|
Скачать 1.24 Mb.
|
ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ, ШЕИ, ГРУДИ, ПЕРЕДНЕБОКОВОЙ СТЕНКИ ЖИВОТА И БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль № 1) Донецк, 2010 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М.Горького Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ, ШЕИ, ГРУДИ, ПЕРЕДНЕБОКОВОЙ СТЕНКИ ЖИВОТА И БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль № 1) Донецк, 2010 УДК 617-089+611.9(075.8) ББК 54.54я7 О-60 Друкується за рішенням Вченої Ради ДонНМУ (протокол № 2 від 25 березня 2010 р.) Оперативна хірургія і топографічна анатомія голови, шиї, грудей, передньобокової стінки живота та черевної порожнини : зб. метод. вказів. для студентів мед. факультетів. Модуль 1. - Донецьк, 2010. - 97 с. Автори: Антіпов М.В., Сироїд Д.В., Жиляєв Р.О., Зарицький О.Б., Жук І.В. Методичні вказівки призначені для студентів медичних факультетів, що займаються на кафедрі оперативної хірургії і топографічної анатомії. В методичних вказівках сформульовано актуальність тем, цілі навчання (загальну мету та конкретні цілі). Для визначення та забезпечення вихідного рівня знань-умінь приведені відповідні цілі, завдання для перевірки вихідного рівня, джерела інформації. Зміст навчання містить перелік теоретичних питань, граф логічної структури теми та джерела інформації. Для перевірки досягнення конкретних цілей навчання наводиться набір тестів формату А з еталонами відповідей. До кожної теми додаються короткі методичні вказівки до роботи на практичному занятті. Ця збірка допоможе студентам у вивченні оперативної хірургії і топографічної анатомії та буде сприяти формуванню у них клінічного мислення. Рецензенти: Проніна О.М., д.мед.н., проф., зав. каф. оперативної хірургії і топографічної анатомії Полтавської державної медико-стоматологічної академії. Кльомін В.А., д.мед.н., проф., зав. каф. ортопедичної стоматології ДонНМУ. Бутєва Л.В., к.мед.н., доцент каф. соціальної медицини, ООЗ та історії медицини ДонНМУ, методист НМК СОДЕРЖАНИЕ Стр.
ПРЕДИСЛОВИЕ Перечень умений врача-специалиста определяется его квалификационной характеристикой. Согласно этой характеристики выпускники медицинских ВУЗов, получающие диплом по специальности «лечебное дело», должны уметь выполнять первичную хирургическую обработку раны, остановку наружного кровотечения, внутривенные, внутримышечные и подкожные инъекции, плевральную пункцию, неотложную медицинскую помощь (в том числе – при асфиксии) и многое другое. Эти умения должны основываться на знаниях о человеке, его органах и системах, что также отражено в квалификационной характеристике. Все врачи должны уметь пользоваться внешними ориентирами тела человека (в том числе – для описания данных объективного обследования пациента), определять пульс, осуществлять венепункцию и некоторые другие манипуляции. Кроме того, врачи всех специализаций в экстренных случаях могут привлекаться к работе в качестве ассистента хирурга. Поэтому все врачи должны уметь пользоваться наиболее распространенными хирургическими инструментами, владеть основами разъединения и соединения тканей, временно и окончательно останавливать кровотечение. Знание оперативной хирургии и топографической анатомии областей и полостей человеческого тела поможет предвидеть возможные осложнения и избежать врачебных ошибок. Для повышения качества подготовки специалистов важное значение имеет научно обоснованная организация учебного процесса. Главным способом ее реализации на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии является разработка методических указаний к каждой теме занятия, что дает возможность управлять подготовкой студентов на аудиторном и внеаудиторном этапах с ориентацией на профессиональную деятельность. В сборнике представлены методические указания для студентов 2-ого курса медицинских факультетов, изучающих оперативную хирургию и топографическую анатомию (модуль № 1). К каждой теме сформулирована ее актуальность, общая и конкретные цели обучения. Для определения и обеспечения исходного уровня знаний-умений приведены соответствующие цели, задания для проверки исходного уровня и источники информации. Содержание обучения включает перечень теоретических вопросов, граф логической структуры темы и источники информации. Для проверки достижения конкретных целей обучения приведены наборы тестов формата А с эталонами ответов. Тесты составлены таким образом, чтобы способствовать формированию у студентов клинического мышления. К каждой теме прилагаются короткие методические указания к работе на практическом занятии. Настоящий сборник поможет студентам в изучении оперативной хирургии и топографической анатомии, что будет способствовать уменьшению риска врачебных ошибок в их практической деятельности. ^ Общая цель: уметь интерпретировать особенности топографической анатомии головы, шеи, груди, переднебоковой стенки живота и брюшной полости для обоснования оперативных вмешательств и врачебных умений. ^
^ Актуальность темы. Все врачи должны уметь осуществлять первичную хирургическую обработку раны, в экстренных случаях могут привлекаться к работе в качестве ассистента хирурга. Поэтому они должны знать названия и назначение наиболее распространенных хирургических инструментов. Несоблюдение техники безопасности при работе с хирургическими инструментами может привести к повреждению рук членов операционной бригады и к заражению заболеваниями, передающимися с кровью. Поэтому будущие врачи должны уметь пользоваться общехирургическими инструментами и соблюдать технику безопасности при работе с ними. Знание хирургической терминологии необходимо для полноценного общения между врачами, чтения медицинской литературы и правильной трактовки сведений о пациенте. ^ Общая цель: уметь использовать хирургический инструментарий для выполнения оперативных вмешательств.
|