Приложение 1

|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой норм. физиологии Декан факультета клинической
и восстановительной медицины психологии и социальной работы
д.м.н., проф. С.Л. Совершаева к.м.н., доц. С.В. Маруняк
________________________ __________________________
«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.
^
по дисциплине ФИЗИОЛОГИЯ
по направлению подготовки 040400«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Курс 1
Вид промежуточной аттестации - зачет
Кафедра ^
Трудоемкость дисциплины 72 (час.) / 2 (зач.ед.)
Архангельск, 2012
Цели и задачи дисциплин
Цель изучения дисциплины «Физиология» - формирование у студентов фундаментальных знаний о физиологических механизмах, лежащих в основе жизнедеятельности организма здорового человека и овладение практическими навыками, необходимыми для изучения медицинских предметов; умения использовать полученные знания при последующем изучении таких дисциплин, как психология, концепция современного естествознания.
^
- приобретение студентами знаний в области базисных физиологических процессов, протекающих на молекулярно-клеточном уровне, организации функциональных систем, поддерживающих относительное постоянство внутренней среды организма;
- представлений о закономерностях функционирования органов и систем организма и механизмах их регуляции;
- понимания сущности физиологических процессов и общих биологических законов;
- навыков логического физиологического мышления;
- понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
- приобретение студентами знаний в области особенностей протекания физиологических процессов на этапах онтогенетического развития организма;
- обучение студентов важнейшим методам анализа физиологических механизмов на различных уровнях организации живого, работы функциональных систем, обеспечивающих поддержание гомеостаза, позволяющим давать общую оценку результатов исследований физиологического состояния человека,
- обучение студентов навыкам научного исследования механизмов действия биологически-активных веществ;
- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;
- формирование у студента навыков общения с коллективом.
2. Место дисциплины в структуре ООП
2.1. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»)
^
-
3.1. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
|
Компетенции
|
ОК-№
|
^
|
ОК-1
|
Владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели, выбору путей её достижения
|
ОК-2
|
Уметь аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
|
ОК-3
|
Быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе
|
ОК-10
|
Использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
|
ОК-12
|
Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией
|
ПК -№
|
^
|
ПК-17
|
Быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья
|
^
- :
цель, задачи дисциплины, ее значение для своей будущей профессиональной деятельности;
основные термины физиологии (например, возбудимые ткани, синапс, сердечный цикл, фильтрация и т.д.);
строение тела человека, органов и систем органов человека;
базисные физиологические процессы, протекающие на молекулярно-клеточном уровне;
общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма,
организацию функциональных систем, поддерживающих относительное постоянство внутренней среды организма, их исполнительные механизмы и регуляторные воздействия;
механизмы функционирования отдельных тканей и органов;
основные нормативные показатели физиологических функций организма.
принципы организации и функционирования центральной нервной системы (ЦНС);
особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы;
механизмы функционирования и регуляции эндокринных клеток, желез внутренней секреции и их систем;
принципы взаимоотношения нервных и гуморальных механизмов регуляции функций организма;
основные этапы и показатели процесса дыхания;
роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды в организме;
физиологические особенности обмена веществ и энергии в организме, между организмом и внешней средой;
основные процессы и механизмы поддержания постоянства температуры тела;
основные этапы образования мочи и механизмы их регуляции;
основные невыделительные (гомеостатические) функции почек;
особенности и закономерности структурно-функциональной организации функций желудочно-кишечного тракта, формирования голода и насыщения;
основные свойства сердечной мышцы;
основные морфо-функциональные особенности организации различных отделов сенсорных систем;
формы проявлений высшей нервной деятельности (ВНД), механизмы образования условного рефлекса и его торможения;
классификацию и характеристику типов ВНД;
понятие и классификация боли;
особенности морфо-функциональной организации ноцицептивной и антиноцицептивной систем.
УМЕТЬ:
находить на рисунках и указывать ткани организма человека, морфо-функциональные единицы органов, структуры эукариотической клетки и называть их;
измерять и оценивать важнейшие показатели жизнедеятельности организма человека; давать общую оценку результатов исследований физиологического состояния человека;
схематически отображать основные физиологические процессы, их регуляцию и саморегуляцию; проводить анализ работы функциональных систем организма, обеспечивающих поддержание гомеостаза;
объяснить основные принципы и физиологические механизмы нормальной жизнедеятельности человеческого организма при различных естественных условиях его существования;
пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
интерпретировать данные статистической обработки экспериментальных данных;
анализировать особенности организации разных этапов дыхания и их регуляции, результаты клинических исследований основных физиологических свойств системы выделения, деятельность сердечно-сосудистой системы при обеспечении целенаправленной деятельности и адаптации, закономерности функционирования сенсорных систем человека;
проводить исследования рефлекторной деятельности нервной системы, вегетативной реактивности, функций сенсорных систем, болевой чувствительности, высших психических функций, индивидуально-типологических характеристик человека.
ВЛАДЕТЬ:
следующими методиками исследования функций здорового организма:
определение артериального давления по способу Короткова,
подсчёт пульса,
спирометрия,
термометрия.
навыком научного анализа механизмов действия биологически-активных веществ.
^
Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_ зачетных единицы.
^
|
Всего часов
|
Семестр
|
№ _1_
|
№ _2_
|
^
|
36
|
|
36
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
12
|
|
12
|
Практические занятия (ПЗ)
|
24
|
|
24
|
Семинары (С)
|
|
|
|
^
|
36
|
|
36
|
Экзамен
|
|
|
|
Общая трудоемкость (час.)
|
72
|
|
72
|
^
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
I
|
Общая физиология
|
1
|
Физиология нервной системы
|
1. Нервная система человека: функции. Отделы нервной системы. Нейрон, как структурно-функциональная единица нервной системы. Функциональные структуры нейрона.
2. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга.
3. Физиология мозжечка. Роль мозжечка в регуляции движений.
4. Гипоталамус. Функции, значение.
5. Кора больших полушарий. Участие коры в регуляции позы и движений.
6. Роль вегетативных центров различных отделов ЦНС в регуляции вегетативных функций. Метасимпатическая нервная система.
7. Симпатический отдел вегетативной нервной системы, строение, медиаторы, рецепторы, функции.
8. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, строение, медиаторы, рецепторы, функции.
|
2
|
Физиология желез внутренней секреции
|
1. Гормоны, их характеристика, классификация и значение в организме, виды воздействий.
2. Гипоталамо-гипофизарная система.
3. Гормоны гипофиза, их участие в регуляции деятельности эндокринных органов.
4. Физиология щитовидной и паращитовидных желез.
5. Эндокринная функция поджелудочной железы и роль ее в регуляции обмена веществ.
6. Физиология надпочечников. Роль гормонов коры и мозгового вещества в регуляции функций организма.
7. Мужские половые железы. Мужские половые гормоны и их физиологическая роль в формировании пола и регуляции процессов размножения.
8. Женские половые железы. Женские половые гормоны и их физиологическая роль в формировании пола и регуляции процессов размножения.
9. Общий адаптационный синдром (стресс), понятие, стадии, механизмы реализации.
|
II
|
Частная физиология
|
3
|
Терморегуляция
|
1. Постоянство температуры внутренней среды организма как необходимое условие нормального протекания метаболических процессов. Температура тела человека и ее суточные колебания. Температура различных участков кожных покровов и внутренних органов.
2. Теплообразование и теплоотдача. Нервные и гуморальные механизмы регуляции этих процессов.
|
4
|
Физиология системы крови
|
1. Понятие о системе крови. Функции крови. Состав крови. Физико-химические свойства крови.
2. Лейкоциты, их виды. Лейкоцитарная формула. Функции различных видов лейкоцитов.
3. Эритроциты, их функции. Виды гемоглобина, его соединения, их физиологическое значение. Гемолиз.
4. Тромбоциты, их функции, участие в процессах свертывания крови.
5. Понятие о гемостазе. Факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови.
6. Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови.
|
5
|
Физиология сердечно-сосудистой системы
|
1. Система кровообращения, функции. Кардиоцикл, его структура, изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла. Систолический и минутный объем крови. Тоны сердца, их происхождение, места выслушивания.
2. Физиологические свойства и особенности миокарда. Автоматия сердца.
3. Внутрисердечные и внесердечные механизмы регуляции.
4. Функциональная классификация кровеносных сосудов.
5. Виды кровяного давления. Кровяное давление в различных отделах системы кровообращения. Факторы, определяющие его величину. Методы исследования кровяного давления.
6. Механизмы регуляции артериального давления.
|
6
|
Физиология дыхательной системы
|
1. Дыхательная система, функции. Дыхание, его основные этапы. Механизм внешнего дыхания.
2. Физиология дыхательных путей. Регуляции их просвета.
3. Спирометрия. Показатели спирометрии.
4. Газообмен в легких. Парциальное давление газов (кислорода и углекислого) в альвеолярном воздухе и напряжение газов в крови. Состав вдыхаемого, выдыхаемого, атмосферного и альвеолярного воздуха.
5. Транспорт кислорода кровью и углекислоты.
6. Газообмен в тканях. Парциальное напряжение кислорода и углекислого газа в тканевой жидкости и клетках. Коэффициент утилизации кислорода.
7. Дыхательный центр. Современное представление о его структуре и локализации. Гуморальная регуляция дыхания.
|
7
|
Физиология выделительной системы
|
1. Органы выделения, их участие в поддержании важнейших параметров внутренней среды. Функции почек.
2. Физиологические особенности кровоснабжения в почках. Нефрон, строение, кровоснабжение.
3. Механизм образования первичной мочи, ее количество и состав.
4. Образование конечной мочи, ее состав и свойства. Общий анализ мочи.
5. Регуляция деятельности почек. Роль нервных и гуморальных факторов.
6. Процесс мочеиспускания, его регуляция.
|
8
|
Физиология пищеварительной системы
|
1. Общее строение и основные функции пищеварительного тракта. Типы пищеварения в зависимости от происхождения и локализации гидролиза.
2. Физиологические основы голода и насыщения. Принципы регуляции деятельности пищеварительной системы. Роль центральных и местных нервных механизмов регуляции.
3. Пищеварение в полости рта. Состав и роль слюны
4. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока.
5. Внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы. Состав и свойства сока поджелудочной железы. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке.
6. Роль печени в пищеварении. Регуляция образования желчи, выделения ее в двенадцатиперстную кишку.
7. Состав и свойства кишечного сока. Регуляция секреции кишечного сока.
8. Особенности пищеварения в толстой кишке, моторика толстой кишки. Микрофлора толстой кишки.
|
9
|
Обмен веществ
|
1. Обмен белков. Пластическая и энергетическая роль белков. Азотистый баланс. Регуляция обмена белков.
2. Обмен жиров. Пластическая и энергетическая роль жиров. Регуляция обмена жиров.
3. Обмен углеводов. Пластическая и энергетическая роль углеводов. Регуляция обмена углеводов.
4. Методы исследования энергетических затрат организма.
|
10
|
Физиология анализаторов (сенсорной системы)
|
1. Учение И. П. Павлова об анализаторах. Рецепторный отдел анализаторов. Проводниковый и корковые отделы анализаторов.
2. Строение глаза, оптическая система, аккомодация. Рецепторный, проводниковый, корковый отделы зрительного анализатора.
3. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы слухового анализатора.
4. Биологическое значение боли. Современное представление о ноцицепции и центральных механизмах боли. Антиноцицептивная система. Нейрохимические механизмы антиноцицепции.
|
III
|
Высшая нервная деятельность
|
11
|
Физиологические основы психических функций
|
1. Безусловные (инстинкты) и условные рефлексы, их значение для приспособительной деятельности.
2. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика.
3. Физиологические механизмы сна. Фазы сна. Теории сна.
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
С
|
ЛП
|
КПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
^
|
1
|
Физиология нервной системы
|
1
|
3
|
|
|
|
4
|
7
|
2
|
Физиология желез внутренней секреции
|
1
|
3
|
|
|
|
4
|
7
|
^
|
3
|
Терморегуляция
|
|
2
|
|
|
|
3
|
5
|
4
|
Физиология системы крови
|
1
|
2
|
|
|
|
3
|
6
|
5
|
Физиология сердечно-сосудистой системы
|
2
|
2
|
|
|
|
3
|
7
|
6
|
Физиология дыхательной системы
|
1
|
2
|
|
|
|
3
|
6
|
7
|
Физиология выделительной системы
|
1
|
2
|
|
|
|
3
|
6
|
8
|
Физиология пищеварительной системы
|
1
|
2
|
|
|
|
3
|
6
|
9
|
Обмен веществ
|
1
|
2
|
|
|
|
3
|
6
|
10
|
Физиология с основами анатомии анализаторов (сенсорной системы)
|
2
|
2
|
|
|
|
3
|
7
|
^
|
11
|
Физиологические основы психических функций
|
1
|
2
|
|
|
|
4
|
7
|
|
Итого
|
12
|
24
|
|
|
|
36
|
72
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Интерактивные формы проведения занятий
|
Длительность
(час.)
|
|
Физиология нервной системы
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1,0
|
|
Физиология желез внутренней секреции
|
Компьютерные симуляции
«Влияние инсулина и аллоксана на уровень глюкозы в крови»,
«Влияние тироксина, тиреотропина и пропилтиоурацила на метаболизм»,
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1,0
|
|
Терморегуляция
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1,0
|
|
Физиология системы крови
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1,0
|
|
Физиология сердечно-сосудистой системы
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
Компьютерные симуляции
«Воздействие медикаментов и химических медиаторов на деятельность сердца»,
«Воздействие возбуждения блуждающего нерва на сердечную деятельность»,
«Воздействие адреналина, ацетилхолина, атропина и адреналина на основе атропина на артериальное давление»
|
1,0
|
|
Физиология дыхательной системы
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
0,5
|
|
Физиология выделительной системы
|
Компьютерные симуляции
«Влияние различных факторов на скорость образования мочи», «Влияние альдостерона и антидиуретического гормона на скорость образования мочи», «Влияние глюкозы на скорость образования мочи»
|
1,0
|
|
Физиология пищеварительной систем
|
Компьютерные симуляции «Субстратная специфичность амилазы слюны», «Влияние рН на действие пепсина»
|
1,0
|
|
Обмен веществ
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
0,5
|
|
Физиология анализаторов (сенсорной системы)
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
0,5
|
|
Физиологические основы психических функций
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
0,5
|
Итого (час.)
|
9,0
|
Итого (% от аудиторных занятий)
|
25,00 %
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Виды самостоятельной работы
|
Формы контроля
|
^
|
|
Физиология с нервной системы
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Физиология желез внутренней секреции
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
^
|
|
Терморегуляция
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Физиология системы крови
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Физиология сердечно-сосудистой системы
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Физиология дыхательной системы
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Физиология выделительной системы
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Физиология пищеварительной системы
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Обмен веществ и энергии.
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
|
Физиология анализаторов (сенсорных систем)
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
^
|
|
Физиологические основы психических функций
|
Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
^
- устные: собеседование, опрос,
- письменные: тестирование, контрольные работы, решение ситуационных задач.
- проверка практических навыков; оценка навыка определения на муляжах, таблицах и рисунках органов и систем органов;
^
Этапы проведения зачета:
1 этап – компьютерное тестирование по дисциплине;
2 этап – собеседование;
3 этап – практические навыки.
^
1. Бабский Е.Б. Физиология человека: учеб. для студентов мед. вузов / Е.Б. Бабский, В.Д. Глебовский, А.Б. Коган и др.; под ред. Г.И. Косицкого. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1985. - 544 с.
2. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учеб. для студентов мед. вузов / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачёв ; науч. ред. Э. Г. Улумбеков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 687 с.
3. Физиология человека. Compendium: Учеб. для студентов вузов / Ассоц. преподавателей физиологии вузов; Под ред.: Б.И. Ткаченко, В.Ф. Пятина. - 2-е изд., испр. и доп. - Самара ; СПб. : Самар. Дом печати, 2002. - 413 с.
^
1. Агаджанян Н.А. Физиология человека: учеб. для студентов вузов / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова; под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. - 5-е изд. - Н. Новгород : Изд-во НГМА ; М. : Мед. кн., 2005. - 526 с.
2. Алипов Н.Н. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по мед. специальностям / Н.Н. Алипов и др.; под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 331 с.
3. Нормальная физиология / под ред.: В.П. Дегтярева, С.М. Будылиной. – М.: Медицина, 2006. – 734 с.
4. Нормальная физиология / под. ред. В.Н. Яковлева. – М.: Академия, 2006 – с.
5. Семенов Э.В. Физиология и анатомия человека: учеб. пособие для студентов вузов / Э.В. Семенов. – Элиста: Изд-во Джангар; М., 2005 – 480 с.
6. Современный курс классической физиологии (избранные лекции): с прил. на компакт-диске/ под ред.: Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 382 с.
7. Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - М.: Медицина, 2003.
^
1. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов / В.А. Леках. – М.: «Эдиториал УРСС», 2002. – URL: http://lib.prometey.org/?id=14264
2. Митрофаненко, В.П. Учебно-методическое пособие по анатомии и физиологии человека [Электронный ресурс]: электрон. версия учеб.: [учеб. пособие для студентов проф. образования мед. профиля] / В.П. Митрофаненко. - Электрон. текстовые дан. - М. : АНМИ, 2002. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader 4.0 ; Windows 98/ME/NT/2000/XP.
3. Орлов Р.С. Нормальная физиология. Учебник. Тестовый экзамен. Лабораторные показатели. Биографический справочник. Справочник терминов. Система СИ [Электронный ресурс]: прил. к учеб. на компакт-диске / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Windows 9x/ME/NT/2000/XP.
4. Современный курс классической физиологии [Электронный ресурс] : прил. на компакт-диске / под ред.: Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - эл. опт. диск (DVD-ROM). - Систем. требования: Прил. : WINDOWS 98/ME/2000/XP.
5. Физиология человека и животных: практикум: учеб. пособие для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Гурина. – «Электронная книга БГУ»:, 2001. – URL: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Biology/Gurin.pdf.
^
- аудитории оборудованы компьютерами с подключением к Интернету.
^
Аудиовизуальные - учебные фильмы
Физиология возбудимых тканей
Сердечный цикл
ЭКГ
Технические
электрокардиограф,
спирограф,
тонометр,
динамометр,
видеодвойка
Компьютерные
компьютеры,
мультимедийные проекторы.
^
Программы компьютерной симуляции «Виртуальная физиология» –выполнение практических работ по всем разделам физиологии.
Программа для обучающего тестирования «TTester».
^
- муляжи торса человека (2 шт.);
- муляжи головы человека (1 шт.);
- атласы по физиологии человека по всем разделам (40 шт.);
- таблицы по каждой теме (всего более 300 шт.).
^ , необходимое для проведения практических занятий и изучения методик исследования различных функций организма:
№ п/п
|
Наименование оборудования
|
Кол-во
|
1.
|
Тонометры
|
5
|
2.
|
Спирометры
|
8
|
^ (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
^
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________
^
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________
^
____________________________________________________________________________________________________________________________________
^ ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Авторы:
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
Старший преподаватель кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины
|
Лебедев А.В.
|
|
Доцент кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины
|
Зашихина В.В.
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
Кафедра патологической физиологии СГМУ
|
Профессор, д.м.н.
|
Игнатьева С.Н.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|