психиатрии АМН СССР, 1982. С.89-106. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С.139— 147; или: Зейгарник Б.В. Нарушения восприятия // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. НЛ.Белопольская. М.: УРАО, 1998. С.49—59. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С. Эмоциональная и смысловая регуля- ция восприятия у психопатических личностей возбудимого и истероид- ного круга // Журнал невропатологии, и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1984. №12. С.1815—1823. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Бауманна. СПб.: Питер, 2002. С.688—705. Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизоф- рении. М.: Медицина, 1974. С.29—687. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. СПб.: Питер, 1998. С.22—54. Рубинштейн С.Я. Патология слухового восприятия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 52с; или: Рубинштейн С.Я. Экспериментальное исследова- ние обманов слуха // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. НЛ.Бело- польская. М.: УРАО, 1998. С.59—72. Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.С.Тиганова. М.: Меди- цина, 1999. Т. 1. С.48—52. Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 126с. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С.6—46, 84—94. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.80—116. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997. С.94—109,123— 129, 213—220. Дополнительная Бехтерев В.М. О галлюцинаторном психозе, развивающемся при поражении слуха // Избранные произведения. Л.: Медгиз, 1954. 50с., Войцех Ф.В. Нарушение зрительного восприятия при депрессивных синдромах//Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1980. № 12. С.850-1856. | Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. С.43-47, 65-77. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е.Д.Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 4.1. Схема нейропсихологического исследования Карловская Н.Н. Восприятие эмоций больными шизофренией в зависимости от согласованности информации вербального и невербального каналов общения // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1986. №8. С.1187—1191. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд- во Моск. ун-та, 1991. С.59—74. Тема 3. Патология памяти Cеминар 4. 1Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти. 2Психологические подходы к исследованию нарушений памяти. 3Методологические аспекты исследования нарушений памяти. Методики исследования нарушений памяти. 4Психологические факторы и механизмы нарушений различных форм памяти. 5. Нарушения памяти при разных психических заболеваниях. Литература Основная Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Ру- ководство для врачей и клинических психологов. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. С.69-82. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С.147— 169; или: Зейгарник Б.В. Нарушения памяти // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. НЛ.Белопольская. М.: УРАО, 1998. С.72-96. '* Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Бауманна. СПб.: Питер, 2002. С.712-734. Лонгинова СВ. Исследование мышления больных методом «пиктог- рамм» // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. НЛ.Белопольская. М.: УРАО, 1998. С.96—108. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. СПб.: Питер, 1998. С. 109-128. Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.С.Тиганова. М.: Меди- цина, 1999. Т.1. С.33-34, 66-67. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб.: Речь, 2003.128с. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.160— 173. Дополнительная Зейгарник Б.В. Нарушения памяти // Патопсихология: Хрестоматия / Сост.НЛ.Белопольская. М.: УРАО, 1998. С.72-96. Карвасарский БД. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. С.50— 53, 91—103. Киященко Н.К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С.73—93. Лонгинова СВ., Рубинштейн С.Я. О применении метода «пиктог- рамм» для экспериментального исследования мышления психически больных: Методическое письмо. М.: Институт психиатрии МЗ РСФСР, 1972.55с. | Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е.Д.Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 4.1.Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. С.21— 23; 4.2. Альбом. Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 101с. Тема 4. Патология мышления Семинар 5 1Клиническая и психологическая феноменология нарушений мышления. Классификации нарушений мышления. 2.Психологические подходы к исследованию нарушений мышления. 3.Методологические аспекты исследования нарушений мышления. Методики исследования нарушений мышления. 4.Психологические факторы и механизмы нарушений мышления: а) искажение вероятностной структуры информации как фактор генеза нарушений мышления; б) нарушения мотивационной (смысловой) регуляции мышления. 5. Нарушения мышления при разных психических заболеваниях. Литература Основная Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. С.82-142. Выготский Л. С Нарушение понятий при шизофрении // Избранные психологические труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С.481—497. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С.170— 230; или: Зейгарник Б.В. Нарушения мышления // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. НЛ.Белопольская. М.: УРАО, 1998. С. 108—160. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Бауманна. СПб.: Питер, 2002. С.789—812. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С.7—24. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. СПб.: Питер, 1998. С.54—109, 112—128. Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.С.Тиганова. М.: Меди- цина, 1999. Т. 1. С.46-47,458-463. Херсонский Б.Г., Гильяшева И.Н. Нестандартизованные психодиагностические методики исследования мышления: обеспечение сопоставимости и надежности данных: Методическое пособие. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1995. Дополнительная Зейгарник Б.В. Патология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. 244с. Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как метод оценки умственно- го развития детей: Методические рекомендации. М.: Институт психиат- рии МЗ РСФСР, 1976.97с. * | 1 Карвасарский БД. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. С.47— 50, 77-91. Лонгинова СВ., Рубинштейн С.Я. О применении метода «пиктограмм» для экспериментального исследования мышления психически больных: Методическое письмо. М.: Институт психиатрии МЗ РСФСР, 1972. 55с. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е.Д. Хомской.М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 4.1. Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. С.24— 28; 4.2. Альбом. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб.: Речь, 2003.128с. BleulerE. Руководство по психиатрии. М.: Изд-во независимой пси- хиатрической ассоциации, 1993. С.35—38, 56—67. Тема 5. Аномалии эмоционально-личностной сферы. Семинар 6. 1. Клиническая и психологическая феноменология аномалий эмоционально-личностной сферы.
4. Особенности мотивационно-потребностной сферы пациентов с различными формами душевных расстройств. 5. Особенности самосознания пациентов с различными формами душевных расстройств. Литература Основная Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.С. 142-243. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. С. 175—222. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С.58— 131; или: Зейгарник Б.В. Нарушения личности // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. НЛ.Белопольская. М.: УРАО, 1998. С.163—204. Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: из синопсиса по психиатрии: В 2т. М.: Медицина, 2002. T.l. С.315—464, 587—594, 630- 670. Клиническая психология / Под ред. М.Перрре, У.Бауманна. СПб.: Питер, 2002. С.867-889, 1046-1061, 1078-1112, 1135-1145. Курек КС. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. М.: ИП РАН, 1996. С. 16—52. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. С.39—68, 199—206, 338-342. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. СПб.: Питер, 1998. С.128—140. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 215с. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С.284—321, 338-360. 18 * Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М.: Изд-во ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, 2004. С.66—73 (Расстройства настроения (аффективные расстройства); 73—83 (Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства»; 91—103 (Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте). Дополнительная Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.: Медицина, 1980. С. 132—154. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельно<|ги. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. С.40—96. Исурина Г.Л., Карвасарский БД., цашлыков В.А. и др. Развитие патогенетической концепции неврозов и психотерапии В.Н.Мясищева на современном этапе // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии: Сб. научн. трудов (к 100-летию со дня рождения В.Н.Мясищева) / Под ред. Л.И.Вассермана, Б.Д.Карвасарского, В.К.Мягер. СПб.: Психоневрологический институт им. В.Н.Бехтерева, 1994. С. 100—110. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической ди- агностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. С.62—145. ! Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1980. С. 12—24, 29—58, 123-148. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. С.31—43, 54—65, 103—111. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Баумана. СПб.: Пи- тер, 2002. С.904-948. НаэмДж. Психология и психиатрия в США. М.: Прогресс, 1984. С.5— 132. Тема 7 Нарушения общения, как критерий аномалий эмоционально-личностной сферы . Семинар 7 1.Нарушения общения при психических заболеваниях. 2.Нарушения эмоциональной сферы при психических заболеваниях. 3.Психологические факторы и механизмы возникновения аномалий эмоционально-личностной сферы. 4.Особенности эмоционально-личностной сферы при разных психических заболеваниях. Литература Основная Братусъ Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. С. 175—292. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С58— 131; или: Зейгарник Б.В. // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. НЛ.Бе- лопольская. М.: УРАО, 1998. С. 163—204. * Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция пове- дения в норме и патологии // Психологический журнал. 1983. №2. СЛ22-132. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1980. С. 12—24, 29—58, 123-148. > Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Бауманна. СПб.: Пи- тер, 2002. С828-853, 1046-1061, 1078-1112. | | Кожуховская И. И. Критичность психически больных // Патопси- хология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. М.: УРАО, 1998. С.214-219. 1 Коркина М.В., Цивилько М.А., Соколова Е.Т. и др. Об одном варианте патологии влечений при шизофрении с синдромом нервной анорексии //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1986. №11. С689-1694. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С115—184. Тиганов А.С. Эндогенные депрессии: Вопросы классификации и систематики // Депрессия и коморбидные расстройства / Под ред. А.Б.Сму-левича. М.: Изд-во РАМН, 1997.С. 12-28. Тхостов А.Ш. Депрессия и психология эмоций //Депрессия и комор- бидные расстройства / Под ред. А.Б.Смулевича. М.: Изд-во РАМН, 1997.С.180-200.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С.284—308, 308-321, 338-360. Н Холмогорова А.Б., Гаранян И.Г. Интеграция когнитивного и психо- динамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств // Московский психотерапевтический журнал. 1996. №4. С.112-141. | | Дополнительная Братусъ Б. С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2000. 124с. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.С.40-96. Зейгарник Б.В. Нарушения личности. Нарушения сознания // Пато- психология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. М.: УРАО, 1998. С.163-204, 219-223. 1ч , | Кожуховская И.И. Нарушение критичности у психически больных: Патопсихологическое исследование. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 80с. Коненов М.М., Николаева В.В. Мотивация при шизофрении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 88с Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С. Эмоциональная и смысловая регуля- ция восприятия у психопатических личностей возбудимого и истероид- ного круга // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1984. №12. С.1810-1815. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф. С, Васильева Ю.А. Особенности регуля- ции деятельности психопатических личностей смысловыми (мотиваци- онными) установками // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1985. №12. С.1837—1842. Курек Н. С. Особенности целеобразования у больных шизофренией // Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении / Под ред. Ю.Ф.Полякова. М.: Институт психиатрии АМН СССР, 1982. С. 162—186. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. Щербакова И.П., Хломов Д.Н., Елигулашвили Е.И. Изменение перцеп- тивных компонентов общения при шизофрении // Экспериментально- психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении / Под ред. Ю.Ф.Полякова. М.: Институт психиатрии АМН СССР, 1982. С.186-202. Тема 8. Теоретические проблемы патопсихологии. Семинар 8. 1.Проблема обоснования и описания патопсихологических синдромов. 2.Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях. 3.Значение патопсихологии для решения теоретических вопросов общей психологии и психиатрии. Литература Основная Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С.237— 280. Зейгарник Б.В., Братусъ Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С.5—53. Кудрявцев И.А., Лавринович А.Н., Москаленко Е.П., Сафуанов Ф.С Особенности патопсихологической квалификации результатов экспериментально-психологического исследования в условиях судебно-психиатри-ческой экспертизы: Методические рекомендации. М.: ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, 1985. Николаева В.В. Б.В.Зейгарник и патопсихология // Психологический журнал. 2003.№З.Т.24. С. 13—21. Поляков Ю.Ф. Теоретико-методологические проблемы патопсихологии. Введение // Соколова Е. Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995. С.9—26. Практикум по патопсихологии / Под ред.Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, В.В.Лебединского.М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.36—52. Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.С.Тиганова. М.: Меди цина, 1999. Т.1. С. 139-174. Дополнительная Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. С.6—62. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд- во Моск. ун-та, 1991. С.185-219, 233-238. | Кудрявцев ИЛ. О диагностической информативности некоторых патопсихологических синдромов // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1982. №12. С.1814—181. II. Распределение часов курса по темам разделам и видам.
. Ш. Организация самостоятельной работы студентов. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
Все задания выполняются в письменной форме, и проверяются преподователем. ' ^
^ |