Вводится с момента утверждения icon

Вводится с момента утверждения





Скачать 405.61 Kb.
Название Вводится с момента утверждения
Дата 12.02.2013
Размер 405.61 Kb.
Тип Документы
Министерство образования и науки Российской Федерации


Утверждаю:

Заместитель Министра образования

и науки РФ


__ _____2009 г. И.И. Калина

Согласовано:

Заместитель Министра здравоохранения

и социального развития РФ


__ _____2009 г. В.И. Скворцова





Номер государственной регистрации

133 МЕД / СП



Государственный образовательный

стандарт

высшего профессионального образования


^

Специальность 060105 (040400) – Стоматология




Квалификация Врач


Вводится с момента утверждения




Москва 2009


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 060105 (040400) - Стоматология

1.1. Специальность утверждена приказом Госкомвуза России от 05.03.94 г. № 180.

1.2. Квалификация выпускника – Врач.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности высшего профессионального образования 060105 (040400) - Стоматология при очной форме получения образования - пять лет, при очно-заочной (вечерней) форме получения образования - пять с половиной лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Объектом профессиональной деятельности выпускника является пациент.

Врач – выпускник по специальности высшего профессионального образования 060105 (040400) - Стоматология (далее Врач) имеет право проводить лечебно-профилактическую деятельность только под контролем специалистов, допущенных к осуществлению медицинской деятельности в установленном порядке; занимать врачебные должности, не связанные с самостоятельным ведением больных, а также заниматься научно-исследовательской деятельностью по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.

Врач должен быть подготовлен

- к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

  • профилактической;

  • диагностической;

  • лечебной;

  • воспитательно-образовательной;

  • организационно-управленческой;

  • научно-исследовательской;

- к решению следующих задач:

  • проведение профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семей и коллективов);

  • диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения заболевания на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;

  • диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;

  • лечение с использованием терапевтических и хирургических методов в стоматологии;

  • прием родов;

  • экспертиза трудоспособности больных;

  • судебно-медицинская экспертиза;

  • гигиеническое воспитание больных и членов их семей;

  • организация труда в медицинских организациях и ведение медицинской документации;

  • медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;

  • самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками).

Врач должен уметь:

  • осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику болезней, диспансеризацию здоровых и больных;

  • диагностировать и лечить больных с заболеваниями и патологическими состояниями, изучение которых предусмотрено учебным планом и учебными программами дисциплин в соответствии с настоящим государственным образовательным стандартом;

  • вести медицинскую документацию;

  • проводить судебно-медицинскую экспертизу;

  • оказывать медицинскую помощь в очагах массового поражения населения;

  • организовать работу подчиненного ему медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и в соответствии с нормативными документами в сфере здравоохранения;

  • эффективно вести работу по медицинскому просвещению здоровых и больных.

1.4. Возможности продолжения образования.

Врач подготовлен для продолжения образования в интернатуре, ординатуре, аспирантуре (на теоретических кафедрах) по программам послевузовского профессионального образования.

^ 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

^ 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 (040400) - Стоматология

3.1. Основная образовательная программа подготовки Врача разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, учебные программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки Врача, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки Врача состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки Врача должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и Итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - Гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - Математические, естественнонаучные и медико-биологические

дисциплины;

цикл ОП - Общепрофессиональные дисциплины;

ФТД - Факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки Врача должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

^ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 (040400) – Стоматология


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов (общая трудоемкость)

1

2

3

ГСЭ

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1809

ГСЭ.Ф.00
Федеральный компонент:

1503

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Закрепление программы средней школы, изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для чтения и перевода оригинальной иноязычной литературы по специальности.

Различные виды речевой деятельности, чтение и др., позволяющие использовать иностранный язык как средство профессионального общения (письменного и устного).

Навыки обработки текстов по специальности для использования полученной информации в профессиональных целях: перевод, аннотирование, реферирование (на родном и иностранном языках).

Навыки устного общения (аудирование, диалогическая и монологическая речь), позволяющие участвовать в профессиональном общении с иностранными коллегами в объеме тем, указанных в программе по дисциплине “иностранный язык” для студентов медицинских и фармацевтических вузов

320

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

427

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

История России как неотъемлемая часть истории человечества. Основные закономерности и особенности мировой истории сквозь призму национальной российской истории. Воздействие русской истории на мировой процесс. Представления об истории человечества и ее основных этапах как важный фактор формирования ценностных ориентации и определения гражданской позиции современного человека. Проблемы методологии истории; соотношение политических, экономических, духовных факторов в истории; роль религии и религиозных представлений. Критерии познания истории; типы и формы цивилизаций. Новые подходы к проблеме "человек в истории"; история повседневной жизни, образ жизни и нравы; политические лидеры, полководцы и реформаторы в истории. Социальная история, взаимодействие революций и реформ. Место и роль России, российской цивилизации и культуры в истории человечества. Характерные черты европейской и восточной цивилизаций. Основные этапы мировой истории. Древний мир: роль античного наследия для европейской культуры; вклад восточных

цивилизаций (Китая, Индии, арабского Востока и др.); Россия и кочевнический мир. Средние века: формирование национальных государств; авторитарная власть и появление сословного представительства; гуманизм и реформация; роль христианства век): роль XX столетия в европейской цивилизации; формирование православия в России. Новая история: история географических открытий, расширивших границы мира; промышленная революция и ее последствия; ХУШ век-век просвещения и гуманизма; Россия открывает окно в Европу; российские реформы и реформаторы в XIX веке; вклад русской культуры в мировую культуру. Новейшая история (XX в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизация; социальная трансформация общества; столкновение интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Мировые и локальные войны; роль Советского Союза в победе над фашизмом; история холодной войны. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития; интеграция науки и образования. Российский фактор в политической, социальной и духовной истории XX столетия. Геополитические изменения в мире на рубеже 1800-90-х годов.

60

ГСЭ.Ф.04

История медицины

Влияние среды обитания на здоровье человека, изыскание эффективных средств лечения и профилактики, диагностики, взаимоотношения врача и пациента, место врача в обществе; представление о медицинских системах и медицинских школах; учение о здоровом образе жизни. Народная и традиционная медицина. Магическая и демонологическая медицины. Медицинское образование. Первые медицинские учреждения. Влияние мировых религий на медицину. Выдающиеся деятели медицины и фармации. Выдающиеся медицинские открытия, Влияние гуманистических идей на медицину. Влияние научной революции и технической программы на развитие медицины. Особенности отечественной истории медицины. Проблемы врачебной этики и деонтологии в истории отечественной медицины и на современном этапе.

60

ГСЭ.Ф.05

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность.

Инкультурация и социализация.




ГСЭ.Ф.06

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мировогополитического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.




ГСЭ.Ф.07

Правоведение

Медицинское право, биоэтика и деонтология - важные нормативные системы в сфере охраны здоровья граждан. Государство и право. Их роль в жизни общества. Нормы права и нормативно-правовые акты. Правосознание и правовая культура врача. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права, как гаранты обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Правовые основания управления здравоохранением. Медицинское право. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Права пациентов и медицинских работников. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Тайна усыновления ребенка. Концепция планирования семьи. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Особенности регулирования труда медицинских работников. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Профессиональные и должностные правонарушения медицинского персонала и их профилактика. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Врачебная тайна. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Актуальные проблемы медицины и права.

57

ГСЭ.Ф.08

Психология и педагогика

Психология

Предмет, объект и методы психологии. Роль психологических знаний в работе врача. Основные научные школы современной психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Влияние личности пациента на возникновение, течение болезни и возможности влияния болезни на его психику. Личность врача как фактор доверия к нему пациента. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Уровни поведения. Современные представления о научении. Поведенческий подход к пониманию аномального поведения. Модификация поведения с позиций научения. Научение и личность. Психологическая характеристика деятельности как сугубо человеческого поведения. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Воля как сознательная организация и саморегуляция личностью своей деятельности. Понятие о фрустрации. Механизмы интрапсихической защиты. Развитие личности в деятельности и здоровье. Врач и пациент как партнеры в управлении деятельностью, направленной на здоровье пациента. Мотивация поведения. Осознанные и неосознанные мотивы. Мотивы и смысл. Мотивация и здоровье. Мотивация и болезнь. Психологический смысл болезни. Восприятие мира. Свойства восприятия как субъективного образа мира. Подпороговое восприятие. Восприятие в лечебно-диагностическом процессе. Внутренняя картина здоровья. Внутренняя картина болезни. Лечебное воздействие. Познавательные процессы. Эмоциональные процессы. Эмоциональное обеспечение поведения. Факторы, вызывающие эмоции. Психология горя. Профилактика страха и тревожности. Психология общения. Особенности профессионального общения медика.

Трансфер и контртрансфер. Каналы коммуникации, Психология групп. Структура группы и ее измерение. Групповая динамика. Врач как член профессиональной группы. Терапевтические группы. Семья как малая группа.

Педагогика

Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Медицинская педагогика. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача. Обучение больных, медицинского персонала. Обучающие программы в работе с семьей пациента.

144

ГСЭ.Ф.09

Русский язык и культура речи

Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и, стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.




ГСЭ.Ф.10

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.




ГСЭ.Ф.11

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре (медицине). Исторические типы и направления в философии. Основные этапы исторического развития философской мысли. Философия в развитии русской духовности. Структура философского знания Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства, времени и движения. Жизнь как специфическая форма движения материи. Научные, философские и религиозные картины мира. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. Развитие, его модели и законы. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус земной жизни. Человек, общество, культура. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Человек как творец и творение культуры. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Рациональное и эмпирическое познание. Иррациональное познание: интуиция в медицине. Отражение мира в сознании как познание. Творческое “конструирование” знания. Практика. Наука. Научное и вненаучное знание. Истина и её критерии. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины. Философско-этические проблемы в медицине (биоэтика).

171


ГСЭ.Ф.12

Биоэтика

Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения. Права пациента и врача. Этические основания современного медицинского законодательства. Применение этических принципов при использовании новых биомедицинских технологий.

57

ГСЭ.Ф.13

Экономика

Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Рыночный механизм. Роль цен в экономике. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг. Фирма. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Производительность. Конкуренция и структура рынка. Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП. ЧНП. Национальный доход. Личный доход. Совокупные спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Виды и уровень безработицы. Меры борьбы с безработицей. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Фискальная политика. Основные статьи доходов и расходов госбюджета. Банковская система. Международная экономика. Развитие экономической науки. Основы прикладной экономики. Предпринимательство. Виды предприятий. Виды ценных бумаг. Основы бухгалтерского учета. Оценка результатов хозяйственной деятельности. Понятие банкротства. Основы маркетинга. Виды рекламы. Налоги. Налоговая система. Финансовые институты. Механизм действия бирж, страховых и инвестиционных компаний. Основы потребительских знаний. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.

117

ГСЭ.Ф.14

Латинский язык и основы терминологии

90

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский компонент)*

135

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом:

171










ЕН

Естественно-научные, математические и медико-биологические дисциплины

2537

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент:

2447

ЕН.Ф.01

Математика

Математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине.

59

ЕН.Ф.02

Информатика

Теоретические основы информатики. Сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах. Использование ЭВМ в здравоохранении.

86

ЕН.Ф.03

Физика

Основные законы физики. Физические явления и процессы. Физические основы функционирования медицинской аппаратуры. Устройство и назначение медицинской аппаратуры.

147

ЕН.Ф.04

Химия: общая и биоорганическая

Химическая природа веществ. Химические явления и процессы. Основные законы и понятия. Химия и медицина.

175

ЕН.Ф.05

Биология

Общие закономерности происхождения и развития жизни. Антропогенез и онтогенез человека. Законы генетики. Биосфера и экология. Феномен паразитизма.

147




^ Медико-биологические дисциплины

1833

ЕН.Ф.06

Биологическая химия

Химическая природа веществ и химические явления и процессы в организме. Клиническая биохимия

199

-

Биохимия полости рта

57

ЕН.Ф.07

Анатомия человека

Строение человеческого тела во взаимосвязи с функцией и топографией систем и органов. Развитие и индивидуальные особенности.

264

-

Анатомия головы и шеи

114

ЕН.Ф.08

Гистология, эмбриология, цитология

Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов. Гистофункциональные особенности тканевых элементов. Методы их исследования

114

-

Гистология органов полости рта

86

ЕН.Ф.09

Нормальная физиология

Функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии внешней среды. Закономерности функционирования отдельных органов и систем

228

-

Физиология челюстно-лицевой области.

29

ЕН.Ф.10

Микробиология, вирусология, иммунология

Классификация, морфология и физиология микроорганизмов и их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние на здоровье человека. Методы микробиологической диагностики. Применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов.

138

-

Микробиология полости рта

54

ЕН.Ф.11

Фармакология

Классификация и основные характеристики лекарственных средств. Фармакодинамика и фармакокинетика. Показания и противопоказания к применению лекарственных средств, применение и побочные эффекты.

166

ЕН.Ф.12

Патологическая анатомия

Структурные основы болезней и патологических процессов. Морфологические изменения органов и тканей при патологических процессах.

138

-

Патологическая анатомия головы и шеи

57

ЕН.Ф.13

Патофизиология

Причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов. Закономерности нарушений функций органов и систем.

138

-

Патофизиология челюстно-лицевой области.

51

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский компонент):*

90









ОП

Общепрофессиональные дисциплины

5752

ОП.Ф.00

Федеральный компонент:

5502




Медико-профилактические дисциплины

445

ОП.Ф.01

Гигиена с основами экологии человека, ВГ

Профилактическая медицина. Заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов. Гигиенические аспекты питания. Гигиена лечебно-профилактических учреждений. Гигиена детей и подростков. Гигиенические проблемы медикосанитарной помощи работающим в промышленности. Организация и проведение профилактических мероприятий. Экология и рациональное природопользование.

111

ОП.Ф.02

Общественное здоровье и здравоохранение

Предмет, место и роль социальной медицины, экономики и организации здравоохранения. Медицинская статистика. Показатели здоровья населения. Организация медицинской помощи населению. Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение. Социальное страхование и социальное обеспечение. Планирование, финансирование и экономика здравоохранения. Бюджетно-страховая медицина. Зарубежное и международное здравоохранение

111

ОП.Ф.03

Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний

223




^ Клинические дисциплины

Сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента, владение профессиональным алгоритмом решения практических задач диагностики, лечения больных и профилактики стоматологических заболеваний, навыками профессионального врачебного поведения. Ведение медицинской документации.

5057

ОП.Ф.04

Внутренние болезни, ВПТ

222

-

Пропедевтика внутренних болезней

138

ОП.Ф.05

Общая физиотерапия

29

ОП.Ф.06

Клиническая фармакология

54

ОП.Ф.07

Хирургические болезни, ВПХ

137

-

Общая хирургия

111

ОП.Ф.08

Топографическая анатомия и оперативная хирургия

57

ОП.Ф.09

Лучевая диагностика и терапия.

85

ОП.Ф.10

Инфекционные болезни, фтизиатрия, эпидемиология, ВЭ

77

ОП.Ф.11

Дерматовенерология

85

ОП.Ф.12

Неврология

83

ОП.Ф.13

Оториноларингология

76

ОП.Ф.14

Офтальмология

57

ОП.Ф.15

Психиатрия, наркология

57

ОП.Ф.16

Судебная медицина (судебная стоматология)

54

ОП.Ф.17

Экстремальная медицина

85

ОП.Ф.18

Акушерство

77

ОП.Ф.19

Педиатрия

108




^ Стоматологические дисциплины

3465

ОП.Ф.20

Пропедевтическая стоматология

424

ОП.Ф.21

Терапевтическая стоматология

885

-

Физиотерапия стоматологических заболеваний

54

ОП.Ф.22

Хирургическая стоматология, ВЧЛХ, ЛФК, реабилитология

693

ОП.Ф.23

Ортопедическая стоматология

801

ОП.Ф.19

Стоматология детского возраста.

608

ОП.Р.00

Национально-региональный (вузовский компонент)*

139

ОП.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом:

111




Всего часов теоретического обучения:

10098




Практики:

360




ИТОГО:

10458

* Национально-региональный (вузовский компонент) – устанавливается по решению Учёного совета вуза (может быть обеспечен дисциплинами федерального компонента).

^ 5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 (040400) - Стоматология

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки Врача при очной форме получения образования составляет 256 недель, в том числе:

Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии



204 недели




Практики:




Учебная (по всем стоматологическим дисциплинам до 75% часов отводится на практические занятия в амбулаторно-поликлинических учреждениях)

Производственная

не менее 10 недель

Итоговая государственная аттестация

не менее 2 недель

Каникулы

(включая 4 недели последипломного отпуска)


не менее 40 недель

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки Врача по очной форме получения образования – лет. Для лиц, имеющих среднее профессиональное медицинское образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки Врача по очной форме получения образования – лет, по очно-заочной (вечерней) форме получения образования – 5,5 лет.

5.3. Максимальный объем (общая трудоемкость) учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме получения образования не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 36 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.

При формировании основной образовательной программы подготовки Врача вуз обязан выделить на аудиторные занятия со студентами 2/3 объема времени общей трудоемкости; на лабораторные, практические занятия – не менее 30% от аудиторного времени.

Самостоятельная работа студентов при изучении всех дисциплин настоящего государственного образовательного стандарта должна составлять не менее 1/3 объема времени общей трудоемкости.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме получения образования объем аудиторных занятий должен быть не менее 20 часов в неделю.

5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

^ 6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

ВРАЧА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 (040400) - Стоматология

^ 6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки Врача

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки Врача на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

6.1.2. При реализации основной образовательной программы подготовки Врача высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 15%;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: иностранный язык (в объеме не менее 340 часов), физическая культура (в объеме не менее 408 часов), философия, отечественная история. Рекомендуется включать также в качестве обязательных такие дисциплины, как психология и педагогика, правоведение, биоэтика, история медицины, латинский язык и основы терминологии. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- устанавливать необходимый уровень преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, естественно-научных дисциплин;

- предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней) форме обучения с учетом пожелания студента;

- осуществлять преподавание вопросов анатомии, физиологии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, предусмотренных в программе “Физическая культура” для студентов вузов РФ, при изучении соответствующих дисциплин;

- ввести на 5 курсе чтение проблемных комплексных лекций по общепрофессиональным дисциплинам.

^ 6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки Врача должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью (не менее 3 лет); преподаватели по медико-биологическим и общепрофессиональным дисциплинам, как правило, должны иметь ученую степень (не менее 60% кандидатов и 10% - докторов наук) и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере (не менее 3 лет).

К педагогической деятельности в сфере медицинского и фармацевтического образования не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или медицинскими противопоказаниями.

^ 6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки Врача должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим перечню дисциплин настоящего государственного образовательного стандарта, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: физика, математика, информатика, общая химия, биоорганическая химия, биология с экологией, биологическая химия, анатомия человека, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология, микробиология, вирусология и иммунология, фармакология, патологическая анатомия, патофизиология, гигиена, военная гигиена, общественное здравоохранение и здоровье, эпидемиология, военная эпидемиология.

Практические занятия должны быть предусмотрены при изучении дисциплин: физическое воспитание, иностранный язык, латинский язык и основы терминологии, физика, математика, информатика.

Клинические практические занятия должны быть предусмотрены при изучении всех клинических дисциплин.

Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы (по 2 комплекта):

Акушерство и гинекология

Анестезиология и реаниматология

Антибиотики и химиотерапия

Архив патологии

Вестник дерматологии и венерологии

Вестник интенсивной терапии

Вестник отоларингологии

Вестник офтальмологии

Вестник рентгенологии и радиологии

Военно-медицинский журнал

Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры

Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии

Вопросы онкологии

Вопросы питания

Врач

Высшее образование в России

Гигиена и санитария

Журнал вопросы нейрохирургии

Журнал микробиологии и эпидемиологии

Журнал неврологии и психиатрии

Здравоохранение Российской Федерации

Иммунология. Аллергология

Кардиология

Клиническая геронтология

Клиническая и лабораторная диагностика

Клиническая медицина

Клиническая стоматология

Медико-социальная экспертиза

Медицинская газета

Медицинская паразитология и паразитарные болезни

Нефрология

Новое в стоматологии

Онкология

Пародонтология

Педиатрия

Проблемы социальной гигиены и истории медицины

Проблемы туберкулеза

Проблемы эндокринологии

Пульмонология

Российский вестник гастроэнтерологии, гепатологии и колопроктологии

Социальная и клиническая психиатрия

Стоматология

Судебно-медицинская экспертиза

Травматология и ортопедия

Терапевтический архив

Ультразвуковая диагностика

Урология

Фармакология. Токсикология

Фармация

Физиология и морфология

Хирургия. Журнал им. И.И. Пирогова

Цитология

Эндоскопическая хирургия

Эпидемиология и инфекционные болезни

Обеспеченность обучающихся обязательной учебной литературой по каждой дисциплине настоящего государственного образовательного стандарта должна составлять 0,5 экземпляров на одного обучающегося очной формы получения образования.

^ 6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки Врача должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, клинической дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебными программами и учебным планом (количество помещений для размещения кафедр определяется из расчета не менее 18 кв. м учебных и учебно-лабораторных помещений на 1 студента), наличием не менее 1 рабочего места (стоматологическая установка и кресло) на одного обучающегося, а также классов, оборудованных стоматологическими фантомами.

^ 6.5.Требования к организации практик

1. По всем стоматологическим дисциплинам до 75% часов отводится на практические занятия в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

2. Помощник палатной и процедурной медицинской сестры - 2 недели на четвертом семестре.

3. Помощник врача по профилю терапевтической стоматологии - 2 недели на шестом семестре.

4. Помощник врача по профилю хирургической стоматологии - 2 недели на седьмом семестре.

5. Помощник врача по профилю ортопедической стоматологии - 2 недели на восьмом семестре.

6. Помощник врача по профилю детской стоматологии - 2 недели на девятом семестре.

^ Производственная практика после 2 курса - изучение работы младшего медицинского персонала и выполнения манипуляций по уходу за больными в соматическом медицинском учреждении.

^ Производственная практика после 3 курса по терапевтической стоматологии. Изучение работы врача по профилю терапевтической стоматологии. Освоение и закрепление мануальных навыков по терапевтической стоматологии (курация больного: выяснение жалоб, данных анамнеза, проведение обследования, обоснование диагноза, выбор метода лечения и проведение его, закрепление умений и навыков использования инструментария, аппаратуры, оценка ближайшего и отдаленного прогноза, рекомендации для продолжения лечения, оформление медицинской документации).

^ Производственная практика после 7 семестра 4 курса по хирургической стоматологии. Изучение работы врача по профилю хирургической стоматологии. Освоение и закрепление мануальных навыков по хирургической стоматологии (курация больного: выяснение жалоб, данных анамнеза, проведение обследования, обоснование диагноза, выбор метода лечения и проведение его, проведение различных способов местной анестезии, закрепление умений и навыков использования инструментария, аппаратуры, муляжей, оценка ближайшего и отдаленного прогноза, рекомендации для продолжения лечения, оформление медицинской документации).

^ Производственная практика после 8 семестра 4 курса - по ортопедической стоматологии. Изучение работы врача по профилю ортопедической стоматологии. Освоение и закрепление мануальных навыков по ортопедической стоматологии (снятие несъемных протезов, препарирование зубов и полостей, моделирование штифтовой культовой конструкции, снятие слепка гипсом и альгинатными материалами, отливка гипсовых моделей, гипсовка моделей в артикуляр с помощью лицевой дуги, проведение параллелометрии, изготовление восковых базисов с окклюзионными валиками, припасовка и фиксация металлических коронок на цемент, ремонт и реконструкции пластиночных зубных протезов и работа с быстротвердеющими пластмассами, изготовление гипсовой маски лица, курация больного: выяснение жалоб, данных анамнеза, проведение обследования, обоснование диагноза, выбор метода лечения и проведение его, закрепление умений и навыков использования инструментария, аппаратуры, муляжей, оценка ближайшего и отдаленного прогноза, рекомендации для продолжения лечения, оформление медицинской документации).

^ Производственная практика после 5 курса - изучение работы врача по профилю детской стоматологии. Освоение и закрепление мануальных навыков по терапевтической, хирургической стоматологии больных детского возраста, включая профилактику стоматологических заболеваний, ортодонтию.

Студент должен быть ознакомлен с:

- порядком выписки, хранения, учета и назначения медикаментов (особо: сильнодействующих, наркотических, дорогостоящих)

- работой физиотерапевтического отделения, техникой процедур,

- работой патологоанатомического отделения,

- организацией и проведением противоэпидемической работы.

^ 7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 (040400) - Стоматология

7.1. Требования к профессиональной подготовленности Врача

Врач должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

В результате общеклинической подготовки у Врача должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях на догоспитальном этапе; предварительной диагностике с последующим направлением к врачу-специалисту при стоматологической симптоматике больных с соматическими и инфекционными заболеваниями.

Стоматологические дисциплины формируют врачебное поведение и мышление, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной деятельности по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных при заболевании зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний, травм, врожденных дефектов, деформаций и онкологических заболеваний челюстно-лицевой области, заболеваний височно-нижечелюстного сустава, слюнных желез и нервов лица, частичной и полной адентии и аномалии прикуса.


Врач должен:

- проводить профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

- оказывать лечебно-профилактическую помощь;

- анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов окружающей и производственной среды, качество медицинской помощи;

- применять современные методы научного познания, средства и методы педагогического воздействия на личность, знания общих и индивидуальных особенностей психики человека;

- решать с использованием математических методов профессиональные задачи и работать с ЭВМ;

- пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой для здоровья.

Врач в своей профессиональной деятельности должен применять знания:

- основных физических, химических, биологических и физиологических закономерностей, процессов и явлений в норме и патологии, а также работы с лечебно-диагностической аппаратурой;

- строения, топографии и развития клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии, особенностей организменного и популяционного уровней организации жизни;

- общих закономерностей происхождения и развития жизни, жизнедеятельности организма и законов генетики;

- основных характеристик лекарственных препаратов и форм, их классификации, фармакодинамики и фармакокинетики, показаний и противопоказаний к назначению и применению для профилактики и лечения, оформления рецептов;

- иностранного языка для профессионального общения (устного и письменного) и работы с оригинальной литературой по специальности.

^ 7.2. Требования к Итоговой государственной аттестации

7.2.1. Итоговые аттестационные испытания, входящие в состав Итоговой государственной аттестации, предназначены для определения практической и теоретической подготовленности Врача к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в интернатуре, ординатуре или в аспирантуре по теоретическим направлениям медицины. Итоговые аттестационные испытания должны полностью соответствовать основной образовательной программе подготовки Врача. Итоговая государственная аттестация Врача проводится в виде Государственного экзамена в форме Итогового междисциплинарного экзамена.

7.2.2. Порядок проведения, этапы и программа Итогового междисциплинарного экзамена.

1 этап – практическая подготовка.

Оценивается практическая профессиональная подготовка выпускника – степень усвоения студентами мануальных навыков по терапевтической, хирургической, ортопедической и детской стоматологии: курация больного, диагностические процедуры, инструментарий, материалы, методы лечения и навыки владения ими, данные дополнительного лабораторно-инструментального обследования, прицельные рентгенограммы, одонтопародонтограммы, реограммы, “модели” на разных этапах ортопедического лечения, лекарственные препараты и т.д.

Проводится в устной форме непосредственно у кресла больного и подтверждается проведением необходимых диагностических и лечебных манипуляций в соответствии с поставленным диагнозом и выбранным методом лечения. Осуществляется на соответствующих клинических базах, составляющих основу системы додипломной подготовки Врача.

Продолжительность этапа должна давать возможность выпускнику последовательно выполнить весь необходимый объем навыков и умений для профессиональной деятельности.

Результаты практических навыков и умений оцениваются как “выполнено” или “не выполнено”.

^ 11 этап – аттестационное тестирование.

Тестовый материал охватывает содержание базисных и клинических дисциплин. Используются различные типы тестовых заданий для установления и оценки различных сторон логики клинического мышления: сравнение, сопоставление и противопоставление, анализ и синтез предлагаемой информации, установление причинно-следственных взаимосвязей.

Результаты тестирования оцениваются как “сдано” или “не сдано”.

^ 111 этап – итоговое собеседование.

Проверка профессиональной подготовки выпускника, т.е. уровня его компетенции в использовании теоретической базы для решения профессиональных ситуаций. Собеседование проводится на основе решения ситуационных задач обобщенного характера – клинических, этико-деонтологических, разбор больных и т.д. Оценке в данном случае подлежит степень умения выпускника разрабатывать и осуществлять оптимальные решения таких ситуаций на основе интеграции содержания дисциплин настоящего государственного образовательного стандарта.

Результаты собеседования оцениваются по пятибалльной системе.

По результатам трех этапов Итогового междисциплинарного экзамена выставляется оценка Итоговой государственной аттестации выпускника по пятибалльной системе.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Вводится с момента утверждения icon Вводится с момента утверждения

Вводится с момента утверждения icon Вводится с момента утверждения

Вводится с момента утверждения icon Вводится с момента утверждения

Вводится с момента утверждения icon Вводится с момента утверждения
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности 040400 Стоматология...
Вводится с момента утверждения icon Вопросы к упражнению «Спорные утверждения»

Вводится с момента утверждения icon От момента заражения до первых признаков заболевания проходит от 7 до 50 дней

Вводится с момента утверждения icon От момента заражения до первых признаков заболевания проходит от 7 до 50 дней

Вводится с момента утверждения icon Приказ вводится в действие со дня официального опубликования. Министр Р. Тусупбеков

Вводится с момента утверждения icon Инструкция о порядке забора органов и (или) тканей у трупного донора с момента констатации смерти

Вводится с момента утверждения icon Старение это понятие, включающее в себя изменение живой материи в течение времени с момента ее формирования

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы