Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология лейкозов» факультет стоматологический icon

Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология лейкозов» факультет стоматологический





Скачать 146.81 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология лейкозов» факультет стоматологический
Винчель Р.В
Дата21.03.2013
Размер146.81 Kb.
ТипЗанятие

ГОУ ВПО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»



Кафедра патологической физиологии


УТВЕРЖДЕНО

на ЦМК медико-биологических дисциплин

Председатель: д.м.н., профессор

Кропотов А.В.

___________________________


« __ » _____________ 200__ г.


Протокол № ___

УТВЕРЖДЕНО

на методическом совещании

кафедры

Зав. кафедрой: д.м.н., профессор

Маркелова Е.В.

_______________________________


«___» _______________ 200 г.


Протокол № ___


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов

по подготовке и проведению практического занятия


по теме «Патофизиология лейкозов »


факультет стоматологический


III курс, V семестр


Продолжительность занятия 2 академ. час.


Составитель: асс. Винчель Р.В.

Рецензент: проф. Маркелова Е.В.


Владивосток, 2008 г.


1. Тема: «Патофизиология лейкозов».

2. Мотивация: Лейкозы являются одним из видов гемобластозов – злокачественных новообразований кроветворной ткани, характеризуются быстрым течением с нарушением всех функций организма. Определение количественного состава лейкоцитов и лейкоцитарного профиля является обязательным методом диагностики лейкозов в практике врача любой специальности.

^ 3. Цель обучения, воспитания и развития: Сформировать у студентов современное представление об этиологии, патогенезе злокачественных новообразований крови. изучить этиологию, патогенез, гематологические свойства лейкозов; уметь дифференцировать изменения лейкоцитарных показателей по клинико-лабораторным данным. Уметь анализировать по гематологическим лабораторным показателям характерные дифференциальные особенности отдельных видов лейкозов. Знать особенности развития лейкозов у детей, роль проф. вредностей в развитии лейкозов, проявления лейкозов в челюстно-ротовой полости.

На основе изучения учебного материала формировать умение сопоставлять факты, делать выводы, развивать личностные качества. Стремиться использовать современные достижения науки, отечественных ученых.

^ 4. Задачи обучения и воспитания:

4.1. Студент должен знать:

1. Этапы созревания лейкоцитов, понятие «бластная клетка»,

2. Механизмы нормального созревания лейкоцитов. Особенности кроветворения у детей.

3. Показатели гемограммы здорового человека. Ее особенности у разных возрастных групп.

4. Функциональные характеристики свертывающей и противосвертывающей систем.

^ 4.2. Студент должен уметь: дифференцировать различные виды лейкозов по количеству составу белой крови, ее морфологии и лейкоцитарной формуле; провести анализ дифференциальных признаков гематологических показателей отдельных видов лейкозов, лейкемоидных реакций.

^ 4.3. Личностно- и профессионально ориентированное воспитание:

– на всех этапах изучения учебной темы (при общении со студентами на практических занятиях и лекциях, при проведении консультаций и т.д.), развивать внимательность, пунктуальность, наблюдательность, доброжелательность и другие качества, необходимые врачу для успешной работы с пациентами, общении с коллегами и медицинским персоналом;

– при общении со студентами формировать элементы общения и профессионального поведения на принципах медицинской этики и деонтологии. При этом обратить особое внимание на значение профессионального реестра речи;

– во время разбора теоретического материала и решении ситуационных задач научить умению сопоставлять факты, делать выводы, т.е. формировать основы врачебного (логического) мышления;

– обратить внимание студентов на то, что основы врачебного мышления включают в себя умение использовать знания при анализе конкретной ситуации с целью выделения главного (главного звена патогенеза, ведущих патогенетичесих факторов и др.) и выстраивать логическую систему причинно-следственных отношений в развитии патологии. Подчеркнуть, что при анализе патологического процесса или заболевания необходимо так же учитывать особенности индивидуальной реактивности, возможности механизмов резистентности и особенности конституции пациента.

^ 5. Этапы проведения занятия

План практического занятия

Основные педагогические технологии

Учебное время

I Вводная часть:

  • организация занятия;

  • определение тематики, ее мотивация, цели и задачи занятия, план его проведения;

  • вводный контроль исходного уровня знаний студентов

(10-15 минут)

II Основная часть занятия:

  • определение общих и индивидуальных заданий для самостоятельной деятельности студентов

  • самостоятельная деятельность студентов в учебное время, управляемая преподавателем;

  • обсуждение основных и проблемных вопросов в форме дискуссии

  • итоговый контроль конечного уровня знаний студентов (решение клинических ситуационных задач по теме, итоговый тестовый контроль).

(60 мин)


III Заключительная часть занятия:

  • подведение итогов занятия;

  • текущая аттестация профессиональных знаний, умений, навыков студентов

  • определение общих и индивидуальных заданий на СДИ во внеучебное время;

  • оглашение плана практического занятия следующего занятия

(10-15 минут)



^ 6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) в учебное время:

  1. Проверить материалы по самоподготовке (письменные ответы на вопросы домашнего задания, лекции по теме занятия)

  2. Сформулировать цель занятия

  3. Провести контроль исходного уровня знаний

  4. Продемонстрировать решения ситуационной задачи по учебной теме согласно ниже представленного алгоритма (см. п.5).

  5. Контролировать самостоятельное решение ситуационных задач студентами в соответствии с алгоритмом:

– на основании жалоб больного, объективных данных и лабораторных исследований обосновать вид (тип) патологического процесса;

– указать возможные причины его развития и наличие неблагоприятных условий, способствующих развитию патологического процесса;

– проанализировать механизмы развития патологического процесса с выделением главного звена патогенеза, цепи причинно-следственных связей, наличия и механизмов развития порочных кругов;

– рассмотреть и обосновать механизмы развития клинических проявлений (симптомов и синдромов) и лабораторных данных патологического процесса;

– оценить динамику и характер развития патологического процесса;

– показать взаимосвязь между механизмами повреждения и защиты (основываясь на законе диалектики – «единства и борьбы противоположности»);

– охарактеризовать степень «достаточности» защитно-приспособительных механизмов, обосновать их целесообразность в конкретной ситуации (руководствуясь принципом «относительной патогенности» механизмов защиты);

– на основании анализа механизмов патогенеза и динамики развития патологического процесса обосновать его возможные исходы;

– обосновать основы этиотропной и патогенетической профилактики и терапии данного патологического процесса.

^ 9. Задание на самоподготовку.

9.1. Вопросы для повторения, необходимые для успешного усвоения данной темы (истоки знаний):

1. Этапы созревания лейкоцитов, понятие «бластная клетка»,

2. Механизмы нормального созревания лейкоцитов. Особенности кроветворения у детей.

3. Показатели гемограммы здорового человека. Ее особенности у разных возрастных групп.

4. Функциональные характеристики свертывающей и противосвертывающей систем.


^ 9.2. Перечень контрольных вопросов:



п/п

Вопросы для самоподготовки

Целевая установка на вопрос

1.



Лейкозы: определение, виды, классификации – FAB, иммунологическая; этиология.



Объяснить отличия острых и хронических лейкозов. Объяснить, что в основу классификаций острых лейкозов положены внешний вид и цитохимические особенности бластных клеток, их иммунофенотип и генетические особенности. FAB-класссификация (франко-американо-британская) основана на оценке морфологии лейкозных клеток (строение ядра, соотношение размеров ядра и цитоплазмы). Перечислить варианты острых миелоидных лейкозов согласно классификации ВОЗ, 1999 г. Иммунологический вариант миелобласных лейкозов зависит от уровня дифференцировки лимфоидных клеток, что определяется по экспрессии на поверхности клеток различных антигенов (кластеров дифференцировки - СД). Острые лимфоидные лейкозы (ОЛЛ) классифицируют на пре-пре-В-ОЛЛ; пре-В ОЛЛ, В-ОЛЛ, Т-ОЛЛ. Дать характеристику СД фенотипа и цитогенетическим нарушениям при ОЛЛ. Перечислить основные причины злокачественной трансформации созревающих лейкоцитов и нарушения их функции. Роль профессиональных факторов, ионизирующих излучений, токсических веществ в функции лейкоцитов (мпф).

2.

Патогенез острых и хронических лейкозов. (Миелоидный и лимфоидный лейкозы).

Привести и проанализировать теории злокачественной трансформации кроветворной ткани. Указать значение клона патологических клеток, их морфо-функциональные особенности. Характеристика злокачественных клеток.

3.

Общие и отличительные характеристики острых и хронических лейкозов, лейкемоидных реакций.

Охарактеризовать связь между степенью созревания лейкоцитов, их функциями и продолжительностью жизни организма. Объяснить лейкемический провал при остром лейкозе и его отсутствие при хроническом. Объяснить причины проявления бластных форм, в том числе при патологических состояниях, не связанных с лейкозом. Указать различия клеточного состава периферической крови и костного мозга при лейкозах. Охарактеризовать принципы лабораторной диагностики лейкозов (цитохимических, цитогенетических методов и иммунофенотипирования).



1

2

3

4.

Паранеопластические процессы при острых и хронических лейкозах (клинические проявления, патогенез). Принципы терапии.

Объяснить причины и механизм развития нарушений свертывающей системы, повышения кровоточивости, развития анемии и гемического типа гипоксии, истощения организма, развития интоксикации и инфекционных осложнений, и других нарушений функций органов и систем при лейкозах. Охарактеризовать клинические проявления.

5.

Особенности развития и течения лейкозов у детей.

Объяснить различие вероятности злокачественной трансформации кроветворной ткани у взрослых и детей, менее продолжительное течение лейкозов у детей. Подчеркнуть преобладание острых лейкозов.

6.

Роль лейкозов в развитии заболеваний зубо-челюстной системы.

Знать о возможности развития гингивита, деструкции парадонта, гиперплазии десен, язвенно-некротических поражений полости рта, десневых кровотечений, метастазов в кости челюсти и слизистую полости рта.


^ 9.3. Задания для СДС во внеучебное время.

1. Сообщить задания реферативных сообщений по теме занятия («Миелоидный лейкоз, этиология и патогенез», «Лимфоидный лейкоз, этиология и патогенез») с использованием литературных источников (статьи мед. журналов, интернет-источники).

2. Представить темы ситуационных задач по различным разделам аллергии (они должны быть с эталоном ответа). Задачи принимаются в печатной форме и на эл. носителе. Их содержание и оформление осуществляется согласно общим критериям ситуационных задач по предмету патофизиология.

^ 9.4. Задания для самоконтроля:

Тестовый контроль исходного уровня знаний:

1.Этиологическими факторами лейкозов являются:

1. онковирусы

2. онковирусы, химические канцерогены

3. онковирусы, радиация

4. радиация, химические канцерогены

5.онковирусы, химические канцерогены, радиация


^ 2. В патогенезе лейкозов решающее значение для формирования злокачественного автономного клона клеток имеет:

1. образование злокачественных генов или активация онкогенов в

стволовых клетках 11-111 порядка

2. ослабление иммунной защиты организма

3. уменьшение количества ингибиторов пролиферации стволовых

клеток

4. ослабление иммунной защиты и уменьшение количества

ингибиторов пролиферации стволовых клеток

5.образование злокачественных генов в стволовых клетках 111 порядка


^ 3.Основные свойства злокачественного автономного клона лейкозных клеток:

1. выделение ингибиторов роста, метастазирование

2. миграция злокачественных клеток, антигенная перестройка

3. морфологические, цитохимические, антигенные перестройки

4. выделение ингибиторов роста, миграция злокачественных клеток .

5. выделение ингибиторов роста, миграция злокачественных клеток,

морфо-цито-,АГ-перестройки


^ 4.Укажите клетку , не принимающую учатие в противоопухолевой защите организма:

1.макрофаг

2.фибробласт

3.лейкоцит

4.т-киллер

5.натуральный киллер


^ 5. Цитохимические особенности злокачественных клеток при ОМЛ:

1. наличие пероксидазы, липидов, гликогена

2. наличие липидов, гликогена, арилсульфатазы

3. наличие арилсульфатазы, гликогена, липидов

4. наличие арилсульфатазы, гликогена, эстеразы

5. наличие арилсульфатазы, гликогена


^ 6. Цитохимические особенности злокачественных клеток при ОЛЛ:

1. наличие пероксидазы, липидов, гликогена

2. наличие липидов, гликогена, арилсульфатазы

3. наличие арилсульфатазы, гликогена, липидов

4. наличие арилсульфатазы, гликогена, эстеразы

5.наличие арилсульфатазы, гликогена


^ 7. Специфический маркер при ОЛ- поверхностный JgS выявляется при:

1. ОЛЛ

2. ОМЛ

3. ОЛЛ и ОМЛ

4. ОЛЛ(Т-тип)

5. ОЛЛ(В-тип)


8. При остром лейкозе увеличение показателя Л/Э (лейко/эритро) в костном мозге связяно с:

1. увеличением числа бластов белого ряда

2. уменьшением клеток красного ряда

3. увеличением числа бластов белого ряда, уменьшением клеток

красного ряда

4. нормальным количеством клеток белого ряда, уменьшением числа

клеток красного ряда

5.увеличением числа клеток белого ряда и красного ряда


^ 9. Для острого лейкоза в развернутую стадию в периферической крови характерны:

  1. сдвиг лейкоцитарной формулы влево

2. резкий сдвиг формулы влево и лейкемоидный провал

3. резкий сдвиг формулы вправо и резкий лейкемоидный провал

4. выраженный лейкемоидный провал

5. резкий сдвиг формулы вправо


^ 10.Назовите клетку экзоцитирующую ФНО (фактор некроза опухолей):

1.Эритроцит

2.Тромбоцит

3.Тканевой макрофаг

4.Эозинофил

5.Нейтрофил


Тесты итогового уровня:

^ 1. Назовите наиболее значимые В-клеточные CD-маркеры для определения типа ОЛЛ: а) CD34; б) CD10; в) цитоплазматические и поверхностные IgM; г) CD2; д) CD8.

1.а, б, в.

2.в, г, д.

3.а, б, г, д.

4.б, в.

5.г,д.


2. Что из ниже перечисленного свидетельствует в пользу моноклонового генеза лейкозов? а) наличие структурных одинаковых изменений в хромосомах всех лейкозных клеток у данного пациента; б) однотипность поверхностных цитоплазматических антигенов опухолевых клеток; в) продукция лейкозными клетками иммуноглобулинов одного типа; г) размножение лейкозной клетки в результате воздействия риккетсий.

1.а, в, г

2.а, б, в.

3.а, б, г

4.а, б, в, г.


3. Перечислите характерные отличия проявлений в периферической крови лейкемоидной реакции от лейкозов: а) наличие бластных и незрелых форм лейкоцитарного, тромбоцитарного и эритроцитарного гемопоэза; б) цитопения с бластными лейкозными клетками; в) признаки дегенерации форменных элементов крови; г) признаки дегенерации практически отсутствуют.

1.а, б.

2.б, в

3.б, г.

4. а, в.

5.а, г.


4. Перечислите, какие процессы лежат в основе «Патологического омоложения» гемопоэтических клеток при лейкозе? а) снижение числа пролиферирующих лейкозных клеток; б) увеличение числа пролиферирующих лейкозных клеток; в) блокада процессов созревания лейкозной клетки; г) повышение числа пролиферирующих нормальных клеток.

1.а, г.

2.б, в.

3.а, в.

4.б, г.


5. С чем связана, по-вашему, трансформация нормальной гемопоэтической клетки в опухолевую? а) с изменением в геноме клетки; б) при переключении нормальной генетической программы на опухолевую; в) опухолевой трансформации подвергается несколько клеток гемопоэтической ткани; г) с опухолевой прогрессией.

1.а, б, в.

2.б, в, г.

3.а, б.

4.а, в,г.


6. Назовите изменения в периферической крови, характеризующие атипизмы роста при остром лейкозе: а) абсолютный лимфоцитоз; б) лейкемический «провал»; в) тромбоцитопения; г) повышение свертываемости крови; д) повышение СОЭ.

1.а, б, в.

2.а, г,д.

3.а, в, г

4.б, в, д.

5. б, в, г.


^ 7. Назовите наиболее значимые Т-клеточные CD-маркеры для определения ОЛЛ:

а) CD19; б) CD3; в) CD22; г) CD4; д) CD8.

1.а, в, д.

2.б, в, г

3.б, г, д.

4.а, г, д,


^ 8. Перечислите виды гемобластозов:а) миелолейкоз; б) лейкемоидная реакция; в) гематосаркомы; г) миелобластная саркома; д) истинная полицитемия.

1.а, б, в, г.

2.а, в, г, д

3.б, в, г, д

4.а, в, д

5.а, б, д


^ 9. Перечислите клинические стадии течения ХМЛ: а) латентная; б) терминальная; в) субкомпенсированная; г) компенсированная; д) развернутая.

1. в, г

2.б, г.

3.в, г, д.

4.а, в, д.

5. а, б


10. Назовите общие признаки злокачественной трансформации хронических лимфолейкозов: а) морфологически незрелые лимфоциты в костном мозге; б) анаплазированные опухолевые клетки в мазках-отпечатках; в) наличие крупных атипичных клеток в лимфоузлах, селезенке, печени и др. органах; г) наличие морфологически незрелых лимфоцитов в периферической крови.

1.а,б,г.

2.в, г.

3.б, в.

4.а, г.

5.б, г.


Ситуационная задача.

Военнослужащий Т., 27 лет, проходит курс лечения в госпитале. Предъявляет жалобы на ухудшение самочувствия, снижение аппетита, частые головные боли. Все это он связывает с ремонтными работами на атомной подводной лодке. При осмотре: кожа и слизистые бледные, границы сердца в пределах нормы. Клинический анализ крови: Эритроциты - 3,2*1012/л, НВ - 70 г/л, лейкоциты – 34*109/л, лимфобласты - 90%, лимфоциты – 2%, моноциты - 3%, эозинофилы - 1%, с/я нейтрофилы - 4%, тромбоциты - 140*109/л. Охарактеризовать клинико-лабораторный данные, причины и механизмы развития данной патологии.


^ Эталон ответа задачи: : На основании клинико-лабораторных данных у пациента выявлен острый лимфобластный лейкоз (в лимфограмме 90% лимфобластов). Инициирующим фактором появления патологического клона лимфобластов стало действие ионизирующего излучения на костный мозг пациента. Бластные формы заместили все прочие ростки кроветворения, отсюда анемия, тромбоцитопения, абсолютная нейтропения, моноцитопения, эозино – и лимфопения. Интоксикация связана с недостатком функционально зрелых клеток и с гипоксией гемического типа.


^ 9.5. Источники информации:

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Литвицкий П. Ф. – Патофизиология – М.: Гоэтар-мед., 2002 – Т.2. – С. 81-104

  2. Адо А. Д – Патологическая физиология. – М.: Триада, 2000 – С. 475-485

  3. Литвицкий П. Ф. – Патологическая физиология. – М.: Медицина, 1997. – С. 410-424

  4. Лекционный материал

Дополнительная:

  1. Адо А. Д., Новицкий В. В. – Патологическая физиология. Томск.: Издательство Томского Университета, 1994. – С. 283-287.

  2. Шиффман Ф.Д. (ред.) – Патофизиология крови. – СПБ.: Бином, 2000. – С. 335-378.

  3. Алмазов В. А. с соавт. – Клиническая патофизиология. – М.: ВУНМЦ, 1999. – С. 376-386.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология лейкозов» факультет стоматологический iconМетодические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патология

Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология лейкозов» факультет стоматологический iconМетодические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патология

Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология лейкозов» факультет стоматологический iconМетодические указания для студентов №1 до практического занятия на тему

Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология лейкозов» факультет стоматологический iconМетодические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г

Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология лейкозов» факультет стоматологический iconМетодические разработки практического занятия для студентов Учебная

Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология лейкозов» факультет стоматологический iconМетодические разработки практического занятия для студентов Учебная

Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология лейкозов» факультет стоматологический iconМетодические разработки практического занятия для студентов Учебная

Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология лейкозов» факультет стоматологический iconМетодические разработки практического занятия для студентов Учебная

Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология лейкозов» факультет стоматологический iconМетодические разработки практического занятия для студентов Учебная

Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патофизиология лейкозов» факультет стоматологический iconМетодические разработки практического занятия для студентов Учебная

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы