Примерная программа учебной дисциплины психология общения 2011 г icon

Примерная программа учебной дисциплины психология общения 2011 г





Скачать 163.72 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины психология общения 2011 г
Дата29.06.2013
Размер163.72 Kb.
ТипПримерная программа
примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ПСИХОЛОГИЯ общения


2011 г.

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО) __________ ___060601___Лечебное дело


Организация-разработчик:

ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»


Разработчики:

Лёвина Вера Андреевна, заведующая отделом психологического сопровождения образовательного процесса, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж, г. Екатеринбург


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

номер


СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ^

    ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5
  1. ^

    условия реализации примерной программы учебной дисциплины


8
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


10



1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

^ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ


1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060101 Лечебное дело.

Примерная программа  учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) по специальности 060101 Лечебное дело.


^ 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • взаимосвязь общения и деятельности;

  • цели, функции, виды и уровни общения;

  • роли и ролевые ожидания в общении;

  • виды социальных взаимодействий;

  • механизмы взаимопонимания в общении;

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • этические принципы общения;

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.


^ 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.


^ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

^ Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:




практические занятия

42

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:




индивидуальная домашняя работа (самоанализ):

8

проектная деятельность

6

отработка компетенций в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность

10


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



^

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»





^ Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

^ Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Психология

общения










Тема 1.1.

Общение как социальный феномен

^ Содержание учебного материала

1

1

Понятия «конструктивное общение», «психологический контакт».




3

2

Функции общения.




3

3

Виды и уровни общения.




3

4

Барьеры общения: способы преодоления.




3

5

«Треугольник С. Карпмана»: позиции Жертвы, Агрессора и Спасателя. Коммуникативные паттерны. Понятие манипуляций в общении.




3

6

Способы преодоления.




3

7

Активное слушание.




3

8

Работа с чувствами в коммуникативном процессе




3

Практические занятия

8




1.Коммуникативный тренинг с обучающимися.

2. Отработка навыка активного слушания.




^ Контрольная работа

2

Анализ результатов наблюдения за проявлением эмоций и чувств в течение недели.




^ Самостоятельная работа обучающихся

6

Наблюдение за проявлением чувств и эмоций у окружающих




Тема 1.2.

Профессиональное общение медицинского работника

^ Содержание учебного материала

1

1

Понятие делового общения




3

2

Особенности профессионального общения медицинского работника. Эмпатия.




3

3

Понятие психологической безопасности.




3

4

Гигиена общения




3

Практическое занятие

6




1. Решение ситуационных задач.

2. Анализ случаев из практики.




^ Контрольная работа

2

Составление рекомендаций для медицинских работников по общению с пациентами.




^ Самостоятельная работа обучающихся

4

Отработка навыков конструктивного общения в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность




Раздел 2.

Психология

конфликта







Тема 2.1.

Конфликт как универсальное явление

Содержание учебного материала

1

1

Понятия «конфликт», «медиация».




2

2

Функции конфликта.




2

3

Виды конфликтов.




2

4

Причины возникновения конфликтов.




2

5

Стили разрешения конфликтов.




2

6

Работа с агрессией




2

Практическое занятие

6




1. Тренинг конструктивного разрешения конфликтов с обучающимися.

2. Решение ситуационных задач.




^ Контрольная работа

2

Анализ конфликта и возможностей его разрешения.




^ Самостоятельная работа обучающихся

2

Анализ конфликтов из жизни и практики




Тема 2.2.

Конфликт в профессиональной деятельности

^ Содержание учебного материала

1

1

Особенности производственных конфликтов.




3

2

Профилактика конфликтов в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.




3

Практическое занятие

4




Решение ситуационных задач




^ Контрольная работа

2

Составление рекомендаций по работе с конфликтами для конкретной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (с учетом его специфики).




^ Самостоятельная работа обучающихся

2

Анализ рисков возникновения конфликтов в конкретной организации, осуществляющей медицинскую деятельность




Раздел 3.

Культура профессиональной коммуникации медицинского работника







Тема 3.1.

Реализация

индивидуального

подхода

Содержание учебного материала

1

1

Понятие индивидуального подхода. Условия реализации.




3

2

Особенности коммуникации с разными категориями пациентов: дети, лица пожилого возраста, пациенты с хроническими заболеваниями, пациенты на терминальной стадии заболевания. Общение с пациентами, имеющими психические расстройства.




3

3

Общение с родственниками пациентов




3

Практическое занятие

4




Анализ случаев из практики




^ Самостоятельная работа обучающихся

6

Отработка навыка конструктивного общения с разными категориями пациентов




Тема 3.2.

Работа в команде

^ Содержание учебного материала

1

1

Понятие команды




3

2

Мультидисциплинарная команда: фазы развития, особенности взаимодействия, принципы сотрудничества




3

Практическое занятие

6




Разработка и презентация проекта работы мультидисциплинарной команды с определенной категорией пациентов (по выбору обучающихся) – в мини-группах




^ Самостоятельная работа обучающихся

6

Работа над проектом работы мультидисциплинарной команды




Всего:

72



^

3. условия реализации программы дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: легко перемещаемые в пространстве столы, стулья, доска.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, колонки, мультимедийные средства обучения (компьютерные презентации, фильмы).
^

3.2. Информационное обеспечение обучения



Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бороздина,   Г. В. Психология делового общения  :учебное пособие / Г. В. Бороздина .- М.:Инфра-М,   2006.  

  2. Ильин Е.П. психология общения. – СПб.: Питер, 2011-03-18

  3. Ильин, Е. П.   Психология общения и межличностных отношений  / Е.П. П. Ильин.-СПб.:   Питер,: 2009.

  4. Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т. Н. Персикова.– М.: Логос, 2006.

  5. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

  6. Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений. – Спб.: СпецЛит, 2005.

  7. Шеламова ,  Г. М.   Деловая культура и психология общения :учебное пособте /  Г. М. Шеламова .-М.:    Академия,   2009.


Дополнительные источники:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 264 с.

  2. Богатырева, Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте / Н.Богатырева // Управление персоналом. - 2008. - №20. - С.77-81.

  3. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина. - СПб.: ПИТЕР, 2003.

  4. Дмитриева М.Г. Операционные медсестры о своих обязанностях, трудностях, взаимоотношениях с врачами/ М.Г. Дмитриева// Медицинская сестра. - № 6. – 2009. – с.28-31.

  5. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учебное пособие для студентов вузов. – 5-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

  6. Ильин, Е .П. Мотивация общения/ Е. П. Ильин// Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие.– СПб., 2003.

  7. Каваиола А.А., Лавендер Н.Д. Ядовитые сотрудники, которые отравляют нам жизнь. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 272 с. (Бизнес-образование).

  8. Канина И.Р. Анализ удовлетворенности населении качеством работы сестринского персонала первичного звена на примере городской поликлиники. / И.Р. Канина// Главная медицинская сестра - № 9. – 2009.- с. 34-38.

  9. Кукушин, В. С. Психология делового общения: учеб. пособие/ В. С. Кукушин.– М.: ИКП «МарТ» ; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2003

  10. Купер К. Л., Дейв Ф. Дж., О'Драйсколл М. П.. Организационный стресс., 2007

  11. Леонов Н.И. Психология делового общения : учеб. пособие; Рос. акад. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд., стер. - Воронеж : МОДЭК ; Москва : Моск. психол.-соц. ин-т, 2003

  12. Надеждина,   В.И. Психология общения. Как вести себя с подчиненными / В.И. Надеждина  .-М.:  Харвест ,  2007.  

  13. Романова ,Н. Н., Филиппов ,  А. В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология  :словарь. /Н. Н. Романова, А. В. Филиппов .-М.: Флинта,  2009. 

  14. Самойленко В.В. Этические принципы сестринского дела/В.В. Самойленко// Сестринское дело. - № 1.- 2009. – с.21-23.

  15. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с. – («Gaudeamus») .

  16. Фабулова Т.А. Особенности работы медсестер по уходу за умирающими больными/Т.А. Фабулова//// Медицинская сестра. - № 8. – 2008. – с.30-33.



Интернет – ресурсы:

  1. www.medpsy.ru

  2. www.lossofsoul.com/

  3. www.psylib.org.ua

  4. www.flogiston.ru
^




4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины



Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися контрольных работ.


^ Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь использовать средства общения в психотерапевтических целях;

Уметь давать психологическую оценку личности;

Уметь применять приемы психологической саморегуляции.

Знать основные задачи и методы психологии;

Знать психические процессы и состояния;

Знать структуру личности;

Знать основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);

Знать психологию медицинского работника;

Знать этапы профессиональной адаптации;

Знать принципы профилактики эмоционального "выгорания" специалиста;

Знать аспекты семейной психологии;

Знать психологические основы ухода за умирающим;

Знать определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика"и "психотерапия";

Знать особенности психических процессов у здорового и больного человека;

Знать функции и средства общения;

Знать закономерности общения;

Знать приемы психологической саморегуляции;

Знать основы делового общения;

Знать пути социальной адаптации и мотивации личности.

Решение ситуационных задач.

Практикоориентированное обучение (отработка умений в практическом здравоохранении).

Проектная деятельность.

Индивидуальная самостоятельная работа для самоанализа.

Ведение дневника наблюдения за проявлением эмоций и чувств.

Составление рекомендаций для практического здравоохранения.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины психология общения 2011 г iconПримерная программа учебной дисциплины математика 2011 г

Примерная программа учебной дисциплины психология общения 2011 г iconПримерная программа учебной дисциплины основы патологии и первая медицинская помощь 2011 г

Примерная программа учебной дисциплины психология общения 2011 г iconПримерная программа учебной дисциплины зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда и техники

Примерная программа учебной дисциплины психология общения 2011 г iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной

Примерная программа учебной дисциплины психология общения 2011 г iconРабочая программа учебной дисциплины клиническая фармакология (наименование учебной дисциплины)
Ученым советом гбоу впо волггму минздравсоцразвития России 2011 г., Протокол №
Примерная программа учебной дисциплины психология общения 2011 г iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология,
Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Дифференциальная психология», 031000 «Педагогика...
Примерная программа учебной дисциплины психология общения 2011 г iconПримерная программа учебной дисциплины основы неврологии

Примерная программа учебной дисциплины психология общения 2011 г iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г

Примерная программа учебной дисциплины психология общения 2011 г iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 03. Анатомия и физиология человека

Примерная программа учебной дисциплины психология общения 2011 г iconПримерная программа учебной дисциплины основы философии 2011г

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы