|
Скачать 115.21 Kb.
|
Содержание
Санитарно – гигиеническое воспитаниеВнеучебная воспитательная работа Основная цель работы школы в этом направлении Ожидаемый результат |
Программа сотрудничества семьи и школы Цель программы: объединить усилия школы и семьи для создания условий социальной реабилитации и адаптации детей. Задачи:
Диагностика семьи, изучение ребенка 1. Составление картотеки семей, включающей основные данные об экономическом и социальном положении. 2. Проведение анкет, бесед с родителями, детьми, выясняющих систему отношений в семье, трудности и недостатки семейного воспитания. 3. Сбор данных о наследственности ребенка, об особенностях его психики, физического и умственного состояния. 4. Заполнение карт «Показатели социального развития подростка» и «Карты обследования семьи». Обработка данных. 5. Изучение атмосферы воспитания ребенка в семье, беседы, анкеты, наблюдения, посещение семьи. 6. Изучение положения ребенка в системе отношений со сверстниками. 7. Изучение информированности родителей о своем ребенке (проведение бесед, анкеты «Какой у меня ребенок»). 8. Соотнесение информации родителей о ребенке с данными изучения специалистами (психологами, логопедами, педагогами, психиатром…). 9. Составление программы развития ребенка. 10. Проведение педагогических консилиумов по координации воспитательных воздействий на ребенка, реализации программы его развития. 11. Систематический анализ результатов воспитательных действий на ребенка. ^ и лечебно – оздоровительная работа 1. Школа – лекторий для родителей с учетом отклонений в психофизическом развитии детей, массовые и групповые занятия с родителями:
2. Разработка опросника для родителей, чьи дети страдают эпилепсией, энурезом и другими заболеваниями. 3. Составление рекомендаций по коррекции поведения и оказанию помощи детям, страдающим эпилепсией, энурезом и другими заболеваниями. 4. Оформление уголка здоровья, включающего различные разделы:
5. Предоставление информации родителям о лечении их детей (врачебные назначения, процедуры):
6. Привлечение родителей к различным доступным видам спортивных развлечений на свежем воздухе: массовые игры, лыжи, бег, походы. 7. Групповые и индивидуальные консультации врача – педиатра и психоневролога (еженедельно). 8. Выход на дом к больным детям: индивидуальное обследование ребенка и сообщение рекомендаций по лечению. 9. Направление на дополнительное обследование: УЗИ, ЭХО, ЭКГ, РЭГ, на компьютерную диагностику в диагностический центр и к специалистам, по согласованию с родителями. 10. Составление для родителей рекомендаций по лечению детей. 11. Врачебные назначения на лечебное время дома или на время каникул (с привлечением родителей к лечению). 12. Выдача лекарств на дом малообеспеченным семьям. 13. Групповая и индивидуальная работа логопеда с родителями: консультации, проведение практических занятий с родителями, коррекционных игр, упражнений по дисграфии, дислексии, привлечение родителей к занятиям с детьми. 14. Осуществление постоянной связи логопеда с родителями с помощью тетради, в которой зафиксированы:
15. Помощь родителям в определении профессиональных возможностей ребенка. Учебный процесс 1. Проведение консультаций для родителей о методике организации помощи детям в освоении материала по предметам. 2. Подготовка памяток для родителей по оказанию помощи детям в учебе, разработанных специалистами: логопедом, дефектологом, медиком, психологом. 3. Разработка дидактических комплексов для родителей по развитию:
4. Составление программы деятельности для родителей детей, обучающихся на дому. 5. Проведение открытых уроков, индивидуальных занятий для родителей с целью раскрытия особенностей учебной деятельности ребенка и демонстрации методики его обучения. 6. Проведение Дня открытых дверей (раз в четверть), который включает в себя: открытые уроки по предметам с участием родителей; различные формы познавательной деятельности (КВН, смотр знаний, турнир – викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др); выставки – ярмарки. 7. Привлечение родителей к проведению учебных занятий и экскурсий: выступление с сообщением; рассказ о профессии в соответствии с темой; выполнение совместных заданий с ребенком; демонстрация наглядных материалов, подготовленных родителями; оценка знаний и умений детей и др. ^ 1. Проведение совместных дел родителей и детей в школе: Дни здоровья (два раза в год), новогодние праздники, выставки семейного творчества, заготовка природного материала для организации учебного и внеучебного процесса, сбор лекарственных трав, туристические походы, экскурсии на природу, озеленение школы и участка, субботники и генеральная уборка школы. 2. Создание семейных клубов субботнего дня. 3. Проведение встреч родителей и учащихся с целью социально – бытовой адаптации детей:
4. Организация профориентационной работы:
5. Воспитание хозяйки и хозяина дома:
6. Организация совместной деятельности родителей и детей в классе:
7. Творческие отчеты кружков. 8. Проведение открытых занятий кружков с привлечением родителей. 9. Привлечение родителей к организации работы кружков. Социально – психологическая поддержка семьи 1. Представление родителям подробной характеристики на ребенка, включающей информацию психолога, медиков, учителей – предметников, воспитателей. 2. Формирование доверительных отношений между родителями и педагогами: совместное решение проблемных ситуаций, обсуждение программы развития ребенка, участие родителей в педконсилиумах, совместное решение всех проблем ребенка. 3. Знакомство родителей с возможностями профессионального выбора их ребенком. 4. Привлечение родителей к профориентационной работе с детьми:
5. Показ достижений, динамики развития ребенка: выставки поделок, открытые отчетные уроки и занятия развивающего характера. 6. Знакомство родителей со способами организации быта и домашнего труда ребенка. 7. Помощь в организации летнего отдыха детей: создание группы здоровья при школе, вывоз детей на природу. 8. Чтение лекций для родителей:
9. Консультации психолога. Психокоррекция родителей. 10. Оформление комнаты психологической разгрузки. 11. Выявление трудных семей. Проведение педконсилиумов по работе с трудными семьями и детьми, составление плана работы с каждой такой семьёй и ребенком. Психолого – педагогическое просвещение родителей 1. Изучение общекультурного уровня родителей. 2. Выявление уровня психолого – педагогической грамотности. 3. Определение типичных проблем в воспитании детей в процессе коллективного анализа и планирования работы с родителями, анкетирование родителей и детей, изучение учащихся. 4. Составление тематики лекционных занятий по педагогике, психологии, медицине, праву и др. с учетом материалов изучения семей и детей, заказа родителей. 5. Составление тематики лекционных и практических занятий специалистами, учителями – предметниками с учетом проблем и трудностей обучения и воспитания, развития детей. 6. Определение групп родителей для организации групповых занятий и консультаций по следующим основаниям: уровню интеллектуального развития родителей; уровню психолого – педагогической грамотности родителей; характеру отношений в семье; проблемам воспитания в семье; уровню развития детей; состоянию здоровья детей; характеру заболевания детей. 7. Составление тематики, проведение консультаций, занятий с учетом выявленных групп. 8. Систематическое проведение индивидуальных консультаций для родителей по установленному графику:
9. Проведение конференций по обмену опытом семейного воспитания, организация вечеров встреч, вечеров вопросов и ответов со специалистами. Примерная тематика выступлений врача – психоневролога 1. Психоневрологические особенности детей с олигофренией. 2. Причины возникновения олигофрении у детей. 3. Школьные неврозы. Как родители могут помочь своему ребенку? 4. Энурез: причины возникновения, диагностика и лечение. 5. Эпилепсия, особенности течения клиники и лечения у детей со сниженным интеллектом. 6. Ночные страхи, снохождение и сноговорение, их лечение. 7. Проблемы пубертатного возраста: психопатология и жестокость, механизмы бродяжничества. 8. Психопатоподобный синдром у детей с олигофренией. Примерная тематика выступлений логопеда 1. Дисграфия у умственно отсталых школьников. 2. Методы исправления дисграфии у детей. 3. Дислексия у умственно отсталых школьников. 4. Методы исправления дислексии у детей – логопатов. 5. Дислалия и ее формы. 6. Методы исправления дислалии. Артикуляционная гимнастика при постановке свистящих звуков. 7. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми. Примерная тематика выступлений психолога 1. Психологические особенности детей – олигофренов. 2. Психологические особенности детей – олигофренов с психопатоподобным синдромом. 3. Психологические особенности детей – олигофренов с девиантным поведением. 4. Правила общения с умственно отсталыми детьми. 5. Психологические особенности детей с нарушениями нейродинамики. 6. Адаптация учащихся в новых условиях и помощь родителей в этом процессе. 7. Причины возникновения осложнений в развитии детей, способы предупреждений этих отклонений. 8. Развитие мышления и речи у умственно отсталого ребенка в быту. 9. Развитие координации движений в быту. 10. Развитие пространственных, количественных, временных представлений учащихся. 11. Устройство на работу ребенка – олигофрена. Научно – методическое обеспечение программы «Семья и школа» 1. Педагогические советы:
2. Семинары для педагогов школы:
3. Семинары и консультации для классных руководителей, работающих в различных возрастных звеньях, по организации работы с семьей:
4. Семинары и консультации для педагогов – предметников по привлечению родителей к организации учебных занятий. 5. Семинары и консультации для учителей трудового обучения по взаимодействию с родителями. 6. Индивидуальные консультации для педагогов школы специалистами дефектологической, медицинской служб, социального педагога по работе с конкретными семьями. 7. Проведение открытых занятий с родителями, совместных дел учащихся и родителей с целью обучения, последующий анализ этих форм работы с педагогами. 8. Изучение и обобщение опыта работы педагогов с семьями:
в) издание (ежегодно) брошюры, обобщающей опыт сотрудничества школы – интерната и семьи. 9. Подготовка методических материалов, памяток по обучению и развитию детей в помощь родителям (логопед, социальный педагог, дефектолог, психоневролог, психолог, учителя – предметники). 10. Разработка программы и методики изучения семьи, схемы – карты, фиксирующей информацию о семье и ребенке. 11. Разработка программы «Оказание психолого – педагогической и медицинской помощи семье». 12. Составление рекомендаций для проведения социально – педагогического консилиума по коррекции ребенка и работе с его семьей. 13. Создание картотеки публикаций по проблеме сотрудничества семьи и школы. 14. Приобретение методической литературы по вопросам работы с семьями. 15. Разработка новой схемы представления информации родителям о ребенке. В этих условиях перед школой, классными руководителями, встали серьезные задачи. А именно: социально-экономическая, правовая. психолого-педагогическая поддержка семей, в том числе принимающих детей на воспитание; разработка и реализация программы улучшения здоровья детей из многодетных семей и семей, имеющих детей - инвалидов. ^ взаимодействие с семьей в целях всестороннего развитии и воспитания здоровой личности. Задачи: 1. Организация систематического (1 раз в 5 лет) исследования семей; создание банка данных семей микрорайона. 2. Создание эффективной модели взаимодействия в системе «ребенок-семья-школа». З. Обеспечение социальной защиты детей и подростков микрорайона, предупреждение детской беспризорности, преступности. 4. Повышение научно-методического уровня профессиональных знаний педагогов школы в работе с семьей. 5. Организация педагогического просвещения родителей. ^ • укрепление связи с семьей, • создание системы широкого освещения родителей по вопросам воспитания и обучения детей, • снижение темпа роста преступности и правонарушений, • повышение качества работы педагогов с семьей. Критерии оценки: • наличие банка данных проблемных семей школы, • снижение количества неблагополучных семей в школе; • более высокая удовлетворенность родителей работой школы: • снижение количества правонарушений среди учащихся. Исполнители мероприятий: администрация школы: учителя: социальный педагог; психолог; медработники: педагоги учреждений дополнительного образования; благотворительные организации. |