Программа стратегического развития стоматологического факультета icon

Программа стратегического развития стоматологического факультета





Скачать 0.9 Mb.
Название Программа стратегического развития стоматологического факультета
страница 1/4
Дата 13.02.2013
Размер 0.9 Mb.
Тип Программа
  1   2   3   4
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава)


Программа

стратегического развития

стоматологического факультета

Дальневосточного государственного медицинского

университета на 2009-2012 гг. и дальнейшую перспективу


Утверждена решением

Ученого совета ДВГМУ

24.11.2009 г. (Протокол № 4)


Хабаровск

2009

СОДЕРЖАНИЕ


1.

^ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ХАРАКТЕРА.


3

2.

^ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОТЕНЦИАЛА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.


6

3.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.


9

4.

^ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ


11

5.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ-СКОЙ РАБОТЫ.


15

6.

^ ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.


23

7.

ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДР

^ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.


27

7.1.

КАФЕДРА СТОМАТОЛОГИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ.


29

7.2.

^ КАФЕДРА СТОМАТОЛОГИИ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ.


32

7.3.

КАФЕДРА СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА.


36

7.4.

^ КАФЕДРА ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ЧЕЛЮСТНО–ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ.


39

7.5.

КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ.


41

7.6.

^ КАФЕДРА ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ.


43

7.7.

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.


45

8.

^ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


47

9.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДВГМУ.

49


^ 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ХАРАКТЕРА.


Главный фактор, от которого зависит развитие стоматологического образования в России – это государственное решение проблем образования и здравоохранения в целом и стоматологии в частности. Последние годы показали ряд тенденций в системе стоматологического образования:

1. Наблюдается увеличение объёма платного обучения во всех его секторах – среднем, высшем и постдипломном.

2. Отсутствие целенаправленного распределения выпускников не позволяет оптимально решить ряд государственно-важных задач – проблемы сельской стоматологии, детского сектора специальности, обеспечение стоматологической помощью слаборазвитых (дотационных) и отдаленных районов.

3. Недостаточное оснащение новейшим оборудованием и материалами кафедр, собственных клинических баз становится основным препятствием к улучшению преподавания, развитию стоматологических факультетов, материальному положению профессорско-преподавательского состава. Особенно остра эта проблема для постдипломного образования. Отсутствие современных собственных клинических баз лишает стоматологические факультеты перспективы, а их выпускников – возможности быть конкурентно-способными на рынке оказания стоматологических услуг.

4. Становится очевидным, что улучшать стоматологическое образование, обучение с использованием новых технологий, материалов, оборудование только за счет бюджета не реально.

5. Профессорско-преподавательский состав стоматологических факультетов отказывается мириться с низким уровнем официальной зарплаты и находит собственные выходы из ситуации.

6. В условиях экономического кризиса наметился интерес стоматологического бизнеса к качеству образования. Возникает понимание возможности влияния на рынок стоматологических изделий через систему непрерывной подготовки кадров, а на качество выпускников и привлечение их в частный сектор специальности – через материально-техническую поддержку факультетов и кафедр на основе договорных отношений.

7. Грядущие серьезные перемены в высшем медицинском образовании, вероятные принципиальные изменения в экономике и финансировании ВУЗов, их статусного положения, пока не восприняты профессорско-преподавательским составом ряда учебных заведений, что может сыграть негативную роль в их адаптации к новым условиям деятельности, хозяйствования и обучения.

Одна из острых проблем – складывающаяся критическая ситуация с трудовыми ресурсами на стоматологическом рынке. В условиях экономического кризиса идет борьба за клиента. В этой связи все отчетливее ставится вопрос об уровне профессиональной подготовки стоматологов, в том числе знаний по управлению, экономике, праву и психологии. Здесь необходим учет и анализ показателей работы стоматологических учреждений и здоровья населения на территориальном уровне, развития стоматологической помощи в регионе и ее возможности, обеспеченности соответствующими кадрами.

В настоящее время число стоматологов в Дальневосточном федеральном округе крайне недостаточно, особенно в его северных и отдаленных районах. Обеспеченность врачами-стоматологами составляет от 70,0% в республике Саха (Якутия), до 25,0-35,0% в Амурской области и Еврейской автономной области. В Хабаровском крае – чуть более 50,0% .

Остро стоит проблема кадрового обеспечения в области ортодонтической помощи. Сегодня среди врачей-стоматологов немало таких, кто не проходит тематические усовершенствования и краткосрочные курсы по современным технологиям. В ряде районов отмечается острый дефицит научно-практической информации. Крайне редко проводятся научно-практические конференции, мастер-классы, организуемые стоматологами региона. Большинство из них не участвуют во всероссийских и международных форумах. Не все стоматологи сертифицированы. Оснащенность оборудованием значительно отличается в различных районах обширной территории Дальнего Востока. Отмечается немало стоматологических кабинетов с недостаточным и даже низким уровнем оказания стоматологической помощи населению, не эффективно работает система ее экспертизы.

Естественно, для определения оптимальных путей и разработки концепции развития стоматологической помощи населению Дальневосточного региона необходима оценка комплекса факторов, влияющих на формирование этого вида специализированной медицинской помощи, ее кадрового потенциала. В этой связи, стоматологический факультет ДВГМУ должен стать центром для проведения объективного анализа стоматологической помощи населению, оценки подходов и направлений ее развития, тенденций в системе подготовки и переподготовки стоматологических кадров с учетом особенностей различных климато-географических зон Дальнего Востока, сельских и северных его районов и неравномерной плотности населения. При этом следует учитывать имеющийся потенциал факультета и проблемы его развития, основными из которых являются:

  • отсутствие нормативной базы, необходимой для консолидации материальных и финансовых средств, их увеличения с целью инновационного развития образовательной деятельности и научно-исследовательской работы. Не решены организационно-правовые вопросы списания материально-технических средств в связи с их длительными сроками эксплуатации, регламентации вузовской системы хоздоговорной деятельности и материального стимулирования труда преподавателей. Необходимо иметь оборудование, исходя из того, что стоматология, как клиническая специальность, требует постоянного его обновления с учетом внедрения новых препаратов и инструментов, требуется хорошо оснащенный фантомный курс;

  • низкая заработная плата и дефицит учебно-лабораторной и собственной современной клинической базы приводит к снижению престижности педагогического и исследовательского труда, постарению профессорско-преподавательских кадров. Медленно идет процесс обновления кадров за счет перспективной талантливой молодежи, в том числе из числа выпускников стоматологического факультета;

  • не сбалансирован механизм формирования контингента студентов по специальности «Стоматология» с потребностью медицинских учреждений в специалистах высшего профессионального образования. Отсутствует анализ количественного и качественного состава физических лиц – основных работников на занятых должностях в стоматологических поликлиниках Дальневосточного региона, особенно частных. Требуется создание региональной системы прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах стоматологов различной специализации и квалификации, в том числе с учетом общемировых и общенациональных тенденций;

  • нуждается в совершенствовании система переподготовки и аттестации стоматологических кадров, правила допуска их к практической деятельности, а также создание системы непрерывного профессионального образования в рамках ФПК и ППС университета;

  • не решены вопросы, связанные с разработкой новой системы взаимоотношений, регламентирующих рациональное использование специалистов- стоматологов, подготовленных как за счет федерального бюджета, так и на контрактной основе. Требуется создание действенного механизма получения информации со стороны медицинских учреждений различных форм собственности о трудоустройстве выпускников стоматологического факультета;

  • методическое обеспечение учебного процесса, формы и методы обучения пока не соответствуют международному уровню. Требуется приобретение и создание электронных образовательных ресурсов;

  • нуждается в обновлении оборудование основной клинической базы кафедр факультета – стоматологической поликлиники ДВГМУ «УНИ-СТОМ». Она не позволяет обеспечивать единство учебной, научно-исследовательской и лечебной деятельности, изучать и создавать новые материалы, технологии и изделия. Для студентов факультета не созданы самостоятельные клинические рабочие места с необходимым набором инструментов и оборудованием, не организована система набора пациентов для учебного процесса;

  • не отработан механизм партнерских отношений кафедр факультета с государственными, муниципальными и частными медицинскими учреждениями по вопросам улучшения стоматологических услуг, подготовки научных разработок инновационного характера, их внедрение в практическое здравоохранение и производство.

Принципиальные изменения во внешней и внутренней среде, имеющиеся проблемы требуют от деканата и кафедр стоматологического факультета адекватного изменения своей деятельности на основе принципов маркетинга образовательных услуг, внедрения системы менеджмента качества в части подготовки конкурентоспособных специалистов-стоматологов, использования программно-целевого подхода.

^ 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОТЕНЦИАЛА

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.


Стоматологический факультет – один их самых молодых в ДВГМУ, организован в 1979 году. За период, прошедший с момента его открытия, подготовлено 2300 врачей-стоматологов для практического здравоохранения, которые работают в Хабаровском крае, других регионах Дальнего Востока, ближнего и дальнего зарубежья.

В настоящее время на факультете обучается 392 студента. Подготовка по специальности «Стоматология» осуществляется на 4-х профильных кафедрах: стоматологии терапевтической, стоматологии ортопедической, стоматологии хирургической и челюстно-лицевой хирургии, стоматологии детского возраста. В административном подчинении факультета находятся кафедры патологической анатомии, дерматовенерологии и физического воспитания.

Основным направлением в развитии факультета в последние годы было создание собственной клинической базы – стоматологической поликлиники «Уни-Стом», которая открылась в 1997 году. Она размещается на площади 1280,9 кв.м. в учебном корпусе №2 ДВГМУ, где реализуется 80% объема учебной программы по специальным дисциплинам. Современным оборудованием оснащено 42 рабочих места. Кроме учебных занятий со студентами на базе поликлиники осуществляется производственная практика, подготовка клинических интернов и ординаторов по всем разделам стоматологии. Для проведения занятий имеются фантомные классы.

Ежегодно на кафедрах факультета проходят переподготовку или специализацию на циклах усовершенствования, сертификационных циклах 200-250 врачей стоматологов.

В профессорско-преподавательском составе специализированных кафедр факультета работает 71 человек, в том числе докторов медицинских наук и профессоров – 7 человек, кандидатов наук и доцентов – 24. В 2003-2009 годах состоялась защита 5 кандидатских и 3 докторских диссертаций. За этот же период подготовлено 15 научных разработок и проектов инновационного характера, в том числе по 5 из них выданы патенты для внедрения в практическую стоматологию.

Кадровый потенциал стоматологического факультета и его развитие представлены в таблице 1.

В целях подготовки научных кадров высшей квалификации в перспективе на факультете планируется открытие двух очных и двух заочных аспирантур по терапевтической и ортопедической стоматологии. В период до 2012 года осуществить необходимую работу и довести количество врачей высшей квалификации из числа сотрудников кафедр факультета с 35 (на 01.01.2009 г.) до 40 человек, долю преподавателей с учеными степенями и званиями до 65%, обеспечить планирование и выполнение НИР на хоздоговорной основе, в рамках создания хозяйственных обществ в соответствии с Федеральным Законом РФ от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ.

Таблица 1




Составляющие кадрового

потенциала

каф. терап. стоматологии

каф. ортоп. стоматологии

каф. СДВ

каф. хир. стом. и ЧЛХ

каф. пат. анатомии

каф. дерматовенерологии

каф. физ. воспитания

всего

по факультету

1.

Всего сотрудников ППС / в т.ч. штатных

на 01.01.2009 г.



17/9



13/10



13/8



8/6



12/1



4/4



7/6



72/44

2.

Доктора наук, профессора

на 01.01.2009 г.



1



2



1



1



-



2



-



7

3.

Кандидаты наук, доценты

на 01.01.2009 г.



4



4



5



4



4



2



4



27

4.

Остепененность ППС

на 01.01.2009 г.



29,4%



46%



46,2%



62,5%



33,3%



100%



57%



47,2%

5.

Защита диссертаций:

докторских

2003 – 2008 гг.

кандидатских

2003 – 2008 гг.



-


-



1


2



1


1



1


-



-


-



1


1



-


1



4


5

6.

Число сотрудников, прошедших профессиональную переподготовку на центральных базах

2003 – 2008 гг.

на базе ДВГМУ

2003 – 2008 гг.



1


6



2


10



8


16



-


3



-


-



2


3



1


5



14


43

7.

Количество изданных учебников, методических пособий, в т.ч. с грифом УМО

2003 – 2008 гг.



1/1



7/1



55/1



1/1



1/-



37/1



9/-



111/5

8.

Издано монографий

2003 – 2008 гг.



-



-



-



-



-



8



-



8

9.

Опубликовано научных статей

2003 – 2008 гг.



8



20



69



20



40



13



10



180



10.

Сделано докладов на конференциях

2003 – 2008 гг.



1



7



7



5



4



12



5



41

11.

Представлено экспонатов, разработок на выставках

2003 – 2008 гг.



-



-



-



3



-



1



-



4

12.

Проведено на базе кафедры конференций, круглых столов, в т.ч.

мастер-классов

2003 – 2008 гг.



2/2



-/-



9/5



1/1



-/-



5/-



-/-



17/8

13.

Получено грантов

2003 – 2008 гг.

патентов

2003 – 2008 гг.


-


-


-


-


-


-


-


6


-


6


-


-


-


-


-


12



Для решения задач в области непрерывной качественной подготовки стоматологических кадров с внедрением инновационных форм обучения, овладение ими навыками практической и исследовательской работы, программа предполагает дальнейшее развитие материально-технической основы деятельности деканата факультета, кафедральных коллективов и клинических баз.

Решение проблем развития факультета, и особенно его кадрового и материально-технического потенциалов, позволит в перспективе системно реформировать образовательный процесс с использованием информационных и инновационных технологий, внедрением современных методов компьютерного виртуально-реального моделирования лечебного процесса, обеспечить переход на новую ступень интеграции медицинского образования, клинической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности посредством укрепления преемственности и формирования научно-образовательных школ.


^ 3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.


Стратегическая программная цель – системное реформирование образовательного процесса с использованием современных информационных и инновационных технологий, направленное на подготовку высококвалифицированных специалистов-стоматологов, создание условий для участия преподавателей и студентов факультета в разработке и внедрении новых медицинских технологий как основы повышения качества стоматологической помощи населению Дальневосточного региона.

В соответствии с положениями комплексной программы стратегического развития Дальневосточного государственного медицинского университета на период до 2010 года и дальнейшую перспективу определены следующие ключевые задачи:

1. Выбор в качестве основного элемента стратегии развития стоматологического факультета – создание системы и новых подходов к кадровому обеспечению научно-образовательного процесса, повышение профессионального уровня преподавателей и сотрудников, принятие мер по сохранению и омоложению кадрового состава, созданию действенного кадрового резерва.

2. Эффективное и рациональное использование имеющихся материально-технических ресурсов. Решение вопросов, связанных с переоснащением кафедр в соответствии с потребностями образовательного и научного процессов. Развитие баз практики студентов, в первую очередь, стоматологической поликлиники «Уни-Стом» ДВГМУ.

3. Формирование инновационного образовательного пространства на всех этапах подготовки и переподготовки стоматологических кадров, соответствующих современным международным и российским стандартам. Внедрение прогрессивных форм обучения с использованием инновационных методик и новых информационных технологий, обеспечение интеграции учебного процесса, научно-исследовательской деятельности, воспитательной работы и практики на всех этапах непрерывного профессионального образования. Участие в образовательных программах и проектах регионального, федерального и международного уровней.

4. Поддержка существующих и формирование новых научных школ и коллективов с участием студентов и аспирантов, деятельность которых направлена на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области стоматологии, укрепление их материальной базы. Участие в объявленных российских и зарубежных конкурсах для получения грантов на проведение исследований. Укрепление позиций факультета в региональных и национальных образовательных научных сообществах, профильных общественных ассоциациях и объединениях, развитие партнерских отношений с медицинскими центрами и стоматологическими поликлиниками всех форм собственности.

5. Эффективное взаимодействие с органами здравоохранения субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа и муниципальных образований, развитие системы «школа-факультет», проведение мониторинга потребности в стоматологических кадрах, координация и организация работы по вопросам востребованности и трудоустройства выпускников факультета.

6. Дальнейшее внедрение системы менеджмента качества как механизма управления процессами в области эффективности обучения и преподавания, подготовки и переподготовки кадров. Поддержка корпоративного имиджа факультета, повышение роли в этом ученого и методического советов факультета, кафедральных и студенческих коллективов.

7. Формирование всесторонне развитой личности будущего стоматолога, обладающего высокой культурой и профессионализмом, разработка модели непрерывного его развития в рамках полученной специальности. Усиление роли студенческого самоуправления. Активное вовлечение преподавателей в процесс управления и воспитания, создание системы постоянного их стимулирования к внеучебной работе. Поддержание взаимосвязей с выпускниками факультета.

Реализация цели и задач перспективного развития факультета предполагает кардинальные изменения структуры и содержания образовательных и научно-исследовательских программ, обеспечивающих индивидуальную траекторию подготовки высококвалифицированных современных специалистов-стоматологов и ориентированных на запрос об уровне компетентности выпускников со стороны конкретного потребителя и заказчика – системы отечественного здравоохранения. Результаты работы по их выполнению должны освещаться как в специализированных, так и общедоступных СМИ, научных публикациях, выступлениях на конференциях и семинарах, в процессе подготовки и участия в выставках и салонах по конкретной тематике и показом прикладных разработок, изделий и материалов.

Приоритетами развития факультета должны стать:

- разработка и внедрение учебно-методических комплексов по всем дисциплинам, использование в учебном процессе инновационных форм обучения;

- укомплектованность кафедр сотрудниками высшей квалификации;

- решение вопросов материально-технического обеспечения деятельности кафедр факультета, их клинических и лабораторных баз;

- подготовка и реализация программ и проектов в области образовательной и научно-исследовательской деятельности на основе межкафедрального взаимодействия, партнерских отношений с медицинскими организациями стоматологического профиля (заключение договоров на подготовку стоматологов, проведение исследований, разработку новых материалов и изделий), создание научных школ и экспертных групп, информационно-аналитических центров и общественных объединений (ассоциаций) по вопросам организации стоматологической помощи, ее доступности и качества, подготовки проектов нормативных актов, региональных и муниципальных целевых программ;

- переход на международную систему медицинского образования, построенную на единых принципах, требованиях и стандартах;

- обеспечение непрерывного образования с использованием интернет-технологий и электронных форм обучения;

- подготовка и реализация специального проекта, связанного с подготовкой врача-стоматолога высокого уровня профессионализма, основанного на знаниях и практических навыках, в том числе в области экономики, управления и бизнес-планирования стоматологической помощи, умеющего грамотно общаться с клиентом (пациентом). Организация регулярного проведения сертификационных циклов, тематических усовершенствований с освещением особенностей течения, лечения и профилактики стоматологических заболеваний в различных районах Дальнего Востока.


^ 4. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ


Внедрение в учебный процесс инновационных технологий выводит на новый, современный уровень качества подготовки специалистов стоматологического профиля.

С этой целью предполагается разработать и внедрить в учебный процесс различные инновационные формы обучения на кафедрах стоматологического факультета:

^ Кафедра стоматологии терапевтической

2009 год

1. Переработка мультимедийных лекций для студентов 2-3 курсов

2. Подготовка новых презентационных лекций «Новые технологии в терапевтической стоматологии»

2010 год

3. Переработка мультимедийных лекций для студентов 4-5 курсов

4. Переработка мультимедийных лекций по физиотерапии для студентов 5 курса

2011 год

5. Подготовка «мастер класса» по «Эндодонтия» для студентов 3-4-5 курсов

6. Подготовка «мастер класса» по «Пародонтологии» для студентов 4-5 курсов

2012 год

7. Подготовка «мастер класса» по разделу «Кератозы» для студентов 3-4-5 курсов

8. Подготовка «мастер класса» по разделу «Лечение пародонта у лиц с соматической патологией» для студентов 3-4-5 курсов

  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа стратегического развития стоматологического факультета icon Рекомендации для врачей Программа по вопросам питания и безопасности пищевых продуктов Отдел технической

Программа стратегического развития стоматологического факультета icon Программа стратегического развития Дальневосточного государственного медицинского университета
Общая характеристика деятельности университета: совершенствование структуры и приоритетные направления...
Программа стратегического развития стоматологического факультета icon Научное обоснование модели стратегического развития стоматологической службы региона и системы управления
Работа выполнена в гоу впо «Ростовском государственном медицинском университете Росздрава»
Программа стратегического развития стоматологического факультета icon Практических занятий для студентов 4 курса стоматологического факультета на 2012-2013 учебный год
Обследование стоматологического больного с заболеваниями твердых тканей зубов. Осмотр пациента. Правила...
Программа стратегического развития стоматологического факультета icon Программа профилактики для студентов 3 курса стоматологического факультета

Программа стратегического развития стоматологического факультета icon Экзаменационная программа для студентов стоматологического факультета 2010 Раздел 1-2

Программа стратегического развития стоматологического факультета icon Комплекс знаний и перечень практических навыков по общей стоматологии для студентов 2 курса стоматологического
По завершению занятий на 4-ом семестре, студенты 2-го курса стоматологического факультета должны...
Программа стратегического развития стоматологического факультета icon Программа по микробиологии для обучения студентов стоматологического факультета (специальность: Стоматология,

Программа стратегического развития стоматологического факультета icon Программа рассмотрена на заседании кафедры внутренних болезней стоматологического факультета “26”

Программа стратегического развития стоматологического факультета icon Рабочая программа по иностранному языку (английский язык) для студентов I-II курсов стоматологического

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы