Учебные вопросы занятия icon

Учебные вопросы занятия





Скачать 133.17 Kb.
Название Учебные вопросы занятия
Дата 07.03.2013
Размер 133.17 Kb.
Тип Методическая разработка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Утверждаю

/Заведующий кафедрой

«___» ____________20__ г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студента

II курса специальности «Педиатрия» - 060103.65

по учебной дисциплине «Физиология детского организма».


Тема. Высшая нервная деятельность у детей в разные возрастные периоды.

Занятие №1. Особенности высшей нервной деятельности детей.


Обсуждена на

заседании кафедры

« » 2012г.

Протокол № _____


Методическая разработка составлена

_______________________________

« »_________________2012г.


г. Ставрополь 2012г.


^ Тема. Высшая нервная деятельность у детей в разные возрастные периоды.

Занятие №1.
Особенности высшей нервной деятельности детей.


Учебные вопросы занятия.

а) Теоретическая часть занятия:

1. Характеристика высшей нервной деятельности плода и новорожденного.

2. Условно-рефлекторная деятельность ребенка в грудном возрасте. Импринтинг.

3. Высшая нервная деятельность детей ясельного возраста: условные рефлексы, познавательная деятельность.

4.Характеристика основных типов темперамента ребенка.

5.Типологические варианты личности детей.

6.Формирование типа высшей нервной деятельности: роль генотипа, влияние факторов среды.


б) Практическая часть занятия:

1. Особенности рефлекторной деятельности новорожденного и у детей грудного возраста.

2. Особенности выработки условных рефлексов у детей.

3. Решение ситуационных задач.


Место проведения занятия – база кафедры нормальной физиологии.


^ Материально-лабораторное обеспечение.

Таблицы, слайды, набор вопросов для входного и выходного контроля.


Учебные и воспитательные цели.

а) общая цель:

- сформировать системные знания о высшей нервной деятельности растущего организма ребенка в разные возрастные периоды;

- научиться применять теоретический материал о типологических особенностях высшей нервной деятельности детей и особенностях условных и безусловных рефлексов у детей в профессии врача педиатра.

б) частные цели:

- сформировать на основе теоретического базиса и анализа проведенных практических работ представление о:

  • условно-рефлекторной деятельности новорожденного, ребенка в грудном и ясельном возрасте;

  • типологических вариантах личности детей;

  • роли генотипа и факторов среды в формировании типа высшей нервной деятельности ребенка.



В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

ЗНАТЬ:

- характеристику условнорефлекторной деятельности ребенка в грудном и ясельном возрасте;

- биологическое значение и формы импринтинга;

- формы проявлений высшей нервной деятельности ребенка в грудном и ясельном возрасте, характеристику основных типов темперамента детей;

- типологические варианты личности детей;

- роль факторов среды и генотипа в формировании личности детей.


УМЕТЬ:

- оценивать особенности выработки условных рефлексов у детей

- анализировать проведенные практические работы.


ВЛАДЕТЬ:

- методом оценки рефлекторной деятельности у детей грудного возраста;

- способами выработки условных рефлексов у детей;


^ Обладать набором компетенций:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


а) Общекультурных (ОК):

- способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы здоровья детей и подростков на основе знаний, закономерностей протекания физиологических процессов, использованием на практике методов исследования, имеющих практическую значимость в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- студент должен владеть способностью и готовностью в работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе; компьютерной техникой, информацией из различных источников и использовать их для решение профессиональных задач.


б) Профессиональных (ПК):

  • студент должен владеть способностью формирования системного подхода для анализа медицинской информации о высшей нервной деятельности детей, опираясь на полученные показатели и теоретические знания;

  • студент должен владеть способностью и готовностью анализировать закономерности высшей нервной деятельности детей по возрастам, при этом использовать знания анатомо-физиологических основ и методов оценки психического состояния организма ребенка;

  • студент должен владеть способностью и готовностью выявлять естественную сущность проблем с высшей нервной деятельностью ребенка, возникающих в ходе профессиональной деятельность врача педиатра.


В результате освоения дисциплины студент должен:


^ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- о проявлениях высшей нервной деятельности у детей грудного и ясельного

возраста;

- о биологическом значении и формах импринтинга;

- о значении условных рефлексов в приспособлении ребенка к условиям существования;

-о типологических вариантах личности детей.


Обязательная литература

  1. Зилов В.Г. Физиология детей и подростков: Учебное пособие/В.Г.Зилов, В.М.Смирнов – М: Медицинское информационное агентство; 2008, с. 452-455,459-460, 460-473, 478-488,488-502.

  2. Физиология плода и детей. Под ред. В.Д. Глебовского. Изд. «Медицина». М., 1988г. с. 181 – 187.

  3. Нормальная физиология под ред. профессора В. М. Смирнова, М., изд. «Академия» 2010 г. стр. 412-415.

  4. Коробков А.В., Чеснокова С.А.. Атлас по нормальной физиологии. М., «Высшая школа», 2009г.

  5. Сборник тестовых заданий по курсу нормальной физиологии.



1.При подготовке к данному занятию:

а) теоретическая часть

При подготовке к теоретической части занятия необходимо проработать материал ранее изученной базовой дисциплины – анатомия, гистология центральной нервной системы. Проработайте рекомендуемую литературу по нашей дисциплине и обратите внимание на: особенности рефлекторной деятельности и особенности выработки условных рефлексов у детей грудного и ясельного возраста; типологические варианты личности детей; влияние генотипа и среды (роль микроклимата в семье, влияние факторов отца и матеря) на развитие личности ребенка. Ответьте на учебные вопросы занятия, решите тесты с 1 по 10 и ситуационные задачи.

Данное занятие имеет особое место по овладению знаниями о высшей нервной деятельности детей в разные возрастные периоды.

При наличии возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правил и меры безопасности при работе с аппаратурой и препаратами. Заблаговременно приготовьте униформу.


Будьте готовы ответить на следующие вопросы:

1. Характеристика высшей нервной деятельности плода и новорожденного.

2. Условно-рефлекторная деятельность ребенка в грудном возрасте. Импринтинг.

3. Высшая нервная деятельность детей ясельного возраста: условные рефлексы, познавательная деятельность.

4.Характеристика основных типов темперамента ребенка.

5.Типологические варианты личности детей.

6.Формирование типа высшей нервной деятельности: роль генотипа, влияние факторов среды.


^ 2.По выполнению программы учебного занятия:

При подготовке 1 учебного
вопроса учебного занятия Вы должны сформировать представление об особенностях высшей нервной деятельности плода и новорожденного.


При подготовке 2 учебного вопроса учебного занятия Вы должны усвоить знания об условно-рефлекторной деятельности ребенка в грудном возрасте и знать биологическое значение и формы импринтинга.


При подготовке 3 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать представление об особенностях высшей нервной деятельности детей ясельного возраста.


При подготовке 4 учебного вопроса учебного занятия Вы должны уяснить характеристику основных типов темперамента ребенка.


При подготовке 5 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать представление о типологических вариантах личности детей.


При подготовке 6 учебного вопроса учебного занятия Вы должны иметь представление о влиянии генотипа и среды (роль микроклимата в семье, влияние факторов отца и матеря) на развитие личности ребенка.


б) практическая часть

Подготовьте свое рабочее место для выполнения запланированных работ.

При разборе первого задания воспользуйтесь Методическими указаниями к практическим занятиям по нормальной физиоло­гии (Изд. СГМА) - таблица 1, обратите внимание на необходимость точного знания сроков нормального исчезновения «рефлексов новорожденных», так как проявление данных рефлексов в старшем возрасте расценивается как серьезный неврологический симптом.

При разборе второго задания воспользуйтесь Методическими указаниями к практическим занятиям по нормальной физиоло­гии (Изд. СГМА).

^ Методические указания к заданию №1.

Особенности рефлекторной деятельности новорожденного и у детей грудного возраста (см. таблицу 1).


Название

рефлекса

Как проводится данный рефлекс

Нормальные сроки

исчезновения (появления) рефлекса

1. Хоботковый рефлекс

При легком постукивании пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком

Этот рефлекс сохраняется до 2-3 месяцев

2. Поисковый рефлекс

При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует прикасаться к губам) происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя (поиск груди матери). Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Угасает в 6-7 недель, исчезает к концу первого года.


3. Сосательный

рефлекс

Вложенную в рот ребенку соску (или мамин сосок) ребенок начинает энергично сосать.




4.Ладонно-

ротовой рефлекс

(рефлекс Бабкина)

Рефлекс вызывается надавливанием пальцем на ладонь ребенка в области возвышения большого пальца. Ответная реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы. Рефлекс проверяется на правой и левой ладонях.

Исчезает к 3-4 месяцам, если рефлекс сохраняется у ребенка старше 5-ти месяцев, то это требует выяснения причины.

5. Хватательный рефлекс (рефлекс

Робинсона)


Состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев, вложенных в ладони ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой. Такой же рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей, если надавить на подошву у основания II—III пальца, что приведет к сгибанию пальцев.

Рефлекс постепенно ослабевает к 3-4 месяцам.

6. Рефлекс

обхватывания

(рефлекс Моро)

Если слегка ударить рукой по пеленальному столику на расстоянии 15—20 см от головы ребенка, он сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем снова прижмет к себе ручки и может «обнять» себя.

Рефлекс ослабевает к 4,5 месяцам.

7. Рефлекс Бабинского

Если провести кончиком своего пальца по наружному краю подошвы в направлении от пятки к пальцам, то они веерообразно разогнутся. Физиологический рефлекс Бабинского сопровождается сгибанием ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Это упражнение полезно выполнять перед ванной или во время игры.




8.Подошвенный

рефлекс

Надавите пальцем на подушечку стопы в области второго и третьего пальцев – ребенок согнет пальцы.




9. Рефлекс

ползания

(рефлекс Бауэра)

Ребенка выкладывают на живот. В таком положении ребенок несколько секунд поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки, и он начинает активно отталкиваться ногами от опоры.

Рефлекс сохраняется до 4-х месяцев.

10. Рефлекс опоры

Исследующий берет ребенка подмышки, поддерживая указательными пальцами головку. Приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги во всех суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище.

Исчезает к 1,5 месяцам.

11. Рефлекс автоматической походки

Этот рефлекс является продолжением рефлекса опоры. Ребенка наклоняют чуть вперед, при этом он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук.

Исчезает к 1,5 месяцам.

12. Рефлекс Переса.

При проведении пальцем по остистым отросткам позвонков ребенка, лежащего на животе, тот сгибает ручки и ножки, выгибается дугой, кричит. Иногда наблюдаются мочеиспускание и дефекация. Этот рефлекс крайне болезненный и исследовать его без крайней необходимости не нужно, а если все же исследовать, то последним.

Исчезает к 4 месяцам.

13. Рефлекс

Галанта

При проведении пальцем от шеи к ягодице по паравертебральным линиям ребенок выгибается дугой назад и в сторону раздражения.

Исчезает к 4 месяцам.

14. Симметричный шейный тонический рефлекс

При сгибании головы лежащего на спине ребенка повышается тонус сгибателей рук и разгибателей ног. При разгибании головы все происходит наоборот.

Исчезает к 3 месяцам

15.Асимметричный шейный тонический рефлекс

При повороте головы ребенка, лежащего на спине, в сторону так, чтобы подбородок коснулся плеча, повышается тонус конечностей противоположной стороны и уменьшается тонус конечностей с той стороны, в которую обращено лицо.

Исчезает к 3 месяцам

16. Лабиринтный тонический рефлекс

У ребенка, лежащего на спинке, повышается тонус разгибателей шеи, спины, ног. При переворачивании его на живот увеличивается тонус сгибателей шеи, спины, ног.

Исчезает к 3 месяцам

17. Верхний рефлекс Ландау

В положении на животе ребенок поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскости ладонями, и удерживается в этой позе.

Формируется к 4 месяцам.

18. Нижний рефлекс Ландау.

Лежащий на животе ребенок разгибает и поднимает ноги.

Формируется к 5 месяцам.


^ Методические указания к заданию №2.

Особенности выработки условных рефлексов у детей.

Во втором полугодии появляются индивидуальные типологические особенности ВНД. Удается выделить детей, у которых быстро образуются и упрочиваются положительные и тормозные условные рефлексы, что говорит об уравновешенности возбуждения и торможения. У других детей хорошо образуются положительные условные рефлексы, но с трудом вырабатывается условное торможение (признак неуравновешенности). Наконец, встречаются дети, у которых с трудом образуются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы. У детей 9-10 мес. реакции определяются раздражениями, исходящими не от одного предмета, а от ситуации в целом. Компонентом такого комплексного раздражителя является слово. Например, вопрос «Где мама?» вызывает правильную реакцию только в привычной ситуации. Стоит изменить хотя бы один из компонентов сложного раздражителя (например, голос или интонацию), как прежняя реакция исчезает.

Одновременно устанавливается связь слова со свойствами обозначаемого им предмета. Например, ребенок видит елку, трогает ее, ощущает запах хвои, т.е. получает ряд непосредственных ощущений. Слово «елка» - это сигнал («символ первой степени» по И.М. Сеченову), в котором сведены все эти ощущения «знание в элементарной форме». После того, как ребенок встречал разные елки, слово «елка» приобрело более широкое значение («символ второго порядка»), а чувственный образ стал менее конкретным. Далее появляется слово «дерево», охватывающее больший круг предметов. Еще более общее значение имеет слово «растение».


По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что вызвало у Вас затруднение.


При проведении заключительной части учебного занятия решите ситуационные задачи.

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично.

Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой.

Попрощайтесь с преподавателем.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебные вопросы занятия icon Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия

Учебные вопросы занятия icon Учебные вопросы занятия: теоретическая часть занятия

Учебные вопросы занятия icon Учебные вопросы занятия: теоретическая часть занятия

Учебные вопросы занятия icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия icon Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии

Учебные вопросы занятия icon Учебные вопросы занятия: Глистные инвазии: классификация, распространенность

Учебные вопросы занятия icon Занятия: № Учебные вопросы Время, мин. Содержание учебного вопроса 1

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы