Управление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение icon

Управление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение





Скачать 311.44 Kb.
НазваниеУправление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение
Шведенко Ирина Викторовна
Дата13.02.2013
Размер311.44 Kb.
ТипДиссертация
На правах рукописи


Шведенко Ирина Викторовна


УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ


14.00.33 – общественное здоровье и здравоохранение


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук


Хабаровск - 2009

Диссертация выполнена в ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»



Научный руководитель:


Официальные оппоненты:


Ведущая организация:


доктор медицинских наук ^ Калинин Андрей Вениаминови


доктор медицинских наук, профессор

Манаков Леонид Григорьевич


кандидат медицинских наук

Галёса Сергей Александрович


^ ГОУ ВПО Читинская государственная медицинская академия МЗ и СР РФ





Защита диссертации состоится « »________ 2009 года в _______часов на заседании диссертационного совета Д 208.026.02 при Дальневосточном государственном медицинском университете по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Владивостокского государственного медицинского университета


Автореферат разослан « » _________2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат медицинских наук И.В. Пчелина


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы.


Проводимая в стране реформа здравоохранения, сегодня требует не только обеспечение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, но и развитие новых организационно-экономических моделей управления системой здравоохранения. Особенно остро эти задачи стоят в сфере стоматологической помощи. Это связано, прежде всего, с тем, что стоматологические услуги среди населения достаточно высоко востребованы. В структуре посещений врачей всех специальностей, посещения стоматологов составляют 15-20%. В Приморском крае уровень стоматологической заболеваемости по обращаемости занимает второе место после обращаемости за терапевтической помощью.

Кроме того, стоматологическая служба является одной из самых затратных областей экономики здравоохранения и, в то же время, наиболее подготовленной к работе в рыночных условиях. Даже в сферах государственной и муниципальной системе здравоохранения удельный вес предпринимательской деятельности достигает 50% от общего объема работ на региональном уровне (Шаймиева Н.И. , 2007). Следовательно, развитие предпринимательства в государственных и муниципальных стоматологических учреждениях и рост частной стоматологии на фоне негативных показателей стоматологического здоровья населения обуславливает необходимость разработки новой модели организационной структуры и управления ресурсами стоматологической службы на территории Приморского края.

^ Цель исследования:

Научное обоснование подходов к управлению ресурсами стоматологической службы на уровне субъекта Российской Федерации.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать сложившуюся ситуацию оказания стоматологических услуг населению Приморского края в условиях развития рыночных отношений.

2. Провести комплексную оценку трудовых, материальных и финансовых ресурсов стоматологических учреждений независимо от форм собственности.

3. Изучить спрос населения на стоматологические услуги с учетом сложившейся макро- и микроэкономической ситуации и условий жизни населения.

4. Разработать модель совершенствования организационной структуры и управления ресурсами стоматологической службы Приморского края в условиях социально-экономических реформ.

^ Научная новизна исследования.

Впервые проведена комплексная оценка оказания стоматологической помощи населению медицинскими учреждениями, организациями, предприятиями независимо от форм собственности в городах и сельской местности. Дана характеристика ресурсного оснащения стоматологических организаций, что позволило выявить наиболее значимые проблемы в их обеспечении и организации деятельности.

Результаты социологического исследования семей позволили выявить основные закономерности формирования стоматологического здоровья и мотивационных установок при обращении за стоматологической помощью.

Впервые разработана организационная модель управления организационной структурой и ресурсами стоматологической службы на уровне субъекта Российской Федерации.

^ Практическая значимость работы.

1. Проведено изучение сети стоматологических учреждений (организаций), оказывающих стоматологическую помощь, исследованы данные об обращаемости и посещаемости, что позволило дать характеристику основных закономерностей, определяющих соотношение спроса и предложений на стоматологические услуги.

2. Представлены данные о стоматологическом здоровье населения, имеющие значение при определении необходимых объемов стоматологической помощи и их ресурсного покрытия.

3. Разработанная модель совершенствования организационной структуры и управления ресурсами стоматологической службой позволяет внедрить механизмы обеспечения эффективной деятельности стоматологической службы,


ориентированные на доступность и удовлетворенность населения в стоматологической помощи.

^ Основные положения, выносимые на защиту

1. Результаты анализа социологических исследований и стоматологической заболеваемости для обоснования путей развития стоматологической помощи.

2. Результаты оценки ресурсного обеспечения стоматологических организаций для обоснованного выбора подходов эффективного управления их ресурсами на уровне субъекта Российской Федерации.

3. Модель совершенствования организационной структуры и управления ресурсами с целью повышения эффективности деятельности стоматологической службы края, направленной на удовлетворение спроса населения в стоматологических услугах.

^ Внедрение и апробация результатов исследования.

Материалы исследований использованы при обосновании сети медицинских учреждений Приморского края на период 2008-2010г.г. Результаты диссертационной работы использованы при подготовке ежегодного информационно-статистического доклада «Здоровье населения Приморского края» в 2006-2008г.г.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава в курсе лекций и практических занятий для студентов стоматологического факультета и при проведении циклов повышения квалификации для руководителей стоматологических организаций. Материалы диссертации доложены и обсуждены на конференции «Педагогический менеджмент в условиях модернизации высшей медицинской школы – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования» - Владивостокский государственный медицинский университет – Тихоокеанская международная медицинская Академия.

Разработанная модель совершенствования организационной структуры и управления ресурсами стоматологической службы Приморского края, утверждена на уровне Департамента здравоохранения Приморского края (от 15.07.2008г.) и внедрена в практику ГУЗ «Краевой стоматологической поликлиники», г.Владивосток (акт внедрения от 25.06.2008 г.)



Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 печатных работ, из них 2 – в центральной печати.

^ Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 236 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, трех глав результатов собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературных источников. Список использованной литературы включает 270 источников (219 - отечественных и 51 – иностранных авторов). Диссертация иллюстрирована 56 таблицами, 27 рисунками.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Материалы, программа и методы исследования

Базовой территорией, на которой проводилось настоящее исследование, явился Приморский край. Изучение деятельности стоматологической службы края проводилось за период 1999-2008г.г. Программа исследований представлена на рисунке 1 и включала в себя следующие основные направления:

1. Комплексный анализ сети стоматологических учреждений и характера материально-технического обеспечения стоматологической помощи.

2. Анализ кадровых ресурсов стоматологической службы Приморского края, группировку и подготовленность стоматологического персонала.

3. Проведение социологического исследования для изучения мнения населения г. Владивостока о своем стоматологическом здоровье, объеме помощи, стратегии охвата, оплаты за обслуживание.

4. Анализ стоматологической заболеваемости по данным годового отчета.

5. Разработку механизмов управления ресурсами стоматологической службы с целью повышения эффективности деятельности стоматологических учреждений.

6. Обобщение материалов в виде научных справок, отчетов, заключений, обзоров, программ, а также нормативно – методических материалов.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе проводился сбор материала по теме исследования в научно-медицинских публикациях России, зарубежных стран, ВОЗ и других международных


организаций. Использовались материалы Государственного комитета по статистике Российской Федерации, Министерства здравоохранения РФ, статистические данные Департамента здравоохранения Приморского края и ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края», Центра лицензирования и аккредитации Приморского края (с 2004г. отдел контроля качества медицинской помощи, лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности), Комитет государственной статистики Приморского края, медицинского информационно-аналитического центра Приморского края, а также законодательные акты, постановления, приказы и другие источники. Была разработана анкета социологического обследования семей.

На втором этапе исследования была проведена обработка и анализ собранных материалов по оценке социально-экономического положения, демографической ситуации и состояния стоматологического здоровья населения Приморского края; проведены социологические исследования и проанализированы полученные материалы; определены пути повышения эффективности управления и оказания стоматологической помощи.

На третьем этапе были проанализированы в динамике показатели работы ЛПУ стоматологического профиля, проведен комплексный научный анализ этих показателей, определены основные пути оптимизации и повышения эффективности использования ресурсов.

^ Четвертый этап включал обобщение материалов исследования, их анализ и выводы, оформление работы и подготовку автореферата.

В соответствии с поставленными в данном исследовании целью и задачами в работе были использованы следующие методы: информационно-аналитический, статистический, клинический, социологический, экспертный, сравнительного и системного анализа.

Программа сбора материала предусматривала анализ следующих материалов:

1) отчетно-учетной формы №30 («Сведения о лечебно-профилактическом учреждении»);

2) «Сводной ведомости учета работы врача-стоматолога (зубного врача) стоматологической поликлиники, отделения, кабинета стоматологических учреждений» (форма № 039-2/у-88);

3) 1-здрав («Сведения об учреждении, оказывающим медицинские услуги населению и медицинских кадрах»);

4) медицинская карта стоматологического больного (ф. №043/у-88);

5) карточек ТЭП (технико-экономические показатели);

6) актов лицензионно-аккредитационной комиссии (с 2004г. отдел контроля качества медицинской помощи, лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности) по комплексной оценке деятельности ЛПУ.

Программа исследования выполнена в формате текущего наблюдения. По степени охвата статистическое наблюдение осуществлено сплошным способом. Исследованы были основные фонды 272 медицинских учреждений, в состав которых входили либо стоматологические отделения, либо кабинеты врача-стоматолога (зубного врача), а также 18 самостоятельных стоматологических поликлиник края. Выполнена оценка кадрового состава и материально-технического оснащения стоматологических структур независимо от форм собственности.

Социологическое исследование семей проводилось с применением разработанной нами анкеты. Всего использовано 600 анкет.

Для определения объема выборочной совокупности обследованных контингентов была использована формула А.М. Меркова и Л.Е. Полякова (1974) и рекомендации А.В. Решетникова (2002) по определению выборочной совокупности при проведении медико-социального мониторирования. Для обеспечения надежности результатов с вероятностью 95%, доверительный коэффициент взят равным 2 (t = 2). Величина предельной ошибки составила ±4 %. Анализ данных, полученных в ходе исследования, выполнен на персональном компьютере с использованием статистических «пакетов» прикладных программ «STATISTICA» и «MS EXСEL». Применены стандартные методы статистики, а также методы параметрического и непараметрического анализа. Различия между средними показателями сравниваемых групп оценены по критерию Стьюдента, рассчитаны средние арифметические значения (М), стандартные ошибки среднего значения (m) и др. Проведено сравнение достоверности различия дисперсий с помощью F-критерия.

^ Результаты исследования и их обсуждение.

Начиная с 90-х годов, стоматологическая служба Приморского края развивается на принципах рыночной экономики. В настоящее время организация стоматологической службы представлена стоматологическими учреждениями и организациями разных форм собственности. По количественной характеристике частная стоматологическая служба занимает ведущее место на рынке стоматологических услуг. Почти половина (45,4±1,7%, р<0,001) стоматологического рынка приходится на долю частных организаций, что, безусловно, увеличивает доступность стоматологической помощи, регулирует спрос по видам деятельности. Тем ни менее остаются проблемными вопросы удовлетворенности качеством оказываемых услуг. Развитие рынка стоматологических услуг способствовало сокращению структурных подразделений стоматологической службы государственной и муниципальной системы здравоохранения в 1,4 раза по краю и в 1,7 раза в г.Владивостоке. Следует заметить, что высококвалифицированная и узкоспециализированная стоматологическая помощь оказывается только в городах края. В сельских поселениях население получает в основном зубоврачебную помощь. Соответственно и кадровый ресурс врачей-стоматологов в 86,9±0,7% сосредоточен в городах, причем половина его в г.Владивостоке, лишь 13,1±0,7% - в районных учреждениях.

Обеспеченность населения Приморского края стоматологами составила 3,0 на 10 000 населения (по РФ – 3,6 на 10 тыс. нас.), зубными врачами и зубными техниками – 3,0 и 1,2 на 10 000 населения соответственно (по РФ – 4,66 на 10 тыс. нас.). В краевом центре обеспеченность наибольшая, за счет специалистов частных стоматологических клиник (4,2 на 10 тыс. нас.).

Анализ динамики обеспеченности кадровом потенциалом состава работающих в ГУЗ и МУЗ стоматологического профиля г.Владивостока за период 1999-2008гг. выявил наличие убыли (от -1,5 до -2,5 на 10000 населения) за счет оттока специалистов в систему частной стоматологии. Возрастной ценз врачей-стоматологов приходится на 30-39 и 40-49 лет. Структура кадров среднего звена по возрасту более нивелирована во всех возрастных группах. Имеется связь между возрастом и стажем работы, коэффициент корреляции имеет достоверные различия (0,82%, p<0,01) в городах и районах. Так, в районах края стоматологическая помощь оказывается специалистами со стажем работы 20 и более лет (50,2±2,0%), в то время как в городах стаж работающих не превышал 5-10 лет.

Уровень профессиональной подготовки наблюдается выше у врачей-стоматологов, как по наличию сертификатов (80,0±1,6%), так и по квалификационным категориям (52,0±3,7%), чем у других специалистов. В последние годы отмечается приток молодых специалистов в систему стоматологической службы за счет выпускников стоматологического факультета ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава, что положительно сказывается на укомплектованности врачебными кадрами.

Оценка характеристики основных фондов стоматологических учреждений выявила преобладание в структуре пассивной части над активной. При этом доля активной части в стоматологии была выше, чем в целом по краю. Выявлена общая тенденция к росту активной части основных фондов учреждений стоматологического профиля (таблица 1).

Таблица 1

Характеристика основных фондов стоматологических учреждений

в Приморском крае (подчинения МЗ и СР РФ в %)

Категория ЛПУ

Вид основных фондов

2006

2007

2008

Абс.

прирост

Показатель наглядности

2006

2007

2008

Всего по Приморскому краю

пассивные

62,2

65,0

62,8

+0,6

1

1,04

1,01

активные

37,9

35,0

37,2

-4,4

1

0,92

0,98

Стоматологические поликлиники

пассивные

53,3

52,9

48,9

-0,7

1

0,99

0,98

активные

46,7

47,1

51,1

+4,4

1

1,01

1,09


Динамика амортизации основных фондов в крае и в стоматологии мало чем отличается (43,5-47,1% и 40,3-45,9%, р>0,05) (таблица 2). Амортизация материально-технической базы в целом также примерно в одинаковых пределах (30,0%). Достоверное различие определяется при сравнении активной части основных фондов. При коэффициенте амортизации более 30% это считается высокой степенью амортизации.


Таблица 2

Амортизация основных фондов ГУЗ и МУЗ стоматологической службы в Приморском крае в 2006-2008 гг., в %


Категория ЛПУ

Вид основных фондов

2006

2007

2008

Приморский край

Пассивные

31,8

33,1

33,0

Активные

62,5

68,8

70,9

Всего

43,5

45,6

47,1

Стоматологические поликлиники

Пассивное

30,5

33,1

29,5

Активные

51,5

60,3

60,1

Всего

40,3

45,9

45,1



Наиболее изношенными были вспомогательные сооружения, такая же тенденция в целом по краю. Изменения, происходящие внутри общей амортизации, связаны, с так называемым видом компонентной связи, оцениваемой по индексу. Полученные индексы (1,6; 1,3; 1,2) говорят об ослаблении процесса амортизации основных фондов в динамике.

Анализ показателей движения основных фондов показал, что коэффициенты выбытия, обновления, накопления в стоматологической службе выше, чем в лечебной сети. Коэффициент сменности работы оборудования достаточно высок, а процент неиспользованного оборудования не превышает 10%. Всё вышеуказанное, свидетельствует о более активном функционировании и использовании основных фондов в стоматологической службе по сравнению с общей сетью медицинских учреждений (таблица 3).

Таблица 3

Движение основных фондов в стоматологической службе

Приморского края за 2006-2008 гг.


Категория

ЛПУ

Вид осн.фондов

Коэффициент выбытия

Коэффициент обновления

Коэффициент накопления

Коэфф. компенсации выбытия

2006

2007

2008

2006

2007

2008

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Всего по ПК

Активные

0,005

0,01

0,03

0,01

0,06

0,05

0,01

0,05

0,02

34,37

35,64

43,23

Всего

0,01

0,02

0,04

0,04

0,11

0,10

0,03

0,09

0,06

34,37

25,55

77,76

Стом. пол-ки

Активные

0,01

0,01

0,02

0,06

0,07

0,06

0,05

0,05

0,04

13,10

23,46

30,64

Всего

0,02

0,02

0,03

0,12

0,10

0,10

0,10

0,08

0,07

13,10

18,01

30,15

При общей положительной тенденции развития основных фондов стоматологических учреждений показатели экономического анализа: фондовооруженность, фондоотдача, фондоемкость свидетельствуют о недостаточном ресурсном обеспечении, что, прежде всего, связано с износом оборудования и низкой укомплектованностью кадрами, особенно врачами-стоматологами.

В структуре финансовых ресурсов государственной и муниципальной стоматологии, ведущая доля приходится на средства ОМС и предпринимательской деятельности (43,7% и 46,9 % соответственно).

Показатели комплексной оценки деятельности стоматологических учреждений и организаций разных форм собственности также созвучны с анализируемыми данными. Так коэффициент оценки качества МТБ составил 0,85, оснащения – 0,88, профессионального уровня – 0,88, что свидетельствует о недостаточно высоком уровне ресурсного обеспечения трудовыми, материальными и иными ресурсами.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что ресурсное обеспечение стоматологической помощи в крае не может удовлетворить спрос населения в стоматологических услугах. Весьма острого стоит вопрос о кадрах стоматологического профиля для стоматологических учреждений края. В свете этого основным элементом новой модели развития стоматологической службы должно стать стратегическое планирование, ориентированное на проблемы эффективного экономического функционирования стоматологических учреждений и организаций в условиях конкуренции и рынка стоматологических услуг.

В результате проведенного социологического исследования установлено, что среди опрошенных взрослых членов семей преимущественно были лица от 20 до 40 лет (83,0±0,5%), из них 65,5±2,0% - женщины. Дети составили 37,9±4,0%, в основном в возрасте 6-7 лет. В структуре анкетируемых превалировали работающие над неработающими (68,0±2,3% и 32,0±2,3% соответственно). Наибольшее число опрошенных были работники бюджетной сферы (73,5±2,6%), удельный вес работающих в коммерческих структурах составил 26,5±2,6%. Образовательный уровень опрошенных оказался достаточно высоким. Так, 56,3±4,0% взрослых респондентов имели высшее образование.

Большинство членов семей проживали в хорошие бытовых условиях - 84,7±2,0% от общего числа опрошенных. Более половины относятся к семьям со средним достатком. По их мнению, доход в 73,9±2,3% случаев не удовлетворяет жизненным потребностям семьи, в том числе в части средств на гигиену полости рта и питания. Следовательно, фактор питания и питьевой воды имеет немаловажное значение для населения.

Из профессиональных факторов риска у 28,0±1,4% лиц ведущим было сильное нервное перенапряжение, у 22,5±0,7% - шум и перепады температурного режима. 50,0% опрошенных связывали влияние производственных факторов с возникновением болезней зубов. Несмотря на то, что 66,3±2,3% опрошенных считали себя «практически здоровыми», 84,0±4,0% связали влияние соматической заболеваемости со стоматологической. В структуре заболеваемости, по данным опроса, болезни полости рта занимали 2-3–е ранговые места.

В число трех ведущих факторов, определяющих стоматологический статус, вошли болезни зубов, болезни органов пищеварения и простудные заболевания. Среди ведущих факторов, приводящих к болезням зубов, были обозначены: плохой уход за полостью рта (17,4±2,8%), несвоевременное лечение (16,0±2,0%), злоупотребление сладким, нарушение питания, наследственность (по 14,5±1,5%). Несмотря на то, что большинство анкетируемых (81,5±2,4%) осознают отрицательное влияние факторов образа жизни на стоматологическое здоровье, 75,0±0,5% предпочитают употреблять сладкое в своём рационе.

Стоматологическое здоровье респонденты оценили на «отлично» - 6,9±0,5%, на «хорошо» - 24,1±0,5%, на «удовлетворительно» - 41,4±0,5%, остальные 27,5±0,5% как «плохое» (рис.2).

Обращает на себя внимание тот факт, что 98,6±1,0% опрошенных лиц отметили необходимость посещения стоматологического кабинета с профилактической целью.

Зубы чистили 96,3±0,6% респондентов, из них 46,1±3,5% - два раза в день, 51,8±3,4% использовали зубную пасту по совету врача. Значение родительского примера по уходу за полостью рта отметили 80,8±2,0%. При этом 87,5±1,6% респондентов недостаточно владели гигиеническими навыками. Практически все взрослые имели опыт удаления зубов (от 3 до 7). Более половины опрошенных лиц предпочитали обращаться в государственные и муниципальные учреждения, лишь 44,0±2,3% в частные стоматологические организации. Треть анкетируемых считали, что качество стоматологической помощи выше в крупных специализированных стоматологических организациях.



Рис.2. Влияние «сладкого» на возникновение болезней зубов (%)

60,0±2,4% опрошенных оценили качество стоматологической помощи как «удовлетворительное», 24,0±2,1% как «хорошее» и 12,0±1,0% как «неудовлетворительное». Причиной обращения в 48,6±2,0% случаев было лечение зубов и десен, с целью санации – 17,1±1,5%, удаление – 17,1±1,5%. Как правило, треть респондентов посещали стоматолога один раз в полгода или один раз в год. Низкий уровень обращаемости за стоматологическими услугами анкетируемые объяснили разными причинами (болью 18,2±1,6%, ленью 4,5±0,8%, отсутствием денежных средств – 41,0±2,0%).

Высока доля пациентов, которые оплачивали оказанную услугу (96,0±0,8%). Несмотря на то, что пациенты попадали на прием к разным специалистам, 42,3±2,0% по окончании услуги определялись в выборе врача-стоматолога. Внимательное отношение к себе отметили 46,1±2,0% анкетируемых. Примененные нами методы многофакторного анализа показали, что ведущими факторами, влияющими на состояние полости рта и посещение стоматолога, были: питание, стоматологическая грамотность, стоимость стоматологической услуги.

Таким образом, население края ориентировано не только на лечение зубов, но и на профилактику стоматологических заболеваний и гигиеническое воспитание в части ухода за полостью рта. Высокая распространенность и увеличивающаяся интенсивность стоматологических заболеваний указывают на актуальность проблемы массовой профилактики кариеса зубов и болезней тканей пародонта среди населения.

Были попытки разработки целевой программы по профилактики стоматологической заболеваемости в Приморском крае на 2001-2013 годы, на наш взгляд, она уже морально устарела. Исполнение её только силами государственной и муниципальной системы здравоохранения, без участия частных стоматологических организаций, не может обеспечить эффективность решения данного направления стоматологической помощи. Требуется новая разработка или коррекция данной программы, с отработкой новых подходов в стратегии развития профилактики стоматологических заболеваний и гигиенического воспитания населения. При этом необходимо взаимное участие деятельности как стоматологов, так врачей других специальностей всех систем здравоохранения. Реализация программы должно носить комплексный характер, включая подготовку кадров, выбор организационных, медицинских технологий и включение других мероприятий.

Анализ деятельности стоматологических учреждений по отчетной форме №30 показал, что показатели посещаемости населения за стоматологической помощью могут быть использованы для расчета уровней общей и первичной стоматологической заболеваемости по обращаемости. Данные показатели могут быть применены как для расчета объемов стоматологической помощи в УЕТ, так и для оценки потребности в ресурсном обеспечении ее получения.

Оценка показателей динамического ряда за 1999-2008 годы с вычислением «критерия итерации» подтвердили наличие колебаний посещаемости и первичной обращаемости. При этом чередование подъемов и спадов посещаемости определены как неслучайные и, на наш взгляд, в основном зависят от внешних факторов, прежде всего таких как: политических, социально-экономических, организационных. Безусловно, нельзя отрицать их влияние на доступность и обеспеченность населения медицинской помощью, в том числе стоматологической.

Первичная заболеваемость за изучаемый период имеет четкую тенденцию к снижению. Колебания показателей находятся в пределах критических значений, что свидетельствует о случайности подъемов и спадов. Это вполне закономерно, так как первичная заболеваемость связана с обращением населения по поводу заболеваний, требующих неотложного вмешательства или экстренной стоматологической помощи. Между первичной заболеваемостью и посещаемостью имеется положительная прямая корреляционная связь равная +0,87, что подтверждает наличие «скрытой» нуждаемости населения в стоматологической помощи, особенно в профилактических целях.

Оценка первичной и общей заболеваемости по городам Приморского края и в целом по краю показала, что их уровни существенно не отличаются от данных изучения стоматологической заболеваемости по обращаемости на других территориях страны (Прокудин И.Н., 2007, Попова И.Н., 2007). Так, в 2006 году уровень первичной заболеваемости по обращаемости составил 26398,1 на 100 тысяч населения, посещаемость – 69328,1 на 100 тысяч населения (таблица 4).

Таблица 4

Сравнительная характеристика первичной обращаемости и посещаемости населения Приморского края на 100 тыс. населения в динамике за 10 лет


годы

уровни

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

первичная обращаемость

34542,0

35547,0

34024,2

31676,8

29448,7

29975,5

28230,1

26355,0

25811,3

26398,1

посещаемость

88272,5

88768,0

88994,0

81526,3

73472,3

72017,8

69674,0

72341,3

63311,7

69328,1


Доля стоматологической заболеваемости находилась в пределах 30-35% среди общей заболеваемости по обращаемости населения Приморского края, а доля первичной заболеваемости от общей стоматологической заболеваемости по обращаемости достигла 40%. Уровень стоматологической заболеваемости по обращаемости занимал второе место после обращаемости за терапевтической помощью. Это говорит о высокой нуждаемости населения в стоматологических услугах, в том числе профилактических.

Данные о стоматологической заболеваемости по обращаемости могут служить индикатором для определения ресурсного покрытия и оценки экономической деятельности применительно к медико-экономическим показателям для стоматологического учреждения при проведении экономического анализа и обоснования развития финансовых, материальных, кадровых ресурсов, как на территории отдельных муниципальных образований, так и в целом по краю.

Проведенный системный анализ деятельности стоматологической службы края и оценки стоматологического здоровья населения выявил основные проблемы и стал основой для разработки стратегии развития стоматологической помощи.

К наиболее актуальным проблемам территориальной стоматологической службы Приморского края следует отнести:

- во-первых, отсутствие организационно-управленческой структуры построения стоматологической службы края, отсюда не определен уровень управления со стороны главных специалистов-стоматологов в органах управления здравоохранением. Поэтому не отрегулированы вопросы координации действий на уровне частной системы стоматологии, профессиональных ассоциаций, органов и учреждений Роспотребнадзора, центров медицинской профилактики, а также в части профилактической деятельности медицинских учреждений, направленной на сохранение и улучшение стоматологического статуса граждан.

- во-вторых, неэффективность реализации целевой программы профилактики стоматологической заболеваемости у населения края в виду исключения сотрудничества государственного сектора с частными стоматологическими организациями и инвесторами, а также страховщиками

- в-третьих, отсутствие модели управления ресурсами стоматологической службы края, с целью повышения экономической эффективности её деятельности и удовлетворенности населения в стоматологической помощи.

Для решения указанных проблем необходимо разработать концепцию основных направлений развития стоматологической помощи Приморского края, главное стратегическое направ­ление которой заключалось бы в реформировании стоматологической службы и разработки механизмов управления её деятельности на основе стратегического планирования.

Основным путем раз­вития стоматологической службы края должна стать стратегия развития предпринимательства и координации деятельности стоматологических учреждений и организаций на основе сотрудничества медицинских организаций разных организационно-правовых форм. При примерно одинаковом потоке пациентов в стоматологические структуры как государственной, муниципальной систем, так и частной системы здравоохранения, постепенное укрепление и развитие двух основных секторов стоматологии края повышает возможности населения в доступности и качестве оказываемых стоматологичекских услуг.

Как результат проведенных исследований нами предложена модель организационной структуры и управления ресурсами стоматологической службы Приморского края. В модели представлены: оценка состояния стоматологического здоровья; характеристика ресурсного обеспечения стоматологических учреждений и организаций; результаты системного анализа деятельности стоматологической службы; схема её организационно-управленческой структуры, включая стратегический, тактический и оперативные уровни, а также управление кадровыми и финансово-экономическими ресурсами.

Предлагаемая нами модель (рис.3) совершенствования организационной структуры и управления ресурсами построена на основе системного подхода и анализа ресурсного обеспечения стоматологической помощи в Приморском крае. В основе её положены современные приоритеты развития стоматологии в России и опыт работы ряда региональных стоматологических служб субъектов РФ. Сегодня нельзя не учитывать специфику реализации стоматологической помощи в условиях развивающихся рыночных отношений с ведущей ролью системы частной стоматологии. Внедрение данной модели весьма актуально для системы здравоохранения стоматологического профиля Приморского края, что позволит в перспективе повысить эффективность управления ресурсами и обеспечить население доступной и качественной стоматологической помощью.


Выводы

1. В настоящее время в Приморском крае сформировалась система организации стоматологической помощи, включающая государственные, муниципальные, частные организации. При этом на стоматологическую службу частной системы здравоохранения приходится около 50% от всех услуг стоматологического рынка. Конкурентоспособность стоматологических структур разных систем здравоохранения положительно влияет на доступность и качество стоматологической помощи для населения, особенно в высоко - и узкоспециализированных видах.

2. Кадровые ресурсы стоматологической службы сосредоточены в городских стоматологических организациях (до 87%). Обеспеченность населения врачами-стоматологами составила 3,0 на 10 тыс. нас., а зубными врачами и техниками – 3,0 и 1,2 на 10 тыс. нас., соответственно, что ниже среднестатистических показателей России. Остро стоит вопрос об укомплектованности врачами-стоматологами и гигиенистами, особенно в государственной и муниципальной системе здравоохранения.

3. При положительной тенденции развития основных фондов стоматологических учреждений показатели экономического анализа и комплексной оценки свидетельствуют о недостаточности ресурсного покрытия, что связано с износом оборудования и низкой укомплектованностью врачебными кадрами (34%). Недостаток ресурсного обеспечения не удовлетворяет спрос населения в стоматологических услугах.

4. Проведенные социологические исследования показали, что население придает большое значение стоматологическому здоровью. Основной причиной обращений было – лечение и удаление зубов (65%), с целью санации обратилось лишь 17,1% анкетируемых. При этом 98,6% опрошенных отметили необходимость посещений стоматолога с профилактической целью. Примененные методы многофакторного анализа выделили три ведущих фактора, влияющих на состояние полости рта и на частоту посещений врача-стоматолога: питание, стоматологическую грамотность, стоимость услуги. Полученные данные свидетельствуют о недостаточности профилактической направленности в работе стоматологической службы края.

5. Проблема доступности населения в стоматологической помощи остро стоит на уровне края. Удельный вес стоматологической заболеваемости от общей заболеваемости по обращаемости достигает 30-35%, уступая только терапевтической. Доля первичной заболеваемости по обращаемости от общей заболеваемости составила 40%. Между первичной заболеваемостью и посещаемостью прослеживается положительная прямая корреляционная связь, что подтверждает «скрытую» нуждаемость населения в стоматологической помощи. Данные о заболеваемости могут служить индикатором для определения ресурсного покрытия и оценки эффективности экономической деятельности стоматологических организаций.

6. Проведенный системный анализ деятельности стоматологической службы края и оценки стоматологического здоровья населения стал основой для формирования проблем и выработки стратегий развития стоматологии. Результаты исследований позволили обосновать научные подходы к управлению ресурсами стоматологической помощи и разработать модель организационной структуры и управления ресурсами стоматологической службы Приморского края, которая принята к внедрению на уровне Департамента здравоохранения Приморского края.


^ Практические рекомендации:

1. При построении стратегии развития стоматологической помощи в Приморском крае первостепенное решение требует следующее:

- формирование единой организационно-управленческой структуры стоматологической службы края, с обеспечением сквозного принципа управления и стратегического планирования деятельностью всех стоматологических структур независимо от форм собственности с целью реализации программы государственных гарантий, развития финансово-экономической деятельности структур стоматологического профиля и повышения возможности населения для выбора более доступной и качественной стоматологической помощи;

- участие органов законодательной и исполнительной власти края, органов местного самоуправления в формировании единой территориальной политики в области охраны стоматологической здоровья населения;

- повышение эффективности управления ресурсами стоматологических учреждений и организаций всех форм собственности;

- внедрение инвестиционной политики в стоматологическую службу, включая новые медицинские, лекарственные и организационные технологии с обеспечением высокой эффективности вложений.

- разработка новой модели профессионального образования специалистов стоматологического профиля на основе проблемно-ориентированного профессионализма, предполагающего подготовленность выпускников к профессиональной деятельности и готовности их к непрерывному профессиональному развитию.

2. Для оптимизации финансово-экономической деятельности стоматологической службы края целесообразным является внедрение разработанной нами модели совершенствования организационной структуры и управления ресурсами, реализация которой направлена на повышение эффективности управления ресурсами и на удовлетворение спроса населения в стоматологических услугах.



Список работ, опубликованных по теме диссертации

1. Аблаева, Л.З. Педагогическое предвидение в общении / Л.З. Аблаева, И.В. Шведенко, И.А. Захарова // Сборник материалов научно-методической конференции. - Владивосток, 2005. – С.41-44.

2. Капранова, Т.В. Невротизация у средних медицинских работников многопрофильного лечебного учреждения / Т.В. Капранова, И.В. Шведенко // Тезисы докладов VI-й Тихоокеанской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». – Владивосток, 2005. –С.153.

3. Костина, Е.М. Разработка концепции маркетинга частной стоматологической компании / Е.М. Костина, И.В. Шведенко // Тезисы докладов VI-й Тихоокеанской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». – Владивосток, 2005. –С.153-154.

4. Кривелевич, Е.Б. Характеристика стоматологического здоровья населения г.Владивостока (по результатам социологического исследования) / Е.Б. Кривелевич, И.В. Шведенко // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2007. - №4. – С.88-91.

5. Сиворакша, А.Ю. Изучение факторов, влияющих на развитие кариеса / А.Ю. Сиворакша, И.В. Шведенко // Тезисы докладов VI-й Тихоокеанской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». – Владивосток, 2005. – С. - 156.

6. Шведенко, И.В. Нормативный метод в формировании знаний в стоматологии / И.В. Шведенко, Л.З. Аблаева // Сборники материалов научно-методической конференции: Владивосток, 2004. - С.156-160.

7. Шведенко, И.В. Особенности и краткая характеристика кадрового обеспечения стоматологической службы Приморского края / И.В. Шведенко, Е.Б. Кривелевич // Экономика и менеджмент в стоматологии. – 2004.- №2 (13). – С.68-72.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Управление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение iconСовершенствование организации онкологической помощи на основе медико-статистического анализа (на

Управление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение iconНаучное обоснование модели стратегического развития стоматологической службы региона и системы управления
Работа выполнена в гоу впо «Ростовском государственном медицинском университете Росздрава»
Управление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение iconЭкзаменационные вопросы Общественное здоровье и здравоохранение
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет дисциплины. Объекты и методы изучения...
Управление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение iconКомплексное исследование экспертной деятельности по оценке качества медицинской помощи хирургическим

Управление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение iconЭпидемиология сахарного диабета и основные направления совершенствования диабетологической помощи

Управление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение iconКлинико-статистическое обоснование проведения ранней пренатальной диагностики (на примере лечебно-профилактических

Управление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение iconОбоснование стратегии совершенствования управления ведомственным многопрофильным лечебно-профилактическим

Управление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение iconОптимизация работы многопрофильной государственной стоматологической поликлиники в условиях региона

Управление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение iconСистема менеджмента качества клинико-диагностической лаборатории службы крови мегаполиса 14. 02.

Управление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение iconПерспективы развития дерматовенерологической службы в учреждениях федерального медико-биологического

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы