Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета компетентность: Клинические навыки Караганда 2010 icon

Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета компетентность: Клинические навыки Караганда 2010





Скачать 347.3 Kb.
Название Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета компетентность: Клинические навыки Караганда 2010
Дата конвертации 22.02.2013
Размер 347.3 Kb.
Тип Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ


СФЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА

КАРАГАНДИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА


Компетентность:


Клинические навыки


К


араганда 2010


УДК 61 (07)

ББК 74.58

___Т 14


Рецензенты:


Умбеталина Н.С. –заведующая кафедрой терапии, трансфузиологии, патанатомии, фармации с курсом повышения педагогической квалификации Карагандинского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор

^ Тулеутаева С.Т. – заведующая кафедрой стоматологических дисциплин КГМУ, кандидат медицинских наук, доцент

Курмангалиев К.Б. – руководитель учебно-клинического центра Западно-Казахстанского Государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук, доцент


Т 14 М.К.Телеуов, Р.С.Досмагамбетова, Д.Ж.Тайжанова, Г.М.Мулдаева, Г.С.Кемелова, В.П.Риклефс^ Сферы компетентности выпускника Кара-гандинского государственного медицинского университета. Клиниче-ские навыки: - Методические рекомендации.- Караганда.-2010г. – 42 с.


Методические рекомендации содержат информацию по принципам развития и формирования важной компетентности в обучении студентов – освоению клинических навыков. Приведены принципы оценки при клиническом обучении с использованием симуляционных технологии. Представленные данные будут полезными для организаторов учебно-клинических центров, преподавателей медицинских организаций образования.

ББК 74.58


Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании Методического совета КГМУ. Протокол № 10 от 09.06. 2010 г.

Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом КГМУ. Протокол №11 от 01.07.2010 г.


© М.К.Телеуов, Р.С.Досмагамбетова, Д.Ж.Тайжанова,

Г


.М.Мулдаева, Г.С.Кемелова, В.П.Риклефс, 2010



ОГЛАВЛЕНИЕ


Список сокращений

4

Введение …………………...............................................................

5

Описание компетентности «Клинические навыки» у выпускника Вуза…………………………………………………………

7

Формирование и развитие компетентности по годам обучения в соответствии с ГОСО 2006…………………………………


9

Роль дисциплин ГОСО 2006 года в формировании и развитии компетентностей по годам обучения (методы и формы обучения)………………………………………………………………….



17

Программа мониторинга формирования и развития компетентности студента (по годам обучения) и выпускника Вуза (методы и формы оценки)…………………….........................................



23

Структура формирования и развития компетентности выпускника……………………………………………………………….


27

Литература…………………………………………………………

33

Приложение

34



^ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


ГОСО - государственный общеобразовательный стандарт

КГМУ – Карагандинский государственный медицинский институт

ОМ – общая медицина

ОСКЭ- объективный структуированный клинический экзамен

СНМП –скорая неотложная медицинская помощь

РВL - проблемно-ориентированное обучение

ТВL- обучение навыкам работы в команде

СВL- обучение основанное на решении ситуационных задач


Введение

В соответствии с Ассоциацией медицинского образования Европы имеются 12 категорий («learning outcomes”), которым должен овладеть в результате обучения компетентный и конкурентоспособный врач:

  • Клинические навыки

  • Практические манипуляции

  • Обследование пациентов

  • Ведение пациентов

  • Пропаганда здорового образа жизни и профилактика заболеваний

  • Навыки коммуникативного общения

  • Управление информацией

  • Принципы социальных, общемедицинских клинических навыков

  • Нравственные ценности, этика и правовая ответственность

  • Принятие решений, клиническое мышление и умение делать правильные заключения

  • Профессиональное поведение

  • Саморазвитие.

Таким образом, Европейская ассоциация медицинского образования

доминирующим критерием конкурентоспособного врача рассматривает степень овладения им навыков и манипуляции, непосредственно связанных с обследованием и лечением больного.

В современном медицинском образовании преобладает практическая направленность в обучении, приоритетным является ранняя клиническая подготовка и достижение высокого уровня клинической компетентности. Навыки общения и навыки работы в команде должны быть интегрированы с клинической компетентностью. Это позволит эффективно применять приобретенную клиническую компетентность в конкретной практической деятельности врача.

Среди современных аргументов в пользу внедрения в образовательный процесс метода достижения клинической компетентности приводятся:

  • фокусированность обучения на результате;

  • устранение обучающих тренингов, базированных на времени;

  • фокусированность на личных качествах.

Фокусированность на результате означает гарантию уверенности преподавателей о готовности выпускников к самостоятельной практической деятельности. Метод компетентностей против присутствия трендов, ориентированных на время, когда конкретные виды практической деятельности должны быть усвоены за определенное строго ограниченное количество часов. Не только студенты, но и сами преподаватели должны быть мотивированы на саморазвитии личных качеств, своей компетенции, что также требует гибкости и разного количества времени.

^ Клинические науки – в зависимости от местных потребностей, инте-ресов и традиций, в типичном случае включают: терапию (с поддисцип-линами), хирургию (с поддисциплинами), анестезиологию, дерматологию и венерологию, рентгенологическую диагностику, экстренную медицин-скую помощь, общую практику/семейную медицину, гериатрию, акушер-ство и гинекологию, лабораторную медицину, офтальмологию, отоларин-гологию, педиатрию, патологическую анатомию, физиотерапию и реаби-литационную медицину, психиатрию и другие.

^ Клинические навыки включают сбор анамнеза, физикальное обследование, клинические процедуры и исследования, оказание экстренной медицинской помощи, навыки общения, руководства работой команды.

Выпускники должны приобрести клиническую ответственность, что подразумевает деятельность по укреплению здоровья, профилактике за-болеваний и оказанию помощи пациентам. При этом участие в оказании помощи пациентам должна способствовать приобретению соответствую-щего опыта работы с представителями общественности и в команде с другими категориями медиков (межпрофессиональное общение).

Медицинское образование невозможно без контакта и общения с реальными пациентами, но безопасность пациента и его благополучие является фундаментальной, этической проблемой. В этой связи практи-ческой подготовке в клинике должно предшествовать обучение клини-ческим навыкам в специальных тренировочных центрах. Овладение клиническими навыками является основным компонентом обучения студентов медицинских вузов. Одним из важных преимуществ клини-ческого обучения в условиях учебно-клинических (тренировочных) центров является возможность многократной отработки и самостоятель-ного освоения медицинских процедур и манипуляций до достижения высокой степени мастерства. При этом обеспечивается безопасная среда для обучения, исключающая риск для здоровья пациента. Обучение в подобных центрах позволяет также интегрировать теоретические знания с клиническими навыками, прививать и совершенствовать коммуника-тивные навыки, приобретать умения работать в команде, мотивирует самообучение студентов, обеспечивает реалистичное воспроизведение сложной клинической среды и позволяет преподавателям симулировать различные клинические ситуации, что невозможно при контакте с реальными пациентами.

Симуляторы позволяют студентам достичь уровня компетентности и безопасности до применения техники или процедуры на пациенте в реальной клинической практике. Обучающиеся могут допускать ошибки без неблагоприятных последствий. Подготовка по клиническим навыкам под наблюдением преподавателя предоставляет возможность студентам делать ошибки в безопасной среде, что содействует улучшению выполнения ими клинических навыков.


^ 1.ОПИСАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ «КЛИНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ» БАКАЛАВРА МЕДИЦИНЫ СОГЛАСНО ГОСО 2006.


Клиническая подготовка – должна основываться на работе с больными под руководством наставников и включать непосредственное участие обучаемых в процессе диагностики и лечения. Она должна предусматривать постепенное накопление личного опыта и последовательное расширение выполняемых навыков.


^ Компетентность «Клинические навыки» бакалавра медицины по специальности 051301 «Общая медицина» включает:


  • получение информации о больном и заболевании, применение объективных методов обследования, выявление общих и специфических признаков заболевания;

  • обследование больного, применение основных современных клинико-лабораторных и инструментальных методов и интерпретация полученных данных;

  • раннюю диагностику типичных проявлений болезней на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;

  • оказание квалифицированной помощи населению при наиболее распространенных заболеваниях;

  • оказание специализированной медицинской помощи в форме первичной медико-санитарной помощи;

  • проведение диагностики состояний, угрожающих жизни, организация и оказание скорой и неотложной помощи;

  • совершенствование навыков на протяжении всей профессиональной деятельности для непрерывного профессионального развития;

  • диагностику и ведение физиологической беременности, оказание помощи при физиологических родах.

владеть навыками: осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации; измерения артериального пульса и давления; проведения искусственного дыхания «рот в рот» и «рот в нос»; проведение закрытого массажа сердца; проведение коникотомии; остановка наружного кровотечения; первичной обработки раны и наложения повязки; проведения подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций; определение группы крови; беззондового промывания желудка; купирования гипертонического криза; купирование болевого синдрома; купирование обструктивного синдрома; оказание помощи при обмороке; расшифровка ЭКГ при инфаркте миокарда; иммобилизация конечностей; удаление поверхностно расположенных инородных тел.


^ Компетентность «Клинические навыки» бакалавра стоматологии по специальности: 051302 «Стоматология» включает:


  • получение информации о больном и заболевании, применение объективных методов обследования, выявление общих и специфических признаков заболевания;

  • проведение обследования челюстно-лицевой области у больного, применив основные современные клинические, лабораторные, функциональные и другие вспомогательные методы, интерпретация полученных данных;

  • обоснование клинического диагноза; составление плана обследования и лечения стоматологического больного;

  • оценка тяжести состояния больного и оказание необходимой неотложной медицинской помощи;

  • установление максимально доверительных отношении с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками, овладение коммуникативными навыками;

  • организация и проводение мероприятии по профилактике основных стоматологических заболеваний;

  • проводение основных методов обработки медико-биологических данных на основе современных компьютерных технологий;

  • оформление медицинской документации.

владеть навыками:профилактической обработки зубов противокариозными средствами и герметизации фиссур у детей; лечения кариеса и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей молочных и постоянных зубов с пломбированием различными стоматологическими пломбировочными материалами, в том числе современными; удаление зубных отложений, местного медикаментозного лечения заболеваний пародонта, слизистой оболочки полости рта, красной каймы губ; проведения местной анестезии, новокаиновых блокад; удаления разрушенных зубов; наложения назубных шин, лигатурных повязок; вскрытия поверхностных абсцессов челюстно-лицевой области; хирургической обработки ран лица и полости рта; вправления вывиха нижней челюсти; избирательного пришлифовывания зубов; снятия оттисков с целью изготовления различных конструкций зубных протезов, челюстно-лицевых протезов, ортопедических аппаратов; препаровки зубов под различные конструкции зубных протезов и ортодонтических аппаратов; припасовки, фиксации, коррекции различных конструкций зубных протезов и ортодонтических аппаратов; изготовления, припасовки и фиксации временных протезов и шинирующих конструкций из различных материалов; снятия поломанных зубных протезов; оказания помощи при неотложных состояниях (обморок, коллапс, шок, острая дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность); остановки внутреннего и наружного кровотечения; транспортной иммобилизации отломков челюстей; трахео- или коникотомии, трахеостомии; промывания желудка.


^ Компетентность «Клинические навыки» бакалавра сестринского дела по специальности: 051101 «Сестринское дело» включает:

  • проводить мероприятия по профилактике заболеваний, укреплению, восстановлению здоровья индивида и группы населения;

  • анализировать состояние общественного здоровья и потребности населения в медицинской, медико-социальной и медико-санитарной помощи для решения профессиональных задач;

  • проводить сбор и оценку данных о состоянии здоровья пациента;

  • организовать и осуществить сестринский процесс для обеспечения квалифицированного ухода за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем;

  • оценивать эффективность оказания медицинской помощи пациентам;

  • оказывать медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

владеть навыками: сбора, хранения и обработки информации в сфере профессиональной деятельности; оказания медицинской, медико-социальной, медико-санитарной и неотложной помощи; пропаганда здорового образа жизни, проведение мероприятий по профилактике заболеваний.


^ 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ «КЛИНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ГОСО 2006


Общенациональной целью образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных удовлетворять потребности общества в оказании эффективной и квалифицированной медицинской помощи населению с учетом физических, психологических, социальных и культурных факторов. Медицинский вуз должен обеспечить контакты студентов с пациентами и приобретение ими достаточных клинических навыков. Дисциплины, формирующие и развивающие клинические навыки у студента, относятся к профилирующим дисциплинам. Профилирующие дисциплины способствуют приобретению клинических навыков, развивают клиническое мышление, формируют навыки решения проблем пациента, принятия решения, основанных на принципах доказательной медицины, навыки успешного взаимодействия с другими специалистами системы здравоохранения и формированию навыков эффективного общения.

Формирование и развитие компетентности «Клинические навыки» по специальности «Общая медицина» осуществляется в течение всего периода обучения в медицинском вузе (таблица 1):

^ В течение 1 и 2 курсов обучения в процессе изучения базовых дисциплин у студентов формируются фундаментальные основы для изучения клинических дисциплин: научные представления о болезни и больном организме, основных закономерностях возникновения, развития и завершения патологических реакций, процессов и состояний; знания об общих закономерностях строения, жизнедеятельности и распространении микроорганизмов различных классов, роли микроорганизмов в инфекционной патологии человека; знания об общих закономерностях действия лекарственных веществ, для обеспечения рационального выбора препаратов при различных заболеваниях. Особенностью ГОСО 2006 является тот факт, что значимое внимание уделяется раннему практическому клиническому опыту. Этому способствует также интеграция базовых и клинических дисциплин. На 1-2 курсах внедрена клиническая дисциплина: «Введение в клинику». На этом этапе студенты знакомятся с типами лечебных учреждений; осуществляют раннее знакомство, взаимодействие и регулярное наблюдение за разнопрофильными пациентами. Осваивают принципы ухода за тяжело больными, выполняют не сложные сестринские процедуры и манипуляции, знакомятся с принципами подготовки к инструментальным методам исследования. Освоению практических навыков до применения процедуры на пациенте благоприятствуют возможности учебно-клинических (тренажерных) центров. Раннее вовлечение в клинику и возможность наблюдения за больными позволяет студентам определить траекторию своей будущей специальности, приобрести начальный клинический опыт, который закрепляется во время учебно-производственной практики: «Помощник младшей медсестры (по уходу за больным)» и «Помощника палатной медсестры».

^ В течение 3 курса в процессе интегрированного обучения у студентов закладывается понимание патоморфологических и патофизиологических изменений, определяющих основные синдромы при поражении различных органов и систем. Это закладывает основу для последовательного изучения клинических дисциплин интеграции: «Пропедевтики внутренних болезней», «Общей хирургии». На этом этапе осваиваются фундаментальные универсальные клинические навыки по обследованию пациентов терапевтического и хирургического направления с учетом возрастных особенностей. Приобретаются навыки расспроса, физикального обследования, умения определения симптомов и синдромов, навыки планирования и проведения дополнительных исследований; осваиваются не сложные хирургические процедуры и манипуляций. Важным способом освоения клинических навыков на данном этапе также является применение симуляционных технологий в условиях учебно-клинического (тренажерного) центра до достижения мастерства в их осуществлении. Приобретенные умения и навыки закрепляются в процессе учебно-производственной практики в 6 семестре: «Помощник процедурной медсестры». Данный этап обучения служит своебразным допуском для выполнения освоенных навыков, не сложных процедур и манипуляций на больных под контролем преподавателя. Углубленному освоению клинических навыков по обследованию больных способствуют также смежные дисциплины: «Визуальная диагностика» и «Основы доказательной медицины».

^ На 4 курсе в процессе изучения профилирующих дисциплин совершенствуются пропедевтические навыки, формируются основы клинического мышления. Под контролем преподавателя закрепляются навыки сбора анамнеза, физикального обследования; проводится усвоение основных клинических процедур и исследовании терапевтического, хирургического, педиатрического и акушерско-гинекологического профиля; отрабатываются навыки интерпретаций данных лабораторных и основных инструментальных методов исследований; знание основ доказательной медицины используются при освоении навыков оказания экстренной и плановой медицинской помощи.

^ На 5 курсе клинические навыки обследования больных, лечебно-диагностических процедур при наиболее распространенных заболеваниях закрепляются с учетом особенностей амбулаторных условии, общей врачебной практики и принципов организации первичной медико-санитарной помощи. Отрабатываются навыки диагностики и протоколы неотложной медицинской помощи взрослым и детям, а также навыки диагностики беременности и родовспоможения на дому.

Проведение производственной практики «Помощник врача ординатора», «Помощник врача скорой и неотложной помощи» позволяет закреплять усвоенные навыки в условиях клинической деятельности.


Формирование и развитие компетентности «Клинические навыки» по специальности «Стоматология» осуществляется в течение всего периода обучения в медицинском вузе (таблица 2):


По специальности: «Стоматология» приобретение умений и навыков осуществляется на циклах базовых и профилирующих дисциплин. Базовые дисциплины направлены на приобретение клинических умений и применения их в практической деятельности. Профилирующие дисциплины обучают клиническим навыкам в области стоматологии, развивают клиническое мышление.

^ На 1 курсе на дисциплине: «Введение в клинику» студенты имеют возможность знакомится лечебными учреждениями стоматологического профиля; осуществляют наблюдение, взаимодействие с больными, приобретают умения по уходу за тяжелобольными пациентами, обучаются выполнению не сложных сестринских процедур, знакомятся с принципами подготовки к инструментальным методам исследования. На данном этапе студенты также имеют возможность определиться в направлении своей будущей специальности.

^ На 2 курсе прослеживается принцип ранней профессиональной практической направленности обучающихся. В течение двух семестров студенты приобретают непосредственные навыки по моделированию зубов, зубных рядов и основной технологией изготовления зубных протезов. Приобретенные навыки на 1-2 курсах закрепляются во время учебно-производственных практик. Данный этап позволяет приобретать стоматологические мануальные навыки до применения манипуляций на пациенте.

^ На 3 курсе на клинических базовых дисциплинах приобретаются умения и навыки, являющиеся составляющими критериями присвоения выпускнику квалификации прежде всего врача; к ключевым компетенциям выпускника относится навыки оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях пациентам всех возрастов, что требует приобретения клинических навыков и умений по разным направлениям базовых дисциплин: терапевтической, хирургической и акушерско-гинекологической; кроме того имеется взаимосвязь стоматологических заболеваний и заболеваний других систем, что обусловливает необходимость приобретения навыков по другим специальностям. На данном этапе обучающиеся также приобретают навыки по первичной профилактике стоматологических заболеваний, что является важным принципом в медицине.

^ На 4 курсе осваиваются фундаментальные универсальные клинические навыки по обследованию пациентов со стоматологическими заболеваниями терапевтической, хирургической, ортопедической направленности и стоматологическими навыками обследования больных детского возраста; приобретаются основные навыки диагностики и лечения распространенных болезней зубов, навыки выполнения не сложных хирургических процедур, подходы к диагностике и принципам ортопедического лечения с учетом возрастных особенностей

^ На 5 курсе закрепляются пропедевтические навыки, приобретаются и углубляются клинические навыки по диагностике и лечению заболеваний зубочелюстной системы в разных возрастных группах с учетом хирургических и ортопедических особенностей. Приобретенные клинические навыки закрепляются также во время прохождения производственных практик во взрослых и детских стоматологических клиниках.


Формирование и развитие компетентности «Клинические навыки» по специальности «Сестринское дело» проводится в течение всех годов обучения в медицинском вузе (таблица 3):


Предметом профессиональной деятельности выпускников по специальности: «Сестринское дело» является оказание квалифицированной медицинской помощи взрослому и детскому населению. Формирование и развитие компетентности «клинические навыки» по специальности: «Сестринское дело» осуществляется в течение первых трех лет обучения (таблица 1):

^ На 1 и 2 курсах прививаются навыки по основам сестринского дела с выполнением не сложных сестринских процедур и манипуляций; приобретаются навыки ухода за больными с различной степенью тяжести состояния, умения обращения с лекарственными веществами и навыки дезинфекции. На начальном этапе формирования навыков обучающиеся осваивают сестринские манипуляций и процедуры в неврологии, хирургии, реанимации и инфекционных болезней. На 2 году обучения (в 4 семестре) осваиваются универсальные клинические навыки по обследованию пациентов терапевтического профиля. Приобретаются навыки расспроса, физикального обследования, определения симптомов и синдромов, навыки диагностики, лечения и оказания неотложной помощи при заболеваниях внутренних органов.

^ На 3 курсе развиваются навыки оценки физического и психического здоровья в целом, умения диагностировать распространенные заболевания с оценкой результатов обследования и определять тактику лечения. В последующем прививаются сестринские манипуляции в терапии, педиатрии, акушерстве и гинекологии. В этот период формируются также навыки организации сестринской помощи пожилым и лицам старческого возраста с принципами их лечения. Важными умениями и навыками, формирующемся и закрепляющемся на данном этапе является также принципы диагностики и оказания неотложной помощи разнопрофильным больным.

На всех курсах обучения приобретенные навыки закрепляются в процессе учебно-производственной практики.








^ 3. РОЛЬ ДИСЦИПЛИН ГОСО 2006 ГОДА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ «КЛИНИЧЕСКИК НАВЫКИ» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ (методы и формы обучения)


Компетентность «Клинические навыки» по специальности «Общая медицина» формируется в результате синхронизированного и последовательного изучения базовых и профилирующих дисциплин. На базовых дисциплинах (гистология, физиология, патологическая физиология, анатомия, патологическая анатомия, микробиология, фармакология,) обучение ведется на уровне познания (1 и 2 курсы). У студентов формируются теоретические знания, закладывающие фундамент для дальнейшего освоения клинических умений и навыков, а именно морфогенеза, патоморфоза болезни, функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах, микробиологической диагностики, принципов применения лекарственных препаратов. Знания приобретаются в процессе чтения лекций, имеющих интерактивный и проблемный характер; проведения семинаров, консультации, письменных работ, решения задач, дискуссии, кейс-стади, деловых игр, методом «мозгового штурма», методом анализа ситуации, курсовых проектов, подготовки рефератов, работа с электронными носителями.

На базовых дисциплинах с клинической направленностью (введение в клинику-1, введение в клинику-2, пропедевтика внутренних болезней, визуальная диагностика, общая хирургия, основы доказательной медицины) обучение проводится на уровне активного познания, студент наблюдает и знает как проводит основные клинические процедуры и манипуляций (2 -3 курсы). Обучающиеся проводят и интерпретируют результаты опроса, физикального осмотра, клинического обследования, анализа клинических синдромов, лабораторно-инструментального исследования, обосновывают принципы диагностики и лечения в возрастном аспекте. На этом этапе также актуальны методы преподавания, используемые для приобретения теоретических знании. Однако активное познание требует применения и активных методов обучения: элементов проблемно-ориентированного обучения, решения ситуационных задач, обучения навыкам работы в команде. На дисциплинах «Введение в клинику», «Общая хирургия», «Пропедевтика внутренних болезней» важным методом достижения клинических навыков являются симуляционные технологии.

На профилирующих дисциплинах (внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, общая врачебная практика, скорая неотложная медицинская помощь, неврология, психиатрия, наркология) студенты показывают как выполнять и в последующем выполняют основные клинические навыки. На указанных дисциплинах последовательно формируются навыки врачебного поведения, основы клинического мышления, обеспечивающие решение профессиональных задач и применения алгоритма деятельности врача (4-5 курсы). Освоение и отработка клинических навыков осуществляется преимущественно на симуляционных технологиях, в том числе на сердечно-легочном симуляторе Харвей, SIM MAN; в последующем на реальных пациентах под контролем преподавателя, затем самостоятельно на больных выполняются не сложные манипуляций и процедуры. При этом на младших курсах могут быть использованы технологии низкой достоверности, на старших же курсах следует отдавать предпочтение высоким симуляционным технологиям с высокой достоверностью. Также эффективны применение стандартизованных пациентов-актеров, клинических обходов, конференции, круглых столов, проблемно-ориентированного обучения, метода, основанного на обучении навыкам работы в команде. Подготовка и прогон клинических сценариев в условиях учебно-клинических (тренировочных) центров позволяет не только усваивать клинические навыки, но и позволяет отрабатывать навыки работы в команде. На всех указанных этапах приобретенные умения и навыки выполняются также в процессе производственной практики методам выполнения задания самостоятельно или под контролем преподавателя, клиническими записями, ведением дневников. Закрепление, углубление и применение клинических навыков у постели больного осуществляется на дисциплинах интернатуры по направлениям: общая врачебная практика, внутренние болезни, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология. Выполнение не сложных клинических навыков на реальных пациентах осуществляется под контролем преподавателя (6 курс) и самостоятельно (7 курс); сложные клинические манипуляций и процедуры осуществляются под контролем преподавателя (7 курс) с достижением совершенства в их выполнении и самостоятельным их применением при востребованности в соответствии с выбранной специальностью.

Стратегия обучения на всех дисциплинах направлена на внедрение в учебный процесс новых и совершенствование существующих технологий, использование методов преподавания, повышение мотивации к обучению и самообучению, развитию клинического мышления, организацию способов последовательного овладения и совершенствования клинических навыков, а также организацию мониторинга качества образовательного процесса. Выпускник по окончании медицинского вуза должен владеть определенными компетенциями, в том числе мастерством по выполнению практических навыков в интеграции с навыками коммуникации, самостоятельного обучения на протяжении всей жизни, самооценки, работы в команде, лидерства.

Таким образом, к основным методам освоения клинических навыков относятся:

  • симуляционные технологии

  • стандартизованный пациент

  • клинические обходы

  • конференции, круглые столы

  • проблемно-ориентированное и проектно-ориентированное обучение

  • работа у постели больного


Симуляционные технологии. Навыки клинической работы до применения их на реальных пациентах студенты должны приобретать в специальных центрах, оснащенных высокотехнологичными тренажерами и компьютеризированными манекенами, позволяющими моделировать определенные клинические ситуации (см.учебно-методическое пособие «Симуляционные технологии в медицинском образовании».-Караганда, 2010г.). Одной из важных предпосылок в реализации данного принципа и является совершенствование учебно-клинических (тренировочных) центров. К участию в оказании медицинской помощи населению должны допускаться студенты высших медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на тренажерах.

В условиях тренажерных центров содержание обучения направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение работе в команде, выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков общения с пациентом. В методиках обучения преобладают разыгрывание клинических ситуаций и выполнение манипуляций на тренажерах. Необходимость обучения на тренажерах, фантомах, симуляторах, в условиях имитации профессиональной деятельности показана не только для студентов- будущих врачей, но и для молодых специалистов (интернов, ординаторов), а также и для специалистов, повышающих свою квалификацию. Также возможно использование центра для проведения профориентации будущих абитуриентов. Современные возможности производства соответствующих тренажеров позволяют имитировать достаточное количество ситуаций, необходимых для клинического обучения на разных этапах образования врачей (рисунок 1, 2, 3).

Симуляционные технологии:

  • Решают этические проблемы и практические дилеммы по безопасности пациента;

  • Достижение компетентности и безопасности до применения процедуры на пациентах;

  • Ошибки могут быть определены, обсуждены и исправлены;

  • Сокращают количество и последствия медицинских ошибок, что увеличивает безопасность пациента.







Рисунок 1. Варианты симуляции низких технологии, используемых в клиническом обучении.





Рисунок 2. Симуляции реальной клинической обстановки - операционного блока.





Рисунок 3. Симуляция обстановки для обучения навыку обеззараживания в условиях чрезвычайных ситуаций.

^ Стандартизованные пациенты или пациенты актеры являются лучшей альтернативой реальным больным. Они стандартно могут исполнять роль пациента, включая психологические и физиологические аспекты. В качестве стандартизованных пациентов могут быть подготовлены волонтеры, лаборантский состав, сами преподаватели, интерны и другие.


Рисунок 4. Варианты использования пациентов-актеров в клиническом обучении.


^ Клинические обходы, конференции, круглые столы позволяют формировать навыки доклада в качестве куратора, доклад пациента, навыки клинического мышления, интерпретации данных лабораторных и инструментальных методов исследования, навыки обобщения клинических данных пациента и обоснования диагноза, навыки определения тактики лечения, принятия решений, умения делать правильное заключение, прививать навыки профессионального поведения и другие.

^ Проблемно-ориентированное обучение (ПОО). При данном методе преподаватель должен быть искусным ведущим, обозначающий проблему, побуждающий к дискуссии всех участников, выявляющий важные пункты и подводящий итоги групповой дискуссии. При проблемно-ориентированном методе совместное обучение в малых группах прививает интерес и повышает мотивацию к обучению; работа над решением проблемы способствует развитию критического мышления; совместная работа стимулирует навыки эффективного общения в команде; работа над проблемой стимулирует самообучение и обеспечивает конструктивную обратную связь.

^ Метод СВL основан на решении различных клинических задач в малых группах, применяя тактику «мозгового штурма».

Работа у постели больного способствует непосредственному освоению навыков по клиническому обследованию больного, диагностике заболеваний и определению тактики ведения и лечения пациентов.

В приложении представлены курикулумы по специальностям «Общая медицина», «Стоматология» и «Сестринское дело».

^ 4. ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА «КЛИНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ» (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ) И ВЫПУСКНИКА ВУЗА (МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ)


Одним из важных критериев процесса непрерывного совершенствования, улучшения качества клинического обучения является проведение и анализ результатов оценки. Все методы оценки имеют ограничения и ни один метод не может полностью оценить все клинические навыки, что обуславливает необходимость использования разных методов оценки.

Как указано выше, в образовательном процессе наблюдается тенденция, направленная на оценку компетентностей. В процессе обучения и оценки необходимо поощрят студентов понимать концепции и принципы, чем просто воспроизводить фактические знания; предоставлять клиническое содержание, чтобы дать возможность студентам связать свое обучение с будущей практикой; поощрять студентов интегрировать свое обучение через системы и дисциплины; развивать самостоятельное мышление и собственное направление в своем обучении.

Простая модель способностей (рисунок 6) свидетельствует о том, что анализ клинической компетентности проводится на ступени «показать как» , «умеет сделать» и при этом оценивается выполнение или активное участие в проведении того или иного навыка. Обьязательным является оценка прогресса студента: мониторинг проводится в течение всего цикла занятий, который включает в себя комментарий и отзывы преподавателя.





Рисунок 5 – Ступени оценки клинической компетентности.

На первой ступени важно оценить мнение студентов о методах обучения, их удовлетворенность, определить какие формы обучения помогают приобрести им уверенность. При этом оценка возможна методом устного опроса или анкетированием.

На второй ступени анализируют результативность обучения, оценивают, насколько технология обучения улучшает степень освоения клинического навыка, насколько способствует достижению автоматизма и мастерства в выполнении навыка.

На третьей ступени оценивают как студенты используют приобретенные знания, умения и навыки в клинической деятельности. Например, на второй ступени студент показывает выполнение навыка внутривенной подключичной катетеризации в соответствии с алгоритмом на симуляторах (манекенах), а на третьей ступени тот же клинический навык студент выполняет на пациенте.

На четвертой ступени оценивается степень достижения конечного результата, анализируются каким образом обучающие, в том числе симуляционные, технологии способствуют повышению безопасности пациента и улучшают качество и эффективность лечебного учреждения. Клиническое обучение, включающая оценку, можно представить в виде последовательной цепочки (схема 1.).

Схема 1. Этапы клинического обучения, включающего оценку


Оценку можно проводить для формативной и суммативной цели. Формативная оценка – это одна из оценок в течение программы, которая является проверочной и ведет к корректировке и продвижению к

следующему уровню. Суммативная оценка – эта итоговая оценка, дающая конечную информацию о программе и обычно проводится в конце дисциплины или курса.

Применительно к пирамиде Миллера на каждом уровне можно применять различные методы оценки. Наиболее рационально проводить оценку освоения клинических навыков на ступени «умеет делать» (Таблица 4 и рисунок 6).

Источниками данных для оценки симуляции могут быть:

  • непосредственное наблюдение за студентом;

  • видеозапись хронологии событий на симуляторе;

  • высокотехнологичный симулятор, например манекен Sim man.

Оценочная информация часто исходит от оценщиков, в качестве которых могут выступать преподаватели, наблюдатели, актеры – пациенты, сверстники, участники. Оценка способствует интеграции теоретических и клинических дисциплин.

Наблюдение включает доклад куратора, контрольные листы, шкала рейтинга, доклад пациента. ^ Портфолио и другие отчеты учебной деятельности составляют журналы/Logbooks (пришел, что сделал), записи процедур, портфолио (personal plan and action plan). Оценка коллег и самооценка представляет доклад коллеги и собственный доклад.

Каждый метод имеет свои сильные и слабые стороны, свое практическое применение, влияет на освоение знаний студентами и на стоимость обучения.

Перемены в оценках могут быть связаны со студентом, пациентом и оценщиком. Для повышения достоверности все указанные параметры необходимо стандартизировать. Важным критерием оценки является надежность, характеризующий данные, полученные в процессе оценки. При этом различают три типа надежности: межэкспертная, ретестовая и внутренняя.

^ Межэкспертный тип – это мера устойчивости или сходности между оценщиками. При более важных экзаменах часто используют одного экзаменатора, чтобы исключить межэкспертную разницу в оценках. При этом также анализируют устойчивость этого эксперта или экзаменатора во времени.

^ Ретестовый тип – это надежность самого инструмента оценки. В частности, на разные выборки тестов из множества обучающиеся должны демонстрировать стабильные результаты.

^ Внутренний тип – это надежность перемены самого студента. Например, стабильны ли знания студентов на одни и те же задания, тесты или его ответы случайны.

Важным параметром в оценке является валидность. В результате экзамена студенты получают оценки, а анализ источника оценки – это валидность.

Валидность – это мера, в которой оценочный инструмент (шкала, рейтинг и др.) измеряет нужный параметр.






^ Рисунок 6 – Этапы формирования компетентности «Клинические навыки»

Психологом С.Даунингом предложены источники валидности (таблица 5).

Таблица 5- Источники валидности в оценочном процессе




п/п

Источники

Описание

1.

Содержание

Задания соответствуют уровню обучения студентов

2.

Внутренняя структура

Устойчивость условий экзамена и оценки

3.

Соотношение с другими переменными

Оценки зависят от уровня обучения студентами

4.

Процесс реакции

Группы ведут себя по-разному в одних и тех же условиях

5.

Последствия

Влияние экзамена на студента и преподавателя


При повышении надежности и валидности улучшается качество оценки. Для повышения надежности и валидности необходимо связать оценки с целями, ожидаемыми конечными результатами, компетентностями, коммуникативным рейтингом, включать провоцирующие элементы; важно определить критерии низкого, среднего и хорошего выполнения навыка; иметь видеозаписи исполнения, разработать систему контроля и мониторинга качества.

В целом следует сказать, что оценщиков необходимо обучать. При этом достижение консенсуса обеспечивается при привлечении одновременно всех экзаменаторов с использованием видео-экземпляров, просмотром видеозаписи симуляции высокого, среднего и низкого качества выполнения.


^ 5.СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ «КЛИНИЧЕСКИЕ НАВЫК» ВЫПУСКНИКА


В соответствии с ГОСО 2006 реализовывается важный принцип раннего вовлечения студентов в клинику. Элементы клинической направленности обучения прослеживается на начальном этапе обучения. На 1 -2 курсах (1-4 семестры) по специальности «Общая медицина» осуществляется знакомство с лечебными учреждениями в целом, знакомство со спецификой их деятельности, овладения простыми сестринскими процедурами и навыками ухода за тяжелобольными пациентами с разнопрофильной патологией, что не требует значительного количества учебного времени (рисунок 7).



Рисунок 7- Распределение учебных часов на специальности «Общая медицина» по годам обучения.


Преимущество ранней клинической направленности обучения заключается в том, что обучающиеся еще на начальном периоде учебного процесса утверждаются в своем призвании будущего врача и определяются в траектории специальности в перспективе. Определенная доля учебных часов выделен на 3 курс для непосредственного приобретения навыков физического обследования пациента и выполнения сестринских манипуляции. При этом на 1-3 курсах навыки и умения закрепляются во время учебно-производственных практик. Основная часть клинических навыков закрепляется, приобретается и последовательно углубляется в равномерной пропорций от 4-5 курсов до 6-7 курсов. В таблицах 6,7,8 приведены примеры формирования клинических навыков по годам обучения.


^ По специальности: «Стоматология» элементы клинических навыков также приобретаются на 1 курсе в виде приобретения навыков общего ухода за больным с выполнением простых сестринских процедур;




Рисунок 8 - Распределение учебных часов на специальности «Стоматология» по годам обучения.


на 2 курсе значимая часть навыков приобретается по технологии изготовления зубных протезов; все навыки общеклинических дисциплин по навыкам обследования пациентов, диагностике и принципам лечения распространенных заболеваний разного профиля приобретаются на 3 курсе; основные пропедевтические стоматологические навыки формируются на 4 курсе; на 5 и 6 курсе приобретаются и углубляются клинические навыки по диагностике и лечению больных со стоматологическими заболеваниями с обращением внимания на ортодонтические навыки.

^ По специальности: «Сестринское дело» начальные сестринские навыки формируются на 1 курсе (90 часов); значимая часть умений и навыков по особенностям выполнения сестринских навыков в терапии, неврологии и эпидемиологии, инфекционных болезнях приобретаются на 2 курсе (405 часов); основная доля клинических навыков по сестринским манипуляциям и процедурам в хирургии, педиатрии и акушерстве-гинекологии закрепляется и формируется на 3 курсе (675 часов); на этом этапе приобретаются также навыки диагностики и неотложной помощи.

В Карагандинском государственном медицинском университете клинические умения и навыки, которым должен овладеть выпускник, унифицированы, распределены по курсам с соблюдением принципа от простого к сложному, закреплены между дисциплинами, что позволит избежать дублирования и добиваться прогресса в освоении клинических навыков.

В соответствии с ГОСО 2006 заложены благоприятные ступени овладения умениями и навыками: элементы клинических навыков студенты приобретают на 1-2 курсах, значимая доля навыков осваивается на 3 курсе, основная часть навыков закрепляется и приобретается в усложненном варианте на 4-5 курсах и углубляется на 6-7 курсах. При этом на 4-5 курсах клинические навыки выполняются под контролем преподавателя, а на 6-7 курсах осуществляется направленность на самостоятельное выполнение навыка на реальных больных.

Таким образом, приоритетность компетентностного подхода к обучению со стремлением достижения высокого мастерства в овладении клиническими навыками позволит выпускнику стать самостоятельным, конкурентоспособным врачом.






ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа/ А.Л.Андреев // Педагогика. – 2005.-№ 4. –– С. 19-27.

  2. Байденко В.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании/ В.И.Байденко, И.А. Зимняя // Компетентностный подход в образовательной деятельности и управление качеством высшего профессионального образования: Методические материалы для слушателей семинара. – М., 2008.-С. 40.

  3. Власова А. Утром – практика, вечером – теория/ А.Власова // Российская газета. – 2006. – № 286. – С. 11.

  4. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. -2005. -№ 4.- С 23-29.

  5. Кондаков И. М. Методологические проблемы мониторинга образования/ И. М.Кондаков // Журнал прикладной психологии.- 2002.- №2. -С.10.

  6. Кондаков И. М. Методологические проблемы мониторинга образования/ И. М. Кондаков // Журнал прикладной психологии. - 2002.- №2. - С.8.

  7. Краснова Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов/ Т.И.Краснова // Образование для устойчивого развития.- Минск: Издательский центр БГУ, 2005.–С.438-440.

  8. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании/ А.В.Купаевцев // Педагогика.- 2005. – № 10. – С. 27-33.

  9. Оценка качества деятельности образовательного учреждения/ В.И.Васильев, В.В. Красильников, С.И.Плаксий, Т.Н. Тягунова.– М.: ИКАР, 2005. – 311с.

  10. Пак М.С. Приоритеты в условиях модернизации образования/ М.С.Пак // Актуальные проблемы модернизации химико-педагогического и развития химических наук: Материалы методологического семинара с международным участием.- С-Пб., 2004. – С.140-143.

  11. Петрук В.А. Компетентностно- ориентированная система преподавания фундаментальных дисциплин в технических вузах/ В.А. Петрук//Инженерное образование.-2009.-№5.-С. 60-65.

  12. Полоников А.В. Критерии эффективности педагогических технологий высшего профессионального образования //Сборник материалов научно-методической конференции. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – С.18-20.

  13. Саушкина Е.А. Формирование профессональной компетентности будущего врача при изучении курса общей химии в медицинском вузе / Е.А. Саушкина //Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии.-2004.- Вып. 1.- С. 40-41.

  14. Щеглов П.Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов/ П.Е. Щеглов, Н.Ш.Никитина // Университетское управление: практика и анализ.- 2003. - №1.-С. 72-75.

  15. Koens F, Custers E J, Десять Cate О T 2006 Клинические и основные мнения учителей науки о необходимой глубине биомедицинского знания для медицинских студентов. Медицинский Учитель 28 (3):234-238.

  16. Jason R.Frank, Rani Mungroo, Yasmin Ahmand. The first comprehensive systematic review of the medical education leterature related to Competency-Based Education difinitions // Medical Thecher. – 2010. – V. 32. - №8.-P. 631-638.

  17. Jason R.Frank, Linda Shell. Competency-Based medical education theory of practice. // Medical Thecher. – 2010. – V. 32. - №8.-P. 638-646.




















Подписано в печать 01.07.2010 г.

Объем 2.6 уч. - изд. л.

Тираж 100 экз.


Отпечатано в типографии КГМУ

г. Караганда, ул. Гоголя, 40





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета компетентность: Клинические навыки Караганда 2010 icon Методическое пособие Иркутск 2006 Утверждено цкмс иркутского государственного медицинского университета,

Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета компетентность: Клинические навыки Караганда 2010 icon Программа государственного экзамена по общественному здоровью и здравоохранению по специальности

Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета компетентность: Клинические навыки Караганда 2010 icon Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «травматология и ортопедия» (очная
Белорусского государственного медицинского университета д м н., профессором Белецким А. В. и к м...
Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета компетентность: Клинические навыки Караганда 2010 icon Программа стратегического развития Дальневосточного государственного медицинского университета
Общая характеристика деятельности университета: совершенствование структуры и приоритетные направления...
Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета компетентность: Клинические навыки Караганда 2010 icon Конференция по направлениям 17-18 проводится в главном учебном корпусе Волгоградского государственного

Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета компетентность: Клинические навыки Караганда 2010 icon Учебное пособие для медицинских университетов издательство Курского государственного медицинского

Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета компетентность: Клинические навыки Караганда 2010 icon Д. С. Береговцова // Вестник Полоцкого государственного университета. Полоцк. 2010. № С. 234-239

Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета компетентность: Клинические навыки Караганда 2010 icon Б. В. Дривотинов профессор кафедры нервных и нейрохирурги-ческих болезней Белорусского государственного

Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета компетентность: Клинические навыки Караганда 2010 icon Программа итоговой государственной аттестации выпускников лечебного факультета казанского государственного

Сферы компетентности выпускника карагандинского государственного медицинского университета компетентность: Клинические навыки Караганда 2010 icon Рабочая программа двухгодичной специализации (ординатура) выпускников российского государственного

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина