|
Скачать 205.52 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 - СТОМАТОЛОГИЯ ГОУ ВПО Омская государственная медицинская академия “Утверждаю” проректор по учебной работе ___________________________ “_______” ___________2011 г. Рабочая программапо _ психологии (наименование дисциплины) для специальности 060105 стоматология (номер и наименование специальности) факультет стоматологический кафедра педагогики и психологии курс 4 семестр 8 лекции 18 (часов) практические (семинарские) занятия - 20 (часов) зачет - 8 (семестр) Самостоятельная работа 19 (часов) Всего часов 57 2011 г. Рабочая программа составлена на основании Типовой программы изучения для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденной Всероссийским учебно-методическим центром по непрерывному и фармацевтическому образованию в 1996 году _______________________________________________ (название типовой программы, дата утверждения) ^ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии протокол № “____ ”_____________ 2011 г. Зав. кафедрой _______________________Е.В. Лопанова. Одобрено советом (методической комиссией)____________________________________ стоматологического факультета академии “___”________________ 2011 г. Председатель _______________ (Ф. И. О., подпись) 1. Цели дисциплины, ее место в учебном процессе. Целью курса является осуществление психологической подготовки в соответствии со спецификой профессиональной деятельности стоматологов. Задачи: - изучение психологических особенностей пациента; - выявление особенностей общения с пациентами различных возрастных категорий; - воспитание профессионально - значимых личностных качеств. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
. 2. Содержание дисциплины. 2.1. Лекционные занятия. Тема 1. Медицинская психология. Связь психологии и медицины. Предмет изучения общей и частной медицинской психологии. Методы и отрасли медицинской психологии. Понятие и виды психологическая помощи: консультирование, коррекция, психотерапия. 2 часа. Тема 2. Стресс в профессиональной деятельности врача-стоматолога. Физиологическая модель стресса. Характеристики стрессоров. Стадии стресса. Эустресс и дистресс. Оптимальный уровень стресса для человека. Виды стресса: биологический, психологический. Влияние психологического стресса на соматическое здоровье человека. Способы профилактики и стратегии реагирования на стресс. Стресс в профессиональной деятельности врача - стоматолога. 2 часа. Тема 3. Личность и болезнь. Возрастные особенности личности пациента. Типы реагирования личности на болезнь. Стадии реагирования личности на неизлечимое заболевание (Э.Кюблер-Росс). Пациенты-визуалы, -аудиалы, -кинестентики, -дигиталы. Причины страхов у пациентов: генетические, психологические, социальные. Психологические приемы снижения страха у пациента. 4 часа. Тема 5. Психологические особенности общения врача и пациента в стоматологии. Психологические особенности общения в стоматологической клинике. Основные этапы общения врача и пациента. Виды активного слушания и способы психологического воздействия на пациента. Особенности общения с пациентом в детской и взрослой стоматологии. Психологические типы ''трудных'' пациентов. 6 часа. Тема 6. Конфликт в профессиональной деятельности врача- стоматолога. Понятие, виды, динамика протекания, способы профилактики и урегулирования, стратегии поведения в конфликтной ситуации. Основные причины возникновения конфликтов в клинической практике стоматолога. Понятие и способы противостояния психологическому манипулированию. 4 часа. 2.2. Семинарские занятия. Тема 1. Психологические знания в профессиональной деятельности врача- стоматолога. Цель занятия: обозначить необходимость знаний медицинской психологии для профессиональной деятельности стоматолога. Задачи занятия: - обозначить связь психологии и медицины; - определить роль психологической помощи в клинической практике стоматолога; - сравнить виды психологической помощи по цели воздействия на психику человека; - обозначить возможности для применения знаний медицинской психологии в профессиональной деятельности врача. 2 часа. Тема 2. Стресс в профессиональной деятельности врача. Цель занятия: сформировать целостное представлений о стрессе, его влиянии на личность и здоровье человека. Задачи занятия: - определить отличие и взаимосвязь стресса и собственно эмоций человека; - сравнить формы протекания стресса: эустресс и дистресс; - объяснить критерии определения оптимального уровня стресса для человека; - определить положительное и отрицательное влияние стресса на личность и организм человека; - сравнить психологический и биологический виды стресса по причине возникновения и объекту воздействия стрессора; - обозначить внешние проявления стресса. - определить критерий выбора эффективного способа профилактики и стратегии реагирования на стресс; - выявить значение стресса для профессиональной деятельности стоматолога. 2 часа. Тема 3. Индивидуально-психологические особенности пациентов. Цель занятия: сформировать у студентов представление об индивидуально-психологических особенностях пациентов и способах их определения. Задачи занятия: - определить модель поведения врача в зависимости от типа реагирования личности на болезнь; - определить модель поведения врача в зависимости от стадии реагирования личности на неизлечимое заболевание (Э.Кюблер-Росс). - обозначить модель поведения врача с пациентами – аудиалами, -визуалами, -кинестетиками и -дигиталами - обозначить внешние проявления стоматофобии у пациентов; - изучить приемы снижения страха у пациента: создание атмосферы безопасности, отвлечение внимания, информирование, комментирование врачебных манипуляций и ощущений пациента, использование «стоп-сигналов» в зависимости от индивидуальных особенностей пациента; 6 часов. Тема 4. Психологические особенности общения врача и пациента. Цель занятия: способствовать формированию представления о значении общения врача с пациентом для диагностики и лечения заболеваний. Задачи занятия: - обозначить цель и действия врача на каждом этапе общения с пациентом в зависимости от области стоматологии (терапия, ортодонтия, хирургия, ортопедия); - определить личностные качества врача, способствующие формированию доверия у пациентов; - обозначить модель поведения врача в зависимости от возраста пациента; - рассмотреть основные формы взаимодействия врача и пациента; - обозначить факторы, влияющие на выбор формы взаимодействия с пациентом; - определить влияние социальных стереотипов на эффективность общения врача и пациента. 6 часов. Тема 6. Конфликт в профессиональной деятельности врача. Цель занятия: сформировать умения диагностики, профилактики и выбора эффективной стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Задачи занятия: - обозначить действия врача в зависимости от стадии протекания конфликта; - определить основные субъективные и объективные причины конфликтов в профессиональной деятельности врача; - рассмотреть достоинства и ограничения использования стратегий поведения врача в конфликте; - научить выбирать эффективную стратегию поведения в конфликте. 2 часа. Тема 7. Психология здоровья. Цель занятия: сформировать целостное представление о здоровье человека. Задачи семинара: - раскрыть системность понятия «здоровье»; - обозначить взаимосвязь психического, социального, духовного и физического здоровья человека; - обозначить факторы, влияющие на здоровье и болезнь человека; - определить критерии психического и социального здоровья человека; - изучить факторы, формирующие психологическую устойчивость человека; - раскрыть понятие психологической зрелости врача; - изучить виды, признаки и способы профилактики профессиональной деформации личности врача. 2 часа. 3. Список литературы по дисциплине «Психология». Основная литература.
Дополнительная литература.
Вопросы к зачету:
Тесты по дисциплине «Психология». Предлагается варианты тестовых заданий. Необходимо выбрать один правильный ответ из представленных четырех в, а также в некоторых заданиях указать правильную последовательность предлагаемых вариантов ответа. Вариант 1 1. Совокупность субъективных ощущений, переживаний и представлений, связанных с заболеванием и независимых от объективной тяжести болезни называется: а. внутренняя картина болезни; б. тип реагирование личности на болезнь; в синдром хронической усталости; г. синдром эмоционального выгорания. 2. Для ипохондрического типа реагирования личности на болезнь характерно: а. болезненно преувеличенное беспокойство за здоровье; б. нежелание выздоравливать; в. извлечение выгоды из заболевания; г. депрессивное состояние, пессимизм. 3. Отрасль медицинской психологии, в основе которой лежит изучение локализации психических функций в головном мозге называется: а. патопсихология; б. нейропсихология; в. деонтология; г. психосоматика. 4. Поведенческий тип А «является фактором риска»: а. желудочно-кишечных заболеваний; б. злокачественных новообразований; в. нарушений дыхательной системы; г. сердечно-сосудистых заболеваний. 5. Расположите стадии стресса (по Г.Селье) в соответствии с последовательностью их наступления: а. стадия истощения б. стадия тревоги в. стадия сопротивления. 6. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности называется: а. волей; б. характером; в. индивидуальностью; г. мотивацией. Вариант 2 1. Расположите стадии реакции на неизлечимое заболевание в соответствии с последовательностью их наступления: а. сделки или торга б. смирения в. агрессии г. отрицания д. депрессии. 2. Анозогнозия это: а. эмоциональное выгорание; б. отрицание болезни; в. сосредоточение на внутренних болевых ощущениях; г. хроническая усталость. 3. Синдром эмоционального выгорания это следствие: а. профессиональной некомпетентности; б. неуверенности в себе; в. чрезмерной впечатлительности и высокой самоотдачи; г. однообразной и монотонной работы. 4. Выберите наиболее корректное определение психологического стресса: а. неспецифическая реакция организма на действующие на него раздражители; б. воздействие на человека травмирующих событий которые вызывают невротизацию; в. негативные последствия, возникающие у человека в результате субъективного отражения и переживания значимой ситуации; г. вегетативные реакции на внешние раздражители. 5. При анализе психологического стресса важно учитывать следующие факторы, кроме: а. личностных особенностей; б. объективной сущности психологической трудности; в. значимости ситуации; г. интеллектуальных процессов. 6. Как влияют на человека социальные стереотипы: а. помогают лучше понимать других людей; б. позволяют правильно составить впечатление о другом человеке при первой встрече; в. могут приводить к ошибочным суждениям о человеке; г. способствуют успешному взаимодействию людей. Вариант 3 1. Тип реагирования личности на болезнь, для которого характерен уход в болезнь, с целью привлечения внимания от окружающих, называется: а. тревожный; б. истерический; в. ипохондрический; г. депрессивный. 2. Отрасль медицинской психологии, которая изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности при различных психических заболеваниях называется: а. нейропсихология; б. патопсихология; в. психосоматическое направление; г. деонтология. 3. Укажите правильную последовательность уровней эмоционального реагирования человека: а. вегетативный уровень, б. уровень субъективного отражения, в. уровень поведения. 4. В психологической модели стресса основной характеристикой раздражителя является: а. длительность; б. интенсивность; в. значимость; г. подпороговый уровень. 5. Тревога это эмоция, которая: а. связана с переживанием текущих неприятностей; б. сопровождает переживание любого жизненного события; в. направлена в будущее и связанна с предвосхищением возможных неудач; г. связана с реальной опасностью. 6. Личностно - ролевой конфликт отражает противоречие между: а. психологическими особенностями руководителя и подчиненного; б. требованиями двух различных социальных ролей; в. психологическими особенностями личности и требованиями социальной роли; г. психологически несовместимыми людьми.
Медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, психосоматика, деонтология, психологическое консультирование, психокоррекция, стресс, дистресс, внутриличностный конфликт, внутренняя картина болезни, стоматофобии, внушение, убеждение, эмоциональное заражение. Оценочное, слушание, безоценочное слушание, здоровье, социальное здоровье, психическое здоровье, психологическая устойчивость, деформация личности, синдром хронической усталости, синдром эмоционального выгорания, конфликт, манипуляция, соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, убеждение, ^
^ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Семестровый рейтинг по дисциплине выставляется нарастающим итогом по рубежным рейтингам и заносится в рейтинговую ведомость, в зачетную книжку студента проставляется «зачтено». Шкала соответствия рейтинга итоговой оценке: - от 80 - 100 баллов – выставляется «зачтено» по дисциплине; - от 50 - 79 итоговый тест, устный ответ на вопросы к зачетному занятию - меньше 49 баллов итоговый тест, устный ответ на вопросы к зачетному занятию, мультимедийная презентация по 1 из тем дисциплины. |