Скачать 172.12 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬРЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ВЫСШЕМУ И СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Министр здравоохранения Республики Беларусь ___________Л.А. Постоялко «______» ____________ 2004 г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 – 79 01 06 общее количество часов - 36 ^ Программа по оториноларингологии для студентов факультетов медицинских сестер высших медицинских учебных заведений разработана в соответствии с образовательным стандартом, высшее образование, специальность М.03.01.00. Сестринское дело (утвержден и введен в действие приказом Министра образования Республики Беларусь от 30.12.1998г. №697) на кафедре оториноларингологии с курсом стоматологии Гродненского государственного медицинского университета (заведующим кафедрой, доцентом, доктором медицинских наук Хоровым О.Г.; ассистентом, кандидатом медицинских наук Рыбаком Р.Ф.; ассистентом Алещиком И.Ч.). Программа по оториноларингологии рецензирована в ГВУУ «Гродненский государственный медицинский университет» на кафедре офтальмологии и на курсе оториноларингологии Гомельского государственного медицинского университета. Рецензенты: заведующая кафедрой офтальмологии Гродненского государственного медицинского университета доцент, кандидат медицинских наук Ильина С.Н., Заведующий курсом оториноларингологии Гомельского государственного медицинского университета доцент, кандидат медицинских наук Садовский В.И. Программа обсуждена на Центральном научно-методическом Совете университета (протокол №2 от 28.11.2003 г.) Программа по оториноларингологии прошла согласование в Республиканском методическом центре по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства Здравоохранения Республики Беларусь. Программу по оториноларингологии разрешается размножить в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений в ее текст. ^ Типовая программа состоит из пояснительной записки, содержащей цель и задачи преподавания дисциплины, тематический план лекций и лабораторных занятий; содержания типовой учебной программы по дисциплине; перечня знаний, умений, практических навыков, которыми должен овладеть студент по окончании курса; списка рекомендуемой литературы. Высокая заболеваемость населения патологией верхних дыхательных путей и наличие в штате лечебных учреждений оториноларингологической службы, как одной из основных специальностей, делают необходимым изучение этой дисциплины студентами факультетов «медицинская сестра с высшим образованием». В соответствии с квалификационной характеристикой выпускника факультета «медицинская сестра с высшим образованием» высших медицинских учебных заведений принципиально важными в подготовке будущих специалистов являются знания основных лечебных вопросов оториноларингологии. Для выпускника факультета «медицинская сестра с высшим образованием» медицинского университета имеет существенное значение приобретение знаний по оказанию специализированной медицинской помощи при таких состояниях как носовые кровотечения, стенозы гортани, инородные тела верхних дыхательных путей и пищевода. Обязательны знания по организации лечения и профилактике таких жизненно опасных осложнений как сепсис, внутричерепные и внутриорбитальные осложнения, флегмоны шеи, развивающихся в результате ЛОР – патологии. Существует целый ряд заболеваний, имеющих большую социальную значимость, поскольку они приводят к нарушению функции слуха и глухоте, вестибулярной дисфункции, косметическим дефектам. Поэтому очевидна актуальность преподавания оториноларингологии студентам факультета «медицинская сестра с высшим образованием», которые готовятся стать организаторами и руководителями системы здравоохранения. Нынешняя программа адаптирована к новым требованиям, которые предъявляются к выпускникам факультета «сестринское дело» с учетом того, что они могут занимать некоторые врачебные должности. В программе учтены изменения в классификации заболеваний согласно МКБ-10. Программа разработана на основе «Типовой программы по оториноларингологии для студентов факультетов «медицинских сестер» высших медицинских учебных заведений» (Минск, 1999). В программе учитывались современные требования к подготовке медицинских кадров, особенности работы медицинских сестер и организаторов здравоохранения. Количество часов по дисциплине сохранено в прежнем объеме (30 лабораторных, 6 лекционных). ^ дать основы знаний по методам диагностики, лечения, профилактики патологии ЛОР-органов, оказанию ургентной помощи больным с болезнями уха, горла, носа и организации ЛОР - службы в Республике Беларусь. ^
^
^
В лекционном курсе освещаются ключевые вопросы дисциплины, основные патологические процессы в ЛОР-органах, принципы их диагностики и лечения. Лабораторные занятия проводятся на клинической базе в ЛОР-отделении и на оториноларингологическом поликлиническом приёме. Особое внимание уделяется освоению методик исследования ЛОР-органов, их диагностике и лечению, особенно методам оказания помощи при экстренных состояниях. Изучается организация ЛОР-службы поликлиники и стационара. Во время занятий следует отдавать преимущество самостоятельной работе студентов под руководством преподавателя (изучение учебных тестов, рентгенограмм, анатомических рисунков, решение ситуационных задач, курация больных, отработка практических навыков). Студенты должны посетить операционную, перевязочную и смотровой кабинет в стационаре, оториноларингологический, фониатрическнй, онкологический и сурдологический кабинеты в поликлинике. Около 25% всех практических занятий должно быть уделено освоению амбулаторной ЛОР–патологии на основе поликлинического приема. Одно из занятий (№3) проводится на базе поликлинических кабинетов, где изучается организация помощи больным с нарушением слуха и речи, онкологическим больным, принципы диспансерного наблюдения больных с ЛОР - патологией. На время этих занятий группа делится на две подгруппы по 5 – 7 студентов. В конце цикла предусмотрен прием у студентов практических навыков и сдача зачета. Тематический план лекций
^ Содержание учебной программы по дисциплине. Часть А. Теоретический раздел программы.
^ Б.1.Клиническая анатомия, физиология и методы обследования носа, придаточных пазух носа, глотки, гортани, уха. Клиническая анатомия носа и придаточных пазух. Функции носа и придаточных пазух. Сбор анамнеза, осмотр и пальпация носа и его придаточных пазух. Освоение передней и задней риноскопии. Рентгенологические и ультразвуковые методы обследования. Эндоскопия, диафаноскопия. Риноманометрия. Ольфактометрия. Понятие о компьютерной и магнитнорезонансной томографии. Глотка, ее отделы (носоглотка, ротоглотка, гортаноглотка). Лимфоидное кольцо Пирогова - Вальдейера. Клетчаточные пространства шеи, фасции шеи. Иннервация и кровоснабжение. Акт глотания. Роль лимфоидного кольца глотки. Сбор анамнеза, осмотр и пальпация шеи, инструментальные методы исследования глотки. Орофарингоскопия. Задняя риноскопия. Непрямая ларингоскопия. Эндоскопия. Пальцевое исследование. Густометрия. Рентгенологические и ультразвуковые методы исследования. Хрящи, суставы и связки гортани. Внутренние мышцы гортани. Иннервация, кровоснабжение и лимфоотток. Три отдела гортани. Дыхательная, голосообразующая и защитная функции гортани. Сбор анамнеза, осмотр и пальпация гортани. Непрямая и прямая ларингоскопия. Микроларингоскопия. Рентгенологические и ультразвуковые методы исследования. Компьютерная и магнитнорезонансная томография. Видеостробоскопия. Исследование речи и голоса. Анатомия, физиология и методы обследования трахеи, бронхов и пищевода. Эзофагоскопия. Трахеобронхоскопия (ознакомление, присутствие). Ушная раковина и наружный слуховой проход. Среднее ухо (барабанная полость и клетки сосцевидного отростка, слуховая труба). Внутреннее ухо (строение улитки, полукружных каналов и мешочков преддверия). Звукопроводящая и защитная функция наружного и среднего уха. Проводящие пути и центры слухового и вестибулярного анализаторов. Основные физические понятия акустики. Теории слуха. Понятие о нистагме. Вегетативные, сенсорные и двигательные реакции при раздражении вестибулярного анализатора. Отоскопия. Исследование слуха речью. Акуметрия. Аудиометрия. Импедансометрия. Акустическая отоэмиссия. Исследование слуховых вызванных потенциалов. Исследование проходимости слуховой трубы. Исследование слуха при симуляции и агравации. Исследование динамики, статики и координации. Исследование нистагма. Освоение вращательной, калорической и фистульной проб. Рентгенологические методы исследования. Компьютерная и магнитнорезонансная томография. ^ Перелом костей носа, придаточных пазух носа, основания черепа. Первая помощь при переломах. Диагностика ранних и поздних осложнении. Реконструктивная и пластическая хирургия лица, носа и придаточных пазух носа. Инородные тела носового хода и носовых синусов (оказание помощи). Фурункул носа. Абсцесс носовой перегородки. Рожа. Катаральный гипертрофический и атрофический ринит. Вазомоторный ринит. Озена. Острый и хронический синуситы. Аллергический синусит. Риногенные глазничные и внутричерепные осложнения. Сифилис, туберкулез, склерома. Доброкачественные опухоли (ринофима, невус, бородавки). Злокачественные новообразования (рак, саркома). Фибросаркома верхней челюсти. Организация помощи. Носовое кровотечение, причины. Причины. Способы его остановки (передняя и задняя тампонада носа). Тактика и принципы лечения. ^ Гипертрофия миндалин и аденоидов. Острый и хронический фарингит. Ангины, осложнения ангин. Дифтерия. Поражения глотки при инфекционных заболеваниях и болезнях системы крови. Парафарингеальный абсцесс, паратонзиллярный абсцесс. Хронический тонзиллит. Флегмоны лица и туловища. Доброкачественные новообразования носоглотки, ротоглотки, гортаноглотки. Злокачественные новообразования миндалин, носоглотки, ротоглотки, нижней части глотки.Туберкулез, сифилис, склерома. Раны. Инородные тела глотки. Ожоги рта, лица. Первая помощь. Организация ЛОР - службы в районе. ЛОР - кабинет районной поликлиники. ЛОР - отделение районной больницы, межрайонное ЛОР - отделение. Организация ЛОР - службы в городе. ЛОР-кабинет городской поликлиники. ЛОР - отделение городской больницы. ^ Травмы гортани. Раны шеи (резаные, колотые, открытые, огнестрельные). Инородные тела гортани, трахеи, бронхов. Термические и химические ожоги. Травмы гортани, трахеи. Стеноз гортани. Этиология острого и хронического стеноза. Классификация. Тактика лечения, оказание неотложной помощи. Трахеостомия, интубация. Острый и хронический ларингит. Отек гортани. Острый эпиглоттит. Дифтерия. Абсцесс гортани. Рожа. Перихондрит гортани. Специфические заболевания, опухоли гортани. Склерома, туберкулез, сифилис. Доброкачественные новообразования гортани. Злокачественные новообразования. Функциональные заболевания гортани. Паралич голосовых складок и гортани, гортанного нерва. Заболевания бронхов и пищевода. Ожоги. Инородные тела пищевода. Раны. Медиастинит. Организация ЛОР-службы в области. ЛОР-кабинет, фониатрический, логопедический, сурдопедагогический, фонопедический, сурдологический, отоневрологический и диагностический кабинеты, кабинет слухопротезирования областной поликлиники. Кабинет ЛОР-онколога, ЛОР-онкологическое отделение областного онкодиспансера. ЛОР - отделение областной больницы и областной детской больницы. Операционная, перевязочная и смотровой кабинет областного ЛОР -отделения. ^ Воспалительные заболевания наружного и среднего уха. Экзема наружного уха. Гематома наружного уха. Рожа кожи ушной раковины. Фурункул наружного слухового прохода. Наружный отит при микозах. Воспаления слуховой трубы. Хронический туботимпанальный эпитимпано-антральный средний отит. Мастоидит. Внутричерепные отогенные осложнения. Отосклероз. Слухоулучшающие операции. Заболевания внутреннего уха. Кондуктивная нейросенсорная потеря слуха. Болезнь Меньера. Лабиринтит. Глухота и тугоухость (врожденная и приобретенная). Шум в ушах. Травмы уха Инородные тела. Раны. Опухоли уха. Организация помощи глухим и слабослышашим. Специализированные детские сады, ясли, школы-интернаты. Хирургическая реабилитация слуха, слухопротезирование. Проблема социальной реабилитации детей с нарушенным слухом. Сбор анамнеза при заболеваниях уха, пальпация уха и сосцевидного отростка, отоскопия, знакомство с аудиометрией, исследование слуха речью. ^ прошедших курс по оториноларингологии По окончании курса студент должен знать:
По окончании курса студент должен уметь:
По окончании курса студент должен владеть следующими практическими навыками:
8. Закапывать капли в нос и в ухо. 9. Выполнить переднюю тампонаду носа. 10. Удалять инородные тела из передних отделов носа.
13. Удалять серные пробки промыванием. 14. Продувать слуховые трубы баллоном Политцера. 15. Выполнить туалет наружного слухового прохода. 16. Исследовать остроту слуха речью. 17. Исследовать координационные пробы. 18. Проводить прессорную пробу. 19. Описать рентгенограмму костей носа, придаточных пазух носа. Список рекомендуемой литературы: Основная литература 1. «Болезни уха, горла и носа». Под редакцией В.Т.Пальчуна. - М., 1991. 2. Гапанович В.Я., Александров В.М. «Оториноларингологический атлас». - Мн.,1989. 3. Гапанович В.Я., Тимошенко П.А. «Болезни уха, горла и носа».- Мн., 2002. 4. Овчинников Ю.М. «Оториноларингология». - М., 1996. 5. Пальчун В.Т., Преображенский Ю.Б. «Болезни уха, горла и носа». - М., Медицина, 1978. 6. Пальчун В.Т., Крюков А.И. «Оториноларингология». - М., Медицина, 1997. 7. Солдатов И.Б. «Лекции по оториноларингологии». - М., Медицина, 1990. Дополнительная литература
15. Васильев В.С., Меланьин В.Д. и др. «Дифференциальная диагностика ангин. // Методические рекомендации». – Гродно, 1986. 16. Меланьин В.Д. «Клиника доброкачественных и злокачественных новообразований полости носа и придаточных пазух // Методические рекомендации». – Гродно, 1991. 17. Меланьин В Д. «Общие принципы диагностики и лечения заболеваний ЛОР - органов // Методические рекомендации». - Гродно, 1991. 18. Маланьин В.Д. «Воспалительные заболевания полости носа и его придаточных пазух // Методические рекомендации». - Гродно, 1990. 19. Маланьин В.Д., Хоров О.Г. «Исследование слухового анализатора// Методические рекомендации». - Гродно, 1996. 20. Хоров О.Г. «Трахеотомия // Методические рекомендации».- Гродно, 1996. Программа разработана и оформлена в соответствии с приказом №185 от 19.11.2003 г. МЗ РБ и базовым учебным планом по специальности 1-79 01 06 – сестринское дело (утвержден 30.06.2002г., регистрационный № М.004 – 1/ тип). Зав. кафедрой оториноларингологии с курсом стоматологии, д.м.н. Хоров Олег Генрихович г. Гродно, ул. Щорса, 52-69 тел. дом.77-38-31 , раб. 33 -53-38 ------------------------------- (подпись) Ассистент кафедры оториноларингологии с курсом стоматологии, к.м.н. Рыбак Роман Францевич. г. Гродно, ул. Горького,62 – 63 тел. 78-40-54, раб. 33 – 53-38 ------------------------------- (подпись) |