ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Ставропольская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения РФ
Кафедра нормальной физиологии
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой
_______________________
«_____»________________2013 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию для студентов
II курса специальности «Педиатрия» - 060103.65
по дисциплине «Физиология детского организма»
Занятие 1. Возрастные особенности системы крови у детей.
Обсуждена на заседании кафедры
«_____»_____________2013 г.
Протокол №___
Ставрополь, 2013 г.
Занятие № 1. Возрастные особенности системы крови у детей.
Учебные вопросы занятия:
теоретическая часть занятия
Органы кроветворения у плода и ребенка. Возрастные особенности физико-химических свойств крови у новорожденных и детей.
Объем крови, соотношение объема плазмы и форменных элементов у детей (гематокрита). Возрастная динамика изменения количества белков в плазме крови у детей.
Возрастная характеристика эритроцитарной системы у детей. СОЭ у новорожденных. Возрастные особенности регуляции эритропоэза.
Количество, виды гемоглобина новорожденных, фетальный гемоглобин и его роль. Физиологическая желтуха новорожденного.
Общая характеристика лейкопоэза у детей. Возрастная динамика изменения абсолютного количества лейкоцитов и лейкоцитарной формулы у новорожденных и детей.
Наследование групп крови. Резус конфликт между матерью и плодом.
Особенности свертывающей системы крови у детей. Понятие о возрастной динамике изменения показателей общего анализа крови.
практическая часть занятия
1.Сравнительный анализ лейкоформулы детей в разные возрастные периоды.
2.Сравнительная характеристика показателей общего анализа крови взрослого человека и детей в разные возрастные периоды.
^ база кафедры нормальной физиологии.
Материально-лабораторное обеспечение: мазки крови детского организма, мазки крови взрослого организма, распечатка общих анализов крови детей разных возрастных периодов и взрослого организма.
^
общая цель: необходимо овладеть теоретическими знаниями о возрастных особенностях системы крови у детей.
частные цели:
сформировать теоретическую базу об органах кроветворения у плода и ребенка, возрастных особенностях физико-химических свойств крови у новорожденных и детей;
сформировать теоретическую базу об объеме крови, соотношении объема плазмы и форменных элементов у детей, возрастной динамике изменения количества белков в плазме крови у детей;
сформировать теоретическую базу об эритроцитарной системе у детей, показателе СОЭ у новорожденных, возрастных особенностях регуляции эритропоэза;
сформировать теоретическую базу о количестве, видах гемоглобина новорожденных, фетальном гемоглобине и его роли, физиологической желтухе новорожденных;
сформировать теоретическую базу о лейкопоэзе у детей, возрастной динамике изменения абсолютного количества лейкоцитов и лейкоцитарной формулы у новорожденных и детей;
сформировать теоретическую базу о наследовании групп крови, резус-конфликте между матерью и плодом;
сформировать теоретическую базу о свертывающей системе крови у детей, возрастной динамике изменения показателей общего анализа крови.
В результате изучения учебных вопросов занятия студент должен
ЗНАТЬ:
органы кроветворения у плода и ребенка, возрастные особенности физико-химических свойств крови у новорожденных и детей;
объем крови, соотношение объема плазмы и форменных элементов у детей, возрастную динамику изменения количества белков в плазме крови у детей;
возрастную характеристику эритроцитарной системы у детей, нормы СОЭ у новорожденных, возрастные особенности регуляции эритропоэза;
количество, виды гемоглобина новорожденных, определение фетального гемоглобина и его роли, физиологическую желтуху новорожденного;
лейкопоэз у детей, возрастную динамику изменения абсолютного количества лейкоцитов и лейкоцитарной формулы у новорожденных и детей;
наследование групп крови, особенности резус-конфликта между матерью и плодом;
особенности свертывающей системы крови у детей, возрастную динамику изменения показателей общего анализа крови.
УМЕТЬ использовать знания о:
органах кроветворения у плода и ребенка, возрастных особенностях физико-химических свойств крови у новорожденных и детей;
объеме крови, соотношении объема плазмы и форменных элементов у детей, возрастной динамике изменения количества белков в плазме крови у детей;
эритроцитарной системе у детей, показателе СОЭ у новорожденных, возрастных особенностях регуляции эритропоэза;
количестве, видах гемоглобина новорожденных, фетальном гемоглобине и его роли, физиологической желтухе новорожденных;
лейкопоэзе у детей, возрастной динамике изменения абсолютного количества лейкоцитов и лейкоцитарной формулы у новорожденных и детей;
наследовании групп крови, резус-конфликте между матерью и плодом;
свертывающей системе крови у детей, возрастной динамике изменения показателей общего анализа крови.
ВЛАДЕТЬ методами изучения и оценки функций детей разных возрастных периодов:
результатов общего анализа крови;
определения групп крови и резус-фактора;
времени свертывания крови.
^
общекультурных:
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и физиологические процессы; использовать на практике методы естественнонаучных медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, что позволяет формировать логическое, физиологическое мышление как основу медицинского мышления (ОК-1).
профессиональных (ПК):
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов на основе знаний и умений физиологических основ здорового образа жизни (ПК-16);
способности и готовности анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей развития организма ребенка для успешной лечебно-профилактической деятельности (ПК-18);
обладать способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью новых перспективных средств в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований на основе полученных теоретических и практических знаний в области нормальной физиологии (ПК-32).
^
о возрастных особенностях системы крови у детей.
При подготовке к данному занятию необходимо проработать ранее изученный материал по биологии, анатомии, гистологии, физиологии. На перечисленном материале строится вся программа данного занятия.
^ проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.
Рекомендуемая литература:
а) обязательная:
Зилов, В.Г. Физиология детей и подростков: Учебное пособие / В.Г. Зилов, В.М. Смирнов. – М.: «Мед.информ. агентство», 2008. – 576 с. (с. 220-249);
Нормальная физиология: учебник / под ред. В.М. Смирнова. – М.: ИЦ «Академия», 2010.- 480 с. (с. 188-192);
б) дополнительная:
Обреимова, Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин– М.: ИЦ «Академия», 2007.- 240 с.;
Орлов, Р.С. Нормальная физиология: Уч. пос. с СD. / Р.С. Орлов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.-696 с.;
Орлов, Р.С. Нормальная физиология: Учебник / Р.С. Орлов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.-832 с.- (+ЭБС «Консультант студента»).;
Физиология человека: учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – 2-е изд. – М.: Медицина, 2003.- 656 с.
|