Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология icon

Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология





Скачать 205.52 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология
Дата 13.02.2013
Размер 205.52 Kb.
Тип Самостоятельная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

060105 - СТОМАТОЛОГИЯ

ГОУ ВПО Омская государственная медицинская академия


“Утверждаю”

проректор по учебной работе

___________________________

“_______” ___________2011 г.


Рабочая программа




по _ психологии

(наименование дисциплины)


для специальности 060105 стоматология

(номер и наименование специальности)


факультет стоматологический


кафедра педагогики и психологии


курс 4


семестр 8


лекции 18 (часов)


практические (семинарские) занятия - 20 (часов) зачет - 8

(семестр)

Самостоятельная работа 19 (часов)


Всего часов 57


2011 г.

Рабочая программа составлена на основании Типовой программы изучения для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденной Всероссийским учебно-методическим центром по непрерывному и фармацевтическому образованию в 1996 году


_______________________________________________

(название типовой программы, дата утверждения)


^

Индекс ГСЭ.Ф. 07



Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии


протокол №


____ ”_____________ 2011 г.

Зав. кафедрой _______________________Е.В. Лопанова.


Одобрено советом (методической комиссией)____________________________________


стоматологического факультета академии


___”________________ 2011 г.


Председатель _______________

(Ф. И. О., подпись)

1. Цели дисциплины, ее место в учебном процессе.

Целью курса является осуществление психологической подготовки в соответствии со спецификой профессиональной деятельности стоматологов.

Задачи:

- изучение психологических особенностей пациента;

- выявление особенностей общения с пациентами различных возрастных категорий;

- воспитание профессионально - значимых личностных качеств.


Студент должен знать:

  1. Основы медицинской психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии общения.

  2. Психологические особенности общения в клинической практике стоматолога.

  3. Комплексный подход к человеку, сочетающий физиологический, социальный и психологический уровни.


Студент должен уметь:

  1. Применять знания медицинской психологии, социальной психологии, психологии общения, психологии конфликта, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

  2. Выявлять личностные качества, анализировать психологические особенности человека и выбирать соответствующие модели поведения, стратегии общения с собеседником.

  3. Актуализировать собственный внутренний потенциал для личностного и профессионального роста.

.

2. Содержание дисциплины.

2.1. Лекционные занятия.


Тема 1. Медицинская психология.

Связь психологии и медицины. Предмет изучения общей и частной медицинской психологии. Методы и отрасли медицинской психологии. Понятие и виды психологическая помощи: консультирование, коррекция, психотерапия.

2 часа.


Тема 2. Стресс в профессиональной деятельности врача-стоматолога.

Физиологическая модель стресса. Характеристики стрессоров. Стадии стресса. Эустресс и дистресс. Оптимальный уровень стресса для человека. Виды стресса: биологический, психологический. Влияние психологического стресса на соматическое здоровье человека. Способы профилактики и стратегии реагирования на стресс. Стресс в профессиональной деятельности врача - стоматолога.

2 часа.


Тема 3. Личность и болезнь.

Возрастные особенности личности пациента. Типы реагирования личности на болезнь. Стадии реагирования личности на неизлечимое заболевание (Э.Кюблер-Росс). Пациенты-визуалы, -аудиалы, -кинестентики, -дигиталы. Причины страхов у пациентов: генетические, психологические, социальные. Психологические приемы снижения страха у пациента.

4 часа.


Тема 5. Психологические особенности общения врача и пациента в стоматологии.

Психологические особенности общения в стоматологической клинике. Основные этапы общения врача и пациента. Виды активного слушания и способы психологического воздействия на пациента. Особенности общения с пациентом в детской и взрослой стоматологии. Психологические типы ''трудных'' пациентов.

6 часа.


Тема 6. Конфликт в профессиональной деятельности врача- стоматолога.

Понятие, виды, динамика протекания, способы профилактики и урегулирования, стратегии поведения в конфликтной ситуации. Основные причины возникновения конфликтов в клинической практике стоматолога. Понятие и способы противостояния психологическому манипулированию.

4 часа.


2.2. Семинарские занятия.


Тема 1. Психологические знания в профессиональной деятельности врача- стоматолога.

Цель занятия: обозначить необходимость знаний медицинской психологии для профессиональной деятельности стоматолога.

Задачи занятия:

- обозначить связь психологии и медицины;

- определить роль психологической помощи в клинической практике стоматолога;

- сравнить виды психологической помощи по цели воздействия на психику человека;

- обозначить возможности для применения знаний медицинской психологии в профессиональной деятельности врача.

2 часа.


Тема 2. Стресс в профессиональной деятельности врача.

Цель занятия: сформировать целостное представлений о стрессе, его влиянии на личность и здоровье человека.

Задачи занятия:

- определить отличие и взаимосвязь стресса и собственно эмоций человека;

- сравнить формы протекания стресса: эустресс и дистресс;

- объяснить критерии определения оптимального уровня стресса для человека;

- определить положительное и отрицательное влияние стресса на личность и организм человека;

- сравнить психологический и биологический виды стресса по причине возникновения и объекту воздействия стрессора;

- обозначить внешние проявления стресса.

- определить критерий выбора эффективного способа профилактики и стратегии реагирования на стресс;

- выявить значение стресса для профессиональной деятельности стоматолога.

2 часа.


Тема 3. Индивидуально-психологические особенности пациентов.

Цель занятия: сформировать у студентов представление об индивидуально-психологических особенностях пациентов и способах их определения.

Задачи занятия:

- определить модель поведения врача в зависимости от типа реагирования личности на болезнь;

- определить модель поведения врача в зависимости от стадии реагирования личности на неизлечимое заболевание (Э.Кюблер-Росс).

- обозначить модель поведения врача с пациентами – аудиалами, -визуалами, -кинестетиками и -дигиталами

- обозначить внешние проявления стоматофобии у пациентов;

- изучить приемы снижения страха у пациента: создание атмосферы безопасности, отвлечение внимания, информирование, комментирование врачебных манипуляций и ощущений пациента, использование «стоп-сигналов» в зависимости от индивидуальных особенностей пациента;

6 часов.


Тема 4. Психологические особенности общения врача и пациента.

Цель занятия: способствовать формированию представления о значении общения врача с пациентом для диагностики и лечения заболеваний.

Задачи занятия:

- обозначить цель и действия врача на каждом этапе общения с пациентом в зависимости от области стоматологии (терапия, ортодонтия, хирургия, ортопедия);

- определить личностные качества врача, способствующие формированию доверия у пациентов;

- обозначить модель поведения врача в зависимости от возраста пациента;

- рассмотреть основные формы взаимодействия врача и пациента;

- обозначить факторы, влияющие на выбор формы взаимодействия с пациентом;

- определить влияние социальных стереотипов на эффективность общения врача и пациента.

6 часов.


Тема 6. Конфликт в профессиональной деятельности врача.

Цель занятия: сформировать умения диагностики, профилактики и выбора эффективной стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи занятия:

- обозначить действия врача в зависимости от стадии протекания конфликта;

- определить основные субъективные и объективные причины конфликтов в профессиональной деятельности врача;

- рассмотреть достоинства и ограничения использования стратегий поведения врача в конфликте;

- научить выбирать эффективную стратегию поведения в конфликте.

2 часа.


Тема 7. Психология здоровья.

Цель занятия: сформировать целостное представление о здоровье человека.

Задачи семинара:

- раскрыть системность понятия «здоровье»;

- обозначить взаимосвязь психического, социального, духовного и физического здоровья человека;

- обозначить факторы, влияющие на здоровье и болезнь человека;

- определить критерии психического и социального здоровья человека;

- изучить факторы, формирующие психологическую устойчивость человека;

- раскрыть понятие психологической зрелости врача;

- изучить виды, признаки и способы профилактики профессиональной деформации личности врача.


2 часа.


3. Список литературы по дисциплине «Психология».

Основная литература.

  1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: Кафедра-М., 1998.-272 с.

  2. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

  4. Клиническая психология / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002. – 960 с.

  5. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.

  6. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: «МЕДпресс», 1998. – 592 с.

  7. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.

  8. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. М.: Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2000.- Т.1-412 с.

  9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПРб.: Питер.2001. – 608 с.


Дополнительная литература.

  1. Андреева.М.Социальная психология. М., Наука. – 1994. 324 с.

  2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики М.: Политиздат, 1989.-319 с.

  3. Изард К. Психология эмоций. СПБ.: Питер, 2000. – 464 с.

  4. Ильин Е.П. Психология эмоций и чувств. СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

  5. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Медиздат,1974. – 405 с.Гройсман А.Л. Медицинская психология. М.: Магистр, 1998.- 360 с.

  6. Кречмер Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998. – 461 с.

  7. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособ М.: Политиздат, 1989.-319 с ие по медицинской психологии. М.: Медицина, 1976. – 320 с.

  8. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер. 1999. – 688 с.

  9. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: Основы патопсихологии и психопатологии. М.: Логос,1999. – 231 с.

  10. Рудестам К. Групповая психотерапия.

  11. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: «Прогресс», 1979. – 127 с.

  12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс,2001. – 671 с.

  13. Холл С.К., Линдей Г. Теории личности. М.: ЭКСМО – пресс ,2000. - 591 с.

  14. Харди И. Врач, сестра, больной: Психология работы с больными. Будапешт: А.Н.Венгрии, 1988. – 336 с.




  1. Материалы для итогового контроля.

Вопросы к зачету:

  1. Задачи и отрасли медицинской психологии.

  2. Понятие и виды психологической помощи.

  3. Понятие, стадии и формы протекания стресса.

  4. Биологический и психологический стресс.

  5. Стратегии реагирования и способы профилактики психологического стресса.

  6. Особенности реагирования личности на неизлечимое заболевание.

  7. Особенности реагирования личности на болезнь. Факторы, влияющие на тип реагирования личности на болезнь.

  8. Понятие «здоровье» и факторы, влияющие на здоровье и болезнь человека.

  9. Критерии психического и социального здоровья человека.

  10. Понятие и компоненты психологической устойчивости человека.

  11. Профессиональные деформации личности врача.

  12. Основные этапы общения врача и пациента.

  13. Виды активного слушания.

  14. Способы психологического воздействия на пациента.

  15. Стоматофобия у пациентов.

  16. Приемы снижения страха у пациентов.

  17. Понятие и виды конфликта.

  18. Способы разрешения и урегулирования конфликтов.

  19. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.



Тесты по дисциплине «Психология».


Предлагается варианты тестовых заданий. Необходимо выбрать один правильный ответ из представленных четырех в, а также в некоторых заданиях указать правильную последовательность предлагаемых вариантов ответа.


Вариант 1


1. Совокупность субъективных ощущений, переживаний и представлений, связанных с заболеванием и независимых от объективной тяжести болезни называется:

а. внутренняя картина болезни;

б. тип реагирование личности на болезнь;

в синдром хронической усталости;

г. синдром эмоционального выгорания.

2. Для ипохондрического типа реагирования личности на болезнь

характерно:

а. болезненно преувеличенное беспокойство за здоровье;

б. нежелание выздоравливать;

в. извлечение выгоды из заболевания;

г. депрессивное состояние, пессимизм.

3. Отрасль медицинской психологии, в основе которой лежит изучение локализации психических функций в головном мозге называется:

а. патопсихология;

б. нейропсихология;

в. деонтология;

г. психосоматика.

4. Поведенческий тип А «является фактором риска»:

а. желудочно-кишечных заболеваний;

б. злокачественных новообразований;

в. нарушений дыхательной системы;

г. сердечно-сосудистых заболеваний.


5. Расположите стадии стресса (по Г.Селье) в соответствии с последовательностью их наступления:

а. стадия истощения б. стадия тревоги в. стадия сопротивления.

6. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности называется:

а. волей;

б. характером;

в. индивидуальностью;

г. мотивацией.


Вариант 2


1. Расположите стадии реакции на неизлечимое заболевание в соответствии с последовательностью их наступления:

а. сделки или торга б. смирения в. агрессии г. отрицания д. депрессии.

2. Анозогнозия это:

а. эмоциональное выгорание;

б. отрицание болезни;

в. сосредоточение на внутренних болевых ощущениях;

г. хроническая усталость.

3. Синдром эмоционального выгорания это следствие:

а. профессиональной некомпетентности;

б. неуверенности в себе;

в. чрезмерной впечатлительности и высокой самоотдачи;

г. однообразной и монотонной работы.

4. Выберите наиболее корректное определение психологического стресса:

а. неспецифическая реакция организма на действующие на него

раздражители;

б. воздействие на человека травмирующих событий которые вызывают

невротизацию;

в. негативные последствия, возникающие у человека в результате

субъективного отражения и переживания значимой ситуации;

г. вегетативные реакции на внешние раздражители.

5. При анализе психологического стресса важно учитывать следующие факторы, кроме:

а. личностных особенностей;

б. объективной сущности психологической трудности;

в. значимости ситуации;

г. интеллектуальных процессов.

6. Как влияют на человека социальные стереотипы:

а. помогают лучше понимать других людей;

б. позволяют правильно составить впечатление о другом человеке при

первой встрече;

в. могут приводить к ошибочным суждениям о человеке;

г. способствуют успешному взаимодействию людей.


Вариант 3


1. Тип реагирования личности на болезнь, для которого характерен уход в болезнь, с целью привлечения внимания от окружающих, называется:

а. тревожный;

б. истерический;

в. ипохондрический;

г. депрессивный.

2. Отрасль медицинской психологии, которая изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности при различных психических заболеваниях называется:

а. нейропсихология;

б. патопсихология;

в. психосоматическое направление;

г. деонтология.

3. Укажите правильную последовательность уровней эмоционального реагирования человека:

а. вегетативный уровень,

б. уровень субъективного отражения,

в. уровень поведения.

4. В психологической модели стресса основной характеристикой раздражителя является:

а. длительность;

б. интенсивность;

в. значимость;

г. подпороговый уровень.

5. Тревога это эмоция, которая:

а. связана с переживанием текущих неприятностей;

б. сопровождает переживание любого жизненного события;

в. направлена в будущее и связанна с предвосхищением возможных

неудач;

г. связана с реальной опасностью.

6. Личностно - ролевой конфликт отражает противоречие между:

а. психологическими особенностями руководителя и подчиненного;

б. требованиями двух различных социальных ролей;

в. психологическими особенностями личности и требованиями

социальной роли;

г. психологически несовместимыми людьми.


  1. Темы для рефератов.

  1. Профессиональные деформации личности врача.

  2. Значение и возможности развития творческих способностей в профессиональной деятельности стоматолога.

  3. Уверенность в себе как профессиональное - значимое качество личности стоматолога.

  4. Управление страхом.

  5. Воля как базовый личностный ресурс преодоления жизненных трудностей.

  6. Зрелые стратегии преодоления жизненных трудностей.




  1. Основные понятия курса.

Медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, психосоматика, деонтология, психологическое консультирование, психокоррекция, стресс, дистресс, внутриличностный конфликт, внутренняя картина болезни, стоматофобии, внушение, убеждение, эмоциональное заражение. Оценочное, слушание, безоценочное слушание, здоровье, социальное здоровье, психическое здоровье, психологическая устойчивость, деформация личности, синдром хронической усталости, синдром эмоционального выгорания, конфликт, манипуляция, соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, убеждение,


^ Учебно-методическая карта дисциплины «Психология»


омер недели

Номер темы

Наименование вопросов, изучаемых на лекции

Занятия (номер)

Используемые наглядные и методические пособия

Содержание самостоятельной работы

Часы самостоятельной работы

Формы контроля

1.

2.

3.

4/5.

6.

7.

8.

9.

1

1

Психологические знания в профессиональной деятельности врача.

Связь психологии и медицины. Предмет изучения общей и частной медицинской психологии. Методы и отрасли медицинской психологии. Понятие и виды психологическая помощи: консультирование, коррекция, психотерапия.


2.2.1.

Л. О. – 1, 4, 6, 9.

Л. Д. – 6, 7, 8, 10.










2

2

Стресс в профессиональной деятельности врача.

Физиологическая модель стресса. Характеристики стрессоров. Стадии стресса. Эустресс и дистресс. Оптимальный уровень стресса для человека. Виды стресса: биологический, психологический. Влияние психологического стресса на соматическое здоровье человека. Способы профилактики и стратегии реагирования на стресс. Стресс в профессиональной деятельности врача - стоматолога.


2.2.2.

Л. О. – 1, 2, 4, 6, 9.

Л. Д. – 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12.

Работа с учебной литературой: формы проявления стресса.

2ч.

Обсуждение на занятии.

5-6

3

^ Индивидуально-психологические особенности пациентов.

Возрастные особенности личности пациента. Типы реагирования личности на болезнь. Стадии реагирования личности на неизлечимое заболевание (Э.Кюблер-Росс). Пациенты-визуалы, -аудиалы, -кинестентики, -дигиталы. Причины страхов у пациентов: генетические, психологические, социальные. Психологические приемы снижения страха у пациента.



2.2.3.

Л, О. – 1, 4, 5, 6, 8, 9.

Л. Д. – 2, 6, 7, 8, 10, 15.










7

4

Психологические особенности общения врача и пациента.

Психологические особенности общения в стоматологической клинике. Основные этапы общения врача и пациента. Виды активного слушания и способы психологического воздействия на пациента. Особенности общения с пациентом в детской и взрослой стоматологии. Психологические типы ''трудных'' пациентов.


2.2.4.

Л. О. – 1, 4, 6, 9.

Л. Д. – 1, 3, 6, 8, 9, 13, 15.

Работа с учебной литературой: основные формы взаимодействия врача и пациента.

2 ч.

Обсуждение на занятии.

9

6

^ Конфликт в профессиональной деятельности врача.

Понятие, виды, динамика протекания, способы профилактики и урегулирования, стратегии поведения в конфликтной ситуации. Основные причины возникновения конфликтов в клинической практике стоматолога. Понятие и способы противостояния психологическому манипулированию.



2.2.6.

Л. О. – 1, 3, 4, 6, 9.

Л. Д. – 1, 3, 5, 8, 9, 13.

Представить результаты наблюдения за степенью эффективности реализации разных стратегий поведения окружающих людей в конфликтных ситуациях.

5ч.

Обсуждение на занятии.




7

Психология здоровья.

1.Системность понятия «здоровье» Факторы, влияющие на здоровье и болезнь. 2. Психическое и социальное здоровье. 3. Психологическая устойчивость. 4. Профессиональные деформации личности врача.

2.2.7.

Л. О. – 1, 4, 6, 9.

Л. Д. – 1, 3, 6, 8, 9, 13, 15.

Работа с учебной литературой: подходы к определению здоровья, критерии психического и социального здоровья, понятие и компоненты психологической устойчивости, виды и признаки профессиональной деформации личности врача.

10 ч.

Обсуждение на занятии

10




Итоговое зачетное занятие.













Итоговый тестовый контроль.


^ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ

ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Критерии рейтингов

Максимальный балл

Первый критерий рейтинга

26

  • посещение лекционных занятий

  • посещение семинарских занятий

1 занятие -1 балл

Второй критерий рейтинга

39

  • активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы, работа с заданиями, выступление, комментарии)

1 занятие - 3 балла

Третий критерий рейтинга

20

  • отчет по самостоятельной работе (5 самостоятельных работ в процессе семинарских занятий, домашних заданий)




1самостоятельная работа – 4 балла

Четвертый критерий рейтинга

15

  • промежуточный, итоговый тестовый контроль (2промежуточных, 1 итоговый).

1 тест – 5 баллов

Семестровый рейтинг по дисциплине выставляется нарастающим итогом по рубежным рейтингам и заносится в рейтинговую ведомость, в зачетную книжку студента проставляется «зачтено».

Шкала соответствия рейтинга итоговой оценке:

- от 80 - 100 баллов – выставляется «зачтено» по дисциплине;

- от 50 - 79 итоговый тест, устный ответ на вопросы к зачетному занятию

- меньше 49 баллов итоговый тест, устный ответ на вопросы к зачетному занятию, мультимедийная презентация по 1 из тем дисциплины.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология icon Рабочая программа по дисциплине «психология и педагогика» для специальности 060105 стоматология

Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология icon Рабочая программа по дисциплине: иммунология для специальности стоматология, 060105

Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология icon Рабочая программа по дисциплине: общая хирургия для специальности: 060105 стоматология Факультет:

Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология icon Рабочая программа по дисциплине профилактика стоматологических заболеваний, специальности 060105

Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология icon Рабочая программа по дисциплине «Физиотерапия стоматологических заболеваний» специальности 060105-

Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология icon Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060105 «стоматология»

Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология icon Рабочая учебная программа по дисциплине: «судебная медицина» для специальности 060105 «стоматология»

Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология icon Рабочая программа по дисциплине «Профилактика и лечение стоматологических заболеваний в скр» специальности

Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология icon Рабочая программа учебной дисциплины терапевтическая стоматология для специальности: 060105. 65 “
Рабочая программа составлена на основании Основной образовательной программы подготовки врача-стоматолога,...
Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология icon Рабочая программа по неврологии для специальности Стоматология (060105) Факультет Стоматологический

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы