примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ общения
2011 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО) __________ ___060601___Лечебное дело
Организация-разработчик:
ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»
Разработчики:
Лёвина Вера Андреевна, заведующая отделом психологического сопровождения образовательного процесса, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж, г. Екатеринбург
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
-
^
|
4
|
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5
|
-
^
|
8
|
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
10
|
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
^
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060101 Лечебное дело.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) по специальности 060101 Лечебное дело.
^ общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
^
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
^
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
^
|
72
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
48
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
42
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
24
|
в том числе:
|
|
индивидуальная домашняя работа (самоанализ):
|
8
|
проектная деятельность
|
6
|
отработка компетенций в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность
|
10
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
^
^
|
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
|
^
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1.
Психология
общения
|
|
|
|
Тема 1.1.
Общение как социальный феномен
|
^
|
1
|
1
|
Понятия «конструктивное общение», «психологический контакт».
|
|
3
|
2
|
Функции общения.
|
|
3
|
3
|
Виды и уровни общения.
|
|
3
|
4
|
Барьеры общения: способы преодоления.
|
|
3
|
5
|
«Треугольник С. Карпмана»: позиции Жертвы, Агрессора и Спасателя. Коммуникативные паттерны. Понятие манипуляций в общении.
|
|
3
|
6
|
Способы преодоления.
|
|
3
|
7
|
Активное слушание.
|
|
3
|
8
|
Работа с чувствами в коммуникативном процессе
|
|
3
|
Практические занятия
|
8
|
|
1.Коммуникативный тренинг с обучающимися.
2. Отработка навыка активного слушания.
|
|
^
|
2
|
Анализ результатов наблюдения за проявлением эмоций и чувств в течение недели.
|
|
^
|
6
|
Наблюдение за проявлением чувств и эмоций у окружающих
|
|
Тема 1.2.
Профессиональное общение медицинского работника
|
^
|
1
|
1
|
Понятие делового общения
|
|
3
|
2
|
Особенности профессионального общения медицинского работника. Эмпатия.
|
|
3
|
3
|
Понятие психологической безопасности.
|
|
3
|
4
|
Гигиена общения
|
|
3
|
Практическое занятие
|
6
|
|
1. Решение ситуационных задач.
2. Анализ случаев из практики.
|
|
^
|
2
|
Составление рекомендаций для медицинских работников по общению с пациентами.
|
|
^
|
4
|
Отработка навыков конструктивного общения в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность
|
|
Раздел 2.
Психология
конфликта
|
|
|
Тема 2.1.
Конфликт как универсальное явление
|
Содержание учебного материала
|
1
|
1
|
Понятия «конфликт», «медиация».
|
|
2
|
2
|
Функции конфликта.
|
|
2
|
3
|
Виды конфликтов.
|
|
2
|
4
|
Причины возникновения конфликтов.
|
|
2
|
5
|
Стили разрешения конфликтов.
|
|
2
|
6
|
Работа с агрессией
|
|
2
|
Практическое занятие
|
6
|
|
1. Тренинг конструктивного разрешения конфликтов с обучающимися.
2. Решение ситуационных задач.
|
|
^
|
2
|
Анализ конфликта и возможностей его разрешения.
|
|
^
|
2
|
Анализ конфликтов из жизни и практики
|
|
Тема 2.2.
Конфликт в профессиональной деятельности
|
^
|
1
|
1
|
Особенности производственных конфликтов.
|
|
3
|
2
|
Профилактика конфликтов в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.
|
|
3
|
Практическое занятие
|
4
|
|
Решение ситуационных задач
|
|
^
|
2
|
Составление рекомендаций по работе с конфликтами для конкретной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (с учетом его специфики).
|
|
^
|
2
|
Анализ рисков возникновения конфликтов в конкретной организации, осуществляющей медицинскую деятельность
|
|
Раздел 3.
Культура профессиональной коммуникации медицинского работника
|
|
|
Тема 3.1.
Реализация
индивидуального
подхода
|
Содержание учебного материала
|
1
|
1
|
Понятие индивидуального подхода. Условия реализации.
|
|
3
|
2
|
Особенности коммуникации с разными категориями пациентов: дети, лица пожилого возраста, пациенты с хроническими заболеваниями, пациенты на терминальной стадии заболевания. Общение с пациентами, имеющими психические расстройства.
|
|
3
|
3
|
Общение с родственниками пациентов
|
|
3
|
Практическое занятие
|
4
|
|
Анализ случаев из практики
|
|
^
|
6
|
Отработка навыка конструктивного общения с разными категориями пациентов
|
|
Тема 3.2.
Работа в команде
|
^
|
1
|
1
|
Понятие команды
|
|
3
|
2
|
Мультидисциплинарная команда: фазы развития, особенности взаимодействия, принципы сотрудничества
|
|
3
|
Практическое занятие
|
6
|
|
Разработка и презентация проекта работы мультидисциплинарной команды с определенной категорией пациентов (по выбору обучающихся) – в мини-группах
|
|
^
|
6
|
Работа над проектом работы мультидисциплинарной команды
|
|
Всего:
|
72
|
^
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: легко перемещаемые в пространстве столы, стулья, доска.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, колонки, мультимедийные средства обучения (компьютерные презентации, фильмы).
^
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Бороздина, Г. В. Психология делового общения :учебное пособие / Г. В. Бороздина .- М.:Инфра-М, 2006.
Ильин Е.П. психология общения. – СПб.: Питер, 2011-03-18
Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. П. Ильин.-СПб.: Питер,: 2009.
Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т. Н. Персикова.– М.: Логос, 2006.
Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений. – Спб.: СпецЛит, 2005.
Шеламова , Г. М. Деловая культура и психология общения :учебное пособте / Г. М. Шеламова .-М.: Академия, 2009.
Дополнительные источники:
Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 264 с.
Богатырева, Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте / Н.Богатырева // Управление персоналом. - 2008. - №20. - С.77-81.
Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина. - СПб.: ПИТЕР, 2003.
Дмитриева М.Г. Операционные медсестры о своих обязанностях, трудностях, взаимоотношениях с врачами/ М.Г. Дмитриева// Медицинская сестра. - № 6. – 2009. – с.28-31.
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учебное пособие для студентов вузов. – 5-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
Ильин, Е .П. Мотивация общения/ Е. П. Ильин// Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие.– СПб., 2003.
Каваиола А.А., Лавендер Н.Д. Ядовитые сотрудники, которые отравляют нам жизнь. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 272 с. (Бизнес-образование).
Канина И.Р. Анализ удовлетворенности населении качеством работы сестринского персонала первичного звена на примере городской поликлиники. / И.Р. Канина// Главная медицинская сестра - № 9. – 2009.- с. 34-38.
Кукушин, В. С. Психология делового общения: учеб. пособие/ В. С. Кукушин.– М.: ИКП «МарТ» ; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2003
Купер К. Л., Дейв Ф. Дж., О'Драйсколл М. П.. Организационный стресс., 2007
Леонов Н.И. Психология делового общения : учеб. пособие; Рос. акад. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд., стер. - Воронеж : МОДЭК ; Москва : Моск. психол.-соц. ин-т, 2003
Надеждина, В.И. Психология общения. Как вести себя с подчиненными / В.И. Надеждина .-М.: Харвест , 2007.
Романова ,Н. Н., Филиппов , А. В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология :словарь. /Н. Н. Романова, А. В. Филиппов .-М.: Флинта, 2009.
Самойленко В.В. Этические принципы сестринского дела/В.В. Самойленко// Сестринское дело. - № 1.- 2009. – с.21-23.
Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с. – («Gaudeamus») .
Фабулова Т.А. Особенности работы медсестер по уходу за умирающими больными/Т.А. Фабулова//// Медицинская сестра. - № 8. – 2008. – с.30-33.
Интернет – ресурсы:
www.medpsy.ru
www.lossofsoul.com/
www.psylib.org.ua
www.flogiston.ru
^
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися контрольных работ.
^
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Уметь использовать средства общения в психотерапевтических целях;
Уметь давать психологическую оценку личности;
Уметь применять приемы психологической саморегуляции.
Знать основные задачи и методы психологии;
Знать психические процессы и состояния;
Знать структуру личности;
Знать основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);
Знать психологию медицинского работника;
Знать этапы профессиональной адаптации;
Знать принципы профилактики эмоционального "выгорания" специалиста;
Знать аспекты семейной психологии;
Знать психологические основы ухода за умирающим;
Знать определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика"и "психотерапия";
Знать особенности психических процессов у здорового и больного человека;
Знать функции и средства общения;
Знать закономерности общения;
Знать приемы психологической саморегуляции;
Знать основы делового общения;
Знать пути социальной адаптации и мотивации личности.
|
Решение ситуационных задач.
Практикоориентированное обучение (отработка умений в практическом здравоохранении).
Проектная деятельность.
Индивидуальная самостоятельная работа для самоанализа.
Ведение дневника наблюдения за проявлением эмоций и чувств.
Составление рекомендаций для практического здравоохранения.
|
|