«общественное здоровье и здравоохранение» Цель дисциплины icon

«общественное здоровье и здравоохранение» Цель дисциплины





Скачать 470.54 Kb.
Название«общественное здоровье и здравоохранение» Цель дисциплины
Дата18.03.2013
Размер470.54 Kb.
ТипДокументы





ДИСЦИПЛИНА

«ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

Цель дисциплины - дать знания и умения, необходимые будущему врачу для работы в сфере общественного здоровья по вопросам:

  • общественное здоровье и факторы, его определяющие;

  • системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения,

  • организационно-медицинские технологии,

-управленческие процессы, включая экономические, правовые,

административные, организационные и др. внутриотраслевые и межсекторалъные отношения,

-тенденции развития здравоохранения в зарубежных странах

^ Задачами обучения являются научить студентов:

- исследованию состояния здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления,

- организации медицинской и медико-профилактической помощи населению,

- использованию и анализу информации о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических и санитарно - профилактических учреждении для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи;

- основам экономики', маркетинга, планирования и финансирования менеджмента, инновационных процессов в здравоохранении, правовых и этических аспектов медицинской деятельности.

  1. ^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ». ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Цели:

Студент должен: Знать:

-основные термины и понятия;

-теоретическую основу общественного здоровья и здравоохранения, как научной дисциплины и предмета преподавания (задачи, предметы, методы, принципы ); - историю формирования и развития дисциплины;

  • роль и место социальных и биологических факторов в формировании здоровья (обще­ственного, группового, семейного, индивидуального) и организации здравоохранения;
    -медицинские аспекты этики и деонтологии в деятельности врача;


  • политику и основы законодательства в области охраны здоровья населения;

  • основные направления реформы здравоохранения.
    Уметь:


-дать определение научной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»;

-дать определение индивидуального и общественного здоровья;

-дать определение общественного здравоохранения;

-использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах и для совершенствования своей профессиональной деятельности.

Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья, воздействии социальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения. Соотношение социального и биологического в медицине. Основные теоретические концепции медицины и здравоохранения.

Место дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» среди медицинских, гигиенических и общественных наук в системе медицинского образования.

Роль дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в практической деятельности врача, органов и учреждений здравоохранения, в планировании, управлении, организации труда в здравоохранении.

Основные методы исследования дисциплины «Общественное здоровье и здравоохра­нение»: статистический, исторический, экспериментальный, социологический, экономико-математический, моделирования, метод экспертных оценок, эпидемиологический и др.

Возникновение и развитие социальной гигиены и организации здравоохранения (общественной медицины) в зарубежных странах (А. Гротъян, А. Фишер и др.). Становление и развитие социальной гигиены и организации здравоохранения в России (Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, А.В. Мольков, М.Ф. Владимирский, Г.Н. Каминский, З.Г. Френкель, Г.А. Бат-кис, СВ. Курашов, Н.А. Виноградов, М.Д. Ковригина, И.Д. Богатырев, А.Ф. Серенко, A.M. Мерков, Е.А. Садвокасова, Е.Н. Шиган и др.).

Проблемы социальной политики в стране. Основы политики отечественного здравоохранения. Законодательная база отрасли. Проблемы здравоохранения в важнейших общественно-политических, государственных документах (Конституция РФ, законодательные акты, решения, постановления и др.).

Здравоохранение как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения.

Основные принципы отечественного здравоохранения на этапах его развития.

Основные направления реформы здравоохранения.

Теоретические аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии. Этические и деонтологические традиции отечественной медицины.

Биоэтика в деятельности врача: порядок применения новых методов профилактики, диагностики и лечения, проведение биомедицинских исследований и др.

Клятва врача. Врачебная тайна. Права пациента. Права и социальная защита медицинских работников.Врачебные ошибки. Ятрогения.

^ II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИ СТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Цели:

Студент должен: Знать:

-основные определения и понятия медицинской статистики;

-значение статистического метода при изучении общественного здоровья и орга­низации здравоохранения;

-основные методы, применяемые при анализе статистических данных о здоровье населения и организации медицинской помощи;


- основные этапы организации статистического исследования.

Уметь:

-правильно применять в научно-практической работе статистический метод исследования при оценке состояния здоровья населения и организации медицинской помощи:

-провести научно-практическое исследование по изучению состояния здоровья населения, организации медицинской помощи, анализу деятельности ЛПУ;

-использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах.

-определение статистики, ее теоретические основы теория вероятности, закон больших чисел. Применение статистики в медико-биологических и медико-социальных исследованиях.

^ П.1.0РГАНИЗАЦИЯ (ЭТАПЫ) СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1 этап - цель и задачи исследования;

-рассчитывать и оценивать основные показатели здоровья населения: медико-демографические, показатели заболеваемости, инвалидности, физического развития;

-определять факторы, влияющие на здоровье населения; применять полученные показатели для оценки состояния здоровья, оценки деятельности учреждений здравоохранения, планирования медицинской помощи;

-применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах.

Индивидуальное здоровье: определение, медицинские и социальные критерии, комплексная оценка, группы здоровья.

Общественное здоровье: критерии и показатели.

Схема изучения здоровья населения и отдельных его групп: важнейшие факторы и условия, определяющие уровень общественного здоровья - социально-экономические (условия и образ жизни), экологические и природно-климатические, биологические (наследственность, этнические особенности, возраст, пол), уровень и организация медицинской помощи.

^ III. 1. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ

АСПЕКТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Цели:

Студент должен: Знать:

-определение медицинской демографии, ее основные разделы и показатели:

-источники медико-демографической информации и роль врачей в ее сборе и анализе; основные тенденции медико-демографических процессов и факторы, их определяющие.

^ Уметь:

-рассчитывать, оценивать и интерпретировать медико-демографические показатели;

-использовать полученную медико-демографическую информацию при анализе других показателей общественного здоровья, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планировании медицинской помощи и при обучении на профильных кафедрах.


Демография и ее медико-социальные аспекты.

Определение медицинской демографии, основные разделы. Значение демографических данных для характеристики здоровья населения, анализа и планирования деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Статика населения: важнейшие показатели (численность, плотность населения, возрастно-половой состав и др.). Переписи населения как источник информации о статике населения, история, методика проведения, результаты. Характеристика изменений численности населения, возрастно-полового состава в последнее десятилетие». Типы возрастно-половой структуры населения. Постарение населения как современная демографическая тенденция развитых стран. Медико-социальное значение этой проблемы.

Динамика населения, ее виды. Миграция населения: внешняя, внутренняя (урбанизация, сезонная, маятниковая). Факторы, ее определяющие; основные тенденции. Влияние миграции на здоровье населения; задачи органов и учреждений здравоохранения.

Воспроизводство населения (естественное движение) Общие и специальные показатели, методы расчета, анализ и оценка. Роль медицинского работника в регистрации рождения и смерти. Порядок записи актов гражданского состояния.

Современное состояние и основные тенденции демографических процессов в РФ и зарубежных странах за последнее десятилетие, факторы, определяющие особенности и динамику современных демографических процессов. Региональные особенности воспроизводства населения в различных странах в связи с уровнем их социально-экономического развития.

Рождаемость и фертильность (плодовитость), методика изучения, общие и специальные показатели. Влияние медико-социальных факторов на юс уровень и тенденции: условия и образ жизни, возрастно-половая структура населения, состояние его здоровья, уровень образования и культуры, организация медицинской помощи, законодательство по вопросам брака и семьи и др.

Смертность населения, методика изучения, общие и повозрастные показатели. Младенческая и перинатальная смертность, их основные причины. Факторы, влияющие на уровень и тенденции общих и специальных показателей смертности.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении и средняя продолжительность предстоящей жизни. Сущность и значение этих показателей. Динамика показателей ожидаемой продолжительности жизни всего населения, мужчин и женщин в различных странах. Факторы, влияющие на ожидаемую продолжительность жизни при рождении. Влияние отдельных причин смерти на продолжительность жизни населения.

Младенческая смертность и ожидаемая продолжительность жизни при рождении как интегрирующие показатели здоровья населения и социально-экономического благополучия общества.

Естественный прирост населения, факторы на него влияющие. Противоестественная убыль населения.

Семья как объект демографической политики. Роль семьи в формировании здоровья. Медико-социальные исследования семей. Критерии оценки здоровья семьи.

Анализ теоретических концепций народонаселения. Демографические прогнозы. Демографическая политика, понятие, основные направления в различных странах.

Использование демографических показателей в практической деятельности врача, их значение для оценки деятельности органов и учреждений здравоохранения.

^ III.2. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ Цели:

Студент должен: Знать:

-определение понятия заболеваемости как показателя здоровья населения;

-основные методы и виды изучения заболеваемости;

-учетно-отчетную документацию для сбора и анализа информации;

-основные закономерности заболеваемости населения и факторы, их определяющие,

-необходимость и особенности применения МКБ в практической деятельности врача.

Уметь:

-рассчитывать, оценивать и интерпретировать основные показатели заболе­ваемости населения;

-использовать полученную информацию о заболеваемости при анализе других показателей общественного здоровья, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планировании медицинской помощи и при обучении на профильных кафедрах.

Определение понятия заболеваемости. Роль государственной статистики заболеваемости в изучении состояния здоровья населения.

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-Х), принципы и особенности ее построения.

Роль медицинских работников в обеспечении полноты и качества информации о

заболеваемости.

Методы изучения заболеваемости и их сравнительная характеристика.

Эпидемиологические методы изучения заболеваемости.

Виды заболеваемости. Учетно-отчетная документация, используемая для сбора и анализа информации о заболеваемости. Специальные виды изучения заболеваемости по обращаемости, их особенности: общая заболеваемость по данным поликлиник и амбулаторий, госпитализированная, инфекционная (эпидемическая), неэпидемическая, профессиональная, производственный травматизм, заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

Общая заболеваемость по обращаемости в поликлиники и амбулатории. Методика изучения: единица наблюдения, учетные и отчетные документы и их содержание. Показатели заболеваемости: первичная, общая (распространенность), накопленная.

Госпитализированная заболеваемость. Методика изучения: единица наблюдения, учетно-отчетная документация, анализ показателей (уровень, структура заболеваемости и др.).

Инфекционная заболеваемость: единица наблюдения, учетная и отчетная документация, основные показатели (распространенность, структура, возрастно-половые особенности и др.).

Заболеваемость важнейшими неэпидемическими болезнями: единица наблюдения, учетные и отчетные документы, основные показатели.

Профессиональная заболеваемость. Производственный травматизм. Методики их изучения: единицы наблюдения, учетно-отчетная документация, показатели (уровень, структура и др.).

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Особенности изучения ЗВУТ в медико-санитарных частях и в открытой сети. Единица наблюдения, первичные учетные документы. Анализ заболеваемости с ВУТ по данным отчетов по формам 16-ВН и по данным полицевого (персонального) учета. Основные показатели (число случаев и дней утраты трудоспособности на 100 работающих, структура случаев и дней не­трудоспособности, средняя длительность одного случая нетрудоспособности, процент больных лиц, кратность заболеваний, частота ДЧБ на 100 круглогодовых работающих и др.).

Заболеваемость населения по данным медицинских осмотров. Виды медицинских осмотров (предварительные, периодические, целевые). Методика изучения, учетные документы, показатели.

Заболеваемость населения по данным о причинах смерти, методика изучения, показатели. Единственные и множественные причины смерти, значение их анализа.

Современное состояние, тенденции и особенности заболеваемости населения в Российской Федерации (региональные, возрастно-половые, профессиональные и др.); факторы, их определяющие.

Значение заболеваемости как основного критерия здоровья населения и отдельных его групп для анализа и планирования деятельности врачей, органов и учреждений здравоохранения, для оценки качества и эффективности медицинской помощи.

^ Ш.З. ИНВАЛИДНОСТЬ Цели:

Студент должен: Знать:

  • определение понятия инвалидности;

  • основные источники информации;

  • основные закономерности инвалидности населения при важнейших заболеваниях и факторы, их определяющие.

Уметь: профилактических мер в области охраны здоровья; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления за соблюдение прав человека в области охраны здоровья, Программы государственных гарантий населению.

Структура (основные элементы) системы охраны здоровья населения: общественное (государственное и муниципальное) и частное здравоохранение: служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора, система санаторно-курортного лечения и реабилитации; система медицинского страхования; система лекарственного обеспечения и

др.

Номенклатура учреждений здравоохранения.

^ IV.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

НАСЕЛЕНИЮ

Цели:

Студент должен:

Знать:

-определение лечебно-профилактической помощи;

-структуру и задачи основных учреждений лечебно-профилактической помощи:

-основные виды деятельности лечебно-профилактических учреждений;



- формы преемственности и взаимосвязи между учреждениями лечебно-профилактической помощи.

Уметь:

-использовать полученную информацию для анализа и планирования деятельности учреждений здравоохранения;

-применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и во время производственной практики.

Лечебно-профилактическая помощь (ЛПП) как основной вид медицинской помощи населению.

Определение лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). ЛПУ общественного (государственного и муниципального) и частного здравоохранения, типы учреждений ЛПП населению: поликлиника, стационар, женская консультация, родильный дом, детская поликлиника, медико-санитарная часть, диспансер и др. Основные виды деятельности ЛПУ:

лечебно-диагностическая, профилактическая, противоэпидемическая, санитарно-просветительная. Ведение и анализ учетно-оперативной документации и др.

Преемственность и взаимосвязь между различными лечебно-профилактическими учреждениями: формы организации и значение.

^ 4.1.1. Первичная медико-санитарная помощь

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) - первый этап непрерывного процесса охраны здоровья населения. Декларация конференции по первичной медико-санитарной помощи. Принципы ПМСП: справедливость и равенство в распределении и доступности служб здравоохранения; активное участие населения в развитии здраво­охранения и др.

Основные направления (элементы) ПМСП: гигиеническое обучение и воспитание населения, содействие обеспечению рациональным питанием, доброкачественным водоснабжением, иммунизация населения и др.

Критерии оценки деятельности по организации ПМСП (доля ВВП, расходуемая на нужды здравоохранения, уровень младенческой смертности и средней продолжительности предстоящей жизни, доступность ПМСП и др.). Вопросы ПМСП в "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан". Перспективы развития и совершенствования ПМСП.

Организация медицинской помощи при болезнях системы кровообращения. Виды специализированной помощи, структура и функции кардиологических и ревматологических учреждений.

^ Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема. Первичная заболеваемость и распространенность злокачественных новообразований в России и зарубежных странах.

Уровень, динамика, структура первичной заболеваемости и распространенности злокачественных новообразований, смертность от них. Воз-растно-половые, профессиональные и региональные особенности.

Организация медицинской помощи при онкологических заболеваниях: поликлиника, онкологический диспансер, специализированные отделения многопрофильных больниц, специализированные центры. Отделения паллиативной помощи. Хосписы.

Роль эпидемиологических исследований в совершенствовании борьбы с онкологическими заболеваниями. Факторы риска возникновения, течения и исходов злокачественных новообразований. Онкологический регистр. Диспансеризация групп повышенного риска и больных онкологическими заболеваниями, роль здорового образа жизни в профилактике злокачественных новообразований.

^ Болезни органов дыхания (БОД) как медико-социальная проблема. Уровень, структура, динамика заболеваемости ВОД, место БОД в структуре общей и младенческой смертности. Временная нетрудоспособность, инвалидность; экономические потери в связи с БОД.

Хронические неспецифические заболевания легких, их место в структуре заболеваемости БОД, смертность от них. Факторы риска хронических неспецифических заболеваний легких.

Первичная, вторичная и третичная профилактика БОД.

Организация медицинской помощи. Специализированная медицинская помощь.

^ Туберкулез как медико-социальная проблема. Заболеваемость населения туберкулезом (первичная, распространенность). Инвалидность. Смертность от туберкулеза.

Причины роста туберкулеза в РФ влияние социально-экономических факторов на заболеваемость. Региональные особенности распространенности туберкулеза.

Система мероприятий по борьбе с туберкулезом/ Противотуберкулезный диспансер, его функции.

Профилактика туберкулеза. Федеральная программа по борьбе с туберкулезом.

^ Нервно-психические заболевания как медико-социальная проблема. Распространенность нервно-психических заболеваний в РФ и зарубежных странах. Влияние условий и образа жизни на нервно-психическую заболеваемость. Инвалидность. Проблема социальной реабилитации при нервно-психических заболеваниях.

Организация психоневрологической помощи в РФ (психоневрологический диспансер, психиатрические и психоневрологические больницы, психосоматические отделения многопрофильных больниц, психотерапевтические кабинеты в ЛПУ).

^ Алкоголизм, наркомания, токсикомания как медико-социальная проблема. Динамика распространения, возрастно-половые и региональные особенности, медицинские и социальные последствия. Организация борьбы с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в РФ.

Травматизм как медико-социальная проблема, виды травматизма. Уровень, структура, динамика травматизма, региональные особенности эпидемиологии. Временная нетрудоспособность, инвалидность, смертность в связи с несчастными случаями, отравлениями, травмами. Причины травматизма. Профилактика травматизма. Организация травматологической помощи в РФ.

^ Инфекционные заболевания как медико-социальная проблема. Распространенность и структура инфекционной патологии, региональные особенности эпидемиологии.

^ Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению.

Основные учреждения: общие (врачебная амбулатория, поликлиническое отделение объединенной городской больницы) и специализированные (диспансер, клинико-диагностический центр, специализированная поликлиника); структура, задачи, направления деятельности.

Поликлиники, их роль в организации медицинской помощи населению и изучении его здоровья. Функции и организационная структура поликлиники. Организация работы поликлиник в условиях медицинского страхования.

Организация приема пациентов с лечебной, диагностической, профилактической целями. Регистратура, ее назначение.

Участковый принцип поликлинического обслуживания, его значение и реализация в современных условиях. Функции участковых врачей и медицинских сестер.

^ Организация неотложной медицинской помощи.

Лечебно-диагностическая деятельность поликлиники. Работа участковых врачей и врачей-специалистов. Взаимосвязь и преемственность с другими учреждениями ЛПП (больницами, диспансерами и др.). Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи. Реформирование первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики. Виды общей практики (сольная, партнерство, групповая). Врач общей практики (семейный врач): определение, организация работы, взаимодействие с врачами-специалистами.

^ Лечебно-диагностические вспомогательные подразделения (клиническая и биохимическая лаборатории, кабинет функциональной диагностики, рентгеновский кабинет, кабинет (отделение) восстановительного лечения и др.) и их значение для обеспечения ЛПП населению.

Профилактическая работа поликлиники. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы: активное выявление больных, прежде всего в ранних, начальных стадиях заболевания; взятие на диспансерный учет здоровых и больных, а также лиц с факторами риска заболеваний; динамические наблюдение за ними; проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий по укреплению и восстановлению здоровья диспансеризуемых, предупреждению новых заболеваний, рациональному трудоустройству, социально-трудовой реабилитации и др.

Профилактические осмотры (предварительные, периодические, целевые) - основная форма диспансерного наблюдения. Организация и проведение, использование автоматизированных систем с применением ЭВМ при проведении профилактических осмотров. Отделение профилактики. Роль поликлиники в формировании здорового образа жизни.

Санитарно-противоэпидемическая деятельность поликлиники. Инфекционный кабинет поликлиники (функции, организация работы). Связь поликлиники с центром санитарно-эпидемиологического надзора и другими санитарно-профилактическими учреждениями.

^ Специализированные учреждения амбулаторно-поликлинической помощи. Специализированные поликлиники (стоматологические, гомеопатические и др.). Диагностические центры, их функции, организация работы.

Диспансеры (противотуберкулезный, кожно-венерологический, онкологический, психоневрологический, наркологический и др.); функции и организация работы.

^ Организация скорой медицинской помощи.

Скорая медицинская помощь: определение, принципы организации службы.

Этапы скорой медицинской помощи (СМП): догоспитальный (станции, подстанции, выездные бригады) и госпитальный (БМСП - больницы скорой медицинской помощи).

Основные задачи учреждений СМП. Факторы, определяющие уровень обращаемости населения за СМП.

Преемственность и взаимосвязь в работе учреждений скорой медицинской помощи с другими ЖГУ.

Организация деятельности центра государственного санитарно-эпидемиоло­гического надзора (ЦГСЭН).

Роль ЦГСЭН в организации ПМСП. Участие в проведении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий, содействие в обеспечении доброкачественным водоснабжением и рациональным питанием, иммунизации населения против основных инфекционных заболеваний, медицинской профилактике важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническом образовании, пропаганде ЗОЖ и др.

^ 4.1.2. Организация стационарной помощи

Лечебно-профилактические учреждения, оказывающие стационарную помощь: больницы, самостоятельные и объединенные с поликлиникой, стационарные отделения диспансеров, больницы (госпитали) в системе МО, МВД, МПС и других ведомств, клиники научно-исследовательских институтов и медицинских вузов и др.


Виды стационарных учреждений: многопрофильные больницы, специализированные (скорой помощи, инфекционные, туберкулезные, психиатрические, онкологические и др.).

^ Объединенная городская больница. Преимущества и недостатки объединенных учреждений. Преемственность в деятельности поликлиник и стационаров.

Стационар: функции, организационная структура. Порядок поступления и выписки больных. Приемное отделение: структура, организация работы. Основные отделения стационара, функции и организация работы врачей, медицинских сестер и младшего медицинского персонала стационара. Клинико-диагностические, лабораторные и другие службы стационара. Организация патологоанатомической службы. Хозяйственная служба стационара.

^ Санитарно - противоэпидемиологический режим больницы. Мероприятия по борьбе с внутрибольничными инфекциями, особые требования к организации работы приемного отделения, инфекционных, родильных и детских отделений.

Особенности организации работы стационара в условиях медицинского страхования.

Развитие стационарной помощи в условиях реформы здравоохранения ^ Альтернативные формы стационарной помощи- дневные стационары, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии. Дифференциация стационарной помощи по степени интенсивности лечения и ухода: больницы (отделения) интенсивного лечения, для долечивания, восстановительного лечения, медицинской реабилитации, медико-социальной помощи; больницы (дома, отделения) сестринского ухода. Хосписы.

^ 4.1.3. Организация медико-санитарной помощи работникам промышленных
предприятий, строительства и транспорта


Особенности и основные формы организации медицинской помощи, работающим на промышленных предприятиях, в строительных организациях и на предприятиях транспорта.

^ Медико-санитарная часть, здравпункты - их задачи, структура и функции. Цеховой участковый принцип работы. Основные функции цехового врача, его роль в снижении заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Организация и проведение медицинских осмотров работающих в условиях воздействия профессиональных вредностей и других декретированных контингентов.

Диспансерное наблюдение различных групп работающих, связь с диспансерами. Организация первичной медицинской помощи на предприятиях (доврачебной, врачебной). Санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая работа на предприятиях. Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний, связь с санитарно-профилактическими учреждениями, с органами охраны труда и техники безопасности на

предприятиях. Связь медико-санитарной части с администрацией и общественными организациями предприятий. Комплексный план оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии.

Особенности организации медицинской помощи на промышленных предприятиях разных форм собственности.

^ 4.1.4. Организация медицинской помощи сельскому населению

Некоторые особенности медицинской помощи сельскому населению в связи со спецификой условий организации сельскохозяйственного производства и расселения в сельских районах. Этапность организации медицинской помощи сельскому населению.

^ Сельский врачебный участок: его структура и функции. Участковая больница: организация амбулаторной и стационарной помощи. Врачебная амбулатория. Фельдшерско-акушерский пункт.

Особенности охраны материнства и детства на селе.

Районные медицинские учреждения: номерные больницы, центральная районная больница.

^ Центральная районная больница: ее задачи, структура и функции. Роль центральной районной больницы в организации специализированной помощи сельскому населению. Районные специалисты. Диспансеры, их связь с центральной районной больницей и врачебными участками. Межрайонные специализированные больницы, диспансеры и отделения. Организация скорой медицинской помощи. Передвижные виды медицинской помощи: врачебные амбулатории, клинико-диагностические лаборатории, флюорографические, стоматологические и другие установки.

Центральная районная больница как организационно-методический центр по руководству медицинскими учреждениями района, формы и методы работы.

Санитарно-противоэпидемическая работа в сельском районе, взаимодействие медицинских учреждений с районным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

^ Областные медицинские учреждения. Областная больница. Областные диспансеры, областные санитарно-профилактические учреждения. Их роль в обеспечении высококвалифицированной медико-санитарной помощи сельскому населению. Санитарная авиация. Взаимодействие республиканской, областной (краевой) больницы с другими медицинскими учреждениями.

Связь сельских учреждений здравоохранения с территориальными административными органами и общественными организациями.

Основные направления совершенствования медицинской помощи сельскому населению.

^ 4.1.5. Система охраны здоровья матери и ребенка

Система охраны здоровья матери и ребенка: цель, задачи, основные этапы.

Акушерско-гинекологические учреждения, женская консультация, родильный дом, гинекологические больницы и отделения и др. ^ Женские консультации, типы, структура, задачи, особенности организации работы. Участковый принцип в работе женских консультаций. Формирование акушерско-гинекологических участков, функции участковых акушеров-гинекологов. Диспансерный метод в работе женских консультаций: особенности организации диспансерного наблюдения за различными контингентами женщин (беременных, с бесплодием, с гинекологическими заболеваниями), профилактические осмотры здоровых женщин определенных возрастных групп.

^ Родильный дом: его задачи и структура, преимущества объединения родильного дома с женской консультацией.

Репродуктивные потери. Мероприятия по предупреждению материнской и перинатальной смертности, заболеваемости новорожденных. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в акушерских стационарах. Специализированная акушерско-гинекологическая помощь.

Перинатальные центры. Обеспечение преемственности в деятельности женской консультации, стационара родильного дома и детской поликлиники.

^ Гинекологическая больница (отделение).

Основные типы лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям: детская поликлиника, детская больница или отделение многопрофильной больницы и др., организация работы.

^ Детская поликлиника: ее задачи, особенности организации амбулаторно-поликлинической помощи детям, структура детской поликлиники. Участковый принцип и диспансерный метод в организации медицинской помощи детям.

Формирование педиатрических участков, функции участковых педиатров и организация их труда. Дородовый патронаж, патронаж детей грудного и раннего возраста. Организация профилактических приемов родителей с детьми, работа кабинета здорового ребенка. Противоэпидемическая работа детской поликлиники: организация приема здоровых и больных детей, лечение больных детей на дому, работа фильтра, организация проведения прививок, работа прививочного кабинета. Организация лечения больных детей в поликлинике и на дому, стационар на дому, дневной стационар. Организация неотложной и скорой помощи детям.

^ Организация стационарной помощи детям: виды стационаров, их задачи, структура, особенности организации работы. Организация работы приемного отделения детских больниц, профилактика внутрибольничньгх инфекций, санитарно-противоэпидемический и лечебно-охранительный режим. Обеспечение ухода за детьми и воспитательной работы.

^ Организация специализированной помощи детям в поликлиниках и стационарах. Организация реабилитации детей.

Подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения и школы. ^ Основные типы детских дошкольных и школьных учреждений в зависимости от возраста, состояния здоровья и особенностей семьи ребенка. Основные разделы деятельности медицинских работников детских дошкольных учреждений. Противоэпидемическая работа, связь с санитарно-профилактическими учреждениями. Детские дома и дома ребенка, контингента детей, организация приема детей, медицинское обслуживание детей, участие медицинских работников в воспитательной работе.

Медицинская помощь детям в школах, содержание и организация работы школьного врача и школьной медицинской сестры. Школьно-дошкольные отделения детских поликлиник: их задачи, организация работы. Участие врачей в летней оздоровительной кампании.

^ Специализированные детские учреждения для детей с отклонениями в состоянии здоровья, дефектами умственного и физического развития, особенности организации работы медицинского персонала специализированных детских учреждений.

Концепция «Безопасное материнство». Целевые комплексные программы в области охраны здоровья матери и ребенка. Медико-социальные аспекты отцовства. Андрологические центры. Законодательство о браке и семье.

^ 4.2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ Цели:

Студент должен:

Знать:

-элементы лечебно-диагностического

процесса;

-основные показатели работы амбулаторно - поликлинических и стационарных учреждений;

-основные понятия и термины качества медицинской помощи;

-методические подходы к оценке качества медицинской помощи;

-факторы, влияющие на качество медицинской помощи.

Уметь:

-вычислять и анализировать основные показатели деятельности амбулаторно - поликлинических учреждений;

-вычислять и анализировать показатели, характеризующие деятельность врача в стационаре и поликлинике;

-проводить оценку качества и эффективности медицинской помощи отдельных врачей и лечебно-профилактических учреждений в целом;

-применять полученные результаты анализа деятельности и оценки качества ЛПП для планирования работы врача и лечебно-профилактического учреждения

^ Элементы лечебно-диагностического процесса: организация приема пациента, анамнез, обследование, консультации и консилиумы, диагностика основного и сопутствующих заболеваний, лечение, реабилитация, экспертиза нетрудоспособности, прогноз, рекомендации, выписка, преемственность на до-, госпитальном и постгоспитальном этапах. Организация лечебно-диагностического процесса медицинские технологии во внебольничных и больничных учреждениях разного типа, в дневных стационарах, хосписах, санаториях, санаториях-профилакториях и др. Основные понятия клинического менеджмента Основные показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений: укомплектованность, коэффициент совместительства, охват и регулярность диспансерного наблюдения, средняя длительность лечения, первичная инвалидность, частота расхождения диагнозов поликлинических и клинических и др.

^ Основные показатели деятельности стационара, среднегодовая занятость койки, средняя длительность пребывания больного, больничная летальность, процент послеоперационных осложнений, процент расхождения патологоанатомических и клинических диагнозов и др.

^ Качество медицинской помощи, определение, основные понятия (медицинская технология, профессиональный стандарт, ресурсное обеспечение лечебно-профилакти­ческого процесса и др.).

Компоненты деятельности по обеспечению качества: выполнение профессиональных функций, использование ресурсов, контроль степени риска медицинского вмешательства, удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием. Непрерывное улучшение качества медицинской помощи. Управление качеством - важнейшая составляющая стратегии непрерывного улучшения качества медицинской помощи.

Методика оценки качества медицинской помощи: структурный, процессуальный и результативный компоненты анализа качества. Оценка качества медицинской помощи на различных уровнях ее оказания - отдельный врач, отделение, учреждение в целом, территориальный орган управления здравоохранением (метод экспертных оценок, на основании государственной статистической отчетности и др.).

^ Стандартизация в медицине и здравоохранении. Стандарты медицинской помощи (ресурсные, организационные, технологические).

Внутриведомственный и вневедомственный контроль качества медицинской помощи, ее уровни и участники, основные законодательные документы по вопросам его организации и проведения.

Анализ качества медицинской помощи как необходимый элемент деятельности органов управления здравоохранением, страховых, профессиональных и общественных организаций по лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, аттестации медицинских кадров.

^ Факторы, оказывающие влияние на деятельность амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений, возрастно-половая структура населения, заболеваемость, уровень санитарной культуры населения, доступность медицинской и лекарственной помощи и др.

^ 4.3. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Цели:

Студент должен:

Знать:

-основные понятия экспертизы временной нетрудоспособности;

-особенности организации экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях;

-виды временной нетрудоспособности, правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;

-формы преемственности и взаимосвязи между медицинскими учреждениями и органами социальной защиты населения;

-структуру и задачи органов медико-социальной экспертизы; -причины инвалидности, критерии установления инвалидности.

Уметь:

-решать ситуационные задачи по выдаче и оформлению

Понятие о нетрудоспособности (временной, стойкой). Экспертиза временной нетрудоспособности: определение, уровни проведения. Виды временной нетрудоспособности. Основные документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность. Листок нетрудоспособности и его значение. Порядок выдачи листков нетрудоспособности при различных видах нетрудоспособности. Организация экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях. Ответственность медицинских работников за нарушение правил по экспертизе временной нетрудоспособности (дисциплинарная, материальная, уголовная).

Основные ошибки, связанные с выдачей и оформлением документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.

Взаимодействие клинико-экспертных комиссий лечебно-профилактических учреждений с учреждениями медико-социальной экспертизы органов социальной защиты населения.

^ Медико-социальная экспертиза (МСЭ) МСЭ как один из видов социальной защиты граждан. Основные понятия, используемые при проведении МСЭ: инвалид, инвалидность, нарушения здоровья, жизнедеятельность (основные категории), ограничение жизнедеятельности, степени выраженности ограничений жизнедеятельности, социальная недостаточность.

Медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК): уровни (бюро, главное бюро), состав, функции.

Порядок направления граждан на МСЭ. Порядок проведения МСЭ. Порядок обжалования решений бюро МСЭ.

^ Причины инвалидности. Группы инвалидности, критерии их определения, сроки переосвидетельствования. Реабилитация инвалидов: определение, виды. Трудоустройство инвалидов.


^ 4.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО

НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


Студент должен:

Знать:

-структуру и основные функции Роспотребнадзора;

-структуру и задачи центров Роспотребнадзора ;

-учетно-отчетную документацию, основные показатели деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

-организацию деятельности центров Роспотребнадзора;

-формы взаимодействия учреждений Федеральной службы по надзору…

с лечебно-профилактическими учреждениями, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями;

-правовые основы деятельности Федеральной службы по надзору.. , индивидуальные акты управления и требования к их оформлению.

Уметь:

-определять место и роль медицинских учреждений и врачей в решении вопросов

организации и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия;

-решать задачи по определению действий должностных лиц

^ Роспотребнадзора и выбору индивидуальных актов управления в конкретных

санитарно-эпидемиологических ситуациях;

-применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах и во

время прохождения производственной практики

^ Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, определение. Место и роль санитарно-эпидемиологической службы в системе охраны здоровья населения, в решении задач профилактики, в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-гигиенический мониторинг.

Структура, функции, задачи Роспотребнадзора. Система управления службой.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, производственный контроль. Санитарно-противоэпидемиологические мероприятия (карантин и др.)

Структура, основные функции центров Роспотребнадзора, формы и методы их работы.

Должностные лица Роспотребнадзора, их права, обязанности и ответственность.

Учетно-отчетная документация Роспотребнадзора. Анализ деятельности, основные показатели.

Планирование деятельности Роспотребнадзора (годовой, квартальный планы работы, планы-задания и др.).

Основные законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность Роспотребнадзора в стране. Индивидуальные акты управления.

Нарушения санитарного законодательства, виды ответственности. Взаимодействие учреждений Роспотребнадзора с органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями. Формы взаимосвязи Роспотребнадзора с учреждениями лечебно-профилактической помощи.

Основные направления развития и совершенствования государственной санитарно-эпидемиологической службы в РФ.

^ 4.5. ОРГАНИЗАЦИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ

Цели:

Студент должен:

Знать:

-структуру и задачи основных учреждений санаторно-курортной помощи;

-формы преемственности и взаимосвязи ЛПУ, санитарно-противоэпидемических учреждений и учреждений санаторно-курортной помощи.

Уметь:

применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах и при прохождении производственной практики.

^ Санаторно-курортная помощь как одно из важных звеньев в системе лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.

Роль врачей и медицинских учреждений в правильном отборе больных на санаторно-курортное лечение. ^ Санатории, санатории-профилактории, пансионаты, дома отдыха, туристские базы и другие учреждения по организации лечения и отдыха трудящихся, их задачи, организация работы. Санаторно-курортная помощь детям и подросткам.

Взаимодействие лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических и санаторно-курортных учреждений. Восстановительная медицина.

^ 4.6. ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Цели:

Студент должен: Знать:

-этапы подготовки и усовершенствования врачей и среднего медицинского персонала.

Уметь:

-применять полученные знания при прохождении производственной практики и последующем обучении на профильных кафедрах.

Роль медицинских кадров в здравоохранении. Обеспеченность населения врачами и средними медицинскими работниками.

^ Система подготовки, последипломного усовершенствования и специализации врачей и среднего медицинского персонала. Понятие о системе непрерывной подготовки и усовершенствования медицинского персонала (интернатура, ординатура, аспирантура, курсы и циклы усовершенствования и специализации).

Особенности подготовки врача общей практики (семейного врача), специалистов

по медико-социальной работе, научно-педагогических и руководящих кадров здравоохранения.

^ Сертификация и аттестация медицинских кадров. Особенности подготовки медицинских кадров за рубежом. Основные направления развития и совершенствования подготовки и переподготовки медицинских кадров.


^ 4.7. ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ОБОРУДОВАНИЕМ И ИНСТРУМЕНТАМИ

Цели:

Студент должен: Знать:

-организацию лекарственного обеспечения населения и медико-технического снабжения

учреждений здравоохранения в условиях медицинского страхования;

-формы взаимодействия аптечных и лечебно-профилактических учреждений.

Уметь:

-применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах и во время производственной практики.

Лекарственное обеспечение населения, его организация и особенности в условиях рыночной экономики.

^ Система лекарственного обеспечения населения. Производство и контроль лекарственных средств (отечественных и зарубежных). Аптеки:

государственные и частные, территориальные и в составе ЛПУ. Взаимодействие аптечных и лечебно-профилактических учреждений.

^ Медицинская промышленность Обеспеченность учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, приборами и инструментами (отечественными и импортными).

Развитие лекарственной помощи населению и медико-технического снабжения в условиях медицинского страхования.

^ 4.8. СОЦИАЛЬНОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Цели:

Студент должен: Знать:

-основные термины и понятия по социальному страхованию и социальной защите населения;

-виды социальной защиты населения;

-цели введения медицинского страхования и взаимосвязь медицинского и социального страхования:

-основные положения законодательных документов о медицинском страховании;

-структуру системы медицинского страхования, функции субъектов медицинского страхования.

Уметь:

-представить и объяснить схему взаимодействия между участниками системы медицинского страхования;

- применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах и во время производственной практики.

^ Социальная защита: определение. Органы социальной защиты, структура, функции. Социальная помощь, социальная поддержка. Виды социальной защиты (пособия, пенсии, услуги, льготы и др.). Пенсионный фонд.

^ Социальное страхование Органы социального страхования, структура и функции. Бюджет социального страхования. Фонд социального страхования.

Государственный характер социального страхования и социальной защиты

населения. Законодательство по социальному страхованию и социальной защите населения

Взаимодействие органов и учреждений здравоохранения с учреждениями социального страхования и социальной защиты.

^ Медицинское страхование как вид социального страхования, определение, цели. Краткая история развития медицинского страхования в Российской Федерации и за рубежом. Предпосылки введения медицинского страхования в России на современном этапе.

Законодательная база медицинского страхования в РФ.

Виды, принципы медицинского страхования. Организация медицинского страхования: субъекты (прямые, косвенные), их права и обязанности, взаимодействие на основе договорных отношений. Страховой полис. Обязательное и добровольное медицинское страхование.

Источники финансирования здравоохранения в условиях медицинского страхования. Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный, территориальный), их формирование и назначение.

Программа медицинского страхования. Базовая и территориальные программы

ОМС.

^ Лицензирование и аккредитация как условие деятельности медицинских учреждений в системе медицинского страхования. Порядок оплаты медицинских услуг в лечебных учреждениях в системе медицинского страхования.

^ 4.9. УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОХРАНЕ

ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Цели:

Студент должен:

Знать:

-формы участия общественности в охране здоровья населения

Уметь:

-применять полученные знания при обучении на последующих кафедрах и в ходе производственной практики.

^ Роль профессиональных союзов в осуществлении мероприятий по оздоровлению условий труда, улучшению условий жизни, развитию физической культуры и спорта, организации досуга и отдыха населения. Комиссия по социальному страхованию на предприятии, ее функции.

^ Общества Красного Креста, направления их деятельности. Взаимодействие общественных организаций с лечебно-профилактическими и санитарно-противоэпидемическими учреждениями Профессиональные медицинские ассоциации.

Другие формы участия населения и отдельных его групп, в проведении медико-оздоровительных мероприятий в современных условиях.

^ V. УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Цели:

Студент должен: Знать:

-определение, основные задачи, виды профилактики и показатели оценки ее эффективности;

-определение: факторов риска, групп риска, скрининга, здорового образа жизни;

- эпидемиологические подходы к определению факторов риска;

-классификацию факторов риска и основные методы их оценки при важнейших неинфекционных заболеваниях;

-основные принципы, формы, методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения;

-роль врача в формировании здорового образа жизни. Уметь:

-обосновать актуальность профилактики на современном этапе;

-определять факторы риска в своей практической деятельности при прохождении производственной практики;

-применять методики определения и оценки факторов риска при обучении на профильных кафедрах;

-выбрать методы и средства гигиенического обучения и воспитания в зависимости от конкретной ситуации.

Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах.

Цель профилактики; ее задачи, уровни (государственный, коллективный, семейный, индивидуальный) и виды: социальная, социально-медицинская (медико-социальная), медицинская.

Стадии профилактики: первичная, вторичная, третичная. Критерии оценки эффективности профилактики.

^ Факторы риска и «антириска» определение факторов риска. Классификация факторов риска и их практическое значение. Методы оценки факторов риска, применяемые на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях.

Стратегии профилактики (популяционная, стратегия высокого риска), их использование для решения задач укрепления и сохранения здоровья.

Скрининг: определение, цель, виды. Группы риска: определение, этапы формирования.

Понятие о комплексной интегрированной профилактике.

Роль медицинских работников в осуществлении профилактических мероприятий.

^ Образ жизни: определение, категории. Влияние образа жизни на индивидуальное и общественное здоровье (физическое развитие, заболеваемость, демографические показатели, инвалидность).

^ Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Определение, механизмы его формирования. ЗОЖ как инструмент реализации профилактических программ на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях. Роль врачей в формировании ЗОЖ.

Понятие о медицинской активности, ее параметры. Медицинская активность как необходимый элемент ЗОЖ.

^ Гигиеническое обучение и воспитание населения, цели, принципы, методы, формы и средства. Последовательность действий медицинских работников по выбору методов и средств гигиенического обучения и воспитания населения в зависимости от конкретных медико-социальных и экономических условий.

Гигиеническое обучение и воспитание - комплексная многоплановая образовательная деятельность по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения, объединяющая работу семьи, лечебно-профилактических и других государственных, общественных, производственных учреждений, объединений и организаций. Оценка эффективности этой деятельности.

^ VI.ВАЖНЕЙШИЕ НЕИНФЕКЦИОННЫЕИ ИНФЕКЦИОННЫЕ

ЗАБОЛЕВАНИЯ КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА: ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, ПРОФИЛАКТИКА

Цели:

Студент должен: Знать:

-определение и основные критерии медико-социальной значимости проблемы;

-особенности организации медицинской помощи при важнейших инфекционных и неин­фекционных заболеваниях.

Уметь:

-обосновать актуальность важнейших неинфекционных и инфекционных заболеваний как медико-социальной проблемы;

-применять знания по эпидемиологии, организации медицинской помощи и профилактики при обучении на профильных кафедрах.

Медико-социальная проблема: определение, критерии значимости (первичная заболеваемость, распространенность, инвалидность, смертность, экономический ущерб; организация специализированной медицинской помощи и др.).

^ Болезни системы кровообращения как медико-социальная проблема в РФ и за рубежом. Первичная и общая заболеваемость, смертность, возрастно-половые и региональные особенности: уровень, динамика, структура. Временная нетрудоспособность, инвалидность. Факторы риска, популяционная стратегия профилактики и стратегия высокого риска при болезнях системы кровообращения. Карантинные заболевания. ВИЧ-инфекция. Значение социальных, биологических и природных факторов в распространении инфекционных заболеваний. Медицинская и социальная профилактика инфекционных заболеваний. Федеральная программа "Вакцино-профилактика". Учреждения, осуществляющие деятельность по снижению и профилактике инфекционных заболеваний: инфекционные кабинеты (отделения) амбулаторно-поликлинических учреждений, инфекционные больницы, ЦСЭН, преемственность и взаимосвязь в их работе.

^ Заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП), как медико-социальная проблема. Распространенность, структура и динамика ЗППП. Факторы, влияющие на их частоту в различных группах населения. Возрастно-половые и региональные особенности.

Эпидемиологические исследования ЗППП, их значение для развития специализированной медицинской помощи. Учреждения, осуществляющие деятельность по снижению и профилактике ЗППП. Мероприятия по снижению ЗППП, роль гигиенического обучения и воспитания населения в профилактике этой группы заболеваний.


^ VII. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, МАРКЕТИНГА, УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Студент должен: Знать:

-основные методы планирования и источники финансирования мероприятий по охране

здоровья населения;

-основные проблемы управления, экономики и финансирования здравоохранения;

- основы теории менеджмента и маркетинга здравоохранении;

-правовые основы предпринимательства здравоохранении.

Уметь:

-применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах и

при прохождении производственной практики.

Планирование здравоохранения: определение, принципы, задачи и основные направления.

Основные методы планирования: аналитический, нормативный и др. Программно-целевое и функционально-отраслевое планирование.

Определение потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи. Федеральные, региональные и местные программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения.

Планы здравоохранения: территориальные, текущие и перспективные, планы учреждений. Разделы планов учреждений, их взаимоувязанность.

^ Основы маркетинга в здравоохранении. Маркетинговые исследования. Бизнес-план. Роль и место здравоохранения в экономике народного хозяйства.

Указанные вопросы более подробно рассматриваются при обучении на специальном курсе «Основы менеджмента и экономики здравоохранения. Экономика здравоохранения, определение, цели, задачи, направления (экономичность и экономическая эффективность). Общеэкономические и внутриотраслевые проблемы экономики здравоохранения.

Виды эффективности здравоохранения (медицинская, социальная, экономическая), их показатели.

Методики оценки экономической эффективности здравоохранения (экономический ущерб, предотвращенный экономический ущерб, критерии экономической эффективности). Методики экономического анализа деятельности ЛПУ, стоимость основных видов медицинской помощи, проблемы ценообразования на медицинские услуги.


^ Примерный перечень тем элективного курса:

«Современные проблемы управления здравоохранением. Менеджмент и инновационные процессы в медицине»

  1. Проблемы реформирования здравоохранения, реальность и перспективы.

  2. Введение в менеджмент в здравоохранении

  3. Рыночные отношения в здравоохранении на современном этапе.

  4. Кадровый менеджмент.

  5. Управление профилактической деятельностью.

  6. Маркетинг в здравоохранении.

  7. Лицензирование и аккредитация медицинской деятельности.

  8. Основы квалиметрии и стандартизации в здравоохранении.

  1. Проблемы организации экспертной деятельности по оценке качества медицинской
    помощи в ЛПУ.


  1. Управление качеством медицинской помощи.

11.11 Проблемы специализации и интеграции в медицине.

  1. Этика предпринимательства в медицине

  2. Роль и место профессиональных ассоциаций в отечественном и зарубежном
    здравоохранении.


  3. Социально-гигиенический мониторинг.



По завершении курса «Общественное здоровье и здравоохранение» студенты должны:

А. Знать:

  1. Методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления:

  2. Методики сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп;

  3. Методики, позволяющие выявлять влияние факторов окружающей среды на здоровье населения или отдельных его групп;

  1. Вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению:




  1. системы охраны, укрепления и восстановления здоровья населения (национальную систему здравоохранения, медицинское страхование и др.);

  2. методики анализа деятельности (организации, качества и эффективности) лечебно-профилактических учреждений;

  3. вопросы организации медицинской экспертизы (экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности);

  4. системы охраны, укрепления и восстановления здоровья в зарубежных странах.

  1. Основы экономики, маркетинга, планирования и финансирования

  2. Здравоохранения, менеджмента, инновационных процессов в

  3. Здравоохранение, правовых и этических аспектов медицинской деятельности.

Б. Уметь:

-применять методики анализа деятельности (организации, качества и эффективности) лечебно-профилактических учреждений, использовать гигиеническое обучение и воспитание населения в интересах формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболевании;

- использовать информацию о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи. В соответствии с утвержденными Министерством образования РФ.


^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник.-2-изд.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2010.-512 с.: ил.


2. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов/под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова.-5.е изд., перераб. и доп.-М.:МЕДпресс-информ,2009.-656 с.


3. Общественное здоровье и здравоохранение:учеб. для студентов/По ред.В. А. Миняева, Н.И. Вишнякова.-3-е изд.,испр.

2002.

2004.

2006.

4. В.К. Юрьев, Г.И. Куценко. Общественное здоровье и здравоохранение, 2005г.


5. Бутова В.Г.Система организации стоматологической помощи населению России: Учеб.пос.,2005.


6. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учеб. пособие для вузов/Под ред. В.З.Кучеренко.-2006.


7. В.Я. Гельман Медицинская информатика, 2001г.


8. В.П. Омельченко, А.А. Демидова Практикум по мед. информатике, 2001г.


9. Колин К..К.Социальная информатика:Учеб.пособие для вузов.-


М.:Академический Проект, 2003.-432 с.


Дополнительная литература:


1.Медицинская демография: Учебно-методическое пособие/ А.А.Гильманов,В.Г.Шерпутовский,А.Н.Хисамутдинов и др.-Казань, 2010.-59 с.


2.Вопросы организации лечебно-профилактической помощи сельскому населению: Учебно-методическое пособие/ А.В.Шулаев,А.В.Спиридонов,Ф.И.Нагимова и др.- Казань: КГМУ,2010.-41 с.


3.Организация профилактики внутрибольничной инфекции в лечебно-профилактических учреждениях: Учебно-методическое пособие /А.А.Гильманов,Ф.И.Нагимова,А.В.Шулаев.-Казань: ГОУ ВПО КГМУ,2010.-55 с.


4.Подготовка медицинских кадров в Республике Татарстан: Учебно-методическое пособие/ А.А.Гильманов,Д.И. Марапов,Г.З. Ахметзянова и др.-Казань: ГОУ ВПО КГМУ, 2010. – 54 с.


5.Организация экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях: Учебно-методическое пособие А.А.Гильманов,Г.З. Ахметзянова,Ф.И.Нагимова и др..-Казань: ГОУ ВПО КГМУ, 2010. – 104 с.


6.Статистика здоровья населения и здравоохранения (по материалам Республики Татарстан за 2005-2009): Учебно-методическое пособие/ А.З.Фаррахов,А.А.Гильманов,В.Г.Шерпутовский и др.-Казань,2010.- 267 с.


7.Внутрибольничная инфекция. Организация профилактики внутрибольничной инфекции в лечебно-профилактическом учреждении/ А.А.Гильманов,Ф.И.Нагимова,Н.И.Галиуллин и др.-Казань: ГОУ ВПО КГМУ,2010.-40 с.


8.Сертификация и аттестация медицинских работников: учебно-методическое пособие/ А.А.Гильманов,Д.И. Марапов,Г.З. Ахметзянова и др..-Казань: ГОУ ВПО КГМУ,2010.- 33с.


9.Статистика здоровья населения и здравоохранения (по материалам Республики Татарстан за 2004-2008): Учебно-методическое пособие/ А.З.Фаррахов,А.А.Гильманов,В.Г.Шерпутовский и др..-Казань,2009.- 261 с.


10.Доклад о состоянии муниципального здравоохранения г. Казани, 2008 год: Учебно-методическое пособие/ Р.У.Ахметов,А.В.Шулаев,А.А.Малова и др./Управление здравоохранения Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани/УЗ Казань, 2009.- 86 с.


11.Основы медицинской демографии: Учебно-методическое пособие. А.В.Шулаев,Ф.И.Нагимова,Р.Г.Мансурова и др.-Казань,2009.- 49 с.


12.Состояние профессиональной заболеваемости и качество периодических медицинских осмотров в г. Казани: информационно-методическое письмо/ А.В.Шулаев,З.М.Берхеева,Л.В.Шакирова.- Казань: УЗ ИКМО г. Казани, 2009.-19с.


13.Статистика здоровья населения и здравоохранения (по материалам Республики Татарстан за 2003-2007): Учебно-методическое пособие/ А.З.Фаррахов,А.А.Гильманов,В.Г.Шерпутовский и др. - Казань,2008.- 263 с.


14.Журнал «Здравоохранение Российской Федерации».

15.Журнал «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины».

16.Журнал «Экономика здравоохранения».

17.Кучеренко В.З., Семенов В.Ю., Сырцова Л.Е. и др. Основы медицинского маркетинга (учебное пособие). - М., 1998.

18.Кучеренко В.З., Гришин В.В., Семенов В.Ю., и др. Финансирование

здравоохранения в условиях медицинского страхования (учебное пособие). - М., 1998.

19. Плавинский С.Л.. Биостатистика: планирование, обработка и представление результатов биомедицинских исследований при помощи системы SAS. – С-Петербург,2005 .

20. Кучеренко В.З Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие. – Геотар Медицина, 2005.

21. Дорошенко Г.В., Литвинова Р.И. Менеджмент в здравоохранении. –

Изд-во: Форум, 2005.-96с.

22.Платные медицинские услуги. Сборник нормативных документов. М., 2001- 304 с.

23. Стародубов В.И., Луговкина Т.К. Клиническое управление. Теория и практика. М., «Медицина», 2003.

24. Михайлова Л.А., Какорина Е.П., Хальфин Р.А. Статистический учет и отчетность учреждений здравоохранения. – МЦФЭР, 2005.-368с.

25. Галиуллин А.Н., Ахметзянова Г.З. и др. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Учебное пособие. – К., 2006.

26. Галиуллин А.Н., Хузиханов Ф.В., Шулаев А.В., Латыпов А.И., Спиридонов А.В., Сысоев М.И. Методология управления качеством медицинской помощи. Учебно-методическое пособие. – К., 2006.

27. Галиуллин А.Н., Ахметзянова Г.З., Хузиханов Ф.В., Романенко А.Г. и др.

Медицинское страхование. Учебное пособие. – К., 2006.

28. Шейман И.М.Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении.-2-е изд. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2008.-318 с.

29. Частная медицина/Под ред. акад. РАЕН, проф. А.С.Бронштейна.-Т.1.-М.:ИД МЕДПРАКТИКА-М., 2004.-120 с.


30. Гильманов А.А. Медико-социальные, экономические и организационн0-управленческие аспекты продолжительности заболевания взрослого населения.-Казань:Медицина,2003.-255 с.


31. Медицинская статистика понятным языком/Перевод с англ.,Под ред.В.Л.Леонова.-М.:Практическая медицина,2007.-287 с.


32. Семенов В.Ю. Экономика здравоохранения. - М.:Мед.информ.ангентство,2006.- 470 с.


33. Общественное здоровье и экономика : монография / РАН, Ин-т народнохозяйст­венного прогнозирования ; [Б. Б. Прохоров, И. В. Горшкова, Д. И. Шмаков, Е. В. Тара­сова] ; отв. ред. Б. Б. Прохоров. - М. : МАКС Пресс, 2007. - 291, [1] с. : рис., табл. ; 22см.

плохо
  1
Ваша оценка:

Похожие:

«общественное здоровье и здравоохранение» Цель дисциплины iconЭкзаменационные вопросы Общественное здоровье и здравоохранение
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет дисциплины. Объекты и методы изучения...
«общественное здоровье и здравоохранение» Цель дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» Public health and

«общественное здоровье и здравоохранение» Цель дисциплины iconПримерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение Для студентов обучающихся

«общественное здоровье и здравоохранение» Цель дисциплины iconПримерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся

«общественное здоровье и здравоохранение» Цель дисциплины iconАкадемия Кафедра «Общественное здоровье и здравоохранение»

«общественное здоровье и здравоохранение» Цель дисциплины iconВопросы для подготовки к курсовому экзамену по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»

«общественное здоровье и здравоохранение» Цель дисциплины iconМоделирование комплексных мероприятий по противодействию вич-инфекции 14. 00. 33 Общественное здоровье

«общественное здоровье и здравоохранение» Цель дисциплины iconУправление ресурсами стоматологической службы на примере приморского края 14. 00. 33 общественное

«общественное здоровье и здравоохранение» Цель дисциплины iconОпределение нуждаемости в ортодонтической помощи школьников современного мегаполиса. 14. 00. 21 -стоматология

«общественное здоровье и здравоохранение» Цель дисциплины iconМедико-социальные аспекты организации помощи больным с инсультами в г. Астрахани >14. 00. 33 общественное

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы