 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
СумскИй ГОСУДАРСТВЕНнЫй унИверситет
МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
2730 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ДОАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО
ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ
(содержательный модуль 2)
для студентов старших курсов высших медицинских учреждений образования ІІІ-ІV уровней аккредитации
СУМЫ
Издательство СумГУ
2009
2730 Методические рекомендации для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по инфекционным болезням (содержательный модуль 2) / Составители: Н.Д. Чемич, Н.И. Ильина, В.В. Захлебаева. – Сумы: Издательство СумГУ, 2009. – 177 с.
^
СОДЕРЖАНИЕ с.
І
|
Общая характеристика группы инфекционных болезней с воздушно-капельным механизмом передачи. Грипп. Другие ОРВИ: парагрипп, аденовирусная болезнь, РС-инфекция, риновирусная инфекция. Определение понятия „ОРЗ” и „ОРВИ”. Понятие о птичьем гриппе .……………
|
5
|
ІІ
|
Инфекционные болезни, которые протекают с клиникой атипичной пневмонии: респираторный микоплазмоз, орнитоз, легионеллез. Понятие о SARSе Дифференциальная диагностика ОРВИ. Принципы лабораторной диагностики, лечения и профилактики ОРВИ.…...…………………………………………………………
|
27
|
ІІІ
|
Герпесвирусные инфекции.
Общая характеристика герпесвирусных инфекций, этиологическая структура, место в инфекционной патологии. Инфекции, обусловленные вирусами простого герпеса HSV-1 та HSV-2. Ветряная оспа и опоясывающий герпес ……………………………………………………………..
|
55
|
ІV
|
^
EBV-инфекция и СМV-инфекция. Инфекционный мононуклеоз………………………………………………………
|
71
|
V
|
“Детские” капельные инфекции у взрослых. Корь. Краснуха. Вирусная паротитная болезнь ………....................
|
87
|
VI
|
Дифтерия. Дифференциальная диагностика синдрома «ангина» …………………………………………………………..
|
107
|
VII
|
^
|
131
|
VIII
|
Неотложные состояния у больных инфекционными болезнями с воздушно-капельным механизмом передачи. ИТШ. Истинный круп. Ложный круп. ОДН ...........................
|
150
|
IX
|
Итоговое занятие содержательного модуля 2 ……………….
|
171
|
І Общая характеристика группы инфекционных болезней с воздушно-капельным механизмом передачи. Грипп, Другие ОРВИ: парагрипп, аденовирусная болезнь, РС-инфекция, риновирусная инфекция. Определение понятия „ОРЗ” и „ОРВИ”. Понятие о птичьем гриппе
Продолжительность – 2 часа.
1 Актуальность темы. Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) - наиболее массовые заболевания, которые занимают ведущее место в структуре инфекционных болезней и составляют 80-90 % от всех случаев инфекционной патологии. Только одна пандемия гриппа «испанка» в 1918-1920 гг. забрала больше человеческих жизней, чем все последние эпидемии, вместе взятые. Уникальная изменчивость поверхностных антигенов вируса гриппа препятствует созданию эффективной противовирусной вакцины. Кроме этого, в последние годы постоянно появляются сведения о циркуляции среди животных гриппозных вирусов – реасортантов, к группе которых относится и вирус птичьего гриппа. Особую тревогу вызывают локальные вспышки течения со смертельными исходами в Гонконге и других странах Азии, Европы и Америки, которые вызваны вирусами птичьего гриппа А (H5N1). Вспышки высоко патогенного птичьего гриппа А (H5N1), начавшиеся в юго-восточной Азии в середине 2003 г. и распространившиеся в настоящее время на некоторые части Европы, являются самыми крупными. На сегодняшний день вспышки болезни были зарегистрированы в девяти азиатских странах (перечисленных в порядке регистрации): Республике Корея, Вьетнаме, Японии, Таиланде, Камбодже, Лаосской Народно-Демократической Республике, Индонезии, Китае и Малайзии. В трех из них - Японии, Республике Корея и Малайзии - вспышки болезни были ликвидированы, в настоящее время эти страны считаются свободными от болезни. В некоторых из первоначально охваченных болезнью странах Азии вирус стал эндемическим.
^ (с указанием уровня усвоения, который планируется).
2.1 Студент должен знать:
а-2
этиологию гриппа, парагриппа, РС-инфекции, риновирусной, аденовирусной инфекции, птичьего гриппа, факторы патогенности возбудителя;
эпидемиологию гриппа, парагриппа, РС-инфекции, риновирусной, аденовирусной инфекции, птичьего гриппа;
патогенез;
клинические проявления гриппа, парагриппа, РС-инфекции, риновирусной, аденовирусной инфекции с типичным течением;
клинико-эпидемиологические особенности ОРВИ;
патогенез, сроки появления и клинические проявления осложнений гриппа, парагриппа, РС-инфекции, риновирусной, аденовирусной инфекции, лабораторную диагностику ОРВИ;
принципы лечения;
принципы профилактики;
тактику в случае возникновения неотложных состояний;
прогноз ОРВИ.
2.2 Студент должен уметь:
а-3
соблюдать основные правила работы у постели больного;
собрать анамнез заболевания и оценить эпидемиологические данные;
обследовать больного и выявить основные симптомы и синдромы ОРВИ, обосновать клинический диагноз для своевременного направления больного в стационар;
провести дифференциальную диагностику гриппа, парагриппа, РС-инфекции, аденовирусной, риновирусной инфекции;
на основании клинического обследования своевременно распознать возможные осложнения ОРВИ, неотложные состояния;
оформить медицинскую документацию по факту установления предварительного диагноза ОРВИ;
составить план лабораторного и дополнительного обследования больного;
интерпретировать результаты лабораторного обследования;
составить индивидуальный план лечения с учетом эпидемиологических данных, степени тяжести, осложнений, аллергологического анамнеза, сопутствующей патологии; предоставить неотложную помощь на догоспитальном этапе;
составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий, дать рекомендации о режиме, диете, обследовании, наблюдении в период реконвалесценции.
^
3.1 Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)
Дисциплина
|
Знать
|
Уметь
|
1
|
2
|
3
|
Предыдущие дисциплины
|
Микробиология
|
Свойства вируса гриппа, парагриппа, РС-инфекции, аденовирусной и риновирусной инфекции, птичьего гриппа, методы специфической диагностики
|
Интерпретировать результаты специфических методов диагностики
|
1
|
2
|
3
|
Физиология
|
Параметры физиологической нормы органов и систем человека; показатели лабораторного обследования в норме (клинический анализ крови, мочи, биохимия крови, параметры КОС, электролитов и др.)
|
Оценить данные лабораторного обследования
|
Патофизиология
|
Механизм нарушения функций органов и систем при патологических состояниях различного генеза
|
Интерпретировать патологические изменения по результатам клинического и лабораторного обследования
|
Иммунология и аллергология
|
Основные понятия предмета, роль системы иммунитета в инфекционном процессе, влияние на срок элиминации возбудителя из организма человека
|
Оценить данные иммунологического исследования
|
Эпидемиология
|
Эпидемический процесс (источник, механизм заражения, пути передачи); распространенность заболевания в Украине и в мире
|
Собрать эпидемиологический анамнез, провести противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге инфекции
|
Неврология
|
Патогенез, клинические синдромы заболевания
|
Провести клиническое обследование больного с поражением нервной системы
|
1
|
2
|
3
|
Пропедевтика внутренних болезней
|
Основные этапы и методы клинического обследования больного
|
Собрать анамнез, провести клиническое обследование больного, выявить патологические симптомы и синдромы. Проанализировать полученные данные
|
Клиническая фармакология
|
Фармакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты средств специфической и патогенетической терапии
|
Назначить лечение в зависимости от степени тяжести заболевания, индивидуальных особенностей больного. Выписать рецепты
|
^
|
Семейная медицина
|
Патогенез, эпидемиологию, динамику клинических проявлений, возможные осложнения инфекционных болезней. Принципы профилактики и лечения
|
Проводить дифференциальную диагностику болезней разного генеза. Распознать инфекционное заболевание, его осложнение; интерпретировать данные лабораторного обследования. Своевременно госпитализировать больного в инфекционный стационар. Оказать неотложную помощь в случае необходимости
|
1
|
2
|
3
|
Внутрипредметная интеграция
|
Инфекционные болезни
|
Особенности инфекционных болезней. Принципы диагностики, лечения, профилактики инфекционных болезней. Патогенез, эпидемиологию, динамику клинических проявлений, лабораторную диагностику, возможные осложнения инфекционных болезней
|
Проводить дифференциальную диагностику болезней разного генеза. Распознать инфекционное заболевание, его осложнение; интерпретировать данные лабораторного обследования. Назначить лечение. Оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе
|
|