|
Скачать 3.01 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России Кафедра анатомии и гистологии человека СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ по дисциплине «Антропология» для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) Красноярск 2012 УДК 572 (07) ББК 28.7 С 23 Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Антропология» для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) / сост. Н.Н. Медведева, Т.В. Казакова, В.П.Ефремова [и др.]. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. – 186 с. Составители: д.м.н., профессор Медведева Н.Н., д.м.н., доцент Казакова Т.В., к.м.н., доцент Ефремова В.П., к.м.н., доцент Синдеева Л.В., к.м.н., доцент Батухтина Н.П., к.м.н., доцент Вахтина Л.Ю., к.м.н., доцент Никель В.В. Сборник методических указаний к практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2010 г. по специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011г.) и СТО СМК 4.2.01-11.Выпуск 3. Рецензенты: - заведующий лабораторией этногенетических и метаболических проблем нормы и патологии ГБУ Российской академии медицинских наук НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, д.б.н., профессор Фефелова В.В.; - директор института фундаментальной биологии и биотехнологии ФГАОУ ВПО Сибирского федерального университета, профессор Сапожников В.А. Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__). КрасГМУ 2012 г. Содержание
ВВЕДЕНИЕ Аудиторная работа студентов специальности «Педиатрия» по дисциплине «Антропология» на кафедре анатомии и гистологии человека построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010). Изучение дисциплины основано на формировании у студентов общекультурных и профессиональных компетенций: способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять естественно-научную сущность проблем, формировать системный подход к анализу медицинской информации, используя знания эволюционных закономерностей становления человеческого сообщества. Дисциплина «Антропология» является вузовским компонентом учебного плана специальности 060103 - Педиатрия и призвана формировать у студентов: - знания анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенностей строения и развития здорового человека, механизмов реакций организма при взаимодействии с внешней средой, общих закономерностей происхождения и развития жизни, антропогенеза и онтогенеза человека, закономерностей наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний человека, основных понятий и проблем биосферы и экологии; - умения пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности, производить расчеты по результатам исследования, объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков; - навыки владения антропологическим понятийным аппаратом, антропологическим инструментарием, методами расчета антропологических индексов, методами изучения наследственности у человека. «Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Антропология» предназначен для студентов первого курса специальности 060103 – педиатрия (очная форма обучения), содержит необходимые рекомендации для самостоятельной аудиторной работы. Структура каждого занятия соответствует стандарту университета «Система менеджмента качества. Учебно-методические комплексы дисциплин. СТО СМК 4.2.01-11» и содержит название темы, значение, цели занятия в соответствии с ФГОС ВПО, план изучения темы, рекомендации по выполнению НИРС. План изучения темы включает контроль исходного уровня знаний в виде тестовых заданий, основные понятия и положения темы, перечень практических навыков, итоговый контроль знаний в виде теоретических и практических вопросов и ситуационных задач. Для каждой темы занятия предложен перечень обязательной и дополнительной литературы. 1. Занятие № 1. Тема: «Введение в антропологию». Предмет и задачи антропологии. Место антропологии среди других наук. Направления антропологии. Различия между физической и культурной антропологией. Определение антропологии как раздела общей биологии. История становления антропологии. Высказывания античных философов о человеке. Значение работ К.М. Бэра в развитии знаний о человеке. Работы К. Линнея по систематике животных, выделение рода Homo и вида Homo sapiens в отряде приматов. Формирование антропологии как самостоятельной науки в IX веке. Общественные предпосылки формирования антропологии. Работы К. Бюффона, Ч. Дарвина, П. Брока. Организация Парижского антропологического общества. Становление антропологии в России. ^ Антропология является дисциплиной, обобщающей многие важные отделы медицины, что позволяет устанавливать связи телосложения человека с распространением некоторых заболеваний. Антропология дает возможность цельным философским научным взглядом решать задачи лечения не болезни, а больного. Изучение вопросов данной темы поможет студентам в профессиональной деятельности использовать свои знания для формирования целостной картины мира и роли человека в ней. ^ - способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); - способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-2); - учебная: знать определение предмета антропологии, ее задачи, основные периоды становления антропологии как науки за рубежом, в России, разделы антропологии, прикладное значение полученных знаний; уметь охарактеризовать понятия «антропология», «морфология человека», «соматология», «мерология», «антропогенез», «расоведение», «этнография», «этнология»; владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения; анализа и логического мышления, публичной речи, ведения дискуссий. 5. План изучения темы: 5.1. Контроль исходного уровня знаний (тестирование). Выбрать один правильный ответ 1. ^ 1) соматологии 2) краниометрии 3) антропометрии 4) мерологии 2. АНТРОПОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ 1) пять основных разделов 2) три основных раздела 3) два основных раздела 4) четыре основных раздела 3. ^ 1) 1812г. 2) 1864г. 3) 1919г. 4) 1842г. 4. П. КАМПЕР РАЗРАБОТАЛ МЕТОДИКУ 1) остеометрии 2) краниометрии 3) антропометрии 4) соматометрии 5. ^ 1) о сущности человека 2) о строении человека 3) о культуре человека 4) о развитии человека 6. АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ ВСЕ, КРОМЕ 1) физической 2) социальной 3) археологической 4) культурной 7. ^ 1) строения человеческого тела в целом 2) ископаемых форм человека 3) вариаций роста человека 4) вариаций массы человека 8. ^ 1) вариации телесных особенностей 2) формирование рас 3) происхождение народов 4) формирование рас, происхождение, расселение народов 9.^ 1) физического развития человека 2) конституции человека 3) половозрастной изменчивости человека 4) эволюции человека ^ 1) органов 2) костей 3) черепа 4) тела в целом 5.2. Основные понятия и положения темы. Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, наследственности и изменчивости, структуре и численности человеческих популяций во времени и пространстве, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Термин «антропология» в переводе с греческого означает «наука о человеке». Современная антропология интегрирует различные знания, изучает человека: - как представителя биологического вида; - как представителя определенной социальной среды. Наиболее тесно с антропологией связаны такие разделы биологических знаний, как генетика, сравнительная морфология, общая биология, экология; из гуманитарных наук – археология, этнология, психология, демография. Используя данные ряда естественных и социальных наук, антропология выступает как интегративная наука. Задачи антропологии: выявить взаимодействие биологических закономерностей развития и социальных закономерностей в истории человека; оценить степень влияния природных и социальных факторов; изучить полиморфизм человеческих типов, обусловленный полом, возрастом, телосложением, экологическими условиями обитания; выявить закономерности взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Направления антропологии:
Биологическая антропология ![]() ![]() ![]() Морфология человека Расоведение, этническая антропология Антропогенез Морфология человека изучает изменчивость строения живого человека (соматология) или отдельных органов (мерология). Соматология исследует строение человеческого тела в целом, закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций. Мерология изучает вариации органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь. Морфология человека включает раздел о физическом развитии и конституции, характеризует половозрастную и этнотерриториальную изменчивость в популяциях в зависимости от исторических и климатических факторов. В промышленности результаты измерений человеческого тела используют для разработки размерной типологии и стандартизации одежды, обуви, мебели, приведения рабочих мест, приборов в соответствие с наиболее удобным для работы положением тела. Антропогенез освещает проблемы происхождения и эволюции человека, рассматривает в сравнении морфологию современного человека и его предшественников, изучает историю становления человеческого общества, является центральной проблемой эволюционной антропологии. Антропогенез тесно связан с приматологией (изучение современных и ископаемых обезьян), палеоантропологией (изучение ископаемых форм человека). Расоведение исследует формирование рас, происхождение народов, их расселение и степень родства. Этническая антропология входит в расоведение, использует методы и данные естественных (генетика, биология) и гуманитарных (археология, история, языкознание, демография, социология) наук. Первое употребление термина «антропология» относится к античной эпохе. Аристотель использовал его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Со временем термину стали придавать разный смысл. Французские просветители XVIII в. понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке, считали антропологию универсальной наукой, систематизирующей знания о естественной истории человека, материальной и духовной культуре, психологии, языке, физической организации. Немецкие философы XVIII в. включали в это понятие вопросы психического мира человека. В середине XVIII в К.Линней впервые указал на положение человека в животном мире. В своей системе животного мира («Система природы», 1735г.) он поместил человека в класс млекопитающих, отряд приматов в составе рода и вида Homo sapiens. Ж. Бюффон («Естественная история животных», 1766г.) изучил особенности роста человеческого организма, влияние среды на организм, некоторые аномалии развития человека. П. Кампер разработал краниометрическую методику, ввел понятие индексов, т.е. соотношения размеров. Становлению антропологии в конце XIX в. способствовали развитие эволюционного учения и генетики. Ч.Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871г.) доказал, что человек и обезьяна имеют общего эволюционного предка, вымершего несколько миллионов лет назад. Человек представляет собой последнее, высокоорганизованное звено в цепи эволюции живых существ. Из зарубежных ученых, имеющих заслуги в развитии антропологии, следует отметить: П. Брока, по инициативе которого, в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество в Париже, разработавшего более совершенную краниометрическую методику («Антропологические инструкции»,1864г.); Мартина, определившего научные основы антропометрии и выпустившего руководство по антропологии; Валуа – современного французского антрополога, автора принятой за рубежом системы классификации антропологии. Валуа подразделил антропологию на зоологическую, общую и специальную. Зоологическая - рассматривает сходство и различия между человеком и другими приматами, эволюцию человека. Общая - включает антропобиологию, анатомическую, физиологическую, психологическую и патологическую антропологию. Специальная - изучает человеческие расы и биотипы. Наибольшее развитие за рубежом антропология получила в Великобритании и США. Британская антропология развивалась на этнографическом материале, почерпнутом в многочисленных колониях. В США антропология формировалась на изучении американских индейцев. В американской антропологии на сегодняшний день выделяют четыре дисциплины: физическую, археологическую, культурную, и лингвистическую антропологию, в Великобритании – только три: физическую антропологию, археологию и социальную антропологию. Деятельность К.М. Бэра положила начало истории антропологии в России. К.М. Бэр – основоположник современной эмбриологии, первый исследователь древнего населения в России (1822 – 1824г). Он собрал, систематизировал и изучил краниологические коллекции различных племен и народов России. В работе К.М. Бэра «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822) развивается идея о происхождении человечества из общего «корня». Новый этап в развитии русской антропологии связан с деятельностью А.П. Богданова. По его инициативе в 1864 г был создан антропологический отдел при Обществе любителей естествознания Московского университета для координации научных исследований и этот год считается официальным годом «рождения» антропологии в России. Только в 1880 г. в Московском университете по инициативе Д. Анучина начал работать первый в России курс по физической антропологии, в 1919г. в МГУ была учреждена самостоятельная кафедра антропологии, которая с тех пор является основным учреждением, подготавливающим специалистов в области физической антропологии. В монографии по антропологии и этнографии айнов наряду с антропологическим материалом Д.Анучин использовал и этнографические, и исторические, и даже лингвистические данные. Комплексный подход, начало которому положил Д.Анучин в России, стал основанием научных исследований человека и получил название «анучинская триада» наук, неразрывно связанных между собой: антропология, археология, этнография. В 1922 г. был организован Институт антропологии, в котором под руководством В. Бунака получили развитие дифференцированные приемы морфологического анализа. В. Бунаком разработаны соматологические критерии оценки конституции для взрослых мужчин, для женщин – И. Галантом и для детей и подростков - А.Д. Островским и В.Г. Штефко. Антропологический подход, использующийся медициной в России, дает возможность изучать человека во всем многообразии наследственной специфичности и экологических особенностей. Совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела получила название антропометрия. Антропометрическое обследование человека подразделяется на собственно антропометрию, изучающую измерительные признаки, и антропоскопию (соматоскопия), связанную с оценкой в баллах степени выраженности описательных признаков – вторичных половых, расовых, конституционально – диагностических. Раздел антропометрии, посвященный измерению костей, получил название – остеометрия, черепа – краниометрия, различают соматометрию – измерение живого человека. Метод индексов физического развития, выражающих соотношения отдельных соматометрических признаков, широко используемый способ оценки физического развития. Специфика антропологии в том, что большая часть проблем классической антропологии решается на комплексной основе междисциплинарных исследований. Кроме изучения биологического статуса человека, новые направления в антропологии потребовали внедрения соответствующих методов исследования. Методы датирования скелетных остатков: радиометрические (калий – аргоновый, урановый, радиоуглеродный); термолюминисцентный, электронный парамагнитный резонанс, методы ядерной и митохондриальной ДНК. Близнецовый метод важен при оценке сравнительной роли наследственных и средовых факторов в процессах роста и развития человека. Популяционно–генетический метод исследования позволяет учитывать экологические и демографические факторы при изучении различных популяций и групп населения. ^ 1) запись в рабочей тетради понятий: «антропология», «морфология человека», «соматология», «мерология», «антропогенез», «расоведение», «этнография», «этнология»; 2) запись в рабочей тетради основных периодов в становления антропологии как науки; 3) запись в рабочей тетради основных методов исследования в антропологии. ^ -ответы на вопросы по теме занятия
- решение ситуационных задач Задача № 1. В Ивановской области создано производство по пошиву верхней мужской и женской одежды. Закуплена лицензия на модели известной итальянской фирмы, поставляющей продукцию в страны Западной Европы. Заключены договоры на реализацию в торговых сетях Центральной России и ряде районов Сибири. 1. Что должны учесть технологи производства прежде, чем начнется изготовление моделей? 2. Какое направление антропологии имеет отношение к стандартизации одежды, какой раздел направления? Задача № 2. В ходе археологических раскопок получена скелетная серия. Необходимо установить, биологический возраст останков, половую и соматотипологическую принадлежность костей. 1. Какое направление антропологии изучает костные останки? 2. Какой раздел и подраздел изучают ископаемые формы человека? ^ (ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Эволюционная антропология. Шкала геологического времени», см. методические указания для обучающихся № 2 к внеаудиторной работе). ^ Подготовить рефераты на темы: 1. История становления антропологии в странах Западной Европы, США. 2. История становления антропологии в России. Правила оформления реферата Рекомендуемая структура реферата:
В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы. Текст и его оформление: Размер шрифта 12-14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5-2; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего -20 мм. Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок - шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив. Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы. Титульный лист реферата: Вверху указывается полное наименование учебного заведения, наименование кафедры. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек. Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебная дисциплина. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО студента, группа, факультет, специальность. Еще ниже – ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). ^ Шкала геологического времени. Методы датирования антропологических находок. Характеристика кайнозойской эры. Климато-географические особенности верхнего плейстоцена. Вид Homo sapiens, подвид Homo sapiens sapiens. Итоги «Совещания экспертов по биологическим аспектам расовой проблемы», Москва, август 1964 года. Определение человека как высшей ступени органического мира. Биосоциальные аспекты жизни человека. ^ Изучение происхождения человека является базовым в антропологии. Эволюционная история человека окончилась формированием вида, качественно отличного от остальных животных, населяющих Землю, однако механизмы и факторы эволюции предков Homo Sapiens, ничем не отличались от таковых в эволюции любого другого вида живых существ. Поэтому основные принципы общей теории эволюции вполне применимы к проблемам антропогенеза. Происхождение и эволюция человека рассматриваются с точки зрения взаимодействия наследственных факторов с окружающей средой. ^ (обучающийся должен обладать ОК и ПК); - способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); - способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3); - учебная: знать место человека в зоологической систематике; биологические предпосылки очеловечивания; методы датирования палеоантропологических останков; уметь схематически изобразить основные эры, периоды и эпохи геологического времени; применять полученные знания в практической медицине; владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения; анализа и логического мышления, публичной речи, ведения дискуссий. 5. План изучения темы: 5.1. Контроль исходного уровня знаний (тестирование). Выбрать один правильный ответ ^ 1) млекопитающих 2) приматов 3) панголин 4) неполнозубых 2. ВИД HOMO SAPIENS ОТНОСИТСЯ К ТИПУ 1) позвоночные 2) черепные 3) хордовые 4) полухордовые ^ 1) геохронологический 2) масс-спектрографический 3) гляциологический 4) биостратиграфический 4. КОСВЕННЫЙ МЕТОД ДАТИРОВАНИЯ 1) термолюминесцентный 2) гляциологический 3) палеомагнитный 4) радиоуглеродный ^ 1) в каменно-угольный период 2) в девонский период 3) в третичный период 4) в четвертичный период 6. КАЙНОЗОЙСКАЯ ЭРА ВКЛЮЧАЕТ ПЕРИОД 1) третичный 2) меловой 3) пермский 4) кембрийский ^ 1) миоцена 2) плейстоцена 3) палеоцена 4) олигоцена 8. ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА РАДИОИЗОТОПОВ ЯВЛЯЕТСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ МЕТОДА 1) калий-аргоновые часы 2) термолюминесцентного 3) геохронологического 4) радиоуглеродного ^ 1) калий-аргоновые часы 2) термолюминесцентного 3) геохронологического 4) гляциологического ^ 1) калий-аргоновые часы 2) термолюминесцентного 3) геохронологического 4) гляциологического ^ 1) в третичный период 2) в четвертичный период 3) в кембрийский период 4) в каменноугольный период ^ 1) 11000 лет назад 2) 75000 лет назад 3) 125000 лет назад 4) 0,5млн. лет назад 5.2. Основные понятия и положения темы: Антропогенез – центральная проблема эволюционной антропологии - процесс происхождения и формирования человека. Антропогенез – часть биологической эволюции, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, становления его как вида при формировании общества – социогенеза. Человек тесно связан своими корнями с животным миром. Наиболее велико сходство человека с приматами. По критериям зоологической систематики вид Homo sapiens относится к царству животных (Animalia), типу хордовых (Chordata), классу млекопитающих (Mammalia), отряду приматов (Primates), семейству гоминид (Hominidae). Высшее положение в отряде приматов занимает надсемейство гоминоидов (Hominoidea), в которое объединяются человек (семейство Hominidae) и человекообразные обезьяны. С хордовыми человека роднит: наличие хорды на ранних эмбриональных стадиях, нервной трубки, лежащей над хордой, жаберных щелей в стенках глотки, сердца на брюшной стороне под пищеварительным фактом. ^ 1. внyтpeнний скелет, растущий вместе с ростом организма. Скелет служит для поддержания и защиты мягких частей тела; 2. человек, как и все позвоночные, имеет трубчатое строениe центральной нервной системы. 3. постоянным хвостом обладают все позвоночные во взрослом или зародышевом (человек) состоянии. Эмбрион человека и таких же бесхвостых человекообразных обезьян. обладает настоящим хвостом, построенным из ряда сегментов; 4. человек обладает двумя парами конечностей. 5. рот закрывается посредством нижней челюсти. 6. дыхательный аппарат позвоночных возникает в области глотки. 7. сердце всех позвоночных лежит на вентральной стороне тела, как и сердце человека. У беспозвоночных сердце лежит на дорсальной стороне; 8. замкнутая кровеносная система. Кровь, приводимая в движение сердцем, течет по сложной системе замкнутых трубок, называемых артериями, венами, капиллярами. У беспозвоночных в большинстве случаев имеется незамкнутая система, т.е. такая, в которой кровь свободно выходит в окружающее пространство - в кровяные пазухи или синусы, из которых кровь вновь возвращается в сосуды; 9. эритроциты крови позвоночных содержат гемоглобин, способный переносить кислород от легких к тканям. У беспозвоночных гемоглобин, если он имеется, растворен в плазме крови. 10. кожа позвоночных построена из многих слоев клеток, распадающихся на собственно кожу и эпидермис. У беспозвоночных собственно кожи нет, а имеется лишь эпидермис. ^ 1) волосяным покровом, который у некоторых видов млекопитающих редуцирован, иногда даже в большей мере, чем у человека (например, киты, дельфины); 2) потовыми и сальными железами в коже; 3) диафрагмой, или грудобрюшной преградой, построенной из поперечно-полосатой мышечной ткани; 4) гортанью (голосовым аппаратом), расположенной в верхней части дыхательной трубки; 5) двумя поколениями зубов - молочными и постоянными, прорезывающимися в определенном порядке в точно фиксированные сроки; у низших позвоночных зубы имеются в неопределенном количестве; 6) семью шейными позвонками, что имеет место у всех млекопитающих, за небольшими исключениями; 7) сочленением черепа с позвоночником посредством двух мыщелков затылочной кости; у птиц и рептилий череп причленяется при помощи одного затылочного мыщелка; 8) наличием костного мозга внутри костей; трубчатые кости птиц полые, содержащие воздух, кроме участков губчатого вещества, в котором имеется костный мозг; 9) безъядерными эритроцитами; у остальных позвоночных эритроциты содержат ядра; 10) способом причленения нижней челюсти к черепу при посредстве чешуи височной кости, тогда как у низших позвоночных это сочленение осуществляется при посредстве более сложной конструкции; 11) наличием в полости среднего уха трех слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка вместо одной косточки у рептилий и птиц; 12) наличием наружного уха (ушной раковины в виде кожной складки, поддерживаемой хрящом); 13) наличием оформленных губ и мускулистых щек, чего нет у других классов позвоночных; 14) присутствием молочных желез, обладающих сосками. 15) характерная биологическая черта млекопитающих живорождение. Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту — особенности, характерные для подкласса плацентарных. ^
Как зоологический вид Homo sapiens не занимает какого-либо обособленного положения в филогенетической системе. Многие черты его биологической организации представляют собой как бы завершение эволюционных тенденций, свойственных отряду приматов в целом. В первую очередь к их числу относят высокое развитие мозга и интеллекта. Социальность человека имеет свои биологические предпосылки у понгид (Pongidae - крупные человекообразные обезьяны): в высоком уровне развития высшей нервной деятельности, сложном ориентировочно – исследовательском поведении, способности к быстрой смене реакций, манипуляторной активности применительно к разнообразным предметам окружающей среды, возрастающей способности к обучению, индивидуализации поведения, усложнении межиндивидуальных и групповых внутрипопуляционных связей. Человек - высшая ступень эволюционного развития на Земле, общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе трудовой деятельности. Качественное отличие человека от животных прежде всего в социальной сущности человека, обеспечившей ему экологическое превосходство над всеми живыми существами, и способность заселить практически все регионы земного шара. В биологических процессах эволюционного и индивидуального развития человека одновременно происходит и его социализация с возрастанием роли социального фактора, т.е. человек предстает как целостный биосоциальный феномен. Последовательность геологических процессов, происходящих на Земле – шкала геологического времени. Шкала подразделяется на эры, периоды, эпохи.
Эру возникновения жизни на земле называют архейской, древнейшей – 3,8 млрд.лет. Жизнь была представлена тонкой бактериальной пленкой на дне водоемов и во влажных местах суши. Простейшие и колониальные водоросли, грибы найдены в отложениях протерозойской эры (первичной жизни). В конце протерозоя, 1000 – 600 млн. лет назад, фауна состояла из медуз, полипов, плоских червей, моллюсков, иглокожих. 600 – 570 млн. лет назад начался кембрийский период палеозойской, эры древней жизни. Море кембрийского периода кишело беспозвоночными губками, моллюсками, иглокожими, членистоногими, плоскими, многощетинковыми червями. В конце кембрия появились хордовые. Разнообразная флора и фауна развилась в каменноугольном периоде (55-75 млн. лет), появились первые земноводные, пресмыкающиеся. В мезозойской эре, эре средней жизни, длившейся 175 млн. лет существовали звероподобные ящеры – динозавры - предки млекопитающих. В триасовый период мезозойской эры (230 млн. лет назад) появились первые млекопитающие животные. В кайнозойской эре, эре новой жизни, живем и мы. В кайнозойской эре появились покрытосеменные - цветковые растения. Вместе с ними бурно развивались млекопитающие и птицы. Кайнозойская эра начинается с третичного периода. Ранний третичный, или палеогеновый период включает эпохи: палеоцен, эоцен, олигоцен, которые длились 40 млн. лет. В это время, в эпоху палеоцена, климат был теплым и умеренным, возникли все ныне живущие отряды млекопитающих и птиц. На рубеже эоцена и олигоцена в северной умеренной зоне происходили климатические изменения: понижалась температура, усиливалась сезонность, распространились лесостепи и степи, исчезали леса. В олигоценовую эпоху над Южным полюсом сформировался ледниковый покров. В начале неогенового периода (третичный период), включающего эпохи: миоцен и плиоцен, в миоценовую эпоху (22 млн. лет назад) на всех континентах усилилась аридизация (сухие периоды) климата. К этому времени континенты заняли современное положение. Доисторическое море Тетис превратилось в цепь соленых морей: Средиземное, Черное, Каспийское. Появились первые человекообразные обезьяны. Сильное похолодание в конце следующей эпохи, плиоцена (5-10млн. лет назад) привело к вымиранию теплолюбивой фауны и флоры на больших пространствах Евразии и Северной Америки. К концу эпохи возник гренландский ледниковый щит, и началось оледенение (гляциал) в Северном полушарии. Тропические леса отступали к югу, в Восточную Африку, сохраняясь по берегам рек и склонам гор, увеличились площади саванн. Около 2 млн. лет назад наступает последний период истории Земли – четвертичный. Это период становления человека, поэтому его называют антропогеном. Антропогеновый период включает эпохи: плейстоцен, голоцен (современная). Начало верхнего плейстоцена – 125000 лет до н.э. До 75000 до н.э. продолжалось межледниковье (интергляциал), а затем наступило вюрмское оледенение, окончившееся 12000 лет назад. Оледенение имело периоды потепления. В зоне современного умеренного климата потепления сопровождались увеличением влажности, а в низких широтах чередованием дождливых (плювиалы) и сухих (ариды) периодов. Холодные периоды были суше. Вследствие концентрации воды в ледниковых массах уровень Мирового океана опускался, возникали сухопутные мосты: в районе Берингова пролива, вся территория островной Индонезии, Австралия и Новая Гвинея, в Европе Британские острова становились частью материка. В зонах далеких от ледников климат также претерпевал изменения. В максимум похолодания в Крыму была тундра и зона – тундростепь. Именно в этот период были заселены Америка и Австралия. Миграции зачастую становились единственным средством уберечься от вымирания. Современные климатические условия стали складываться около 11000 лет назад. Основной источник, позволяющий проследить филогенез приматов и гоминид – палеонтологические и палеоантропологические материалы. Особое значение имеет датирование скелетных остатков. В эволюционной антропологии используют прямые и косвенные методы датирования. ^ 1. Радиометрические методы: калий-аргоновые часы (применяется к анализу калий содержащих вулканических пород, позволяет оценивать возраст от 1 млн. лет и старше); радиоуглеродный (основан на определении содержания радиоактивного изотопа С в углероде ископаемых органических остатков, оценивает возраст 30000 – 40000 лет); масс-спектрографический (до 100000 лет); система неравновесного урана. 2. Физико-химические методы: термолюминесцентный (использует способность некоторых минералов к свечению); палеомагнитный (основан на свойстве горных пород приобретать остаточную намагниченность по направлению геомагнитного поля в момент образования породы); фторовый. ^ 1.Классический геохронологический метод; 2.Гляциологический метод (учет периодов оледенений –гляциолов и межледниковий – интергляциалов; чередование дождливых – плювиалы и сухих – ариды периодов; 3.Биостратиграфический (палеонтологический) метод - основан на процессе эволюции органического мира; 4.Археологический метод. ^ 1) запись в рабочей тетради места человека в зоологической систематике; 2) составление схемы основных эр, периодов и эпох шкалы геологического времени; 3) запись в рабочей тетради характеристики кайнозойской эры, климато – географических особенностей верхнего плейстоцена. ^ - ответы на вопросы по теме занятия
- решение ситуационных задач по теме Задача № 1. В ходе археологических раскопок найдены остатки древнего пресмыкающегося – динозавра. 1. Как называется эра расцвета пресмыкающихся? 2. Укажите время существования на Земле? Задача № 2. В вечной мерзлоте обнаружены хорошо сохранившиеся останки мамонта. 1. Укажите период и эпоху последнего ледникового периода. ^ (ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Сравнительная и эволюционная приматология», см. методические указания для обучающихся № 3 к внеаудиторной работе). ^ Подготовить рефераты на темы: 1. Социальные аспекты происхождения человека. 2. Соотношение биологического и социального в человеке. 1. Занятие № 3. |