|
Скачать 0.72 Mb.
|
министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия»
^ Патологическая физиология – патологическая физиология головы и шеи Направление подготовки (специальность) 060201 Стоматология ^ очная Срок освоения ООП – 5лет Кафедра патологической физиологии При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060201 «Стоматология», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 08 » ноября 2010 г. № 118 (изменениями от 31 мая 2011 г.) Учебный план по специальности 060201 «Стоматология», утвержденный Ученым советом ГОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» «27» апреля 2011г., Протокол № 7 Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры патологической физиологии, от « 7 » июня 2011 г. Протокол № 5 Заведующий кафедрой Л.Г.Хетагурова Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым Советом ГОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России от «29» июня 2011г., протокол № 10 Разработчики: Зав.каф. патологической физиологии, профессор Л.Г.Хетагурова к.м.н., доцент И.Р.Тагаева завуч кафедры к.м.н., доцент С.Г.Пашаян Рецензенты Зав.кафедрой ортопедической стоматологии, д.м.н., доцент М.Г.Дзгоева Зам. директора по НИР ИБМИ ВНЦ РАН, д.м.н., профессор Ф.С.Дзугкоева ^ 2.1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины - овладение студентами знаниями об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, в том числе в тканях полости рта, принципах их выявления, лечения и профилактики. При этом задачами дисциплины являются: - изучение методов анализа результатов лабораторных и функциональных исследований; - формирование методологической и методической основ клинического мышления и рационального действия врача – стоматолога; - формирование умений патофизиологического анализа симптомов и синдромов заболеваний зубо-челюстно-лицевой области; - приобретение студентом практических умений по установлению взаимосвязей между заболеваниями зубочелюстной области и общесоматическими заболеваниями. ^ 2.2.1. Дисциплина «Патофизиология» относится к циклу математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин специальности «Стоматология» высшего профессионального медицинского образования; изучается в четвертом и пятом семестрах. 2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: - в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе дисциплинами: Латинский язык: Знания: Современная анатомическая номенклатура и другие медицинские номенклатуры. Латинские и греческие корни, участвующие в образовании медицинских терминов. ^ понимания и использования анатомической и физиологической терминологии. - в цикле математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин: Физика и математика: Знания: общие физические закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме; реологические свойства биологических тканей и жидкостей; назначение, основы устройства и практического использования медицинской аппаратуры, технику безопасности при работе с ней; основы математических методов обработки медицинских данных. Уметь: пользоваться основными измерительными приборами; работать на физической (электронной) медицинской аппаратуре, представленной в лабораторном практикуме; обрабатывать результаты измерений. Владеть: освоить методы определения различных физических и механических характеристик биологических объектов; практически использовать некоторые образцы лечебной и диагностической аппаратуры. Для изучения предмета «патофизиология» студентам необходимо усвоить разделы и темы других дисциплин: Биология с экологией: Знать: правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными; - физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях; - строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений; законы генетики, ее значение для медицины, закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний человека; основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма взрослого человека и подростка на основе структурной организации клеток, тканей и органов; Уметь: пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков; Владеть: навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий; методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод, портретной диагностики, популяционный, дерматоглифики). Гистология, эмбриология, цитология: Знать: физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии, особенности организменного и популяционного уровней организации жизни; функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и патологии; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики. Уметь: пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики, применяемых для выявления патологии крови, сердца и сосудов, легких, почек печени и других органов и систем. Владеть: медико-анатомическим понятийным аппаратом; навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий; навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека. Анатомия человека: Знать: общих закономерностей происхождения и развития жизни; антропогенеза и онтогенеза человека; основных закономерностей развития и жизнедеятельности организма взрослого человека и подростка на основе структурной организации клеток, тканей и органов; анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенностей строения и развития здорового человека; методов анатомических исследований и анатомических терминов; анатомии органов, систем и аппаратов, деталей их строения, их основные функции; взаимоотношений органов друг с другом; проекцию их на поверхности тела; основных вариантов строения и пороков развития органов; круги кровообращения. Умения: пользоваться анатомическими инструментами; находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения; находить методом препарирования крупные сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органы; пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов; анализировать результаты рентгенологического обследования пациентов. Владеть: медико-анатомическим понятийным аппаратом ^ Знать: базисные физиологические процессы, протекающие на молекулярно-клеточном уровне, особенности жизнедеятельности в различные периоды индивидуального развития человека и при беременности; организацию функциональных систем, поддерживающих относительное постоянство внутренней среды организма, основные механизмы регуляции функций физиологических систем (молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный); основные механизмы адаптации и защиты здорового организма при воздействии факторов среды; принципы взаимоотношений организма человека с внешней средой (сенсорные системы); механизмы формирования поведения человека для взаимодействия с окружающей средой, физиологические основы психической деятельности; основные методы оценки здоровья человека и показатели нормального состояния организма, принципы моделирования физиологических функций. Уметь: интерпретировать и применять основные понятия общей и частной физиологии при освоении медицинской литературы; выделять главные механизмы регуляции гомеостатических функций; применять полученные знания для объяснения физиологического смысла регулирования функций организма; самостоятельно проводить простые функциональные пробы, оформлять и защищать протоколы исследований физиологических функций у человека, обосновывать целесообразность экспериментов на животных. Владеть: методами экспериментального и клинического исследования физиологических функций организма в норме; методами исследования метаболизма ксенобиотиков, в том числе лекарственных средств; знаниями для изучения путей фармакологического регулирования физиологических функций. Микробиология, вирусология, иммунология: Знать: основных возбудителей инфекционных болезней; механизмы вызываемых ими заболеваний; методы лабораторной диагностики инфекционных болезней; методы профилактики и терапии; определение и общую характеристику иммунитета; виды иммунитета; механизмы неспецифической резистентности; механизм патогенного действия токсинов разных видов микроорганизмов; тип иммунного ответа при попадании в организм соответствующего вида антигена; иметь представление о дисбактериозе. Уметь: производить забор материала для микробиологических исследований; стерилизовать бактериальные петли, шприцы и др. инструментарий; готовить и окрашивать препараты для микроскопических исследований; микроскопировать препараты и дифференцировать микроорганизмы по морфологическим признакам, делать посев материала на различные питательные среды; обеззараживать отработанный инфицированный материал и контаминированные патогенными микробами объекты внешней среды; ставить и оценивать результаты определения чувствительности бактерий к антибиотикам, результаты серологических реакций (агглютинации, преципитации, связывания комплемента, иммунофлюоресценции, торможения гемагглютинации), ^
Преподавание патологической физиологии направлено на формирование у студента следующих компетенций: а) общекультурными (ОК):
^ Знать: - общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека; - анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека; - основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования; - основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм; - химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях; - строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков; - законы генетики ее значение для медицины и стоматологии в том числе; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний; - понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии; - функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах. Уметь: - интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов; - обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний, стоматологических в частности; - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека. Демонстрировать способность и готовность (владеть): - навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов; - базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом ^ :
|