Русской Православной Церкви icon

Русской Православной Церкви





Скачать 1.99 Mb.
Название Русской Православной Церкви
страница 1/6
Пустынникова Г. Н
Дата 13.02.2013
Размер 1.99 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6
Г. Н. Пустынникова


ВОССТАНОВЛЕНИЕ
РЕЧЕВОГО И ПЕВЧЕСКОГО
ГОЛОСА
У СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ

Москва 2005


Разрешено к печати

Издательским Советом

Русской Православной Церкви

Православным монахам посвящаю

Автор

Пустынникова Г. Н., 2005

ООО «ПолиграфАтельеПлюс», 2005

О церковном пении

Св. Иоанн Златоуст так изъясняет значение церковного пения: «Господь соединил с проро­чеством мелодию для того, чтобы все, увлека­ясь плавным течением стихов, с совершенным усердием возглашали священные песнопения. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телес­ных, ничто так не наполняет любовию к муд­рости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь священная, сложен­ная по правилу ритма».

Господствующее ныне мнение, согласно ко­торому богослужебное пение есть всего лишь частный случай искусства музыки, входит в полное противоречие с древнерусскими пред­ставлениями о соотношении богослужебного пе­ния и музыки. В контексте Священного Писа­ния они представляют собой явления, диамет­рально противоположные друг другу.

Драматизм противостояния богослужебного пения и музыки с особой силой раскрывается в книге пророка Даниила. Важно отметить то, что сигналом или призывом к всеобщему, всенародному поклонению золотому истукану слу­жил «...звук трубы,

5


свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии, и всяких музыкальных орудий...» (Дан. 3, 5); ввергнутые же в горя­щую печь еврейские отроки воспели песнь Бо­гу только своими голосами, без употребления каких-либо инструментов. Золотой истукан, являющийся символом мощи видимого веще­ственного мира, требует вещественных приношений и почестей, выражающихся в звуках, извлекаемых искусственным способом из музыкальных инструментов, поклонение же неви­димому Богу осуществляется духовно и требует максимально достижимого для человека отказа от всего видимого и вещественного, что выра­жается в использовании только лишь возмож­ностей своего существа, полученного от Бога, и отвержении всего внешнего и искусственного.

Огонь, объявший еврейских отроков, сжи­гает все вещественные образы и представления, все лишнее, не имеющее к Богу отношения, оставляя в человеке только то, что жаждет Бо­га и устремлено к Нему.

Согласно воззрениям отцов восточной Церк­ви, именно такой огненной печью должен стать клирос для каждого, кто восходит на него, об­лачившись в специальную одежду и получив молитвенное посвящение певчего, но то, что в Ветхом Завете изображалось в образе огня, свя­тые отцы понимали как страх Божий. Именно страх Божий является тем огнем, в котором сгорают все образы и представления веществен­ного мира, встающие препятствием на пути к Богу.


6


И именно страх Божий является необхо­димым условием и причиной богослужебного пения. Если нет страха Божьего, то бесполезны и восхождение на клирос, и облачение в певче­ские одежды, и слова посвятительной молитвы, ибо без этого страха клирос превращается в сце­ну, певчий в артиста, а богослужебное пение − в музыку. «Не должно по примеру трагиков не­жить сладкогласием гортань и уста, чтобы не были слышны в церкви театральные голосоизменения и песни, но должно петь со страхом и умилением», − говорил Блаженный Иероним. Но не следует и «употреблять бесчинных воп­лей, вынуждать из себя неестественные крики и вводить... несообразное и несвойственное церкви: но с великим вниманием и умилением приносить псалмопения Богу, назирающему сокровенное».

Представленный труд призван помочь слу­жителям церкви, правильно натренировав го­лос, наилучшим образом «возвещать Божест­венный закон, проповедовать Бога... созидать Церковь».


7


Проблемы постановки голоса

церковнослужителей

Долгие службы, в течение которых священ­ники, диаконы, певчие, обязаны донести до слуха прихожан молитвы Господни, требуют от священнослужителей выносливого и красивого голоса.

По мнению протодиакона храма Преподоб­ного Пимена Великого Сергия Громова, в насто­ящее время мало певцов с правильно постав­ленным голосом, умеющих владеть им вполне самостоятельно, правильно, естественно, непри­нужденно и легко. Причина в том, считает ав­тор, что часто преподаватели не имеют ясного представления об устройстве голосового аппара­та и о том механическом процессе, при помощи которого образуется звук.

С. Громов отмечает: «Искусство прежних архидиаконов, протодиаконов и церковных певцов заключалось главным образом в пора­зительном умении владеть голосом. В удиви­тельно красивой, музыкальной фразировке, в звуковой красочности, согласующейся с внут­ренним содержанием того, что читал, произно­сил, пел архидиакон, протодиакон, певец хора. Для этого надо иметь внутреннюю силу убеж­дения, видеть истину.

Регенты церковных хоров тесно связывали музыкальные выражения с выражением текста. Текст слышится и руководит хором, хор и го­лос протодиакона так сливаются в своем
действии, что является как бы только одна мелодия.

8


При таком согласии между хором и протодиа­коном пение будет способствовать молитве ве­рующих».

Школа пения, пишет С. Громов, должна на­учить певца правильно пользоваться своим го­лосом. Если же постановка голоса не следует данным физиологии, певец может потерять
го­лос вообще.

Знаменитые учителя пения, как Ф. Лампери и М. Garcia, давшие массу прекрасных пев­цов, заставляли своих учеников исполнять трудные партии не ранее, чем ученик изучит голосовой аппарат, а затем уже позволяли учиться владеть этим аппаратом, т. е. издавать тот или другой звук. «Прежние профессора пе­ния брали голос человека, как инструмент, уже созданный Господом Богом, и только учили им пользоваться», − утверждает С. Гро­мов.

Автор, проработав много лет в монастырях и церковных приходах, пришел к выводу о том, что многие люди, посвятившие себя церковной службе: священники, диаконы, регенты и пев­чие церковных хоров довольно часто страдают потерей голоса или частичной его утратой. Если лиц других речевых и вокальных профессий специально отбирают для обучения, то в монас­тыри идут по духовному призванию. Регентам монастырей приходится отбирать певчих среди неподготовленных лиц, поэтому голосовые рас­стройства среди церковнослужителей встреча­ются гораздо чаще.


9


Практически никто из них не знает природу и свойства голоса, а также его физиологические возможности. В незнании голосового механиз­ма, неумении владеть им заключается главная причина безуспешности многочисленных попы­ток стать искусным певцом, расширить диапа­зон своего голоса.

Большие речевые нагрузки предъявляют по­вышенные требования к голосовому аппарату, в результате чего голоса хористов становятся слабыми, надорванными, а зачастую даже воз­никают заболевания гортани, узелки певцов, парезы голосовых складок.

Нарушения функции гортани заставляют вы­рабатывать профилактические меры для сохра­нения здорового голоса и искать пути восста­новления в случае его нарушений. Заболевания голосового аппарата снижают трудоспособность у практически здоровых людей, а для некото­рых создают угрозу профессиональной непри­годности. Для того, чтобы быть хорошим пев­цом, необходимо быть не только хорошим тех­ником, но прежде всего здоровым человеком. Восстановление голоса возвращает людей к нор­мальной трудовой деятельности, поэтому зада­чи специализированной помощи при этих забо­леваниях приобретают социальное значение.

Опыт работы автора показал, что проведение фонопедических занятий не только восстанав­ливает голоса, но и расширяет их диапазон. Да­же те клирики, которые не имели навыков хо­рошего голосоведения и поэтому часто уставали и теряли голос во время служб, смогли после занятий выполнять свои обязанности.


10


Голос их становился выносливым, более звучным; свя­щенник не уставая может вести многочасовые церковные службы.


11


История развития фониатрии

Фониатрия в начале своего развития зани­малась вопросами исправления различных ре­чевых дефектов и расстройств. Так в Древней Греции появилась новая дисциплина − ритори­ка. Родоначальником этой дисциплины счита­ется Демосфен, который первым исправлял у себя речевые дефекты. В работах Гиппократа, Аристотеля и Галена описывается гортань, где ей дается название «глоттис». Гиппократ вы­сказывал гипотезу о том, что голос возникает в гортани. В XVI веке Леонардо да Винчи зани­мается проблемами голосообразования и дает первые рисунки гортани.

В 1593 г. итальянский анатом А. Везалий сделал открытие, что голос образуется в узком пространстве внутри гортани, т. е. в «глоттисе», а несколько позже были описаны две «связки» внутри гортани, называемые с тех пор «голосовыми складками», которые и образуют описанный уже до этого «глоттис».

Механизм голосообразования и его наруше­ния долгое время не был хорошо изучен. При­чинами этого были особое расположение и, прежде всего, отсутствие соответствующих тех­нических средств исследования. Научное объяс­нение механизмов голосообразования стало воз­можным лишь в середине XIX века, в связи с развитием физиологических и акустических методов исследования (труды М. Garcia, Г. Гемгольца, К. Бернара, И. М. Сеченова).


12


Доктора Bozzini в 1807 году, Benjamin и Ваbington в 1829 г., Bennati в 1839 г., Baumes в 1838 г., Liston в 1840 г., A. Warden в 1844 г. предлагали различные инструменты для осмот­ра гортани с целью проведения диагностики за­болеваний. В 1838 г. доктор Baumes в Лионе изобрел зеркало, при помощи которого можно было видеть не только гортань, но и хоаны. В 1840 г. Liston (Лондон) доказывал возможность с помощью зеркала наблюдать изменения в гор­тани. В 1844 г. A. Warden пользовался в каче­стве гортанного зеркала стеклянной призмой из флинггласса, а для освещения он впервые применил свет большой аргантовой лампы с приз­мами. Ему удалось увидеть надгортанник и черпаловидные хрящи. В дальнейшем он описал два случая воспаления гортани.

Развитие фониатрии в современном ее виде началось с изобретения английским врачом J. Muller (1840 г.) ларингиального зеркальца для обследования больных.

В 1854 г. парижским вокальным педагогом М. Garcia ларингиальное зеркало было приме­нено на практике для изучения проблем голо­са. В 1855 г. он представил Лондонскому Ко­ролевскому обществу исследование под назва­нием «Physiological observations on the human voice». В этом труде дано описание функций го­лосовых складок при фонации, дыхании, а так­же правильные замечания об образовании го­лоса, что позволяет назвать Garcia истинным изобретателем ларингоскопа. Это изобретение послужило началом систематического исследования физиологии и патологии голосового ап­парата.


13


В 1905 г. Н. Gutzmann на медицинском факультете Берлинского университета защитил диссертацию на тему «Расстройства разговорной функции как предмет клинического преподавания». Эта работа была первым признанием фониатрии как самостоятельной медицинской дисциплины.

В 1924 г. Е. Froschels организует в Вене 1-й Международный конгресс логопедов и фониатров, на котором было образовано Международное общество логопедов и фониатров, существующее и до настоящего времени. Одна из ведущих фониатрических клиник мира находится в Праге. Она была основана профессором М. Seeman в 1937 г.

Первые работы по фониатрии появились в России в 1884 г. Д. И. Кошлаков и Н. Т. Симановский опубликовали свои работы по изуче­нию функциональных расстройств голоса. Особый интерес русские фониатры проявляют к певческому голосу и к речевым расстройствам. Одним из первых Е. Н. Малютин занимает­ся исследованием проблем певческого голоса, в частности вопросом конфигурации твердого нёба и влияния этого фактора на виды опер­ных голосов. В 1915 г. доктор М. С. Эрбштейн опубликовал свой труд о профессиональных болезнях голоса священников, проповедников, певцов, ораторов. Известный московский фониатр Л. Д. Работнов выдвинул свою теорию пара­доксального дыхания при пении.


14


Ленинградскую фониатрическую школу представляют И. И. Левидов, М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев, В. П. Морозов, Н. Ф. Лебедева, Т. Е. Шамшева. Из фониатров московской шко­лы известны Е. А. Рудаков, Л. Б. Дмитриев, Ю. С. Василенко и др.

Развитая сеть фониатрических учрежде­ний имеется в Великобритании, Америке, Бол­гарии, Венгрии, Франции, ФРГ, Голландии, Скандинавских странах и Финляндии.

Обособление фониатрии в качестве отдель­ной от оториноларингологии, самостоятельной отрасли медицины послужило основой для со­здания в 1971 г. Союза европейских фониат­ров − СЕФ. Члены этой организации не только используют в своих методах лечения больных самые последние достижения фониатрии, но и как представители ведущей Международной ас­социации направляют деятельность других фо­ниатров, передавая им свой богатый опыт ра­боты.


15

Анатомия органов речи

Речевой акт осуществляется сложной систе­мой органов, в которой различаются перифери­ческий и центральный речевой аппарат.

^ Голосовой аппарат человека состоит из трех частей:

  • верхних дыхательных путей − глотки, но­соглотки, носовой полости, придаточных пазух носа и полости рта (так называемая надставная труба);

  • гортани, в которой располагаются голосовые складки;

  • полости легких, бронхов и трахеи.

В состав периферического речевого аппарата входят исполнительные органы голосообразования и произношения, а также относящиеся к ним чувствительные и двигательные нервы. Центральный речевой аппарат находится в го­ловном мозгу и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей ядер соответствующих нервов.

Функция голосо- и речеобразования тесно связана с дыхательной функцией, а перифери­ческие органы речи являются в то же время и дыхательными органами. В состав перифери­ческого речевого аппарата входят: нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, груд­ная клетка и диафрагма (рис. 1).


16


Рис. 1. Строение речевого аппарата.


17


Hoc

Hoc является началом дыхательных путей. Одновременно он служит органом обоняния, а также участвует в образовании так называемой надставной трубы голосового аппарата. Нос состоит из наружного носа и носовой полости с ее придаточными пазухами.

Наружный нос состоит из костно-хрящевого скелета и мягких частей. Верхний узкий ко­нец носа, начинающийся от лба, называется корнем носа; книзу и кпереди от него тянется спинка носа, заканчивающаяся кончиком носа. Боковые подвижные части носа называются крыльями носа, их свободные края образуют наружные носовые отверстия, или ноздри. В со­став скелета наружного носа входят лобные от­ростки верхнечелюстных костей, носовые кости и хрящи носа (рис. 2). Мягкие части образуют­ся мышцами и кожей. Назначение мышц за­ключается главным образом в расширении и сужении ноздрей.

^ Носовая полость (рис. 3) состоит из двух по­ловин, отделенных друг от друга носовой пере­городкой. Задне-верхняя часть перегородки − костная, а передне-нижняя − хрящевая. Каж­дая из двух половин носовой полости имеет че­тыре стенки: верхнюю, нижнюю, внутреннюю и наружную.

Верхняя стенка, или крыша, полости носа в основном образуется ситовидной пластинкой решетчатой кости. Эта пластинка пронизана многочисленными отверстиями. На верхней ее поверхности, обращенной в полость черепа, лежит луковица обонятельного нерва. От луко­вицы отходят книзу тонкие веточки − так на­зываемые обонятельные нити (волокна обонятельного нерва), которые проникают в носовую полость через отверстия ситовидной пластинки.


18



Рис. 2. Скелет наружного носа:

1 − носовая кость; 2 − боковой хрящ носа; 3 − большой крыльный хрящ; 4 − крыло носа; 5 − малые крыльные хря­щи; 6 − лобный отросток верхней челюсти.




Рис. 3. Разрез через полость носа:

1 − нижняя раковина; 2 − средняя раковина; 3 − верхняя раковина;
4 − нижний носовой ход; 5 − средний носовой ход; 6 − верхний носовой ход; 7 − верхнечелюстная пазуха; 8 − решетчатые клетки; 9 − основная пазуха; 10 − носовая перегородка.


19

^ Нижняя стенка, или дно полости носа, яв­ляется одновременно верхней стенкой полости рта (твердое нёбо). Дно носовой полости образу­ется двумя сросшимися по средней линии нёбными отростками верхнечелюстных костей и дополняется сзади горизонтальными пластин­ками нёбных костей.

Внутренняя, или срединная, стенка носо­вой полости − общая для обеих половин − обра­зуется носовой перегородкой.

Наружная, или боковая, стенка полости но­са по своему строению наиболее сложная. На ней имеются три горизонтально расположен­ных костных выступа, напоминающих по фор­ме половинку двустворчатой раковины. Это но­совые раковинынижняя, средняя и верхняя. Самая большая из них, нижняя, является само­стоятельной костью, а средняя и верхняя пред­ставляют собой отростки решетчатой кости. Под носовыми раковинами расположены три носовых хода: между нижней раковиной и дном носовой полости − нижний носовой ход. Между средней и нижней раковинами − сред­ний, между верхней и средней раковинами − верхний носовой ход. Щелевидное пространство между носовой перегородкой и обращенными к ней поверхностями всех трех носовых раковин называется общим носовым ходом.


20


Спереди носовая полость прикрыта наруж­ным носом и лишь в нижней своей части от­крывается наружу через вход в нос (ноздри). Задней стенки носовая полость не имеет и сооб­щается сзади с полостью глотки посредством больших овальных отверстий − хоан (по одному отверстию в каждой половине носа). Вся носо­вая полость выстлана слизистой оболочкой. В той части слизистой оболочки, которая покры­вает верхнюю часть носовой перегородки, верх­нюю и отчасти среднюю носовую раковину, раз­ветвляются веточки обонятельного нерва, за­кан­чи­вающиеся обонятельными клетками. Эта часть носовой полости называется обонятель­ной областью. Вся остальная часть полости носа называется дыхательной областью. Сли­зистая оболочка дыхательной области выстлана мерцательным эпителием. Под слоем эпителия расположено большое количество желез, выде­ляющих слизь.

В слизистой оболочке носовых раковин, особенно нижней, заложена так назы­ваемая пещеристая ткань, состоящая из расши­ренных венозных сплетений. Стенки этих спле­тений содержат большое количество гладких мышечных волокон. При воздействии различ­ных раздражителей (температурных, химиче­ских), а также психических факторов пещерис­тая ткань
способна быстро набухать вследствие рефлекторного расширения венозных сплете­ний и наполнения их кровью. Такое набухание и обусловливает иногда внезапное закладыва­ние носа.
В слизистой оболочке средней части носовой перегородки, приблизительно на 1 см кзади от входа в нос, имеется участок с поверх­ностно расположенной сетью кровеносных сосу­дов.

21


Этот участок получил название кровото­чивой зоны носовой перегородки и является наиболее частым источником носовых кровоте­чений.

Носовая полость имеет ряд придаточных пазух. Придаточные пазухи носа представляют собой полости, наполненные воздухом; они рас­положены в костях, участвующих в образова­нии стенок носовой полости. Эти пазухи сооб­щаются с полостью носа посредством отверстий, расположенных в верхнем и среднем носовых ходах. Все придаточные пазухи носа парные (рис. 4). В лобных костях находятся лобные па­зухи, в верхней челюсти − верхнечелюстные (гайморовы пазухи), в основной кости − основ­ные пазухи и в решетчатой кости − решетча­тые клетки. Стенки придаточных пазух вы­стланы тонкой слизистой оболочкой, явля­ющейся продолжением слизистой оболочки носа.





Рис. 4. Схема расположения придаточных пазух носа (а − спереди,
б − сбоку): 1 − верхнечелюстная пазуха; 2 − лобная пазуха;
3 − решет­чатые клетки; 4 − основная пазуха.


Рот

Взаиморасположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях называ­ется прикусом. При нормальном строении че­люстей и зубной системы верхняя зубная дуга несколько больше нижней, так что при смыка­нии челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними, причем все зубы верхнего ряда соприкасаются с соответствующими зубами нижнего ряда. Такой прикус счи­тается нормальным (рис. 5).


22





Рис. 5. Нормальный прикус.


23


Твердое нёбо − костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости. Является од­новременно крышей полости рта и дном носо­вой полости. В передней (большей) своей части твердое нёбо образуется нёбными отростками верхнечелюстных костей, а в заднем отделе го­ризонтальными пластинками нёбных костей. Слизистая оболочка, покрывающая твердое нё­бо, плотно сращена с надкостницей. По средней линии твердого нёба виден костный шов. По своей форме твердое нёбо представляет собой выпуклый кверху свод. Конфигурация нёбного свода у разных людей значительно варьирует. В поперечном сечении он может быть более вы­соким и узким или более плоским и широким; в продольном направлении нёбный свод может быть куполообразным, пологим или крутым (рис. 6).


24





Рис. 6. Форма твердого нёба:

1 − поперечное сечение: а − нормальное нёбо; б – широкое и плоское нёбо; в − высокое и узкое нёбо;

2 − продольное сечение: а − куполообразное нёбо; б − пологое нёбо; в − крутое нёбо.


^ Мягкое нёбо служит продолжением твердого нёба кзади; оно представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого нёба называется нёбной занавеской. При расслаблении нёбных мышц мягкое нёбо свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается кверху и кзади. В се­редине мягкого нёба имеется удлиненный от­росток − язычок.

Язык − массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка под­вижна, задняя часть фиксирована и носит на звание корня языка.


25


Различают кончик и пе­редний край языка, боковые края языка и спинку языка. Спинка языка условно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Это деление носит чисто функциональный ха­рактер, и никаких анатомических границ меж­ду указанными тремя частями не имеется.

Большинство мышц, составляющих массу языка, имеет продольное направление − от кор­ня языка к его кончику. Вдоль всего языка по средней его линии проходит волокнистая перегородка языка. Она сращена с внутренней по­верхностью («изнанкой») слизистой оболочки спинки языка.

При сокращении мышц языка на месте сра­щения образуется заметная канавка.

Мышцы языка (рис. 7) делятся на две груп­пы. Мышцы одной группы начинаются от кост­ного скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней поверхности слизистой обо­лочки языка; мышцы другой группы обоими своими концами прикрепляются к различным участкам слизистой оболочки. Сокращение мышц первой группы обеспечивает движение языка как целого; при сокращении мышц вто­рой группы изменяются форма и положение от­дельных частей языка. Все мышцы языка пар­ные.

К первой группе мышц языка относятся сле­дующие:

^ 1. Подбородочно-язычная мышца; начина­ется на внутренней поверхности нижней челюс­ти. Волокна ее, расходясь веерообразно, идут вверх и назад и прикрепляются к спинке языка в области его корня.

26





Рис. 7. Мышцы языка:

1 − продольная мышца языка; 2 − подбородочно-язычная мышца;
3 − подъязычная кость; 4 − подъязычно-язычная мышца; 5 − шило-язычная мышца; 6 − шиловидный отрос­ток.


Назначение этой мышцы − выдвигать язык вперед (высовывать язык изо рта).

  1. Подъязычно-язычная мышца; начинается от подъязычной кости, расположенной ниже языка и кзади от него. Волокна этой мышцы идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь
    к слизистой оболочке спинки языка. Назначе­ние − осаживать язык книзу.

  2. Шило-язычная мышца; начинается в виде тонкого пучка от шиловидного отростка, на­ходящегося на основании черепа, идет вперед, входит в край языка и направляется к средней линии навстречу одноименной мышце противо­положной стороны.



27


Эта мышца является анта­гонистом первой (подбородочно-язычной): она втягивает язык в полость рта.

Во вторую группу мышц языка входят сле­дующие:

  1. ^ Верхняя продольная мышца языка, расположенная под слизистой оболочкой спинки языка. Волокна ее заканчиваются в слизистой оболочке спинки и кончика языка. При сокращении эта мышца укорачивает язык и загибает кончик его кверху.

  2. ^ Нижняя продольная мышца языка представляет собой длинный узкий пучок, располагающийся под слизистой оболочкой нижней поверхности языка. Сокращаясь, подтягивает язык и загибает кончик его книзу.

  3. ^ Поперечная мышца языка состоит из нескольких пучков, которые, начавшись на перегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки бокового края языка. Назначение − уменьшать поперечный размер языка (суживать и заострять язык).

Сложно переплетенная система мышц язы­ка, разнообразие точек их прикрепления обес­печивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и напряжение язы­ка, что играет большую роль в процессе произ­ношения звуков речи, а также в процессах же­вания и глотания.

В слизистой оболочке, покрывающей верх­нюю поверхность языка, содержатся так называемые вкусовые сосочки, являющиеся конце­вым аппаратом вкусового анализатора.

28


У корня языка расположена язычная мин­далина, нередко более развитая у детей.

Дно полости рта образуется мышечно-перепончатой стенкой, которая идет от края ниж­ней челюсти к подъязычной кости. Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует на средней линии складку − подъязычную связку, или так назы­ваемую уздечку языка. В некоторых случа­ях уздечка, оказываясь недостаточно длинной, ограничивает движения языка.

Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва (XII пара), чувствитель­ную − от тройничного, вкусовые волокна − от языкоглоточного (IX пара).

В полости рта открываются выводные прото­ки слюнных желез. Выводной проток околоуш­ной железы открывается на внутренней поверх­ности щеки против второго верхнего коренного зуба, протоки подчелюстной и подъязычной желез − в слизистой оболочке дна ротовой по­лости около уздечки языка.


Глотка

Глотка представляет собой воронкообразную полость с мышечными стенками, начинающую­ся сверху от основания черепа и переходящую внизу в пищевод. Глотка расположена впереди шейной части позвоночника. Задняя ее стенка прикреплена к позвонкам, с боков ее окружает рыхлая соединительная ткань, а спереди она сообщается с полостью носа, полостью рта и гортанью.


29


В соответствии с тремя полостями, располо­женными кпереди от глотки и сообщающимися с ней, различают три отдела глотки: верхний, или носоглотку, средний, или ротоглотку, и нижний, или гортаноглотку (рис. 8).

Носоглотка ограничена сверху основанием черепа, заднюю стенку ее составляет позвоноч­ник. Передней стенки носоглотка не имеет и со­общается здесь с полостью носа посредством
хоан. Нижней границей носоглотки является го­ризонтальная плоскость, проходящая на уровне твердого нёба. При дыхании эта граница явля­ется условной, а при глотании мягкое небо отодвигается назад, прикасается своим задним краем к позвоночнику и отделяет носоглотку от средней части глотки. В боковых стенках носо­глотки расположены глоточные отверстия слу­ховых труб. В куполе носоглотки, на месте пе­рехода задней стенки в верхнюю, находится глоточная миндалина, которая, разрастаясь, об­разует аденоидные разращения, или аденоиды, часто встречающиеся у детей. Стенки носоглот­ки выстланы слизистой оболочкой, содержащей большое количество слизистых желез и покры­той мерцательным эпителием.


Средняя (ротовая) часть глотки, или рото­глотка, служит продолжением носоглотки кни­зу. Нижней ее границей является горизонталь­ная плоскость, проходящая через корень язы­ка. Заднюю стенку образует позвоночник. Спереди средняя часть глотки сообщается с полостью рта посредством широкого отверстия, называемого зевом.

30


Рис. 8. Схема строения полости носа, рта и глотки: I − полость носа, II − рот, III − глотка:
а − носоглотка; 6 − ротоглотка; в − гортаноглотка. 1 − твердое нёбо; 2 − мягкое нёбо опущенное;
2а − мягкое нёбо поднятое; 3 − язычок; 4 − верхний центральный ре­зец;
5 – альвеолярный отросток; 6 − свод твердого нёба; 7 − нижний централь­ный резец; 8 − язык; 9 − кончик язы­ка; 10 − спинка языка; 11 − корень языка; 12 − надгортан­ник; 13 − щитовидный хрящ; 14 − гортань и верхняя часть трахеи; 15 − начало пищевода.


31

Зев (рис. 9) ограничен сверху мягким нёбом, снизу − корнем языка, а с боков − нёбными дужками. Нёбные дужки представляют собой складки слизистой оболочки, в которых зало­жены мышечные волокна. Имеются две нёбные дужки: передняя, или нёбноязычная, и зад­няя, или нёбноглоточная. Между этими дуж­ками образуются ниши, в которых находятся нёбные миндалины (правая и левая). На зад­ней стенке глотки в толще слизистой оболочки заложены скопления лимфоидной ткани в виде зерен или гранул. Такие же скопления лимфо­идной ткани имеются на боковых стенках глот­ки в виде тяжей или валиков (боковые валики глотки), а также вблизи устьев слуховых труб. Описанные выше четыре миндалины (язычная, глоточная и две нёбные) вместе со скоплениями лимфоидной ткани на стенках глотки образуют так называемый глоточный лимфоидный аппа­рат, или глоточное лимфоидное кольцо, игра­ющее роль защитного барьера против инфек­ции, проникающей в организм через нос и рот. Упражнения, вызывающие активизацию мышц лимфоидного кольца, помогают избавиться от воспалительных явлений в глотке.


32


^ Нижняя (гортанная) часть глотки, или гортаноглотка, воронкообразно суживается книзу и переходит в пищевод. Спереди она граничит с гортанью. В верхнем отделе гортанной
части глотки передней стенки нет (здесь находится вход в гортань), а в нижнем отделе передней стенкой служит задняя стенка гортани. Слизи­стая оболочка средней и нижней частей глотки покрыта плоским эпителием.





Рис. 9. Зев:

1 − задняя стенка глотки; 2 − язычок; 3 − нёбная миндали­на; 4 − передняя нёбная дужка; 5 и 6 − задние нёбные дуж­ки; 7 − мягкое нёбо.


Стенки глотки содержат две группы мышц − круговых и продольных. Круговые мышцы об­разуют три сжимателя глотки: верхний, сред­ний и нижний. Эти мышцы, сокращаясь вол­нообразно, одна за другой, обеспечивают гло­тательный акт,
т. е. проталкивание пищевого комка в пищевод. Продольные мышцы глотки при своем сокращении поднимают глотку квер­ху. Иннервация глотки довольно сложная. Дви­гательные волокна получаются от третьей ветви тройничного нерва, от блуждающего (X пара) и добавочного (XI пара) нервов, чувствительные − от второй и третьей ветвей тройничного нерва, от языкоглоточного и блуждающего нервов.


33


В глотке скрещиваются два пути − дыхательный и пищеварительный. Роль «стрелок» на этом скрещивании играют мягкое нёбо и надгортанник (рис. 10). При носовом дыхании мягкое нёбо опущено и воздух свободно пpoxoдит из носа через глотку в гортань и дыхательное горло (надгортанник в это время приподнят).

Во время глотания мягкое нёбо приподнимается, прикасается к задней стенке глотки и разобщает среднюю часть глотки и носоглотку; надгортанник в это время опускается и прикры­вает вход в гортань. Благодаря такому механиз­му исключается возможность проталкивания пищевого комка в носоглотку и нос, а также по­падания пищи в гортань и дыхательное горло.


34




Рис. 10. Положение мягкого нёба и надгортанника при дыхании (а) и глотании (б): 1 − мягкое нёбо; 2 − надгортанник; 3 − трахея; 4 − пи­щевод.

Гортань

Гортань представляет собой широкую корот­кую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупа­на через кожу, особенно у худощавых людей. Сверху и сзади гортань сообщается с гортанной частью глотки. Снизу она переходит в дыха­тельное горло (трахею).

С боков к гортани прилежат крупные шей­ные сосуды и нервы, сзади − нижняя часть глотки, переходящая в пищевод. Верхняя гра­ница гортани соответствует третьему шейному позвонку, нижняя − шестому.


35


При глотании и голосообразовании гортань смещается кверху и книзу, значительно переходя указанные грани­цы. Снаружи (спереди и с боков) гортань при­крыта щитовидной железой, шейными мышца­ми и кожей, изнутри она выстлана слизистой оболочкой.

Полость гортани можно разделить на три части:

  1. верхний отдел − пространство выше лож­ных голосовых складок;

  2. средний отдел − пространство, в котором находятся истинные голосовые складки;

  3. нижний − пространство ниже истинных голосовых складок.

^ Мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Наружные мышцы соединяют гор­тань с другими частями тела, они поднимают и опускают ее. Внутренние мышцы при своем сокращении приводят в движение те или иные хрящи гортани. Они приводят в движение голосовые складки, расширяют или суживают голосовую щель. (Пространство, находящееся между истинными голосовыми складками, но­сит название голосовой щели.) При дыхании голосовые складки расходятся и образуют ши­рокое отверстие для прохождения воздуха; го­лосовая щель при этом принимает форму тре­угольника. При фонации голосовые складки сближаются и просвет голосовой щели исчеза­ет. В верхней части гортани лежат ложные го­лосовые складки, представляющие собой дубли­кат слизистой оболочки. Они не принимают участия в фонации, края их не подвергаются колебаниям. Их компенсаторная функция про­является при


36


недостаточном колебании истин­ных голосовых складок. Голос, возникающий при участии ложных голосовых складок, обыч­но грубый, хриплый и неприятный для слуха.

Внутригортанные воздушные простран­ства имеют большое значение для образования резонанса. Колебания голосовых складок обу­словливают возникновение голосовых звуков, состоящих из многочисленных тонов, которые принято называть составными частями звука.

^ Остов гортани (рис. 11) состоит из 9 хря­щей − трех непарных (щитовидный, перстне­видный и надгортанник) и трех парных (черпаловидных, рожковидных и клиновидных).

Щитовидный хрящ является самым боль­шим из хрящей гортани. Он состоит из двух пластинок неправильной четырехугольной фор­мы, сходящихся спереди под углом. У мужчин этот угол выдается вперед в виде кадыка, или так называемого адамова яблока. У детей ка­дыка нет, размеры щитовидного хряща у маль­чиков несколько больше, чем у девочек. На месте соединения пластинок щитовидного хря­ща в верхней его части имеется вырезка, кото­рую легко прощупать пальцем. От заднего края обеих пластинок щитовидного хряща кверху и книзу отходят рожки. Верхние рожки служат для сочленения с подъязычной костью, ниж­ние − для сочленения с перстневидным хрящом.

37


Рис. 11. Хрящевой остов гортани (а − спереди, б − сзади):

1 − трахея; 2 − перстневидный хрящ; 3 − щитовидный хрящ; 4 − черпаловидные хрящи; 5 − надгортанник.


38


Перстневидный хрящ является как бы основой, фундаментом всей гортани. Он действительно напоминает по форме перстень, при­чем дуга перстня обращена вперед, а «печат­ка» − назад. Перстневидный хрящ лежит под щитовидным, соединяясь с нижними рожка­ми последнего. На верхнем крае «печатки» перстневидного хряща имеются суставные пло­щадки для сочленения с черпаловидными хрящами.

Надгортанник по форме напоминает язы­чок или лепесток, широкая часть которого обращена своим свободным краем кверху и кза­ди, а узкая вершина прикреплена к щитовид­ному хрящу на месте его вырезки. Надгортан­ник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении кзади и книзу, он зак­рывает вход в гортань и предохраняет ее по­лость от попадания пищи и слюны.

Черпаловидные хрящи имеют приблизи­тельно форму трехгранных пирамид, вершина которых обращена кверху, а основание лежит на «печатке» перстневидного хряща, образуя в этом месте перстне­черпаловидный сустав. Основание каждого черпаловидного хряща име­ет два отростка: передне-внут­рен­ний, или голо­совой, и задне-наружный, или мышечный. Го­лосовой отросток служит для прикрепления го­лосовой складки (истинной голосовой складки), мышечный отросток является местом прикреп­ления мышц гортани. В перстне-черпало­вид­ном суставе возможны двоякого рода движения: 1) вращательные во­круг вертикальной оси, при которых мышеч­ные отростки черпаловидных хрящей сближаются, а голосовые отростки удаляются друг от друга, и наоборот; 2) скользящие, при которых черпаловидные хрящи сближаются друг с другом и удаляются один от другого. На верхушках черпаловидных хрящей
находятся маленькие рожковидные хрящи, а в толще черпало-


39


надгортанных скла­док, которые образуются слизистой оболочкой и тянутся от верхушек черпаловидных хрящей к боковым краям надгортанника, заложены клиновидные хрящи.

^ Мышечный аппарат гортани состоит из на­ружных и внутренних мышц. Все мышцы гор­тани, кроме одной, так называемой поперечной, парные. Наружные мышцы фиксируют гортань и обеспечивают перемещение ее как целого вверх и вниз.

Внутренние мышцы гортани (рис. 12) делят­ся на три группы:

  1. мышцы, натягивающие голосовые связки;

  2. мышцы, расширяющие голосовую щель;

  3. мышцы, сужающие голосовую щель.

К первой группе относится прежде всего щито-черпало­видная, или голосовая, мышца, ко­торая вместе с покрывающей ее слизистой обо­лочкой образует истинные голосовые складки. Передние концы этой мышцы прикрепляются к задней поверхности щитовидного хряща в углу, образуемом его пластинками, а задние концы − к голосовому отростку черпаловидного хряща.

На поперечном разрезе голосовая складка имеет форму треугольника: одна сторона его обращена кверху; другая наружу (этой стороной голосовая складка прикрепляется к боковой стенке гортани); третья внутрь и вниз, к про­свету гортани. Свободные края обеих голосовых складок в виде заостренных граней выступают в полость гортани. Между голосовыми складка­ми образуется голосовая щель. При сокраще­нии щито­-черпало­видной мышцы голосовые складки натягиваются и, увеличиваясь в попе­речнике, несколько суживают голосовую щель.
К этой же группе принадлежит перстне-щитовидная мышца.


40

Рис. 12. Мышцы гортани:

а − сзади: 1 − задняя перстне-черпаловидная мышца; 2 − поперечная черпаловидная мышца; 3 − косые черпало­видные мышцы;

б − сбоку: 1 − задняя перстне-черпаловидная мышца; 2 − боковая перстне-черпаловидная мышца; 3 − щито-черпаловидная мышца.


41


Прикрепляясь одним концом к перстневидному хрящу, а другим к пластинке щитовидного, эта мышца при сокращении на­клоняет щитовидный хрящ и способствует тем самым натяжению голосовых складок.

В группу мышц, расширяющих голосовую щель, входит только одна мышца − задняя перстне­­-черпаловидная, называемая для крат­кости просто задняя мышца. Она начинается на задней поверхности печатки перстневидного хряща и прикрепляется к мышечному отростку черпаловидного. При своем сокращении она по­ворачивает черпаловидные хрящи вокруг вер­тикальной оси, вследствие чего голосовые от­ростки этих хрящей вместе с прикрепленными к ним задними концами голосовых складок рас­ходятся в стороны и раскрывают голосовую щель (рис. 13).

В группу мышц, суживающих голосовую щель, входят две мышцы. Одна из них − боко­вая перстне-черпаловидная мышца − явля­ется антагонистом задней мышцы. Прикрепляясь

42





Рис. 13. Схема действия задней перстне-черпаловидной мышцы:

1 − голосовая складка; 2 − голосовой отросток; 3 − мышечный
отросток.


одним концом к боковой поверхности ду­ги перстневидного хряща, а другим концом к мышечному отростку черпаловидного, она при своем сокращении тянет мышечный отросток вперед, а голосовой отросток при этом переме­щается к средней линии и замыкает голосовую щель.

Вторая мышца этой группы − поперечная черпаловидная, или просто поперечная мыш­ца, является единственной непарной мышцей гортани. Она соединяет между собой оба черпаловидных хряща и при своем сокращении сбли­жает их между собой, способствуя тем самым полному смыканию голосовых складок. Действие этой мышцы дополняется косой черпаловидной мышцей, которая соединяет мышечный отросток одного черпаловидного хряща с вер­хушкой другого. Правая и левая косые мышцы перекрещиваются между собой (рис. 12).

43




Рис. 14. Осмотр гортани при помощи зеркала.


Движения голосовых складок можно на­блюдать, пользуясь гортанным (ларингоскопи­ческим) зеркалом, представляющим собой круг­лое зеркальце, укрепленное на ручке под углом 45 градусов. Слегка нагретое зеркальце прикла­дывают тыльной стороной к мягкому нёбу, отодвигая его назад, при вытянутом вперед языке (рис. 14).

При помощи вогнутого зеркала, укрепленно­го на лбу наблюдателя, на гортанное зеркальце направляют пучок света от внешнего источника так, чтобы он, отразившись от зеркальца, осветил полость гортани, которая, в свою очередь отразившись в зеркальце, становится доступной для наблюдения.


44


Вся полость гортани выстлана слизистой оболочкой, покрытой мерцательным эпители­ем (за исключением голосовых складок, кото­рые покрыты плоским эпителием). На боковых стенках гортани слизистая оболочка образу­ет складки, расположенные над голосовыми складками, это так называемые желудочковые складки (рис. 15). Между голосовыми и желу­дочковыми складками образуются мешковид­ные углубления, называемые гортанными же­лудочками. Между черпаловидными хрящами и краями надгортанника так же образуются складки слизистой оболочки черпало-надгор­танные складки, в толще которых заложены клиновидные хрящи.

У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Дли­на голосовых складок у женщин равна в сред­нем 18-20 мм, а у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм.

У детей до начала периода полового созрева­ния различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается. Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост проис­ходит в возрасте 5-7 лет, а затем − в период полового созревания: у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 14-16 лет. В это время разме­ры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков − на две трети голосовые складки удлиняются.


45


Рис. 15. Вертикальный (фронтальный) разрез через гортань (видна передняя половина гортани изнутри): 1 − надгортанник; 2 − черпало-надгортанная складка; 3 − щитовидный хрящ; 4 − желудочковая складка; 5 − гор­танный желудочек; 6 − голосовая складка; 7 − перстневид­ный хрящ; 8 − трахея.


46


У мальчиков начинает обозначаться кадык. У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная; по мере роста ребенка форма гортани постепенно приближа­ется к цилиндрической.

Иннервация гортани осуществляется двумя ветвями блуждающего нерва − верхнегортан­ным нервом и нижнегортанным (возвратным).

Первый − преимущественно чувствитель­ный, второй − двигательный.


Трахея, бронхи, легкие

Трахея, или дыхательное горло (рис. 16), служит продолжением гортани книзу и пред­ставляет собой цилиндрическую трубку длиной (у взрослого) 11-13 см. Она состоит из отдель­ных хрящевых колец числом от 16 до 20, со­единенных между собой волокнистой тканью. Сзади, где хрящевые кольца замыкаются не полностью, стенка трахеи образуется мышеч­ной перепонкой. Эта стенка прилежит к пище­воду.

На уровне 5-го грудного позвонка трахея де­лится на две трубки − первичные, или глав­ные, бронхи. Бронхи имеют такое же строение, как трахея, только хрящи не так правильны по форме и меньше по размерам. Первичные брон­хи направляются к легким и делятся на вторич­ные бронхи. Правый бронх делится на три вет­ви, левый − на две, соответственно числу до­лей легкого.


47




Рис. 16. Гортань, трахея, бронхи, легкие:

1 − правое легкое; 2 − левое легкое; 3 − бронхи; 4 − трахея; 5 − перстневидный хрящ; 6 − щитовидный хрящ; 7 − подъ­язычная кость.


48


Каждый из вторичных бронхов, войдя в лег­кое, начинает древовидно разветвляться, обра­зуя третичные бронхи, а затем более мелкие веточки. Стенки мелких бронхов также состо­ят из хрящей и мышечных волокон. Трахея и бронхи выстланы слизис­той оболочкой, покры­той мерцательным эпителием. В самых мелких бронхиальных веточках, называемых бронхиолями, эпителий плоский. Конечные разветвле­ния бронхов переходят в альвеолярные ходы, окруженные легочными пузырьками, или аль­веолами. Стенки альвеол состоят из упругой эластичной ткани; в них заложена густая сеть кровеносных сосудов (легочных капилляров). Здесь вдыхаемый воздух отдает в кровь свой кислород и получает из крови углекислоту.
Легочные пузырьки вместе с разветвлениями бронхов составляют ткань легких. Легкие рас­положены в правой и левой половинах грудной клетки, оставляя между собой свободный про­межуток, называемый средостением, в котором находятся сердце, аорта, пищевод.

Правое легкое состоит из трех долей, левое − из двух; каждая из нескольких долек. Снаружи легкие покрыты оболочкой − плеврой.


49


Грудная клетка и диафрагма

^ Грудная клетка (рис. 17) образуется позво­ночником, ребрами и грудной костью. Она име­ет приблизительно форму усеченного конуса. Промежутки между ребрами заполнены мыш­цами, расположенными в два слоя, − внутренними и наружными межреберными мышца­ми. Грудная клетка выстлана
изнутри тонкой серозной оболочкой − плеврой. Такой же обо­лочкой покрыта наружная поверхность лег­ких. Листки плевры увлажнены серозной жид­костью, которая играет роль смазки, умень­­шающей трение. Между листками плевры, по­крывающей легкие и стенки грудной клетки, образуется герметически замкнутое щелевидное пространство, называемое плевральной по­лостью. Фактически здесь никакой полости нет, так как в межплевральной щели существу­ет отрицательное давление, и легкие всегда плотно прижаты к стенкам грудной клетки.


50


Рис. 17. Грудная клетка:

1 − позвоночник; 2 − ребра; 3 − реберные хрящи; 4 − груд­ная кость.


51


Физиология органов речи

Периферический речевой аппарат в функ­циональном отношении обычно сравнивают с язычковой органной трубой, которая, как изве­стно, состоит из трех частей:

  1. нагнетающего меха;

  2. пружинных язычков, являющихся прерывателем воздушной струи, поступающей в мехи;

  3. надставной трубы, служащей резонатором. Роль нагнетающего меха выполняют легкие с системой дыхательных мышц и дыхательными путями (бронхами, трахеей); роль язычкового прерывателя − голосовые складки, а надставной трубой являются глотка, полость рта и носовая полость.

Соответственно такому делению речевого ап­парата и в речевом акте можно рассматривать три связанные друг с другом функции:

  1. образование воздушной струи,

  2. голосообразование (фонация),

  3. образование звуков речи (артикуляция).

Воздушная струя, необходимая для образо­вания голоса и звуков речи, возникает в процес­се дыхательного акта, а именно в фазе выдоха. В связи с этим описание деятельности речевых органов целесообразно начинать с процесса ды­хания.


52


Дыхание

Основным назначением дыхательного аппа­рата является осуществление газового обмена, т. е. доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. Этот обмен совершается благодаря периодическому обнов­лению воздуха в легких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз − вдоха и выдоха.

При вдохе происходит расширение грудной клетки вперед, в стороны, вверх и вниз. Это расширение осуществляется благодаря дей­ствию вдыхательных мышц, главным образом наружных межреберных мышц и диафрагмы. При расширении грудной клетки происходит также увеличение объема легких, так как в си­лу наличия отрицательного давления в плев­ральной полости легкие пассивно следуют за стенками грудной клетки. При этом легочные альвеолы наполняются воздухом, поступающим из атмосферы через дыхательные пути.

Для осуществления спокойного выдоха до­статочно одного лишь расслабления вдыхатель­ных мышц. Стенки грудной клетки при этом спадаются, диафрагма поднимается, а легкие в силу эластичности стенок альвеол уменьшаются в объеме и выталкивают содержащийся в них воздух через дыхательные пути наружу. Форси­рованный (усиленный) выдох происходит при участии выдыхательных мышц, т. е. мышц брюшной стенки и внутренних межреберных мышц.


53


При обычном спокойном дыхании вдох и выдох производятся через нос. Проходя через полость носа, вдыхаемый воздух, благодаря из­вилистости носовых ходов и наличию ворсинок в мерцательном эпителии слизистой оболочки носовой полости, очищается от пыли и микро­бов, увлажняется и согревается.

Для обеспечения нормального носового ды­хания необходима свободная проходимость но­совых ходов. При наличии в носу каких-либо препятствий для воздушной струи (увеличение носовых раковин, носовые полипы, искривле­ние носовой перегородки, набухлость слизистой оболочки при насморке, аденоидные разраще­ния в носоглотке и пр.) дыхание осуществляет­ся через рот. В этом случае защитная функция слизистой оболочки носа выключается, и воз­дух поступает в нижележащие дыхательные пу­ти и в легкие недостаточно согретым и увлаж­ненным и мало очищенным от пылевых частиц и микроорганизмов.

Свободная проходимость носовых ходов не­обходима и для осуществления обонятельной функции носа. Мельчайшие частицы пахучих веществ, находящиеся во вдыхаемом воздухе, попадая в верхние отделы носовой полости, раздражают обонятельные клетки и вызывают обонятельное ощущение, которое играет извест­ную защитную роль, сигнализируя о наличии вредных примесей во вдыхаемом воздухе, и, кроме того, имеет некоторое значение для оцен­ки пищи и питья.


54


Типы дыхания. Различают три основных ти­па дыхания (рис. 18):

а) ключичный;

б) реберный (грудной);

в) диафрагмальный (брюшной).


При ключичном типе дыхания поднимают­ся плечевой пояс и верхние ребра, в результате чего происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки. При реберном, или грудном, типе дыхания грудная клетка расширяется главным образом вперед и в сто­роны.


55




Рис. 18. Типы дыхания. Положение грудной клетки, передней стенки
живота и диафрагмы:

во время спокойного выдоха;

во время вдоха при
реберном дыхании;

─ ─ ─ ─ во время вдоха при
диафрагмальном дыхании;

…………. во время вдоха при
ключичном дыхании.


Диафрагмально-реберный тип дыхания при­нято считать самым глубоким и наиболее силь­ным. В этом типе дыхания принимают участие прежде всего нижние ребра, которые расширя­ют нижний отдел грудной клетки и обусловли­вают значительное опускание диафрагмы во время глубокого вдоха. При этом типе дыха­ния, кроме экономии мышечной силы, достига­ются не только большой объем воздуха, но и большая пластичность дыхательных движений. Уже давно в фониатрии принято считать реберно-брюшное дыхание наиболее адекватным для фонации, особенно в ее высоко дифференци­­рованных проявлениях: пении и сценической речи.

Чистых типов дыхания в действительности не наблюдается. В частности, при любом типе дыхания в большей или меньшей степени ак­тивно действует диафрагма. Поэтому практи­чески можно говорить лишь о преимуществен­но грудном, преимущественно брюшном или преимущественно ключичном дыхании.


56


В диа­фрагмальном дыхании, как показывает само название, наиболее активное участие принима­ет диафрагма. Сокращаясь и уплотняясь, диа­фрагма опускается, вследствие чего увеличива­ется в объеме главным образом нижняя часть грудной клетки; брюшная стенка при этом вы­пячивается.

Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии. Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин − брюшной. У работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания, у лиц, занятых канце­лярской и вообще сидячей работой − грудной тип. У детей обычно бывает смешанный тип ды­хания, т. е. средний между брюшным и груд­ным. При глубоком, или полном, дыхании со­четаются все три типа дыхания − ключичный, грудной и брюшной.

В течение 1 минуты происходит 16-20 ды­хательных циклов (вдохов и выдохов). Дли­тельность вдоха почти равна длительности вы­доха (отношение времени вдоха ко времени вы­доха равно приблизительно 1:1,25).

Емкость легких. Количество воздуха, вдыха­емое и выдыхаемое при спокойном дыхании, составляет в среднем около 600 куб. см. Этот объем носит название дыхательного воздуха. Если сделать возможно более глубокий вдох, то можно ввести в легкие еще 1500-1800 куб. см дополнительного воздуха.


57


При выдохе, даже максимальном, легкие не освобождаются полностью от воздуха. Воздух, остающийся в легких после усиленного выдоха, называется остаточным. Объем его равен 1000-1500 куб. см. При обычном, спокойном выдохе в легких, кроме остаточного воздуха, содержится еще так называемый резервный воздух, который выдыхается только при максимальном выдохе. Объем резервного воздуха составляет 1500-1800 куб. см. Таким образом, после глубокого вдоха человек может при максимальном выдохе вывести из легких в среднем около 3500-4000 куб. см. Этот объем воздуха, состоящий из дыхательного, дополнительного и резервного воздуха, носит название жизненной емкости легких.

Приведенные цифры являются средними для мужчин. У женщин соответственные величины несколько меньше. При тренировке жизненная емкость легких может значительно увеличи­ваться, доходя до 5000 и даже до 6000 куб. см. Емкость легких у детей, естественно, зависит от возраста. У новорожденного жизненная емкость легких равна приблизительно 222 куб. см; у детей от 1 до 3 лет − 300-400 куб. см;

от 4 до 7 лет − 440-900 куб. см;

от 8 до 12 лет − 1100-1600 куб. см;

от 13 до 16 лет − 1900-2400 куб. см.


Дыхание при речи

Голосовая функция включает в себя взаимо­действие всех составных частей дыхательных путей − от легких до носовых отверстий.


58


Материальная основа, вещество голоса − воз­дух доставляется легкими, оформляется в фазе выдоха в восходящую воздушную колонну тра­хеей и, продвигаясь под давлением, приобрета­ет звучность и соответствующую акустическую характеристику под влиянием препятствий и полостей надгортанными пространствами: голо­совой щели, глотки, полостей рта и носа.

Во время речи органы дыхания, продол­жая выполнять свою основную биологическую функцию газообмена, осуществляют одновре­менно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание при речи, или так называе­мое речевое дыхание, по сравнению с обычным спокойным дыханием имеет существенные от­личия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во вре­мя речи.

Дыхание в покое совершается автоматиче­ски, главным образом через нос. Спокойный выдох по продолжительности почти равняется вдоху. Голосовая щель при вдохе имеет вид рав­нобедренного треугольника. При спокойном вы­дохе голосовая щель несколько сужается. Объ­ем выдыхаемого воздуха − 500-600 куб. см.

Речевое и певческое дыхание обладает сле­дующими особенностями по сравнению с дыха­нием в покое:

  1. оно совершается произвольно, а не автоматически;

  2. вдох происходит быстро, но бесшумно, а выдох − замедленно;


59


  1. используется преимущественно ротовое дыхание, а не носовое;

  2. при вдохе голосовые складки расходятся широко, а голосовая щель приобретает форму пятиугольника. При выдохе голосовая щель сужается.

Речевое дыхание обычно усваивается само­стоятельно, усвоение же певческого дыхания требует специальной подготовки.

Речь образуется в фазе выдоха. Для слит­ного произношения целых смысловых отрезков (фраз, синтагм), облегчающего восприятие связ­ной речи, необходим удлиненный выдох. Вдох же, напротив, должен быть как можно более коротким, чтобы сократить паузы между отрез­ками речи. Первая особенность речевого дыха­ния и состоит в том, что выдох становится зна­чительно длиннее вдоха. Если при обычном дыхании продолжительность вдоха и выдоха приблизительно одинакова, то при речевом ды­хании фаза выдоха в 5-8 раз продолжительнее фазы вдоха.

Удлинение выдоха происходит не только за счет перераспределения времени внутри дыха­тельного цикла (вдох − выдох), но и за счет увеличения продолжительности всего цикла (рис. 19).


Рис. 19. Кривые дыхания: а – при обычном дыхании; б – при речи.


60

При обычном дыхании число дыха­тельных движений (циклов) равно 16-20 в ми­нуту, т. е. на один цикл приходится 3-4 секун­ды; во время речи количество дыхательных движений уменьшается вдвое (8-10 в минуту), и, следовательно, на каждый дыхательный цикл отводится вдвое больше времени (6-8 се­кунд). Это вторая особенность речевого дыха­ния. В результате такой перестройки дыхатель­ного акта продолжительность пауз между ре­чевыми отрезками сокращается примерно до 1 секунды, а продолжи­тельность самих речевых отрезков увеличивается до 5-7 секунд вместо 1-2 секунд при обычном дыхании.

Для более длительного выдоха необходим и больший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Объем выдыхаемого, а следователь­но, и вдыхаемого воздуха достигает при речи 1500-2000 куб. см вместо 500-600 куб. см при обычном дыхании. Таким образом, при речи вдох становится не только более коротким, но и значительно более глубоким. Необходимость быстрого и глубокого вдоха обусловливает третью особенность речевого дыхания, которая заключается в том, что вдох при речи произво­дится через рот, а не через нос, как при обыч­ном дыхании, так как быстрому и глубокому вдоху через нос препятствует узость носовых ходов. Четвертой особенностью речевого дыха­ния является то, что выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыха­тельных мышц. Это оказывается необходимым для того, чтобы, во-первых, обеспечить более глубокий выдох, и, во-вторых, чтобы образова­лось достаточное давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

61


Л. В. Нейман особенности речевого дыхания представляет в виде следующей схемы:

Показатели

При обычном
(спокойном)
дыхании

При речевом
дыхании

Отношение длительности вдоха к длительности выдоха

1:1

1:5 – 1:8

Число вдохо-выдохов в минуту

16–20

8–10

Объем выдыхаемого воздуха

500 см3

1500-2000 см3

Вдох производится

Через нос

Через рот

Участие выдыхательных мышц

Не участвуют

Участвуют

Основная нагрузка при фонации, всегда со­вершающейся во время выдоха, приходится на работу мышц брюшного пресса. Они направля­ют воздушную струю в подглоттисную область и выше. Кроме мускульной силы, большое зна­чение имеют также гибкость и плавность дви­жений, составляющих брюшной пресс мышц. Лишь при этом условии он может осуществлять дозированное и экономичное расходование вы­дыхаемого воздуха.
В пении вся дыхательная активность независимо от описанных


62


видов ды­хания направлена исключительно на создание и поддержание необходимого подглоттисного давления (Schilling, Nadoleczny, Husson и др.), обеспечивающего силу, высоту тона, вокал и тембр, а также выразительность исполнения. Механизм действий, связанных с пением и речью, не возникает сразу, человек не рождает­ся с ним, механизм этот развивается и совер­шенствуется постепенно.

В эмиссии голоса активное участие прини­мает диафрагма. Независимо от типа дыхания во время голосообразования диафрагма всегда функционирует, и без участия диафрагмы пе­ние становится просто невозможным. Диафраг­ма и является одним из таких органов, которые очень тонко координируют подсвязочное дыха­ние, производя при этом очень быстро заменяю­щиеся разнонаправленные движения. Дыха­тельная активность по мере удлинения трудово­го стажа становится составной частью рабочего навыка, вырабатываемого условно-рефлектор­ным путем.

У хорошо тренированных людей приспосо­бительные к условиям труда изменения дыха­ния наступают до начала или в самом начале работы, чем, естественно, обеспечивается готов­ность к работе и облегчается ее выполнение. Необходимое при пении подглоттисное давле­ние достигается и поддерживается во время быстрого выдоха. На основании опыта, полу­ченного певцом в процессе обучения, певец на­бирает приблизительно такое количество воздуха, которого, как он полагает, будет

63


достаточ­но для обеспечения соответствующей силы и продолжительности производимых звуков. За­тем голосовые складки смыкаются, и создается подглоттисное давление, которое необходимо поддерживать в соответствии с длительностью и музыкальностью фразы. Такие приспособи­тельные изменения дыхания происходят и у певцов до начала фонации. Они заключаются не только в том, что производится быстрый вдох и замедленный, задерживаемый выдох, но и в том, что этот выдох производится как бы на тормозах, вследствие чего спад пневмографи­ческих кривых происходит очень незаметно. Достижение именно такого певческого выдоха обеспечивается тем, что грудная клетка во вре­мя пения фиксируется не на уровне максималь­ного вдоха, как это наблюдается у малоопыт­ных певцов, а на уровне такого вдоха, который вполне обеспечивает художественно полноцен­ное исполнение той или иной музыкальной фразы. В умении зафиксировать грудную клет­ку на уровне именно такого вдоха и состоит секрет правильного дыхания при пении.

^ Дыханию при пении вокальными педагога­ми всегда уделялось очень большое внимание, но способы проявления этого внимания в раз­ные периоды развития вокального искусства были различными.

Старая итальянская школа, уделяя певче­скому дыханию очень большое внимание, тре­бовала, чтобы певец при пении довольствовался вдыханием такого количества воздуха, которого было бы достаточно для исполнения певческой фразы, и экономно его расходовал.

64

Для выполнения этих требований певцу ре­комендовалось производить вдох достаточной глубины, при котором плавно, без толчков, под­нимается и расширяется грудная клетка, а стен­ки живота остаются в неподвижном состоя­нии. Выдох должен быть плавным, постепен­ным, экономным, отнюдь не толчкообразным. Такой вдох и выдох может быть хорошо обеспе­чен грудным типом дыхания, поэтому старой итальянской школой этот тип дыхания и реко­мендовался певцам. Длительное время этот же тип дыхания при пении рекомендовался и французской школой пения.

С начала XIX века итальянская школа пе­ния стала заметно изменять свои взгляды на певческое дыхание в сторону повышения его значения для пения. «Школа пения − это шко­ла дыхания», − утверждал знаменитый теоре­тик новой итальянской школы пения Франческо Ламперти (1813-1892 гг.).

В связи с таким повышением значения ды­хания для пения певцам стали предъявляться очень жесткие требования по усвоению и ис­пользованию певческого дыхания, которые принципиально отличались от прежних общих рекомендаций. Новые требования заключались в том, чтобы певец вдыхал возможно большее количество воздуха, выдыхал его возможно экономно, задерживая дыхание с помощью диафрагмы и мышц живота. Такие требования не могли выполняться при грудном типе дыхания, какой рекомендовался певцам раньше.


65


Те­перь стали рекомендовать нижнереберно-диафрагмальный (реберно-брюшной) тип дыхания, поскольку только он может обеспечить новые, перечисленные выше требования.

Такие же изменения во взглядах на значе­ние дыхания для пения произошли и во фран­цузской школе пения.

Переход с начала XIX столетия с грудного на реберно-диафрагмальный тип дыхания при пении следует расценивать как закономерный и прогрессивный процесс, обусловленный особен­ностями развития вокального искусства за мно­гие годы до XIX века. А. Е. Варламов (1840, 1861, 1888 гг.) дает общие рекомендации по певческому дыханию. На использовании пев­цом какого-либо определенного типа дыхания автор не настаивает.

К. И. Кржижановский (1909), признавая, что расширение грудной клетки благоприятно действует на звукоизвлечение, рекомендует певцам пользоваться грудным типом дыхания.

А. М. Додонов (1891, 1907 гг.) рекомендует певцам заниматься дыхательной гимнастикой для овладения замедленным выдохом. Он при­знает возможным пользоваться певцам всеми типами дыхания, но реберно-диафрагмальному он отдает предпочтение.

И. П. Прянишников (1899, 1912 гг.) реко­мендует при пении пользоваться реберно-диафрагмальным дыханием. Он признает очень большое значение тренировки для развития и закрепления певческого дыхания. При помощи этой тренировки, И. П. Прянишни­кова, певец должен научиться: не вдыхать

66


чрез­мерного количества воздуха, не производить шумного вдоха, не расходовать воздуха больше, чем необходимо для исполнения певческой фра­зы, небольшим количеством выдыхаемого воз­духа получать большой звуковой эффект, задер­живать на мгновение воздух после окончания выдоха и т. д.

Реберно-диафрагмальный тип дыхания при пении рекомендуется и другими авторами, и признание этого типа дыхания наиболее при­годным во время пения остается до настоящего времени.

Л. Д. Работнов предложил различать в до­полнение к общепринятым типам дыхания еще и так называемое парадоксальное дыхание, ко­торое, по его утверждению, является уделом самых квалифицированных певцов. Сущность такого дыхания при пении сводится к тому, что стенки грудной и брюшной полостей при пении остаются неподвижными, а процесс выдыха­ния − поддержания нужного подсвязочного дав­ления обеспечивается только сужением просве­та бронхов благодаря тоническому сокращению гладких мышц, заложенных в их стенках. Не­подвижность стенок грудной клетки и брюшной полости Л. Д. Работнов доказывает пневмогра­фическими кривыми, которые у лиц, исполь­зующих при пении парадоксальное дыхание, оказываются горизонтальными, а не опуска­ющимися, как это имеет место у всех без ис­ключения певцов по данным всех исследователей и у 97-98% певцов − по данным Л. Д. Работнова.


67

Парадоксальное дыхание при пении, по утверждению Л. Д. Работнова, встречается очень редко − у 2-3% обследованных певцов, и объясняется это тем, что оно может быть до­стигнуто только за счет длительной специаль­ной тренировки с использованием своеобраз­ных приемов, облегчающих его усвоение. Сам Л. Д. Работнов пишет, что парадоксальное ды­хание, как непривычное и вновь заучиваемое, в первое время оказывается утомительным, со­провождается одышкой, ощущением недостат­ка воздуха и усталостью.

Усвоение парадоксального дыхания при пе­нии, по утверждению Л. Д. Работнова, легче удается, если на живот положить тяжесть или связать его бинтом.

Первые публикации о парадоксальном дыха­нии относятся к тридцатым годам XX века. Фониатрической общественностью такой тип пев­ческого дыхания был встречен с большой долей критики. Парадоксальное дыхание Л. Д. Работ­нова не вызвало одобрения и со стороны физио­логов, занимающихся изучением дыхания при пении специально. Так, известный физиолог М. В. Сергиевский прямо ставит вопрос − зачем же вырабатывать такой тип дыхания, который заведомо не способен обеспечить хорошую вен­тиляцию легких и таким образом оказывается невыгодным для организма в целом.


68


С. И. Мигай в своей методике «Дыхание в пении» пишет о том, как использовали дыхание корифеи вокального искусства Ф. И. Шаля­пин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова: «Они ды­шали непринужденно, свободно, не контроли­руя своего дыхания, а может быть, и не давая отчета − при помощи каких мышц они вдыхают и выдыхают».


В. Г. Ермолаев предлагает следующие пра­вила, которым всегда должен следовать певец:

  1. ^ Певец не может и не должен всегда пользоваться одним и тем же типом дыхания; тип дыхания во время пения может варьировать в зависимости от целого ряда условий, одни из которых поддаются учету легко, а другие трудно и даже очень трудно. Заметную печать на тип дыхания накладывает характер исполняемого вокального произведения и те душевные переживания, которые передаются слушателям посредством пения.

  2. ^ Издаваемый звук и дыхание взаимосвязаны, но эта связь в отношении обоих компонентов этой цепи отнюдь не равноценна, так как скорее звук определяет дыхание, а не наоборот.

  3. ^ На особенности дыхания во время пения оказывает очень большое влияние способность вокалиста перевоплощаться в художественный образ. Допустимо считать, что чем ярче выражена способность перевоплощения в отобра­жаемый образ, тем сильнее отклонение типа дыхания от того, который может считаться присущим данному конкретному вокалисту.



69


  1. ^ Бесцельно обучение певческому дыханию в отрыве от певческого процесса. Усвоение нужного дыхания при пении следует проводить только во время самого пения с постепенным усложнением певческих заданий, а отсюда и приемов певческого дыхания.

  2. Певческая тренировка имеет неоценимое значение в упрочении тех специфических черт дыхания, которые являются особенно полезными для получения художественно полноценного голосообразования.

Разумная тренировка обеспечивает возник­новение и развитие тех приспособительных изменений дыхания, которые являются обяза­тельными при выполнении вокальных произ­ведений не только высшей сложности, но и средней и даже малой сложности.

^ 6. Выдох при фонации следует проводить максимально экономно на фоне фиксации груд­ной клетки на уровне не максимального вдоха, как это имеет место у малоопытных певцов, а на уровне такого вдоха, который является вполне достаточным для обеспечения экономного выдоха в течение художественно полноценного выполнения всей музыкальной фразы.

В способности зафиксировать грудную клет­ку на уровне именно такого вдоха и состоит, ве­роятно, секрет правильного дыхания во время пения.

Опора (appoggio) − это специальный тер­мин, определяющий сознательное замедление фазы выдоха благодаря контролированию на­пряжения мышц-выдыхателей. При этом удли­няется фаза выдоха. Однако нельзя сказать, что в осуществлении явления опоры принимают участие исключительно лишь

70


выдыхательные мышцы. Опора при пении является совершенно исключительным состоянием, не похожим ни на какую иную двигательную функцию челове­ка. В явлении опоры принимают участие одно­временно и вдыхательные и выдыхательные мышцы, которые, как известно, являются ан­тагонистами. Первые увеличивают объем груд­ной клетки во время вдоха, вторые, наоборот, уменьшают ее размеры, а следовательно, объем. Только лишь очень умелое дозирование напря­жения одних и других мышц может обеспечить правильную опору и не приведет к поврежде­нию голосового аппарата. Полнота звучания го­лоса зависит от явления опоры. Во время состо­яния опоры грудная клетка задерживается в позиции вдоха благодаря сокращению вдыха­тельных мышц (межреберные мышцы). Одно­временно диафрагма расслабляется и постепен­но перемещается вверх (фаза выдоха). Таким образом, хотя диафрагма является вдыхатель­ной мышцей, при опоре она сотрудничает с мышцами-выдыхателями. Опора связана с чувством:

  1. напряжения дыхательных мышц;

  2. давления воздуха, находящегося под голосовыми складками;

  3. определенными ощущениями в области глотки и ротовой полости.

При этом человек чувствует движение воз­душного столба от диафрагмы и даже пояснич­ного отдела к голове. Ощущение основания столба при правильном фонационном дыхании дает напряженная диафрагма. Поступая в го­лову, звуковая волна проходит не горизонталь­но по направлению к ротовому

71


отверстию, а вертикально, как бы омывая нёбо по кривой, и выходит через переносицу. При такой речевой позиции человек ощущает вибрацию в грудной клетке и даже может заставить резонировать все полости черепа. Вибрация в лицевой части черепа, особенно ощутимая от переносицы до верхних резцов, сигнализирует о том, то и го­ловной резонатор включен в работу. Правиль­ная подача дыхания способствует не только определенному звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая, отчетливая, координированная с дыханием артикуляция, помогает сделать опору звука более крепкой.

Механизм опоры следует считать неправиль­ным, если это состояние сопровождается пере­напряжением мышц голосового аппарата и при­водит к утомлению голоса. Опора регулирует давление воздуха в подсвязочном пространстве и поэтому играет важную роль при восстановле­нии функции поврежденного голосового аппа­рата.

Механизм действий, связанных с пением и речью, не возникает сразу, человек не рождает­ся с ним, механизм этот развивается и совер­шенствуется постепенно. Нормальное речевое дыхание вырабатывается у ребенка в процессе развития речи. Речевое дыхание обычно усва­ивается самостоятельно, усвоение же певческо­го дыхания требует специальной подготовки.


72


Голосообразование (фонация)

  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Русской Православной Церкви icon Основоположники русской офтальмологии

Русской Православной Церкви icon Детства в произведениях русской литературы ХIХ века

Русской Православной Церкви icon Задачи и цели изучения истории военной медицины и фармации в русской армии

Русской Православной Церкви icon Мероприятий Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края на март 2013 года
Презентация книжно-иллюстративной выставки «Вечные ценности Православия» (приуроченная к празднованию...
Русской Православной Церкви icon Расположен в центре Германии, в 140 км от аэропорта Франкфурта на Майне. Бад Киссенген был очень

Русской Православной Церкви icon Экзаменационные вопросы по общей хирургии развитие хирургии до 19 века
Петербургская медико-хирургическая академия в развитии русской хирургии. Ее представители: И. Ф....
Русской Православной Церкви icon Неотъемлемой частью печей для русской бани являются камни. Их применяют в качестве испаряющих поверхностей

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы