|
Скачать 2.08 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития» Кафедра сестринского дела РЕАБИЛИТОЛОГИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3- 4 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 060109 сестринское дело ( дневная и заочная формы обучения) Красноярск 2009 1.УДК 616-08-036.863(07) ББК 53.5 Р31 2.Реабилитология: методические указания к аудиторной работе для студентов 3-4 курса факультета высшего сестринского образования ( дневная и заочная формы обучения) /сост.Ж.Е.Турчина, Т.Р.Камаева.-Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. – 141 с. 3.Составители: к.м.н. Турчина Ж.Е, к.м.н. Камаева Т.Р. 4.Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» (2007 г.) и стандарта академии системы менеджмента качества «Учебно-методические комплексы дисциплин» - СТА 4.2.01-07. В методических указаниях к аудиторной работе изложены темы по наиболее актуальным вопросам общей и частной реабилитологии. При разборе каждой темы уделяется большая роль медицинской сестры в том или ином аспекте реабилитации. Для каждой темы представлены аннотация, ситуационные задачи, тестовые задания, список тем по УИРС. 5.Рецензенты: 1.Ким Ю.О.- д.м.н., профессор, заведующий кафедрой сестринского дела Новосибирского Государственного Университета. 2.Клеменков С.В. - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой восстановительной медицины и курортологии ИПО КрасГМУ. 6. Протолол ЦКМС № _________________ КрасГМУ 2009 СОДЕРЖАНИЕ Список литературы Тема № 1: Основы реабилитологии. Методы и средства медицинской реабилитации. Принципы. Этапы. Приоритетность. Показания, противопоказания. Региональная специфика предмета. ^ Актуальность занятия данной темы характеризуется тем, что значительное место в системе оздоровления различных групп населения уделяется в современных условиях методам социально-психологического и реабилитационного воздействия, призванным оптимизировать условия жизни и предупредить проявления болезней уже на стадии профилактики. ^ об истории реабилитологии, как науки, роли в медицине. знать: общее понятие (определение) реабилитации, цели, задачи и принципы реабилитации; средства реабилитации; учреждения, занимающиеся реабилитацией; характеристику 5 этапов медицинской реабилитации, мероприятия, проводимые на данных этапах. уметь: составить индивидуальную программу реабилитации (ИПР) по конкретному заболеванию уметь: составить план реабилитационных мероприятий на этапах медицинской реабилитации. ^ Самостоятельная работа
изучение буклетов по теме- 45 мин Изучение программ реабилитации (ИПР) -45 мин. 4.2 Исходный контроль знаний (устный опрос, тесты)-45 мин. 4.3 Самостоятельная работа по теме:-55 мин. - знакомство с организацией реабилитационного центра -заслушивание рефератов по УИРС 4.4 Итоговый контроль знаний:-45 мин. -решение ситуационных задач -подведение итогов ^ 1. Реабилитология - происхождение термина. Понятие о реабилитологии в широком смысле как о междисциплинарной области, в рамках которой различные профессиональные группы преследуют и решают свои социальные задачи для общей цели восстановления трудоспособности больного (юристы, врачи, психологи). 2.Цели реабилитации. Аспекты реабилитации. 3.Медицинский аспект реабилитации. Определение понятия, формы, место в общей системе восстановительного лечения. 4.Физический аспект реабилитации. Определение понятия, формы, роль на различных этапах восстановительного лечения. 5.Задачи психологической реабилитации, ее формы и методы. 6.Профессиональный, социально-экономический аспекты реабилитации – их место в общей системе восстановительного лечения, формы и методы. 7.Этапы реабилитационных мероприятий. Стационарный этап реабилитации: цели, задачи. Послебольничный или поликлинический этап реабилитации: формы и место проведения реабилитации, цели, задачи. Необходимость, места реализации, цели и задачи, три этапа восстановительного лечения. ИПР- индивидуальная программа реабилитации, правила составления. 8. Основные методы реабилитации. 9.Роль среднего медицинского персонала в проведении реабилитации. Реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных, болезнями, травмами или физическими, химическими факторами. ^ - совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов, приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут. ^ I этап -годы первой мировой войны, когда в Великобритании были созданы ортопедические госпитали для лечения инвалидов войны. Особенностями этих учреждений являлось широкое использование трудотерапии. II этап-годы второй мировой войны и далее в послевоенном периоде в современном виде начала складываться медицинская реабилитация. Толчком к этому послужило скопление в обществе большого числа инвалидов войны. III этап - XX столетие ознаменовалось различными этапами по внедрению реабилитации в практику, больше во 2-й половине XX века IV этап - XXI век (современный этап) характеризуется комплексным подходом, совершенствованием (оптимизацией) различных реабилитационных воздействий. ^ 1.Рост научно-технического прогресса; 2.Изменение в демографической структуре (рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста); 3.Изменение в состоянии здоровья населения (рост хронических заболеваний с длительным ограничение определенных возможностей жизнепроявления); 4.Наличие инвалидности; 5.Рост травматизма по различным причинам; 6.Неблагоприятная обстановка в Северо-Кавказском регионе. В научной разработке проблемы «реабилитации» приняли участие представители различных отраслей (врачи, педагоги, психологи и т.д.), что способствовало формированию системного подхода к проблеме реабилитации. С позиции системного подхода реабилитация – это система государственных, социально-экономических, психологических, педагогических и других мероприятий, направленных на восстановление здоровья, трудоспособности, личного и социального статуса больного или инвалида. ^ 1. Принцип партнерства предусматривает сотрудничество пациента и специалиста – реабилитолога при руководящей и направляющей роли последнего; 2. Принцип разносторонности усилий предполагает учет всех сторон реабилитации для каждого больного. Реабилитация в настоящее время сформировалась в самостоятельную науку, которая располагает своими методами исследования, специальными методами лечения, которая должна иметь хорошо подготовленных специалистов широкого профиля (реабилитолог). Реабилитолог - это высококвалифицированный специалист, прошедший подготовку на специализированном цикле обучения, хорошо знающий проблемы реабилитации, компетентный в специфических методах реабилитации, владеющий основами педагогики, психологами, правовыми знаниями, который в состоянии определить пациенту программу реабилитации, обеспечит ее реализацию. Реабилитолог должен составить кратковременную и долговременную программы реабилитации. ^ определяет объем и порядок работы с пациентом на протяжении текущего этапа, устанавливает цель данного этапа. Долговременная программа определяет количество и последовательность этапов реабилитации, формирует ее стратегию. Виды (аспекты) реабилитации: 1. Медицинская реабилитация; 2. Физическая реабилитация; 3. Психологическая реабилитация; 4. Социальная (бытовая) реабилитация; 5. Трудовая (профессиональная) реабилитация. Медицинская реабилитация - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление здоровья больного. Этот аспект реабилитации связан с лечебными мероприятиями на протяжении всего наблюдения за больным, проводится мед персоналом различного уровня (врачи, средний и младший медицинский персонал) всех ЛПУ. ^ Включает в себя назначение различных средств физической реабилитации (ЛФК, различные виды массажа, преформированные и природные факторы). Проводится врачами физиотерапии, ЛФК и массажа, а также средний медицинский персонал (физиосестры, массажисты, инструктора ЛФК) ^ Обеспечивает: - оценку уровня интеллекта, личности пациента; - консультирование по личностным, эмоциональным проблемам; - психотерапию; - участие в планировании и проведении образовательных и профилактических программ; - консультирование родителей. Психологическая реабилитация проводится психологами, врачами-психотерапевтами. ^ Включает вопросы: - изучение домашнего окружения, семейных взаимоотношений; - беседы с родителями (родственниками) для сотрудничества и удовлетворения нужд пациента; - обучение пациента (инвалида) навыкам самообслуживания. Социальная реабилитация проводится органами социальной защиты, социальными работниками, которым отводится большая роль в реабилитации. ^ - подготовка пациента (инвалида) к конкретной трудовой деятельности с учетом его способностей и возможностей Трудовая реабилитация 1. Адаптация на прежнем рабочем месте; 2. Реадаптация – работа на новом рабочем месте с изменением условий труда, но на том же предприятии; 3. Работа с пониженной физической нагрузкой в связи с приобретением новой квалификации, близкой к прежней специальности; 4. Переквалификация на том же предприятии; 5. Переквалификация в реабилитационном центре с последующим подбором работы на новой специальности. Цели реабилитации
Задачи реабилитации
^ Раннее начало Непрерывность (этапность) Комплексный характер Индивидуальный подход Возвращение к активному общественно-полезному труду. ^ Превентивный Стационарный Амбулаторно-поликлинический Санаторно-курортный Этап метаболической реабилитации ^ Цель: спасение жизни человека (при угрозе), предупреждение осложнений болезни. Поликлинический этап Цель: завершение патологического процесса. Для этого продолжаются лечебные мероприятия, направленные на ликвидацию остаточных явлений. В этот период необходимо продолжать терапию на завершение патологического процесса. Большая роль на данном этапе отводится ЛФК, физиотерапии, приему адаптогенов, витаминов, поддерживающие дозировки лекарственной терапии. ^ Цель: профилактика рецидивов болезни, а также ее прогрессирования. Для реализации этих задач используются преимущественно природные факторы с целью нормализации микроциркуляции, повышения кардиореспираторных резервов, стабилизации функций нервной, эндокринной и иммунной систем, органов ЖКТ и мочевыделения. С этой целью назначают внутренний прием минеральной воды, водолечение, бальнеолечение, пеллоидолечение. ^ Создаются условия для нормализации структурно-метаболических нарушений, имевшихся на доклинической стадии болезни и сохранившихся после завершения клинической стадии. Это достигается при помощи диетической коррекции, методик ЛФК, физиолечения, климато-витаминотерапии. Средства реабилитации 1.Медикаментозная коррекция 2.Физиотерапия 3.Лечебная физкультура (кинезотерапия) 4.Различные виды массажа 5.Климатотерапия 6.Трудотерапия 7.Психотерапия 8.Социальная помощь 9.Педагогическая помощь 10.Логопедическая помощь Учреждения, занимающиеся реабилитацией 1. Все ЛПУ 2. Санаторно-курортные учреждения 3. Научно-исследовательские медицинские учреждения 4. Специализированные реабилитационные учреждения: - реабилитационные кабинеты (отделения) амбулаторно- поликлинических учреждений; - реабилитационные кабинеты (отделения) при стационарах; - реабилитационные центры (кардиологические, неврологические, ортопедические); 5. Центры профессиональной реабилитации (лечебно-трудовые мастерские, цеха комбинаты) 6. Учреждения социальной защиты (социальная помощь, отделения (кабинеты) медико-социальной реабилитации). Недостатки в реабилитационном процессе на современном этапе 1. Отсутствие должной преемственной связи между учреждениями, занимающимися проблемами реабилитации; отсутствие единых методологических подходов к медико-социально-педагогической реабилитации. 2. Применяемые в отечественной реабилитации методы восстановительного лечения представлены в основном ограниченными схемами ЛФК, массажа, физиотерапии, медикаментозного лечении; недостаточно используются методы коррекции психического состояния больных; роль больного остается пассивной; не на должном уровне отработаны преемственность, системность подхода к реабилитации неврологических больных. 3. Отсутствует целенаправленная система обучения кадров реабилитологов, специалистов, имеющих широкий диапазон знаний в клинических дисциплинах, технике реабилитологии, в педагогике, психологии, юриспруденции, социологии, которые в состоянии определить пациенту программу реабилитации и обеспечить ее реализацию. 4. Является актуальным введение в номенклатуру специалиста – реабилитолога.
Тестовые задания: ^ А.Раннее начало Б. Непрерывность, этапность В. Комплексный подход Г. Индивидуальный подход Д. все верно ^ А. Стационарный Б. Санаторно-курортный В. Амбулаторно-поликлинический Г. Превентивный ^ А. Борьба с факторами риска Б. Спасение жизни человека В.Завершение патологического процесса продолжения лечебных мероприятий Г. профилактика рецидивов болезни ^ А. Борьба с факторами риска Б. Спасение жизни человека В. Завершение пат процесса, продолжение лечебных мероприятий Г. Профилактика рецидивов болезни. 5.^ : А. Превентивный Б. Стационарный В. Амбулаторно-поликлинический Г. Санаторно-курортный Д. Метаболический ^ А.Медицинская Б. Физическая В. Психологическая Г. Социальная Д. Профессиональная Е. Все верно
А. Стационарный Б. Амбулаторно-поликлинический В. Санаторно-курортный Г. Превентивный Д. Метаболический ^ А. Все ЛПУ Б. Специализированные отделения и центры реабилитации В.Только поликлиники Г. Только стационары Д. Правильно а и б ^ А. Завершение патологического процесса Б. Предупреждение осложнений болезней В. Профилактика рецидивов болезни ^ Задача №1 Больной Н., 35 лет проходил лечение у участкового врача терапевта с Диагнозом: Эссенциальная гипертония 2 стадии. Прошел курс медикаментозной терапии. Вопросы: 1.Какие ещё средства реабилитации может рекомендовать медсестра данному пациенту? 2.Какой этап реабилитации может рекомендовать медсестра данному пациенту? 3. Показана ли в данном случае психологическая реабилитация? Задача №2 Больному 32г, находился на стационарном лечении по поводу язвенной болезни ДПК. Прошел полный курс медикаментозной терапии. На данный момент жалоб не предъявляет. Курит до 10 сигарет в сутки. Вопросы: 1. В чем заключается дальнейшая реабилитация? 2. Можно ли рекомендовать санаторно-курортный этап? 3.Какие этапы медицинской реабилитации должна указать медсестра при составлении индивидуальной программы реабилитации? ^ 1.История развития реабилитологии в России и за рубежом. 2.Роль среднего медицинского персонала в проведении реабилитационных мероприятий. 3.Использование психотерапии на этапах медицинской реабилитации. 4.Социальная реабилитация: цели, задачи, учреждения. 1. Тема № 2: Физиотерапия, как наука, история, роль и место в системе комплексной реабилитации. Организация работы в ФТО (к). Роль сестринской службы. ^ характеризуется тем, что физические факторы имеют большое значение в реабилитации различных заболеваний и назначаются на различных этапах медицинской реабилитации. ^ об общих правилах техники безопасности в ФТО, должностных обязанностях врачебного персонала. знать: общее понятие о физиотерапии, как науки, основных этапах истории развития, общих механизмах физиологического и лечебного действия. Классификацию физических факторов, роль и место физиотерапии в системе реабилитации. Принципы организации физиотерапевтического отделения ( кабинета), оснащенность, организацию и возможность проведения сестринского процесса в ФТО, должностные обязанности среднего медицинского персонала. Документацию ФТО: карта направление на физиолечение (ф.044\у), паспорт отделения, журнал регистрации больных. Должностные обязанности сестринского персонала. уметь: организовать работу медицинской сестры в физиотерапевтическом отделении (кабинете). -заполнить документацию ФТО: карта направление на физиолечение (ф.044\у), паспорт отделения, журнал регистрации больных. ^ Самостоятельная работа 4.1 -курация больных -заполнение документации ФТО -45 мин. 4.2 Исходный контроль знаний (устный опрос, тесты)-45 мин. 4.3 Самостоятельная работа по теме:-55 мин. а) Знакомство с организацией работы ФТО МСЧ № 96 б) Знакомство с должностными обязанностями сестринского персонала. в) Знакомство с инструкциями по технике безопасности в работе ФТО г) Заполнение документации ФТО: карта направление на физиолечение (ф.044\у), паспорт отделения, журнал регистрации больных, аппаратура для физиолечения. -заслушивание рефератов по УИРС 4.4 Итоговый контроль знаний:-45мин. -решение ситуационных задач -подведение итогов ^ физиотерапии 2. Классификация физических факторов. 3.Механизмы физиологического и лечебного действия на организм. 4.Общие противопоказания к назначению физиотерапии. 5. Организация работы в ФТО (к) должностные инструкции сотрудников. Роль сестринской службы. 6. Организационные вопросы физиотерапевтической службы. 7. Требования к помещению и оснащению физиотерапевтических кабинетов. 8. Правила техники безопасности. Производственная санитария. 9. Охрана труда медперсонала. Обязанности среднего медперсонала. 10. Порядок назначения и проведения физиотерапевтических процедур. 11. Учет, отчетность и документация. Физиотерапия (ФТ) – область медицины (наука), которая изучает действие на организм природных и искусственных физических факторов с лечебной и профилактической целью. История развития физиотерапии 1. 18-19 век-первый опыт применения отдельных физиопроцедур. 2. 20 век - самостоятельная наука, научные разработки, внедрение в практику различных методик ФТ. 3. 21 век - современный этап, научные разработки, внедрение в практику различных методик сочетанной и комбинированной ФТ. 4.Основные научные школы: Москва, С.Петербург, Томск, Пятигорск. Классификация физических факторов 1.Природные физические факторы (естественные) 2.Искуственные физические факторы (искусственные) Механизмы физиологического и лечебного действия на организм физических факторов ![]() Основой действия физического фактора является рефлекс Рефлекторная дуга состоит из 3 элементов:
Гуморальный аспект действия физических факторов Все физические факторы в той или иной системе изменяют морфофункциональное состояние эндокринных органов и обмен гормонов. Терапевтические дозировки физических факторов стимулируют деятельность эндокринных органов; большие же дозировки изменяют количество гормонов. Нервные и гуморальные механизмы действия физического фактора тесно связанны между собой. ^
Общие противопоказания к назначению физических факторов 1. Острое заболевание с температурой выше 38 градусов; 2. Кровотечения различного генеза; 3. Доброкачественные и злокачественные новообразования; 4. Лейкозы; 5. Декомпенсация ССС, дыхательной, почечной и печеночной систем; 6. Кахексия; 7. Активный туберкулез; У каждого физического фактора есть свои индивидуальные противопоказания Реабилитация физическими факторами проводится в физиотерапевтических кабинетах и отделения различных ЛПУ: поликлиниках стационарах центрах реабилитации МСЧ санаториях-профилакториях ^ А. Физиотерапевтический кабинет Б. Физиотерапевтическое отделение В. Санаторий-профилакторий ^ А. Портативный аппарат УВЧ-терапии Б.Аппарат для гальванизации и лекарственного электрофареза В.Аппарат для ультразвуковой терапии Г.Стандартные высокочастотные аппараты ^ , А. Подготовка больного к проведению процедуры Б. Измерение температуры тела В. Проведение процедуры Г. Измерение АД при необходимости ^ А. Да Б. Нет 5. Правила техники безопасности в ФТО: А. Заземление аппаратов Б. Снятие металлических предметов перед процедурой В Исправность аппаратов Г. Все вышеперечисленное ^ А. Перелом бедра Б. Электрохимический ожог В. Электротравма Г. Все вышеперечисленное 7. ^ в ФТО: А. Обследование пациентов Б. Выставление сестринского диагноза В. Планирование медицинской помощи Г. Выполнение лечебных процедур Д. Оценка полученных результатов Е. Все перечисленное ^ А. Только на стационарном лечении Б. На стационарном этапе В. Амбулаторно-поликлиническом этапе Г. Санаторном этапе Д. Правильно Б, В, Г, ^ Задача №1 В работе медсестры физиоотделения отмечаются неполадки с аппаратом. Вопросы: 1.Какова тактика медсестры в данной ситуации? 2.Основные должностные обязанности медсестры физиокабинета Задача №2 В кабинет физиолечения пришла больная и перед процедурой не сняла металлические предметы. Вопросы: 1.Можно ли проводить медсестре процедуру? 2. Какова тактика медсестры в данной ситуации? ^ 1.Современный этап развития физиотерапии, как науки. Основные достижения отечественных школ. 2. Кожа и ее роль в механизмах физиологического и лечебного действия физических факторов. 3. Нейрофизиологические аспекты действия лечебных физических факторов на организм. 4. Применение комплексной физиотерапии (сочетание и комбинирование) физических факторов в реабилитации различных заболеваний. ^ Актуальность занятия данной темы характеризуется тем, что лечение непрерывным постоянным , импульсным и переменным токами имеют большое значение в реабилитации различных заболеваний и назначается на всех этапах медицинской реабилитации. ^ о механизмах физиологического и лечебного действия постоянного и импульсных токов, технике и методике проведения лечебных методик медсестрой, о соблюдении техники безопасности. знать: общее понятие о преформированных физических факторах (гальванизация, лекарственный электрофорез, электросон, диадинамотерапия, амплипульстерапия). Лечебные эффекты. Показания и противопоказания к реабилитации. уметь: Собрать информацию, оценить состояние пациента, определить приоритетную проблему, сформулировать ее в форме сестринского диагноза. Определить показания к назначению гальванизации, лекарственному электрофорезу, электросну. Наметить план реабилитационных мероприятий вышеуказанными факторами на всех этапах медицинской реабилитации. Заполнить медицинскую документацию( карта физической реабилитации). ^ 4.1 Самостоятельная работа -курация больных -заполнение карт физической реабилитации, карт направления на физиолечение- 45 мин. 4.2 Исходный контроль знаний (устный опрос, тесты)-45 мин. 4.3 Самостоятельная работа по теме:-55 мин. -разбор больных -заслушивание рефератов по УИРС 4.4 Итоговый контроль знаний:-45 мин. -решение ситуационных задач -подведение итогов ^ 1.1Гальванизация. Лекарственный электрофорез . 1.2Механизмы биологического действия и терапевтические эффекты. 1.3 Особенности введения лекарств методом электрофореза. 1.4Правила техники безопасности. 1.5Показания и противопоказания к реабилитации. 1.6 Роль сестринской службы. ^ 2.1Электросон, диадинамотерапия, электростимуляция, импульсная электроаналгезия, амплипульстерапия, интерференцтерапия, флюктуоризация, дарсонвализация. 2.2 Механизмы биологического действия и терапевтические эффекты. 2.3Методики проведения процедур. 2.4Правила техники безопасности. 2.5Показания и противопоказания к реабилитации. 2.6 Роль сестринской службы. |