|
Скачать 0.9 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава) Программа стратегического развития стоматологического факультета Дальневосточного государственного медицинского университета на 2009-2012 гг. и дальнейшую перспективу Утверждена решением Ученого совета ДВГМУ 24.11.2009 г. (Протокол № 4) Хабаровск 2009 СОДЕРЖАНИЕ
^ Главный фактор, от которого зависит развитие стоматологического образования в России – это государственное решение проблем образования и здравоохранения в целом и стоматологии в частности. Последние годы показали ряд тенденций в системе стоматологического образования: 1. Наблюдается увеличение объёма платного обучения во всех его секторах – среднем, высшем и постдипломном. 2. Отсутствие целенаправленного распределения выпускников не позволяет оптимально решить ряд государственно-важных задач – проблемы сельской стоматологии, детского сектора специальности, обеспечение стоматологической помощью слаборазвитых (дотационных) и отдаленных районов. 3. Недостаточное оснащение новейшим оборудованием и материалами кафедр, собственных клинических баз становится основным препятствием к улучшению преподавания, развитию стоматологических факультетов, материальному положению профессорско-преподавательского состава. Особенно остра эта проблема для постдипломного образования. Отсутствие современных собственных клинических баз лишает стоматологические факультеты перспективы, а их выпускников – возможности быть конкурентно-способными на рынке оказания стоматологических услуг. 4. Становится очевидным, что улучшать стоматологическое образование, обучение с использованием новых технологий, материалов, оборудование только за счет бюджета не реально. 5. Профессорско-преподавательский состав стоматологических факультетов отказывается мириться с низким уровнем официальной зарплаты и находит собственные выходы из ситуации. 6. В условиях экономического кризиса наметился интерес стоматологического бизнеса к качеству образования. Возникает понимание возможности влияния на рынок стоматологических изделий через систему непрерывной подготовки кадров, а на качество выпускников и привлечение их в частный сектор специальности – через материально-техническую поддержку факультетов и кафедр на основе договорных отношений. 7. Грядущие серьезные перемены в высшем медицинском образовании, вероятные принципиальные изменения в экономике и финансировании ВУЗов, их статусного положения, пока не восприняты профессорско-преподавательским составом ряда учебных заведений, что может сыграть негативную роль в их адаптации к новым условиям деятельности, хозяйствования и обучения. Одна из острых проблем – складывающаяся критическая ситуация с трудовыми ресурсами на стоматологическом рынке. В условиях экономического кризиса идет борьба за клиента. В этой связи все отчетливее ставится вопрос об уровне профессиональной подготовки стоматологов, в том числе знаний по управлению, экономике, праву и психологии. Здесь необходим учет и анализ показателей работы стоматологических учреждений и здоровья населения на территориальном уровне, развития стоматологической помощи в регионе и ее возможности, обеспеченности соответствующими кадрами. В настоящее время число стоматологов в Дальневосточном федеральном округе крайне недостаточно, особенно в его северных и отдаленных районах. Обеспеченность врачами-стоматологами составляет от 70,0% в республике Саха (Якутия), до 25,0-35,0% в Амурской области и Еврейской автономной области. В Хабаровском крае – чуть более 50,0% . Остро стоит проблема кадрового обеспечения в области ортодонтической помощи. Сегодня среди врачей-стоматологов немало таких, кто не проходит тематические усовершенствования и краткосрочные курсы по современным технологиям. В ряде районов отмечается острый дефицит научно-практической информации. Крайне редко проводятся научно-практические конференции, мастер-классы, организуемые стоматологами региона. Большинство из них не участвуют во всероссийских и международных форумах. Не все стоматологи сертифицированы. Оснащенность оборудованием значительно отличается в различных районах обширной территории Дальнего Востока. Отмечается немало стоматологических кабинетов с недостаточным и даже низким уровнем оказания стоматологической помощи населению, не эффективно работает система ее экспертизы. Естественно, для определения оптимальных путей и разработки концепции развития стоматологической помощи населению Дальневосточного региона необходима оценка комплекса факторов, влияющих на формирование этого вида специализированной медицинской помощи, ее кадрового потенциала. В этой связи, стоматологический факультет ДВГМУ должен стать центром для проведения объективного анализа стоматологической помощи населению, оценки подходов и направлений ее развития, тенденций в системе подготовки и переподготовки стоматологических кадров с учетом особенностей различных климато-географических зон Дальнего Востока, сельских и северных его районов и неравномерной плотности населения. При этом следует учитывать имеющийся потенциал факультета и проблемы его развития, основными из которых являются:
Принципиальные изменения во внешней и внутренней среде, имеющиеся проблемы требуют от деканата и кафедр стоматологического факультета адекватного изменения своей деятельности на основе принципов маркетинга образовательных услуг, внедрения системы менеджмента качества в части подготовки конкурентоспособных специалистов-стоматологов, использования программно-целевого подхода. ^ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА. Стоматологический факультет – один их самых молодых в ДВГМУ, организован в 1979 году. За период, прошедший с момента его открытия, подготовлено 2300 врачей-стоматологов для практического здравоохранения, которые работают в Хабаровском крае, других регионах Дальнего Востока, ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время на факультете обучается 392 студента. Подготовка по специальности «Стоматология» осуществляется на 4-х профильных кафедрах: стоматологии терапевтической, стоматологии ортопедической, стоматологии хирургической и челюстно-лицевой хирургии, стоматологии детского возраста. В административном подчинении факультета находятся кафедры патологической анатомии, дерматовенерологии и физического воспитания. Основным направлением в развитии факультета в последние годы было создание собственной клинической базы – стоматологической поликлиники «Уни-Стом», которая открылась в 1997 году. Она размещается на площади 1280,9 кв.м. в учебном корпусе №2 ДВГМУ, где реализуется 80% объема учебной программы по специальным дисциплинам. Современным оборудованием оснащено 42 рабочих места. Кроме учебных занятий со студентами на базе поликлиники осуществляется производственная практика, подготовка клинических интернов и ординаторов по всем разделам стоматологии. Для проведения занятий имеются фантомные классы. Ежегодно на кафедрах факультета проходят переподготовку или специализацию на циклах усовершенствования, сертификационных циклах 200-250 врачей стоматологов. В профессорско-преподавательском составе специализированных кафедр факультета работает 71 человек, в том числе докторов медицинских наук и профессоров – 7 человек, кандидатов наук и доцентов – 24. В 2003-2009 годах состоялась защита 5 кандидатских и 3 докторских диссертаций. За этот же период подготовлено 15 научных разработок и проектов инновационного характера, в том числе по 5 из них выданы патенты для внедрения в практическую стоматологию. Кадровый потенциал стоматологического факультета и его развитие представлены в таблице 1. В целях подготовки научных кадров высшей квалификации в перспективе на факультете планируется открытие двух очных и двух заочных аспирантур по терапевтической и ортопедической стоматологии. В период до 2012 года осуществить необходимую работу и довести количество врачей высшей квалификации из числа сотрудников кафедр факультета с 35 (на 01.01.2009 г.) до 40 человек, долю преподавателей с учеными степенями и званиями до 65%, обеспечить планирование и выполнение НИР на хоздоговорной основе, в рамках создания хозяйственных обществ в соответствии с Федеральным Законом РФ от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ. Таблица 1
Для решения задач в области непрерывной качественной подготовки стоматологических кадров с внедрением инновационных форм обучения, овладение ими навыками практической и исследовательской работы, программа предполагает дальнейшее развитие материально-технической основы деятельности деканата факультета, кафедральных коллективов и клинических баз. Решение проблем развития факультета, и особенно его кадрового и материально-технического потенциалов, позволит в перспективе системно реформировать образовательный процесс с использованием информационных и инновационных технологий, внедрением современных методов компьютерного виртуально-реального моделирования лечебного процесса, обеспечить переход на новую ступень интеграции медицинского образования, клинической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности посредством укрепления преемственности и формирования научно-образовательных школ. ^ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА. Стратегическая программная цель – системное реформирование образовательного процесса с использованием современных информационных и инновационных технологий, направленное на подготовку высококвалифицированных специалистов-стоматологов, создание условий для участия преподавателей и студентов факультета в разработке и внедрении новых медицинских технологий как основы повышения качества стоматологической помощи населению Дальневосточного региона. В соответствии с положениями комплексной программы стратегического развития Дальневосточного государственного медицинского университета на период до 2010 года и дальнейшую перспективу определены следующие ключевые задачи: 1. Выбор в качестве основного элемента стратегии развития стоматологического факультета – создание системы и новых подходов к кадровому обеспечению научно-образовательного процесса, повышение профессионального уровня преподавателей и сотрудников, принятие мер по сохранению и омоложению кадрового состава, созданию действенного кадрового резерва. 2. Эффективное и рациональное использование имеющихся материально-технических ресурсов. Решение вопросов, связанных с переоснащением кафедр в соответствии с потребностями образовательного и научного процессов. Развитие баз практики студентов, в первую очередь, стоматологической поликлиники «Уни-Стом» ДВГМУ. 3. Формирование инновационного образовательного пространства на всех этапах подготовки и переподготовки стоматологических кадров, соответствующих современным международным и российским стандартам. Внедрение прогрессивных форм обучения с использованием инновационных методик и новых информационных технологий, обеспечение интеграции учебного процесса, научно-исследовательской деятельности, воспитательной работы и практики на всех этапах непрерывного профессионального образования. Участие в образовательных программах и проектах регионального, федерального и международного уровней. 4. Поддержка существующих и формирование новых научных школ и коллективов с участием студентов и аспирантов, деятельность которых направлена на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области стоматологии, укрепление их материальной базы. Участие в объявленных российских и зарубежных конкурсах для получения грантов на проведение исследований. Укрепление позиций факультета в региональных и национальных образовательных научных сообществах, профильных общественных ассоциациях и объединениях, развитие партнерских отношений с медицинскими центрами и стоматологическими поликлиниками всех форм собственности. 5. Эффективное взаимодействие с органами здравоохранения субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа и муниципальных образований, развитие системы «школа-факультет», проведение мониторинга потребности в стоматологических кадрах, координация и организация работы по вопросам востребованности и трудоустройства выпускников факультета. 6. Дальнейшее внедрение системы менеджмента качества как механизма управления процессами в области эффективности обучения и преподавания, подготовки и переподготовки кадров. Поддержка корпоративного имиджа факультета, повышение роли в этом ученого и методического советов факультета, кафедральных и студенческих коллективов. 7. Формирование всесторонне развитой личности будущего стоматолога, обладающего высокой культурой и профессионализмом, разработка модели непрерывного его развития в рамках полученной специальности. Усиление роли студенческого самоуправления. Активное вовлечение преподавателей в процесс управления и воспитания, создание системы постоянного их стимулирования к внеучебной работе. Поддержание взаимосвязей с выпускниками факультета. Реализация цели и задач перспективного развития факультета предполагает кардинальные изменения структуры и содержания образовательных и научно-исследовательских программ, обеспечивающих индивидуальную траекторию подготовки высококвалифицированных современных специалистов-стоматологов и ориентированных на запрос об уровне компетентности выпускников со стороны конкретного потребителя и заказчика – системы отечественного здравоохранения. Результаты работы по их выполнению должны освещаться как в специализированных, так и общедоступных СМИ, научных публикациях, выступлениях на конференциях и семинарах, в процессе подготовки и участия в выставках и салонах по конкретной тематике и показом прикладных разработок, изделий и материалов. Приоритетами развития факультета должны стать: - разработка и внедрение учебно-методических комплексов по всем дисциплинам, использование в учебном процессе инновационных форм обучения; - укомплектованность кафедр сотрудниками высшей квалификации; - решение вопросов материально-технического обеспечения деятельности кафедр факультета, их клинических и лабораторных баз; - подготовка и реализация программ и проектов в области образовательной и научно-исследовательской деятельности на основе межкафедрального взаимодействия, партнерских отношений с медицинскими организациями стоматологического профиля (заключение договоров на подготовку стоматологов, проведение исследований, разработку новых материалов и изделий), создание научных школ и экспертных групп, информационно-аналитических центров и общественных объединений (ассоциаций) по вопросам организации стоматологической помощи, ее доступности и качества, подготовки проектов нормативных актов, региональных и муниципальных целевых программ; - переход на международную систему медицинского образования, построенную на единых принципах, требованиях и стандартах; - обеспечение непрерывного образования с использованием интернет-технологий и электронных форм обучения; - подготовка и реализация специального проекта, связанного с подготовкой врача-стоматолога высокого уровня профессионализма, основанного на знаниях и практических навыках, в том числе в области экономики, управления и бизнес-планирования стоматологической помощи, умеющего грамотно общаться с клиентом (пациентом). Организация регулярного проведения сертификационных циклов, тематических усовершенствований с освещением особенностей течения, лечения и профилактики стоматологических заболеваний в различных районах Дальнего Востока. ^ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ Внедрение в учебный процесс инновационных технологий выводит на новый, современный уровень качества подготовки специалистов стоматологического профиля. С этой целью предполагается разработать и внедрить в учебный процесс различные инновационные формы обучения на кафедрах стоматологического факультета: ^ 2009 год 1. Переработка мультимедийных лекций для студентов 2-3 курсов 2. Подготовка новых презентационных лекций «Новые технологии в терапевтической стоматологии» 2010 год 3. Переработка мультимедийных лекций для студентов 4-5 курсов 4. Переработка мультимедийных лекций по физиотерапии для студентов 5 курса 2011 год 5. Подготовка «мастер класса» по «Эндодонтия» для студентов 3-4-5 курсов 6. Подготовка «мастер класса» по «Пародонтологии» для студентов 4-5 курсов 2012 год 7. Подготовка «мастер класса» по разделу «Кератозы» для студентов 3-4-5 курсов 8. Подготовка «мастер класса» по разделу «Лечение пародонта у лиц с соматической патологией» для студентов 3-4-5 курсов |