Приложение 1

|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой норм. физиологии Декан факультета клинической
и восстановительной медицины психологии и социальной работы
д.м.н., проф. С.Л. Совершаева к.м.н., доц. С.В. Маруняк
________________________ __________________________
«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.
^
по дисциплине АНАТОМИЯ
по направлению подготовки 040400«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Курс 1
Вид промежуточной аттестации - зачет
Кафедра ^
Трудоемкость дисциплины 72 (час.) / 2 (зач.ед.)
Архангельск, 2012
Цели и задачи дисциплин
Цель изучения дисциплины «Анатомия» - является приобретение каждым студентом знаний по анатомии и топографии органов и тканей человеческого тела в целом, составляющих его систем органов и тканей на основе современных достижений макро- и микроскопической анатомии; умения использовать полученные знания при последующем изучении таких дисциплин, как физиология, антропология, психология, концепция современного естествознания
^
- приобретение студентами знаний в области строения клеток, тканей и тела человека, топографии органов и систем органов;
- изучение строения, функции и топографии органов, анатомотопографические взаимоотношения органов;
- приобрести знания о взаимозависимости и единстве структуры и функции, их изменчивости в процессе фило- и онтогенеза;
- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;
- формирование у студента навыков общения с коллективом.
2. Место дисциплины в структуре ООП
2.1. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»).
^
-
3.1. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
|
Компетенции
|
ОК-№
|
^
|
ОК-1
|
Владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели, выбору путей её достижения
|
ОК-2
|
Уметь аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
|
ОК-3
|
Быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе
|
ОК-10
|
Использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
|
ОК-12
|
Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией
|
ПК -№
|
^
|
ПК-17
|
Быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья
|
^
- :
цель, задачи дисциплины, ее значение для своей будущей профессиональной деятельности;
основные анатомические термины;
строение тела человека, анатомические структуры, строение и топографию органов и систем органов человека;
взаимоотношение органов друг с другом; проекцию их на поверхности тела;
строение и особенности тканей человека, гистологическое строение органов и их морфофункциональных единиц.
УМЕТЬ:
находить на наглядных учебных пособиях (таблицах, муляжах, планшетах и др.) анатомические структуры, органы и системы органов и называть их;
находить на рисунках и указывать ткани организма человека, морфо-функциональные единицы органов, структуры эукариотической клетки и называть их;
находить и показывать на анатомических муляжах органы, их части, детали строения;
самостоятельно работать с научной, учебной, справочной и учебно-методической литературой.
^
Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_ зачетных единицы.
^
|
Всего часов
|
Семестр
|
№ _1_
|
№ _2_
|
^
|
36
|
|
36
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
12
|
|
12
|
Практические занятия (ПЗ)
|
24
|
|
24
|
Семинары (С)
|
|
|
|
^
|
36
|
|
36
|
Экзамен
|
|
|
|
Общая трудоемкость (час.)
|
72
|
|
72
|
^
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Общие теоретические вопросы
|
1. Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Основные понятия.
2. Оси и плоскости в анатомии. Внешние ориентиры. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).
3. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.
|
2
|
Анатомия опорно-двигательного аппарата (остеология, миология, синдесмология)
|
1. Кость как орган: ее строение. Классификация костей.
2. Позвонки: строение в различных отделах позвоночника, соединения между позвонками. Позвоночный столб в целом: анатомия, формирование его изгибов.
3. Ребра и грудина: строение. Грудная клетка в целом.
4. Череп, отделы, кости черепа. Значение околоносовых пазух.
5. Строение скелета верхней конечности. Кости и соединения плечевого пояса. Строение скелета нижней конечности
6. Общая анатомия мышц. Строение мышцы как органа. Анатомический и физиологический поперечник мышц.
7. Классификация скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты.
8. Строение сустава. Классификация суставов по форме суставных поверхностей, количеству осей и по функции. Объем движений в суставах.
|
3
|
Анатомия нервной системы (неврология)
|
1. Нервная система и ее значение в организме. Классификация нервной системы, взаимосвязь ее отделов.
2. Понятие о нейроне (нейроците). Строение рефлекторных дуг.
3. Нервные волокна, корешки и пучки: межпозвоночные узлы, их классификация.
4. Оболочки спинного и головного мозга.
5. Понятие и функции церебральной жидкости.
6. Спинной мозг: положение в позвоночном канале, внутреннее строение.
7. Взаимоотношения серого и белого вещества в полушариях большого мозга. Расположение корковых центров в коре. Борозды и извилины.
8. Анатомия и топография ствола мозга. Мозжечок, топография.
9. Спинно-мозговые нервы: области иннервации и функции
10. Черепные нервы: области иннервации и функции.
11. Автономная часть нервной системы, ее классификация, характеристика отделов.
12. Классификация и характеристика органов чувств. Общий план их строения, связи с мозгом.
|
4
|
Анатомия желез внутренней секреции
|
1. Классификация желез внутренней секреции, их общая характеристика.
2. Брахиогенные железы внутренней секреции: щитовидная, околощитовидная железы, их топография, строение.
3. Неврогенные железы внутренней секреции: задняя доля гипофиза, мозговое вещество надпочечника и шишковидное тело (эпифиз), их топография, строение.
4. Гипофиз, его топография, строение, место в системе желез внутренней секреции.
5. Надпочечники, их топография, строение.
6. Внутрисекреторная часть поджелудочной железы, половых желез: их топография, строение.
|
5
|
Анатомия органов сердечно-сосудистой системы
|
1. Общая анатомия кровеносных сосудов. Характеристика микроциркуляторного русла. Сосуды большого круга кровообращения (общая характеристика). Сосуды малого (легочного) круга кровообращения (общая характеристика).
2. Сердце: топография, камеры сердца, их анатомия, клапаны сердца, их строение, механизм регуляции тока крови в сердце.
3. Аорта и ее отделы. Ветви дуги аорты, области кровоснабжения.
4. Наружная и внутренняя сонная артерия, области кровоснабжения.
5. Верхняя и нижняя полые вены, источники их образования.
6. Воротная вена. Ее притоки.
|
6
|
Анатомия дыхательной системы
|
1. Наружный нос. Носовая полость (обонятельная и дыхательная области).
2. Трахея и бронхи. Их строение, топография.
3. Легкие: топография. Сегментарное строение легких, ацинус. Плевра, ее отделы.
|
7
|
Анатомия мочеполовой системы
|
1. Почки, анатомия, топография. Строение нефрона.
2. Анатомия мочевыводящих путей почки: нефрон, почечные чашки, лоханка, мочеточники и мочевой пузырь, их строение, топография. Мужской и женский мочеиспускательный канал: топография, отделы, сфинктеры.
3. Яичко, придаток яичка. Их строение. Мужские наружные половые органы, их анатомия.
4. Яичники, их топография, строение. Маточная трубка: строение, топография, Матка, части матки, топография. Влагалище: строение, топография. Женские наружные половые органы; их строение.
|
8
|
Анатомия пищеварительной системы
|
1. Ротовая полость: губы, преддверие рта, твердое и мягкое небо. Их строение, функции.
2. Зубы молочные и постоянные, их строение, сменяемость. Язык, строение, функции.
3. Слюнные железы: топография, строение, выводной проток.
4. Глотка, её топография, строение. Пищевод, топография, строение.
5. Желудок: анатомия, топография.
6. Тонкая кишка, ее отделы, их топография, строение стенки. Двенадцатиперстная кишка: строение стенки, топография.
7. Толстая кишка: ее отделы, их топография, строение стенки.
8. Печень: ее строение, топография. Желчный пузырь, его строение, топография. Выводные протоки желчного пузыря и печени.
9. Поджелудочная железа: топография, строение, выводные протоки.
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
С
|
ЛП
|
КПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Общие теоретические вопросы
|
1
|
4
|
|
|
|
4
|
9
|
2
|
Анатомия опорно-двигательного аппарата (остеология, миология, синдесмология)
|
1
|
2
|
|
|
|
8
|
11
|
3
|
Анатомия нервной системы (неврология)
|
2
|
6
|
|
|
|
4
|
12
|
4
|
Анатомия желез внутренней секреции
|
2
|
2
|
|
|
|
4
|
8
|
5
|
Анатомия органов сердечно-сосудистой системы
|
2
|
2
|
|
|
|
4
|
8
|
6
|
Анатомия дыхательной системы
|
1
|
2
|
|
|
|
4
|
11
|
7
|
Анатомия мочеполовой системы
|
1
|
2
|
|
|
|
4
|
7
|
8
|
Анатомия пищеварительной системы
|
2
|
2
|
|
|
|
4
|
8
|
|
Итого
|
12
|
24
|
|
|
|
36
|
72
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Интерактивные формы проведения занятий
|
Длительность
(час.)
|
|
Общие теоретические вопросы
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1,0
|
|
Анатомия опорно-двигательного аппарата (остеология, миология, синдесмология)
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1,0
|
|
Анатомия нервной системы (неврология)
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
2,0
|
|
Анатомия желез внутренней секреции
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1,0
|
|
Анатомия органов сердечно-сосудистой системы
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1,0
|
|
Анатомия дыхательной системы
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1,0
|
|
Анатомия мочеполовой системы
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1,0
|
|
Анатомия пищеварительной системы
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1,0
|
Итого (час.)
|
9,0
|
Итого (% от аудиторных занятий)
|
25,0 %
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Виды самостоятельной работы
|
^
|
|
Общие теоретические вопросы
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Анатомия опорно-двигательного аппарата (остеология, миология, синдесмология)
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Анатомия нервной системы (неврология)
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Анатомия желез внутренней секреции
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Анатомия органов сердечно-сосудистой системы
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Анатомия дыхательной системы
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Анатомия мочеполовой системы
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Анатомия пищеварительной системы
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
^
- устные: собеседование, опрос,
- письменные: тестирование, контрольные работы, решение ситуационных задач.
- проверка практических навыков; оценка навыка определения на муляжах, таблицах и рисунках органов и систем органов;
^
Этапы проведения зачета:
1 этап – компьютерное тестирование по дисциплине;
2 этап – собеседование;
3 этап – практические навыки.
^
1. Сапин М.Р. Анатомия человека : в 3 тт. : учебник для вузов. Т. 1 / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с.
2. Сапин М.Р. Анатомия человека : в 3тт. [Текст] : учебник для вузов. Т. 2 / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с.
3. Сапин М.Р. Анатомия человека : в 3тт. [Текст] : учебник для вузов. Т. 3 / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 350,[2] с.
4. Семенов Э.В. Физиология и анатомия человека: учеб. пособие для студентов вузов / Э.В. Семенов. – Элиста: Изд-во Джангар; М., 2005 – 480 с.
^
1. Михайлов С.С. Анатомия человека : в 2 т. : учеб. для вузов / С.С. Михайлов ; А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин ; под ред. Л.Л. Колесникова ; Т. 1. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 702 с.
2. Барышников С. Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии: Учеб. пособ. / С.Д.Барышников; Моск.мед.уч-ще №22; ВУНМЦ по непрерыв.мед. и фармац.образованию ; Моск. мед. уч-ще №22, Всерос.учеб.-науч.-метод. Центр по непрерыв.мед.и фармац. образованию. - М.: ВУНМЦ, 1996. - 261 с.
3. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: Учеб. пособие / Н.И. Федюкович. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 415 с.
^
1. Атлас анатомии человека [Электронный ресурс] : учеб. пособие для учащихся мед. училищ, лицеев, вузов, мл. мед. персонала. - Электрон. текстовые дан. - М. : Равновесие : Рипол Классик, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Windows 9x/ME/NT/2000/XP ; Pentium II 233 МГц; 64 Мб ОЗУ ; 4-скоростной дисковод CD-ROM (права администратора).
2. Атлас морфологии человека [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - М. : Diamedinfo, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : зв. - Систем. требования: Pentium II 266 МГц ; Windows 98/ME/NT/2000/XP ; 64 Мб ОЗУ (права администратора).
3. Медицина. 1 курс [Электронный ресурс]: лекции для студентов: учеб. пособие для абитуриентов и студентов мед., биол., хим. вузов. Ржевская, Ж. А. Нормальная анатомия человека / Ж.А. Ржевская - Электрон. текстовые дан. - М. : Равновесие, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Windows 98/ME/NT/2000/XP ; 256 Мб ОЗУ ; Pentium II 266 МГц ; 24-скоростной CD-ROM дисковод (права администратора).
4. Митрофаненко В.П. Учебно-методическое пособие по анатомии и физиологии человека [Электронный ресурс] : электрон. версия учеб.: [учеб. пособие для студентов проф. образования мед. профиля] / В.П. Митрофаненко. - Электрон. текстовые дан. - М. : АНМИ, 2002. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Сестринское дело). - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader 4.0 ; Windows 98/ME/NT/2000/XP.
5. Михайлов С.С. Анатомия человека: Анатомическая терминология. Тестовый экзамен [Электронный ресурс] / С. С. Михайлов, А. В. Чукбар, А. Г. Цыбулькин ; под ред. Л. Л. Колесникова. - 5-е изд. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011.
6. Сухова И.М. Анатомо-топографический атлас с медицинской терминологией [Электронный ресурс]: комплекс программ для обучения, самоконтроля и контроля / И.М. Сухова, Л.В. Дружинина, Н.И. Столетова. - Электрон. текстовые дан. - М. : АНМИ, 2002. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Windows 98/ME/NT/2000/XP.
^
- аудитории оборудованы компьютерами с подключением к Интернету.
^
Аудиовизуальные - учебный фильм
Технические
Компьютерные
компьютеры,
мультимедийные проекторы.
^
Программа для обучающего тестирования «TTester».
10.4. Наглядные пособия:
- муляжи торса человека (2 шт.);
- муляжи головы человека (1 шт.);
- атласы по анатомии;
- анатомические атласы по муляжам торса человека (8 шт.);
- таблицы по каждой теме (всего более 300 шт.)
^ (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
^
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________
^
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________
^
____________________________________________________________________________________________________________________________________
^ ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Авторы:
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
Старший преподаватель кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины
|
Лебедев А.В.
|
|
Доцент кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины
|
Зашихина В.В.
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
Кафедра патологической физиологии СГМУ
|
Профессор, д.м.н.
|
Игнатьева С.Н.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|