|
Скачать 384.82 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
^ Цель дисциплины - освоение теоретических основ общественного здоровья и организации здравоохранения и экономики здравоохранения. Применением принципов и методов управления здравоохранением и практических навыков по экономике в практической деятельности врача-стоматолога в условиях государственной и частной практики, соблюдая стандарты и учитывая требования современной системы здравоохранения для обеспечения высокого качества стоматологической помощи населению. При этом задачами дисциплины являются: - приобретение студентами знаний медико-статистического анализа при изучении показателей здоровья различных возрастно-половых, социальных, профессиональных и иных групп населения; - изучение студентами факторной обусловленности здоровья населения, роли образа жизни в формирования показателей здоровья населения и системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения; - изучение студентами теоретических основ организации здравоохранения, особенностей организации медицинской (в т.ч. стоматологической) помощи взрослому и детскому населению, работникам промышленных предприятий и сельским жителям; - обучение студентов принципам организации труда медицинского персонала в стоматологических учреждениях амбулаторного и стационарного типа; - обучение студентов ведению учетно-отчетной медицинской (стоматологической) документации в лечебно-профилактических учреждениях, медико-статистический анализ показателей деятельности стоматологических учреждений; - изучение студентами организации проведения экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности; - обучение студентов управленческим процессам, правовым, организационным, осуществляемым в стоматологических учреждениях; - изучение студентами вопросам экономики здравоохранения и деятельности стоматологических учреждений различных форм собственности; - оценка качества оказания стоматологической помощи населению; - формирование у студентов навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров; - формирование у студента навыков управления персоналом. ^ Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» относится к циклу профессиональных дисциплин. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия; биоэтика, история Отечества; экономика; психология и педагогика; история медицины, правоведение; иностранный язык; - в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин в том числе: биология; химия; физика и математика; медицинская информатика; - в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: гигиена; стоматология пропедевтическая. ^ Выпускник по специальности 040400 Стоматология с квалификацией врач должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК): способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I); способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2); способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3); способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики (ОК-5); способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6); способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7); способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9); способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); б) профессиональными (ПК): профилактическая деятельность способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10); способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11). способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12); способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13); диагностическая деятельность способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18); способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21); организационно-управленческая деятельность способен и готов понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача стоматолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача стоматолога (ПК- 41); способен и готов управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса (ПК- 42); способен и готов к использованию современных технологий менеджмента и маркетинга в своей профессиональной деятельности, осуществлять анализ качества и эффективности своей работы, к анализу показателей деятельности ЛПУ, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в ЛПУ амбулаторного и стационарного типа (ПК- 43); способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов; оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; способен использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний (ПК- 44); способен и готов определить необходимость направления больного в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ), в Противотуберкулезный диспансер (ПТД) по результатам рентгенологического обследования (ПК- 45); научно-исследовательская деятельность способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); психолого-педагогическая деятельность способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49). ^ Знать: - основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья населения; - основы страховой медицины в Российской Федерации, структуру современной системы здравоохранения Российской Федерации; особенности работы врача-стоматолога при заключению договоров на оказание медицинских услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования с пациентами, с любыми предприятиями, учреждениями, страховыми компаниями в установленном законом порядке; - основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения; - структуру лечебных отделений поликлиники и стационара; - проблемы медико-санитарной и стоматологической помощи населению; - основы организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению, современные организационные формы работы и диагностические возможности поликлинической службы; - принципы диспансерного стоматологического наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения, реабилитация пациентов; организацию врачебного контроля состояния стоматологического здоровья населения; принципы управления лечебным процессом в стоматологических организациях; - особенности организации и основные направления деятельности участкового врача-стоматолога; - организацию работы младшего и среднего медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе стоматологических организациях; - ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в стоматологических лечебно-профилактических учреждениях, осуществление экспертизы трудоспособности; - основные тенденции проявления и уровень распространенности стоматологических заболеваний в стране; - организацию акушерской и гинекологической помощи населению; Уметь: - анализировать и оценивать качество медицинской, стоматологической помощи, состояние здоровья населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды и организации медицинской помощи; - проводить с больными и их родственниками профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды; пропагандировать здоровый образ жизни; - вести медицинскую документацию различного характера в стоматологических амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях; - проводить работу по пропаганде стоматологического здоровья, направленную на предупреждение наследственных и врожденных заболеваний; - использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе стоматологического) от воздействия факторов среды обитания; Владеть: - методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в лечебно-профилактических учреждениях; - оценками состояния стоматологического здоровья населения различных возрастно-половых групп; - методами организации первичной профилактики стоматологических заболеваний в любой возрастной группе, формирования мотивации к поддержанию стоматологического здоровья отдельных лиц, семей и общества, в том числе, к отказу от вредных привычек, влияющих на состояние полости рта; - методами диспансеризации в стоматологии у детей и взрослых. ^ Форма обучения – очная
^ 5.1. Содержание разделов дисциплины
^
^
5.4. Лекции
^
^
^ . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Контрольно-измерительные материалы по темам практических занятий, включающие в себя примерную тематику рефератов, примерный перечень контрольных вопросов, тестовые задания и ситуационные задачи. ^
Перечень контрольных вопросов:
^ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ рациональное индивидуальное поведение осуществление общегосударственных мероприятий по созданию здоровых условий жизни формирование установок на здоровье в обществе + рациональное питание ^ только по обращаемости по данным обращаемости и медицинских осмотров по числу посещений по данным обращаемости, медицинских осмотров и причин смерти + ^ абсолютный прирост + коэффициент достоверности соотношения интенсивный показатель ^ только государственная только частная государственная и частная государственная, муниципальная и частная + ^ среднее число, выработанных УЕТ в смену кратность посещения на одну санацию средние сроки сохранности наложенных пломб + кратность посещения на одну санацию ^ Задача 1. В связи с заболеванием больной лечился у частнопрактикующего врача. В связи с тяжелым стоматологическим заболеванием был нетрудоспособен 35 дней. Вопросы:
Ответы:
1. 4 штатных должности х 50.000 / 10 000 населения = 20 штатных должностей. 2. 1 штатная должность из расчета на 10.000 человек городского населения.
Задача 3. Составьте макет статистической таблицы для использования при анализе данных о распределении врачей-стоматологов в г. Москве в 2003г. по специальности (терапевт, хирург, ортопед, ортодонт), стажу работы (до 5 лет и, от 5 до 10 лет, 10 лет и больше) и месту работы (муниципальная поликлиника, частная медицинская организация).
Ответы: В данном случае следует построить макет групповой или комбинационной статистической таблицы. 1. Это форма рационального и наглядного изложения сгруппированных цифровых данных получения информации. 2. Заголовок (указывается содержание таблицы, место и время, к которым относятся приводимые данные), подлежащее, сказуемое. 3. Простые, групповые и комбинационные. 4. «Подлежащее таблицы» – это основной учебный признак единицы наблюдения. «Сказуемое таблицы» – дополнительные учебные признаки, используемые для характеристики подлежащего. 5. В групповой таблице подлежащее характеризуется сказуемым, состоящим из нескольких отдельных признаков. В комбинационной таблице сказуемое состоит из нескольких групп признаков, каждая из которых может быть разбита на подгруппы по другому признаку и т.д. Задача 4. Использование методов санитарного просвещения в профилактических целях и формировании здорового образа жизни на амбулаторно-поликлиническом приеме и при ожидании приема. Вопросы:
Ответы:
Задача 5. В медицинской фирме занимающейся предоставлением стоматологических услуг начало уменьшатся количество пациентов, что привело к экономическим потерям. Руководство фирмы для улучшения экономического состояния провело рекламную компанию. Однако это не дало существенного улучшения экономической ситуации. Вопросы:
Ответы: 1. Руководство фирмы с целью улучшения экономического положения решило привлечь пациентов и провело рекламную компанию. 2. Дала сбой подсистема управления персоналом, в частности контролинг спецификации результатов труда: качества услуг, их стоимости, качества обслуживания, что не позволяет достичь высокой согласованности различных видов деятельности (секретаря и администратора рецепшен, врачей, среднего и младшего медперсонала медицинской фирмы). 3. План выхода из данной ситуации: руководству фирмы необходимо провести анализ интерактивного маркетинга, этических и деонтологических основ взаимодействия персонала и пациентов; экспертизу качества оказываемых услуг, их стоимости и анализ повторности обращений первичных пациентов к врачам. ^ ДИСЦИПЛИНЫ: (Перечень учебников и учебных пособий для каждого вида учебных занятий, изданных за последние 5 лет) а) основная литература: Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 512 с. Юрьев В. К., Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение. Санкт-Петербург, ООО «Издательство «Петрополис», 2000. – 914 с. Медик В. А., Токмачев М. С. Математическая статистика в медицине: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 800 с. б) дополнительная литература: Бутова В. Г.,Ковальский В. Л., Ананьева Н. Г. Система организации стоматологической помощи населению России. – М.:Медицинская книга. – 2005 г. – 168 с. Бутова В. Г., Ковальский В. Л. Экспертиза качества стоматологической помощи – М.: Изд. Дом «STBOOK» - 2005 г. – 202 с. Бутова В. Г., Ковальский В. Л., Манашеров Т. О. Предпринимательская деятельность медицинских организаций – М.: Изд. Дом «STBOOK» - 2005 г. – 204 с. Бутова В. Г., Зимина Э. В., Каплан М. З. Управление качеством стоматологической помощи – М.: Изд. Дом «STBOOK» - 2007 г. – 204 с. Бутова В. Г., Леонтьев В. К., Максимовский Ю. М., Мальгинов Н. Н. и др. Государственный контроль в стоматологической практике – М.: М.:Медицинская книга. – 2007 г. – 148 с. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие для практических занятий / Под. ред. В. З. Кучеренко. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 192 с. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению /Под. ред. В. З. Кучеренко. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 560 с. Управление здравоохранением и организация медицинского страхования. Ф. Юнусов, Г. Эберхард, Э. Зимина, С. Комаров.- М.:ООО «Аритком», 2007. – 296 с. ^ Занятия проводятся в аудиториях кафедры общественного здоровья и здравоохранения. Для обеспечения учебного процесса сотрудниками кафедры по основным разделам дисциплины разработаны учебно-методические пособия. Используются: таблицы, слайды, оверхет, мультимедийная проекционная техника, компьютерный класс. По основным разделам дисциплины созданы учебные презентации. ^ ДИСЦИПЛИНЫ: Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Самостоятельная работа способствует формированию аккуратности, дисциплинированности. Самостоятельная работа с литературой, написание рефератов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии. Различные виды учебной деятельности формируют способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии. Разработчики:
Эксперты:
|