|
Скачать 313.77 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 - СТОМАТОЛОГИЯ ГОУ ВПО Омская государственная медицинская академия “Утверждаю” проректор по учебной работе ___________________________ “_______” ___________2011 г. Рабочая программапо _психологии и педагогике (наименование дисциплины) для специальности 060105 стоматология (номер и наименование специальности) факультет стоматологический кафедра педагогики и психологии курс 3 семестр 5 лекции 28 (часов) практические (семинарские) занятия - 30 (часов) зачет - 4 (семестр) Самостоятельная работа 28 (часов) Всего часов 86 2011 г Рабочая программа составлена на основе Типовой программы обучения для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденной Всероссийским учебно-методическим центром по непрерывному и фармацевтическому образованию в 1996 году _______________________________________________ (название типовой программы, дата утверждения) ^ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии протокол № “ ” ___________ 2011 г. Зав. кафедрой _______________________Е.В. Лопанова. Одобрено советом (методической комиссией)____________________________________ стоматологического факультета академии “___”_________ 2011 г. Председатель _______________ (Ф. И. О., подпись) 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Целью курса является осуществление психолого-педагогической подготовки будущих стоматологов. Задачи: - формирование целостного представления о механизмах функционирования психики человека, индивидуально-психологических особенностях личности, социальных и педагогических аспектах межличностного взаимодействия; - развитие личностных качеств, профессионально значимых для врача-стоматолога. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Понятие и виды психологического знания. Объект и предмет исследования психологии. Психические явления и психологические факты. Основные методы исследования психики человека. Взаимосвязь психологии и других наук. Основные отрасли психологии. Значение психологических знаний для медицины и клинической практики стоматолога. 2 часа.
Понятие и природа возникновения психики человека. Особенности психического отражения. Сознание как высший уровень развития психического отражения. Самосознание как высший уровень развития сознания. 2 часа.
Простые познавательные процессы: ощущения, восприятия, память. Сложные познавательные процессы: мышление, речь, воображение. Внимание как психический процесс, организующий формы отражения. 4 часа.
Понятие, характеристика, функции и виды эмоций. Понятие воли и структура волевого акта. Развитие волевых качеств человека. Роль эмоционально-волевой сферы психики в профессиональной деятельности врача. 2 часа.
Понятие, характеристика и виды психических состояний. Природа возникновения, виды, формы проявления и способы регуляции психического состояния агрессии. 2 часа.
Взаимосвязь биологического и социального в человеке Понятие и структура личности человека в теориях представителей отечественной и зарубежной психологии. Понятие и виды темперамента. Понятие, структура и условия воспитания характера. Понятие, показатели наличия способностей. Направленность личности. Самооценка и самоуважение как личностные образования человека. 4 часа. 2.1.8. Психологические особенности возрастных периодов человека. Объект, предмет и задачи исследования возрастной психологии. Понятие и виды возраста человека. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Концепции развития человека в отечественной и зарубежной психологии. 4 часа. 2.1.9. Общение как форма взаимодействия. Понятие, структура, средства и виды общения. Коммуникативный, перцептивный, интерактивный аспекты общения. Особенности профессионального общения врача - стоматолога. 4 часа. 2.1.10. Социальная группа как форма взаимодействия. Понятие и динамические процессы в малых социальных группах. Психологические особенности общения в трудовых коллективах. 2 часа. 2.1.11. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача. Объект, предмет, задачи исследования педагогики. Основные категории педагогики. Понятие и содержание педагогической компетентности врача. Педагогическая функция врача - стоматолога. 2 часа.
Цель занятия: ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к учебной деятельности при изучении дисциплины, предоставить задание для самостоятельной работы на следующие семинарские занятия. 2 часа.
Цель занятия: формирование представлений о специфике психологических знаний и их значимости в клинической практике. Задачи занятия: - выявить отличия и взаимосвязь житейских и научных психологических знаний; - обозначить особенности и структуру предмета исследования психологии; - определить достоинства и ограничения основных психологических методов исследования; - определить роль психологических знаний в профессиональной деятельности врача - стоматолога. 2 часа.
Цель занятия: сформировать знания о содержании основных зарубежных и отечественных психологических теорий, и представления о возможности применения этих психологических знаний в профессиональной деятельности врача. Задачи занятия: - сравнить цели, предмет и методы исследования в направлениях зарубежной психологии: классический психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология; - обозначить особенности развития отечественной психологии на примере теорий А.Н. Леонтьева и Д.Н. Узнадзе; - определить значение теорий зарубежной и отечественной психологии для профессиональной деятельности врача. 2 часа. 2.2.4. Понятие сознания в психологии и в медицине. Самосознание врача. Цель занятия: сформировать представление о целостности психики человека. Задачи занятия: - обозначить особенности психического отражения. - выявить отличия и взаимосвязь психического отражения и сознания как высшего уровня развития психического отражения; - сравнить определения понятия «сознание» в психологии и в медицине; - обозначить отличие и взаимосвязь понятий «сознание» и «самосознание»; - указать компоненты, условия формирования и механизмы защиты Я – концепции в теории К. Роджерса; - обозначить роль механизмов психологической защиты Я – концепции в процессе профессионального и личностного роста врача. 2 часа. 2.2.5. Познавательные психические процессы. Цель занятия: сформировать представления о взаимосвязи и отличиях простых и сложных форм отражения действительности, обозначить роль познавательных психических процессов в профессиональной деятельности врача. Задачи занятия. - выявить отличия и взаимосвязь простых форм отражения действительности: ощущений и восприятия, восприятия и памяти; - определить роль простых форм отражения действительности: ощущений, восприятий, памяти врача в процессе сбора анамнеза заболевания у пациента; - охарактеризовать сложные формы отражения: мышление, воображение; - обозначить взаимосвязь мышления и речи человека; - определить роль мышления и воображения врача в процессе диагностики и лечения заболеваний у пациента; - сравнить простые и сложные формы отражения на примере психических процессов восприятия и мышления; - определить значение внимания для профессиональной деятельности врача - стоматолога. 4 часа. 2.2.6. Эмоционально-волевые психические процессы. Психические состояния. Цель занятия: сформировать у студентов представление об эмоционально – волевых процессах и психических состояниях как о регуляторах поведения и деятельности человека. Задачи занятия: - охарактеризовать функции и виды эмоций; - обозначить структуру эмоций и способы управления внешними проявлениями эмоций; - объяснить влияние эмоций на здоровье человека; - объяснить на примерах структуру волевого акта человека; - обозначить условия формирования волевых качеств человека; - определить значение воли для профессиональной деятельности врача – стоматолога; - обозначить взаимосвязь эмоций и психических состояний человека; - назвать доступные способы регуляции эмоций и психических состояний. 2часа. 2.2.7.Личность и психические свойства человека. Цель занятия: сформировать целостное представление о биологической и социальной природе человека. Задачи занятия: - сформировать представление о личности человека как о социальной сущности человека; - определить значение биологических и социально обусловленных свойств личности: темперамента, характера, способности, направленности для профессиональной деятельности человека; - обозначить роль личностных образований: самооценки самоуважения в профессиональной деятельности врача. 4 часа. 2.2.8. Возрастные психологические кризисы человека. Цель занятия: сформировать представление о влиянии возрастных кризисов на личностную и профессиональную самореализацию человека. Задачи занятия: - сравнить основные концепции развития человека в отечественной и зарубежной психологии, -обозначить факторы, оказывающие влияние на разрешение возрастных психологических кризисов человека. 4 часа. 2.2.9. Психологические особенности общения. Цель занятия: сформировать целостное представление об общении как о многогранном психическом явлении. Задачи занятия: - определить факторы, определяющие эффективность выбора средств общения; - изучить отличия и взаимосвязь коммуникативного, перцептивного и интерактивного аспектов общения; - обозначить факторы, способствующие установлению взаимопонимания в процессе общения. 4 часа. 2.2.10. Психологические особенности малой социальной группы. Цель занятия: сформировать представление о психологических особенностях общения в малой социальной группе. Задачи занятия: - обозначить динамические процессы в малой социальной группе; - изучить психологические особенности взаимоотношений в малой социальной группе; - определить психологические особенности общения в трудовом коллективе. 2 часа. 2.2.11. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача. Цель занятия: сформировать представление о специфике и о значении педагогических знаний для профессиональной деятельности врача. Задачи занятия: - обозначить основные категории педагогики; - определить роль педагогических знаний в профессиональной деятельности врача; - выявить содержание педагогической функции стоматолога. 2 часа. 3. Список литературы по дисциплине «Психология и педагогика». 3.1. Основная и дополнительная литература. Основная литература.
10. Сидоров, П. И., Парняков, А. В. Клиническая психология. – М.: ГЭОТАР- МЕД, 2002. – 800 с..
Дополнительная литература.
Вопросы к зачету:
Тесты по дисциплине «Психология и педагогика» Вариант 1 1. Психика - это а) высокоорганизованная материя, субъективно отражающая объективный мир. б) свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективный мир. в) свойство высокоорганизованной материи, объективно отражать субъективный мир. 2. Цель экспериментальной психологии В. Вундта заключается в том, чтобы изучить а) функции сознания. б) развитие сознания. в) структуру сознания. 3. Кто считал, что главным жизненным мотивом поведения человека является тенденция к актуализации? а) А. Маслоу. б) А. Эллис. в) К. Роджерс. 4. Создателем культурно-исторической теории развития психики человека является а) Л.С. Выготский. б) С.Л. Рубинштейн. в) Б.М. Теплов. 5. Функция сознания заключается а) в отражении внутреннего и внешнего мира. б) в рациональной регуляции поведения человека. в) в отражении внутреннего и внешнего мира и регуляции поведения человека. 6. Психические процессы – это а) мышление, темперамент, эмоции. б) мышление, бодрость, эмоции. в) мышление, воля, эмоции. 7. Упорядочивание и объединение отдельных ощущений происходит с помощью психического процесса а) мышления. б) памяти. в) восприятия. 8. Внутреннее волевое действие проявляется в а) в отказе от совершения поступка. б) в совершении поступка. в) в принятии решения о совершении поступка. 9. Оптимальной реакцией врача на вербальную агрессию пациента является а) крик врача. б) оправдывания врача. в) спокойствие врача. 10. Темперамент определяет а) темп, интенсивность психических процессов и состояний. б) типичные способы поведения человека. в) отношение человека к самому себе и к окружающим людям. 11. Характер – это а) индивидуальные свойства человека, обеспечивающие успех в деятельности и в общении. б) свойство, выражающее индивидуальные особенности человека и определяющее динамику его психической деятельности. в) совокупность приобретенных устойчивых индивидуальных существенных свойств человека. 12. Способностью, значимой для профессиональной деятельности врача является а) точный глазомер. б) чувствительность обоняния. в) совершенная речь. 13. Кризис в подростковом возрасте считается разрешенным когда у человека а) сформировалось собственное «размытое» представление о себе. б) сформировалось родительское представление о себе. в) сформировалось собственное представление о себе. 14. Возрастной психологический кризис сам по себе имеет а) положительное значение. б) нейтральное значение. в) отрицательное значение. 15. Наиболее совместимы люди, имеющие а) высокую потребность в общении. б) сильный тип нервной системы. в) одинаковый уровень практического интеллекта. 16. Общественные отношения – это а) субъективные, безличные отношения, которые определяются социальной ролью человека и регулируются законом. б) объективные, безличные отношения, которые определяются социальной ролью человека и регулируются моралью. в) объективные, безличные отношения, которые определяются социальной ролью человека и регулируются законом. 17. Личный пример врача выражает а) отношение к своей профессии, к выполнению должностных обязанностей. б) профессиональную компетентность и уровень воспитанности. в) отношение к себе и к окружающим людям. Вариант 2 1. Источником житейских психологических знаний является а) научное наблюдение. б) наблюдение. в) опрос. 2. Предметом изучения психологии является а) человек. б) психика человека. в) организм человека. 3. Самоактуализация человека, с точки зрения гуманистической психологии – это а) стать тем, кем должен стать. б) стать тем, кем хочешь стать. в) стать тем, кем можешь стать. 4. Формой проявления психики является а) личность. б) сознание. в) внимание. 5. К групповым психическим состояниям относится а) стиль руководства. б) общение. в) психологический климат. 6. Для возникновения ощущения необходимо и достаточно непосредственного воздействия предмета или явления а) на три органа чувств. б) на два органа чувств. в) на один орган чувств. 7. Свойство внимания, позволяющее человеку длительно удерживать внимание на определенном объекте, называется а) концентрацией. б) устойчивостью. в) распределяемостью. 8. К стеническим эмоциям относится а) грусть. б) гнев. в) агрессия. 9. Психические состояния – это а) первичные регуляторы поведения человека. б) целостные характеристики психической деятельности человека за определенный период времени. в) устойчивые образования, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень поведения и деятельности человека. 10. В теории о темпераменте И. П. Павлова типы темперамента выделены на основе а) преобладания определенной жидкости в организме человека. б) типа телосложения человека. в) протекания нервных процессов человека. 11. Волевой чертой характера является а) целеустремленность. б) самообладание. в) дисциплинированность. 12. Направленность – это а) совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека. б) совокупность осознанных устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека. в) совокупность неосознанных устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека. 13. В юношеском возрасте человек познает свою индивидуальность через а) общение с окружающими людьми. б) достижения в учебной деятельности. в) отношения с противоположным полом. 14. Интерактивная сторона общения заключается а) в совместной деятельности общающихся. б) во взаимовосприятии общающихся. в) в обмене информации между общающимися. 15. Психологическая совместимость – это групповое психическое явление, формирующееся в сочетаниях людей, способных а) выполнять совместную деятельность без психологического напряжения. б) общаться без психологического напряжения. в) взаимозаменять и взаимодополнять друг друга без психологического напряжения. 16. Формальные социальные группы основаны а) на общественных отношениях. б) на межличностных отношениях. в) на официальных документах. 17. Речь врача выражает а) отношение к своей профессии, к выполнению должностных обязанностей. б) профессиональную компетентность и уровень воспитанности. в) отношение к себе и к окружающим людям.
Апперцепция, бессознательное, бихевиоризм, бытийное сознание, внимание, возраст, возрастной кризис, возрастная психология, воля, воображение, воспитание, воспитательные отношения, восприятия, группа, деятельность, задатки, индивид, инстинкты интеракция, интериоризация, интроспекция, клиническая (медицинская) психология, коммуникация, коммуникативные барьеры, контент-анализ, личность, малая социальная группа, методы, мотив, мышление, наблюдение, направленность, образование, обучение, общение, опрос, отношение, ощущения, память, педагогика, педагогическая компетентность педагогическая культура, педагогическая психология, потребности проективные методики, предсознательное, психика, психическая индивидуальность, психическое отражение, психические процессы психические свойства личности, психические состояния, психические явления, психоанализ, психодиагностика, психологические знания, психологическая совместимость, психологические факты, психология, психология народов, реакция, рефлексивное сознание, речь, самоактуализация, самовоспитание, самообразование, самообучение, самооценка, самосознание, самоуважение человека, сознание, социальная перцепция, социальная психология, социальные стереотипы, способности, стимул, темперамент, тесты, установка субъекта, характер, цель, человек, эгоидентичность, эксперимент, экспериментальная психология, экстериоризация, эмоции, язык, Я – концепция. ^ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Семестровый рейтинг по дисциплине выставляется нарастающим итогом по рубежным рейтингам и заносится в рейтинговую ведомость, в зачетную книжку студента проставляется «зачтено». ^ - от 80 - 100 баллов – выставляется «зачтено» по дисциплине; - от 50 - 79 итоговый тест, устный ответ на вопросы к зачетному занятию - меньше 49 баллов итоговый тест, устный ответ на вопросы к зачетному занятию, мультимедийная презентация по 1 из тем дисциплины. ^
|