|
Скачать 109.54 Kb.
|
![]() Составители: Г.М. Авдей, доцент кафедры неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; С.Д. Кулеш, заведующий кафедрой неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра неврологии, нейрохирургии с курсом медицинской реабилитации Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»; А.С. Федулов, заведующий кафедрой нервных и нейрохирургических болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор ^ Кафедрой неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 8 от 15.04.2010 г.); Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 10.06.2010 г.); Секцией по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол №3 от 17.06.2010 г.) ^ Подготовка медицинских сестер с высшим образованием проводится на базе среднего специального медицинского образования. Основы знаний по дисциплине «Неврология и сестринское дело в неврологии», приобретенные ранее, в действующей системе подготовки медицинских сестер значительно дополняются и совершенствуются. Неврология - одна из важнейших медицинских дисциплин, поскольку патология нервной системы вызывает многообразные расстройства функций организма, нередко определяя исход заболевания. В области клинической неврологии происходит дифференциация и интеграция способов научного познания, что связано с появлением новых методов исследования, все более широким использованием современной молекулярной биологии, биохимии, сравнительной физиологии, внедрением эксперимента, математических методов анализа, моделирования, кибернетики. Мозг изучается на многих уровнях и путем различных подходов – химического, анатомического, физиологического, эволюционного и психологического. Поэтому изучение дисциплины «Неврология и сестринское дело в неврологии» базируется на знании ряда естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин: «Анатомия человека», «Нормальная физиология», «Фармакология, фармация», «Биологическая химия», «Оперативная хирургия». Знание основ клинической неврологии определяется не только ролью нервной системы в норме и патологии, в частности при неотложных состояниях, но и медико-социальной значимостью цереброваскулярных заболеваний, болезней периферической нервной системы, черепно-мозговой травмы и др., наиболее часто встречающихся в практике врача. На современном этапе развития медицинской техники методы исследования стали составной частью диагностического процесса при заболеваниях нервной системы. В связи с этим будущий специалист должен не только владеть методикой неврологического обследования больного, но и целенаправленно применять адекватные лабораторные методы исследования, играющие важную роль в уточнении локализации и определении характера патологического процесса в нервной системе. Терапия становится все более дифференцированной, поэтому требуется умение не только диагностировать заболевание, но и оказать неотложную медицинскую помощь, выработать тактику адекватного лечения, организовать сестринский уход за больными с болезнями нервной системы. Типовая учебная программа по дисциплине «Неврология и сестринское дело в неврологии» разработана в соответствии с: образовательным стандартом по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело» (ОС РБ 1 – 79 01 06 – 2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40; типовым учебным планом по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь от 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79-003/тип.). Цель и задачи учебной дисциплины Цель: обучение студентов теоретическим основам неврологии, организации неврологической помощи, методике обследования неврологических больных, методологии постановки неврологического диагноза и выработке тактики адекватного лечения, оказания неотложной медицинской помощи и организации сестринского ухода в неврологической клинике. Задачи: овладеть информацией особенностей и клинических проявлений основной неврологической патологии; обучить студентов методике обследования неврологических больных; выработать умение применять полученные знания для диагностики и постановки топического, клинического диагнозов с обоснованием назначения лечения; овладеть умением оказывать неотложную медицинскую помощь при возникновении экстремальных ситуаций в неврологической практике; усовершенствовать знания по содержанию сестринского процесса в неврологии; обучить студентов организации сестринского ухода за больными с болезнями нервной системы и выполнение сестринских вмешательств и процедур в неврологии. ^ Студент должен знать: методику обследования неврологических больных; особенности и клинические проявления основной неврологической патологии; содержание сестринского процесса в неврологии; уметь: выполнять сестринские вмешательства и процедуры в неврологии; проводить уход за неврологическими и нейрохирургическими больными; провести неврологическое обследование больных; осуществлять неотложную медицинскую помощь в неврологии. Структура содержания учебной дисциплины
^ Следуя общепринятой традиции преподавания дисциплины «Неврология и сестринское дело в неврологии» как медицинской дисциплины, методами обучения являются: лекции; практические занятия; учебно-исследовательская работа студентов; научно-исследовательская работа студентов (работа в студенческом научном обществе при кафедре). ^ Самостоятельная работа студентов включает: изучение первичной документации (истории болезни, анализы крови и мочи, рентгенограммы, данные компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии, электроэнцефалограммы и электромиограммы); проведение неврологического обследования и оценку полученных данных; подготовку рефератов в целях усвоения и углубления знаний по неврологии; участие в научно-исследовательской работе; изучение специальной литературы, выступление с докладами на студенческих конференциях. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса, выполнения письменных контрольных заданий, защиты рефератов в процессе практических занятий. На изучение дисциплины «Неврология и сестринское дело в неврологии» по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело» отведено ^ аудиторных часов, в том числе лекций – 18 часов, практических занятий – 38 часов. Форма текущей аттестации: зачет– 8 семестр. ^
Содержание учебного материала ^ Определение дисциплины «Неврология и сестринское дело в неврологии» как медицинской дисциплины. Цель и задачи дисциплины. История развития неврологии. Организация неврологической службы в Республике Беларусь. Основные нормативные документы, регламентирующие работу высшего и среднего звена медицинских работников по оказанию медицинской помощи неврологическим больным. ^ 2.1. Синдромы двигательных и чувствительных расстройств. Синдромы поражения спинного мозга Строение корково-мышечных путей системы произвольных движений. Центральный и периферический паралич. Глубокие и поверхностные рефлексы и их нарушение. Экстрапирамидная система, основные анатомические образования и функция. Гипертонически-гипокинетический и гипотонически-гиперкинетический синдромы. Мозжечок, структура, функции и симптомы поражения. Методика исследования двигательных функций. Чувствительность. Клинические варианты нарушения чувствительности. Синдромы поражения спинного мозга. Топическая диагностика. Расстройства функций тазовых органов. Синдромы поражения периферических нервов. ^ Черепные нервы (1 – 12 пары), функция, методика исследования и симптомы поражения. Кора головного мозга и синдромы корковых расстройств. Виды речевых расстройств (моторная, сенсорная, амнестическая и семантическая афазии). Праксис, виды апраксий. Гнозис и его расстройства (виды агнозий). Исследование высших корковых функций. Лабораторные и инструментальные методы исследования в неврологии, оценка результатов исследования. ^ Менингиты. Общие клинические признаки. Первичные и вторичные гнойные менингиты. Серозные менингиты. Туберкулезный менингит. Энцефалиты. Клещевой энцефалит. Герпетический энцефалит. Нейроборрелиоз. Полиомиелит. Понятие о хронических нейроинфекциях. Поражения нервной системы при СПИДе. Демиелинизирующие заболевания нервной системы: рассеянный склероз, острый рассеянный энцефаломиелит: диагностический алгоритм, организация медицинской помощи. Организация ухода за больными с воспалительными и демиелинизирующими заболеваниями нервной системы. ^ Классификация сосудистых заболеваний головного мозга. Этиология и предрасполагающие факторы. Дисциркуляторная энцефалопатия: этиология, клинические проявления, диагностика, лечение, профилактика. Транзиторные церебральные ишемические атаки. Острая гипертоническая энцефалопатия. Инфаркт головного мозга: этиология, патогенез, типы, клинические проявления, диагностика, лечение, профилактика (первичная, вторичная), уход за больными. Кровоизлияние: субарахноидальное, внутримозговое. Этиология, патогенез, диагностика, лечение, профилактика, уход за больными. Понятие об остром (инсульт) и хроническом (миелопатия) нарушении спинального кровообращения. ^ Основные клинические формы поражения периферической нервной системы (невриты, невропатии, радикулопатии, плексопатии, ганглиониты, полиневропатии). Неврологические проявления остеохондроза позвоночника. Рефлекторные и корешковые синдромы при поражении различных отделов позвоночника. Диагностические критерии, лечение и профилактика радикулопатий. Принципы оказания медицинской помощи при болевом синдроме. Невралгия тройничного нерва. Невропатия лицевого нерва. Невропатия локтевого, лучевого, срединного, бедренного и седалищного нервов: клиника, диагностика, лечение. Полиневропатии (алкогольная, диабетическая): клинические симптомы, диагностика, лечение. Герпетический ганглионит: клиника, диагностика, лечение. Поражения сегментарных и надсегментарных отделов вегетативной нервной системы. Мигрень. Другие синдромы головной боли. ^ Классификация черепно-мозговой травмы. Закрытая черепно-мозговая травма (сотрясение, ушиб и сдавление мозга). Клинические проявления (критерии диагноза), течение, исход, лечение. Травматические внутричерепные кровоизлияния (эпидуральные, субдуральные и внутримозговые гематомы). Хирургическое и консервативное лечение. Травма спинного мозга. Понятие о спинальном шоке. Принципы лечения и ухода за больными с повреждением головного и спинного мозга. Опухоли головного мозга. Общемозговые и очаговые симптомы. Опухоли спинного мозга: клинические проявления экстра- и интрамедуллярных опухолей. Основные принципы терапии. Абсцессы головного мозга. Цистицеркоз и токсоплазмоз головного мозга. Организация ухода за больными с опухолями нервной системы. ^ Эпилепсия: идиопатическая, симптоматическая, криптогенная. Эпилептический статус и оказание первичной медицинской помощи при нем. Диагностика и основные принципы лечения больных с эпилепсией. Прогрессирующие мышечные дистрофии. Миотонические расстройства. Нейрогенные амиотрофии. Наследственные атаксии. Болезнь Гентингтона. Болезнь Паркинсона. Гепатоцеребральная дегенерация. Информационная часть Литература Основная:
Дополнительная:
![]() ![]() |