|
Скачать 1.99 Mb.
|
Г. Н. Пустынникова ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО И ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА У СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ Москва 2005 Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви Православным монахам посвящаю Автор Пустынникова Г. Н., 2005 ООО «ПолиграфАтельеПлюс», 2005 О церковном пении Св. Иоанн Златоуст так изъясняет значение церковного пения: «Господь соединил с пророчеством мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов, с совершенным усердием возглашали священные песнопения. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовию к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь священная, сложенная по правилу ритма». Господствующее ныне мнение, согласно которому богослужебное пение есть всего лишь частный случай искусства музыки, входит в полное противоречие с древнерусскими представлениями о соотношении богослужебного пения и музыки. В контексте Священного Писания они представляют собой явления, диаметрально противоположные друг другу. Драматизм противостояния богослужебного пения и музыки с особой силой раскрывается в книге пророка Даниила. Важно отметить то, что сигналом или призывом к всеобщему, всенародному поклонению золотому истукану служил «...звук трубы, 5 свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии, и всяких музыкальных орудий...» (Дан. 3, 5); ввергнутые же в горящую печь еврейские отроки воспели песнь Богу только своими голосами, без употребления каких-либо инструментов. Золотой истукан, являющийся символом мощи видимого вещественного мира, требует вещественных приношений и почестей, выражающихся в звуках, извлекаемых искусственным способом из музыкальных инструментов, поклонение же невидимому Богу осуществляется духовно и требует максимально достижимого для человека отказа от всего видимого и вещественного, что выражается в использовании только лишь возможностей своего существа, полученного от Бога, и отвержении всего внешнего и искусственного. Огонь, объявший еврейских отроков, сжигает все вещественные образы и представления, все лишнее, не имеющее к Богу отношения, оставляя в человеке только то, что жаждет Бога и устремлено к Нему. Согласно воззрениям отцов восточной Церкви, именно такой огненной печью должен стать клирос для каждого, кто восходит на него, облачившись в специальную одежду и получив молитвенное посвящение певчего, но то, что в Ветхом Завете изображалось в образе огня, святые отцы понимали как страх Божий. Именно страх Божий является тем огнем, в котором сгорают все образы и представления вещественного мира, встающие препятствием на пути к Богу. 6 И именно страх Божий является необходимым условием и причиной богослужебного пения. Если нет страха Божьего, то бесполезны и восхождение на клирос, и облачение в певческие одежды, и слова посвятительной молитвы, ибо без этого страха клирос превращается в сцену, певчий в артиста, а богослужебное пение − в музыку. «Не должно по примеру трагиков нежить сладкогласием гортань и уста, чтобы не были слышны в церкви театральные голосоизменения и песни, но должно петь со страхом и умилением», − говорил Блаженный Иероним. Но не следует и «употреблять бесчинных воплей, вынуждать из себя неестественные крики и вводить... несообразное и несвойственное церкви: но с великим вниманием и умилением приносить псалмопения Богу, назирающему сокровенное». Представленный труд призван помочь служителям церкви, правильно натренировав голос, наилучшим образом «возвещать Божественный закон, проповедовать Бога... созидать Церковь». 7 Проблемы постановки голоса церковнослужителей Долгие службы, в течение которых священники, диаконы, певчие, обязаны донести до слуха прихожан молитвы Господни, требуют от священнослужителей выносливого и красивого голоса. По мнению протодиакона храма Преподобного Пимена Великого Сергия Громова, в настоящее время мало певцов с правильно поставленным голосом, умеющих владеть им вполне самостоятельно, правильно, естественно, непринужденно и легко. Причина в том, считает автор, что часто преподаватели не имеют ясного представления об устройстве голосового аппарата и о том механическом процессе, при помощи которого образуется звук. С. Громов отмечает: «Искусство прежних архидиаконов, протодиаконов и церковных певцов заключалось главным образом в поразительном умении владеть голосом. В удивительно красивой, музыкальной фразировке, в звуковой красочности, согласующейся с внутренним содержанием того, что читал, произносил, пел архидиакон, протодиакон, певец хора. Для этого надо иметь внутреннюю силу убеждения, видеть истину. Регенты церковных хоров тесно связывали музыкальные выражения с выражением текста. Текст слышится и руководит хором, хор и голос протодиакона так сливаются в своем действии, что является как бы только одна мелодия. 8 При таком согласии между хором и протодиаконом пение будет способствовать молитве верующих». Школа пения, пишет С. Громов, должна научить певца правильно пользоваться своим голосом. Если же постановка голоса не следует данным физиологии, певец может потерять голос вообще. Знаменитые учителя пения, как Ф. Лампери и М. Garcia, давшие массу прекрасных певцов, заставляли своих учеников исполнять трудные партии не ранее, чем ученик изучит голосовой аппарат, а затем уже позволяли учиться владеть этим аппаратом, т. е. издавать тот или другой звук. «Прежние профессора пения брали голос человека, как инструмент, уже созданный Господом Богом, и только учили им пользоваться», − утверждает С. Громов. Автор, проработав много лет в монастырях и церковных приходах, пришел к выводу о том, что многие люди, посвятившие себя церковной службе: священники, диаконы, регенты и певчие церковных хоров довольно часто страдают потерей голоса или частичной его утратой. Если лиц других речевых и вокальных профессий специально отбирают для обучения, то в монастыри идут по духовному призванию. Регентам монастырей приходится отбирать певчих среди неподготовленных лиц, поэтому голосовые расстройства среди церковнослужителей встречаются гораздо чаще. 9 Практически никто из них не знает природу и свойства голоса, а также его физиологические возможности. В незнании голосового механизма, неумении владеть им заключается главная причина безуспешности многочисленных попыток стать искусным певцом, расширить диапазон своего голоса. Большие речевые нагрузки предъявляют повышенные требования к голосовому аппарату, в результате чего голоса хористов становятся слабыми, надорванными, а зачастую даже возникают заболевания гортани, узелки певцов, парезы голосовых складок. Нарушения функции гортани заставляют вырабатывать профилактические меры для сохранения здорового голоса и искать пути восстановления в случае его нарушений. Заболевания голосового аппарата снижают трудоспособность у практически здоровых людей, а для некоторых создают угрозу профессиональной непригодности. Для того, чтобы быть хорошим певцом, необходимо быть не только хорошим техником, но прежде всего здоровым человеком. Восстановление голоса возвращает людей к нормальной трудовой деятельности, поэтому задачи специализированной помощи при этих заболеваниях приобретают социальное значение. Опыт работы автора показал, что проведение фонопедических занятий не только восстанавливает голоса, но и расширяет их диапазон. Даже те клирики, которые не имели навыков хорошего голосоведения и поэтому часто уставали и теряли голос во время служб, смогли после занятий выполнять свои обязанности. 10 Голос их становился выносливым, более звучным; священник не уставая может вести многочасовые церковные службы. 11 История развития фониатрии Фониатрия в начале своего развития занималась вопросами исправления различных речевых дефектов и расстройств. Так в Древней Греции появилась новая дисциплина − риторика. Родоначальником этой дисциплины считается Демосфен, который первым исправлял у себя речевые дефекты. В работах Гиппократа, Аристотеля и Галена описывается гортань, где ей дается название «глоттис». Гиппократ высказывал гипотезу о том, что голос возникает в гортани. В XVI веке Леонардо да Винчи занимается проблемами голосообразования и дает первые рисунки гортани. В 1593 г. итальянский анатом А. Везалий сделал открытие, что голос образуется в узком пространстве внутри гортани, т. е. в «глоттисе», а несколько позже были описаны две «связки» внутри гортани, называемые с тех пор «голосовыми складками», которые и образуют описанный уже до этого «глоттис». Механизм голосообразования и его нарушения долгое время не был хорошо изучен. Причинами этого были особое расположение и, прежде всего, отсутствие соответствующих технических средств исследования. Научное объяснение механизмов голосообразования стало возможным лишь в середине XIX века, в связи с развитием физиологических и акустических методов исследования (труды М. Garcia, Г. Гемгольца, К. Бернара, И. М. Сеченова). 12 Доктора Bozzini в 1807 году, Benjamin и Ваbington в 1829 г., Bennati в 1839 г., Baumes в 1838 г., Liston в 1840 г., A. Warden в 1844 г. предлагали различные инструменты для осмотра гортани с целью проведения диагностики заболеваний. В 1838 г. доктор Baumes в Лионе изобрел зеркало, при помощи которого можно было видеть не только гортань, но и хоаны. В 1840 г. Liston (Лондон) доказывал возможность с помощью зеркала наблюдать изменения в гортани. В 1844 г. A. Warden пользовался в качестве гортанного зеркала стеклянной призмой из флинггласса, а для освещения он впервые применил свет большой аргантовой лампы с призмами. Ему удалось увидеть надгортанник и черпаловидные хрящи. В дальнейшем он описал два случая воспаления гортани. Развитие фониатрии в современном ее виде началось с изобретения английским врачом J. Muller (1840 г.) ларингиального зеркальца для обследования больных. В 1854 г. парижским вокальным педагогом М. Garcia ларингиальное зеркало было применено на практике для изучения проблем голоса. В 1855 г. он представил Лондонскому Королевскому обществу исследование под названием «Physiological observations on the human voice». В этом труде дано описание функций голосовых складок при фонации, дыхании, а также правильные замечания об образовании голоса, что позволяет назвать Garcia истинным изобретателем ларингоскопа. Это изобретение послужило началом систематического исследования физиологии и патологии голосового аппарата. 13 В 1905 г. Н. Gutzmann на медицинском факультете Берлинского университета защитил диссертацию на тему «Расстройства разговорной функции как предмет клинического преподавания». Эта работа была первым признанием фониатрии как самостоятельной медицинской дисциплины. В 1924 г. Е. Froschels организует в Вене 1-й Международный конгресс логопедов и фониатров, на котором было образовано Международное общество логопедов и фониатров, существующее и до настоящего времени. Одна из ведущих фониатрических клиник мира находится в Праге. Она была основана профессором М. Seeman в 1937 г. Первые работы по фониатрии появились в России в 1884 г. Д. И. Кошлаков и Н. Т. Симановский опубликовали свои работы по изучению функциональных расстройств голоса. Особый интерес русские фониатры проявляют к певческому голосу и к речевым расстройствам. Одним из первых Е. Н. Малютин занимается исследованием проблем певческого голоса, в частности вопросом конфигурации твердого нёба и влияния этого фактора на виды оперных голосов. В 1915 г. доктор М. С. Эрбштейн опубликовал свой труд о профессиональных болезнях голоса священников, проповедников, певцов, ораторов. Известный московский фониатр Л. Д. Работнов выдвинул свою теорию парадоксального дыхания при пении. 14 Ленинградскую фониатрическую школу представляют И. И. Левидов, М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев, В. П. Морозов, Н. Ф. Лебедева, Т. Е. Шамшева. Из фониатров московской школы известны Е. А. Рудаков, Л. Б. Дмитриев, Ю. С. Василенко и др. Развитая сеть фониатрических учреждений имеется в Великобритании, Америке, Болгарии, Венгрии, Франции, ФРГ, Голландии, Скандинавских странах и Финляндии. Обособление фониатрии в качестве отдельной от оториноларингологии, самостоятельной отрасли медицины послужило основой для создания в 1971 г. Союза европейских фониатров − СЕФ. Члены этой организации не только используют в своих методах лечения больных самые последние достижения фониатрии, но и как представители ведущей Международной ассоциации направляют деятельность других фониатров, передавая им свой богатый опыт работы. 15 Анатомия органов речи Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой различаются периферический и центральный речевой аппарат. ^
В состав периферического речевого аппарата входят исполнительные органы голосообразования и произношения, а также относящиеся к ним чувствительные и двигательные нервы. Центральный речевой аппарат находится в головном мозгу и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей ядер соответствующих нервов. Функция голосо- и речеобразования тесно связана с дыхательной функцией, а периферические органы речи являются в то же время и дыхательными органами. В состав периферического речевого аппарата входят: нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма (рис. 1). 16 Р ![]() 17 Hoc Hoc является началом дыхательных путей. Одновременно он служит органом обоняния, а также участвует в образовании так называемой надставной трубы голосового аппарата. Нос состоит из наружного носа и носовой полости с ее придаточными пазухами. Наружный нос состоит из костно-хрящевого скелета и мягких частей. Верхний узкий конец носа, начинающийся от лба, называется корнем носа; книзу и кпереди от него тянется спинка носа, заканчивающаяся кончиком носа. Боковые подвижные части носа называются крыльями носа, их свободные края образуют наружные носовые отверстия, или ноздри. В состав скелета наружного носа входят лобные отростки верхнечелюстных костей, носовые кости и хрящи носа (рис. 2). Мягкие части образуются мышцами и кожей. Назначение мышц заключается главным образом в расширении и сужении ноздрей. ^ (рис. 3) состоит из двух половин, отделенных друг от друга носовой перегородкой. Задне-верхняя часть перегородки − костная, а передне-нижняя − хрящевая. Каждая из двух половин носовой полости имеет четыре стенки: верхнюю, нижнюю, внутреннюю и наружную. Верхняя стенка, или крыша, полости носа в основном образуется ситовидной пластинкой решетчатой кости. Эта пластинка пронизана многочисленными отверстиями. На верхней ее поверхности, обращенной в полость черепа, лежит луковица обонятельного нерва. От луковицы отходят книзу тонкие веточки − так называемые обонятельные нити (волокна обонятельного нерва), которые проникают в носовую полость через отверстия ситовидной пластинки. 18 ![]() Рис. 2. Скелет наружного носа: 1 − носовая кость; 2 − боковой хрящ носа; 3 − большой крыльный хрящ; 4 − крыло носа; 5 − малые крыльные хрящи; 6 − лобный отросток верхней челюсти. ![]() Рис. 3. Разрез через полость носа: 1 − нижняя раковина; 2 − средняя раковина; 3 − верхняя раковина; 4 − нижний носовой ход; 5 − средний носовой ход; 6 − верхний носовой ход; 7 − верхнечелюстная пазуха; 8 − решетчатые клетки; 9 − основная пазуха; 10 − носовая перегородка. 19 ^ или дно полости носа, является одновременно верхней стенкой полости рта (твердое нёбо). Дно носовой полости образуется двумя сросшимися по средней линии нёбными отростками верхнечелюстных костей и дополняется сзади горизонтальными пластинками нёбных костей. Внутренняя, или срединная, стенка носовой полости − общая для обеих половин − образуется носовой перегородкой. Наружная, или боковая, стенка полости носа по своему строению наиболее сложная. На ней имеются три горизонтально расположенных костных выступа, напоминающих по форме половинку двустворчатой раковины. Это носовые раковины − нижняя, средняя и верхняя. Самая большая из них, нижняя, является самостоятельной костью, а средняя и верхняя представляют собой отростки решетчатой кости. Под носовыми раковинами расположены три носовых хода: между нижней раковиной и дном носовой полости − нижний носовой ход. Между средней и нижней раковинами − средний, между верхней и средней раковинами − верхний носовой ход. Щелевидное пространство между носовой перегородкой и обращенными к ней поверхностями всех трех носовых раковин называется общим носовым ходом. 20 Спереди носовая полость прикрыта наружным носом и лишь в нижней своей части открывается наружу через вход в нос (ноздри). Задней стенки носовая полость не имеет и сообщается сзади с полостью глотки посредством больших овальных отверстий − хоан (по одному отверстию в каждой половине носа). Вся носовая полость выстлана слизистой оболочкой. В той части слизистой оболочки, которая покрывает верхнюю часть носовой перегородки, верхнюю и отчасти среднюю носовую раковину, разветвляются веточки обонятельного нерва, заканчивающиеся обонятельными клетками. Эта часть носовой полости называется обонятельной областью. Вся остальная часть полости носа называется дыхательной областью. Слизистая оболочка дыхательной области выстлана мерцательным эпителием. Под слоем эпителия расположено большое количество желез, выделяющих слизь. В слизистой оболочке носовых раковин, особенно нижней, заложена так называемая пещеристая ткань, состоящая из расширенных венозных сплетений. Стенки этих сплетений содержат большое количество гладких мышечных волокон. При воздействии различных раздражителей (температурных, химических), а также психических факторов пещеристая ткань способна быстро набухать вследствие рефлекторного расширения венозных сплетений и наполнения их кровью. Такое набухание и обусловливает иногда внезапное закладывание носа. В слизистой оболочке средней части носовой перегородки, приблизительно на 1 см кзади от входа в нос, имеется участок с поверхностно расположенной сетью кровеносных сосудов. 21 Этот участок получил название кровоточивой зоны носовой перегородки и является наиболее частым источником носовых кровотечений. Носовая полость имеет ряд придаточных пазух. Придаточные пазухи носа представляют собой полости, наполненные воздухом; они расположены в костях, участвующих в образовании стенок носовой полости. Эти пазухи сообщаются с полостью носа посредством отверстий, расположенных в верхнем и среднем носовых ходах. Все придаточные пазухи носа парные (рис. 4). В лобных костях находятся лобные пазухи, в верхней челюсти − верхнечелюстные (гайморовы пазухи), в основной кости − основные пазухи и в решетчатой кости − решетчатые клетки. Стенки придаточных пазух выстланы тонкой слизистой оболочкой, являющейся продолжением слизистой оболочки носа. ![]() Рис. 4. Схема расположения придаточных пазух носа (а − спереди, б − сбоку): 1 − верхнечелюстная пазуха; 2 − лобная пазуха; 3 − решетчатые клетки; 4 − основная пазуха. Рот Взаиморасположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях называется прикусом. При нормальном строении челюстей и зубной системы верхняя зубная дуга несколько больше нижней, так что при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними, причем все зубы верхнего ряда соприкасаются с соответствующими зубами нижнего ряда. Такой прикус считается нормальным (рис. 5). 22 ![]() Рис. 5. Нормальный прикус. 23 Твердое нёбо − костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости. Является одновременно крышей полости рта и дном носовой полости. В передней (большей) своей части твердое нёбо образуется нёбными отростками верхнечелюстных костей, а в заднем отделе горизонтальными пластинками нёбных костей. Слизистая оболочка, покрывающая твердое нёбо, плотно сращена с надкостницей. По средней линии твердого нёба виден костный шов. По своей форме твердое нёбо представляет собой выпуклый кверху свод. Конфигурация нёбного свода у разных людей значительно варьирует. В поперечном сечении он может быть более высоким и узким или более плоским и широким; в продольном направлении нёбный свод может быть куполообразным, пологим или крутым (рис. 6). 24 ![]() Рис. 6. Форма твердого нёба: 1 − поперечное сечение: а − нормальное нёбо; б – широкое и плоское нёбо; в − высокое и узкое нёбо; 2 − продольное сечение: а − куполообразное нёбо; б − пологое нёбо; в − крутое нёбо. ^ служит продолжением твердого нёба кзади; оно представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого нёба называется нёбной занавеской. При расслаблении нёбных мышц мягкое нёбо свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается кверху и кзади. В середине мягкого нёба имеется удлиненный отросток − язычок. Язык − массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована и носит на звание корня языка. 25 Различают кончик и передний край языка, боковые края языка и спинку языка. Спинка языка условно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Это деление носит чисто функциональный характер, и никаких анатомических границ между указанными тремя частями не имеется. Большинство мышц, составляющих массу языка, имеет продольное направление − от корня языка к его кончику. Вдоль всего языка по средней его линии проходит волокнистая перегородка языка. Она сращена с внутренней поверхностью («изнанкой») слизистой оболочки спинки языка. При сокращении мышц языка на месте сращения образуется заметная канавка. Мышцы языка (рис. 7) делятся на две группы. Мышцы одной группы начинаются от костного скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней поверхности слизистой оболочки языка; мышцы другой группы обоими своими концами прикрепляются к различным участкам слизистой оболочки. Сокращение мышц первой группы обеспечивает движение языка как целого; при сокращении мышц второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка. Все мышцы языка парные. К первой группе мышц языка относятся следующие: ^ начинается на внутренней поверхности нижней челюсти. Волокна ее, расходясь веерообразно, идут вверх и назад и прикрепляются к спинке языка в области его корня. 26 ![]() Рис. 7. Мышцы языка: 1 − продольная мышца языка; 2 − подбородочно-язычная мышца; 3 − подъязычная кость; 4 − подъязычно-язычная мышца; 5 − шило-язычная мышца; 6 − шиловидный отросток. Назначение этой мышцы − выдвигать язык вперед (высовывать язык изо рта).
27 Эта мышца является антагонистом первой (подбородочно-язычной): она втягивает язык в полость рта. Во вторую группу мышц языка входят следующие:
Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и напряжение языка, что играет большую роль в процессе произношения звуков речи, а также в процессах жевания и глотания. В слизистой оболочке, покрывающей верхнюю поверхность языка, содержатся так называемые вкусовые сосочки, являющиеся концевым аппаратом вкусового анализатора. 28 У корня языка расположена язычная миндалина, нередко более развитая у детей. Дно полости рта образуется мышечно-перепончатой стенкой, которая идет от края нижней челюсти к подъязычной кости. Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует на средней линии складку − подъязычную связку, или так называемую уздечку языка. В некоторых случаях уздечка, оказываясь недостаточно длинной, ограничивает движения языка. Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва (XII пара), чувствительную − от тройничного, вкусовые волокна − от языкоглоточного (IX пара). В полости рта открываются выводные протоки слюнных желез. Выводной проток околоушной железы открывается на внутренней поверхности щеки против второго верхнего коренного зуба, протоки подчелюстной и подъязычной желез − в слизистой оболочке дна ротовой полости около уздечки языка. Глотка Глотка представляет собой воронкообразную полость с мышечными стенками, начинающуюся сверху от основания черепа и переходящую внизу в пищевод. Глотка расположена впереди шейной части позвоночника. Задняя ее стенка прикреплена к позвонкам, с боков ее окружает рыхлая соединительная ткань, а спереди она сообщается с полостью носа, полостью рта и гортанью. 29 В соответствии с тремя полостями, расположенными кпереди от глотки и сообщающимися с ней, различают три отдела глотки: верхний, или носоглотку, средний, или ротоглотку, и нижний, или гортаноглотку (рис. 8). Носоглотка ограничена сверху основанием черепа, заднюю стенку ее составляет позвоночник. Передней стенки носоглотка не имеет и сообщается здесь с полостью носа посредством хоан. Нижней границей носоглотки является горизонтальная плоскость, проходящая на уровне твердого нёба. При дыхании эта граница является условной, а при глотании мягкое небо отодвигается назад, прикасается своим задним краем к позвоночнику и отделяет носоглотку от средней части глотки. В боковых стенках носоглотки расположены глоточные отверстия слуховых труб. В куполе носоглотки, на месте перехода задней стенки в верхнюю, находится глоточная миндалина, которая, разрастаясь, образует аденоидные разращения, или аденоиды, часто встречающиеся у детей. Стенки носоглотки выстланы слизистой оболочкой, содержащей большое количество слизистых желез и покрытой мерцательным эпителием. Средняя (ротовая) часть глотки, или ротоглотка, служит продолжением носоглотки книзу. Нижней ее границей является горизонтальная плоскость, проходящая через корень языка. Заднюю стенку образует позвоночник. Спереди средняя часть глотки сообщается с полостью рта посредством широкого отверстия, называемого зевом. 30 Р ![]() а − носоглотка; 6 − ротоглотка; в − гортаноглотка. 1 − твердое нёбо; 2 − мягкое нёбо опущенное; 2а − мягкое нёбо поднятое; 3 − язычок; 4 − верхний центральный резец; 5 – альвеолярный отросток; 6 − свод твердого нёба; 7 − нижний центральный резец; 8 − язык; 9 − кончик языка; 10 − спинка языка; 11 − корень языка; 12 − надгортанник; 13 − щитовидный хрящ; 14 − гортань и верхняя часть трахеи; 15 − начало пищевода. 31 Зев (рис. 9) ограничен сверху мягким нёбом, снизу − корнем языка, а с боков − нёбными дужками. Нёбные дужки представляют собой складки слизистой оболочки, в которых заложены мышечные волокна. Имеются две нёбные дужки: передняя, или нёбноязычная, и задняя, или нёбноглоточная. Между этими дужками образуются ниши, в которых находятся нёбные миндалины (правая и левая). На задней стенке глотки в толще слизистой оболочки заложены скопления лимфоидной ткани в виде зерен или гранул. Такие же скопления лимфоидной ткани имеются на боковых стенках глотки в виде тяжей или валиков (боковые валики глотки), а также вблизи устьев слуховых труб. Описанные выше четыре миндалины (язычная, глоточная и две нёбные) вместе со скоплениями лимфоидной ткани на стенках глотки образуют так называемый глоточный лимфоидный аппарат, или глоточное лимфоидное кольцо, играющее роль защитного барьера против инфекции, проникающей в организм через нос и рот. Упражнения, вызывающие активизацию мышц лимфоидного кольца, помогают избавиться от воспалительных явлений в глотке. 32 ^ или гортаноглотка, воронкообразно суживается книзу и переходит в пищевод. Спереди она граничит с гортанью. В верхнем отделе гортанной части глотки передней стенки нет (здесь находится вход в гортань), а в нижнем отделе передней стенкой служит задняя стенка гортани. Слизистая оболочка средней и нижней частей глотки покрыта плоским эпителием. ![]() Рис. 9. Зев: 1 − задняя стенка глотки; 2 − язычок; 3 − нёбная миндалина; 4 − передняя нёбная дужка; 5 и 6 − задние нёбные дужки; 7 − мягкое нёбо. Стенки глотки содержат две группы мышц − круговых и продольных. Круговые мышцы образуют три сжимателя глотки: верхний, средний и нижний. Эти мышцы, сокращаясь волнообразно, одна за другой, обеспечивают глотательный акт, т. е. проталкивание пищевого комка в пищевод. Продольные мышцы глотки при своем сокращении поднимают глотку кверху. Иннервация глотки довольно сложная. Двигательные волокна получаются от третьей ветви тройничного нерва, от блуждающего (X пара) и добавочного (XI пара) нервов, чувствительные − от второй и третьей ветвей тройничного нерва, от языкоглоточного и блуждающего нервов. 33 В глотке скрещиваются два пути − дыхательный и пищеварительный. Роль «стрелок» на этом скрещивании играют мягкое нёбо и надгортанник (рис. 10). При носовом дыхании мягкое нёбо опущено и воздух свободно пpoxoдит из носа через глотку в гортань и дыхательное горло (надгортанник в это время приподнят). Во время глотания мягкое нёбо приподнимается, прикасается к задней стенке глотки и разобщает среднюю часть глотки и носоглотку; надгортанник в это время опускается и прикрывает вход в гортань. Благодаря такому механизму исключается возможность проталкивания пищевого комка в носоглотку и нос, а также попадания пищи в гортань и дыхательное горло. 34 ![]() Рис. 10. Положение мягкого нёба и надгортанника при дыхании (а) и глотании (б): 1 − мягкое нёбо; 2 − надгортанник; 3 − трахея; 4 − пищевод. Гортань Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худощавых людей. Сверху и сзади гортань сообщается с гортанной частью глотки. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею). С боков к гортани прилежат крупные шейные сосуды и нервы, сзади − нижняя часть глотки, переходящая в пищевод. Верхняя граница гортани соответствует третьему шейному позвонку, нижняя − шестому. 35 При глотании и голосообразовании гортань смещается кверху и книзу, значительно переходя указанные границы. Снаружи (спереди и с боков) гортань прикрыта щитовидной железой, шейными мышцами и кожей, изнутри она выстлана слизистой оболочкой. Полость гортани можно разделить на три части:
^ делятся на наружные и внутренние. Наружные мышцы соединяют гортань с другими частями тела, они поднимают и опускают ее. Внутренние мышцы при своем сокращении приводят в движение те или иные хрящи гортани. Они приводят в движение голосовые складки, расширяют или суживают голосовую щель. (Пространство, находящееся между истинными голосовыми складками, носит название голосовой щели.) При дыхании голосовые складки расходятся и образуют широкое отверстие для прохождения воздуха; голосовая щель при этом принимает форму треугольника. При фонации голосовые складки сближаются и просвет голосовой щели исчезает. В верхней части гортани лежат ложные голосовые складки, представляющие собой дубликат слизистой оболочки. Они не принимают участия в фонации, края их не подвергаются колебаниям. Их компенсаторная функция проявляется при 36 недостаточном колебании истинных голосовых складок. Голос, возникающий при участии ложных голосовых складок, обычно грубый, хриплый и неприятный для слуха. Внутригортанные воздушные пространства имеют большое значение для образования резонанса. Колебания голосовых складок обусловливают возникновение голосовых звуков, состоящих из многочисленных тонов, которые принято называть составными частями звука. ^ (рис. 11) состоит из 9 хрящей − трех непарных (щитовидный, перстневидный и надгортанник) и трех парных (черпаловидных, рожковидных и клиновидных). Щитовидный хрящ является самым большим из хрящей гортани. Он состоит из двух пластинок неправильной четырехугольной формы, сходящихся спереди под углом. У мужчин этот угол выдается вперед в виде кадыка, или так называемого адамова яблока. У детей кадыка нет, размеры щитовидного хряща у мальчиков несколько больше, чем у девочек. На месте соединения пластинок щитовидного хряща в верхней его части имеется вырезка, которую легко прощупать пальцем. От заднего края обеих пластинок щитовидного хряща кверху и книзу отходят рожки. Верхние рожки служат для сочленения с подъязычной костью, нижние − для сочленения с перстневидным хрящом. 3 ![]() Рис. 11. Хрящевой остов гортани (а − спереди, б − сзади): 1 − трахея; 2 − перстневидный хрящ; 3 − щитовидный хрящ; 4 − черпаловидные хрящи; 5 − надгортанник. 38 Перстневидный хрящ является как бы основой, фундаментом всей гортани. Он действительно напоминает по форме перстень, причем дуга перстня обращена вперед, а «печатка» − назад. Перстневидный хрящ лежит под щитовидным, соединяясь с нижними рожками последнего. На верхнем крае «печатки» перстневидного хряща имеются суставные площадки для сочленения с черпаловидными хрящами. Надгортанник по форме напоминает язычок или лепесток, широкая часть которого обращена своим свободным краем кверху и кзади, а узкая вершина прикреплена к щитовидному хрящу на месте его вырезки. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении кзади и книзу, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны. Черпаловидные хрящи имеют приблизительно форму трехгранных пирамид, вершина которых обращена кверху, а основание лежит на «печатке» перстневидного хряща, образуя в этом месте перстнечерпаловидный сустав. Основание каждого черпаловидного хряща имеет два отростка: передне-внутренний, или голосовой, и задне-наружный, или мышечный. Голосовой отросток служит для прикрепления голосовой складки (истинной голосовой складки), мышечный отросток является местом прикрепления мышц гортани. В перстне-черпаловидном суставе возможны двоякого рода движения: 1) вращательные вокруг вертикальной оси, при которых мышечные отростки черпаловидных хрящей сближаются, а голосовые отростки удаляются друг от друга, и наоборот; 2) скользящие, при которых черпаловидные хрящи сближаются друг с другом и удаляются один от другого. На верхушках черпаловидных хрящей находятся маленькие рожковидные хрящи, а в толще черпало- 39 надгортанных складок, которые образуются слизистой оболочкой и тянутся от верхушек черпаловидных хрящей к боковым краям надгортанника, заложены клиновидные хрящи. ^ состоит из наружных и внутренних мышц. Все мышцы гортани, кроме одной, так называемой поперечной, парные. Наружные мышцы фиксируют гортань и обеспечивают перемещение ее как целого вверх и вниз. Внутренние мышцы гортани (рис. 12) делятся на три группы:
К первой группе относится прежде всего щито-черпаловидная, или голосовая, мышца, которая вместе с покрывающей ее слизистой оболочкой образует истинные голосовые складки. Передние концы этой мышцы прикрепляются к задней поверхности щитовидного хряща в углу, образуемом его пластинками, а задние концы − к голосовому отростку черпаловидного хряща. На поперечном разрезе голосовая складка имеет форму треугольника: одна сторона его обращена кверху; другая наружу (этой стороной голосовая складка прикрепляется к боковой стенке гортани); третья внутрь и вниз, к просвету гортани. Свободные края обеих голосовых складок в виде заостренных граней выступают в полость гортани. Между голосовыми складками образуется голосовая щель. При сокращении щито-черпаловидной мышцы голосовые складки натягиваются и, увеличиваясь в поперечнике, несколько суживают голосовую щель. К этой же группе принадлежит перстне-щитовидная мышца. 40 Р ![]() а − сзади: 1 − задняя перстне-черпаловидная мышца; 2 − поперечная черпаловидная мышца; 3 − косые черпаловидные мышцы; б − сбоку: 1 − задняя перстне-черпаловидная мышца; 2 − боковая перстне-черпаловидная мышца; 3 − щито-черпаловидная мышца. 41 Прикрепляясь одним концом к перстневидному хрящу, а другим к пластинке щитовидного, эта мышца при сокращении наклоняет щитовидный хрящ и способствует тем самым натяжению голосовых складок. В группу мышц, расширяющих голосовую щель, входит только одна мышца − задняя перстне-черпаловидная, называемая для краткости просто задняя мышца. Она начинается на задней поверхности печатки перстневидного хряща и прикрепляется к мышечному отростку черпаловидного. При своем сокращении она поворачивает черпаловидные хрящи вокруг вертикальной оси, вследствие чего голосовые отростки этих хрящей вместе с прикрепленными к ним задними концами голосовых складок расходятся в стороны и раскрывают голосовую щель (рис. 13). В группу мышц, суживающих голосовую щель, входят две мышцы. Одна из них − боковая перстне-черпаловидная мышца − является антагонистом задней мышцы. Прикрепляясь 42 ![]() Рис. 13. Схема действия задней перстне-черпаловидной мышцы: 1 − голосовая складка; 2 − голосовой отросток; 3 − мышечный отросток. одним концом к боковой поверхности дуги перстневидного хряща, а другим концом к мышечному отростку черпаловидного, она при своем сокращении тянет мышечный отросток вперед, а голосовой отросток при этом перемещается к средней линии и замыкает голосовую щель. Вторая мышца этой группы − поперечная черпаловидная, или просто поперечная мышца, является единственной непарной мышцей гортани. Она соединяет между собой оба черпаловидных хряща и при своем сокращении сближает их между собой, способствуя тем самым полному смыканию голосовых складок. Действие этой мышцы дополняется косой черпаловидной мышцей, которая соединяет мышечный отросток одного черпаловидного хряща с верхушкой другого. Правая и левая косые мышцы перекрещиваются между собой (рис. 12). 43 ![]() Рис. 14. Осмотр гортани при помощи зеркала. Движения голосовых складок можно наблюдать, пользуясь гортанным (ларингоскопическим) зеркалом, представляющим собой круглое зеркальце, укрепленное на ручке под углом 45 градусов. Слегка нагретое зеркальце прикладывают тыльной стороной к мягкому нёбу, отодвигая его назад, при вытянутом вперед языке (рис. 14). При помощи вогнутого зеркала, укрепленного на лбу наблюдателя, на гортанное зеркальце направляют пучок света от внешнего источника так, чтобы он, отразившись от зеркальца, осветил полость гортани, которая, в свою очередь отразившись в зеркальце, становится доступной для наблюдения. 44 Вся полость гортани выстлана слизистой оболочкой, покрытой мерцательным эпителием (за исключением голосовых складок, которые покрыты плоским эпителием). На боковых стенках гортани слизистая оболочка образует складки, расположенные над голосовыми складками, это так называемые желудочковые складки (рис. 15). Между голосовыми и желудочковыми складками образуются мешковидные углубления, называемые гортанными желудочками. Между черпаловидными хрящами и краями надгортанника так же образуются складки слизистой оболочки черпало-надгортанные складки, в толще которых заложены клиновидные хрящи. У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18-20 мм, а у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм. У детей до начала периода полового созревания различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается. Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост происходит в возрасте 5-7 лет, а затем − в период полового созревания: у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 14-16 лет. В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков − на две трети голосовые складки удлиняются. ![]() Рис. 15. Вертикальный (фронтальный) разрез через гортань (видна передняя половина гортани изнутри): 1 − надгортанник; 2 − черпало-надгортанная складка; 3 − щитовидный хрящ; 4 − желудочковая складка; 5 − гортанный желудочек; 6 − голосовая складка; 7 − перстневидный хрящ; 8 − трахея. 46 У мальчиков начинает обозначаться кадык. У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная; по мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической. Иннервация гортани осуществляется двумя ветвями блуждающего нерва − верхнегортанным нервом и нижнегортанным (возвратным). Первый − преимущественно чувствительный, второй − двигательный. Трахея, бронхи, легкие Трахея, или дыхательное горло (рис. 16), служит продолжением гортани книзу и представляет собой цилиндрическую трубку длиной (у взрослого) 11-13 см. Она состоит из отдельных хрящевых колец числом от 16 до 20, соединенных между собой волокнистой тканью. Сзади, где хрящевые кольца замыкаются не полностью, стенка трахеи образуется мышечной перепонкой. Эта стенка прилежит к пищеводу. На уровне 5-го грудного позвонка трахея делится на две трубки − первичные, или главные, бронхи. Бронхи имеют такое же строение, как трахея, только хрящи не так правильны по форме и меньше по размерам. Первичные бронхи направляются к легким и делятся на вторичные бронхи. Правый бронх делится на три ветви, левый − на две, соответственно числу долей легкого. 47 ![]() Рис. 16. Гортань, трахея, бронхи, легкие: 1 − правое легкое; 2 − левое легкое; 3 − бронхи; 4 − трахея; 5 − перстневидный хрящ; 6 − щитовидный хрящ; 7 − подъязычная кость. 48 Каждый из вторичных бронхов, войдя в легкое, начинает древовидно разветвляться, образуя третичные бронхи, а затем более мелкие веточки. Стенки мелких бронхов также состоят из хрящей и мышечных волокон. Трахея и бронхи выстланы слизистой оболочкой, покрытой мерцательным эпителием. В самых мелких бронхиальных веточках, называемых бронхиолями, эпителий плоский. Конечные разветвления бронхов переходят в альвеолярные ходы, окруженные легочными пузырьками, или альвеолами. Стенки альвеол состоят из упругой эластичной ткани; в них заложена густая сеть кровеносных сосудов (легочных капилляров). Здесь вдыхаемый воздух отдает в кровь свой кислород и получает из крови углекислоту. Легочные пузырьки вместе с разветвлениями бронхов составляют ткань легких. Легкие расположены в правой и левой половинах грудной клетки, оставляя между собой свободный промежуток, называемый средостением, в котором находятся сердце, аорта, пищевод. Правое легкое состоит из трех долей, левое − из двух; каждая из нескольких долек. Снаружи легкие покрыты оболочкой − плеврой. 49 Грудная клетка и диафрагма ^ (рис. 17) образуется позвоночником, ребрами и грудной костью. Она имеет приблизительно форму усеченного конуса. Промежутки между ребрами заполнены мышцами, расположенными в два слоя, − внутренними и наружными межреберными мышцами. Грудная клетка выстлана изнутри тонкой серозной оболочкой − плеврой. Такой же оболочкой покрыта наружная поверхность легких. Листки плевры увлажнены серозной жидкостью, которая играет роль смазки, уменьшающей трение. Между листками плевры, покрывающей легкие и стенки грудной клетки, образуется герметически замкнутое щелевидное пространство, называемое плевральной полостью. Фактически здесь никакой полости нет, так как в межплевральной щели существует отрицательное давление, и легкие всегда плотно прижаты к стенкам грудной клетки. 5 ![]() Рис. 17. Грудная клетка: 1 − позвоночник; 2 − ребра; 3 − реберные хрящи; 4 − грудная кость. 51 Физиология органов речи Периферический речевой аппарат в функциональном отношении обычно сравнивают с язычковой органной трубой, которая, как известно, состоит из трех частей:
Соответственно такому делению речевого аппарата и в речевом акте можно рассматривать три связанные друг с другом функции:
Воздушная струя, необходимая для образования голоса и звуков речи, возникает в процессе дыхательного акта, а именно в фазе выдоха. В связи с этим описание деятельности речевых органов целесообразно начинать с процесса дыхания. 52 Дыхание Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена, т. е. доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. Этот обмен совершается благодаря периодическому обновлению воздуха в легких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз − вдоха и выдоха. При вдохе происходит расширение грудной клетки вперед, в стороны, вверх и вниз. Это расширение осуществляется благодаря действию вдыхательных мышц, главным образом наружных межреберных мышц и диафрагмы. При расширении грудной клетки происходит также увеличение объема легких, так как в силу наличия отрицательного давления в плевральной полости легкие пассивно следуют за стенками грудной клетки. При этом легочные альвеолы наполняются воздухом, поступающим из атмосферы через дыхательные пути. Для осуществления спокойного выдоха достаточно одного лишь расслабления вдыхательных мышц. Стенки грудной клетки при этом спадаются, диафрагма поднимается, а легкие в силу эластичности стенок альвеол уменьшаются в объеме и выталкивают содержащийся в них воздух через дыхательные пути наружу. Форсированный (усиленный) выдох происходит при участии выдыхательных мышц, т. е. мышц брюшной стенки и внутренних межреберных мышц. 53 При обычном спокойном дыхании вдох и выдох производятся через нос. Проходя через полость носа, вдыхаемый воздух, благодаря извилистости носовых ходов и наличию ворсинок в мерцательном эпителии слизистой оболочки носовой полости, очищается от пыли и микробов, увлажняется и согревается. Для обеспечения нормального носового дыхания необходима свободная проходимость носовых ходов. При наличии в носу каких-либо препятствий для воздушной струи (увеличение носовых раковин, носовые полипы, искривление носовой перегородки, набухлость слизистой оболочки при насморке, аденоидные разращения в носоглотке и пр.) дыхание осуществляется через рот. В этом случае защитная функция слизистой оболочки носа выключается, и воздух поступает в нижележащие дыхательные пути и в легкие недостаточно согретым и увлажненным и мало очищенным от пылевых частиц и микроорганизмов. Свободная проходимость носовых ходов необходима и для осуществления обонятельной функции носа. Мельчайшие частицы пахучих веществ, находящиеся во вдыхаемом воздухе, попадая в верхние отделы носовой полости, раздражают обонятельные клетки и вызывают обонятельное ощущение, которое играет известную защитную роль, сигнализируя о наличии вредных примесей во вдыхаемом воздухе, и, кроме того, имеет некоторое значение для оценки пищи и питья. 54 Типы дыхания. Различают три основных типа дыхания (рис. 18): а) ключичный; б) реберный (грудной); в) диафрагмальный (брюшной). При ключичном типе дыхания поднимаются плечевой пояс и верхние ребра, в результате чего происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки. При реберном, или грудном, типе дыхания грудная клетка расширяется главным образом вперед и в стороны. 55 ![]() Рис. 18. Типы дыхания. Положение грудной клетки, передней стенки живота и диафрагмы: ![]() ![]() реберном дыхании; ─ ─ ─ ─ во время вдоха при диафрагмальном дыхании; …………. во время вдоха при ключичном дыхании. Диафрагмально-реберный тип дыхания принято считать самым глубоким и наиболее сильным. В этом типе дыхания принимают участие прежде всего нижние ребра, которые расширяют нижний отдел грудной клетки и обусловливают значительное опускание диафрагмы во время глубокого вдоха. При этом типе дыхания, кроме экономии мышечной силы, достигаются не только большой объем воздуха, но и большая пластичность дыхательных движений. Уже давно в фониатрии принято считать реберно-брюшное дыхание наиболее адекватным для фонации, особенно в ее высоко дифференцированных проявлениях: пении и сценической речи. Чистых типов дыхания в действительности не наблюдается. В частности, при любом типе дыхания в большей или меньшей степени активно действует диафрагма. Поэтому практически можно говорить лишь о преимущественно грудном, преимущественно брюшном или преимущественно ключичном дыхании. 56 В диафрагмальном дыхании, как показывает само название, наиболее активное участие принимает диафрагма. Сокращаясь и уплотняясь, диафрагма опускается, вследствие чего увеличивается в объеме главным образом нижняя часть грудной клетки; брюшная стенка при этом выпячивается. Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии. Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин − брюшной. У работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания, у лиц, занятых канцелярской и вообще сидячей работой − грудной тип. У детей обычно бывает смешанный тип дыхания, т. е. средний между брюшным и грудным. При глубоком, или полном, дыхании сочетаются все три типа дыхания − ключичный, грудной и брюшной. В течение 1 минуты происходит 16-20 дыхательных циклов (вдохов и выдохов). Длительность вдоха почти равна длительности выдоха (отношение времени вдоха ко времени выдоха равно приблизительно 1:1,25). Емкость легких. Количество воздуха, вдыхаемое и выдыхаемое при спокойном дыхании, составляет в среднем около 600 куб. см. Этот объем носит название дыхательного воздуха. Если сделать возможно более глубокий вдох, то можно ввести в легкие еще 1500-1800 куб. см дополнительного воздуха. 57 При выдохе, даже максимальном, легкие не освобождаются полностью от воздуха. Воздух, остающийся в легких после усиленного выдоха, называется остаточным. Объем его равен 1000-1500 куб. см. При обычном, спокойном выдохе в легких, кроме остаточного воздуха, содержится еще так называемый резервный воздух, который выдыхается только при максимальном выдохе. Объем резервного воздуха составляет 1500-1800 куб. см. Таким образом, после глубокого вдоха человек может при максимальном выдохе вывести из легких в среднем около 3500-4000 куб. см. Этот объем воздуха, состоящий из дыхательного, дополнительного и резервного воздуха, носит название жизненной емкости легких. Приведенные цифры являются средними для мужчин. У женщин соответственные величины несколько меньше. При тренировке жизненная емкость легких может значительно увеличиваться, доходя до 5000 и даже до 6000 куб. см. Емкость легких у детей, естественно, зависит от возраста. У новорожденного жизненная емкость легких равна приблизительно 222 куб. см; у детей от 1 до 3 лет − 300-400 куб. см; от 4 до 7 лет − 440-900 куб. см; от 8 до 12 лет − 1100-1600 куб. см; от 13 до 16 лет − 1900-2400 куб. см. Дыхание при речи Голосовая функция включает в себя взаимодействие всех составных частей дыхательных путей − от легких до носовых отверстий. 58 Материальная основа, вещество голоса − воздух доставляется легкими, оформляется в фазе выдоха в восходящую воздушную колонну трахеей и, продвигаясь под давлением, приобретает звучность и соответствующую акустическую характеристику под влиянием препятствий и полостей надгортанными пространствами: голосовой щели, глотки, полостей рта и носа. Во время речи органы дыхания, продолжая выполнять свою основную биологическую функцию газообмена, осуществляют одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание при речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с обычным спокойным дыханием имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. Дыхание в покое совершается автоматически, главным образом через нос. Спокойный выдох по продолжительности почти равняется вдоху. Голосовая щель при вдохе имеет вид равнобедренного треугольника. При спокойном выдохе голосовая щель несколько сужается. Объем выдыхаемого воздуха − 500-600 куб. см. Речевое и певческое дыхание обладает следующими особенностями по сравнению с дыханием в покое:
59
Речевое дыхание обычно усваивается самостоятельно, усвоение же певческого дыхания требует специальной подготовки. Речь образуется в фазе выдоха. Для слитного произношения целых смысловых отрезков (фраз, синтагм), облегчающего восприятие связной речи, необходим удлиненный выдох. Вдох же, напротив, должен быть как можно более коротким, чтобы сократить паузы между отрезками речи. Первая особенность речевого дыхания и состоит в том, что выдох становится значительно длиннее вдоха. Если при обычном дыхании продолжительность вдоха и выдоха приблизительно одинакова, то при речевом дыхании фаза выдоха в 5-8 раз продолжительнее фазы вдоха. У ![]() Рис. 19. Кривые дыхания: а – при обычном дыхании; б – при речи. 60 При обычном дыхании число дыхательных движений (циклов) равно 16-20 в минуту, т. е. на один цикл приходится 3-4 секунды; во время речи количество дыхательных движений уменьшается вдвое (8-10 в минуту), и, следовательно, на каждый дыхательный цикл отводится вдвое больше времени (6-8 секунд). Это вторая особенность речевого дыхания. В результате такой перестройки дыхательного акта продолжительность пауз между речевыми отрезками сокращается примерно до 1 секунды, а продолжительность самих речевых отрезков увеличивается до 5-7 секунд вместо 1-2 секунд при обычном дыхании. Для более длительного выдоха необходим и больший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Объем выдыхаемого, а следовательно, и вдыхаемого воздуха достигает при речи 1500-2000 куб. см вместо 500-600 куб. см при обычном дыхании. Таким образом, при речи вдох становится не только более коротким, но и значительно более глубоким. Необходимость быстрого и глубокого вдоха обусловливает третью особенность речевого дыхания, которая заключается в том, что вдох при речи производится через рот, а не через нос, как при обычном дыхании, так как быстрому и глубокому вдоху через нос препятствует узость носовых ходов. Четвертой особенностью речевого дыхания является то, что выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это оказывается необходимым для того, чтобы, во-первых, обеспечить более глубокий выдох, и, во-вторых, чтобы образовалось достаточное давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. 61 Л. В. Нейман особенности речевого дыхания представляет в виде следующей схемы:
Основная нагрузка при фонации, всегда совершающейся во время выдоха, приходится на работу мышц брюшного пресса. Они направляют воздушную струю в подглоттисную область и выше. Кроме мускульной силы, большое значение имеют также гибкость и плавность движений, составляющих брюшной пресс мышц. Лишь при этом условии он может осуществлять дозированное и экономичное расходование выдыхаемого воздуха. В пении вся дыхательная активность независимо от описанных 62 видов дыхания направлена исключительно на создание и поддержание необходимого подглоттисного давления (Schilling, Nadoleczny, Husson и др.), обеспечивающего силу, высоту тона, вокал и тембр, а также выразительность исполнения. Механизм действий, связанных с пением и речью, не возникает сразу, человек не рождается с ним, механизм этот развивается и совершенствуется постепенно. В эмиссии голоса активное участие принимает диафрагма. Независимо от типа дыхания во время голосообразования диафрагма всегда функционирует, и без участия диафрагмы пение становится просто невозможным. Диафрагма и является одним из таких органов, которые очень тонко координируют подсвязочное дыхание, производя при этом очень быстро заменяющиеся разнонаправленные движения. Дыхательная активность по мере удлинения трудового стажа становится составной частью рабочего навыка, вырабатываемого условно-рефлекторным путем. У хорошо тренированных людей приспособительные к условиям труда изменения дыхания наступают до начала или в самом начале работы, чем, естественно, обеспечивается готовность к работе и облегчается ее выполнение. Необходимое при пении подглоттисное давление достигается и поддерживается во время быстрого выдоха. На основании опыта, полученного певцом в процессе обучения, певец набирает приблизительно такое количество воздуха, которого, как он полагает, будет 63 достаточно для обеспечения соответствующей силы и продолжительности производимых звуков. Затем голосовые складки смыкаются, и создается подглоттисное давление, которое необходимо поддерживать в соответствии с длительностью и музыкальностью фразы. Такие приспособительные изменения дыхания происходят и у певцов до начала фонации. Они заключаются не только в том, что производится быстрый вдох и замедленный, задерживаемый выдох, но и в том, что этот выдох производится как бы на тормозах, вследствие чего спад пневмографических кривых происходит очень незаметно. Достижение именно такого певческого выдоха обеспечивается тем, что грудная клетка во время пения фиксируется не на уровне максимального вдоха, как это наблюдается у малоопытных певцов, а на уровне такого вдоха, который вполне обеспечивает художественно полноценное исполнение той или иной музыкальной фразы. В умении зафиксировать грудную клетку на уровне именно такого вдоха и состоит секрет правильного дыхания при пении. ^ вокальными педагогами всегда уделялось очень большое внимание, но способы проявления этого внимания в разные периоды развития вокального искусства были различными. Старая итальянская школа, уделяя певческому дыханию очень большое внимание, требовала, чтобы певец при пении довольствовался вдыханием такого количества воздуха, которого было бы достаточно для исполнения певческой фразы, и экономно его расходовал. 64 Для выполнения этих требований певцу рекомендовалось производить вдох достаточной глубины, при котором плавно, без толчков, поднимается и расширяется грудная клетка, а стенки живота остаются в неподвижном состоянии. Выдох должен быть плавным, постепенным, экономным, отнюдь не толчкообразным. Такой вдох и выдох может быть хорошо обеспечен грудным типом дыхания, поэтому старой итальянской школой этот тип дыхания и рекомендовался певцам. Длительное время этот же тип дыхания при пении рекомендовался и французской школой пения. С начала XIX века итальянская школа пения стала заметно изменять свои взгляды на певческое дыхание в сторону повышения его значения для пения. «Школа пения − это школа дыхания», − утверждал знаменитый теоретик новой итальянской школы пения Франческо Ламперти (1813-1892 гг.). В связи с таким повышением значения дыхания для пения певцам стали предъявляться очень жесткие требования по усвоению и использованию певческого дыхания, которые принципиально отличались от прежних общих рекомендаций. Новые требования заключались в том, чтобы певец вдыхал возможно большее количество воздуха, выдыхал его возможно экономно, задерживая дыхание с помощью диафрагмы и мышц живота. Такие требования не могли выполняться при грудном типе дыхания, какой рекомендовался певцам раньше. 65 Теперь стали рекомендовать нижнереберно-диафрагмальный (реберно-брюшной) тип дыхания, поскольку только он может обеспечить новые, перечисленные выше требования. Такие же изменения во взглядах на значение дыхания для пения произошли и во французской школе пения. Переход с начала XIX столетия с грудного на реберно-диафрагмальный тип дыхания при пении следует расценивать как закономерный и прогрессивный процесс, обусловленный особенностями развития вокального искусства за многие годы до XIX века. А. Е. Варламов (1840, 1861, 1888 гг.) дает общие рекомендации по певческому дыханию. На использовании певцом какого-либо определенного типа дыхания автор не настаивает. К. И. Кржижановский (1909), признавая, что расширение грудной клетки благоприятно действует на звукоизвлечение, рекомендует певцам пользоваться грудным типом дыхания. А. М. Додонов (1891, 1907 гг.) рекомендует певцам заниматься дыхательной гимнастикой для овладения замедленным выдохом. Он признает возможным пользоваться певцам всеми типами дыхания, но реберно-диафрагмальному он отдает предпочтение. И. П. Прянишников (1899, 1912 гг.) рекомендует при пении пользоваться реберно-диафрагмальным дыханием. Он признает очень большое значение тренировки для развития и закрепления певческого дыхания. При помощи этой тренировки, И. П. Прянишникова, певец должен научиться: не вдыхать 66 чрезмерного количества воздуха, не производить шумного вдоха, не расходовать воздуха больше, чем необходимо для исполнения певческой фразы, небольшим количеством выдыхаемого воздуха получать большой звуковой эффект, задерживать на мгновение воздух после окончания выдоха и т. д. Реберно-диафрагмальный тип дыхания при пении рекомендуется и другими авторами, и признание этого типа дыхания наиболее пригодным во время пения остается до настоящего времени. Л. Д. Работнов предложил различать в дополнение к общепринятым типам дыхания еще и так называемое парадоксальное дыхание, которое, по его утверждению, является уделом самых квалифицированных певцов. Сущность такого дыхания при пении сводится к тому, что стенки грудной и брюшной полостей при пении остаются неподвижными, а процесс выдыхания − поддержания нужного подсвязочного давления обеспечивается только сужением просвета бронхов благодаря тоническому сокращению гладких мышц, заложенных в их стенках. Неподвижность стенок грудной клетки и брюшной полости Л. Д. Работнов доказывает пневмографическими кривыми, которые у лиц, использующих при пении парадоксальное дыхание, оказываются горизонтальными, а не опускающимися, как это имеет место у всех без исключения певцов по данным всех исследователей и у 97-98% певцов − по данным Л. Д. Работнова. 67 Парадоксальное дыхание при пении, по утверждению Л. Д. Работнова, встречается очень редко − у 2-3% обследованных певцов, и объясняется это тем, что оно может быть достигнуто только за счет длительной специальной тренировки с использованием своеобразных приемов, облегчающих его усвоение. Сам Л. Д. Работнов пишет, что парадоксальное дыхание, как непривычное и вновь заучиваемое, в первое время оказывается утомительным, сопровождается одышкой, ощущением недостатка воздуха и усталостью. Усвоение парадоксального дыхания при пении, по утверждению Л. Д. Работнова, легче удается, если на живот положить тяжесть или связать его бинтом. Первые публикации о парадоксальном дыхании относятся к тридцатым годам XX века. Фониатрической общественностью такой тип певческого дыхания был встречен с большой долей критики. Парадоксальное дыхание Л. Д. Работнова не вызвало одобрения и со стороны физиологов, занимающихся изучением дыхания при пении специально. Так, известный физиолог М. В. Сергиевский прямо ставит вопрос − зачем же вырабатывать такой тип дыхания, который заведомо не способен обеспечить хорошую вентиляцию легких и таким образом оказывается невыгодным для организма в целом. 68 С. И. Мигай в своей методике «Дыхание в пении» пишет о том, как использовали дыхание корифеи вокального искусства Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова: «Они дышали непринужденно, свободно, не контролируя своего дыхания, а может быть, и не давая отчета − при помощи каких мышц они вдыхают и выдыхают». В. Г. Ермолаев предлагает следующие правила, которым всегда должен следовать певец:
69
Разумная тренировка обеспечивает возникновение и развитие тех приспособительных изменений дыхания, которые являются обязательными при выполнении вокальных произведений не только высшей сложности, но и средней и даже малой сложности. ^ на фоне фиксации грудной клетки на уровне не максимального вдоха, как это имеет место у малоопытных певцов, а на уровне такого вдоха, который является вполне достаточным для обеспечения экономного выдоха в течение художественно полноценного выполнения всей музыкальной фразы. В способности зафиксировать грудную клетку на уровне именно такого вдоха и состоит, вероятно, секрет правильного дыхания во время пения. Опора (appoggio) − это специальный термин, определяющий сознательное замедление фазы выдоха благодаря контролированию напряжения мышц-выдыхателей. При этом удлиняется фаза выдоха. Однако нельзя сказать, что в осуществлении явления опоры принимают участие исключительно лишь 70 выдыхательные мышцы. Опора при пении является совершенно исключительным состоянием, не похожим ни на какую иную двигательную функцию человека. В явлении опоры принимают участие одновременно и вдыхательные и выдыхательные мышцы, которые, как известно, являются антагонистами. Первые увеличивают объем грудной клетки во время вдоха, вторые, наоборот, уменьшают ее размеры, а следовательно, объем. Только лишь очень умелое дозирование напряжения одних и других мышц может обеспечить правильную опору и не приведет к повреждению голосового аппарата. Полнота звучания голоса зависит от явления опоры. Во время состояния опоры грудная клетка задерживается в позиции вдоха благодаря сокращению вдыхательных мышц (межреберные мышцы). Одновременно диафрагма расслабляется и постепенно перемещается вверх (фаза выдоха). Таким образом, хотя диафрагма является вдыхательной мышцей, при опоре она сотрудничает с мышцами-выдыхателями. Опора связана с чувством:
При этом человек чувствует движение воздушного столба от диафрагмы и даже поясничного отдела к голове. Ощущение основания столба при правильном фонационном дыхании дает напряженная диафрагма. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению к ротовому 71 отверстию, а вертикально, как бы омывая нёбо по кривой, и выходит через переносицу. При такой речевой позиции человек ощущает вибрацию в грудной клетке и даже может заставить резонировать все полости черепа. Вибрация в лицевой части черепа, особенно ощутимая от переносицы до верхних резцов, сигнализирует о том, то и головной резонатор включен в работу. Правильная подача дыхания способствует не только определенному звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая, отчетливая, координированная с дыханием артикуляция, помогает сделать опору звука более крепкой. Механизм опоры следует считать неправильным, если это состояние сопровождается перенапряжением мышц голосового аппарата и приводит к утомлению голоса. Опора регулирует давление воздуха в подсвязочном пространстве и поэтому играет важную роль при восстановлении функции поврежденного голосового аппарата. Механизм действий, связанных с пением и речью, не возникает сразу, человек не рождается с ним, механизм этот развивается и совершенствуется постепенно. Нормальное речевое дыхание вырабатывается у ребенка в процессе развития речи. Речевое дыхание обычно усваивается самостоятельно, усвоение же певческого дыхания требует специальной подготовки. 72 Голосообразование (фонация) |
![]() |
Основоположники русской офтальмологии |
![]() |
Детства в произведениях русской литературы ХIХ века |
![]() |
Задачи и цели изучения истории военной медицины и фармации в русской армии |
![]() |
Мероприятий Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края на март 2013 года Презентация книжно-иллюстративной выставки «Вечные ценности Православия» (приуроченная к празднованию... |
![]() |
Расположен в центре Германии, в 140 км от аэропорта Франкфурта на Майне. Бад Киссенген был очень |
![]() |
Экзаменационные вопросы по общей хирургии развитие хирургии до 19 века Петербургская медико-хирургическая академия в развитии русской хирургии. Ее представители: И. Ф.... |
![]() |
Неотъемлемой частью печей для русской бани являются камни. Их применяют в качестве испаряющих поверхностей |