Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 79 01 06 общее количество часов 36 icon

Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 79 01 06 общее количество часов 36





Скачать 172.12 Kb.
Название Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 79 01 06 общее количество часов 36
Дата конвертации 20.02.2013
Размер 172.12 Kb.
Тип Программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ВЫСШЕМУ И СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ

Министр здравоохранения

Республики Беларусь


___________Л.А. Постоялко


«______» ____________ 2004 г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по оториноларингологии

для студентов высших медицинских учебных учреждений

по специальности сестринское дело 1 – 79 01 06


общее количество часов - 36


^

Минск – 2004 г.




Программа по оториноларингологии для студентов факультетов медицинских сестер высших медицинских учебных заведений разработана в соответствии с образовательным стандартом, высшее образование, специальность М.03.01.00. Сестринское дело (утвержден и введен в действие приказом Министра образования Республики Беларусь от 30.12.1998г. №697) на кафедре оториноларингологии с курсом стоматологии Гродненского государственного медицинского университета (заведующим кафедрой, доцентом, доктором медицинских наук Хоровым О.Г.; ассистентом, кандидатом медицинских наук Рыбаком Р.Ф.; ассистентом Алещиком И.Ч.).


Программа по оториноларингологии рецензирована в ГВУУ «Гродненский государственный медицинский университет» на кафедре офтальмологии и на курсе оториноларингологии Гомельского государственного медицинского университета.


Рецензенты: заведующая кафедрой офтальмологии Гродненского государственного медицинского университета доцент, кандидат медицинских наук Ильина С.Н.,

Заведующий курсом оториноларингологии Гомельского государственного медицинского университета доцент, кандидат медицинских наук Садовский В.И.


Программа обсуждена на Центральном научно-методическом Совете университета (протокол №2 от 28.11.2003 г.)

Программа по оториноларингологии прошла согласование в Республиканском методическом центре по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства Здравоохранения Республики Беларусь.


Программу по оториноларингологии разрешается размножить в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений в ее текст.

^

Пояснительная записка



Типовая программа состоит из пояснительной записки, содержащей цель и задачи преподавания дисциплины, тематический план лекций и лабораторных занятий; содержания типовой учебной программы по дисциплине; перечня знаний, умений, практических навыков, которыми должен овладеть студент по окончании курса; списка рекомендуемой литературы.

Высокая заболеваемость населения патологией верхних дыхательных путей и наличие в штате лечебных учреждений оториноларингологической службы, как одной из основных специальностей, делают необходимым изучение этой дисциплины студентами факультетов «медицинская сестра с высшим образованием». В соответствии с квалификационной характеристикой выпускника факультета «медицинская сестра с высшим образованием» высших медицинских учебных заведений принципиально важными в подготовке будущих специалистов являются знания основных лечебных вопросов оториноларингологии. Для выпускника факультета «медицинская сестра с высшим образованием» медицинского университета имеет существенное значение приобретение знаний по оказанию специализированной медицинской помощи при таких состояниях как носовые кровотечения, стенозы гортани, инородные тела верхних дыхательных путей и пищевода. Обязательны знания по организации лечения и профилактике таких жизненно опасных осложнений как сепсис, внутричерепные и внутриорбитальные осложнения, флегмоны шеи, развивающихся в результате ЛОР – патологии. Существует целый ряд заболеваний, имеющих большую социальную значимость, поскольку они приводят к нарушению функции слуха и глухоте, вестибулярной дисфункции, косметическим дефектам. Поэтому очевидна актуальность преподавания оториноларингологии студентам факультета «медицинская сестра с высшим образованием», которые готовятся стать организаторами и руководителями системы здравоохранения. Нынешняя программа адаптирована к новым требованиям, которые предъявляются к выпускникам факультета «сестринское дело» с учетом того, что они могут занимать некоторые врачебные должности. В программе учтены изменения в классификации заболеваний согласно МКБ-10.

Программа разработана на основе «Типовой программы по оториноларингологии для студентов факультетов «медицинских сестер» высших медицинских учебных заведений» (Минск, 1999). В программе учитывались современные требования к подготовке медицинских кадров, особенности работы медицинских сестер и организаторов здравоохранения. Количество часов по дисциплине сохранено в прежнем объеме (30 лабораторных, 6 лекционных).

^ Цель преподавания дисциплины: дать основы знаний по методам диагностики, лечения, профилактики патологии ЛОР-органов, оказанию ургентной помощи больным с болезнями уха, горла, носа и организации ЛОР - службы в Республике Беларусь.

^ Задачи изучения дисциплины:

  1. Ознакомить студентов с основными симптомами и методами диагностики ЛОР-заболеваний.

  2. Дать основы знаний по лечению, своевременной профилактике и предупреждению развития заболеваний ЛОР - органов.

  3. Научить студентов оказанию первой врачебной и врачебной помощи при заболеваниях ЛОР-органов, требующих экстренных лечебных мероприятий.

  4. Изучить особенности организации работы в перевязочной, операционной, ЛОР-кабинета поликлиник и ЛОР-отделения стационаров.

^ При подготовке студентов очной формы обучения следует придерживаться следующего плана.


Семестр

Всего часов

В том числе
^

Контроль знаний


Лекции

Лабораторные занятия


6


36


6


30


Зачет




^ Перечень дисциплин с указанием разделов и тем, усвоение которых необходимо для изучения оториноларингологии.


  1. Нормальная анатомия. Строение височной кости. Наружное ухо. Стенки барабанной полости. Слуховая труба. Сосцевидный отросток. Костный и перепончатый лабиринт внутреннего уха. Преддверье, полукружные каналы и улитка. Строение и возрастные особенности носа и околоносовых пазух. Строение и возрастные особенности анатомии глотки. Строение миндалин.

  2. ^ Медицинская и биологическая физика. Разделы акустики и механики включающие: физическую характеристику звука, слуховых ощущений и их взаимосвязь, физические основы звуковых методов исследования, ультразвук, инфразвук, вибрация.

  3. ^ Нормальная физиология. Физиология слухового и вестибулярного анализаторов. Функции и физиология носа, околоносовых пазух, глотки, лимфоидного глоточного кольца, гортани, трахеи, бронхов и пищевода.

  4. ^ Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Топография уха, носа и околоносовых пазух, шеи, глотки, гортани, трахеи, бронхов и пищевода.

  5. Патологическая анатомия. Морфологические изменения оболочки верхних дыхательных путей и лимфоидной ткани при воспалительных и опухолевых заболеваниях.

  6. ^ Рентгенология и медицинская радиология. Основные методы рентгенологической диагностики заболеваний ЛОР–органов. Рентгенологические симптомы основных заболеваний ЛОР–органов. Принципы лучевой терапии злокачественных заболеваний (новообразований).

  7. ^ Нервные болезни и нейрохирургия. Топическая диагностика поражений черепно-мозговых нервов. Клиника, диагностика, принципы лечения менингитов. Клиника, диагностика и принципы лечения неврита лицевого нерва, вестибулокохлеарного нерва, невралгии тройничного нерва.

  8. ^ Микробиология, вирусология, иммунология. Микробиология полости рта и уха. Иммунный статус человека и иммунодефициты.

  9. Фармакология и клиническая фармакотерапия. Характеристика группы и механизм действия противомикробных, противовирусных, антигистаминных, противокашлевых и отхаркивающих средств. Механизм действия антисептических средств, гипотензивных и наркотических препаратов, анальгетиков.

  10. ^ Хирургические болезни. Понятие об асептике и атисептике. Этиология, патогенез и методы лечения фурункула, карбункула, ожогов и отморожений, тромбофлебита. Определение величины кровопотери, гемотрансфузии, определение группы крови, резус-фактора. Осложнения при гемотрансфузиях.

  11. ^ Глазные болезни. Глазные симптомы орбитальных риногенных осложнений и принципы их лечения.

В лекционном курсе освещаются ключевые вопросы дисциплины, основные патологические процессы в ЛОР-органах, принципы их диагностики и лечения.

Лабораторные занятия проводятся на клинической базе в ЛОР-отделении и на оториноларингологическом поликлиническом приёме. Особое внимание уделяется освоению методик исследования ЛОР-органов, их диагностике и лечению, особенно методам оказания помощи при экстренных состояниях. Изучается организация ЛОР-службы поликлиники и стационара. Во время занятий следует отдавать преимущество самостоятельной работе студентов под руководством преподавателя (изучение учебных тестов, рентгенограмм, анатомических рисунков, решение ситуационных задач, курация больных, отработка практических навыков). Студенты должны посетить операционную, перевязочную и смотровой кабинет в стационаре, оториноларингологический, фониатрическнй, онкологический и сурдологический кабинеты в поликлинике. Около 25% всех практических занятий должно быть уделено освоению амбулаторной ЛОР–патологии на основе поликлинического приема. Одно из занятий (№3) проводится на базе поликлинических кабинетов, где изучается организация помощи больным с нарушением слуха и речи, онкологическим больным, принципы диспансерного наблюдения больных с ЛОР - патологией. На время этих занятий группа делится на две подгруппы по 5 – 7 студентов.

В конце цикла предусмотрен прием у студентов практических навыков и сдача зачета.


Тематический план лекций
^

Наименование раздела, элемента


Количество лекционных часов

1. Предмет оториноларингологии. Заболевания глотки. История развития оториноларингологии. Роль и место оториноларингологии среди других медицинских дисциплин. Заболевания глотки. Тонзиллярная проблема.

2

2. ^ Заболевания уха. Этиология, клиника, принципы лечения и профилактики острых и хронических заболеваний наружного и среднего уха. Тугоухость. Вестибулярная дисфункция. Отогенные и риногенные внутричерепные осложнения.

2

3. ЛОР – онкологические заболевания. Рак гортани. Основные принципы диагностики и лечения. Склерома верхних дыхательных путей.

2
^
Тематический план лабораторных занятий
Наименование раздела, темы, элемента

Количество часов практических занятий

1. Клиническая анатомия, физиология и методы обследования носа, придаточных пазух носа, глотки, гортани. Клиническая анатомия, физиология и методы обследования наружного, среднего и внутреннего уха. Методы исследования слухового и вестибулярного анализаторов.

6

2. Заболевания носа и придаточных пазух носа. Острые воспалительные заболевания наружного носа, носовой полости и придаточных пазух носа. Клиника, диагностика и тактика лечения. Травмы носа. Носовое кровотечение. Организация первой медицинской помощи. Хронические воспалительные заболевания носа и придаточных пазух. Риногенные орбитальные и внутричерепные осложнения.


6

3. Заболевания глотки. Хронический тонзиллит. Дифтерия. Организация работы ЛОР-кабинетов поликлиники, принципы диспансерного наблюдения больных. Ранения шеи. Организация работы ЛОР - операционной.

6

4. Заболевания гортани. Склерома верхних дыхательных путей. Организация работы фониатрического кабинета. Стенозы гортани. Травмы и инородные тела верхних дыхательных путей и пищевода. Методы оказания неотложной помощи. Трахеостомия. Уход за трахеостомированными больными. Организация работы ЛОР - отделения. Организация работы кабинета ЛОР-онколога.

6


5. Заболевания уха. Тугоухость и глухота. Методы реабилитации больных с нарушением слуха. Организация помощи слабослышащим и глухим. Заболевания внутреннего уха. Лабиринтиты. Организация работы сурдологического кабинета. Отогенные внутричерепные осложнения. Организация и методы оказания экстренной помощи больным с ЛОР – патологией.

6

^ Итого: 30 часов

Содержание учебной программы по дисциплине.


Часть А. Теоретический раздел программы.

^ А.1.Предмет оториноларингологии. Заболевания глотки. Глотка, ее отделы (носоглотка, ротоглотка, гортаноглотка). Лимфоидное кольцо Пирогова - Вальдейера. Острый и хронический фарингит. Ангины Хронический тонзиллит. История развития оториноларингологии. Роль и место оториноларингологии среди других медицинских дисциплин. Тонзиллярная проблема.

^ А.2.Заболевания уха. Этиология, клиника, принципы лечения и профилактики острых и хронических заболеваний наружного и среднего уха. Тугоухость. Вестибулярная дисфункция. Отогенные и риногенные внутричерепные осложнения.

^ А.3. ЛОР–онкологические заболевания. Доброкачественные и злокачественные опухоли уха, носа и придаточных пазух, глотки, гортани. Рак гортани. Основные принципы диагностики и лечения. Склерома.

^ Часть Б. Лабораторный раздел программы.

Б.1.Клиническая анатомия, физиология и методы обследования носа, придаточных пазух носа, глотки, гортани, уха. Клиническая анатомия носа и придаточных пазух. Функции носа и придаточных пазух. Сбор анамнеза, осмотр и пальпация носа и его придаточных пазух. Освоение передней и задней риноскопии. Рентгенологические и ультразвуковые методы обследования. Эндоскопия, диафаноскопия. Риноманометрия. Ольфактометрия. Понятие о компьютерной и магнитнорезонансной томографии.

Глотка, ее отделы (носоглотка, ротоглотка, гортаноглотка). Лимфоидное кольцо Пирогова - Вальдейера. Клетчаточные пространства шеи, фасции шеи. Иннервация и кровоснабжение. Акт глотания. Роль лимфоидного кольца глотки. Сбор анамнеза, осмотр и пальпация шеи, инструментальные методы исследования глотки. Орофарингоскопия. Задняя риноскопия. Непрямая ларингоскопия. Эндоскопия. Пальцевое исследование. Густометрия. Рентгенологические и ультразвуковые методы исследования.

Хрящи, суставы и связки гортани. Внутренние мышцы гортани. Иннервация, кровоснабжение и лимфоотток. Три отдела гортани. Дыхательная, голосообразующая и защитная функции гортани. Сбор анамнеза, осмотр и пальпация гортани. Непрямая и прямая ларингоскопия. Микроларингоскопия. Рентгенологические и ультразвуковые методы исследования. Компьютерная и магнитнорезонансная томография. Видеостробоскопия. Исследование речи и голоса. Анатомия, физиология и методы обследования трахеи, бронхов и пищевода. Эзофагоскопия. Трахеобронхоскопия (ознакомление, присутствие).

Ушная раковина и наружный слуховой проход. Среднее ухо (барабанная полость и клетки сосцевидного отростка, слуховая труба). Внутреннее ухо (строение улитки, полукружных каналов и мешочков преддверия). Звукопроводящая и защитная функция наружного и среднего уха. Проводящие пути и центры слухового и вестибулярного анализаторов. Основные физические понятия акустики. Теории слуха. Понятие о нистагме. Вегетативные, сенсорные и двигательные реакции при раздражении вестибулярного анализатора. Отоскопия. Исследование слуха речью. Акуметрия. Аудиометрия. Импедансометрия. Акустическая отоэмиссия. Исследование слуховых вызванных потенциалов. Исследование проходимости слуховой трубы. Исследование слуха при симуляции и агравации. Исследование динамики, статики и координации. Исследование нистагма. Освоение вращательной, калорической и фистульной проб. Рентгенологические методы исследования. Компьютерная и магнитнорезонансная томография.

^ Б.2.Заболевания носа и придаточных пазух носа. Перелом костей носа, придаточных пазух носа, основания черепа. Первая помощь при переломах. Диагностика ранних и поздних осложнении. Реконструктивная и пластическая хирургия лица, носа и придаточных пазух носа. Инородные тела носового хода и носовых синусов (оказание помощи). Фурункул носа. Абсцесс носовой перегородки. Рожа. Катаральный гипертрофический и атрофический ринит. Вазомоторный ринит. Озена. Острый и хронический синуситы. Аллергический синусит. Риногенные глазничные и внутричерепные осложнения. Сифилис, туберкулез, склерома. Доброкачественные опухоли (ринофима, невус, бородавки). Злокачественные новообразования (рак, саркома). Фибросаркома верхней челюсти. Организация помощи. Носовое кровотечение, причины. Причины. Способы его остановки (передняя и задняя тампонада носа). Тактика и принципы лечения.

^ Б.3.Заболевания глотки. Гипертрофия миндалин и аденоидов. Острый и хронический фарингит. Ангины, осложнения ангин. Дифтерия. Поражения глотки при инфекционных заболеваниях и болезнях системы крови. Парафарингеальный абсцесс, паратонзиллярный абсцесс. Хронический тонзиллит. Флегмоны лица и туловища. Доброкачественные новообразования носоглотки, ротоглотки, гортаноглотки. Злокачественные новообразования миндалин, носоглотки, ротоглотки, нижней части глотки.Туберкулез, сифилис, склерома. Раны. Инородные тела глотки. Ожоги рта, лица. Первая помощь. Организация ЛОР - службы в районе. ЛОР - кабинет районной поликлиники. ЛОР - отделение районной больницы, межрайонное ЛОР - отделение. Организация ЛОР - службы в городе. ЛОР-кабинет городской поликлиники. ЛОР - отделение городской больницы.

^ Б.4. Заболевания гортани. Травмы гортани. Раны шеи (резаные, колотые, открытые, огнестрельные). Инородные тела гортани, трахеи, бронхов. Термические и химические ожоги. Травмы гортани, трахеи. Стеноз гортани. Этиология острого и хронического стеноза. Классификация. Тактика лечения, оказание неотложной помощи. Трахеостомия, интубация. Острый и хронический ларингит. Отек гортани. Острый эпиглоттит. Дифтерия. Абсцесс гортани. Рожа. Перихондрит гортани. Специфические заболевания, опухоли гортани. Склерома, туберкулез, сифилис. Доброкачественные новообразования гортани. Злокачественные новообразования. Функциональные заболевания гортани. Паралич голосовых складок и гортани, гортанного нерва. Заболевания бронхов и пищевода. Ожоги. Инородные тела пищевода. Раны. Медиастинит. Организация ЛОР-службы в области. ЛОР-кабинет, фониатрический, логопедический, сурдопедагогический, фонопедический, сурдологический, отоневрологический и диагностический кабинеты, кабинет слухопротезирования областной поликлиники. Кабинет ЛОР-онколога, ЛОР-онкологическое отделение областного онкодиспансера. ЛОР - отделение областной больницы и областной детской больницы. Операционная, перевязочная и смотровой кабинет областного ЛОР -отделения.

^ Б.5. Заболевания уха. Воспалительные заболевания наружного и среднего уха. Экзема наружного уха. Гематома наружного уха. Рожа кожи ушной раковины. Фурункул наружного слухового прохода. Наружный отит при микозах. Воспаления слуховой трубы. Хронический туботимпанальный эпитимпано-антральный средний отит. Мастоидит. Внутричерепные отогенные осложнения. Отосклероз. Слухоулучшающие операции. Заболевания внутреннего уха. Кондуктивная нейросенсорная потеря слуха. Болезнь Меньера. Лабиринтит. Глухота и тугоухость (врожденная и приобретенная). Шум в ушах. Травмы уха Инородные тела. Раны. Опухоли уха. Организация помощи глухим и слабослышашим. Специализированные детские сады, ясли, школы-интернаты. Хирургическая реабилитация слуха, слухопротезирование. Проблема социальной реабилитации детей с нарушенным слухом. Сбор анамнеза при заболеваниях уха, пальпация уха и сосцевидного отростка, отоскопия, знакомство с аудиометрией, исследование слуха речью.

^ Требования к уровню подготовленности студентов,

прошедших курс по оториноларингологии


По окончании курса студент должен знать:

  1. Принципы организации оториноларингологической службы в Республике Беларусь.

  2. Функциональные обязанности среднего медперсонала, работающего в ЛОР- отделениях и кабинетах.

  3. Клинику, диагностику и лечение основных заболеваний уха, носа, придаточных пазух носа, глотки и гортани.

  1. Принципы оказания экстренной помощи у больных с ЛОР - патологией.



По окончании курса студент должен уметь:

  1. Выполнить клиническое обследование больного с патологией ЛОР – органов.

  2. Поставить предварительный диагноз и определить первичную тактику лечения больных с заболеваниями уха, горла, носа.

  3. Организовать работу среднего медперсонала по лечению больных с ЛОР – патологией в поликлинике и стационаре.

  4. Оказать необходимую экстренную помощь больным с основной ЛОР – патологией, вызывающей угрозу жизни пациента.


По окончании курса студент должен владеть следующими практическими навыками:

  1. Выполнять орофарингоскопию.

  2. Приготовить ушные, носовые и гортанно-глоточные ватники.

  3. Смазывать слизистую оболочку глотки, носа лекарственными веществами.

  4. Осмотреть преддверие носа.

  5. Исследовать функцию носового дыхания.

  6. Исследовать обонятельную функцию носа.

8. Закапывать капли в нос и в ухо.

9. Выполнить переднюю тампонаду носа.

10. Удалять инородные тела из передних отделов носа.

  1. Ухаживать за трахеостомированными больными и трахеостомической трубкой.

  2. Вводить турунды в наружный слуховой проход.

13. Удалять серные пробки промыванием.

14. Продувать слуховые трубы баллоном Политцера.

15. Выполнить туалет наружного слухового прохода.

16. Исследовать остроту слуха речью.

17. Исследовать координационные пробы.

18. Проводить прессорную пробу.

19. Описать рентгенограмму костей носа, придаточных пазух носа.


Список рекомендуемой литературы:

Основная литература

1. «Болезни уха, горла и носа». Под редакцией В.Т.Пальчуна. - М., 1991.

2. Гапанович В.Я., Александров В.М. «Оториноларингологический атлас». - Мн.,1989.

3. Гапанович В.Я., Тимошенко П.А. «Болезни уха, горла и носа».- Мн., 2002.

4. Овчинников Ю.М. «Оториноларингология». - М., 1996.

5. Пальчун В.Т., Преображенский Ю.Б. «Болезни уха, горла и носа». - М., Медицина, 1978.

6. Пальчун В.Т., Крюков А.И. «Оториноларингология». - М., Медицина, 1997.

7. Солдатов И.Б. «Лекции по оториноларингологии». - М., Медицина, 1990.


Дополнительная литература

  1. «Атлас оперативной оториноларингологии». Под редакцией В.В. Погосова. - М., 1994.

  2. Лихачев А.Г. «Справочник по оториноларингологии». - М., 1981.

  3. Преображенский Ю.Б., Чирешкин Д.Г., Гальперина Н.С. «Микроларингоскопия и эндоларингеальная микрохирургия».- М., 1980.

  4. «Руководство по оториноларингологии». Под редакцией И.Б. Солдатова. – М., 1994.

  5. Французов В.Л., Французова С.Б. «Лекарственная терапия заболеваний уха, горла, носа». - Киев, 1988.

  6. Шеврыгин Б.В. «Болезни уха, горла, носа у детей» - М., 1996.

  7. Шустер М.А., Калина В.О., Чумаков Ф.И. «Неотложная помощь в оториноларингологии». - М. 1989.

15. Васильев В.С., Меланьин В.Д. и др. «Дифференциальная диагностика ангин. // Методические рекомендации». – Гродно, 1986.

16. Меланьин В.Д. «Клиника доброкачественных и злокачественных новообразований полости носа и придаточных пазух // Методические рекомендации». – Гродно, 1991.

17. Меланьин В Д. «Общие принципы диагностики и лечения заболеваний ЛОР - органов // Методические рекомендации». - Гродно, 1991.

18. Маланьин В.Д. «Воспалительные заболевания полости носа и его придаточных пазух // Методические рекомендации». - Гродно, 1990.

19. Маланьин В.Д., Хоров О.Г. «Исследование слухового анализатора// Методические рекомендации». - Гродно, 1996.

20. Хоров О.Г. «Трахеотомия // Методические рекомендации».- Гродно, 1996.


Программа разработана и оформлена в

соответствии с приказом №185 от 19.11.2003 г.

МЗ РБ и базовым учебным планом по специальности

1-79 01 06 – сестринское дело (утвержден 30.06.2002г.,

регистрационный № М.004 – 1/ тип).


Зав. кафедрой оториноларингологии

с курсом стоматологии, д.м.н.

Хоров Олег Генрихович

г. Гродно, ул. Щорса, 52-69

тел. дом.77-38-31 , раб. 33 -53-38 -------------------------------

(подпись)


Ассистент кафедры оториноларингологии

с курсом стоматологии, к.м.н.

Рыбак Роман Францевич.

г. Гродно, ул. Горького,62 – 63

тел. 78-40-54, раб. 33 – 53-38 -------------------------------

(подпись)


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 79 01 06 общее количество часов 36 icon Учебнаяпрограмма по медицинской и социальной психологии для студентов высших медицинских учебных

Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 79 01 06 общее количество часов 36 icon Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 01 "Лечебное дело" Общее количество учебных часов:
«Дерматовенерология» для специальности 1 79 01 01 "Лечебное дело" высшего медицинского образования...
Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 79 01 06 общее количество часов 36 icon Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 03 "Медико-профилактическое дело" Общее количество

Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 79 01 06 общее количество часов 36 icon Учебная программа Специальность: 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Общее количество учебных

Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 79 01 06 общее количество часов 36 icon Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Общее количество

Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 79 01 06 общее количество часов 36 icon Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных

Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 79 01 06 общее количество часов 36 icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1- 79 01 06 «Сестринское

Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 79 01 06 общее количество часов 36 icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1- 79 01 06 «Сестринское

Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 79 01 06 общее количество часов 36 icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-79 01 06 Сестринское дело

Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 79 01 06 общее количество часов 36 icon Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 07 "Стоматология" Общее количество учебных часов:

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина