Справочник логопеда Ростов-на-Дону: «Феникс»
Скачать
4.88 Mb.
Название
Справочник логопеда Ростов-на-Дону: «Феникс»
Количество страниц
19
Дата
02.04.2013
Размер
4.88 Mb.
Тип
Справочник
Содержание
К. Станиславский
Раздел 1. МОЗГ И РЕЧЬ. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ
1.1. неврологические основы речи
1.2. импрессивная и экспрессивная речь
Сенсорная (импрессивная)
1.3. функциональная асимметрия головного мозга
Правое полушарие
Левое полушарие
При рождении
Нейропсихологические синдромы нарушений высших психических функций при локальных поражениях коры головного мозга
Оптико-пространственная апраксия
Оптико-мнестическая афазия
Речевая акустическая агнозия
Нарушение интонационной стороны речи (просодики)
Акустико-мнестическая афазия
Пальцевая агнозия (синдром Герштмана)
Тактильная алексия (дермоалексия)
Афферентная моторная афазия
Кинестетическая апраксия
Синдром тактильного невнимания
Конструктивная апракси
Семантическая афазия
Амнестическая афазия
Кинетическая апраксия
Эфферентная (кинетическая) моторная афазия
Динамическая афазия
Синдром аномии
Синдром «дископии — биографии»
1.4. доли мозга
Теменная кора
Ассоциативные волокна
1.5. подкорковые узлы
Черепно-мозговые нервы
Первая ветвь
1.6. ретикулярная формация
1.7. тест на распознавание пальцев
Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения
1.8. обследование ребенка. неврологический статус
1.8.1. Обследование произвольной мимической моторики
1.8.2. Обследование речевой моторики
1.8.3. Обследование общей произвольной моторики
1.8.4. Обследование тонких движений пальцев рук
1.8.5. Обследование действий с предметами
Приложение. НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Оценка этапов довербального и начального вербального развития
Оценка понимания речи
Поцелуй маму.
Покажи, кто сидит, кто спит
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
Возрастные особенности развития общей моторики
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
Раздел 2. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЧИ
2.1. Исторический аспект диагностики
2.2. Состояние проблемы на современном этапе
1) предпосылками
2.3. Принципы комплексной диагностики
Комплексный подход, как один из основных педагогических принципов
Принцип динамического изучения
Принцип качественного анализа
Принцип системного подхода
Психологические принципы
2.4. Диагностика речевых нарушений у детей в раннем возрасте
Гипертензионный синдром
Синдром гипотрофии
2.4.1. Осмотр новорожденных. Шкала Апгар
2.4.2. Соотношение признаков незрелости и поврежденности центральной нервной системы
2.5. Методика изучения уровня речевого развития
Блок I — диагностический.
Блок II — коррекционный.
Блок III — оценочный, контрольный.
2.5.1. Изучение уровня речевой коммуникации
2.5.2. Изучение уровня связной речи детей
2.5.3. Изучение словарного запаса детей
2.5.4. Изучение грамматической стороны речи
2.5.5. Изучение состояния звуковой стороны речи
2.5.6. Изучение уровня практического осознания элементов речи
Обработка и интерпретация результатов.
2.5.7. Комплексный метод речевой диагностики
2.5.8. Обработка и интерпретация полученных результатов
2.6. Дифференциальная диагностика дизартрии
Подкорковая дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Бульбарная дизартрия
Псевдобульбарная дизартрия
2.6.2. Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения
2.6.3. Основные показатели диагностики дизартрии
2.6.4. Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных речевых нарушений
Дифференциальная диагностика сходных речевых патологий бульварной формы дизартрии от псевдобульбарной
Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию
1. Общая характеристика произношения звуков
2. Искажения звуков
3. Замены звуков
Раздел 3. КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 3.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
3.2. Ранняя поддержка ребенка
3.3. Проблемы раннего обучения чтению
Причинами трудностей при обучении чтению являются
3.4. Основные направления коррекции речи
Спастическая форма дизартрии. Речевой статус Легкая степень.
Средняя степень.
Тяжелая ступень.
Характеристика отделов речедвигательного аппарата
3.4.1. Основные направления комплексного медицинского воздействия при спастической форме дизартрии
3.4.2. Коррекционная логопедическая работа при спастической дизартрии
3.4.3. Гиперкинетическая форма дизартрии
3.4.4. Специфика комплексного коррекционного воздействия при гиперкинетической форме дизартрии
3.4.5. Логопедическая работа с детьми, страдающими дизартриями, имеющими различные формы звукового расстройства речи
3.5. Особенности коррекции фонетической стороны речи с учетом компенсаторных возможностей ребенка
3.6. Коррекция звукопроизношения при ринолалии
3.6.1. Артикуляционная гимнастика
Гимнастика языка
Массаж неба после уранопластики
Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области
3.7. Профилактика акустических дисграфий. дефект смягчения
Напряженность в мышцах губ легче всего ощущается при произношении губно-губных: па, пы
Я. Задание.
Мяч, пять, Валя, слякоть, пряник, мята, пятна, Толя, тряпка, прятки.
Е. Задание.
Лес, мел, белка, лето, ветка, полено, лев, село, орех, весна, веник, колено.
Ё. Задание.
Ю. Задание.
3.8. Профилактика акустических дисграфий. дефект оглушения
Топали да топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
Материал для развития фонематического слуха и произносительных дифференцировок
Слова-паронимы для дифференциации з—с
Рисунки к словам с оппозиционными звуками з—с
Рисунки к словам с оппозиционными звуками ш—с
Рисунки к словам с оппозиционными звуками ж—ш
Рисунки к словам с оппозиционными звуками ж-з
Рисунки к словам с оппозиционными звуками б—п
Рисунки к словам с оппозиционными звуками д—т
3.9. Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике
3.9.1. Точечный массаж при дизартрии
3.9.2. Массаж при писчем спазме
3.9.3. Точечный массаж при заикании
3.9.4. Точки массажа при забывчивости, рассеянности, невозможности сосредоточиться
3.9.5. Массаж при робости, боязливости, застенчивости
3.9.6. Точечный массаж при немотивированном упрямстве, непослушании детей.
Схема нормального развития детской речи (по А.Н.Гвоздеву)
Раздел 4. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 4.1. ФИТОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Сбор № 1: вереск обыкновенный, трава
Сбор № 2: шиповник коричневый, плоды
Сбор № 1: брусника, лист.
Сбор № 2: тмин обыкновенный, плоды
4.2. Ароматерапия в коррекционной и лечебной педагогике
4.3. Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
4.4. Хромотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
Синий цвет
Фиолетовый цвет
Зеленый цвет
4.5. Литотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
Кварц розовый
Лазурит — лечит зрение, дает большую ясность мышления, снимает боли, уменьшает выпадение волос. Лунный камень
Малахит — полезен для сердца, кровеносных сосудов сердца и легких, успокаивает перевозбужденную нервную систему, улучшает сон. Н
Опал — успокаивает нервы, укрепляет сердце, возвращает остроту зрения и блеск глазам, уравновешивает эмоции, усиливает интуицию.
Топаз голубой
Раздел 5. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
К. Д. Ушинский
5.1. Общие задачи логопедической практики
5.1.1. Что дает логопедическая практика в профессиональном становлении будущего логопеда?
5.1.2. Как организуется непрерывная практика?
5.1.3. В какой период лучше пройти практику?
5.2. Содержание практики
5.2.1. Задачи первого периода
5.2.2. Задачи второго периода
Раздел 6. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ДЕТСКИХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
6.1. Положение о логопеде
6.2. Положение об организации работы логопедического кабинета
6.3. Примерный перечень оборудования логопедического кабинета
6.4. Положение об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами
Дневной стационар для больных с логоневрозами
6.5. Специфика работы логопеда в детской поликлинике
6.5.2. Комплектование групп и длительность занятий
6.5.3. Связь с родителями и педагогическим персоналом
6.5.4. Профилактическая работа
6.5.5. Санитарно-просветительная работа
Форма 1 Журнал регистрации первичного приема
Форма 2 Журнал посещаемости логопедических занятий
Форма 3 Журнал профилактической работы в д/садах
Форма 5 Журнал регистрации санитарно-просветительной работы
6.6. Детский психоневрологический диспансер
6.7. Работа логопеда в доме ребенка
6.8. Организация работы логопеда в стационарном отделении
6.9. Рекомендации к построению индивидуальной коррекционной программы
Второй этап.
Четвертый этап.
Шестой этап.
Седьмой этап.
6.10. Методическое объединение логопедов
Речевой анамнез
Обследование логопеда
Обследование речи
Раздел 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
7.1. Принципы отбора детей и комплектования групп
7.2. Организация работы медико-психолого-педагогической комиссии
7.2.1. Документация медико-психолого-педагогической комиссии
Журнал регистрации детей
Обследованы следующие дети
7.2.2. Требования к оборудованию кабинета
7.3. Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи
7.3.1. Документы, представляемые на медико-психолого-педагогическую комиссию
7.3.2. Документация медико-психолого-педагогической комиссии
Протокол заседаний МППК
7.4. Логопедическая документация детского сада для детей с нарушениями речи
7.4.1. Виды планов
При составлении перспективного плана
Составление планов на. каждое фронтальное занятие обязательно.
7.4.2. Индивидуальные тетради детей
7.4.3. Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя
7.4.4. Работа с родителями
7.4.5. Отчет логопеда
Основные положения о работе районного старшего логопеда дошкольных учреждений системы просвещения
7.6. Примерное планирование занятий с детьми, страдающими недоразвитием речи
Тема: «Части тела и лица».
ОКТЯБРЬ I неделя
II неделя
7.6.1. Примерный план занятия с детьми 4 лет с общим недоразвитием речи
Ход занятия
7.6.2. Примерный план работы на неделю с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи
Раздел 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ 8.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
8.1.1. Распределение времени, отведенного для обследования устной и письменной речи учащихся
8.1.2. Распределение времени, отведенного на коррекционно-образовательную работу
8.1.3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда в период школьных каникул
8.1.4. Работа учителя-логопеда в июне
8.1.5. Оборудование логопедического кабинета
8.1.6. Документация и ее ведение
Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися
ЖУРНАЛ учета посещаемости логопедических занятий
Журнал учета посещаемости
Журнала обследования устной и письменной речи учащихся
Образец заполнения Журнала обследования устной и письменной речи учащихся
Индивидуальные карточки учащихся
Индивидуальная карточка учащегося
Общий план методической работы на учебный
Перспективные планы
Ежедневные рабочие планы
Рабочие тетради
Расписание занятий (в двух экземплярах)
Паспорт логопедического кабинета
8.1.7. Сроки хранения документации
8.2. Работа логопеда в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Речевая карта
8.3. Рекомендации по организации индивидуальных занятий по обучению произношению и их анализу
8.3.1. Требования к содержанию плана
8.3.2. Требования к индивидуальным занятиям
8.3.3. Соблюдение метода обучения произношению
Полисенсорный метод
Концентрический метод
8.3.4. Требования к подбору речевого материала
8.3.5. Соотношение видов речевой деятельности и видов работы
8.3.6. Организация работы
8.3.8. Фонетический режим
Контроль за произношением детей
Фонетическая обработка речевого материала.
Подготовка устных выступлений.
8.3.9. Исправление ошибок
8.3.10. Фиксация результатов
Тема. Предложение. Цели.
Ход занятия.
Наступила осень.
Раздел 9. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПИСЬМА
Цели и задачи.
9.2. Положение об областной мппк
9.2.1. Состав и организация работы областной МППК
9.2.2. Перечень документов, представляемых на МППК
9.3. Инструкция по приему детей во вспомогательные школы и школы-интернаты
9.4. Инструкция по приему в школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
9.5. Информационное письмо по обучению письму леворуких детей
Определение ведущей руки
Существует несколько вариантов определения ведущей руки
Сейчас мы с тобой поиграем»
3. Раскладывание карточек
4. Бросание и ловля мяча
5. Цепочки из скрепок.
7. Открывание флаконов, баночек с завинчивающейся крышкой.
10. Рисование крестиков
9.6. Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения
Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы, компенсирующего обучения являются
9.7. Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и группы специального назначения
9.8. Положение о временной группе для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа
9.9. Примерный перечень материалов для психолого-педагогического обследования детей школьного возраста в медико-психолого-педаго
9.10. Должностные обязанности учителя-логопеда
Должен знать
9.11. Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических работников
9.12. Рекомендации для установления разрядов оплаты труда по etc
Стаж педагогической работы.
Стаж работы по специальности (по профилю).
9.13. Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий
II квалификационная категория
I квалификационная категория
Высшая квалификационная категория
9.14. Нормативы числа мест в дошкольных учреждениях
9.15. Норматив предельной наполняемости групп (классов) в образовательных учреждениях
9.16. Положение о научно-методическом совете по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования
Раздел 10. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за рабо
Как оплачивается труд музыкального руководителя в логопедической группе?
Является ли совместительством работа на двух педагогических должностях в одном дошкольном образовательном учреждении?
Предоставляется ли оплачиваемый отпуск совместителям?
Какова продолжительность очередного отпуска у педагогических работников специальных дошкольных образовательных учреждений для во
Разрешается ли делить очередной отпуск на части?
Допустимо ли менять воспитателей в группах для детей с нарушениями речи?
Из каких дошкольных учреждений педагогические работники могут выйти на пенсию за выслугу лет?
Работа в каких дошкольных учреждениях не засчитывается в педстаж при назначении пенсии за выслугу лет?
Нужно ли проходить аттестацию для подтверждения квалификационной категории работнику, которому осталось работать до пенсии менее
Сообщите, какие существуют виды поощрения за успехи в работе?
Применение мер поощрения, указанных в статье
Прошу рассказать как можно более подробно о том, какие меры дисциплинарного взыскания применяются к работникам дошкольных образо
Являются ли обязательными тарифно-квалификационные характеристики (требования) в ведомственном детском саду — ТКХ, которые утвер
Могут ли получить квалификационную категорию логопеды, работающие в учреждениях здравоохранения или социальной защиты?
Как следует проводить оплату труда воспитателя, если квалификационная категория получена по должности учителя (учителя-дефектоло
Какой нормативный акт регулирует деятельность учреждений повышения квалификации?
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалис
Где должна проводиться медико-психолого-педагогическая комиссия (в диспансере, поликлинике, детском саду)?
Кто может быть зачислен на должность заведующей детским садом для детей с нарушениями речи, логопеда и воспитателя?
Кто осуществляет контроль, руководство и методическую помощь логопедам и воспитателям детского сада для детей с нарушениями речи
Можно ли включать в медико-психолого-педагогическую комиссию школьного логопеда?
Просьба сообщить правильные названия должностей педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.
Ответьте, пожалуйста, кому дано право решать, по каким программам должно работать дошкольное образовательное учреждение?
Какие издания нужно приобретать или выписывать, чтобы быть в курсе новых направлений содержания дошкольного образования?
Где можно узнать о нормах расхода спирта для работы с детьми, имеющими речевые нарушения?
Общие положения.
Приложения сказка о веселом язычке
Осенью Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Зимой
Выучи стихотворение. Раскрась. Посмотри на картинку
Терминологический словарь
Автоматизация звука
Агнозия зрительная
Агнозия осязательная
Агнозия пространственная
Агнозия слуховая
Аграмматизм импрессивный
АДЕНТИЯ (а+ лат. dens, dentis зуб) — отсутствие всех или многих зубов. АКАЛЬКУЛИЯ
Аккомодация фонетическая
Алалия моторная
Алалия сенсорная
АЛЕКСИЯ (о+ лат. lego читаю) — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения. АЛЕКСИЯ
Анализ и синтез
Анализатор двигательный
Анализатор слуховой
Аномальные дети
Апраксия амнестйческая
Апраксия кинестетическая
Апраксия кинетическая
Апраксия оральная
Артикуляционный аппарат
Артикуляционный комплекс
Артикуляция йотовая
Артикуляция ротовая
Атактический почерк
Аутогенная тренировка
Б базальный компонент второй сигнальной системы
Бледный шар
Блоковый нерв
Большие полушария головного мозга
Брока центр
БУКВА — графический знак, который используется для обозначения на письме фонем. БУЛЬБАРНЫЙ
Бульбарный паралич
В варолиев мост
Вегетативные органы
Велярный звук
Вернике центр
Верхний гортанный нерв
Верхняя продольная мышца языка
Взрывной звук
Внимания нарушения
Внимания объем
Внимания переключаемость
Внимания распределение
Внимания сосредоточенность
Восстановительное обучение
Г гематома
ГЕНЕЗИС — см. Генез
Гидроцефалия врожденная
Гидроцефалия приобретенная
Гимнастика речи активная
ГИПОФИЗ (гипо+
Глазодвигательный нерв
ГЛИЯ (греч. glia клей, клеевидное вещество) — совокупность всех клеточных элементов нервной ткани, кроме нейронов. ГЛОСС
ГНОЗИС (греч. gnosis познавание, знание) — познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения. ГОЛОС РЕЧЕВОЙ
Голоса качества
Голоса расстройства органические
Голосовой аппарат
Голосовой режим
Грамматический строй
ГУЛЕНИЕ — голосовые реакции ребенка в первые 2—3 месяца жизни, ранняя стадия лепета. Д
Действия автоматизированные
Дефект звонкости
Деятельность речевая
ДИАГНОЗ (греч. diagnosis распознавание; диа+
Диагноз дифференциальный
Дидактические принципы
Дизартрия бульварная
Дизартрия корковая
Дизартрия подкорковая
Дизартрия подкорковая.
Динамический стереотип
Диспансер психоневрологический
Дифференциация звуков
Дом ребенка
Дыхание речевое
Задержка психического развития
Замены звуков
Зона ближайшего развития
И интеграция
История развития ребенка
К каппацизм
Кинестезии речевые
Коммуникативная функция речи
Компенсация нарушенных функций
Координация движений
Кора больших полушарий головного мозга
Корковая дизартрия
Коррекция произношения
Л леворукость скрытая
Лицевые нервы
М макрогения
Межзубный сигматизм
Мелодика речи
Методика специальная
Мозаика коры головного мозга
НАВЫК — автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, упрочившиеся способы действи
Нарушение чтения и письма
НЁБО — горизонтальная перегородка, разобщающая полость рта с полостью носа и носовой частью глотки. НЁБО МЯГКОЕ
Нёбо твердое
Носовой звук
Обвитие пуповины
Общее недоразвитие речи
Оглушение согласных
Оптическая аграфия и дисграфия
Органы артикуляционные
П палатализация
ПАРАЛИЧ (греч. paralysis расслабление) — 1) потеря двигательной функции какой-либо мышцей или группой мышц вследствие поражения
Паралич псевдобульбарный
Парасимпатическая нервная система
Пасавана валик
Педагогическая запущенность
Периферическая нервная система
Пирамидный путь
Подбородочно-язычная мышца языка
Подъязычно-языковая мышца языка
Подъязычный нерв
Поза ромберга
Полосатое тело
Поперечная мышца языка
Постановка голоса
ПРАКСИС — способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов. ПРЕВАЛИРОВАТЬ
Проба пальце-носовая
Продолговатый мозг
Проекционные нервные пути
ПТОЗ (греч. ptosis падение) — составная часть сложных слов-терминов, обозначающих опущение того или иного органа, напр.: гастроп
Расщелина нёба
Расщелина нёба закрытая
Ретикулярная формация
Речевая интонация
Речевая карта
Речевой аппарат
Речевой аппарат периферический
Речи функция
Речь внутренняя
Речь монотонная
Ринолалия закрытая
Ринолалия закрытая задняя
Ринолалия закрытая передняя
Ринолалия открытая
Ринолалия смешанная
РИТМИКА (греч. rhythmikos равномерный, соразмерный) — 1) учение о ритме
Словарь активный
Словарь пассивный
Слуховая область коры
Способ артикуляции
Средний мозг
Ствол мозга
Судороги клонические
ТЕМБР (фр. timbre) — окраска или характер звука голоса, муз. инструмента, зависящие от того, какие обертоны
Темп речи нарушенный
ТИК (фр. tic) — быстрые непроизвольные стереотипные сокращения определенных мышц; вид гиперкинеза. ТИФЛОПЕДАГОГИКА
ТОНУС (лат. tonus + греч. tonos напряжение) — 1) физиол.
Тонус мышечный
Тройничный нерв
У увулярный согласный
Уздечка короткая
Уздечка языка
Учебные пособия
Ф физиокинезотерапия
Темперамент флегматический.
ФОНЕМА (греч. phonema звук) — лингв
Х характер
Расщелина губы.
Центральная нервная система
Центробежные нервы
Центростремительные нервы
Ч челюсть верхняя
Челюсть нижняя
Черная субстанция
Чтение с губ
Чувство языка
Школа-интернат для глухих детей
Школа-интернат для детей с нарушениями речи
Школа-интернат для детей с расстройствами движений
Школа-интернат для слабовидящих детей
Школа-интернат для слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших детей
Школа-интернат для слепых детей
Щ щитовидная железа
Экзистенциальный анализ
Экология человека
Экстрапирамидальная система
Экстрапирамидные пути
Эмбриональное развитие
Эндокринные железы
Язык литературный
Языкоглоточные нервы
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина
База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo
,
dekanat
, ansya, kenam
обратиться к администрации
|
правообладателям
|
пользователям
Новые материалы
опубликовать
Документы