|
Скачать 41.66 Kb.
|
Взаимодействие семьи и школы по укреплению здоровья обучающихся. ( Медведкова Ю.С.) Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой. Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир. Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем – школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ними по непростому пути школьного бытия его радостями и тревогами. Речь идет, конечно же, о классном руководителе. В настоящее время актуальной проблемой современного общества становится формирование здорового образа жизни людей, который, в свою очередь является не только основой хорошего самочувствия человека, но и путём к оздоровлению нации. При этом необходимо учесть, что здоровый образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Здоровый образ жизни – это укрепление связи человека с природой путём преодоления вредных привычек, физической и духовной закалки, профессионального и культурного саморазвития личности, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально- психологических ситуаций. Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются редким ухудшением состояния здоровья детей и подростков. На формирование отклонений в состоянии здоровья подростков существенное влияние оказывают факторы биологического риска, условия окружающей среды (в том, числе профессионально-производственные факторы при трудовой деятельности и профессиональном обучении), социально-гигиенические условия (включая режимов и условия обучения в общеобразовательных учреждениях), а также отсутствия психологических установок на здоровый образ жизни. По данным школьного врача, в нашей школе состоят на диспансерном учёте в детской поликлинике: 142 обучающихся ( из них 16 у эндокринолога; 2 - ДЦП; 4 - эпилепсия; 3 - невроз навязчивых движений; 1 - закрытая черепно-мозговая травма; 8 - ВСД; 9- минимальная мозговая дисфункция; 1 - гидроцефалия; 9 - энурез; 2 - неврит лицевого нерва; 21 - болезни глаз; 3 - болезни системы кровообращения; 17 - болезни органов дыхания; 14 - болезни органов пищеварения; 5 - болезни кожи; 9 – болезни мочеполовой системы. У 17 обучающихся имеются врождённые аномалии. Сколиоз у 77 обучающихся. Нарушение осанки у 52. Плоскостопие у 91. Основная работа по формированию здорового образа жизни, должна проводиться, прежде всего, при воспитании ребенка в семье и обучении в школе. Хочется подчеркнуть, что формирование здорового образа жизни должна быть преемственным (семья, школа, общественные и неправительственные организации и др.). Именно поэтому в подростковом возрасте важно проводить целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни во взаимодействии школы и семьи. Система мероприятий по развитию навыков здорового образа жизни, проводимых на разных уровнях, должна использовать все возможные каналы доступа к подростку и семье: радио, телевидение, печать, лекционную пропаганду, памятки для детей и родителей, непосредственную работу с семьей и подростками и т. д. Кроме того, эффективность работы во многом зависит от воспитания чувства сознательной активности, ответственности за свое здоровье и жизнь. В настоящее время утрачены ценные традиции народной педагогики. Родители нигде не учатся сложному искусству воспитания, в школах практически прекратила свое существование система педагогического всеобуча родителей; не уделяется должное внимание подготовке молодёжи к семейной жизни и воспитанию детей. А между тем ответственность за воспитание детей лежит, прежде всего, на родителей. Многие социальные проблемы общества, например, преступность, наркомания, алкоголизм очень часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем педагогической культуры. Поэтому формирование здорового образа жизни у подростков является одной из важнейших задач и школы и семьи. И классный руководитель, и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее – на здоровье детей, семьи. Для того чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретной группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон. Очень важно стремиться избежать подобия лекции, чтобы каждый родитель мог активно включиться в обсуждении темы. Классный руководитель совсем не обязательно должен быть ведущим таких встреч. Эту роль могут прекрасно выполнить родители, если среди них найдутся профессионалы-медики, психологи или просто хорошо образованные люди. Тогда задача классного руководителя – координировать и направлять беседу. Рекомендуются следующие формы взаимодействия семьи и школы в контексте здоровьесбережения: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование,спортивные секции, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр. Список литературы:
|