|
Скачать 133.17 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Утверждаю /Заведующий кафедрой «___» ____________20__ г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к практическому занятию для студента II курса специальности «Педиатрия» - 060103.65 по учебной дисциплине «Физиология детского организма». Тема. Высшая нервная деятельность у детей в разные возрастные периоды. Занятие №1. Особенности высшей нервной деятельности детей. Обсуждена на заседании кафедры « » 2012г. Протокол № _____ Методическая разработка составлена _______________________________ « »_________________2012г. г. Ставрополь 2012г. ^ Особенности высшей нервной деятельности детей. Учебные вопросы занятия. а) Теоретическая часть занятия: 1. Характеристика высшей нервной деятельности плода и новорожденного. 2. Условно-рефлекторная деятельность ребенка в грудном возрасте. Импринтинг. 3. Высшая нервная деятельность детей ясельного возраста: условные рефлексы, познавательная деятельность. 4.Характеристика основных типов темперамента ребенка. 5.Типологические варианты личности детей. 6.Формирование типа высшей нервной деятельности: роль генотипа, влияние факторов среды. б) Практическая часть занятия: 1. Особенности рефлекторной деятельности новорожденного и у детей грудного возраста. 2. Особенности выработки условных рефлексов у детей. 3. Решение ситуационных задач. Место проведения занятия – база кафедры нормальной физиологии. ^ Таблицы, слайды, набор вопросов для входного и выходного контроля. Учебные и воспитательные цели. а) общая цель: - сформировать системные знания о высшей нервной деятельности растущего организма ребенка в разные возрастные периоды; - научиться применять теоретический материал о типологических особенностях высшей нервной деятельности детей и особенностях условных и безусловных рефлексов у детей в профессии врача педиатра. б) частные цели: - сформировать на основе теоретического базиса и анализа проведенных практических работ представление о:
В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны ЗНАТЬ: - характеристику условнорефлекторной деятельности ребенка в грудном и ясельном возрасте; - биологическое значение и формы импринтинга; - формы проявлений высшей нервной деятельности ребенка в грудном и ясельном возрасте, характеристику основных типов темперамента детей; - типологические варианты личности детей; - роль факторов среды и генотипа в формировании личности детей. УМЕТЬ: - оценивать особенности выработки условных рефлексов у детей - анализировать проведенные практические работы. ВЛАДЕТЬ: - методом оценки рефлекторной деятельности у детей грудного возраста; - способами выработки условных рефлексов у детей; ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) Общекультурных (ОК): - способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы здоровья детей и подростков на основе знаний, закономерностей протекания физиологических процессов, использованием на практике методов исследования, имеющих практическую значимость в различных видах профессиональной и социальной деятельности; - студент должен владеть способностью и готовностью в работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе; компьютерной техникой, информацией из различных источников и использовать их для решение профессиональных задач. б) Профессиональных (ПК):
В результате освоения дисциплины студент должен: ^ - о проявлениях высшей нервной деятельности у детей грудного и ясельного возраста; - о биологическом значении и формах импринтинга; - о значении условных рефлексов в приспособлении ребенка к условиям существования; -о типологических вариантах личности детей. Обязательная литература
1.При подготовке к данному занятию: а) теоретическая часть При подготовке к теоретической части занятия необходимо проработать материал ранее изученной базовой дисциплины – анатомия, гистология центральной нервной системы. Проработайте рекомендуемую литературу по нашей дисциплине и обратите внимание на: особенности рефлекторной деятельности и особенности выработки условных рефлексов у детей грудного и ясельного возраста; типологические варианты личности детей; влияние генотипа и среды (роль микроклимата в семье, влияние факторов отца и матеря) на развитие личности ребенка. Ответьте на учебные вопросы занятия, решите тесты с 1 по 10 и ситуационные задачи. Данное занятие имеет особое место по овладению знаниями о высшей нервной деятельности детей в разные возрастные периоды. При наличии возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правил и меры безопасности при работе с аппаратурой и препаратами. Заблаговременно приготовьте униформу. Будьте готовы ответить на следующие вопросы: 1. Характеристика высшей нервной деятельности плода и новорожденного. 2. Условно-рефлекторная деятельность ребенка в грудном возрасте. Импринтинг. 3. Высшая нервная деятельность детей ясельного возраста: условные рефлексы, познавательная деятельность. 4.Характеристика основных типов темперамента ребенка. 5.Типологические варианты личности детей. 6.Формирование типа высшей нервной деятельности: роль генотипа, влияние факторов среды. ^ вопроса учебного занятия Вы должны сформировать представление об особенностях высшей нервной деятельности плода и новорожденного. При подготовке 2 учебного вопроса учебного занятия Вы должны усвоить знания об условно-рефлекторной деятельности ребенка в грудном возрасте и знать биологическое значение и формы импринтинга. При подготовке 3 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать представление об особенностях высшей нервной деятельности детей ясельного возраста. При подготовке 4 учебного вопроса учебного занятия Вы должны уяснить характеристику основных типов темперамента ребенка. При подготовке 5 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать представление о типологических вариантах личности детей. При подготовке 6 учебного вопроса учебного занятия Вы должны иметь представление о влиянии генотипа и среды (роль микроклимата в семье, влияние факторов отца и матеря) на развитие личности ребенка. б) практическая часть Подготовьте свое рабочее место для выполнения запланированных работ. При разборе первого задания воспользуйтесь Методическими указаниями к практическим занятиям по нормальной физиологии (Изд. СГМА) - таблица 1, обратите внимание на необходимость точного знания сроков нормального исчезновения «рефлексов новорожденных», так как проявление данных рефлексов в старшем возрасте расценивается как серьезный неврологический симптом. При разборе второго задания воспользуйтесь Методическими указаниями к практическим занятиям по нормальной физиологии (Изд. СГМА). ^ Особенности рефлекторной деятельности новорожденного и у детей грудного возраста (см. таблицу 1).
^ Особенности выработки условных рефлексов у детей. Во втором полугодии появляются индивидуальные типологические особенности ВНД. Удается выделить детей, у которых быстро образуются и упрочиваются положительные и тормозные условные рефлексы, что говорит об уравновешенности возбуждения и торможения. У других детей хорошо образуются положительные условные рефлексы, но с трудом вырабатывается условное торможение (признак неуравновешенности). Наконец, встречаются дети, у которых с трудом образуются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы. У детей 9-10 мес. реакции определяются раздражениями, исходящими не от одного предмета, а от ситуации в целом. Компонентом такого комплексного раздражителя является слово. Например, вопрос «Где мама?» вызывает правильную реакцию только в привычной ситуации. Стоит изменить хотя бы один из компонентов сложного раздражителя (например, голос или интонацию), как прежняя реакция исчезает. Одновременно устанавливается связь слова со свойствами обозначаемого им предмета. Например, ребенок видит елку, трогает ее, ощущает запах хвои, т.е. получает ряд непосредственных ощущений. Слово «елка» - это сигнал («символ первой степени» по И.М. Сеченову), в котором сведены все эти ощущения «знание в элементарной форме». После того, как ребенок встречал разные елки, слово «елка» приобрело более широкое значение («символ второго порядка»), а чувственный образ стал менее конкретным. Далее появляется слово «дерево», охватывающее больший круг предметов. Еще более общее значение имеет слово «растение». По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что вызвало у Вас затруднение. При проведении заключительной части учебного занятия решите ситуационные задачи. Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем. |