примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ общения
2011 г. Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО) __________ ___060601___Лечебное дело
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»
Разработчики: Лёвина Вера Андреевна, заведующая отделом психологического сопровождения образовательного процесса, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж, г. Екатеринбург
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО) Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г. номер
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. | - ^
| 4 | СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 | - ^
| 8 | Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 10 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ^
1.1. Область применения программы Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060101 Лечебное дело. Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) по специальности 060101 Лечебное дело.
^ общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
^ максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
^ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | ^ | 72 | Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 | в том числе: |
| практические занятия | 42 | Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 | в том числе: |
| индивидуальная домашняя работа (самоанализ): | 8 | проектная деятельность | 6 | отработка компетенций в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность | 10
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
^
^ | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | ^ | Уровень освоения | 1 | 2 | 3 | 4 | Раздел 1. Психология общения |
|
|
| Тема 1.1. Общение как социальный феномен | ^ | 1 | 1 | Понятия «конструктивное общение», «психологический контакт». |
| 3 | 2 | Функции общения. |
| 3 | 3 | Виды и уровни общения. |
| 3 | 4 | Барьеры общения: способы преодоления. |
| 3 | 5 | «Треугольник С. Карпмана»: позиции Жертвы, Агрессора и Спасателя. Коммуникативные паттерны. Понятие манипуляций в общении. |
| 3 | 6 | Способы преодоления. |
| 3 | 7 | Активное слушание. |
| 3 | 8 | Работа с чувствами в коммуникативном процессе |
| 3 | Практические занятия | 8 |
| 1.Коммуникативный тренинг с обучающимися. 2. Отработка навыка активного слушания. |
| ^ | 2 | Анализ результатов наблюдения за проявлением эмоций и чувств в течение недели. |
| ^ | 6 | Наблюдение за проявлением чувств и эмоций у окружающих |
| Тема 1.2. Профессиональное общение медицинского работника | ^ | 1 | 1 | Понятие делового общения |
| 3 | 2 | Особенности профессионального общения медицинского работника. Эмпатия. |
| 3 | 3 | Понятие психологической безопасности. |
| 3 | 4 | Гигиена общения |
| 3 | Практическое занятие | 6 |
| 1. Решение ситуационных задач. 2. Анализ случаев из практики. |
| ^ | 2 | Составление рекомендаций для медицинских работников по общению с пациентами. |
| ^ | 4 | Отработка навыков конструктивного общения в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность |
| Раздел 2. Психология конфликта |
|
| Тема 2.1. Конфликт как универсальное явление | Содержание учебного материала | 1 | 1 | Понятия «конфликт», «медиация». |
| 2 | 2 | Функции конфликта. |
| 2 | 3 | Виды конфликтов. |
| 2 | 4 | Причины возникновения конфликтов. |
| 2 | 5 | Стили разрешения конфликтов. |
| 2 | 6 | Работа с агрессией |
| 2 | Практическое занятие | 6 |
| 1. Тренинг конструктивного разрешения конфликтов с обучающимися. 2. Решение ситуационных задач. |
| ^ | 2 | Анализ конфликта и возможностей его разрешения. |
| ^ | 2 | Анализ конфликтов из жизни и практики |
| Тема 2.2. Конфликт в профессиональной деятельности | ^ | 1 | 1 | Особенности производственных конфликтов. |
| 3 | 2 | Профилактика конфликтов в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность. |
| 3 | Практическое занятие | 4 |
| Решение ситуационных задач |
| ^ | 2 | Составление рекомендаций по работе с конфликтами для конкретной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (с учетом его специфики). |
| ^ | 2 | Анализ рисков возникновения конфликтов в конкретной организации, осуществляющей медицинскую деятельность |
| Раздел 3. Культура профессиональной коммуникации медицинского работника |
|
| Тема 3.1. Реализация индивидуального подхода | Содержание учебного материала | 1 | 1 | Понятие индивидуального подхода. Условия реализации. |
| 3 | 2 | Особенности коммуникации с разными категориями пациентов: дети, лица пожилого возраста, пациенты с хроническими заболеваниями, пациенты на терминальной стадии заболевания. Общение с пациентами, имеющими психические расстройства. |
| 3 | 3 | Общение с родственниками пациентов |
| 3 | Практическое занятие | 4 |
| Анализ случаев из практики |
| ^ | 6 | Отработка навыка конструктивного общения с разными категориями пациентов |
| Тема 3.2. Работа в команде | ^ | 1 | 1 | Понятие команды |
| 3 | 2 | Мультидисциплинарная команда: фазы развития, особенности взаимодействия, принципы сотрудничества |
| 3 | Практическое занятие | 6 |
| Разработка и презентация проекта работы мультидисциплинарной команды с определенной категорией пациентов (по выбору обучающихся) – в мини-группах |
| ^ | 6 | Работа над проектом работы мультидисциплинарной команды |
| Всего: | 72 |
^
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: легко перемещаемые в пространстве столы, стулья, доска. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, колонки, мультимедийные средства обучения (компьютерные презентации, фильмы). ^
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы Основные источники: Бороздина, Г. В. Психология делового общения :учебное пособие / Г. В. Бороздина .- М.:Инфра-М, 2006. Ильин Е.П. психология общения. – СПб.: Питер, 2011-03-18 Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. П. Ильин.-СПб.: Питер,: 2009. Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т. Н. Персикова.– М.: Логос, 2006. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений. – Спб.: СпецЛит, 2005. Шеламова , Г. М. Деловая культура и психология общения :учебное пособте / Г. М. Шеламова .-М.: Академия, 2009.
Дополнительные источники: Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 264 с. Богатырева, Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте / Н.Богатырева // Управление персоналом. - 2008. - №20. - С.77-81. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина. - СПб.: ПИТЕР, 2003. Дмитриева М.Г. Операционные медсестры о своих обязанностях, трудностях, взаимоотношениях с врачами/ М.Г. Дмитриева// Медицинская сестра. - № 6. – 2009. – с.28-31. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учебное пособие для студентов вузов. – 5-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с. Ильин, Е .П. Мотивация общения/ Е. П. Ильин// Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие.– СПб., 2003. Каваиола А.А., Лавендер Н.Д. Ядовитые сотрудники, которые отравляют нам жизнь. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 272 с. (Бизнес-образование). Канина И.Р. Анализ удовлетворенности населении качеством работы сестринского персонала первичного звена на примере городской поликлиники. / И.Р. Канина// Главная медицинская сестра - № 9. – 2009.- с. 34-38. Кукушин, В. С. Психология делового общения: учеб. пособие/ В. С. Кукушин.– М.: ИКП «МарТ» ; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2003 Купер К. Л., Дейв Ф. Дж., О'Драйсколл М. П.. Организационный стресс., 2007 Леонов Н.И. Психология делового общения : учеб. пособие; Рос. акад. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд., стер. - Воронеж : МОДЭК ; Москва : Моск. психол.-соц. ин-т, 2003 Надеждина, В.И. Психология общения. Как вести себя с подчиненными / В.И. Надеждина .-М.: Харвест , 2007. Романова ,Н. Н., Филиппов , А. В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология :словарь. /Н. Н. Романова, А. В. Филиппов .-М.: Флинта, 2009. Самойленко В.В. Этические принципы сестринского дела/В.В. Самойленко// Сестринское дело. - № 1.- 2009. – с.21-23. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с. – («Gaudeamus») . Фабулова Т.А. Особенности работы медсестер по уходу за умирающими больными/Т.А. Фабулова//// Медицинская сестра. - № 8. – 2008. – с.30-33. Интернет – ресурсы: www.medpsy.ru www.lossofsoul.com/ www.psylib.org.ua www.flogiston.ru ^
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися контрольных работ.
^ (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Уметь использовать средства общения в психотерапевтических целях; Уметь давать психологическую оценку личности; Уметь применять приемы психологической саморегуляции. Знать основные задачи и методы психологии; Знать психические процессы и состояния; Знать структуру личности; Знать основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства); Знать психологию медицинского работника; Знать этапы профессиональной адаптации; Знать принципы профилактики эмоционального "выгорания" специалиста; Знать аспекты семейной психологии; Знать психологические основы ухода за умирающим; Знать определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика"и "психотерапия"; Знать особенности психических процессов у здорового и больного человека; Знать функции и средства общения; Знать закономерности общения; Знать приемы психологической саморегуляции; Знать основы делового общения; Знать пути социальной адаптации и мотивации личности. | Решение ситуационных задач. Практикоориентированное обучение (отработка умений в практическом здравоохранении). Проектная деятельность. Индивидуальная самостоятельная работа для самоанализа. Ведение дневника наблюдения за проявлением эмоций и чувств. Составление рекомендаций для практического здравоохранения.
|
|