
2
1. Общая характеристика специальности 0406 «Сестринское дело» (базовый уровень образования)
Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.2001 № 2572 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
Формы освоения основной профессиональной образовательной программы:
- очная
1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по специ
альности 0406 Сестринское дело при очной форме обучения:
на базе среднего (полного) общего образования - 2 г. 10 мес. * Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
аттестат о среднем (полном) общем образовании;
аттестат об основном общем образовании;
диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о получении общего образования и оценками по дисциплинам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
документ об образовании более высокого уровня.
Квалификация выпускника - медицинская сестра.
Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по профилактике заболеваний, участию в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях, осуществлению этапов сестринского процесса в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, научно-исследовательских учреждениях, учреждениях социальной защиты населения.
Основные виды деятельности выпускника:
Лечебно-диагностическая:
участие в лечебно-диагностической помощи пациентам различных возрастных групп в условиях стационара и поликлиники;
организация и осуществление сестринского ухода в стационаре и на дому;
оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;
соблюдение саниатрно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов в учреждении здравоохранения;
оформление нормативной медицинской документации;
медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
использование новых информационных технологий, методов, приемов средств, передача и хранение информации;
участие в реабилитации пациента;
деятельность, направленная на облегчение страданий пациента;
позитивное взаимодействие и сотрудничество с коллегами;
позитивное сотрудничество с пациентами и их семьями, соблюдение прав пациента.
Медико-профилактическая:
проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;
профилактика заболеваний;
выявление физических, психических, социальных, экологических, этнических факторов риска для здоровья пациента (семьи) и консультирования населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;
обеспечение безопасной больничной среды;
обучение пациента и его семьи вопросам поддержания здоровья в различные возрастные периоды, ухода и самоухода, здорового образа жизни.
3
Выпускник должен знать: строение человеческого тела, закономерности функционирования органов и систем. Формы нарушения функций органов и систем, причины и закономерности развития патологических процессов. Свойства и влияние на здоровье человека микроорганизмов. Основные характеристики лекарственных средств, показания и противопоказания к их применению. Гигиенические принципы организации здорового образа жизни населения. Психологические составляющие ухода за пациентом. Повседневные жизненно-важные проблемы пациента, философию и теорию сестринского дела, основные положения некоторых моделей сестринского дела, обязанности и ответственность медицинской сестры при проведении лечебно-диагностических и профилактических мероприятий. Факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний и повреждений. Структуру учреждений здравоохранения. Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях, основные принципы и способы защиты населения при катастрофах. Правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты.
Выпускник должен уметь: осуществлять сестринский процесс, подготавливать пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям и помогать врачу при их проведении, осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача, выполнять сестринские манипуляции, обеспечивать инфекционную безопасность, безопасную среду для пациента и персонала, применять универсальные и стандартные меры предосторожности, уметь оказывать первую медицинскую помощь, проводить сердечно-легочную реанимацию, оказывать паллиативную помощь, обучать пациента и семью вопросам ухода и самоухода, консультировать пациента и семью по вопросам профилактики обострений заболеваний, осложнений, травматизма, проводить реабилитационные и профилактические мероприятия, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0406 Сестринское дело, подготовлен:
к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;
к освоению основой профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальностям 040100 Лечебное дело, 040200 Педиатрия, 040300 Медико-профилактическое дело, 040400 Стоматология, 040500 Фармация, 040600 Высшее сестринское образование.
^
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
4
быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции;
знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Выпускник должен: в области философии:
иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
иметь представление о союзе философии и медицины; философско-методологичёских основаниях медицины; философско-этических проблемах в медицине (биоэтика);
в области права:
иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права РФ;
знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
знать основы законодательства по обеспечению социальной защиты населения;
знать правовые и нравственно-правовые нормы в сфере профессиональной деятельности;
знать основные положения Конституции Российской Федерации;
уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;
в области русского языка и культуры речи:
знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
5
уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- уметь пользоваться словарями русского языка;
в области иностранного языка:
- владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим миниму
мом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов
профессиональной направленности;
- обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
знать основы здорового образа жизни;
уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
в области экономики:
- иметь представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой, денежно-
кредитной, социальной и инвестиционной политике;
иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;
иметь представление о маркетинге и механизме ценообразования;
знать общие положения экономической теории;
знать экономические основы деятельности предприятия, основные методы управления предприятием;
уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессионально^ деятельности;
в области социологии и политологии:
иметь представление о социологическом подходе к пониманию закономерностей функционирования и развития общества и личности;
иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам: Выпускник должен: в области математики:
иметь представление о роли и месте математики в современном мире;
знать основные понятия и методы математического анализа, основные численные методы решения прикладных задач;
- уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения;
в области информатики:
иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
знать основные понятия автоматизированной обработки информации;
знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
уметь использовать изученные прикладные программные средства.
6
По общепрофессиональным дисциплинам Выпускник должен: в области латинского языка с медицинской терминологией:
знать основы грамматики латинского языка и способы образования терминов;
уметь правильно читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ;
в области анатомии и физиологии человека:
~ иметь представление о жизненно-важных потребностях человека;
иметь представление об основах регуляции физиологических функций, принципах обратной связи, механизме кодирования информации в центральной нервной системе;
иметь представление о биоэлектрических, биомеханических и биохимических процессах, происходящих в организме;
иметь представление о топографии органов и систем организма;
знать основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
знать строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме;
в области патологии:
иметь представление о методах патологической физиологии и патологической анатомии;
иметь представление об изменениях в органах и тканях при нарушениях обмена веществ;
иметь представление о механизмах адаптации организма;
иметь представление об этиологии и условиях развития патологических состояний;
иметь представление о патологической анатомии и клинических проявлениях воспаления, опухолей, расстройств кровообращения, дыхания, выделения;
иметь представление о болезни, причинах ее возникновения и закономерностях патогенеза;
знать клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;
знать стадии лихорадки;
знать клинические проявления опухолей, современные взгляды на причины их развития;
знать клинические проявления патологических изменений в органах дыхания, сердечно-сосудистой системы, системы мочеотделения;
в области дисциплины Здоровый человек и его окружение:
иметь представление о демографической ситуации в Российской Федерации и регионе;
знать показатели динамики рождаемости;
знать периоды жизнедеятельности человека;
знать анатомо-физиологические и психологические особенности человека в разные возрастные периоды;
знать универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
знать содержания понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;
знать основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;
уметь оценивать физическое и социально-психологическое состояние человека в разные возрастные периоды;
уметь консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;
в области медицинской генетики:
иметь представление о биохимических и цитологических основах наследственности;
иметь представление об основных группах наследственных заболеваний, их причинах и методах диагностики;
7
иметь представление о медико-генетическом консультировании;
знать закономерности наследования признаков; в области гигиены и экологии человека:
знать основные положения гигиены;
знать закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека;
знать методику и уметь проводить санитарно-просветительскую работу;
- уметь дать санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды;
в области микробиологии, вирусологии, иммунологии:
иметь представление о роли и свойствах микроорганизмов, их распространении, влиянии на здоровье человека, о возбудителях госпитальных инфекций;
иметь представление о структуре и функциях иммунной системы;
иметь представление об иммунитете, иммунных нарушениях в организме;
- иметь представление о методах микробиологических исследований;
в области фармакологии:
знать лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
знать основные лекарственные группы и фармакотерапевтическое действие лекарств по группам;
- знать побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);
знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- уметь защищать свои права, в соответствии с трудовым законодательством;
в области экономики и управления здравоохранением:
иметь представление об экономических моделях здравоохранения в развитых странах;
иметь представление об основах менеджмента и маркетинга в здравоохранении;
иметь представление об экономике учреждений родовспоможения;
знать систему организации медицинской помощи в Российской Федерации;
знать принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях;
знать принципы бюджетно-страховой медицины; в области психологии:
иметь представление об основных задачах и методах психологии;
иметь представление о моделях, фазах, уровнях и способах коммуникации;
иметь представление об основах психосоматики;
иметь представление о психогигиене, психопрофилактике и психотерапии;
иметь представление об основных задачах и методах социальной психологии;
иметь представление о социально-психологических аспектах функционирования брака и семьи;
иметь представление о методиках исследований в области социальной психологии;
иметь представление о значимости социально-психологических рекомендаций при лечении ряда заболеваний.
знать особенности психических процессов у здорового и больного человека;
знать структуру личности;
знать функции и средства общения;
знать основы делового общения;
знать пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов;
знать типы связей и отношений индивида и различных социальных групп;
знать типологию межличностных отношений;
8
уметь использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
уметь определить преобладающий тип поведения сослуживцев и пациентов;
уметь оценить конфликтные ситуации;
уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф:
иметь представление о принципах организации и задачах службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждениях, формированиях, органах управления и оснащения;
знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
знать основы военной службы и обороны государства;
знать медико-тактическую характеристику очагов поражения, катастроф различных видов;
знать основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи, основное назначение и виды медицинской сортировки, принципы ее организации и проведения, сортировочные признаки, организацию и объем первой медицинской помощи);
=■ знать основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях;
уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
уметь собирать данные о состоянии основных жизненных показателей пострадавших для принятия врачом сортировочного решения;
уметь пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты;
уметь оказывать первую медицинскую помощь.
По специальным дисциплинам Выпускник должен: в области сестринского дела:
знать историю развития сестринского дела в мире и Российской Федерации;
знать философию сестринского дела в Российской Федерации;
знать повседневные жизненно-важные потребности человека;
знать основные положения некоторых моделей сестринского дела (В. Хендер-сон, Д. Орэм, Н. Роупер);
знать структуру учреждений здравоохранения;
знать этапы сестринского процесса: первичную оценку состояния пациента, проблемы пациента, планирование сестринской деятельности, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой оценки сестринской деятельности;
знать принципы обучения пациента и его семьи вопросам ухода и самоухода;
знать методы сердечно-легочной реанимации;
уметь обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;
уметь заполнять медицинскую документацию;
уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
уметь оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуляции);
уметь проводить сердечно-легочную реанимацию;
уметь обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждения здравоохранения;
9
в области сестринского дела в терапии с курсом первичной медицинской помощи:
знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний внутренних органов, обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий в терапевтическом отделении;
уметь осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода;
уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам;
уметь осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача;
уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);
уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
уметь обучать пациента и семью правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания;
уметь консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний и их осложнений;
уметь взаимодействовать в лечебной бригаде;
уметь оказывать первую помощь;
- уметь осуществлять паллиативную помощь;
е области сестринского дела в педиатрии:
знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний детского возраста; обязанности сестринского персонала при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при оказании помощи детям;
уметь осуществлять все этапы сестринского процесса: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринскую помощь, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода;
уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам;
уметь осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача;
уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);
уметь обеспечить инфекционную безопасность ребенка, его семьи, персонала;
уметь обучать (консультировать) пациента, семью по вопросам профилактики обострений заболеваний, осложнений и травматизма;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в хирургии:
знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику хирургических заболеваний и травм; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при оказании хирургической помощи;
уметь осуществлять сестринский процесс в периоперативном периоде: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода;
уметь выполнять сестринские манипуляции;
уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
уметь применять современные сестринские технологии для профилактики внутри-больничной инфекции;
уметь обучать (консультировать) пациента, семью;
уметь оказывать первую медицинскую помощь;
уметь осуществлять паллиативную помощь;
в области сестринского дела в акушерстве и гинекологии:
знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику гинекологических заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур;
уметь осуществлять все этапы сестринского процесса: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациентки, планировать сестринскую деятельность, осу-
10
ществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
уметь подготовить пациентку к диагностическим процедурам;
уметь обеспечить инфекционную безопасность пациентки и персонала;
уметь оказать первую медицинскую помощь;
уметь консультировать беременную по вопросам профилактики анемии;
уметь принять роды в экстремальной ситуации;
в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии:
знать содержание понятий «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание», «эпидемиологический процесс»;
знать факторы риска, эпидемиологические особенности, основные клинические проявления, осложнения и профилактику инфекционных заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при инфекционных заболеваниях;
уметь осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;
уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам и взять биологический материал для исследований;
уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);
уметь консультировать пациента, семью по вопросам профилактики инфекционных заболеваний и их осложнений;
уметь оказать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в невропатологии:
знать роль сестринского дела при выполнении лечебно-диагностических процедур при заболеваниях нервной системы и их профилактике;
знать факторы риска, клинические проявления, осложнения и профилактику заболеваний и повреждений нервной системы; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур;
уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринскую помощь, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;
уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам;
уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);
уметь консультировать пациента и семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний;
уметь оказывать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в психиатрии с курсом наркологии:
знать этические и юридические аспекты оказания психиатрической помощи в РФ;
знать обязанности сестры при проведении лечебно-диагностических процедур пациентам с психическими расстройствами;
знать факторы риска, клинические проявления некоторых психических заболеваний;
уметь осуществлять наблюдение за пациентами;
уметь осуществлять манипуляции по уходу за пациентами с психическими расстройствами;
уметь консультировать пациентов по вопросам наркозависимости;
уметь оказать первую медицинскую помощь;
11
в области сестринского дела в дерматовенерологии:
знать факторы риска, пути заражения, клинические проявления, осложнения и профилактику кожных и венерических заболеваний;
знать этические и юридические аспекты оказания помощи пациентам с венерическими заболеваниями;
уметь проводить забор крови для серологической диагностики;
уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и персонала;
уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
- уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;
в области сестринского дела е офтальмологии:
знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур, при заболеваниях и травмах глаз;
знать причины, клинические проявления, принципы лечения, профилактики глазных болезней;
уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатив ухода;
уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;
уметь оказать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в оториноларингологии:
знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур при болезнях и травмах уха, горла, носа;
знать причины, клинические проявления, принципы лечения и профилактики болезней уха, горла, носа;
уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;
- уметь оказать первую медицинскую помощь;
|