Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология, специалитет icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология, специалитет





Скачать 402.59 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология, специалитет
с.н. Яньшин
Дата31.03.2013
Размер402.59 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Факультет психологии


Кафедра общей и социальной психологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




031000 – Педагогика и психология, специалитет

Факультет психологии, 3-й курс, 5-й семестр


Самара - 2007

Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Дифференциальная психология», 031000 «Педагогика и психология», специалитет. Факультет психологии, 3-й курс, 5-й семестр.   Самара, 2007, СФ МГПУ,   32  с.





© СФ МГПУ, 2007

Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Факультет психологии


Кафедра общей и социальной психологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

^

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




Часть I. Учебная программа дисциплины


031000 – Педагогика и психология, специалитет

Факультет психологии, 3-й курс, 5-й семестр


Самара – 2007




Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании Ученого совета Самарского филиала ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», протокол №1 от 30.08.2007 г.


Составитель - профессор, д.пс.н. Яньшин П.В.


Рабочая программа является частью УМКД «Дифференциальная психология»


© СФ МГПУ, 2007

^ Пояснительная записка

Программа соответствует ГОС ВПО 2000 г. 031000 – Педагогика и психология.

Определена в разделе «Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом».

Общее количество часов на дисциплину – 60.


Цель дисциплины – сформировать у студентов понятие о предмете дифференциальной психологии и ознакомить с содержанием классических и современных теорий индивидуальных различий. Попутно, на примере этих теорий, студенты знакомятся с основными экспериментальными моделями исследований в этой области. Первоочередными задачами курса является изложение основных зарубежных и отечественных теорий темперамента, характера, структуры способностей человека.

С одной стороны, дифференциальная психология изучает причины и закономерности возникновения и развития индивидуальных психологических особенностей, что отражает задачи научного объяснения существования индивидуальных различий. С другой стороны, ее задачей является классификация психологических признаков, их дифференциации и типологизация, что делает дифференциальную психологию основой психодиагностики. В соответствии с этим в задачу курса входит 1) ознакомление студентов с разнообразными теориями происхождения индивидуальных различий и 2) с конкретными методами их обнаружения и измерения.

^ Место курса в основной образовательной программе

Несмотря на традиционное тяготение отечественной школы психологии индивидуальных различий к поиску их причин в нейрофизиологических механизмах (что по сути является задачей дифференциальной психофизиологии), дифференциальная психология имеет свой специфический предмет и методы исследования. В качестве специфического метода дифференциальной психологии выступают методы психодиагностики и психологический эксперимент. Предметом дифференциальной психологии являются индивидуальные психологические различия между людьми, традиционно относимые к области темперамента, характера, мотивации и способностей. Поскольку существует самостоятельный курс «Психология мотивации», эта тематика в представленном курсе не рассматривается, но частично освещается в курсе «Психология личности» как имеющая непосредственное отношение к механизмам регуляции поведения и деятельности.

Методологической основой курса является: 1) представление о психике как высшем уровне интеграции и регуляции поведения, что определяет несводимость психических проявлений к физиологическим механизмам и закономерностям; 2) учение о развитии высших психических функциях как основа понимания специфики историко-культурной эволюции человека, в том числе и процесса закрепления индивидуальных особенностей; 3) рассмотрение предмета психологии индивидуальных различий как определившегося в рамках механистического этапа становления психологии личности (человек как объект стандартизации и управления), и потому не дающего полного представления о механизмах развития и существования личности.

Содержание курса опирается и углубляет некоторые разделы курса «Общая психология». Дисциплина связана с курсом «Психология личности». Знания, полученные по дисциплине «Дифференциальная психология» используются в курсе «Психодиагностика», «Основы психологического консультирования».

^ Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся.

Студенты должны освоить содержание курса «Основы общей психологии».

Требования к освоению курса дисциплины

Студент должен знать:

  • различные подходы к определению предмета психологии личности;

  • различные экспериментальные модели исследований в области психологии индивидуальных различий;

  • классификацию индивидных свойств человека;

  • классические и современные теории темперамента;

  • классические и современные классификации характера;

  • классические и современные теории интеллекта;

  • конкретные результаты научных исследований в области психологии темперамента, характера и способностей;

  • закономерности влияния индивидуальных различий на протекание деятельности, процесс усвоения знаний, адаптацию человека и отклонения в поведении.

Студент должен уметь:

  • ориентироваться в многообразии формулировок понятий «темперамент», «характер», «способностей»;

  • различать типы конституции по Э.Кречмеру в связи с соответствующими особенностями темперамента и характера;

  • ориентироваться в диагностических признаках акцентуаций характера по К.Леонгарду/

Студент должен иметь представление:

  • о предметной области дифференциальной психологии в сравнении со смежными областями естествознания/


^ Основное содержание разделов и тем в порядке их освоения:

1. Многообразие подходов к определению понятия «личность». Объект дифференциальной психологии. Дифференциальная психология как выражение традиционного подхода в психологии личности. Предмет дифференциальной психологии. Различие методологических оснований выделения предмета дифференциальной психологии от таковых в психофизиологии, дифференциальной психофизиологии и психогенетики. «Биологизаторский» и «социологизаторский» подход к объяснению причин индивидуальных различий. Критика физиологически-редукционистского подхода в объяснении причин индивидуальных различий человека. Традиционный подход к выделению «личностных» характеристик: С.Л.Рубинштейн, Г.Ю.Айзенк, Р.Мейли, А.Томас. Определение понятий «индивид» и «личность» в отечественной психологии. Схема анализа личности (А.Н.Леонтьев). Индивидные предпосылки развития личности (Б.Г.Ананьев).

^ 2. Классификация традиционных стратегий к исследованию личности (А.Г. Асмолов): «Конституционально-антропометрическая»; «Факторная»; «Блочная»; «Мотивационно-динамическая»; «Поведенческо-интеракционистская».

^ 3. Классификация подходов к изучению темперамента. Вклад И.П. Павлова в теорию индивидуальных различий и его критика с позиции современных представлений о соотношении физиологических и психологических аспектов индивидуальности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын). Теория темперамента Я. Стреляу. Концепция свойств темперамента В.Д. Небылицына и Г.Ю. Айзенка и их гипотезы о физиологических и анатомических основах темперамента. Современное решение проблемы структуры темперамента на примере концепции М.В. Русалова. Факторный подход к исследованию структуры темперамента и личности (Дж. Гилфорд, К. Лоуэлл, Л. Тэрстон, Р. Кеттел). Гуморальные теории темперамента (Э.Кречмер, У.Шелдон). Факторный подход к исследованию структуры темперамента и личности (Дж. Гилфорд, К. Лоуэлл, Л.Тэрстон). Основные положения факторного подхода (Р. Кеттел).

^ 4. Теоретическое и экспериментальное обоснования концепции индивидуального стиля деятельности (В.С. Мерлин, Е.А.Климов), индивидуальный стиль учебной деятельности (А.К.Байметов и др.). Влияние темперамента на формирование отклоняющегося поведения (А.Томас).

^ 5. Характер: определение, структура, закономерномти формирования. Теория акцентуированных личностей К. Леонгарда и А.Е. Личко. Другие типологии характера.

^ 6. Интеллект и способности. История измерения интеллекта. Концепция способностей Б.М. Теплова. Соотношение понятий «интеллект» и «мышление». Природа интеллекта (А. Анастази). Двухфакторная теория интеллекта. Многофакторная и иерархическая теории интеллекта. Кубическая модель структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Проблема связи темперамента и способностей.

Список рекомендованной литературы

Основная:

  1. Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. М., 1982. С.8-14. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.13-19.

  2. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С. 66-180.

  3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности / Учебно-методическое пособие. М., МГУ, 1986. Гл.6. С.52-66. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ 1990 (или последующие переиздания).

  4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика Многостороннего исследования Личности (в клинической медицине и психогигиене). М.: Медицина, 1976 и след. С. 36-112.

  5. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология конституциональных различий У.Шелдона. // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 456-460.

  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна Вита, 1995.

  7. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.

  8. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.219-247. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 425-455.

  9. Левонтин Р. Умственные способности // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 273-293.

  10. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 304-312.

  11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989 (либо последующие издания).

  12. Леонгард К. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.12-101. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 585-663.

  13. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 92-97.

  14. Личко А.Е. Определение понятий «психопатии» и «акцентуации характера» // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.664-666

  15. Личко А.Е. Типы психопатий // Психология индивидуальных различий... С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 667-753.

  16. Мейли Р. Факторный анализ личности / Психология индивидуальных различий. Тексты. М., МГУ, 1982. С.84-100. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 215-233.

  17. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.:Просвещение,1985. С. 7-57.

  18. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.:Просвещение, 1985. С.18-61.

  19. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.39-52. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 179-193.

  20. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.39-52. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 352-359.

  21. Общая психодиагностика // А.А.Бодалев и В.В.Столин (ред.). М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 135-154.

  22. Общая психодиагностика / А.А.Бодалев и В.В.Столин (ред.). М, Изд-во МГУ, 1987. С.117-119; 120-128. (Гл. 4).

  23. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека// Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.21-23. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 160-162.

  24. Психология и психоанализ характера / Сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Бахрах, 1997 (или последующие переиздания).

  25. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М.: «Смысл», 1992.

  26. Собчик Л.Н. Стандартизованный Многофакторный Метод Исследоапния Личности (СМИЛ). Методическое руководство. М., 1990 и след.

  27. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: «Прогресс», 1982.

  28. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методы их определения // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.24-31. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.163-171.

  29. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.32-38. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 172-178.

  30. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.129-139. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 262-272.

  31. Типологическая модель К. Леонгарда // Психология и психоанализ характера / Сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Бахрах, 1997 (или последующие переиздания). С. 332-416.

  32. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 461-471.

Дополнительная:

  1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, Per Se, 2000.

  2. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. 1997.

  3. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону, 1


Примерная тематика докладов, рефератов, контрольных и
курсовых работ


  1. Индивидные свойства человека как продукт эволюции.

  2. Типологии личности: сравнительный анализ.

  3. Пол и характер.

  4. Принципы диагностики акцентуаций характера.

  5. Типы акцентуаций по К.Леонгарду.

  6. Функциональная асимметрия мозга как предпосылка характеристических особенностей человека.

  7. Характер: определение, процесс формирования.

  8. Соотношение свойств темперамента и способностей.

  9. Индивид и личность: критерии разделения понятий. Проблема соотношения биологического и социального в человеке.

  10. Половые особенности человека как предмет психологии индивидуальных различий.

  11. Возрастные особенности человека как предмет психологии индивидуальных различий.



^

Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Самарский филиал


^ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет психологии


Кафедра общей и социальной психологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

^

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




Часть II. Рабочая программа дисциплины

для очной формы обучения


031000 – Педагогика и психология. Специалист

Факультет психологии

3-й курс, 5-й семестр

Форма обучения очная

Лекций 24 часов

Семинары 4 часа

Зачет

Всего 56 часов


Самара, 2007


Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании Ученого совета Самарского филиала ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», протокол №1 от 30.08.2007 г.


Составитель - профессор, д.пс.н. Яньшин П.В.


Рабочая программа является частью УМКД «Дифференциальная психология»


© СФ МГПУ, 2007

Тематический план курса

Лекции:

^ 1. Введение в содержание курса «Дифференциальная психология». Дифференциальная психология как выражение традиционного подхода в психологии личности. Предмет дифференциальной психологии. Различие методологических оснований выделения предмета дифференциальной психологии от таковых в психофизиологии, дифференциальной психофизиологии и психогенетики. Подход к выделению «личностных» характеристик: С.Л.Рубинштейн, Г.Ю.Айзенк, Р.Мейли, А.Томас. Определение понятий «индивид» и «личность» в отечественной психологии.

Литература:

  1. Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. М., 1982. С.8-14. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.13-19.

  2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности / Учебно-методическое пособие. М., МГУ, 1986. Гл.6. С.52-66

  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ 1990 (или последующие переиздания).

  4. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, Per Se, 2000.

^ 2. Традиционный подход к выделению «личностных» характеристик и классические стратегии их исследования. Классификация традиционных стратегий к исследованию личности (А.Г. Асмолов): «Конституционально-антропометрическая»; «Факторная»; «Блочная»; «Мотивационно-динамическая»; «Поведенческо-интеракционистская». Схема анализа личности (А.Н.Леонтьев). Индивидные предпосылки развития личности (Б.Г.Ананьев).

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ 1990 (или последующие переиздания).

  2. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий... С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 92-97.

3. Темперамент. Классификация подходов к изучению, исторический обзор теорий. Вклад И.П. Павлова в теорию индивидуальных различий и его критика с позиции современных представлений о соотношении физиологических и психологических аспектов индивидуальности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын). Теория темперамента Я. Стреляу.

Литература:

  1. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий... С.39-52. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 179-193.

  2. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: «Прогресс», 1982.

  3. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методы их определения // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.24-31. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.163-171.

  4. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.32-38. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 172-178.

^ 4. Концепция свойств темперамента (П.К. Анохин, В.Д.Небылицын и М.В.Русалов).

Литература:

  1. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.39-52. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 352-359.

  2. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М.: «Смысл», 1992.

^ 5. Факторный подход к исследованию структуры темперамента и личности (Дж. Гилфорд, К. Лоуэлл, Л.Тэрстон, Г.Айзенк, Р.Кеттел).

Литература:

  1. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: «Прогресс», 1982.

  2. Мейли Р. Факторный анализ личности / Психология индивидуальных различий. Тексты. М., МГУ, 1982. С.84-100. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 215-233.

  3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.:Просвещение,1985. С. 7-57.

  4. Общая психодиагностика / А.А.Бодалев и В.В.Столин (ред.). М, Изд-во МГУ, 1987. С.117-119; 120-128. (Гл. 4).

^ 6. Гуморальные теории темперамента и характера (Э.Кречмер, У.Шелдон).

7. Гуморальные теории темперамента и характера (Окончание).

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология конституциональных различий У.Шелдона (резюме). // Психология индивидуальных различий. С.248-251. М.,МГУ, 1982. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 456-460.

  2. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.

  3. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.219-247. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 425-455.

  4. Типологическая модель Э.Кречмера // Психология и психоанализ характера / Сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Бахрах, 1997 (или последующие переиздания).

^ 8. Теоретическое и экспериментальное обоснования концепции индивидуального стиля деятельности (В.С.Мерлин, Е.А.Климов, А.К.Байметов и др.)

Литература:

  1. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 140-144.

  2. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: «Прогресс», 1982.

  3. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.32-38. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 172-178.

^ 9. Влияние темперамента на формирование отклоняющегося поведения (А.Томас).

Литература:

  1. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: «Прогресс», 1982.

10. Характер. Теория акцентуированных личностей К.Леонгарда и А.Е. Личко.

Литература:

  1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989 (либо последующие издания).

  2. Леонгард К. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.12-101. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 585-663.

  3. Типологическая модель К. Леонгарда // Психология и психоанализ характера / Сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Бахрах, 1997 (или последующие переиздания). С. 332-416.

  4. Личко А.Е. Определение понятий «психопатии» и «акцентуации характера» // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.664-666

  5. Личко А.Е. Типы психопатий // Психология индивидуальных различий... С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 667-753.

^ 11. Интеллект и способности. Концепция способностей В.М.Теплова. Западный подход к определению интеллекта: А.Анастази.

Литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С. 66-180.

  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна Вита, 1995.

  3. Общая психодиагностика // А.А.Бодалев и В.В.Столин (ред.). М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 135-154.

  4. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.129-139. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 262-272.

^ 12. Теории структуры способностей (Ч.Спирмен, Т.Л.Кеттел, Л.Терстон). Кубическая модель структуры интеллекта Дж.Гилфорда.

Литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С. 66-180.

Темы семинарско-практических занятий

Семинар 1. Введение в содержание курса: психология индивидуальных различий как теоретический и прикладной аспект психологии личности;

  1. Западный подход к определению и исследованию причин индивидуальных различий.

  2. Общая характеристика методов дифференциальной психологии.

  3. Проблема соотношения биологического и социального в личности.

  4. Личность, индивидуальность, индивидные (антропологические) свойства человека.

Литература к занятию:

  1. Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. М., 1982. С.8-14. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.13-19.

  2. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий... С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 92-97.

  3. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий... С.39-52. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 179-193.

Семинар 2. Нейродинамический подход к объяснению особенностей темперамента

  1. Западный подход к определению и исследованию причин индивидуальных различий.

  2. Гипотеза И.П. Павлова о соотношении типов ВНД и темперамента.

  3. Развитие и критика гипотезы И.П. Павлова Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным.

  4. Общие и частные свойства ВНД

  5. Синтетический и аналитический подходы к изучению индивидуальных различий.

Литература к занятию:

  1. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека// Психология индивидуальных различий... С.21-23. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 160-162.

  2. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий... С.39-52. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 179-193.

  3. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методы их определения // Психология индивидуальных различий... С.24-31. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.163-171.

  4. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий...С.32-38. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 172-178.

Семинар 3. Типология строения тела и характера Э. Кречмера

  1. Общая характеристика этапов исследования Э.Кречмера.

  2. Характеристика телесных конституций (пикник, астеник, атлетик).

  3. Характеристика психологических особенностей циклоидов и шизоидов

Литература к теме:

  1. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.

  2. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.219-247. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 425-455.

Семинар 4. Проблема соотношения особенностей тела и характера в работах У.Шелдона. Соматотипирование.

  1. Общая характеристика этапов исследования У.Шелдона.

  2. Соматотип и процедура соматотипирования.

  3. Отличие подхода У.Шелдона к понятию «тип» от подхода Э.Кречмера.

  4. Типология характеров У.Шелдона.

  5. Практическая отработка процедуры соматотипирования в тройках студентов.

  6. Демонстрация характерных представителей соматотипов.

Литература к занятию:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология конституциональных различий У.Шелдона. // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 456-460.

  2. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 461-471.


Семинар 5. Факторный подход к исследованию личности.

  1. Факторный подход к исследованию темперамента и личности.

  2. Типы данных (L, T, Q), используемых в факторном подходе.

  3. Проблема интерпретации факторной структуры и психологического содержания факторов.

  4. Знакомство с процедурой получения 16-ЛФ Р. Кеттела.

Литература к теме:

  1. Мейли Р. Факторный анализ личности / Психология индивидуальных различий. Тексты. М., МГУ, 1982. С.84-100. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 215-233.

  2. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.:Просвещение,1985. С. 7-57.

  3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.:Просвещение, 1985. С.18-61.


Семаинар 6. Проблема интеллекта и способностей

  1. Западный подход к исследованию интеллекта (А.Анастази. Психологическое тестирование).

  2. Критика несостоятельности западного подхода к объяснению IQ наследственными факторами (Р.Левонтин).

  3. Концепция способностей Б.М. Теплова.

  4. Характеристики одаренных детей (Н.С.Лейтес)

Литература к теме:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Т.1.

  2. Левонтин Р. Умственные способности // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 273-293.

Виды учебной работы

Вид занятий

Всего

час.

Семестры

Всего аудиторных занятий

28

5










Лекции

24

5










Практические занятия (семинары)

4

5










Лабораторные занятия
















Самостоятельная работа, всего

28













Курсовая работа
















Контрольная работа
















Реферат (доклад), конспект


































Всего по дисциплине

72













Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)

зачет













Список рекомендованной литературы

Основная:

  1. Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. М., 1982. С.8-14. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.13-19.

  2. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С. 66-180.

  3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности / Учебно-методическое пособие. М., МГУ, 1986. Гл.6. С.52-66. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ 1990 (или последующие переиздания).

  4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика Многостороннего исследования Личности (в клинической медицине и психогигиене). М.: Медицина, 1976 и след. С. 36-112.

  5. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология конституциональных различий У.Шелдона. // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 456-460.

  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна Вита, 1995.

  7. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.

  8. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.219-247. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 425-455.

  9. Левонтин Р. Умственные способности // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 273-293.

  10. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 304-312.

  11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989 (либо последующие издания).

  12. Леонгард К. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.12-101. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 585-663.

  13. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 92-97.

  14. Личко А.Е. Определение понятий «психопатии» и «акцентуации характера» // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.664-666

  15. Личко А.Е. Типы психопатий // Психология индивидуальных различий... С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 667-753.

  16. Мейли Р. Факторный анализ личности / Психология индивидуальных различий. Тексты. М., МГУ, 1982. С.84-100. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 215-233.

  17. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.:Просвещение,1985. С. 7-57.

  18. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.:Просвещение, 1985. С.18-61.

  19. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.39-52. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 179-193.

  20. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.39-52. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 352-359.

  21. Общая психодиагностика // А.А.Бодалев и В.В.Столин (ред.). М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 135-154.

  22. Общая психодиагностика / А.А.Бодалев и В.В.Столин (ред.). М, Изд-во МГУ, 1987. С.117-119; 120-128. (Гл. 4).

  23. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека// Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.21-23. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 160-162.

  24. Психология и психоанализ характера / Сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Бахрах, 1997 (или последующие переиздания).

  25. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М.: «Смысл», 1992.

  26. Собчик Л.Н. Стандартизованный Многофакторный Метод Исследоапния Личности (СМИЛ). Методическое руководство. М., 1990 и след.

  27. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: «Прогресс», 1982.

  28. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методы их определения // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.24-31. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.163-171.

  29. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.32-38. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 172-178.

  30. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.129-139. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 262-272.

  31. Типологическая модель К. Леонгарда // Психология и психоанализ характера / Сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Бахрах, 1997 (или последующие переиздания). С. 332-416.

  32. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 461-471.

Дополнительная:

  1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, Per Se, 2000.

  2. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. 1997.

  3. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону, 1994.

Требование к зачету

Зачет проводится в тестовой форме.

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Предмет дифференциальной психологии в сопоставлении со смежными науками.

  2. Индивид и личность: критерии разделения понятий. Проблема соотношения биологического и социального в человеке.

  3. Схема индивидных свойств по Б.Г.Ананьеву.

  4. Концепция индивидуальных различий характеров Э.Кречмера.

  5. Концепция индивидуальных различий характера У.Шелдона.

  6. Диатетическая и психэстетическая пропорция в учении Э.Кречмера.

  7. Основные черты циклотимиков по Э.Кречмеру.

  8. Основные черты шизотимиков во Э.Кречмеру.

  9. Критика концепции Э.Кречмера и У.Шелдона.

  10. Значение трудов И.П.Павлова в изучении свойств нервной системы. Критика.

  11. Соотношение между нейродинамическими характеристиками силы и чувствительности нервной системы.

  12. Базовые типы реагирования по Г.Айзенку, их предположительное нейродинамическое обоснование.

  13. Структура темперамента по В.Д.Небылицыну.

  14. Структура темперамента по В.М.Русалову.

  15. Темперамент. Классификация подходов к исследованию.

  16. Факторные теории темперамента и личности.

  17. Характер: определение, формирование.

  18. Теория акцентуации характера и личности К.Леонгарда.

  19. Основные черты акцентуации по демонстративному типу.

  20. Основные черты акцентуации по педантичному типу.

  21. Основные черты акцентуации по застревающему типу.

  22. Основные черты акцентуации по возбудимому типу.

  23. Мышление и интеллект.

  24. Способности и наследственность.

  25. Влияние свойств темперамента на протекание и успешность деятельности.

  26. Понятие индивидуального стиля деятельности.

  27. Влияние особенностей темперамента на отклонение в развитии в детском возрасте.

  28. Двухфакторная теория интеллекта.

  29. Многофакторные теории интеллекта.

  30. Иерархическая теория интеллекта.

  31. Кубическая модель интеллекта Дж.Гилфорда.

  32. Природа интеллекта.

  33. Классификация тестов интеллекта.

  34. Краткое содержание диагностических факторов 16-факторного опросника Р.Кеттела.



^

Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Самарский филиал


^ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет психологии


Кафедра общей и социальной психологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

^

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




Часть III. Рабочая программа дисциплины

для заочной формы обучения


031000 – Педагогика и психология. Специалист

Факультет психологии

3-й курс, 5-й семестр

Форма обучения заочная

Лекций 18 часов

Семинары 4 часа

Зачет

Всего 44 часов


Самара, 2007

Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании Ученого совета Самарского филиала ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», протокол №1 от 30.08.2007 г.


Составитель - профессор, д.пс.н. Яньшин П.В.


Рабочая программа является частью УМКД «Дифференциальная психология»


© СФ МГПУ, 2007

Тематический план курса

Лекции:

^ 1. Введение в содержание курса «Дифференциальная психология». Дифференциальная психология как выражение традиционного подхода в психологии личности. Предмет дифференциальной психологии. Различие методологических оснований выделения предмета дифференциальной психологии от таковых в психофизиологии, дифференциальной психофизиологии и психогенетики. Подход к выделению «личностных» характеристик: С.Л.Рубинштейн, Г.Ю.Айзенк, Р.Мейли, А.Томас. Определение понятий «индивид» и «личность» в отечественной психологии. Схема анализа личности (А.Н.Леонтьев). Индивидные предпосылки развития личности (Б.Г.Ананьев).

Литература:

  1. Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. М., 1982. С.8-14. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.13-19.

  2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности / Учебно-методическое пособие. М., МГУ, 1986. Гл.6. С.52-66

  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ 1990 (или последующие переиздания).

  4. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, Per Se, 2000.

  5. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ 1990 (или последующие переиздания).

  6. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий... С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 92-97.

2. Темперамент. Классификация подходов к изучению, исторический обзор теорий. Вклад И.П. Павлова в теорию индивидуальных различий и его критика с позиции современных представлений о соотношении физиологических и психологических аспектов индивидуальности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын). Теория темперамента Я. Стреляу.

Литература:

  1. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий... С.39-52. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 179-193.

  2. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: «Прогресс», 1982.

  3. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методы их определения // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.24-31. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.163-171.

  4. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.32-38. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 172-178.

^ 3. Концепция свойств темперамента (П.К. Анохин, В.Д.Небылицын и М.В.Русалов). Факторный подход к исследованию структуры темперамента и личности (Дж. Гилфорд, К. Лоуэлл, Л.Тэрстон, Г.Айзенк, Р.Кеттел).

Литература:

  1. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.39-52. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 352-359.

  2. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М.: «Смысл», 1992.

  3. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: «Прогресс», 1982.

  4. Мейли Р. Факторный анализ личности / Психология индивидуальных различий. Тексты. М., МГУ, 1982. С.84-100. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 215-233.

  5. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.:Просвещение,1985. С. 7-57.

  6. Общая психодиагностика / А.А.Бодалев и В.В.Столин (ред.). М, Изд-во МГУ, 1987. С.117-119; 120-128. (Гл. 4).

^ 4. Гуморальные теории темперамента и характера (Э.Кречмер, У.Шелдон).

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология конституциональных различий У.Шелдона (резюме). // Психология индивидуальных различий. С.248-251. М.,МГУ, 1982. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 456-460.

  2. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.

  3. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.219-247. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 425-455.

  4. Типологическая модель Э.Кречмера // Психология и психоанализ характера / Сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Бахрах, 1997 (или последующие переиздания).

^ 5. Теоретическое и экспериментальное обоснования концепции индивидуального стиля деятельности (В.С.Мерлин, Е.А.Климов, А.К.Байметов и др.) Влияние темперамента на формирование отклоняющегося поведения (А.Томас).

Литература:

  1. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 140-144.

  2. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: «Прогресс», 1982.

  3. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.32-38. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 172-178.

  4. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: «Прогресс», 1982.

6. Характер. Теория акцентуированных личностей К.Леонгарда и А.Е. Личко.

Литература:

  1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989 (либо последующие издания).

  2. Леонгард К. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.12-101. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 585-663.

  3. Типологическая модель К. Леонгарда // Психология и психоанализ характера / Сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Бахрах, 1997 (или последующие переиздания). С. 332-416.

  4. Личко А.Е. Определение понятий «психопатии» и «акцентуации характера» // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.664-666

  5. Личко А.Е. Типы психопатий // Психология индивидуальных различий... С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 667-753.

^ 7. Интеллект и способности. Концепция способностей В.М.Теплова. Западный подход к определению интеллекта: А.Анастази.

Литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С. 66-180.

  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна Вита, 1995.

  3. Общая психодиагностика // А.А.Бодалев и В.В.Столин (ред.). М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 135-154.

  4. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.129-139. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 262-272.

^ 8.Теории структуры способностей (Ч.Спирмен, Т.Л.Кеттел, Л.Терстон). Кубическая модель структуры интеллекта Дж.Гилфорда.

Литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С. 66-180.


Темы семенарско-практических занятий

Семинар 1. Введение в содержание курса: психология индивидуальных различий как теоретический и прикладной аспект психологии личности;

  1. Западный подход к определению и исследованию причин индивидуальных различий.

  2. Общая характеристика методов дифференциальной психологии.

  3. Проблема соотношения биологического и социального в личности.

  4. Личность, индивидуальность, индивидные (антропологические) свойства человека.

Литература к теме:

  1. Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. М., 1982. С.8-14. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.13-19.

  2. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий... С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 92-97.

  3. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий... С.39-52. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 179-193.

Семинар 2. Проблема соотношения особенностей тела и характера в работах Э. Кречмера и У.Шелдона. Общая характеристика этапов исследования У.Шелдона.

  1. Общая характеристика этапов исследования Э.Кречмера.

  2. Характеристика телесных конституций (пикник, астеник, атлетик).

  3. Характеристика психологических особенностей циклоидов и шизоидов Соматотип и процедура соматотипирования.

  4. Отличие подхода У.Шелдона к понятию «тип» от подхода Э.Кречмера.

  5. Типология характеров У.Шелдона.

  6. Практическая отработка процедуры соматотипирования в тройках студентов.

  7. Демонстрация характерных представителей соматотипов.

Литература к теме:

  1. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.

  2. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.219-247. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 425-455.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология конституциональных различий У.Шелдона. // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 456-460.

  4. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 461-471.


Семинар 3. Проблема интеллекта и способностей

  1. Западный подход к исследованию интеллекта (А.Анастази. Психологическое тестирование).

  2. Критика несостоятельности западного подхода к объяснению IQ наследственными факторами (Р.Левонтин).

  3. Концепция способностей Б.М. Теплова.

  4. Характеристики одаренных детей (Н.С.Лейтес)

Литература к теме:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Т.1.

  2. Левонтин Р. Умственные способности // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 273-293.

Виды учебной работы

Вид занятий

Всего

час.

Семестры

Всего аудиторных занятий

22

6










Лекции

18

6










Практические занятия (семинары)

4

6










Лабораторные занятия
















Самостоятельная работа, всего

22













Курсовая работа
















Контрольная работа
















Реферат (доклад), конспект


































Всего по дисциплине

42













Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)

зачет













Список рекомендованной литературы

Основная:

  1. Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. М., 1982. С.8-14. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.13-19.

  2. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С. 66-180.

  3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности / Учебно-методическое пособие. М., МГУ, 1986. Гл.6. С.52-66. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ 1990 (или последующие переиздания).

  4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика Многостороннего исследования Личности (в клинической медицине и психогигиене). М.: Медицина, 1976 и след. С. 36-112.

  5. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология конституциональных различий У.Шелдона. // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 456-460.

  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна Вита, 1995.Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.

  7. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.219-247. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 425-455.

  8. Левонтин Р. Умственные способности // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 273-293.

  9. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 304-312.

  10. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989 (либо последующие издания).

  11. Леонгард К. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.12-101. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 585-663.

  12. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 92-97.

  13. Личко А.Е. Определение понятий «психопатии» и «акцентуации характера» // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.664-666

  14. Личко А.Е. Типы психопатий // Психология индивидуальных различий... С.15-20. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 667-753.

  15. Мейли Р. Факторный анализ личности / Психология индивидуальных различий. Тексты. М., МГУ, 1982. С.84-100. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 215-233.

  16. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.:Просвещение,1985. С. 7-57.

  17. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.:Просвещение, 1985. С.18-61.

  18. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.39-52. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 179-193.

  19. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.39-52. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 352-359.

  20. Общая психодиагностика // А.А.Бодалев и В.В.Столин (ред.). М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 135-154.

  21. Общая психодиагностика / А.А.Бодалев и В.В.Столин (ред.). М, Изд-во МГУ, 1987. С.117-119; 120-128. (Гл. 4).

  22. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека// Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.21-23. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 160-162.

  23. Психология и психоанализ характера / Сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Бахрах, 1997 (или последующие переиздания).

  24. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М.: «Смысл», 1992.

  25. Собчик Л.Н. Стандартизованный Многофакторный Метод Исследоапния Личности (СМИЛ). Методическое руководство. М., 1990 и след.

  26. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: «Прогресс», 1982.

  27. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методы их определения // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.24-31. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С.163-171.

  28. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.32-38. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 172-178.

  29. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,МГУ, 1982. С.129-139. Либо она же, 2-е издание: М.: ЧеРо, 2000. С. 262-272.

  30. Типологическая модель К. Леонгарда // Психология и психоанализ характера / Сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Бахрах, 1997 (или последующие переиздания). С. 332-416.

  31. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 461-471.

Дополнительная:

  1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, Per Se, 2000.

  2. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. 1997.

  3. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону, 1994.

Требование к зачету

Зачет проводится в тестовой форме.

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Предмет дифференциальной психологии в сопоставлении со смежными науками.

  2. Индивид и личность: критерии разделения понятий. Проблема соотношения биологического и социального в человеке.

  3. Схема индивидных свойств по Б.Г.Ананьеву.

  4. Концепция индивидуальных различий характеров Э.Кречмера.

  5. Концепция индивидуальных различий характера У.Шелдона.

  6. Диатетическая и психэстетическая пропорция в учении Э.Кречмера.

  7. Основные черты циклотимиков по Э.Кречмеру.

  8. Основные черты шизотимиков во Э.Кречмеру.

  9. Критика концепции Э.Кречмера и У.Шелдона.

  10. Значение трудов И.П.Павлова в изучении свойств нервной системы. Критика.

  11. Соотношение между нейродинамическими характеристиками силы и чувствительности нервной системы.

  12. Базовые типы реагирования по Г.Айзенку, их предположительное нейродинамическое обоснование.

  13. Структура темперамента по В.Д.Небылицыну.

  14. Структура темперамента по В.М.Русалову.

  15. Темперамент. Классификация подходов к исследованию.

  16. Факторные теории темперамента и личности.

  17. Характер: определение, формирование.

  18. Теория акцентуации характера и личности К.Леонгарда.

  19. Основные черты акцентуации по демонстративному типу.

  20. Основные черты акцентуации по педантичному типу.

  21. Основные черты акцентуации по застревающему типу.

  22. Основные черты акцентуации по возбудимому типу.

  23. Мышление и интеллект.

  24. Способности и наследственность.

  25. Влияние свойств темперамента на протекание и успешность деятельности.

  26. Понятие индивидуального стиля деятельности.

  27. Влияние особенностей темперамента на отклонение в развитии в детском возрасте.

  28. Двухфакторная теория интеллекта.

  29. Многофакторные теории интеллекта.

  30. Иерархическая теория интеллекта.

  31. Кубическая модель интеллекта Дж.Гилфорда.

  32. Природа интеллекта.

  33. Классификация тестов интеллекта.

  34. Краткое содержание диагностических факторов 16-факторного опросника Р.Кеттела.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


^

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»




031000 – Педагогика и психология, специалитет

Факультет психологии, 3-й курс, 5-й семестр


Издательство Московского городского педагогического университета

г. Москва, Второй Сельскохозяйственный пр. 4.

Московский городской педагогический университет

Самарский филиал

Редакционно-издательское управление

443084, г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 213.


Подписано в печать 16.12.07 г. Тираж 50 экз., 1,27 услов. печ. лист., 2,00 печ. лист.


Отпечатано на полиграфической базе СФ МГПУ

Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

^ Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Факультет психологии


Кафедра общей и социальной психологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»








031000 – Педагогика и психология, специалитет

Факультет психологии, 3-й курс, 5-й семестр


Самара - 2007





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология, специалитет iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания
О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология, специалитет iconПрограмма вступительных испытаний на второй и последующий курсы обучения Специальность 050706. 65
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 031000...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология, специалитет iconУчебно-методический комплекс дисциплины «специальная психология» Для специальности 030301 Психология

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология, специалитет iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология»

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология, специалитет iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология, специалитет iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» по направлению 030300. 62 «психология»

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология, специалитет iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Для специальностей

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология, специалитет iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» Для специальности 030301 Психология

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология, специалитет iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы патопсихологии» Направление подготовки 030300 Психология

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология, специалитет iconУчебно-методический комплекс дисциплины «общая психиатрия» Направление подготовки 030300 Психология

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы