ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Ставропольская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения РФ
Кафедра нормальной физиологии
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой
_______________________
«_____»________________2013г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию для студентов
II курса специальности «Лечебное дело» - 060101
по дисциплине «Нормальная физиология»
Раздел VIII. Физиология крови
Занятие 2. Защитные функции крови. Свертывание крови. Группы крови, Rh-фактор. Физиологические основы переливания крови.
Обсуждена на заседании кафедры
«_____»_____________2013 г.
Протокол №___
Ставрополь, 2013 г.
^
Занятие № 2. Защитные функции крови. Свертывание крови. Группы крови, Rh-фактор. Физиологические основы переливания крови.
Учебные вопросы занятия:
теоретическая часть занятия
Разновидности групп, систем крови (АВ0, Даффи, Кидд, Келл-Челланог и др.), резус-фактор, их значение для практической деятельности врача.
Представление о защитной функции крови и ее проявлениях (иммунные реакции, свертывание крови).
Процесс свертывания крови (гемостаз), его значение. Факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови.
Функциональная система, обеспечивающей поддержание жидкого состояния крови. Свертывающая, противосвертывающая и фибринолитическая системы, их основные компоненты.
практическая часть занятия
Определение групповой принадлежности крови системы АВО (при помощи стандартных сывороток и цоликлонов).
Определение резус-принадлежности крови.
Определение времени свертывания крови.
Определение времени кровотечения.
Место проведения занятия – база кафедры нормальной физиологии.
^ скарификаторы, вата, спирт, перчатки, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, капилляр Панченкова, белая фарфоровая пластина со смачиваемой поверхностью, цоликлоны анти-А, анти-В, анти-D, стандартные сыворотки I, II, III, IV групп крови, стеклянная палочка, пробирки, секундомер, пипетки, часовые стекла, вазелин.
^
общая цель: необходимо овладеть теоретическими знаниями о защитных функциях крови, свертывании крови, группах крови, Rh-факторе, физиологических основах переливания крови.
частные цели:
сформировать теоретическую базу знаний о разновидностях групп, систем крови, резус-факторе, их значении для практической деятельности врача;
сформировать теоретическую базу знаний о защитной функции крови и ее проявлениях;
сформировать теоретическую базу о процессе свертывания крови, его значении, основных факторах, участвующих в процессе свертывания крови;
сформировать теоретическую базу о функциональной системе, обеспечивающей поддержание жидкого состояния крови, фибринолитической системе, ее основных компонентах;
В результате изучения учебных вопросов занятия студент должен
ЗНАТЬ:
разновидности групп, систем крови (АВ0, Даффи, Кидд, Келл-Челланог и др.), резус-фактор, их значение для практической деятельности врача;
защитные функции крови и их проявления;
процесс свертывания крови (гемостаз), его значение, факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови.
функциональную систему, обеспечивающую поддержание жидкого состояния крови, свертывающую, противосвертывающую и фибринолитическую системы, их основные компоненты.
УМЕТЬиспользовать знания о:
разновидностях групп, систем крови, резус-факторе;
защитной функции крови и ее проявлениях;
процессе свертывания крови, основных факторах, участвующих в процессе свертывания крови;
функциональной системе, обеспечивающей поддержание жидкого состояния крови, фибринолитической системе, ее основных компонентах;
ВЛАДЕТЬметодами:
определения групп крови и резус-фактора;
оценки времени свертывания крови;
определения времени кровотечения.
^
общекультурных:
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и физиологические процессы; использовать на практике методы естественнонаучных медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, что позволяет формировать логическое, физиологическое мышление как основу медицинского мышления (ОК-1).
профессиональных (ПК):
способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физиологический аппарат на основе понимания физиологических процессов, протекающих в организме (ПК-2);
обладать способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений, полученных при изучении различных разделов физиологии в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
обладать способностью и готовностью к работе с физиологической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач, навыки которых были получены при изучении нормальной физиологии (ПК-9);
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов на основе знаний и умений физиологических основ здорового образа жизни (ПК-16);
студент должен обладать способностью и готовностью изучать физиологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования различных разделов нормальной физиологии (ПК-31);
обладать способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью новых перспективных средств в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований на основе полученных теоретических и практических знаний в области нормальной физиологии (ПК-32).
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о:
защитных функциях крови;
свертывании крови;
группах крови, Rh- факторе;
физиологических основах переливания крови.
При подготовке к данному занятию необходимо проработать ранее изученный материал по биологии, анатомии, гистологии системы крови. На перечисленном материале строится вся программа данного занятия.
^ проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.
Рекомендуемая литература:
а) обязательная:
Нормальная физиология: учебник/ Под ред. В.М. Смирнова. – М.: ИЦ «Академия», 2010.- 480 с. (С. 180-188);
Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учеб.пос./ под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – 3-е изд. - М.: ИЦ «Академия», 2010.- 336 с. (С. 86-90, С. 91-96).
б) дополнительная
Орлов Р.С. Нормальная физиология: уч. пос. с СD. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.-696 с.
Основы физиологии человека: учеб. Пособие: в 2-х т. / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб.: Международный фонд истории науки, 1994.- Т.1: 567с., Т.2: 413с.
Физиология человека: учебник / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, 2003.-656с.
Физиология человека: учеб. пособие / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. - М.,«Мир», 1996.- Т.1: 323с., т.2: 641с, т.3: 875с.
|