Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия icon

Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия





Скачать 116.57 Kb.
Название Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия
Дата 07.04.2013
Размер 116.57 Kb.
Тип Методическая разработка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Утверждаю

Заведующий кафедрой, профессор

___________ Л.Д. Цатурян

« » 2012 г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студента

II курса специальности «Стоматология» - 060201.65

по учебной дисциплине «Физиология висцеральных систем»


Тема №3. Физиология обмена веществ и энергии.

Занятие. Метаболические основы физиологических функций. Физиологические основы рационального питания.


Обсуждена на

заседании кафедры

« » 2012г.

Протокол № _____


Методическая разработка составлена

_______________________________

« »_________________2012г.


г. Ставрополь 2012г.


^ Тема №3 Физиология обмена веществ и энергии.

Занятие. Метаболические основы физиологических функций. Физиологические основы рационального питания.


^ Учебные вопросы занятия:

а)Теоретическая часть занятия:

  1. Обмен веществ - как основное условие обеспечения жизнедеятельности и сохранения гомеостаза. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ.

  2. Процессы ассимиляции и диссимиляции веществ. Основные этапы обмена энергии, их характеристика.

  3. Представление об энергетическом балансе организма. Методы прямой и непрямой (полный и неполный газовый анализ) калориметрии.

  4. Понятие калорической ценности различных питательных веществ, дыхательного коэффициента и калорического эквиваленте кислорода, их величины для разных видов питательных веществ.

  5. Основной обмен энергии, условия определения основного обмена энергии, факторы, влияющие на его величину.

  6. Специфическое динамическое действие питательных веществ. Роль рецепторов полости рта в проявлении специфического динамического действия пищи. Диагностическое значение основного обмена, методы его исследования.

  7. Суточный обмен и его составляющие. Рабочая прибавка, рабочий обмен. Величина рабочего обмена при различных видах труда. Регуляция обмена энергии.

  8. Питание, энергетическая ценность продуктов питания. Изодинамия питательных веществ.

  9. Принципы организации рационального питания.

  10. Механизмы регуляция содержания питательных веществ в организме.


б) Практическая часть занятия:

  1. Расчет должного основного обмена по таблицам для человека.

  2. Вычисление процента отклонения основного обмена по формуле Рида.

  3. Составление пищевого рациона студента.



Место проведения занятия – база кафедры нормальной физиологии.


^ Материально-лабораторное обеспечение:

Мешок Дугласа, газовый счетчик, газоанализатор Холдена или Орса, спирт, вата, таблицы Гарриса и Бенедикта, сфигмоманометр Рива-Роччи, таблицы химического состава пищевых продуктов, их калорийность, весы, ростометр, фонендоскоп, объект исследования - человек.


^ Учебные и воспитательные цели:

а) общая цель - Вам необходимо сформулировать представление о процессе обмена веществ в организме и о том, что в процессе обмена веществ
постоянно происходят превращения энергии, используемой на воссоздание
структурных элементов клеток, на рост и развитие организма, на выполнение
работы, на поддержание температуры тела. Использовать данную
информацию в процессе практической деятельности врач-стоматолога.

б) частные цели - Вам необходимо на основе теоретического базиса и
анализа проведенных практических работ. Иметь представление о:

  • видах энергии в организме и ее превращения;

  • понятии основного и общего обменов энергии;

  • дыхательном коэффициенте, калорическом эквиваленте кислорода и их величинах и значимости;

  • суточные потребности организма в белках, жирах, углеводах, воды, минеральных веществ;

  • принципах составление пищевого рациона;

  • роли нарушения соотношения питательных веществ в пищевом рационе для развития стоматологических болезней;

  • особенностях пищевого рациона и питания при нарушении акта жевания.



В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны:

ЗНАТЬ:

  • роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды в организме;

  • физиологические особенности обмена веществ и энергии в организме, между организмом и внешней средой;

  • понятие основного и общего обмена энергии;

  • принципы составления пищевого рациона;

  • изменение общего обмена энергии при нарушении жевания.

УМЕТЬ:

  • определять и оценивать энергетические траты организма методом непрямой калориметрии;

  • объяснять и оценивать энергозатраты человека в зависимости от его функционального состояния;

  • рассчитывать должный основной обмен по таблице Гарриса и Бенедикта для человека;

  • вычислять процент отклонения основного обмена по формуле Рида;

  • оценить применение общего обмена энергии при стоматологических заболеваниях.

ВЛАДЕТЬ:

  • методами исследования энергетических затрат человека;

  • методами непрямой калориметрии, для определения основного обмена таблицами Гарриса и Бенедикта и формулой Рида для определения основного обмена у испытуемого.



^ Обладать набором компетенций:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а)Общекультурных (ОК):

- способностью формирования системного подхода в усвоении материала по обмену веществ и энергетических затратах организма.

- способен и готов к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией и использовать ее для решения профессиональных задач;

-обладать способностью и готовностью к логическому анализу различного рода рассуждений, владением навыками публичной речи, аргументации, ведение дискуссии и полемики по проблемам нормальной физиологии.

б) Профессиональных (ПК):

  • готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции.

  • способностью формировать представление о причинах изменения основного и общего обмена энергией в зависимости от стоматологических заболеваний и процесса дыхания.



Иметь представление о:

  • превращении энергии и ее видах;

  • понятии основного и общего обмена энергии и их величинах;

  • понятии дыхательного коэффициента, калорического эквивалента кислорода;

  • понятии калорического коэффициента питательных веществ;

  • собенности питания пари стоматологических заболеваниях.



Рекомендуема обязательная литература

  1. Физиология человека. Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. Том 2. М., «Медицина», 1997, стр.94-129 .

  2. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов под ред. Дегтярева В.П., Будылиной СМ., М., «Медицина» 2006, 735 с.

  3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. СМ. Будылиной, В.М. Смирнова. М., Издательский центр «Академия» 2010, стр. 142-158.

  4. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Чесноковой С.А., Агаджаняна Н.А. М.: «Медицинское информационное агентство 2007

  5. Сборник тестовых заданий по курсу нормальной физиологии.



Ваши действия при подготовке к данному занятию:

а) Теоретическая часть занятия:

При подготовке к теоретической части занятия проработайте ранее изученный материал по биохимии об обмене веществ. Проработайте рекомендуемую литературу по данному занятию по учебнику физиология человека и обратите внимание на: необходимость поступления в организм пищи и воды; различные виды энергии в организме и их превращении; понятие общего обмена, основного обмена, рабочей прибавке, динамически-специфического действия пищи, их величины и значимости для организма; расход энергии по пяти категориям в зависимости от вида труда; коэффициент полезного действия; методы исследования энергетических затрат организма (прямая-непрямая калориметрия, таблицы Гарриса и Бенедикта); составление пищевых рационов для каждой категории людей по энергозатратам.

Решите тесты входного контроля с 1 по 10 и ситуационные задачи с 1 по 14.


Будьте готовы ответить на следующие вопросы:

  1. Обмен веществ - как основное условие обеспечения жизнедеятельности и сохранения гомеостаза. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ.

  2. Процессы ассимиляции и диссимиляции веществ. Основные этапы обмена энергии, их характеристика.

  3. Представление об энергетическом балансе организма. Методы прямой и непрямой (полный и неполный газовый анализ) калориметрии.

  4. Понятие калорической ценности различных питательных веществ, дыхательном коэффициенте и калорического эквиваленте кислорода, их величины для разных видов питательных веществ.

  5. Основной обмен энергии, условия определения основного обмена энергии, факторы, влияющие на его величину.

  6. Специфическое динамическое действие питательных веществ. Роль рецепторов полости рта в проявлении специфического динамического действия пищи. Диагностическое значение основного обмена, методы его исследования.

  7. Суточный обмен и его составляющие. Рабочая прибавка, рабочий обмен. Величина рабочего обмена при различных видах труда. Регуляция обмена энергии.

  8. Питание, энергетическая ценность продуктов питания. Изодинамия питательных веществ.

  9. Принципы организации рационального питания.

  10. Механизмы регуляция содержания питательных веществ в организме.



При подготовке 1 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформулировать представление о систематической необходимости поступления в организм пищи и воды. Обратить внимание на пластическую энергетическую роль питательных веществ.


При подготовке 2 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформулировать представление о процессах ассимиляции и диссимиляции. Обратить внимание на различные виды энергии в организме.


При подготовке 3 учебного вопроса учебного занятия Вы должны уяснить, что такое энергетический баланс в организме. Познакомиться с основными методами исследований энергетических затрат организма – прямая, непрямая калориметрия.


При подготовке 4 учебного вопроса учебного занятия Вы должны усвоить понятие калорической ценности различных питательных веществ, дыхательного коэффициента, калорического эквивалента кислорода и знать их величины для различных видов питательных веществ.


При подготовке 5 учебного вопроса учебного занятия Вы должны уяснить понятие основного обмена энергии. Знать его величины и значимость для организма. Познакомиться с методами его определения. Изучить факторы, влияющие на его величину.


При подготовке 6 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформулировать понятие специфически-динамического действия пищи. Выявить роль рецепторов полости рта в проявлении специфически динамического действия пищи.


При подготовке 7 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать понятие общего обмена энергии, рабочей прибавки. Освоить величины расхода энергии по пяти категориям, в зависимости от вида труда. Иметь представление о коэффициенте полезного действия.


При подготовке 8 учебного вопроса учебного занятия Вы должны иметь понятие о процессе питания. Изучить энергетическую ценность продуктов питания. Уяснить понятие калорического коэффициента питательных веществ, законов изодинамии питательных веществ.


При подготовке 9 учебного вопроса учебного занятия Вы должны усвоить принципы составления пищевых рационов для различных групп людей в связи с энергозатратами и нормами питательных веществ.


При подготовке 10 учебного вопроса учебного занятия Вы должны уяснить механизмы регуляции содержания питательных веществ в организме.


б) Практическая часть занятия:

При выполнении практической части занятия надо проверить рабочее место на предмет наличия всего необходимого для выполнения работ. При необходимости обратитесь к преподавателю.


При отработке 1 задания практической части занятия под руководством преподавателя Вам необходимо познакомиться с содержание таблиц Гарриса и Бенедикта. Определить свой вес, рост. С помощью данных таблиц определить должных основной обмен энергии (исходя из возраста, пола, веса и роста).


При отработке 2 задания практической части занятия под руководством преподавателя Вы должны вычислить процент отклонения основного обмена энергии по формуле Рида, исходя их данных пульсового давления, частоты пульса и формулы Рида.


При отработке 3 задания практической части занятия под руководством преподавателя Вы должны обратить внимание на принципы составления пищевого рациона для людей с 1-ой категорией по энергозатратам. При этом необходимо учитывать соотношение в пищевом рационе белков, жиров, углеводов. В рацион обязательно вводятся витамины, минеральные соли и вода. При составлении рациона необходимо использовать таблицы с химическим составом пищевых продуктов и их калорийности.


По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что вызвало у Вас затруднение.


При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания с 1 по 10 (приложение) и ситуационные задачи.

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично.

Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой.

Попрощайтесь с преподавателем.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия icon Учебные вопросы занятия: теоретическая часть занятия

Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия icon Учебные вопросы занятия: теоретическая часть занятия

Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия icon Занятия Вступительная часть 10 мин. Обсуждение основного материала занятия 25 мин. Контроль усвоения

Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия icon Специалист гуз «Архангельский областной центр медицинской профилактики» Продолжительность занятия

Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия icon Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы