|
Скачать 391.14 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (КБГУ) «УТВЕРЖДАЮ» ДЕКАН МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УМСФ, ДОЦЕНТ _______________Р.М. Захохов. «____»_______________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Профилактика и лечение стоматологических заболеваний в СКР» специальности 060105- «Стоматология» Общий объём дисциплины
НАЛЬЧИК 2012 Настоящая программа составлена в соответствии с "Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 060105 – Стоматолог (3 уровень высшего профессионального образования) 2002 г. Рабочая программа составлена зав. кафедрой ДС, к.м.н., доц. З.А. Жазаевой Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Детская стоматология «___» ___________2012 г. Зав. кафедрой Детской стоматологии к.м.н., доц._____________Жазаева З.А. Рабочая программа согласована Зав. кафедрой хирургической стоматологии, д.м.н., проф. Мустафаев. М.Ш. Рабочая программа согласована Зав. кафедрой терапевтической стоматологии к.м.н., доц. Тхазаплижева М.Т. Рабочая программа согласованна Зав. кафедрой ортопедической стоматологии, к.м.н., доц.________________Кучмезов И.А. Одобрено методическим советом факультета "___"____________2012 г. Зам. председателя УМСФ, доцент_____________ ^ Программа по профилактике и лечению стоматологических заболеваний в СКР составлена в соответствии с «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 060105 – «Стоматология» (третий уровень высшего профессионального образования). В соответствии с новыми требованиями, основной целью преподавания дисциплины «^ является – изучение особенности административного деления и природно-географических условий Северо-Кавказского региона и КБР, в частности, истории развития стоматологии в регионе. Роли создания стоматологического отделения МФ КБГУ в развитии стоматологической службы республики. После изучения дисциплины студент должен приобрести знания об интенсивности и распространенности стоматологических заболеваний: кариеса и его осложнений, заболеваний пародонта, одонтогенных воспалительных заболеваний, онкологических заболеваний челюстно-лицевой области, распространенность деформаций и врожденных уродств челюстно-лицевой области, качество лечения зубов профилактика стоматологических заболеваний в республике. Согласно учебному плану (2008-2009 гг.) преподавание по дисциплине «Профилактика и лечение и стоматологической заболеваемости в СКР» проводится в 10 семестре, распределение учебных часов по профилактике и эпидемиологии стоматологических заболеваний в СКР на 2012-2013 уч. год следующее: ^ 5-й курс, 10-й семестр
Зачёт в конце 10-го семестра ^
Самостоятельная работа студентов заключается в работе над основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома и выполнение теоретических и практических заданий студентами по усвоению изучаемой дисциплины, аудиторных и домашних контрольных работ, заполнение рабочей тетради, подготовка рефератов, а также подготовка к семинарским и практическим занятиям. ^
3. Программа дисциплины «Профилактика и лечение стоматологических заболеваний в СКР»
3.1 ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, которыми должен овладеть студент за время изучения дисциплины «Профилактика и лечение стоматологических заболеваний в СКР» на кафедре стоматологии детского возраста. 5 курс, 10 семестр
^ 1.История развития стоматологической службы в КБР. 2.Распространённость заболеваний твёрдых тканей зуба среди населения КБР. 3.Распространённость заболеваний пародонта среди населения КБР. 4. Распространённость онкологических заболеваний челюстно- лицевой области среди населения КБР. 5.Распространённость врожденных уродств и аномалий челюстно-лицевой области среди населения КБР. ^
^ 6.1. Методические рекомендации для педагогов по организации изучения дисциплины «Профилактика и лечение стоматологических заболеваний в СКР». В процессе обучения студентов основными формами являются: аудиторные занятия, самостоятельная работа студентов, контролируемая самостоятельная работа. Формы проведения занятий и формы контроля усвоения учебного материала, организация самостоятельной работы: занятия проводятся согласно рабочим программам для соответствующих дисциплин. Программы составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060105 – «Стоматология», одобренной на заседании УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России 11 июня 2002 г. Протокол № .6. Чтение лекций проводится из расчета 2 академических часа на лекцию. Темы лекций и практических занятий соответствуют календарному плану и рабочей программе. На лекции выносятся наиболее сложные разделы дисциплин, а также вопросы, неоднозначно, трактуемые в медицинской литературе. Цикл лекций рассчитан на семестр. Учебные занятия на втором и третьем курсе по дисциплине проводятся поточным методом, согласно расписанию. Зачёт в конце 6-го семестра ^ занятий со студентами включает следующие этапы: Организационная часть (приветствие, заполнение журнала посещений занятий, оценка внешнего вида студента, состояния медицинской одежды, наличия медицинских перчаток, защитных масок, очков, сменной обуви) – 5 минут. Определение преподавателем темы занятия, цели занятия и задач, направленных на её выполнение. Оценка исходного уровня знаний студента – устно или тестовые задания – 10 минут. Раскрытие темы занятия с использованием методических разработок, демонстрация тематических больных, при их отсутствии – слайдов (30 минут). Перерыв – 10 минут. Демонстрация преподавателем на фантоме практических навыков, необходимых для выполнения цели занятия (10 минут). Работа студентов на фантоме (использование наглядных пособий, учебников, атласов, методических разработок, контроль и помощь преподавателя), продолжительность этого этапа 2 часа 40 минут. Предусматривается два 10-ти минутных перерыва после 45 минут занятия. Контроль результатов усвоения темы и выполнения практической части, подведение итогов занятия с обсуждением работы каждого студента Заполнение карты мануальных навыков – 10 минут. Задание на дом – 5 минут. На практической части занятия преподаватель обращает внимание на способность студента к клиническому мышлению и самостоятельности. Для успешного освоения дисциплины каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, тестами, ситуационными задачами), возможностью отработки мануальных навыков на фантомах, а также возможностью отработки пропущенных занятий. Обязательным условием освоения дисциплины профилактики стоматологических заболеваний является работа студентов в организованных детских коллективах, где проводится обучение детей гигиене полости рта, стоматологическое просвещение среди детей, родителей, воспитателей детских садов, учителей и педагогов. Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, составляет приблизительно 1/3 от общей трудоемкости дисциплины и включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов по выбранной теме, отработку мануальных навыков на фантомах и тренажерах, изготовление материалов по стоматологическому просвещению. План 4-х часового практического занятия
^ Форма обучения – очная. Учебная работа проводится в виде лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов, контролируемой самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике. Задания для самостоятельной работы составляются по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов. Задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:
Методические рекомендации по написанию реферата Реферат предполагает изложение автором основных положений по изучаемому вопросу, освещение различных подходов к изучаемому явлению, самостоятельные выводы автора по указанной теме. Тему реферата можно выбрать из списка примерных тем, приведенных в рабочей программе, или согласовать с преподавателем. После выбора темы необходимо изучить имеющуюся литературу, а также рекомендованную преподавателем в качестве дополнительной. Для написания реферата следует составить план работы и в дальнейшем строго следовать ему, таким образом, достигается четкая структура ответа на поставленный вопрос. Необязательно материал разбивать на главы и параграфы, достаточно выделить пункты (параграфы). Текст реферата должен быть четко структурирован. Не допускаются повторы текста. Требования к оформлению реферата такие же, как и к курсовым работам. Необходимо делать ссылки на использованную литературу. В конце реферата обязателен список использованной литературы по правилам оформления библиографического списка. Объем реферата не должен превышать 15-20 стр. печатного текста. ^ а) Основная литература 1. Профилактика стоматологических заболеваний. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н.- М.: 2006.- 416 с. 2. Профилактика стоматологических заболеваний. Э.М. Кузьмина.- М.:, 2001.- 216 с. 3. Основы профилактики стоматологических заболеваний Ю.М. Максимовский, М.2006, 125 с.
Рекомендуемая литература дополнительная: 1. З.А. Жазаева «Профилактика стоматологических заболеваний», Нальчик 2007, 86 с. 2. Водолацкий М.П., Бабанина Б.Т., Зегенский В.А. и др. «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний. Ставрополь, 2004. - 200 с. 3.Современные средства экзогенной профилактики заболеваний полости рта. Л.А. Хоменко, И.В. Биденко, Е.И. Остапко, В.И. Шматко.- Киев: книга плюс, 2001.- 208 с., цв. илл. 4.Профилактическая коммунальная стоматология. Леус П.А. - М.: Медицинская книга. 2008. - 444 с.: Таблиц 44, рисунков 116, литературных источников 64. 5.Стоматологическая профилактика у детей. В.Г. Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер. - М.: Медицинская книга; Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2001. - 344 с. 6.Стоматологические заболевания и их профилактика. Ж.Г. Муравянникова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007.- 446 с. 7.Организация системы профилактики основных стоматологических заболеваний детского населения России. А.А. Кулаков, В.Т. Шестаков, А.Г. Колесник и др. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 96 с. 8.Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний). Курякина Н.В., Савельева Н.А. - М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2005.- 284 с. 9.Профилактика стоматологических заболеваний. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. - М.: 2006. - 416 с. 10. 10.Гигиенист стоматологический. Э.М. Кузьмина. М.: 2005, 232 с. 11.Практическая гигиена полости рта. С.Б. Улитовский. М.: 2005 в). Основные рекомендуемые сайты сети интернет www.interdent.com www.teoriya.ru. www.dentalsite.ru www.e-stomatology.ru. www.e-stomatology-education.ru. Www. Stoma-tolog. ru. www. parodontoz. ru. www. ozubah.ru. www. Е- stomatology.ru 7.Список периодических изданий по дисциплине. ^ Стоматологический Вестник Вестник МГМСУ журнал - Dental iQ (Dental International Quarterly) Журнал Стоматология Журнал Маэстро Реферативный Журнал Газета Стоматология сегодня Журнал Стоматология для всех Газета Вестник СтАР (архив) Журнал Институт стоматологии Новый журнал "Кафедра" (стоматологическое образование в России) ^ Журнал Клиническая стоматология Газета Дантист Журнал Клиническая имплантология и стоматология Журнал Новое в стоматологии ^ " Журнал "Квинтэссенция" Журнал "Стоматологический ФОРУМ" Журнал «Проблемы Стоматологии» Электронная версия журнала "Пародонтология" Электронная версия журнала "Эндодонтия today" ^ Электронная версия журнала "Стоматолог" Ежеквартальный журнал для специалистов «МЕДИЦИНСКИЙ АЛФАВИТ» стоматология ^ Контроль теоретических знаний и мануальных навыков на промежуточных контрольных мероприятиях осуществляется с помощью собеседования, контроля мануальных навыков, решения ситуационных задач, тестового контроля (исходного, итогового) Качество усвоения дисциплины оценивается строго по рейтинговой системе, разработанной на кафедре детской стоматологии в соответствии с «Положением об организации учебного процесса в КБГУ с использованием системы зачётных единиц». (Постановление Учёного совета КБГУ от 13. 07. 2006 г. протокол №7,), утвержденный ректором КБГУ. Используется 100 балльная шкала оценки степени усвоения знаний. Из которых на текущий контроль выделяется до 70 баллов в семестр, до 30 баллов отводится на итоговый контроль. Согласно данной рейтинговой системе оценка успеваемости студентов на кафедре осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля. На промежуточных контрольных мероприятиях баллы за каждую контрольную точку распределяются следующим образом: 1 к.т.-23 балла, 2-к.т.-23 балла, 3 к.т. 24 балла, что в сумме составляет 70 баллов. Из них в каждом семестре 10 баллов отводится на посещаемость. Эти баллы по постановлению УМК по стоматологическим дисциплинам выставляются при отсутствии у студента пропущенных лекций и практических занятии и распределяются по контрольным точкам следующим образом: 3; 3; 4 на каждой контрольной точке. Текущий контроль подготовки к практическим занятиям и степень усвоения теоретического курса проводится путем устного опроса, решения клинических ситуаций, тестовых заданий, демонстрации студентом практических навыков. Текущий контроль усвоения знаний по дисциплине (градация рейтинга на кафедре детской стоматологии):
Промежуточный контроль включает:
Промежуточный контроль проводится: на первой второй контрольной точке виде устного ответа и контроля мануальных навыков. Решения ситуационных задач. Вопросы составлены согласно структуре рейтинга по каждой дисциплине. Рейтинговые баллы складываются из баллов, полученных во время практических занятий, добавляются баллы за ответы на контрольной точке и баллы за посещаемость (по 3 балла на первой и второй КТ). На третьей контрольной точке проводится:
Рейтинговые баллы на третьей контрольной точке складываются из баллов: а) полученных во время тестирования б) баллов за устный ответ на контрольной точке в) за решение ситуационной задачи (письменно) г) баллов в количестве 4 за посещаемость (при отсутствии пропущенных занятий и лекций.) ^ Оценка «5» - отлично» ставится если: -правильно дан ответ на основе изучения теории; -материал осознан; -изложен в определенной логической последовательности; из данного ответа вытекает клинически обоснованное правильное и последовательное выполнение врачебных манипуляций; -допущено не более одной несущественной ошибки; -при устном ответе возможны дополнения по требованию педагога. ^ -правильно дан ответ на основе изучения теории; имеет принципиально правильное представление о реализации необходимых практических действий. -материал осознан; -материал изложен в определенной логической последовательности; -допущены 2-3 несущественные ошибки и при ответе делались дополнения по требованию педагога. ^ -правильно дан ответ на основе изучения теории, но ответ неполный; -материал изложен непоследовательно, не полностью, или содержит существенную ошибку. -нет представления о реализации необходимых практических действий. ^ -ответа не дано или дан принципиально неверный ответ; нет представления о реализации необходимых практических действий. Критерии применяются ко всем видам ответов: письменным, устным, и при оценке мануальных навыков. По окончании изучения дисциплины (в конце 10 семестра) проводится зачёт Вопросы по дисциплине «Физиотерапия стоматологических заболеваний» включены в программу итоговой государственной аттестации. ^ 5-й курс 10-й семестр. Кафедра детской стоматологии. 2012-2013 уч.г.
* Баллы за посещение практических занятий и лекций выставляются одии раз при посещении всех аудиторных занятий. В случае пропуска одного занятия или лекции в данной графе выставляется 0 баллов. Зачёт в конце 10 го семестра ^ го семестра по всему пройденному материалу в виде зачёта (согласно учебному плану). Зачёт проводится в 3 этапа. Максимальное количество баллов на зачёте равно 30. Итоговый контроль проводится по билетам. Количество билетов – 35. Билет содержит: • 1 теоретический вопрос (ответ устный с предоставлением письменного конспекта). • 1 вопрос для контроля мануальных навыков: на практике продемонстрировать один из обязательных для усвоения мануальных навыков (ответ устный). • 1 ситуационную задачу (ответ письменный). Студент должен знать подробные ответы на вопросы по теории дисциплины и владеть практическими навыками в соответствии с прилагаемым перечнем мануальных навыков. Оценка результатов тестирования: 1. устный ответ на 1 теоретический вопрос (с представлением письменного плана конспекта ответа) 5 баллов – «отлично», 4 балла – «хорошо»,3 балла – удовлетворительно. Неудовлетворительный ответ не оценивается ( 0 баллов) 2. демонстрация 1 практического навыка - 5 баллов – «отлично», 4 балла – «хорошо»,3 балла - удовлетворительно 3. ситуационная задача – 10 баллов– «отлично», 8 баллов – «хорошо», 5 баллов – «удовлетворительно». Неудовлетворительный ответ не оценивается -(0 баллов) Количество баллов на экзамене складывается из баллов, полученных во время тестирования, добавляются баллы за устный ответ, ситуационную задачу, и за практический навык. Перечень вопросов для зачёта по дисциплине вывешивается на кафедральном стенде за 2 мес. до проведения экзамена. Студентам предоставляются с типовые ситуационные задачи. с ответами для подготовки к зачёту По дисциплинам специальности допуском к сдаче зачёта считается уровень в 41 балл. При оценке работы или результата зачёта проводится в соответствии с реальным уровнем знаний и мануальных навыков по системе «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». В письменных работах и устных ответах указывается пятибалльная градация оценки, а в протоколе учета по балльно-рейтинговой системе выставляется количество баллов соответствующее схеме (балльно-рейтинговой оценке: от 15 до30 баллов). Студенты, набравшие по результатам текущего промежуточного контроля 38-40 и баллов, допускаются к сдаче зачёта и при условии получения удовлетворительной оценки на зачёте его баллы доводятся до 41. В результате чего, студент допускается к повторной сдаче зачёта. Студенты, не набравшие данное количество баллов (38), должны пройти повторное изучение дисциплины. При этом итоговая оценка знаний студентов за семестр осуществляется в баллах в комплексной форме с учетом: • оценки по итогам промежуточного, рубежного контроля • оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных работ и т.д.) • оценки итоговых знаний в ходе зачёту и в сумме может составить 100 баллов. ^ 1. Особенности административного деления, природно-географических условий проживания населения республики. 2.Исторические этапы развития стоматологии. 3.Роль врачей, отечественных организаторов здравоохранения, ученых-стоматологов в становлении стоматологии в КБР. 4.Распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний в КБР. 4. Распространённость заболеваний твёрдых тканей зуба, одонтогенных воспалительных заболеваний, заболеваний пародонта. 5.Распространённость онкологических заболеваний челюстно-лицевой области среди населения КБР. 6. Распространённость врожденных уродств и аномалий челюстно-лицевой области среди населения КБР. 7.Профилактика заболеваний твёрдых тканей зуба, одонтогенных воспалительных заболеваний, заболеваний пародонта. 8.Профилактика онкологических заболеваний челюстно-лицевой области среди населения КБР, врожденных уродств, 9. Профилактика аномалий челюстно-лицевой области среди населения КБР. 10.Подготовительные мероприятия для проведения составления комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний в СКР. 11.Составление комплексной программы профилактики и лечения стоматологических заболеваний в СКР. ^ 1.Проведение стоматологического обследования детей различного возраста и взрослых. 2.Запись зубной формулы постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения 3.Определение состояния твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, кпу зубов и их поверхностей 4.Определение состояния тканей пародонта с помощью индексов CPITN, PMA. 5.Определение гигиенических индексов по Федорову-Володкиной, Грин-Вермиллиону, РНР 6.Проведение методики витального окрашивания очагов деминерализации эмали. 7.Проведение методик реминерализации эмали. 8.Индивидуальный подбор средств гигиены полости рта 9.Проведение контроля эффективности чистки зубов. 10.Выполнение различных методов чистки зубов на фантомах 11.Применение флоссов, эликсиров, ершиков и обучение пациента методике их использования. 12.Применение фторидсодержащих растворов в различных концентрациях индивидуально и в группе детей. 13.Покрытие зубов фторидсодержащим лаком и гелем 14.Герметизация фиссур зубов 15.Удаление над - и поддесневых минерализованных зубных отложений 16.Проведение беседы с детьми различного возраста и их родителями о правилах чистки зубов и выборе средств гигиены 17.Подготовка лекций, бесед, памяток по профилактике стоматологических заболеваний. 18.Определение распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний (кариеса, болезней пародонта) в группе обследованных 19.Составление комплексной программы профилактики и лечения стоматологических заболеваний в СКР 20. Особенности административного деления, природно-географических условий проживания населения республики. 21. Исторические этапы развития стоматологии. 22. Роль врачей, отечественных организаторов здравоохранения, ученых-стоматологов в становлении стоматологии в КБР. 23.Распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний в КБР. 24.Распространённость заболеваний твёрдых тканей зуба. 25. Распространенность одонтогенных воспалительных заболеваний. 26. Распространенность заболеваний пародонта. 27.Распространённость онкологических заболеваний челюстно-лицевой области среди населения КБР. 28. Распространённость врожденных уродств и аномалий челюстно-лицевой области среди населения КБР. 29. Профилактика заболеваний твёрдых тканей зуба. 30.Профилактика одонтогенных воспалительных заболеваний, заболеваний пародонта. 31.Профилактика онкологических заболеваний челюстно-лицевой области среди населения КБР. 32.Профилактика врожденных уродств, аномалий челюстно-лицевой области среди населения КБР. 33.Подготовительные мероприятия для проведения составления комплексной программы профилактики и лечения стоматологических заболеваний в СКР. 34.Составление комплексной программы профилактики и лечения стоматологических заболеваний в СКР. |