|
Скачать 116.57 Kb.
|
Содержание
Тема №3 Физиология обмена веществ и энергии.Учебные вопросы занятия Материально-лабораторное обеспечение Учебные и воспитательные цели Обладать набором компетенций |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Утверждаю Заведующий кафедрой, профессор ___________ Л.Д. Цатурян « » 2012 г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к практическому занятию для студента II курса специальности «Стоматология» - 060201.65 по учебной дисциплине «Физиология висцеральных систем» Тема №3. Физиология обмена веществ и энергии. Занятие. Метаболические основы физиологических функций. Физиологические основы рационального питания. Обсуждена на заседании кафедры « » 2012г. Протокол № _____ Методическая разработка составлена _______________________________ « »_________________2012г. г. Ставрополь 2012г. ^ Занятие. Метаболические основы физиологических функций. Физиологические основы рационального питания. ^ а)Теоретическая часть занятия:
б) Практическая часть занятия:
Место проведения занятия – база кафедры нормальной физиологии. ^ Мешок Дугласа, газовый счетчик, газоанализатор Холдена или Орса, спирт, вата, таблицы Гарриса и Бенедикта, сфигмоманометр Рива-Роччи, таблицы химического состава пищевых продуктов, их калорийность, весы, ростометр, фонендоскоп, объект исследования - человек. ^ а) общая цель - Вам необходимо сформулировать представление о процессе обмена веществ в организме и о том, что в процессе обмена веществ постоянно происходят превращения энергии, используемой на воссоздание структурных элементов клеток, на рост и развитие организма, на выполнение работы, на поддержание температуры тела. Использовать данную информацию в процессе практической деятельности врач-стоматолога. б) частные цели - Вам необходимо на основе теоретического базиса и анализа проведенных практических работ. Иметь представление о:
В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны: ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
ВЛАДЕТЬ:
^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а)Общекультурных (ОК): - способностью формирования системного подхода в усвоении материала по обмену веществ и энергетических затратах организма. - способен и готов к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией и использовать ее для решения профессиональных задач; -обладать способностью и готовностью к логическому анализу различного рода рассуждений, владением навыками публичной речи, аргументации, ведение дискуссии и полемики по проблемам нормальной физиологии. б) Профессиональных (ПК):
Иметь представление о:
Рекомендуема обязательная литература
Ваши действия при подготовке к данному занятию: а) Теоретическая часть занятия: При подготовке к теоретической части занятия проработайте ранее изученный материал по биохимии об обмене веществ. Проработайте рекомендуемую литературу по данному занятию по учебнику физиология человека и обратите внимание на: необходимость поступления в организм пищи и воды; различные виды энергии в организме и их превращении; понятие общего обмена, основного обмена, рабочей прибавке, динамически-специфического действия пищи, их величины и значимости для организма; расход энергии по пяти категориям в зависимости от вида труда; коэффициент полезного действия; методы исследования энергетических затрат организма (прямая-непрямая калориметрия, таблицы Гарриса и Бенедикта); составление пищевых рационов для каждой категории людей по энергозатратам. Решите тесты входного контроля с 1 по 10 и ситуационные задачи с 1 по 14. Будьте готовы ответить на следующие вопросы:
При подготовке 1 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформулировать представление о систематической необходимости поступления в организм пищи и воды. Обратить внимание на пластическую энергетическую роль питательных веществ. При подготовке 2 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформулировать представление о процессах ассимиляции и диссимиляции. Обратить внимание на различные виды энергии в организме. При подготовке 3 учебного вопроса учебного занятия Вы должны уяснить, что такое энергетический баланс в организме. Познакомиться с основными методами исследований энергетических затрат организма – прямая, непрямая калориметрия. При подготовке 4 учебного вопроса учебного занятия Вы должны усвоить понятие калорической ценности различных питательных веществ, дыхательного коэффициента, калорического эквивалента кислорода и знать их величины для различных видов питательных веществ. При подготовке 5 учебного вопроса учебного занятия Вы должны уяснить понятие основного обмена энергии. Знать его величины и значимость для организма. Познакомиться с методами его определения. Изучить факторы, влияющие на его величину. При подготовке 6 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформулировать понятие специфически-динамического действия пищи. Выявить роль рецепторов полости рта в проявлении специфически динамического действия пищи. При подготовке 7 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать понятие общего обмена энергии, рабочей прибавки. Освоить величины расхода энергии по пяти категориям, в зависимости от вида труда. Иметь представление о коэффициенте полезного действия. При подготовке 8 учебного вопроса учебного занятия Вы должны иметь понятие о процессе питания. Изучить энергетическую ценность продуктов питания. Уяснить понятие калорического коэффициента питательных веществ, законов изодинамии питательных веществ. При подготовке 9 учебного вопроса учебного занятия Вы должны усвоить принципы составления пищевых рационов для различных групп людей в связи с энергозатратами и нормами питательных веществ. При подготовке 10 учебного вопроса учебного занятия Вы должны уяснить механизмы регуляции содержания питательных веществ в организме. б) Практическая часть занятия: При выполнении практической части занятия надо проверить рабочее место на предмет наличия всего необходимого для выполнения работ. При необходимости обратитесь к преподавателю. При отработке 1 задания практической части занятия под руководством преподавателя Вам необходимо познакомиться с содержание таблиц Гарриса и Бенедикта. Определить свой вес, рост. С помощью данных таблиц определить должных основной обмен энергии (исходя из возраста, пола, веса и роста). При отработке 2 задания практической части занятия под руководством преподавателя Вы должны вычислить процент отклонения основного обмена энергии по формуле Рида, исходя их данных пульсового давления, частоты пульса и формулы Рида. При отработке 3 задания практической части занятия под руководством преподавателя Вы должны обратить внимание на принципы составления пищевого рациона для людей с 1-ой категорией по энергозатратам. При этом необходимо учитывать соотношение в пищевом рационе белков, жиров, углеводов. В рацион обязательно вводятся витамины, минеральные соли и вода. При составлении рациона необходимо использовать таблицы с химическим составом пищевых продуктов и их калорийности. По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что вызвало у Вас затруднение. При проведении заключительной части учебного занятия Решите тестовые задания с 1 по 10 (приложение) и ситуационные задачи. Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем. |