Министерство здравоохранения Российской Федерации
Учебно-методическое объединение по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию
вузов России
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель департамента образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
МЗ РФ
Н.Н. Володин
|
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. председателя
учебно-методического объединения по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России
И.Н. Денисов
|
26 ноября 2002 г.
|
|
25 ноября 2002 г.
|
^
Специальность:
№ 040126 «Хирургия»
Москва - 2002
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским образованием по специальности «хирургия» (040126) подготовлен сотрудниками кафедры хирургии ФППО Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова:
Авторы:
зав. кафедрой, академик РАМН, профессор В.Д. Федоров
зав. учебной частью, профессор В.М. Амелин
профессор М.В. Данилов
профессор В.П. Глабай
ассистент, к.м.н. А.Е. Кустов
Содержание:
Содержание
Введение
Пояснительная записка
Положение о враче-специалисте хирурге
Квалификационная характеристика
Методические рекомендации по преподаванию специальности
Учебные планы
Учебно-тематические планы
Учебная программа
Ситуационные задачи и тестовые задания к проведению итоговой аттестации
Список обязательной и рекомендуемой литературы
Приложение к Государственному стандарту послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности № 040 126 «Хирургия» (методические материалы по реализации стандарта по специальности «Хирургия»)
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений развития теории и практики отечественной хирургии является подготовка и постоянное повышение квалификации врачей-хирургов, внедрение в практику новейших достижений отечественной науки, максимальное расширение кругозора специалистов не только в области непосредственно хирургии, но и в фундаментальных проблемах медицинской науки, а также в смежных клинических дисциплинах, современных способах лабораторной и инструментальной диагностики; важное значение приобретает усиление профилактической направленности работы хирурга. Все это требует существенной модернизации традиционной подготовки медицинских кадров в Российской Федерации.
Целью послевузовского профессионального образования является формирование широко образованного врача-специалиста с гуманистическим и естественно-научным мировоззрением, высокой общей культурой, ориентированного на работу в современных условиях перестройки экономики, быстро меняющихся возможностях обеспечения диагностического и лечебного процесса. Диплом врача не дает право на самостоятельную работу. Для получения права на практику выпускнику необходима дополнительная подготовка по образовательно-профессиональным программам.
Создание образовательного стандарта для системы послевузовского обучения (от первичной специализации до подготовки высококвалифицированного специалиста врача-хирурга) в границах единого образовательного пространства для всех регионов России предусматривает сохранение лучших традиций российской клинической школы, стабилизацию требований к уровню знаний, умений и практических навыков на всех этапах и ступенях профессиональной деятельности.
Основной целью обучения в системе послевузовского профессионального образования является подготовка высококвалифицированного врача специалиста хирурга, владеющего обширным объемом теоретических знаний; способного успешно решать профессиональные задачи; умеющего провести дифференциально-диагностический поиск; оказать в полном объеме медицинскую помощь; провести все необходимые профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья больного.
Овладение учебной профессионально-образовательной программой в полном объеме позволяет специалисту:
• работать самостоятельно,
• дежурить ответственным врачом по специальности,
• занимать руководящие должности,
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки определяет обязательный минимум подготовки врача по специальности «Хирургия» (040126) на различных этапах обучения.
^
Основными задачами последипломной подготовки специалиста хирурга являются:
улучшение практической подготовки выпускника медицинских институтов, академий, университетов;
повышение профессионального уровня и степени готовности врача к самостоятельной врачебной деятельности в хирургических кабинетах и отделениях поликлиник, хирургических отделениях больниц и клиник;
формирование клинического мышления квалифицированного врача, ориентированного в различных разделах хирургической патологии и в смежных специальностях (внутренние болезни, урология, гинекология, травматология, трансфузиология, анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия, клиническая фармакология, лабораторная, инструментальная и лучевая диагностика, организация и экономика здравоохранения). Послевузовское профессиональное обучение базируется на основе полученного высшего медицинского образования по специальности - Лечебное дело (040100). Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации, приказ Госкомвуза Российской Федерации от 05.03.1994 г. №180.
^
Основной целью интернатуры является предоставление специальных теоретических знаний и практических умений выпускникам медицинских вузов, академий и университетов, повышение степени их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности по хирургии.
Основные задачи подготовки в интернатуре:
1. Овладение необходимым уровнем знаний по основным хирургическим специальностям, избранным вопросам смежных дисциплин.
2. Приобретение должного объёма практических навыков и умений, позволяющих оказывать лечебно-диагностическую помощь в экстренной, неотложной и плановой хирургии при наиболее часто встречающейся патологии.
3. Освоение вопросов организации хирургической помощи, основ санитарно-эпидемиологического режима, мероприятий по профилактике и реабилитации после частных заболеваний и осложнений в хирургии, а также ведение медицинской документации, в том числе учетно-отчетной.
^
1. Организация подготовки интернов осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации, образовательными учреждениями (высшего и дополнительного профессионального образования), органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
2. Срок подготовки в интернатуре - 11 месяцев. Время обучения в интернатуре входит в медицинский и общий трудовой стаж. На интернов оформляется трудовая книжка.
3. Подготовка интернов осуществляется как на профильных кафедрах высших медицинских образовательных учреждений и учреждений дополнительного профессионального образования, так и в учреждениях практического здравоохранения, находящихся в ведении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
4. Численность профессорско-преподавательского состава, осуществляющего непосредственное руководство подготовкой интернов на профильных кафедрах, определяется из 1:6.
5. В период обучения на профильных кафедрах интерны получают стипендию в размере, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
6. По окончании срока подготовки интернам, успешно выполнившим план и программу обучения и выдержавшим квалификационный экзамен, выдается итоговый документ об окончании интернатуры. Лица, не сдавшие квалификационный экзамен, получают удостоверение об окончании интернатуры и справку. Они имеют право на повторный экзамен, сроки проведения которого определяются экзаменационной квалификационной комиссией. После получения итогового документа о первичной годичной специализации, может выполнять свои обязанности под руководством и контролем стажированных врачей специалистов.
Прохождение первого этапа специализации (одногодичное обучение в интернатуре) позволяет осуществить преемственность в освоении значительной части теоретических знаний вузовского и послевузовского профессионального образования.
Так как в настоящее время после окончания вуза выпускник получает диплом врача общей практики, первичная специализация (интернатура) позволяет усилить внимание к приобретению умений и практических навыков. Представленный объем умений и практических навыков рассчитан на возможность работы в поликлинике, на оказания скорой и неотложной помощи в экстренной хирургии, а также работы в хирургическом отделении больницы в качестве врача-ординатора.
Изучаемые темы рассчитаны на углубление и расширение базовых вузовских знаний, знакомство с новой информации по наиболее распространенной типичной хирургической патологии.
В ходе контроля за выполнением учебного плана и программы в интернатуре необходимо оценить понимание интерном основных теоретических положений хирургии, широту кругозора, умение принять решение и использовать полученные знания в практической работе. Врач-интерн должен научиться владению современными методами диагностики в хирургии, а также определению формы, тяжести и прогноза заболеваний. Уметь использовать достижения фармакологии и других методов лечения в каждом конкретном заболевании, знать методы профилактики и реабилитации при важнейших хирургических заболеваниях.
Для овладения новыми и новейшими знаниями по вопросам этиологии, патогенеза, клиники, дифференциальной диагностики, вариантов методов лечения профилактики и реабилитации, а также получения более глубоких знаний по вопросам хирургической помощи необходимо продолженное обучение в клинической ординатуре - II этап специализации, позволяющий подготовить квалифицированного врача, готового к самостоятельной работе и в коллективе (в бригаде).
|