Скачать 0.57 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет Язык (и) обучения русский Трудоемкость 4 зачетных единицы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Общественное здоровье и здравоохранение» Public health and healthcare Регистрационный номер рабочей программы: Санкт-Петербург 2012 Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебной дисциплины
Цели изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»: - дать студентам основные понятия касающиеся здоровья, показателей заболеваемости и смертности, в нашей стране и за рубежом, социальных болезней, медицинской статистики, медико-социальных аспектов и факторов риска образа жизни населения, структуру и функционирование, управление государственным, муниципальным частным здравоохранением в различных правовых системах – в системе континентального права, в сферу которой входят Россия, Германия и др., и в системе общего права, используемой в Англии, США, и др., а также на основе права ЕС. Изучить социально-гигиеническое значение важнейших заболеваний и организации лечебно-профилактической помощи при них. Организацию амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и других видов медицинской помощи. ^ формирование у студентов целостной картины о государственной политике в сфере охраны здоровья в РФ, современного состояния общественного здоровья и мер по его поддержанию; иметь четкое представление о структуре и принципах построения систем здравоохранения, основанных на разных организационно-правовых механизмах в зарубежных странах и Российской Федерации; умение применять на практике методы медицинской статистики, правильно интерпретировать показатели здоровья и смертности, показатели деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений здравоохранения; иметь четкое представление о принципах планирования деятельности учреждений здравоохранения и органов управления субъекта РФ.
Язык обучения по настоящей программе – русский
Требуется освоение учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
^ ПК-1 основные этапы развития здравоохранения в России и за рубежом; ПК-2 развитие правовых основ здравоохранения в России и за рубежом; ПК-3 понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность и методы его изучения: ПК-4 основные понятия, используемые в демографических показателях заболеваемости, смертности, инвалидности, физического развития; тенденции в состоянии здоровья населения РФ и в мире; ПК-5 социально-гигиеническое значение важнейших заболеваний и организация лечебно-профилактической помощи при них; ПК-6 основы управления здравоохранением; ПК-7 принципы организации амбулаторно-поликлинической, стационарной, акушерско-гинекологической, стоматологической, лечебно-профилактической помощи детям, медицинской помощи работникам промышленных предприятий, скорой медицинской помощи населению; ПК-8 административно-правовые основы деятельности санитарно-эпидемиологической службы в Российской Федерации; ПК-9 основные факторы риска образа жизни и их медико-социальное значение; ПК-10 основы профилактики и ее основные виды; ПК-11 международное сотрудничество в области здравоохранения, роль Всемирной организации здравоохранения.
По результатам обучения магистр должен уметь: КП-1 рассчитать, оценить и интерпретировать показатели физического здоровья населения; КП-2 использовать полученную информацию о показателях физического здоровья для анализа общественного здоровья, правовой оценки эффективности управления региона, отдельных субъектов управления; КП-3 рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели заболеваемости населения; КП-4 использовать полученную информацию о показателях заболеваемости для анализа общественного здоровья, деятельности учреждений здравоохранения; КП-5 рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели экономической деятельности учреждений здравоохранения с целью их правовой оценки; КП-6 рассчитывать, оценивать показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям и женщинам; КП-7 использовать полученную информацию в юридическом сопровождении деятельности амбулаторных и стационарных учреждений здравоохранения; КП-8 разбираться в первичной учетной медицинской документации всех звеньев учреждений здравоохранения; КП-9 составить аналитическую информации о демографической ситуации в соответствующем регионе, состоянии общественного здоровья, с учетом конечных результатов деятельности системы здравоохранения и обоснования медико-социальных мероприятий, направленных на улучшение здоровья; КП-10 применять Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) в практической деятельности юриста лечебно-профилактического учреждения; КП-11 применять методики расчета и анализа показателей физического развития, заболеваемости; КП-12 применять методику расчета и анализа показателей работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений. КП-13 применять полученные знания в деятельности юриста лечебно-профилактического учреждения системы здравоохранения РФ. КП-14 составлять письменные документы юридического содержания, с использованием полученных знаний по изучаемому предмету. КП-15 уметь составить план выступлений по правовым вопросам в сфере медицинского права, с учетом полученных знаний по предмету «Общественное здоровье и здравоохранение» в том числе, в состязательных процедурах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения в устной полемике, особенно с учетом полученных знаний; КП-16 уметь составить экспертное заключение на основе полученных знаний. 1.5 ^ Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы: классические лекционные методы – 6 часов; активная форма аудиторской учебной работы в виде практических занятий – 16 часов; интерактивные занятия – 10 часов; аудиторные – 32 часа; контроль самостоятельной учебной работой студентов – 62 часа. Объем учебной работы за курс дисциплины: 94 часа ^
^ Тема 1 Общественное здоровье и здравоохранение как наука. Развитие. История. Основные понятия. Предмет. Понятия «жизнь», «здоровье» и «медицинская помощь», их связь и конституционно-правовое значение. Закрепление этих понятий в международных правовых нормах и его конституционно-правовое значение. Действие принципа справедливости и равенства в сфере оказания медицинской помощи. Влияние религиозных и культурных традиций на подходы к охране здоровья и медицинскую помощь. Факторы риска. Качество жизни и здоровье. Основные этапы развития здравоохранения России в сравнении с рядом зарубежных стран. ^ Тема самостоятельной работы. История здравоохранения России и ряда зарубежных стран. Самостоятельная работа: 10 часов. Студенты готовят самостоятельные письменные рефераты на ниже перечисленные темы. Используется дополнительная литература, рекомендованная для самостоятельной работы. Студенты в работах должны отразить свое отношение к зарубежной системе здравоохранения и дать сравнительный анализ организационно-правовой системы той или иной страны применительно к Российской Федерации, или определенного этапа развития российского здравоохранения и наших дней. Темы для рефератов: 1. Здравоохранение России периода реформ Александра II. 2. Период становления советского здравоохранения (1917-1920гг.) 3. Особенности здравоохранения России в период 1921-1925гг. 4. Здравоохранение в послевоенный период с 1952года. 5. Всеобщая диспансеризация населения СССР основная задача здравоохранения советского периода (1970-87 г.г.), причины неудач и положительные итоги. 6. Здравоохранение США, особенности построения системы, суть реформ президента Обамы. 7. Здравоохранение Великобритании, отличие от системы современного здравоохранения Российской Федерации. 8. Принцип справедливости и равенства в сфере предоставления медицинской помощи в международных правовых актах. Краткая характеристика и оценка с точки зрения соблюдения в отечественном законодательстве по охране здоровья граждан РФ. Основная литература: 1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебн. Для студентов / под ред. В.А. Миняева, Н.И.Вишнякова. – 5-е изд. Перераб. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 656 с. Дополнительная литература: 1. Азаров А.А. Обеспечение и защита прав граждан при оказании медицинской помощи: Учебное пособие. - М.: Гэотар Медицина,2007.-197 с. 2. Из истории земства в России (1864 - 1918). – М., 1993. – 84 с. 3. Игумнов С.Н. Земства и медицинская помощь. – Харьков, 1918. – 8 с. 4. Игумнов С.Н. Земские вольные аптеки и земская медицина. - Харьков, 1908. – 6 с. 5. История медицины. \\ Под ред. Б.Д. Петрова. – М.: Медгиз, 1954. т. 1. 283 с. 6. История медицины СССР. \\ Под ред. Б.Д. Петрова. – М.: Медицина, 1964. – 646 с. 7. Пристанскова Н.И. Правовое регулирование врачебно-санитарной деятельности в Российской империи (XIX – начало XX вв.) / Под ред. д.ф.н., проф. В.Ю. Сморгуновой. Монография. СПб, 2007. – 172 с. 8. Тобес, Б. Право на здоровье: теория и практика – М., 2001. – 129 с. 9. Andre den Exter (ed.) Human Rights and Biomedicine – Antwerpen | Apeldoorn | Portland Maklu, 2010. – 274 pag. (www.isbs.eu) Тема 2. Организационно - правовые основы здравоохранения в Российской Федерации. Краткое изложение истории развития правовых основ здравоохранения в России. Правовое положение врачей в XI-XV веках (Устав великого князя Владимира Святославовича, «Русская Правда» и др.). Свод законов Российской империи 1833 года и вопросы охраны здоровья. Дореволюционное здравоохранение и право. Правовые основы советского здравоохранения – плюсы и минусы. Современное законодательство в сфере охраны здоровья и его влияние на состояние здоровья населения РФ. Система законодательства о государственном и муниципальном здравоохранении и проблемы ее развития. ^ Интерактивное занятие – 2 часа Форма интерактивного занятия: Дискуссия (1) по следующим вопросам: - особенности различных организационно-правовых систем здравоохранения различных стран: государственной системы здравоохранения (система Бевериджа); медицинского страхования (система Бисмарка); частная система здравоохранения, основанная на свободной конкуренции предоставления медицинских услуг; - обсуждение исторического взгляда и влияние на мировое здравоохранение возникновение института земского врача и его правовые основания. К этому занятию преподаватель должен проверить подготовленные рефераты на данные темы и оценить экспертные заключения сделанные студентами в своих работах. Задача для разбора: Депутаты Государственной Думы, обеспокоенные катастрофическим положением учреждений сферы здравоохранения, снижением рождаемости и ростом смертности населения России потребовали от Президента РФ представления доклада о государственной политике в области охраны здоровья населения. В Администрации Президента РФ пояснили, что данный доклад может быть представлен не иначе как составная часть ежегодного послания Президента РФ Федеральному собранию РФ. Вопросы:
Основная литература для подготовки к занятию: 1.Общественное здоровье и здравоохранение: учебн. Для студентов / под ред. В.А. Миняева, Н.И.Вишнякова. – 5-е изд. Перераб. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 656 с. Дополнительная литература:
Тема 3. Здоровье населения и методы его изучения. Понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность. Демографические показатели (статика населения, динамика населения). Заболеваемость населения и методы ее изучения. Виды заболеваемости. Основы медицинской статистики. Международная статистическая классификация болезней и проблемы, связанные со здоровьем. Некоторые основные тенденции в состоянии здоровья населения России в конце XX века. ^ Цель занятия: практическое использование показателей заболеваемости для оценки и анализа состояния общественного здоровья, конечных результатов деятельности системы здравоохранения и обоснования медико-социальных мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения. Задача – эталон Исходные данные Среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 436 580 человек. В течении года в лечебно-профилактических учреждениях всего зарегистрировано 409 100 случаев заболеваний, из которых 214 840 – с диагнозом, установленным впервые в жизни. Среди всех зарегистрированных заболеваний - 11 670 случаев связаны с болезнями эндокринной системы. При медицинском осмотре 3200 лиц было выявлено 5900 случаев заболеваний. Задание: На основании представленных исходных данных рассчитайте и проанализируйте показатели. - Первичной заболеваемости - Общей заболеваемости. - Общей заболеваемости болезнями эндокринной системы. - Патологической пораженности. Задача для самостоятельного решения: Среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 2 813 700 жителей. В течении года в лечебно-профилактических учреждениях зарегистрировано всего 5 323 100 случаев заболеваний, из которых 3 710 640 зарегистрировано с диагнозом впервые в жизни. Среди всех зарегистрированных заболеваний – 179 243 случаев болезней нервной системы. При медицинском осмотре 4700 лиц было выявлено 7335 случаев заболеваний. Рассчитать показатели: Первичной заболеваемости - Общей заболеваемости. - Общей заболеваемости болезнями эндокринной системы. - Патологической пораженности. Основная литература: 1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебн. Для студентов / под ред. В.А. Миняева, Н.И.Вишнякова. – 5-е изд. Перераб. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 656 с. 2. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум: учеб. Пособие / В.А.Медик, В.И.Лисицин, А.В. Прохорова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 144 с. : ил. Самостоятельная работа студентов над темой с учетом разбора задачи – 8 часов Для успешной подготовки к Теме №3 и решения задач студенты должны самостоятельно изучить основные понятия, используемые в оценке развития общественного здоровья и медицинской статистике. Для данной цели используется предлагаемая учебно-методическая литература. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Дайте определение медицинской демографии. 2. Назовите основные разделы медицинской демографии. 3. Какое значение имеют демографические данные для характеристики общественного здоровья населения и оценки деятельности учреждений здравоохранения. 4. Дайте определение рождаемости и смертности. 5. Назовите статистический документ, используемый для регистрации случая рождаемости. 6. По каким формулам рассчитывают общий и специальный коэффициент рождаемости. 7. Назовите основные показатели смертности населения. 8. Назовите статистические документы, используемые для регистрации случая смерти. 9. По каким формулам рассчитывают основные показатели смертности. 10. Дайте определение общего коэффициента естественного прироста населения. 11. Что такое «противоестественная убыль населения» 12. Дайте определение показателя «средняя продолжительность предстоящей жизни». 13. Для каких целей используются данные о заболеваемости населения? 14. Назовите основные источники получения информации о заболеваемости населения. 15. Дайте определение понятия «первичная заболеваемость». 16. Дайте определение понятия «общая заболеваемость». 17. Дайте определение понятия «патологическая пораженность». 18. Назовите основные первичные учетные статистические документы, применяющиеся при изучении заболеваемости. 19. Какой нормативный документ используется во всех странах мира для изучения заболеваемости? 20. Дайте определение понятия «инвалидность». 21. Перечислите группы инвалидности и дайте им характеристики. 22. Какие заболевания определяют структуру инвалидности? 23. Назовите причины инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности. 24. Каков порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу? 25. Назовите основные статистические показатели инвалидности и способы их расчета. 26. Дайте определение понятия «физическое здоровье». 27. Назовите основные методы изучения физического здоровья населения. 28. Какие основные антропофизиологические показатели характеризуют индивидуальное здоровье? 29. Назовите три основных типа телосложения. 30. Дайте определение понятия «акселерация». Основная литература: 1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебн. Для студентов / под ред. В.А. Миняева, Н.И.Вишнякова. – 5-е изд. Перераб. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 656 с. 2. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум: учеб. Пособие / В.А.Медик, В.И.Лисицин, А.В. Прохорова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 144 с. : ил. Тема 4. Социально-гигиеническое значение важнейших заболеваний и организация лечебно-профилактической помощи при них. Социальное значение болезней системы кровообращения, органов дыхания и организация медицинской помощи при них. Злокачественные новообразования и организация медицинской помощи при них. Организация медицинской помощи больным туберкулезом, инфекционными болезнями, психическими расстройствами. Организация медицинской помощи больным, страдающих инфекциями передающиеся половым путем. ВИЧ-инфекция и СПИД – организационно-правовые проблемы. Травматизм – важнейшая социальная проблема современного российского общества. Социально значимые болезни. Отношение общества к проблеме СПИДа. Кто эти люди – изгои общества или жертвы несовершенства медицинской науки и практики. Ущемлены ли их права в современном обществе? Интерактивное занятие - 2 часа. Форма интерактивного занятия: Дискуссия (2) по следующим вопросам: - связь социальных болезней и организации помощи населению страдающих ими с политикой государства; в чем роль государства в борьбе с социальными болезнями?; - ограничение прав и свобод граждан – в чем смысл и общественная значимость данных ограничений? - отличие правовых норм регулирующих права больных СПИДом в различных странах и в РФ. К занятию каждый студент подготовить реферат и сделать свое письменное экспертное заключение по обсуждаемым вопросам и сдать преподавателю для проверки. Самостоятельная работа: подготовка к дискуссии – 4 часа. При подготовке к дискуссии в рамках самостоятельной работы студенты должны изучить имеющуюся литературу, спорные теоретические проблемы, определить собственную позицию, привести аргументы в ее защиту и контраргументы при анализе иных позиций. ^ 1. Правовое регулирование отношений, возникающих при оказании медицинской помощи пациентам страдающим туберкулезом. 2. Проблемы правового регулирования оказания медицинской помощи в связи с ВИЧ-инфекцией. 3. Оказание медицинской помощи при автодорожных травмах, правовые проблемы и пути их решения. 4. Психические болезни, правовое регулирование, права пациентов страдающих психическими расстройствами в современном законодательстве. Дополнительная литература: 1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебн. Для студентов / под ред. В.А. Миняева, Н.И.Вишнякова. – 5-е изд. Перераб. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 656 с. 2. Денисов Б.П. Демография ВИЧ. – МГУ. – Москва: МАКС Пресс, 2009. – Т. вып. - 130 с. 3. Федеральный Закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», (30 марта 1995 года). 4. Власов В.В. Введение в доказательную медицину. – М., 2001. – 392 с. 5. Власов В.В. Эпидемиология. М. Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004. – 462 С. 6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.02.2009 №4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 37, 52, 135, 222, 284, 286 и 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части четвертой статьи 28 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в связи с жвлобами граждан Ю.К.Гудковой, П.В. Штукатурова и М.А. Яшиной». 7. Определение Конституционного Суда РФ от 08.11.2005 №439-О «По жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». 8. Тюков Ю.А., Ратникова Л.И., Радзиховская М.В., Мельников В.В. Некоторые аспекты формирования приверженности к лечению у ВИЧ-инфицированных в пенитенциарных учреждениях. // Организация здравоохранения и общественное здоровье. – М., 2010 год, №3, - С. 3-5. ^ . Система управления здравоохранением в Российской Федерации. Стратегическое управление здравоохранением. Экономические, политические, юридические гарантии функционирования системы здравоохранения РФ. Министерство здравоохранения и социального развития – задачи, функции, структура. Здравоохранение субъекта РФ, функции, задачи. Планирование, организация, координирование, мотивация и контроль в здравоохранении, применение и эффективность в современном управлении объектами здравоохранения. Управленческие решения в здравоохранении, эффективность и достижение целей. ^ . Рекомендуемая литература: 1. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов / Под ред. В.А. Миняева, Н.И.Вишнякова. - М.: Мед пресс-информ, 2002. – 528 с. ^ Субъекты государственной системы здравоохранения: общая характеристика. Характеристика объекта государственной системы здравоохранения. ^ – 2 часа Рекомендуемая литература: 1. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов /Под ред. В.А. Миняева, Н.И.Вишнякова. - М.: Мед пресс-информ, 2002. – 528 с. Задача№1(пример для разбора на семинарском занятии): Решением законодательного собрания одной из республик России все лечебно-профилактические учреждения, в том числе и ранее находившиеся в федеральной собственности (госпиталя МО РФ и МВД РФ), был и объявлены собственностью этой республики. Прокурор республики, считая, что данное решение противоречит Конституции РФ, потребовал от законодательного собрания республики его отмены. Вопросы: 1. В чём заключается это противоречие? 2. Какими нормативными актами регулируется управление федеральными, государственными и муниципальными учреждения системы здравоохранения? Задача № 2 (пример для разбора на семинарском занятии): Железнодорожная больница станции «Колхозная», являвшаяся единственной в муниципальном образовании «Пласкеево», обратилась с письмом в Территориальный фонд ОМС о заключении договора о финансировании дополнительной медицинской помощи, предоставляемой в рамках приоритетного нацпроекта «Здоровье». Однако ТФОМС больнице отказал, мотивируя это тем, что она не является ни государственной, ни муниципальной. Вопросы:
Задача №3(пример для обсуждения на семинаре): Областная дума одного из субъектов РФ вынесла проект комплексной программы развития в области системы здравоохранения, согласно которому в области предполагалось построить 2 новых больницы, 3 поликлиники и один родильный дом. В проекте постановления указывалось, что финансирование данной программы должно вестись совместно из областного и местного бюджетов в процентном соотношении 25% и 75% соответственно. Несмотря на возражения представителей местных органов власти, программа была принята областной думой. Вопросы для обсуждения:
Обязательная литература:
Дополнительная литература:
Устав врачебный. Сост. |