|
Скачать 1 Mb.
|
ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ 2008г.
Патофизиология как фундаментальная и интегративная наука.
Патофизиология как наука, предмет изучения, методы, виды экспериментов, клиническая патофизиология, общая нозология, типовые патологические процессы.
экспериментальной терапии. 4. Ограничение экспериментального и других методов моделирования в медицине и пути их преодоления. 5. Понятие о клинической патофизиологии, ее задачи и перспективы. 4. Вопросы для самоконтроля
^
Дополнительная литература:
^ Темы для подготовки докладов: - Основные этапы развития патофизиологии. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии патофизиологии.
Общая нозология. Цели и задачи: Уяснить содержание и критерии понятий «здоровье» и «болезнь», роль причин и условий в возникновении, развитии и исходе болезни. Охарактеризовать основные механизмы выздоровления.
Норма, здоровье, патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние, типовой патологический процесс, болезнь, предболезнь. Этиология. Причина болезни, условия болезни. Факторы риска. Патогенез, "порочный круг". Саногенез. Терминальные состояния. Преагония, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. ^
^ 1. Определение болезни. 2. Что такое патологическая реакция? 3. Что такое патологический процесс? 4. Исходы болезней? 5. Что такое терминальные состояния? 6. Что такое агония? 7. Что такое смерть клиническая и смерть биологическая? 8. Принципы классификации болезней. 9. Что такое этиология? 10. Что такое патогенез? 11. «Полом и защита» в патологии. 12. Что такое причинный фактор болезни и причины болезни? 13. Что такое условие болезни? 14. Что такое синдром? 15. Что такое симптом? 16. Чем отличается синдром от нозологической формы? 17. Что такое полиэтиологические болезни, абсолютный и относительный полиэтиологизм? 18. Что такое «порочный круг»? 19. Что такое «ключевое звено патогенеза»? 20. Понятие о «типовом патологическом процессе» и его свойствах. 21. Острые и хронические процессы. Задача Нарисуйте звенья порочного круга при тепловом ударе. ![]() Ответ: повышение температуры тела---- увеличение нервно-мышечной возбудимости----- развитию судорог----- усилению сократительного термогенеза-------повышение температуры тела. ^ 1. Литвицкий П.В. Патофизиология: Учебник: В 2-х т. /П.Ф. Литвицкий. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002 . – Т.1, С. С. 9- 40, 44- 50. 2. Патологическая физиология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.6-41. Дополнительная литература:
^ Темы для подготовки докладов: - Патофизиологические основы реанимации. - Постреанимационные расстройства. Необратимые изменения после реанимации. ^ Изучить роль болезнетворных факторов внешней среды в формировании болезни, механизмы их повреждающего действия, изменения в органах и тканях при действии болезнетворных факторов. ^ Горная болезнь, кессонная болезнь, лучевая болезнь, кинетозы, гипертермия, гипотермия, солнечный удар, тепловой удар, алкоголизм, токсикомания, наркомания. ^
^ 1. Что такое кинетозы? 2. Проявления и патогенез кинетозов. 3. Назовите основные факторы в патогенезе ожоговой болезни. 4. Какие ткани чувствительны к действию радиации? 5. Назовите стадии острой лучевой болезни. 6. Стадии хронической лучевой болезни. 7. Основные патогенетические факторы лучевой болезни. 8. Механизм действия на организм электрического тока. 9. Местные и общие проявления действия электрического тока. 10. Какие факторы определяют силу действия электрического тока на организм? 11. Проявления и патогенез кессонной болезни. 12. Проявления и патогенез действия на организм пониженного атмосферного давления. 13. Назовите условия, способствующие развитию гипертермии. 14. Назовите компенсаторные реакции организма при гипотермии. ^ 1. Литвицкий П.В. Патофизиология: Учебник: В 2-х т. /П.Ф. Литвицкий. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002 . – Т.1, С. С. 9- 40, 44- 50. 2. Патологическая физиология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.6-41. Дополнительная литература:
^ Темы для подготовки рефератов:
^ Изучить роль реактивности в развитии болезней и патологических состояний, основные механизмы формирования реактивности организма. Уметь объяснять влияние внутренних и внешних факторов на реактивность; оценивать реактивностъ и резистентность организма по данным клинико-лабораторных исследований (состояние нервной системы, неспецифических барьеров, гормонального фона, иммунной системы и др.).
Чувствительность, раздражимость, реактивность, резистентность. Реактивность (видовая, групповая, индивидуальная). Реактивность (физиологическая, патологическая; специфическая и неспецифическая). Нормергия, гиперергия, гипоергия, дизергия, анергия. Резистентность организма (пассивная и активная, первичная и вторичная, специфическая и неспецифическая). Типы конституции. ^
^ 1. Реактивность и резистентность. Определение понятий. 2. Назовите формы реактивности. 3. Укажите факторы, определяющие реактивность: роль генотипа, возраста, пола, конституции. 4.каково значение анатомо-физиологических систем (нервной, эндокринной, иммунной и др.), их функционального состояния и особенностей обмена веществ в механизмах формирования реактивности. 5. Показатели реактивности, их характеристика. 6. Оцените влияние факторов внешней среды на реактивность организма. 7. Что такое патологическая реактивность? 8. Приведите примеры видовой реактивности. 9. Приведите примеры особенностей реактивности у гиперстеников. 10. Приведите примеры особенностей реактивности в детском и старческом возрасте. Тестовые задания для самокнтроля: 1. Проявлениями биологической (видовой) реактивности являются: 1.сезонный анабиоз; 2.зоонозы; 3. воспаление; 4. аллергия; 5. антропонозы. 6. сезонные миграции животных. 2. К системам, определяющим реактивность, относят: 1. иммунную;
3. К показателям реактивности, характеризующим состояние нервной системы, относят:
1. шок 2. кома 3. сезонный анабиоз 4. иммунитет 5. аллергия 6. сезонные изменения функции органов. 5. Проявлениями специфической физиологической реактивности могут быть:
Эталоны ответов: 1. 1,2,5,7 2. 1,3,5,7 3. 1,3,4,6 4. 1 5. 6,7 Задача. В зимний период года во время эпидемии гриппа в студенческой группе 25% студентов перенесли тяжелую форму заболевания, 55% — средней тяжести, а 20% были не чувствительны к вирусу. При лабораторном обследовании в их организме был обнаружен вирус гриппа. ^
^ 1. Литвицкий П.В. Патофизиология: Учебник: В 2-х т. /П.Ф. Литвицкий. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002 . – Т.1, С. 41-44. 2.Патологическая физиология: Учебник для мед.вузов /Под ред. В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.133-149. Дополнительная литература:
^ Биоритмы и их роль в формировании физиологической и патологической реактивности. Хронопатология (все фак-ты). - Понятие о гериатрии и геронтологии. Старение организма. Теории старения. Особенности развития патологических процессов у людей пожилого и старческого возраста (лечебный, мед-биол. фак-т). - Особенности реактивности в детском возрасте и их значение в патологии; понятие о диатезах. Пути целенаправленного изменения реактивности детского организма в целях повышения устойчивости к повреждающим факторам (пед.фак-т).
^ Уяснить основные механизмы иммунологической реактивности и уметь объяснять нарушения, возникающие при приобретенной и наследственной недостаточности иммунной системы. Уметь проводить патофизиологический анализ клинических и модельных ситуаций с развитием иммунопатологических состояний и реакций. ^ Антиген, антитело, патологическая иммунологическая толерантность, аутоиммунные заболевания, реакция «трансплантат против хозяина», первичные и вторичные иммунодефициты. Т-зависимые, В-зависимые, комбинированные иммунодефициты. СПИД. ^
4. Вопросы для самоконтроля
Тесты для контроля знаний при самоподготовке 1. Генетические дефекты иммунокомпетентной системы могут проявляться как:
2. Вторичные иммунодефициты встречаются при:
3) сахарном диабете; 4) гипопротеинемии;
10) действии ионизирующей радиации. 3. К типовым формам нарушений иммунитета относятся:
5)иммунодефицитные состояния; 4. Дефицит Т системы обуславливает: 1) рецидивирующие гнойные воспалительные процессы 2) хронические бактериальные инфекции дыхательных путей 3) микозы 4) рецидивирующие инфекции ЖКТ 5) вирусные инфекции 6) гнойничковые поражения кожи 7) аллергические реакции 8) опухоли 5. Недостаточность В системы сопровождается: 1) рецидивирующие гнойные воспалительные процессы 2) хронические бактериальные инфекции дыхательных путей 3) микозы 4) рецидивирующие инфекции ЖКТ 5) вирусные инфекции 6) гнойничковые поражения кожи 7) аллергические реакции 8) опухоли Эталоны ответов 1. 2-7, 12 2. 3-5, 7-10 3. 3, 5 4. 3,5,7,8. 5. 1,2, 4, 6 Задача У больного герпетические высыпания на коже, увеличение л\узлов и селезенки, температура тела 38 С. В крови:
Решение У больного общее количество лейкоцитов в норме, но абсолютная эозинофилия, абсолютная нейтропения, абсолютный лимфоцитоз. Абсолютная нейтропения и сниженная фагоцитарная активность нейтрофилов — признаки угнетения фагоцитарной системы (дефицит А-сис-темы). Содержание Т-лимфоцитов снижено (30%) —> недостаточность клеточного звена иммунитета (дефицит Т-системы). Процент В-лимфоцитов увеличен (56), но концентрация иммуноглобулинов всех классов снижена, что указывает на функциональную недостаточность гуморального звена иммунитета (дефицит В-системы). Это комбинированная форма ИДС с недостаточностью всех компонентов иммунитета. Причина ИДС у больного — хронический лимфолейкоз. На это указывают специфические гематологические признаки - абсолютный лимфоцитоз, тени Боткина-Гумпрехта (разрушенные лимфоблас-ты) и клинические проявления (гепатоспленоме-галия, увеличение лимфоузлов, лихорадка). Патогенез: мутация на уровне клетки-предшественницы В-лимфоцитов —> избыточная неконтролируемая пролиферация клеток (В-лимфоцитов — 56%) и утрата опухолевыми клетками функциональной специфичности (снижение выработки иммуноглобулинов) -> дефицит В-системы. Опухолевая прогрессия проявляется угнетением нормальных ростков кроветворения —> уменьшение содержания Т-лимфоцитов —> дефицит Т-системы (клинически проявился у больного обострением хронической герпетической инфекции), абсолютная нейтропения —> дефицит А-системьт. Подавление эритроид-ного ростка гемопоэза —> нормохромная гипореге-нераторная анемия. Заключение ИДС, комбинированная форма (дефицит А-, Т- и В-систем), приобретенное (на фоне хронического лимфолейкоза). ^ 1. Литвицкий П.В. Патофизиология: Учебник: В 2-х т. /П.Ф. Литвицкий. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002 . – Т.1, С. 514-556. 2. Патологическая физиология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.150-163. Дополнительная литература:
^ Роль иммунодефицитных состояний в развитии патологических состояний челюстно-лицевой системы. Роль иммунных механизмов в формировании зубной бляшки и кариеса. Принципы иммунопрофилактики кариозного процесса. Проявление иммунодефицитных состояний в полости рта (стом.фак-т). - Роль факторов внешней среды в развитии иммунодефицитных и иммуносупрессивных состояний (мед-проф. фак-т). ^ Изучить основные причины возникновения, механизмы развития и проявления аллергии. Уметь объяснять сходство и различия аллергии и иммунитета. Рассмотреть патофизиологические основы лечения и профилактики аллергических заболеваний. ^ Аллергия, аллергены, медиаторы аллергии, анафилаксия, псевдоаллергия, аутоаллергия, сенсибилизация, период сенсибилизации, десенсибилизация, поллиноз. ^
^
8. Приведите примеры заболеваний при аллергии 2 типа. 9. В чем отличие гиперчувствительности немедленного и замедленного типа? 10. Укажите длительность периода активной сенсибилизации. 11.Патогенетические отличия от истинной аллергии. Тесты для контроля знаний при самоподготовке: 1. Аллергены, вызывающие анафилактические формы аллергических реакций I типа — это:
2. Образование комплекса антиген+антитело при реагиновом типе аллергических реакций происходит:
3. Пассивная сенсибилизация при аллергических реакциях гуморального типа возможна путем введения:
4. Образование комплекса антиген+антитело при цитотоксическом типе аллергических реакций происходит:
5. Образование комплекса антиген+антитело при иммунокомплексном типе аллергических реакций происходит:
Эталоны ответов 1. 3,4 2. 1,2,6 3. 3 4. 3 5. 1,6 Задача Весной у больного появляются обильные выделения из носа, слезотечение, зуд в области носа, слизистая носа отечна, гиперемирована;
Решение У больного лейкоцитоз (патологический, продукционный), относительная и абсолютная эозинофилия, относительная лимфоцитопения. Повышена фагоцитарная активность нейтрофилов, увеличено абсолютное содержание нейтрофилов в крови. Содержание Т-лимфоцитов в норме (60%), но Т-супрессоров мало (10%), хелперно-супрессорное соотношение увеличено => недостаточность клеточного звена иммунитета, дефицит Т-супрессоров. Содержание В-лимфоцитов увеличено (15%), концентрация IgE 2 г/л => активация гуморального звена иммунитета. Повышение концентрации IgE (реагинов) в крови и эозинофилъный лейкоцитоз характерны для атопических аллергических реакций (J тип АРНТ), следовательно, ринит и конъюнктивит у больного в весенний период года — проявления аллергии этого типа. Титр комплемента в сыворотке крови не изменен, так как при атопических формах АРНТ комплемент не расходуется. При АР I типа нет аутоантител к эритроцитам и другим клеткам, поэтому прямая и непрямая пробы Кумбса отрицательны. Аллерген — пыльца растений, содержание которой в воздухе очень высоко весной, что обусловливает обострение аллергического заболевания именно в этот период года. Патогенез: при повторном попадании аллергена в сенсибилизированный организм происходит образование комплекса анти-ген+антитело на поверхности тучных клеток, имеющих рецепторы к IgE = фаза разрешения иммунологической стадии АР. При дегрануляции тучных клеток выделяются БАВ (гистамин, гепарин, факторы хемотаксиса эозинофилов и нейтрофилов => активация неспецифических факторов иммунитета), а также образуются брадикинин и лейкоитриены С4, D4, что соответствует патохимической стадии АР. Под действием медиаторов аллергии повышается проницаемость капилляров => отек тканей; расширяются артериолы и капилляры => местная гиперемия; раздражаются болевые рецепторы => боль, зуд, что соответствует патофизиологической стадии АР. Заключение - Аллергическая реакция I (реагинового) типа. Клиническое проявление - поллиноз. |