|
Скачать 103.54 Kb.
|
Содержание
Согласовано согласованоТема 4. Покровы (2 часа) Понятие о дерматоглифике, кожные узоры, типы волос у различных групп людей.Тема 5. |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ГОУ ВПО «АмГУ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-научной работе ____________________/Е.С.Астапова/ "____"_____________________200__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине АНТРОПОЛОГИЯ Для специальности 040101 (350500) Социальная работа Курс 1 семестр 1 Лекции 36 (час.) Экзамен 1 сем. Практические (семинарские) занятия 18 (час.) Зачет сем. Лабораторные занятия (час.) Самостоятельная работа 54 (час.) Всего часов 108 Составитель докт. мед. наук, профессор Колосов В.П. Факультет социальных наук Кафедра медико-социальной работы 2005 г. Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта ВПО, типовой программы для специальности ________________040101 Социальная работа_____________________ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры медико-социальной работы "____"_____________200__г., протокол №___________ Заведующий кафедрой _________________ /М.Т. Луценко/ Рабочая программа одобрена на заседании УМС специальности______________ "____"______________200__г., протокол №___________ Председатель УМС____________________________________ (подпись, И.О.Ф.) Рабочая программа переутверждена на 200__/200__ учебный год на заседании кафедры "____"____________200___ г., протокол № ____ Заведующий кафедрой_____________________________ Заведующий выпускающей кафедрой_________________ ^ Начальник УМУ Председатель УМС факультета _________/Г.Н. Торопчина/ ___________________________ "____"__________200__г. "____"________________200__г. СОГЛАСОВАНО Заведующий выпускающей кафедрой ________________________________ "____"____________________200__г.
- изложить основы антропологии как науки о человеке и раскрыть её методические проблемы.
1.3 Межпредметные связи в преподавании -общая психология: происхождение и развитие психики в филогенезе, личность и её формирование, индивидуально-психологические особенности личности -социальная психология: социально-психологические явления, общественно-историческая природа психики человека -педагогика: методы диалектики -социология: методы социологии, социализация личности, биосоциальная природа человека -философия: законы и категории материалистической философии
2.1 Лекции Тема 1. Предмет и задачи курса (2часа). Обоснование антропологии как науки. Краткий очерк истории антропологии. Вклад отечественных ученых в развитие науки. Тема 2.Предмет и задачи курса (2часа). Цели, задачи, разделы и методы антропологии, объект её исследования. Связь антропологии с другими науками (общей биологией, анатомией, этнографией, психологией). Методы антропологии, объект исследования. Тема 3. Покровы (2 часа) Общая характеристика кожного покрова и производных (волосы, ногти). Гистологическое строение кожи человека: структура эпидермиса и дермы; меланоциты и их роль в пигментации кожи, степени цветности кожи. ^ Общий план строения человеческого тела (2 часа). Анатомическая терминология. Анатомические плоскости: горизонтальная, сагитальная, фронтальная. Общий план строения тела человека: голова, туловище, живот, верхние и нижние конечности. Тема 6. Типы конституции. (2 часа) Определение конституции, исторический очерк, современные классификации. Типы конституции: гиперстеник, астеник, нормостеник. Тема 7. Общий план строения человеческого тела (2часа). Размеры тела и его форма, масса тела, определение массы тела, масса мозга. Тема 8. Общий план строения скелета (2 часа) Значение костной ткани и скелета в организме. Классификация костей скелета: трубчатые (короткие и длинные), губчатые (короткие, длинные и сисамовидные), смешанные (кости основания черепа). Тема 9. Общий план строения скелета (2 часа) Гистологическая классификация и строение костных тканей: грубололокнистой и пластичной. Костные клетки: остеобласты, остеоциты, остеокласты. Строение трубчатых костей как органа. Тема 10. Скелет туловища (2часа). Позвоночный столб и его составные компоненты. Строение отдельных позвонков. Изгибы позвоночного столба у человека и животных: лордозы и кифозы. Грудная клетка: ребра, грудина, ключица. Отличия в строении грудной клетки человека и животных. Тема 11. Скелет конечностей (2 часа). Плечевой пояс: лопатка, ключица. Тазовый пояс. Скелет верхних конечностей: плечо, предплечье, кости. Строение скелета нижней конечности: бедро, голень, стопа. Тема 12. Антропометрические точки туловища (2 частей) Понятие об антропометрических точках и их значение. Топография человеческого тела при измерениях. Антропометрические точки туловища: верхнегрудинная, среднегрудинная, сосковая, пупковая, лобковая, подвздошно-остистая передняя, подвздошно-гребешковая, шейная, поясничная. Тема 13. Антропометрические точки конечностей (2 часа) Антропометрические точки верхней конечности: плечевая, лучевая, шиловидная, фаланговая, пальцевая. Антропометрические точки нижней конечности: вертельная, верхняя берцовая, нижнеберцовая, плюсневая внутренняя и наружная, пяточная, конечная. Тема 14. Общий план строения черепа (2 часа). Кости мозгового черепа: затылочная, клиновидная, височная, теменная, лобная, решетчатая. Кости лицевого черепа: верхняя челюсть, небная, нижняя носовая раковина, носовая, сошник, скуловая, нижняя челюсть. Череп в целом. Тема 15. Череп и зубы (2 часа) Возрастные и половые особенности черепа. Критика расистской теории в учении о черепе. Зубы и их классификация. Сходство и различия зубов у человека и животных. Гистологическое строение зубов. Антропологические точки на черепе. Тема 16. Антропогенез (2часа). Понятие о приматоведении. Отряд приматов и его подразделение. Семейство человекообразных обезьян и гоминид. Ископаемые люди. Тема 17. Антропогенез (2 часа) Теория происхождения человека. Основные стадии эволюции человека. Место человека в системе животного мира. Качественные особенности прогресса эволюции человека. Тема 18. Этническая антропология (2 часа). Понятия о расах и видовое единство человечество. Классификации человеческих рас. Монофилитическое происхождение человечества. Основные факторы расообразования. Расизм и его социальные корни. 2.2. Практические занятия. Тема 1. Предмет, цели и задачи. (2часа). Тема 2. Кожные покровы (2часа). Тема 3. Общий план строения тела человека (2часа). Тема 4. Строение костных тканей и костей (2часа). Тема 5. Скелет туловища и конечностей (2часа). Тема 6. Антропометрические точки на туловище и конечностях (2часа). Тема 7. Строение черепа и зубов (2часа). Тема 8. Антропогенез (2часа). Тема 9. Этническая антропология (2часа). 2.3. Самостоятельная работа студентов (54 часа).
Вопросы к экзамену
3.1 Основная литература: 1. Антропология: хрестоматия. Учеб. пособие/ автор сост. А.Б. Рыбаков. Воронеж: МОДЕК. 2003.
Дополнительная:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ (экзамен) Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей студентов, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний, умений. В устных ответах студентов на экзамене, в сообщениях и докладах, а также в письменных видах работ оцениваются знания и умения по пятибалльной системе. При этом учитываются: глубина знаний, полнота знаний и владение необходимыми умениями (в объеме программы); осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным вопросом), соблюдение норм литературной речи. Оценка "отлично" - материал усвоен в полном объеме; изложен логично; основные умения сформулированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни. Оценка "хорошо" - в усвоении материала незначительные пробелы: изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях допускаются некоторые неточности. Оценка "удовлетворительно" - в усвоении материала имеются пробелы: материал излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформулированы; выводы и обобщения аргументированы слабо; в них допускаются ошибки. Оценка "неудовлетворительно" - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет. |