Скачать 237.15 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ВЫСШЕМУ И СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ УТВЕРЖДАЮМинистр здравоохраненияРеспублики Беларусь_________Л. А. Постоялко «____»___________2004 г. У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А по медицинской и социальной психологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности сестринское дело 1 - 79 01 06 общее количество часов – 144 Минск – 2004 г. Программа по медицинской и социальной психологии для студентов факультетов медицинских сестер высших медицинских учебных заведений разработана в соответствии с образовательным стандартом, высшее образование, специальность М.03.01.00. Сестринское дело ( утвержден и введен в действие приказом Министра образования Республики Беларусь от 30.12. 1998 г. № 697) на кафедре психиатрии с курсом общей психологии Гродненского государственного медицинского университета (преподавателем Скрибук Ю.Л.) и на кафедре медицинской психологии и психотерапии (преподавателем Хмельницкой Э.Г) Программа по медицинской и социальной психологии рецензирована на кафедре неврологии Гродненского государственного медицинского университета и кафедре психологии Гродненского государственного университета им. Я.Купалы. Рецензенты: заведующий кафедрой неврологии доктор мед. наук, член-корреспондент БАМН, профессор Я.Я. Гордеев, преподаватель кафедры общей и социальной психологии ГрГУ им. Я. Купалы, к.пс. н. Карпинский К.В. Программа обсуждена на Центральном научно - методическом Совете университета (протокол № 2 от 22 ноября 2003 г.) Программа по медицинской и социальной психологии прошла согласование в Республиканском методическом центре по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Программу по медицинской и социальной психологии разрешается размножить в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту. ^ Программа курса «Медицинская и социальная психология» подготовлена в соответствии с учебным планом для студентов факультетов медицинских сестер высших учебных заведений Республики Беларусь. В основу программы положена типовая программа по социальной психологии и по медицинской психологии для студентов медико-психологического факультета высших медицинских учебных заведений. Программа отражает содержание учебников по социальной и медицинской психологии, используемых при изучении данных дисциплин в высших учебных заведениях. Цель данной дисциплины – повышение социально-психологической компетентности в условиях профессиональной деятельности. Цель обучения достигается через решение следующих задач:
Основными задачами медицины является поддержание здоровья человека, профилактика и лечение болезней. Медицинский персонал осуществляет профессиональную деятельность в системе «человек-человек». Следовательно, медицинский работник должен знать психологию и особенности социальной жизни человека: особенности личности, основы социального взаимодействия и воздействия, психологию больного, роль психосоматики в выздоровлении. Использование приобретенных знаний по медицинской и социальной психологии позволит повысить качество медико-профилактической помощи населению и предупредить профессиональные ошибки и деформации. В программе дисциплины используются современные материалы по социальной и медицинской психологии, знания из психологии личности, истории психологии, этнопсихологии, гендерной психологии. Освоение знаний и умений в области социальной и медицинской психологии базируется на знаниях анатомии, нормальной физиологии, а также на интегративном изучении таких дисциплин как «Педагогика и методика преподавания», «Педагогическая и возрастная психология», «Основы психологии и педагогики». Программа состоит из теоретического и практического разделов. Теоретическая часть включает два блока – «Медицинская психология» и «Социальная психология». В первом блоке студенты получают знания по психологии больного, психологии лечебного процесса, психотерапии. Во втором блоке студенты получают знания по проблемам социальных отношений, особенностям и структуре общения, психологии больших и малых групп, групповым процессам и гендерной психологии. Содержание практического раздела программы также включает в себя два блока: первый - по «Медицинской психологии», второй - по «Социальной психологии». Практические занятия направлены на углубление приобретенных знаний, приобретение умений и навыков, связанных с освоением данной дисциплины, на выработку умений сбора анамнеза, установление функционального диагноза, формирование умений установления контакта с пациентом, разработку психогигиенических мероприятий, навыков самопомощи. При проведении практических занятий используются следующие методы обучения: опрос по тематике практических занятий, анализ ситуаций социально-психологического взаимодействия, реферативные сообщения, ролевые игры, групповые тематические дискуссии по актуальным проблемам медицинской и социальной психологии, просмотр видеофильмов-иллюстраций по тематике занятий, анализ клинических случаев, психодиагностические процедуры. Обучение завершается экзаменом, который проходит в форме индивидуального собеседования по предварительно составленному и доведенному до сведения студентов перечню вопросов. Освоение материала студентами по медицинской и социальной психологии происходит в 6 и 7 семестрах. На освоение программы по медицинской психологии на факультете медсестер с высшим образованием всего отводится 144 часа. Из них в 6 семестре на лекции 26 часов, на практические занятия - 46 часов. В 7 семестре на лекции – 24 часа, на практические занятия – 48 часов. В 7 семестре сдается экзамен по дисциплине.
^
^
^ Часть А .Теоретический раздел программы А 1. Предмет медицинской психологии. Задачи и методы. Основные понятия. Предмет медицинской психологии. Цели и задачи. Структура медицинской психологии. Методы психологии в медицине. Особенности взаимоотношений психологии и медицины. Психологическая концепция медицины. Теоретико-методологические проблемы медицинской психологи. Основные понятия, термины, категории медицинской (клинической) психологии. ^ Современные теории психических процессов (когнитивные, информационно-энергетическая). Сенсорно-перцептивные процессы.. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Волевая регуляция деятельности. Мышление. Интеллект, когнитивные стили. Сознание, бессознательное. ^ Психологические теории развития (З.Фрейд, Э.Эриксон, Г. Олпорт). Критические периоды и фазы развития ребенка. Возрастная периодизация (Э. Эриксон). Психология подросткового периода. Психология воспитания. Психологические аспекты инволюции психики. ^ Проблема личности в клинической психологии. Основные структурные составляющие личности. Теоретические направления в психологии личности. Динамические аспекты личности. Расстройства личности. Акцентуации характера. Особенности невротической личности. ^ Предмет, цели и задачи психопатологии и психиатрии. Теории психопатологии. Основные патологические феномены душевной жизни и психиатрические синдромы. Психологические подходы к больным с психическими расстройствами. ^ Психосоматический подход в медицине. Психологические и соматопсихические взаимоотношения. Психосоматические теории. Психологические связи в этиопатогенезе соматических заболеваний. ^ Структура личности больного, основные клинико-психологические взаимосвязи. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ). Структура ВКБ. Субьективное переживание болезни. Типы отношения к болезни, виды реакции личности на заболевание. Психология трудных, неизлечимых и умирающих больных. Психология отношений между больными. Установки больного по отношению к медицинской среде. Психология родственников и посетителей. ^ Личность медицинского работника, личные и профессиональные качества. Психологические типы медсестры. (И. Харди). Профессиональные проблемы и деформации. Психологические аспекты деонтологии. Деонтология и профессиональная этика среднего медицинского работника. Врачебная тайна. Врачебные ошибки. Иатрогении. Сорогении. ^ Основы теории отношений. Системные теории в клинической психологии. Теории коммуникации. Психодинамические аспекты взаимоотношений. Проблема переноса и контрпереноса. Триада К. Роджерса. Структура коммуникации. Виды коммуникации в медицине. Этапы и динамика взаимодействия. А 10. Психология лечебного процесса. Психологические аспекты лечебных мероприятий . Психологические взаимоотношения : личность- лекарство, личность – лечение. Проблема согласия пациента на лечение. Способы повышения согласия. Вербальные и невербальные психологические факторы фармакотерапии. Роль медсестры в психологии лечебного процесса. Плацебо-эффект. Виды и диагностика плацебо-реактивности. Механизмы плацебо-эффекта. ^ Понятие психосоциального стресса, психической травмы, психологического конфликта. Теории стресса, конфликтов. Механизмы психологической защиты. Взаимоотношения с жизненным стилем и личностью. Психопрофилактика и самообладание в проблемных ситуациях. Теории и виды копинг-поведения. ^ . Теории и направления современной психотерапии. Механизмы психотерапевтического воздействия. Психотерапевтический контекст работы медицинского работника, роль медсестры. Терапия средой. А 13. Место социальной психологии в системе научного знания. История развития социально-психологических идей и предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Предмет исследований социальной психологии. Функции социальной психологии. Проблемы и задачи социальной психологии. Основные методы социально-психологических исследований: наблюдение, различные виды опросов, тесты, эксперимент. Прикладные проблемы социальной психологии. Основные области прикладного знания. А 14. Общественные и межличностные отношения и проблема общения. Специфика общественных отношений. Специфика межличностных отношений. Эмоциональная основа межличностных отношений. Социальная роль и ее характеристика. Классификация ролей. Структура, содержание, формы и механизмы общения. Общение как обмен информацией. ^ Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции. Эффекты восприятия в процессе общения. Социальное познание и здоровье. Интерпретация причин поведения другого человека. Социальный стереотип. ^ Специфика коммуникативного процесса. Виды коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные свойства человеческой речи. Основные виды невербальной коммуникации. Оптико-кинетическая система знаков. Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков. Пространственно-временная система организации общения. Визуальный контакт. Проблемы адекватного понимания и распознавания вербальной и невербальной информации. Искажения в коммуникативном процессе. Коммуникативные барьеры. А 17. Социальное взаимодействие Взаимодействия (интеракции) в процессе общения. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. Типы межличностного взаимодействия по Э.Берну и Дж. Харрису. А 18. Механизмы воздействия в общении. Механизмы воздействия в процессе общения. Заражение. Внушение. Подражание. Убеждение. Феномен личного влияния. Манипуляция как способ воздействия. А 19. Социальная психология личности. Социальные установки личности. Теории личности в социальной психологии. Социально-психологическое исследование личности и прогнозирование социального поведения. Социальные установки. Структура установки. Понятие аттитюда. Изменение установок. Социализация. Этапы социализации. Механизмы и институты социализации. А 20. Проблема группы и малые группы. Основные характеристики групп. Классификация групп, изучаемых социальной психологией. Понятие "малой группы". Общие характеристики и размер малой группы. Классификация и структура малых групп ^ Феномен группового давления. Конформность. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство в малых группах. Принятие группового решения. Факторы, влияющие на формирование группового мнения и на процесс принятия решения. групповая дискуссия. Явление "поляризации группы". Соотношение качества группового и индивидуального решения. Стадии группового принятия решения. Групповые конфликты и пути их разрешения. А 22. Социально-психологические характеристики больших социальных групп. Социальная психология больших групп. Социально-психологические характеристики больших социальных групп. Психологические особенности этнических групп. Проблемы этнической идентичности. Психология наций. Национальный характер. Этноцентризм. Этнические стереотипы. А 23. Основы гендерной психологии. Понятие о гендере. Гендерные роли и стереотипы. Гендерные различия и социализация. Нормативное и информационное давление. Семья и внесемейные источники гендерной социализации. Ограничения традиционных мужских и женских ролей. Андрогиния. ^ В 1. Предмет медицинской психологии. Цели и задачи. Методы медицинской психологии. Основные понятия медицинской психологии. Предмет медицинской психологии, цели, задачи, структура медицинской психологии. Методы психологии в медицине. Особенности соотношения психологии и медицины. Психологическая концепция медицины. Теоретико-методологические проблемы медицинской психологи. Основные понятия, термины, категории медицинской (клинической) психологии. ^ Современные теории психических процессов (когнитивные, информационно-энергетическая). Сенсорно-перцептивные процессы. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Волевая регуляция деятельности. Мышление. Интеллект, когнитивные стили, когнитивные стили и психология больного. Сознание, бессознательное. Проведение тестов – «Рисунок человека», «16-ти факторный личностный опросник Кеттелла», интерпретация результатов. ^ Психологические теории развития (З.Фрейд, Э.Эриксон, Г. Олпорт). Критические периоды и фазы развития ребенка. Возрастная периодизация (Э. Эриксон). Психогигиена детского возраста. Психологические аспекты инволюции психики. Анализ истории болезни пациента с подробным сбором психологического анамнеза. ^ Проблема личности в клинической психологии. Основные структурные составляющие личности. Теоретические направления в психологии личности. Динамические аспекты личности. Расстройства личности. Акцентуации характера. Особенности невротической личности по различным теориям личности (Психодинамической , феноменологической, бихевиоральной). Диагностики типа акцентуации личности (опросник Шмишека). ^ Предмет, цели и задачи психопатологии. Теории психопатологии. Основные психопатологические синдромы. Психологические подходы к больным с психическими расстройствами. Психологический анализ истории болезни пациента с пограничным нервно-психическим расстройством. ^ Психосоматический подход в медицине. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения. Теории психосоматики. Классификация психосоматических расстройств. Особенности контакта с психосоматическими пациентами. Психологический анализ истории болезни пациента с психосоматическим заболеванием. ^ Структура личности больного, основные клинико-психологические взаимосвязи. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ). Структура ВКБ. Субьективное переживание болезни. Типы отношения к болезни, виды реакции личности на заболевание. Психология неизлечимых и умирающих больных. Психология взаимоотношений между больными. Установки больного по отношению к медицинской среде. Психология родственников и посетителей. Курация больных в отделении неврозов, установление функционального диагноза. ^ Личность медицинского работника, личные и профессиональные качества. Психологические типы медсестры. (И. Харди). Профессиональные проблемы и деформации. Психологические аспекты деонтологии. Деонтология и профессиональная этика среднего медицинского работника. Врачебная тайна. Врачебные ошибки. Синдром эмоционального выгорания. Методы психогигиены и психопрофилактики в работе медработников. ^ Основы теории отношений. Системные теории в клинической психологии. Теории коммуникации. Психодинамические аспекты взаимоотношений. Проблема переноса и контрпереноса. Триада К. Роджерса. Структура коммуникации. Виды коммуникации в медицине. Этапы и динамика взаимодействия. В 10. Психология лечебного процесса. Плацебо-реактивность. Механизмы плацебо-эффекта. Психологические аспекты лечебных мероприятий . Психологические взаимоотношения : личность- лекарство, личность – лечение. Проблема согласия пациента на лечение. Способы повышения согласия. Вербальные и невербальные психологические факторы фармакотерапии. Роль медсестры в психологии лечебного процесса. Плацебо-эффект. Виды и диагностика плацебо-реактивности. Механизмы плацебо-эффекта. Психологический анализ истории болезни пациента. ^ Понятие психосоциального стресса, психической травмы, психологического конфликта. Теории стресса, конфликтов. Механизмы психологической защиты. Взаимоотношения с жизненным стилем и личностью. Психопрофилактика и самообладание в проблемных ситуациях. Теории и виды копинг-поведения. Психологический анализ истории болезни пациента. ^ . Теории и направления современной психотерапии. Механизмы психотерапевтического воздействия. Психотерапевтический контекст работы медицинского работника, роль медсестры. Релаксацинные методы. Саногенное мышление. В 13. Введение в социальную психологию. История развития социально-психологических идей. Предмет исследований социальной психологии. Функции социальной психологии. Проблемы и задачи социальной психологии. Основные методы социально-психологических исследований. Анализ социально-психологической ситуаций с использованием различных методов. Анализ областей практического применения социальной психологии. В 14. Специфика общественных и межличностных отношений и проблема общения в социальной психологии. Специфика общественных отношений. Специфика межличностных отношений. Социальная роль и ее характеристика. Анализ личных социальных ролей студентов. Структура, содержание, формы и механизмы общения. Анализ социально-психологических ситуаций различных видов общения. ^ Понятие социальной перцепции. Ошибки социальной перцепции. Иллюстрированное упражнение с целью анализа эффектов восприятия в процессе общения. Социальное познание и здоровье. Интерпретация причин поведения другого человека на примере литературных героев. Проведение психотехнических упражнений на выявление ошибок социальной перцепции. ^ Специфика коммуникативного процесса. Вербальная коммуникация и невербальная коммуникация. Пространственно-временная система организации общения. Визуальный контакт. Проблемы адекватного понимания и распознавания вербальной и невербальной информации. Искажения в коммуникативном процессе. Выполнение тестов-иллюстраций и психотехнических упражнений на особенности невербального общения, искажение информации в процессе общения. В 17. Интерактивная сторона общения. Виды интеракции по Э.Берну. Взаимодействия (интеракции) в процессе общения. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. Типы межличностного взаимодействия по Э.Берну и Дж. Харрису. Изучение особенностей собственного взаимодействия и выявление «сценария жизни» на основе методик трансактного анализа Э.Берна. В 18. Механизмы психологического воздействия. Психология эффективного убеждения. Механизмы воздействия в процессе общения. Заражение. Внушение. Подражание. Убеждение. Феномен личного влияния. Ролевые игры на развитие умений социально-психологического воздействия. Просмотр и интерпритация видеофильма-иллюстрации феноменов взаимодействия и воздействия в процессе общения. В 19. Проблема личности в социальной психологии. Теории личности в социальной психологии. Социально-психологическое исследование личности и прогнозирование социального поведения. Анализ социально-психологических ситуаций с точки зрения разных теорий личности. В 20. Социальная установка. Понятие социальной установки. Структура социальной установки. Понятие аттитюда в западной психологии. Соотношение установки и поведения. Изменение установок. Психотехнические упражнения по выявлению установок и их изменению. В 21 Социально-психологические аспекты социализации. Механизмы и институты социализации Социализация. Этапы социализации. Механизмы и институты социализации. Значение групповых и общественных норм. Моделирование процессов социализации в процессе ролевых игр. В 22. Группа как предмет изучения: общая характеристика. Структура группы. Основные характеристики групп. Классификация групп, изучаемых социальной психологией. Формальная и неформальная структура групп. Анализ структуры современных социальных групп. ^ Понятие "малой группы". Общие характеристики и размер малой группы. Классификация и структура малых групп. Групповые нормы. Анализ структуры малых групп на примере заготовленных иллюстраций. В 24. Развитие малой группы, проблемы функционирования. Проблема лидерства. Групповая сплоченность. Феномен группового давления. Конформность. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство в малых группах. Принятие группового решения. Групповые конфликты и пути их разрешения. Ролевые игры на принятие группового решения и разрешение групповых конфликтов с целью выработки умений группового взаимодействия. В 25. Характеристика больших социальных групп. Этнический стереотип. Этноцентризм. Социальная психология больших групп. Социально-психологические характеристики больших социальных групп. Психологические особенности этнических групп. Национальный характер. Этноцентризм. Этнические стереотипы. Изучение и сравнение психологии различных наций на основе сказок, культуры и религии. Проведение тестов-иллюстраций на выявление и анализ этнических стереотипов. В 26. Основы гендерной психологии. Гендерная социализация. Андрогиния. Понятие о гендере. Гендерные роли и стереотипы. Гендерные различия и социализация. Нормативное и информационное давление. Источники гендерной социализации. Ограничения традиционных мужских и женских ролей. Андрогиния. Выявление гендерных стереотипов. Проведение методики выявления маскулинности-феминности. Просмотр и анализ видеофильма по данной тематике. В 27. Методика социометрии. Возможности практического применения методики. Теоретическое обоснование методики социометрии. Проведение методики и анализ полученных результатов. Практическая значимость методики. Список рекомендуемой литературы. Основная литература.
^
|