|
Скачать 1.08 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "УТВЕРЖДАЮ" Проректор по учебной работе ВолГМУ [рофессор В.Б.Мандриков ![]() 2008 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ, ВПХ. Для специальности 040400 « стоматология» Факультет: стоматологический Кафедра хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов Курс — III, IV Семестр — VIVII Форма обучения — очная Лекции — 26 часов (VIVII семестры) Практические занятия — 68 часов (VIVII семестры) Самостоятельная работа — 50 часов Всего часов — 144 ч Экзамен 7 семестр Волгоград, 2008 год. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040400 - «Стоматология».на основании примерной программы по хирургическим болезням и ВПХ для студентов стоматологического факультета медицинских ВУЗов, разработанной Московским государственным медико-стоматологическим университетом: заслуженным деятелем науки РФ профессором, д.м.н. Б.С. Брискиным; зав. кафедрой хирургических болезней с курсом клинической ангиологии профессором, д.м.н. М.Д. Дибировым; доцентом, к.м.н. зав. учебной частью кафедры хирургических болезней с курсом ангиологии В.П. Федоровым. Рецензенты: зав. каф. хирургических болезней педиатрического факультета РГМУ, проф. И.И. Затевахин; зав. кафедрой хирургических болехней № 3 МГМСУ, проф. А.И. Станулис. Программа одобрена на заседании Экспертного совета по специальности 040400 «стоматология» УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России 10 сентября 2002 г., протокол № 7 Индекс 040400 Составитель: к.м.н. доц. В.Т.Пекарский. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов № 10 от 26.10.2008г. Заведующий кафедрой, д.м.н., проф В.А. Гольбрайх. Рабочая программа утверждена на заседании ЦМК хирургического профиля Председатель, д.м.н., проф. Г.И.Жидовинов. Одобрена Советом стоматологического факультета Председатель Дмитриенко С.В. 3 ^ Изучение хирургических болезней студентами стоматологического факультета занимает большое место в формировании специалиста "врача-стоматолога", т.к. знания основной хирургической патологии, связи её с патологией челюстно-лицевой области и умения в этой области медицины являются необходимым в его практике. Типовая программа, по хирургическим болезням утверждена в 2002 году. Она предусматривает изучение студентами-стоматологами основных форм хирургических заболеваний, их этиологию, патогенез, диагностику, методы обследования, лечения и реабилитации больных с позиции доказательной медицины, а также разделы ВПХ. За годы со времени её утверждения хирургическая наука и организация лечения хирургических больных поднялись на более высокий уровень. За, это время значительно улучшились и совершенствовались новые методы обследования (эндоскопия,изотоп-исследования и др) и лечения больных (открытие новых научно-исследовательских и лечебных институтов, строительство и ввод крупных лечебно-профилактических центров, организации специализированной хирургической помощи). В связи с этим рабочей программой предусматривается включение в изучение каждой темы дисциплины хирургических заболеваний нового достигнутого в годы со времени утвержденной текущ. программы. ^ 1.1. Цель преподавания дисциплины Цель преподавания хирургических болезней и военнополевой хирургии студентам стоматологического факультета - освоение теоретических основ и формирование практических умений для диагностики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний, оказание неотложной врачебной помощи на госпитальном этапе и этапах медицинской эвакуации при боевой травме. ^ Научить студентов диагностировать острую и онкологическую патологию у хирургических больных. Научить студентов оказанию доврачебной и первой врачебной помощи при боевой травме и у больных с повреждениями и ранениями мирного и военного времени. Студенты должны знать: - основные принципы организации хирургической помощи населению как 4 одной из важнейших составных частей организации здравоохранения;
клинику, диагностику и лечение современных боевых повреждений, объём и организацию оказания первой врачебной и квалифицированной хирургической помощи на этапах медицинской эвакуации. ^ использовать полученные теоретические знания при оказании скорой и неотложной помощи хирургическим больным и раненым. Студент должен иметь навыки диагностики острой хирургической патологии на догоспитальном этапе. Диагностировать огнестрельные, закрытые ранения, повреждения, раневую инфекцию, травматический шок, массивную кровопотерю и оказать раненым первую врачебную помощь. Студент должен иметь представление об оперативном лечении острых хирургических заболеваний и об оказании хирургической помощи в ОМеДБ дивизии и госпиталях фронта. -5- ^
-6-
^ Это позволяет наиболее полно соблюдать принцип преемственности,исключающий необоснованное дублирование учебного материала. Формами обучения студентов являются: лекции, практические занятия, написание курсового проекта - истории болезни, рефератов, а также внеаудиторная самостоятельная работа (решение стандартных и нестандартных ситуационных задач, участие в подготовке стендов, участие в клинико-анатомических конференциях, работа в перевязочной, изучение рентгенограмм, написание истории болезни). Контроль - текущий, промежуточный, итоговый, с помощью опроса, контроля выполнения практических навыков, тестовых заданий. Итоговый контроль - оценка на зачете, как результирующая трех видов контроля. Средства обеспечения освоения дисциплины. Аудитории Учебные комнаты Компьютеры Слайды Таблицы Хирургическое отделение клинической больницы Травматологическое отделение клинической больницы Реанимационное отделение клинической больницы Пациенты Оснащение перевязочных, процедурных кабинетов отделений Оснащение приемного, диагностического отделений больницы, оперблока. -7-^ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
^ Учебные темы по хирургическим болезням
-8- 8. Легочные кровотечения. Должны знать клинику, диагностику и уметь использовать теоретические знания при оказании неотложной помощи. Виды самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Лекция 2 часа ^
2.3. Практические занятия, их содержание, объем в часах: ^ 1. Желудочно-кишечные кровотечения. Объём - 4 часа Семестр - 6 Цель - разобрать клинику, диагностику, лечение больных с желудочно-кишечными кровотечениями. Содержание (задачи): ■ разобрать клинику диагностику, научить студентов обследованию больных с язвенной болезнью желудка и 12-ти перстной юшки.
" разобрать со студентами виды опухолей желудка.
- сделать клинический разбор больного (-ых). продемонстрировать оперативное вмешательство по поводу указанной патологии. ■ изучить общие положения (частота, причины, локализация) рака прямой кишки
-10- 2. ^ . Объём - 4 часа Семестр - 6 Цель - научить студентов диагностике указанной патологии и практическому определению механической желтухи. Содержание (задачи): ■ разобрать основные анатомо-физиологические сведения о билиарной системе; ■ изучить этиологию, классификацию, клинику, диагностику, (дифференциальную диагностику) желчно-каменной болезни;
■ опухоли печени, желчного пузыря, внепечёночных желчных протоков и органов данкрето-дуоденальной зоны (первичные и метастатические).
3. Непроходимость пищеварительного тракта. Заболевания пищевода. Повреждения, инородные тела. Ожоги пищевода. Дивертикулы. Опухоли. ^ Объём - 6 часов Семестр - 6 Цель - дать студентам теоретические знания и практические навыки по указанной теме. Содержание (задачи):
-11- 4. ^ Объем 2 часа. Семестр - 6 Цель - закрепление ранее (общая хирургия) полученных знаний по обследованию хирургических больных, изучение методов диф. диагностики, анамнеза и лечения больных, оформление истории болезни. Задача: научить студента-стоматолога методам обследования хирургического больного, анализу основных симптомов, диф. диагностике, применению теоретических знаний по профилактике хирургических заболеваний к конкретному больному, вопросам реабилитации больных. 5. ^ Объём - 6 часов Семестр - 6 Цель - дать студентам теоретические и практические знания по острым гнойным заболеваниям органов брюшной полости. Содержание (задачи): ■ изучить этиологию, классификацию, клинику, диагностику, (дифференциальную диагностику) острого холецистита;
■ изучить общие сведения об аппендиците, этиология, патогенез;
■ разобратъ определение понятия, анатомо-физиологическое строение брюшины, классификацию перитонитов.
■ разобрать со студентами этиологию, патогенез, классификацию острого панкреата -12-
6. ^ Объём - 4 часа „ Семестр - 6 Цель - дать студентам теоретические знания и практические навыки по варикозной болезни нижних конечностей, тромбофлебитам и флеботромбозам, оолитерирующему атеросклерозу, эндоартерииту, диабетической ангиопатии. Содержание (задачи):
-13- 7. Заболевания желез. Заболевания молочной железы. Заболевания щитовидной железы Объем - 4 часа Семестр - 6 Цель - научить студентов своевременной диагностике заболеваний молочной и щитовидной железы. Содержание (задачи) : ■ разобрать виды рака молочной железы и международную классификацию по системе T,N,M;
■ разобрать этиологию, клинику, диагностику (диф. диагностику) острого мастита, мастопатии, доброкачественных опухолей молочной железы;
■ изучить этиологию, патогенез и патологическую анатомию зоба;
■ изучить острые и хронические тиреоидмты и струмиты (зоб Риделя и Хасимсто), (зоб Де Кервена), специфические формы воспаления (туберкулез, сифилис, актинсмикоз); - изучить методы лечения воспалительных заболеваний щитовидной железы с позиции доказательной медицины; ■ Рак щитовидной железы.
-14- 8. Нагноительные заболевания лёгких и плевры. Острая и хроническая эмпиема плевры. Абсцесс и гангрена лёгкого. Объём - 6 часов Семестр - 6 Цель - дать студентам основное понятие о гнойных заболеваниях лёгких и плевры. Содержание (задачи):
9. Легочные кровотечения. Объём - 2 часа Семестр - 6 Цель - разобрать одну из патологий лёгких - рак и выработать у студентов чувство онконастороженности. Содержание (задачи):
впх ^ Объём 8 часов Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):
■ Изучить основные осложнения ран гнойной инфекцией, особенности патогенеза. Сепсис и гнойно-резорбтивная лихорадка. Анаэробная инфекция. Столбняк. Этиология, патогенез, клиника, диагностика. Причины летальности. Профилактика. Лечение на этапах эвакуации. ^ Объём 4 часа Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):
3.Огнестрельные и закрытые повреждения конечностей и суставов. Кровотечение, кровопотеря. Объём 4 часа Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):
-16- 4. Ранения и закрытые повреждения головы и шеи. Объём 2 часа Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи): ■ Изучить клинику, диагностику сотрясения, ушиба и сдавления головного мозга.
5. Ранения и закрытые повреждения груди. Объём 2 часа Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):
6. Ранения и закрытые повреждения живота и таза Объём 2 часа Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):
-17- 7. Термические поражения. Комбинированные радиационные и химические поражения. Объём 4 часа Семестр 7 Цель - дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки по указанной патологии. Содержание (задачи):
^ Перфорация язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Клиника, диагностика, лечение.-2 часа Рак желудка. Ранние признаки. Диагностика. Лечение в зависимости от стадии.-З часа Современные инструментальные методы диагностики механической желтухи.Острый калькулезный холецистит, осложненный механической желтухой -Зчаса Перфорация пищевода. Причины возникновения. Клиника. Диагностика. Лечение.-1 час Механическая кишечная непроходимость. Причины. Диагностика клиника. Лечение.-2 часа Доброкачественные опухоли и рак прямой кишки, дифдиагностика, принципы лечения.-1 час Особенности течения острого аппендицита у детей, пожилых, беременных. Осложнения острого аппендицита. -2 часа Острый панкреатит. Клиника. Диагностика. Современная тактика и лечение острого панкреатита.-2 часа. Перитониты. Клиника. Диагностика. Современная тактика и лечение.-2 часа Варикозная болезнь нижних конечностей. Современные теории этиологии. Клиника. Диагностика. Современные методы лечения. - 1час. Тромбофлебиты. Причины. Клиника. Диагностика.Современная тактика и лечение. Профилактика. -1 час Современная диагностика и лечение облитерирующих заболеваний. -1час Зоб. Классификация. Современные подходы к лечению. -1час. Фиброзно-кистозная мастопатия. Диагностика. Современные подходы к лечению - 1 час Рак молочной железы, стадии. Клиника. Современные методы диаггностики и лечения. Профилактика поздней выявляемое™.- 1 час Абсцесс легкого. Клиника. Диагностика. Современная тактика и лечение. -2ч Эмпиема плевры. Причины. Клиника. Современные методы лечения - 2 часа |