|
Скачать 225.18 Kb.
|
Кафедрой стоматологии детского возраста проводится последипломная подготовка врачей по двум направлениям: сертификационные циклы и профессиональная переподготовка (очная и заочно-очная формы обучения на коммерческой основе). При подготовке используются типовые планы, утвержденные министерством здравоохранения и разработанные совместно с кафедрой стоматологии последипломного образования. Работа проводится по индивидуальному графику по мере комплектования групп. В качестве иллюстрации представляется учебная программа и учебно-тематический план сертификационного цикла по специальности ортодонтия (авторы: Беньковская С.Г., Дистель В.А., Сунцов В.Г., Расторгуев Б.Т., Сунцова Т.В., Зырянов Б.Н.) Введение Сертификационный цикл предназначен для подготовки специалистов к получению сертификата специалиста. На цикл принимаются врачи-ортодонты, работающие по данной специальности. При зачислении на сертификационный цикл специалисты представляют следующие документы:
Учебный процесс на сертификационном цикле включает в себя теоретические занятия (лекции, семинары) и практические занятия. Наравне с занятиями, предназначенными для всех слушателей сертификационного цикла, значительное место в программе должна занимать индивидуальная, самостоятельная подготовка, она должна составлять не менее 1/3 общего объема практических занятий. Продолжительность очного обучения на сертификационном цикле должна составлять не менее 144 часов. Сертификационный цикл завершается сертификационным экзаменом по тестовой программе, утвержденной Минздравмедпромом РФ, и собеседованием. Каждый экзаменуемый получает из тестовой программы не менее 100 тестов по основным разделам специальности. Тестовый экзамен считается сданным, если экзаменующийся правильно ответил не менее чем на 70% предложенных вопросов (удовлетворительно), 80% (хорошо), 90% (отлично). Успешно сданный экзамен дает право получить сертификат специалиста. Не выдержавшим сертификационный экзамен выдается свидетельство установленного образца о прохождении сертификационного цикла. Учебная программа Настоящая программа охватывает весь объем теории и практики по ортодонтии. Она соответствует рекомендованным Центральной аттестационной комиссией Минздрава Российской Федерации квалификационным тестам для оценки знаний врача-ортодонта (1996), разработанным сотрудниками Российской медицинской академии последипломного образования. Учебная программа включает:
Программа курса ортодонтии Цель: Ознакомить курсантов с новыми технологиями в ортодонтии, современными методами диагностики и ортодонтического лечения. ^ Врачи ортодонты, закончившие клиническую ординатуру, интернатуру или прошедшие цикл «Общее усовершенствование по ортодонтии». Продолжительность обучения: 4 недели (144 часа). ^ Очная. Режим занятий: 7,5 часов в день. Организация ортодонтической помощи населению. Врачебная этика и деонтология. Нормативы обеспеченности населения ортодонтической помощью. Диспансеризация детского населения. Профилактика зубочелюстных аномалий. Миогимнастика. Организация лечения больных с врожденной патологией зубочелюстно-лицевой области. Понятие о долге врача, вопросы нравственности, взаимоотношения врача и больного. Психотерапевтическая подготовка ортодонтического больного. ^ Эмбриогенез челюстно-лицевой области. Возрастные особенности развития зубочелюстной системы ребенка в норме, сроки формирования и прорезывания зубов. Мышцы челюстно-лицевой области. Строение и функция височно-нижнечелюстного сустава. ^ Характеристика физиологического прикуса, виды патологических прикусов. Классификации зубочелюстных аномалий. Клиническое обследование пациента, антропометрические исследования лица и головы пациента, антропометрические методы измерения моделей челюстей. Графический метод диагностики. Рентгенологические методы обследования. Телерентгенография. Функциональные методы исследования. Изучение состояния зубов и тканей пародонта. Определение степени трудности ортодонтического лечения. ^ ортодонтического и комплексного лечения больных с патологией зубочелюстной системы Основные конструктивные элементы ортодонтических аппаратов. Ортодонтические аппараты механического действия, функционального действия, комбинированного действия. Регулятор функции Френкеля. ^ Основные конструкции ортодонтических аппаратов. Методы фиксации ортодонтических аппаратов, типы кламмеров. Конструктивные элементы аппаратов механического действия, принципы изготовления. Конструктивные элементы аппаратов функционального действия, принципы изготовления. Ортодонтические винты. ^ зубочелюстных аномалий и деформаций Вредные привычки у детей, роль функции жевания, глотания, дыхания, речи в формировании зубочелюстных аномалий и деформаций. Показания к пластике уздечки верхней губы и языка. ^ Аномалии отдельных зубов: диастема, тортоаномалия, супраокклюзия, инфраокклюзия, ретенция зубов, тесное положение зубов, методы лечения. Деформации зубных рядов: сужение, асимметрия, методы лечения. ^ Мезиальная окклюзия, дистальная окклюзия, открытый прикус, чрезмерный перекрывающий прикус, перекрестный прикус. Этиология, патогенез, методы лечения, ретенция, виды ретенционных аппаратов. ^ Основные периоды роста челюстей. Показания к применению искусственных коронок у детей, протезирование съемными протезами. Конструктивные особенности несъемных протезов, применяемых в детском возрасте. Этиология, клиника и лечение заболеваний пародонта у детей. ^ Пороки развития лица и челюстей Перелом зубов, вывихи зубов, переломы челюстей. Врожденная расщелина верхней губы и нёба. Нарушение развития лица и челюстей, врожденные кисты и свищи шеи, аномалии числа и формы, размера и положения зубов. Учебно-тематический план Цель: Ознакомить курсантов с новыми технологиями в ортодонтии, современными методами диагностики и ортодонтического лечения. Категория слушателей: врачи ортодонты, закончившие клиническую ординатуру, интернатуру или прошедшие цикл «Общее усовершенствование по ортодонтии». Продолжительность обучения: 4 недели (144 часа). Форма обучения: очная. Режим занятий: 7,5 часов в день.
План лекций Сертификационного цикла по ортодонтии 1. Организация ортодонтической помощи населению. Диспансеризация в ортодонтии. 2. Анатомия и функция височно-нижнечелюстного сустава, возрастные особенности. Мышцы челюстно-лицевой области. 3. Возрастные особенности развития зубочелюстной системы ребёнка. 4. Смыкание зубных рядов. Виды прикуса. Факторы окклюзии. 5. Виды зубочелюстных аномалий. Классификация. 6. Этиология зубочелюстных аномалий. 7. Методы обследования детей с зубочелюстными аномалиями. Антропометрические методы исследования. 8. Рентгенологические методы обследования. Методы изучения состояния мышц челюстно-лицевой области и суставов. 9. Телерентгенография. 10. Принципы диспансеризации детей с зубочелюстными аномалиями. 11. Методы ортодонтического лечения зубочелюстных аномалий. 12. Профилактика зубочелюстных аномалий. 13. Аппаратурный метод лечения зубочелюстных аномалий. 14. Биоморфологические основы ортодонтического лечения. 15. Аномалии отдельных зубов. Этиология, клиника, лечение. 16. Дистальная окклюзия. Этиология, клиника, лечение. 17. Мезиальная окклюзия. Этиология, клиника, лечение. 18. Чрезмерный перекрывающий прикус. Этиология, клиника, лечение. 19. Открытый прикус. Этиология, клиника, лечение. 20.Перекрестный прикус. Этиология, клиника, лечение. 21. Врожденные пороки развития лица, челюстей и зубов. План Семинарских занятий сертификационного цикла по ортодонтии 1. Врожденные пороки развития лица, челюстей и зубов. 2. Профилактика зубочелюстных аномалий. 3. Основные принципы аппаратурного ортодонтического лечения. 4. Дефекты зубных рядов,заболевания пародонта. 5. Методы исследования в ортодонтии. 6. Современная несъемная ортодонтическая техника Эджуайс. Список литературы.
44. Миргазизов М. 3., Гюнтер В. Э., Итин В. И. и др. Сверхэластичные имплантанты и конструкции из сплавов с памятью формы в стоматологии. – М. 1991. 45. Нападов М. А. Ортодонтический атлас. – М., 1977. 46. Недергин А.К. Классификация и диагностика зубочелюстных аномалий. – Стоматология, 1964, №5. 47. Новоселов Р.Д. Физические методы лечения в детской стоматологии. – Калинин,1980. 48. Овчинников В. М., Овчинников Д.В. Возрастные анатомические и функциональные особенности височно-нижнечелюстного сустава.— Омск, 1998. 49. Окушко В. П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками, и их лечение. – М. 1975. 50. Омельченко Н. А. Косноязычие и его связь с аномалиями зубочелюстной системы и слухом. – М., 1961. 51. Оскаров Н. А. Профилактическое значение зубного протезирования у детей. - Ташкент, 1975. 52. Пахомов Г. Н. Первичная профилактика в стоматологии. - М., 1982. 53. Персин Л. С. Учебно-методическое пособие по ортодонтии для студентов стоматологического факультета. М., 1994. 54. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика, виды зубочелюстных аномалий. М., 1996. 55. Персин Л.С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий. М., 1999. 56. Персин Л.С., Косырева Т.Ф. Оценка гармоничного развития зубочелюстной системы. М. 1996. 57. Рабухина Н.А. Рентгенодиагностика некоторых заболеваний зубочелюстной системы. – М., 1974. 58. Рожкова Л.И. Особенности методов лечения аномалий открытого прикуса у взрослых. – Стоматология, 1955, №1. 59. Смолянова Р.И. Влияние хронического периодонтита молочных моляров на формирование и прорезывание премоляров. – Стоматология, 1959, №3. 60. Соколов А.А. Лечебная физкультура в стоматологии. – М., 1967. 61. Сунцов В.Г., Дистель В.А., Беньковская С.Г. Обоснование и методика проведения гигиенического воспитания в процессе ортодонтического лечения детей. Омск, 1992. 62. Сунцов В.Г., Дистель В.А, Беньковская С.Г. Профилактика и лечение основных стоматологических заболеваний у детей с зубочелюстными аномалиями. Омск, 1988. 63. Сухарев Г.Г. Диагностика аномалий жевательного аппарата (прикуса). – Стоматология, 1968, №3. 64. Телебаева Г.Т. Лечение диастемы. – Стоматология, 1972, №1. 65. Тельчаров Д.И. Ортодонтия. – Куйбышев, 1984. 66. Титова А.Т. Хирургическое лечение микрогении в детском и юношеском возрасте. – Л., 1975. 67. Троянский Г.Н., Миргазизов М.З. Развитие отечественной ортодонтии.- Кемерово, 1980. 68. Тугарин В.А., Персин Л.С., Порохин А.Ю. Современная несъемная ортодонтическая техника эджуайз. – М., 1996. 69. Удовицкая Е.В. Эндокринологические аспекты стоматологии. – М., 1975. 70. Ужумецкене И.И. Ортодонтическое лечение взрослых перед протезированием. – М., 1965. 71. Ужумецкене И.И. Методы исследования в ортодонтии. – М., 1970. 72. Фалин Л.И. Гистология и эмбриология полости рта и зубов. – М., 1963. 73. Федоров Ю.А. Гигиена полости рта. Л., 1987. 74. Хорошилкина Ф.Я. Функциональные методы лечения в ортодонтии. – М., 1972. 75. Хорошилкина Ф.Я. Телерентгенография в стоматологии. М., 1976. 76. Хорошилкина Ф.Я. Руководство по ортодонтии. М., 1982. 77. Хорошилкина Ф.Я., Зубкова Л.П. Применение в клинической практике современных несъемных дуговых ортодонтических аппаратов. – Одесса, 1993. 78. Хорошилкина Ф.Я., Зубкова Л.П. Современные несъёмные дуговые ортодонтические аппараты. Одесса, 1993. 79. Шаргородский А.Г. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. – М., 1985. 80. Шарова Т.В., Рогожников Г.И. Ортопедическая стоматология детского возраста. – М., 1991. |