|
Скачать 1.18 Mb.
|
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. ГОРЬКОГО КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ И НЕОНАТОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ V КУРСА МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ПЕДИАТРИИ МОДУЛЬ 2.ЗАБОЛЕВАНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ,БОЛЕЗНИ СИСТЕМЫ КРОВИИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙДОНЕЦК -- 2009 Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль 2. Заболевание новорожденных детей, болезни системы крови и эндокринной системы у детей) студентов V курса медицинских факультетов Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького. Методические указания отвечают рабочей программе из педиатрии для специальностей 7.110104 – педиатрия, 7.110101 – лечебное дело. Указания подготовлены коллективом кафедры педиатрии и неонатологии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького Методические указания составили: Заведующая кафедрой, д.мед.н., профессор Чурилина А.В. Доцент кафедры, к.мед.н., доцент Артеменко С.П. Доцент кафедры, к.мед.н., доцент Манжелеев Г.М. Доцент кафедры, к.мед.н., доцент Чала Л.Ф. Доцент кафедры, к.мед.н., доцент Зуева Г.В. Доцент кафедры, к.мед.н., доцент Масюта Д.И. Ассистент кафедры, к.мед.н. Дегонска и.в. Ассистент кафедры Москалюк О.М. Ассистент кафедры Глуховская О.А. Преподаватель Налетов А.В. Рецензенты: Зав. кафедрой педиатрии Донецкого национального медицинского университета, проф. Прохоров Е.В. Зав. учебно-методическим кабинетом, к.м.н., доц. Басий Р.В. Утверждено Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (Протокол № от 200 г.). Методические указания разработаны в соответствии со стандартами, которые приняты в Донецком национальном медицинском университете им. М.Горького, и реализуют систему программно целевого управление качеством подготовки специалистов. Методические указания позволяют студентам при подготовке к практическим занятиям определять их цель, а также оценить степень своей готовности к занятиям исходя из результатов решения тестовых заданий. С целью управления внеаудиторной подготовкой студентов в методических указаниях приведен перечень основных теоретических вопросов и рекомендованной литературы. Граф логической структуры темы и лечебно-диагностические алгоритмы способствуют усвоению студентами разделов учебной темы в их логической связи. Методические указания касаются всех тем практических занятий, которые проводятся на кафедре педиатрии и неонатологии ДонНМУ в соответствии с рабочими программами. МОДУЛЬ 2. ^ ЦЕЛИ МОДУЛЯ. Уметь:
^ 1. Неонатология. 1.1. Особенности адаптации недоношенных новорожденных. Организация выхаживания и вскармливание недоношенных детей. 1.2. Асфиксия новорожденных. Родовая травма новорожденных. 1.3. Болезни органов дыхания у новорожденных. 1.4. Гемолитическая и геморрагическая болезни новорожденных. 1.5. Внутриутробные инфекции новорожденного (TORCH – инфекции). Бактериальные инфекции у новорожденных. 2. Болезни системы крови у детей. 2.1. Дефицитные анемии у детей. 2.2. Гемобластозы у детей. 2.3. Геморрагические заболевания у детей. 3. Болезни эндокринной системы у детей. 3.1. Сахарный диабет у детей. 3.2. Неотложные состояния при сахарном диабете у детей. 3.3. Заболевания щитовидной железы у детей. 3.4. Заболевания гипоталамо-гипофизарной системы и половых желез у детей. ^ Актуальность темы. Частота преждевременных родов в последние два десятилетия достаточно стабильна и составляет 5-10 % от общего количества рожденных детей. Почти 2 % родов происходит до 32 нед. беременности. Показатель неонатальной смертности значительно более высок среди новорожденных с очень низкой и сверхнизкой массой тела при рождении: 70 % случаев неонатальной смертности – дети с массой тела до 1500 г. Смертность среди недоношенных, как и неонатальная смертность новорожденных зависит от эффективности предоставления медицинской помощи, правильно проведенных реанимационных мероприятий в родильном зале, мониторирования обеспечения адекватной терморегуляции, коррекции ацидоза и других метаболических нарушений, обеспечения полноценного вскармливания, правильного выполнения оксигенотерапии и профилактики инфекций. Цели обучения. Общая цель. Уметь проводить внутрисиндромную дифференциальную диагностику состояния недоношенности, определять тактику ведения недоношенного ребенка.
Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений. Задания для проверки исходного уровня. Задание 1. У новорожденного ребенка диагностирована задержка внутриутробного развития. Какой фактор мог повлечь формирование этой патологии?
Задание 2. У недоношеного новорожденной на 2-й день жизни наблюдается желтушность кожи и слизистых оболочек. Временный дефицит какого фермента является причиной этого состояния?
Задание 3. Женщина родила ребенка, который был расценен как доношенный. Укажите какой срок гестации мог быть в этом случае.
Задание 4. Недоношенный ребенок, 3-х недель, в связи с гипогалактией у матери переведен на искусственное выкармливание. Какую смесь Вы порекомендуете для вскармливания этого ребенка?
Эталоны правильных ответов. Задание 1. E. Задание 2. B. Задание 3. D. Задание 4. D. Источники информации.
Дополнительная литература.
Содержание обучения в соответствии с целями. Теоретические вопросы.
|