Рабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») icon

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»)





Скачать 292.67 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Дата25.03.2013
Размер292.67 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Приложение 1





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой норм. физиологии Декан факультета клинической

и восстановительной медицины психологии и социальной работы

д.м.н., проф. С.Л. Совершаева к.м.н., доц. С.В. Маруняк


________________________ __________________________

«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине ФИЗИОЛОГИЯ

по направлению подготовки 040400«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» (квалификация (степень) «бакалавр»)

Курс 1

Вид промежуточной аттестации - зачет

Кафедра ^ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Трудоемкость дисциплины 72 (час.) / 2 (зач.ед.)


Архангельск, 2012

  1. Цели и задачи дисциплин


Цель изучения дисциплины «Физиология» - формирование у студентов фундаментальных знаний о физиологических механизмах, лежащих в основе жизнедеятельности организма здорового человека и овладение практическими навыками, необходимыми для изучения медицинских предметов; умения использовать полученные знания при последующем изучении таких дисциплин, как психология, концепция современного естествознания.


^ Задачи дисциплины:

- приобретение студентами знаний в области базисных физиологических процессов, протекающих на молекулярно-клеточном уровне, организации функциональных систем, поддерживающих относительное постоянство внутренней среды организма;

- представлений о закономерностях функционирования органов и систем организма и механизмах их регуляции;

- понимания сущности физиологических процессов и общих биологических законов;

- навыков логического физиологического мышления;

- понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

- приобретение студентами знаний в области особенностей протекания физиологических процессов на этапах онтогенетического развития организма;

- обучение студентов важнейшим методам анализа физиологических механизмов на различных уровнях организации живого, работы функциональных систем, обеспечивающих поддержание гомеостаза, позволяющим давать общую оценку результатов исследований физиологического состояния человека,

- обучение студентов навыкам научного исследования механизмов действия биологически-активных веществ;

- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

- формирование у студента навыков общения с коллективом.


2. Место дисциплины в структуре ООП

2.1. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»)


^ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины



  1. 3.1. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

    Коды формируемых компетенций

    Компетенции

    ОК-№

    ^ Общекультурные компетенции

    ОК-1

    1. Владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели, выбору путей её достижения

    ОК-2

    1. Уметь аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

    ОК-3

    1. Быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе

    ОК-10

    1. Использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

    ОК-12

    1. Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией

    ПК -№

    ^ Профессиональные компетенции

    ПК-17

    1. Быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья



  2. ^ 3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен



  3. ЗНАТЬ:

  • цель, задачи дисциплины, ее значение для своей будущей профессиональной деятельности;

  • основные термины физиологии (например, возбудимые ткани, синапс, сердечный цикл, фильтрация и т.д.);

  • строение тела человека, органов и систем органов человека;

  • базисные физиологические процессы, протекающие на молекулярно-клеточном уровне;

  • общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма,

  • организацию функциональных систем, поддерживающих относительное постоянство внутренней среды организма, их исполнительные механизмы и регуляторные воздействия;

  • механизмы функционирования отдельных тканей и органов;

  • основные нормативные показатели физиологических функций организма.

  • принципы организации и функционирования центральной нервной системы (ЦНС);

  • особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы;

  • механизмы функционирования и регуляции эндокринных клеток, желез внутренней секреции и их систем;

  • принципы взаимоотношения нервных и гуморальных механизмов регуляции функций организма;

  • основные этапы и показатели процесса дыхания;

  • роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды в организме;

  • физиологические особенности обмена веществ и энергии в организме, между организмом и внешней средой;

  • основные процессы и механизмы поддержания постоянства температуры тела;

  • основные этапы образования мочи и механизмы их регуляции;

  • основные невыделительные (гомеостатические) функции почек;

  • особенности и закономерности структурно-функциональной организации функций желудочно-кишечного тракта, формирования голода и насыщения;

  • основные свойства сердечной мышцы;

  • основные морфо-функциональные особенности организации различных отделов сенсорных систем;

  • формы проявлений высшей нервной деятельности (ВНД), механизмы образования условного рефлекса и его торможения;

  • классификацию и характеристику типов ВНД;

  • понятие и классификация боли;

  • особенности морфо-функциональной организации ноцицептивной и антиноцицептивной систем.



  1. УМЕТЬ:

  • находить на рисунках и указывать ткани организма человека, морфо-функциональные единицы органов, структуры эукариотической клетки и называть их;

  • измерять и оценивать важнейшие показатели жизнедеятельности организма человека; давать общую оценку результатов исследований физиологического состояния человека;

  • схематически отображать основные физиологические процессы, их регуляцию и саморегуляцию; проводить анализ работы функциональных систем организма, обеспечивающих поддержание гомеостаза;

  • объяснить основные принципы и физиологические механизмы нормальной жизнедеятельности человеческого организма при различных естественных условиях его существования;

  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

  • интерпретировать данные статистической обработки экспериментальных данных;

  • анализировать особенности организации разных этапов дыхания и их регуляции, результаты клинических исследований основных физиологических свойств системы выделения, деятельность сердечно-сосудистой системы при обеспечении целенаправленной деятельности и адаптации, закономерности функционирования сенсорных систем человека;

  • проводить исследования рефлекторной деятельности нервной системы, вегетативной реактивности, функций сенсорных систем, болевой чувствительности, высших психических функций, индивидуально-типологических характеристик человека.


ВЛАДЕТЬ:

  • следующими методиками исследования функций здорового организма:

  • определение артериального давления по способу Короткова,

  • подсчёт пульса,

  • спирометрия,

  • термометрия.

  • навыком научного анализа механизмов действия биологически-активных веществ.


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_ зачетных единицы.


^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

№ _1_

№ _2_

^ Аудиторные занятия (всего)

36




36

В том числе:










Лекции (Л)

12




12

Практические занятия (ПЗ)

24




24

Семинары (С)










^ Самостоятельная работа (всего)

36




36

Экзамен










Общая трудоемкость (час.)

72




72



^ 5. Содержание дисциплины


5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

I

Общая физиология

1

Физиология нервной системы

1. Нервная система человека: функции. Отделы нервной системы. Нейрон, как структурно-функциональная единица нервной системы. Функциональные структуры нейрона.

2. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга.

3. Физиология мозжечка. Роль мозжечка в регуляции движений.

4. Гипоталамус. Функции, значение.

5. Кора больших полушарий. Участие коры в регуляции позы и движений.

6. Роль вегетативных центров различных отделов ЦНС в регуляции вегетативных функций. Метасимпатическая нервная система.

7. Симпатический отдел вегетативной нервной системы, строение, медиаторы, рецепторы, функции.

8. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, строение, медиаторы, рецепторы, функции.

2

Физиология желез внутренней секреции

1. Гормоны, их характеристика, классификация и значение в организме, виды воздействий.

2. Гипоталамо-гипофизарная система.

3. Гормоны гипофиза, их участие в регуляции деятельности эндокринных органов.

4. Физиология щитовидной и паращитовидных желез.

5. Эндокринная функция поджелудочной железы и роль ее в регуляции обмена веществ.

6. Физиология надпочечников. Роль гормонов коры и мозгового вещества в регуляции функций организма.

7. Мужские половые железы. Мужские половые гормоны и их физиологическая роль в формировании пола и регуляции процессов размножения.

8. Женские половые железы. Женские половые гормоны и их физиологическая роль в формировании пола и регуляции процессов размножения.

9. Общий адаптационный синдром (стресс), понятие, стадии, механизмы реализации.

II

Частная физиология

3

Терморегуляция


1. Постоянство температуры внутренней среды организма как необходимое условие нормального протекания метаболических процессов. Температура тела человека и ее суточные колебания. Температура различных участков кожных покровов и внутренних органов.

2. Теплообразование и теплоотдача. Нервные и гуморальные механизмы регуляции этих процессов.

4

Физиология системы крови

1. Понятие о системе крови. Функции крови. Состав крови. Физико-химические свойства крови.

2. Лейкоциты, их виды. Лейкоцитарная формула. Функции различных видов лейкоцитов.

3. Эритроциты, их функции. Виды гемоглобина, его соединения, их физиологическое значение. Гемолиз.

4. Тромбоциты, их функции, участие в процессах свертывания крови.

5. Понятие о гемостазе. Факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови.

6. Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови.

5

Физиология сердечно-сосудистой системы

1. Система кровообращения, функции. Кардиоцикл, его структура, изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла. Систолический и минутный объем крови. Тоны сердца, их происхождение, места выслушивания.

2. Физиологические свойства и особенности миокарда. Автоматия сердца.

3. Внутрисердечные и внесердечные механизмы регуляции.

4. Функциональная классификация кровеносных сосудов.

5. Виды кровяного давления. Кровяное давление в различных отделах системы кровообращения. Факторы, определяющие его величину. Методы исследования кровяного давления.

6. Механизмы регуляции артериального давления.

6

Физиология дыхательной системы

1. Дыхательная система, функции. Дыхание, его основные этапы. Механизм внешнего дыхания.

2. Физиология дыхательных путей. Регуляции их просвета.

3. Спирометрия. Показатели спирометрии.

4. Газообмен в легких. Парциальное давление газов (кислорода и углекислого) в альвеолярном воздухе и напряжение газов в крови. Состав вдыхаемого, выдыхаемого, атмосферного и альвеолярного воздуха.

5. Транспорт кислорода кровью и углекислоты.

6. Газообмен в тканях. Парциальное напряжение кислорода и углекислого газа в тканевой жидкости и клетках. Коэффициент утилизации кислорода.

7. Дыхательный центр. Современное представление о его структуре и локализации. Гуморальная регуляция дыхания.

7

Физиология выделительной системы

1. Органы выделения, их участие в поддержании важнейших параметров внутренней среды. Функции почек.

2. Физиологические особенности кровоснабжения в почках. Нефрон, строение, кровоснабжение.

3. Механизм образования первичной мочи, ее количество и состав.

4. Образование конечной мочи, ее состав и свойства. Общий анализ мочи.

5. Регуляция деятельности почек. Роль нервных и гуморальных факторов.

6. Процесс мочеиспускания, его регуляция.

8

Физиология пищеварительной системы

1. Общее строение и основные функции пищеварительного тракта. Типы пищеварения в зависимости от происхождения и локализации гидролиза.

2. Физиологические основы голода и насыщения. Принципы регуляции деятельности пищеварительной системы. Роль центральных и местных нервных механизмов регуляции.

3. Пищеварение в полости рта. Состав и роль слюны

4. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока.

5. Внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы. Состав и свойства сока поджелудочной железы. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке.

6. Роль печени в пищеварении. Регуляция образования желчи, выделения ее в двенадцатиперстную кишку.

7. Состав и свойства кишечного сока. Регуляция секреции кишечного сока.

8. Особенности пищеварения в толстой кишке, моторика толстой кишки. Микрофлора толстой кишки.

9

Обмен веществ

1. Обмен белков. Пластическая и энергетическая роль белков. Азотистый баланс. Регуляция обмена белков.

2. Обмен жиров. Пластическая и энергетическая роль жиров. Регуляция обмена жиров.

3. Обмен углеводов. Пластическая и энергетическая роль углеводов. Регуляция обмена углеводов.

4. Методы исследования энергетических затрат организма.

10

Физиология анализаторов (сенсорной системы)

1. Учение И. П. Павлова об анализаторах. Рецепторный отдел анализаторов. Проводниковый и корковые отделы анализаторов.

2. Строение глаза, оптическая система, аккомодация. Рецепторный, проводниковый, корковый отделы зрительного анализатора.

3. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы слухового анализатора.

4. Биологическое значение боли. Современное представление о ноцицепции и центральных механизмах боли. Антиноцицептивная система. Нейрохимические механизмы антиноцицепции.

III

Высшая нервная деятельность

11

Физиологические основы психических функций

1. Безусловные (инстинкты) и условные рефлексы, их значение для приспособительной деятельности.

2. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика.

3. Физиологические механизмы сна. Фазы сна. Теории сна.



^ 5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

^ I Общая физиология

1

Физиология нервной системы

1

3










4

7

2

Физиология желез внутренней секреции

1

3










4

7

^ II Частная физиология

3

Терморегуляция




2










3

5

4

Физиология системы крови

1

2










3

6

5

Физиология сердечно-сосудистой системы

2

2










3

7

6

Физиология дыхательной системы

1

2










3

6

7

Физиология выделительной системы

1

2










3

6

8

Физиология пищеварительной системы

1

2










3

6

9

Обмен веществ

1

2










3

6

10

Физиология с основами анатомии анализаторов (сенсорной системы)

2

2










3

7

^ III Высшая нервная деятельность

11

Физиологические основы психических функций

1

2










4

7




Итого

12

24










36

72



^ 6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)



Физиология нервной системы

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

1,0



Физиология желез внутренней секреции

Компьютерные симуляции

«Влияние инсулина и аллоксана на уровень глюкозы в крови»,

«Влияние тироксина, тиреотропина и пропилтиоурацила на метаболизм»,

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

1,0



Терморегуляция

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

1,0



Физиология системы крови

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

1,0



Физиология сердечно-сосудистой системы

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

Компьютерные симуляции

«Воздействие медикаментов и химических медиаторов на деятельность сердца»,

«Воздействие возбуждения блуждающего нерва на сердечную деятельность»,

«Воздействие адреналина, ацетилхолина, атропина и адреналина на основе атропина на артериальное давление»

1,0



Физиология дыхательной системы

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

0,5



Физиология выделительной системы

Компьютерные симуляции

«Влияние различных факторов на скорость образования мочи», «Влияние альдостерона и антидиуретического гормона на скорость образования мочи», «Влияние глюкозы на скорость образования мочи»

1,0



Физиология пищеварительной систем

Компьютерные симуляции «Субстратная специфичность амилазы слюны», «Влияние рН на действие пепсина»

1,0



Обмен веществ

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

0,5



Физиология анализаторов (сенсорной системы)

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

0,5



Физиологические основы психических функций

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

0,5

Итого (час.)

9,0

Итого (% от аудиторных занятий)

25,00 %



^ 7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

^ РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ АНАТОМИИ



Физиология с нервной системы

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.



Физиология желез внутренней секреции

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.

^ РАЗДЕЛ II. ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ АНАТОМИИ



Терморегуляция

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.



Физиология системы крови

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.



Физиология сердечно-сосудистой системы

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.



Физиология дыхательной системы

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.



Физиология выделительной системы

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.



Физиология пищеварительной системы



Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.



Обмен веществ и энергии.

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.



Физиология анализаторов (сенсорных систем)

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.

^ РАЗДЕЛ III. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Физиологические основы психических функций

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.


^ 8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные: собеседование, опрос,

- письменные: тестирование, контрольные работы, решение ситуационных задач.

- проверка практических навыков; оценка навыка определения на муляжах, таблицах и рисунках органов и систем органов;


^ 8.2. Формы промежуточной аттестации (зачета)

Этапы проведения зачета:

1 этап – компьютерное тестирование по дисциплине;

2 этап – собеседование;

3 этап – практические навыки.


^ 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Бабский Е.Б. Физиология человека: учеб. для студентов мед. вузов / Е.Б. Бабский, В.Д. Глебовский, А.Б. Коган и др.; под ред. Г.И. Косицкого. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1985. - 544 с.

2. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учеб. для студентов мед. вузов / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачёв ; науч. ред. Э. Г. Улумбеков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 687 с.

3. Физиология человека. Compendium: Учеб. для студентов вузов / Ассоц. преподавателей физиологии вузов; Под ред.: Б.И. Ткаченко, В.Ф. Пятина. - 2-е изд., испр. и доп. - Самара ; СПб. : Самар. Дом печати, 2002. - 413 с.


^ 9.2. Дополнительная литература

1. Агаджанян Н.А. Физиология человека: учеб. для студентов вузов / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова; под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. - 5-е изд. - Н. Новгород : Изд-во НГМА ; М. : Мед. кн., 2005. - 526 с.

2. Алипов Н.Н. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по мед. специальностям / Н.Н. Алипов и др.; под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 331 с.

3. Нормальная физиология / под ред.: В.П. Дегтярева, С.М. Будылиной. – М.: Медицина, 2006. – 734 с.

4. Нормальная физиология / под. ред. В.Н. Яковлева. – М.: Академия, 2006 – с.

5. Семенов Э.В. Физиология и анатомия человека: учеб. пособие для студентов вузов / Э.В. Семенов. – Элиста: Изд-во Джангар; М., 2005 – 480 с.

6. Современный курс классической физиологии (избранные лекции): с прил. на компакт-диске/ под ред.: Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 382 с.

7. Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - М.: Медицина, 2003.


^ 9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

1. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов / В.А. Леках. – М.: «Эдиториал УРСС», 2002. – URL: http://lib.prometey.org/?id=14264

2. Митрофаненко, В.П. Учебно-методическое пособие по анатомии и физиологии человека [Электронный ресурс]: электрон. версия учеб.: [учеб. пособие для студентов проф. образования мед. профиля] / В.П. Митрофаненко. - Электрон. текстовые дан. - М. : АНМИ, 2002. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader 4.0 ; Windows 98/ME/NT/2000/XP.

3. Орлов Р.С. Нормальная физиология. Учебник. Тестовый экзамен. Лабораторные показатели. Биографический справочник. Справочник терминов. Система СИ [Электронный ресурс]: прил. к учеб. на компакт-диске / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Windows 9x/ME/NT/2000/XP.

4. Современный курс классической физиологии [Электронный ресурс] : прил. на компакт-диске / под ред.: Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - эл. опт. диск (DVD-ROM). - Систем. требования: Прил. : WINDOWS 98/ME/2000/XP.

5. Физиология человека и животных: практикум: учеб. пособие для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Гурина. – «Электронная книга БГУ»:, 2001. – URL: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Biology/Gurin.pdf.


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины


10.1. Оборудованные аудитории:

- аудитории оборудованы компьютерами с подключением к Интернету.


^ 10.2. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения:

  1. Аудиовизуальные - учебные фильмы

  • Физиология возбудимых тканей

  • Сердечный цикл

  • ЭКГ

  1. Технические

  • электрокардиограф,

  • спирограф,

  • тонометр,

  • динамометр,

  • видеодвойка

  1. Компьютерные

  • компьютеры,

  • мультимедийные проекторы.


^ 10.3. Обучающие компьютерные программы, используемые на практических занятиях:

  1. Программы компьютерной симуляции «Виртуальная физиология» –выполнение практических работ по всем разделам физиологии.

  2. Программа для обучающего тестирования «TTester».


^ 10.4. Наглядные пособия:

- муляжи торса человека (2 шт.);

- муляжи головы человека (1 шт.);

- атласы по физиологии человека по всем разделам (40 шт.);

- таблицы по каждой теме (всего более 300 шт.).


^ 10.5. Приборы и оборудование, необходимое для проведения практических занятий и изучения методик исследования различных функций организма:


№ п/п

Наименование оборудования

Кол-во

1.

Тонометры

5

2.

Спирометры

8



^ 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине


Анкета-отзыв на дисциплину «Физиология» (анонимная)


Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

^ 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


^ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов и т.п.)?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


^ 5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


^ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!


Авторы:


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Старший преподаватель кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины

Лебедев А.В.




Доцент кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины

Зашихина В.В.






Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Кафедра патологической физиологии СГМУ

Профессор, д.м.н.


Игнатьева С.Н.




























Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») iconРабочая учебная программа по дисциплине анатомия по направлению подготовки 040400 «социальная работа»

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») iconРабочая учебная программа по дисциплине «Внутренние болезни, клиническая фармакология» По направлению

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») iconРабочая учебная программа и вопросы к зачёту для студентов заочной формы обучения степень подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная
Н. Ф. Басов – доктор педагогических наук, редактор, введение, глава 1, глава 3, глава 1, глава 13...
Рабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») iconАннотации программ учебных дисциплин по направлению подготовки 040400. 62 «социальная работа»

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») iconРабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») iconРабочая учебная программа по дисциплине Учебная практика по направлению подготовки 060103

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») iconРабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области
Дисциплина "Нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области" относится к математическому,...
Рабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») iconРабочая учебная программа по дисциплине Стоматология По направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») iconРабочая учебная программа по дисциплине «Правоведение» По направлению подготовки

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы