|
Скачать 147.57 Kb.
|
![]() СоставителИ: Т.Н.Терехова, заведующая кафедрой стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; Л.П.Белик, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; М.Л.Боровая, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»; М.Е.Зорич, заведующий кафедрой детской стоматологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент ^ Кафедрой стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол №3 от 6.10.2010г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол №4 от 22.12.2010г.); Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол №1 от 23.12.2010г.) Пояснительная записка Стоматология – учебная дисциплина, содержащая необходимые для врачей-педиатров систематизированные научные знания по этиологии, диагностике, лечению и профилактике стоматологических заболеваний у детей. Лечение и профилактика многих заболеваний челюстно-лицевой области требуют участия как врача-стоматолога, так и врача-педиатра. Своевременное и правильное распознавание врачом-педиатром заболеваний челюстно-лицевой области обеспечивает своевременное и адекватное лечение ребенка у врача-стоматолога. Профилактика стоматологических заболеваний с учетом их связи с внешней средой и экологической ситуацией, характером питания и вредными привычками обеспечивает гармоничное развитие организма ребенка. Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Настоящая типовая учебная программа включает новейшие научные данные по стоматологии детского возраста и профилактике стоматологических заболеваний. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции с учетом международного опыта, достижений научно-технического прогресса в области стоматологии и увеличения объема новой информации. Цель преподавания и изучения дисциплины «Стоматология» состоит в приобретении студентами знаний, умений, которые обеспечивают формирование профессиональной компетенции, первичной медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, врожденными пороками развития, травмой и онкологическими заболеваниями челюстно-лицевой области. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в формировании клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии. Успешное изучение дисциплины «Стоматология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Анатомическая терминология. Строение верхней и нижней челюстей. Строение зуба. Твердое/мягкое небо: строение, формы. Возрастные различия в анатомии органов полости рта. ^ Общие закономерности и этапы эмбрионального развития человека. Источники развития, особенности строения и функции, возрастные нормы и изменения ротовой полости. Строение слизистой оболочки в связи с функцией и особенностями пищеварения в ротовой полости. Зубы. Развитие. Строение. Прорезывание молочных и постоянных зубов. ^ Функциональная характеристика органов и тканей челюстно-лицевой области. Основные показатели, характеризующие физиологическое состояние органов и систем здорового организма ребенка, подростка. ^ Общие закономерности возникновения и механизмы развития воспаления, опухолевого роста, лихорадки, гипоксии, типовых нарушений обмена веществ, голодания, нейрогенных дистрофий. Принципы коррекции структурно-функциональных нарушений при типовых патологических процессах. Общее учение о врожденных пороках. ^ Биофизические свойства, радиочувствительность и радиорезистентность тканей и органов. Свойства рентгеновского и лазерного излучения. Методы и техника рентгенологического исследования челюстей, височно-нижнего челюстного сустава. Фармакология. Лекарственные средства при лечении типичных стоматологических заболеваний, премедикация и обезболивание. ^ Микрофлора полости рта. Специфические и неспецифические факторы защиты органов полости рта. Методы диагностики микробных, грибковых и вирусных заболеваний Дерматовенерология. Дерматовенерические заболевания с проявлениями в полости рта: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. ^ «Стоматология» представлена тремя темами по детской терапевтической стоматологии и двумя темами по хирургической детской стоматологии. ^ Студент должен знать:
уметь:
^ При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы самостоятельной управляемой работы студентов. Самостоятельная работа студентов организуется во время внеаудиторной работы. Самостоятельная работа студентов включает:
Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. Студентов знакомят с международными и отечественными юридическими и этическими нормами, важными для проведения стоматологического обследования и лечения детей. На практических занятиях студенты решают ситуационные задачи, проводят сбор анамнеза и стоматологическое обследование пациента, обучаются методам первичной профилактики и диагностики стоматологических заболеваний у детей. Студенты учатся представлять полученные данные в виде записей в истории болезни, обосновывать и формулировать диагноз, составлять план лечебно-профилактических мероприятий и регистрировать его выполнение. Контроль подготовки студентов рекомендуется осуществлять путём устного опроса, проверки выполнения письменных и компьютерных тестовых заданий, решения ситуационных задач в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета. Распределение бюджета учебного времени по семестрам
Примерный тематический план
содержание учебной программы 1. Стоматология, ее роль в системе здравоохранения. Методика стоматологического обследования детей. Профилактика стоматологических заболеваний Определение стоматологии как науки. Место стоматологии среди других медицинских специальностей. Организационная структура стоматологической помощи в Республике Беларусь. Понятие о стоматологическом здоровье и патологии. Основные патологические состояния в стоматологии. Цели и методика стоматологического обследования детей. Расспрос, внешний осмотр, исследование состояния слизистой и органов полости рта, кожных покровов, лимфатических узлов, оценка основных функций челюстно-лицевой области. Обследование состояния полости рта. Цели и содержание первичной профилактики в стоматологии. Основные практические методы и организационные принципы первичной профилактики стоматологических заболеваний, зубочелюстных аномалий, травмы органов и тканей полости рта и челюстно-лицевой области у детей. Патология формирования зубов, зубных рядов и прикуса. Управляемые факторы риска формирования патологии, стратегия их минимизации. Понятие о гигиене полости рта. Методы (протирание, полоскание, чистка щеткой и интердентальными средствами), предметы (зубные щетки, ершики, флоссы и ленты, зубочистки, ирригаторы) и средства (ополаскиватели, зубные порошки, пасты, гели, кремы, пенки) индивидуальной гигиены рта. ^ Болезни зубов. Кариес. Теория возникновения кариеса зубов. Факторы риска, этиологии и патогенеза кариеса зубов. Основные клинические симптомы. Лечение и профилактика кариеса зубов. Влияние кариеса и его осложнений на развитие общесоматических заболеваний. Осложнения кариеса. Пульпит. Факторы риска, этиологии и патогенеза. Симптоматика, связь с заболеваниями других органов и систем детского организма. Периодонтит. Основные клинические симптомы. Лечение и профилактика периодонтита. Связь с заболеваниями других органов и систем детского организма. ^ Болезни слизистой оболочки полости рта у детей. Поражения слизистой оболочки полости рта при вирусных (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, корь, ветряная оспа, инфекционный мононуклеоз, энтеровирусный стоматит, ВИЧ-инфекции) и бактериальных заболеваниях (дифтерия, скарлатина). Острый герпетический стоматит, хронический рецидивирующий стоматит, этиология, диагностика, клинические проявления, лечение и профилактика. Острый герпетический стоматит у новорожденных. Острые и хронические кандидозные поражения слизистой оболочки полости рта у детей. Факторы, способствующие возникновению грибковых поражений. Клинические проявления, диагностика, лечение, профилактика. ^ Одонтогенные воспалительные процессы челюстно-лицевой области. Периостит: этиология, диагностика, клиника, принципы лечения, профилактика. Остеомиелит челюстных костей у детей: этиология, диагностика, клиника, принципы лечения. Лимфаденит: этиология, диагностика, клиника, принципы лечения. Сиалоаденит: этиология, диагностика, клиника, принципы лечения. Этиология, диагностика, клиника, принципы лечения абсцессов, флегмон, фурункулов у детей. Хроническая очаговая инфекция полости рта. Пути ее распространения. Травма органов и тканей полости рта и челюстно-лицевой области. Повреждения мягких тканей (ушибы, гематомы, раны, ожоги челюстно-лицевой области). Клиника, оказание неотложной медицинской помощи, принципы лечения. Классификация и особенности повреждений зубов у детей (ушибы, вывихи, переломы зубов, травма зачатка зуба). Клиника, оказание неотложной медицинской помощи, принципы лечения. Повреждения костей лицевого скелета у детей (вывихи нижней челюсти, переломы челюстных костей, родовая травма). Клиника, оказание неотложной помощи, принципы лечения. Диагностика, неотложная медицинской помощь при кровотечениях, асфиксии и шоке. Принципы лечения в больничной организации. Ближайшие и отдаленные осложнения при травме челюстно-лицевой области, их профилактика. Обезболивание: местное и общее. ^ Доброкачественные опухоли и опухолеподобные образования челюстно-лицевой области и шеи. Особенности диагностики, клиники и принципы лечения у детей. Диспансеризация. Онкологическая настороженность. Злокачественные опухоли и опухолеподобные образования челюстно-лицевой области и шеи. Классификация. Клиника, особенности диагностики, схема лечения. Онконастороженность и диспансеризация детей со злокачественными опухолями челюстно-лицевой области. Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология (экзогенные факторы, эндогенные факторы), патогенез, диагностика, принципы лечения в комплексной реабилитации пациентов. Роль врачей-специалистов различного профиля. Профилактика. Некоторые системные пороки развития лица и челюстей (редкие расщелины лица, синдром Робена, дизостозы, синдром 1-2 жаберной дуги). Особенности кормления и ухода за детьми с врожденной расщелиной губы или неба. Возрастные показания к оперативному лечению. Аномалии уздечек губ и языка у детей. Принципы лечения. Литература Основная: 1. Бажанов, Н.Н. Стоматология / Н.Н. Бажанов. М.: Медицина, 1990. 2. Попруженко, Т.В. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т. В. Попруженко, Т.Н.Терехова. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 464 с. 3. Стоматология и челюстно-лицевая хирургия для педиатров: учебное пособие для студентов по специальности «Педиатрия» (под грифом МЗ РБ) / Т.Н.Терехова [и др.]. – Минск: БГМУ, 2008. Дополнительная: 4. Виноградова, Т.Ф. Стоматология детского возраста / Т.Ф.Виноградова. М.: Медицина, 1987. 5. Виноградова, Т.Ф. Педиатру о стоматологических заболеваниях у детей / Т.Ф.Виноградова. М.: Медицина, 1982. 6. Колесов, А.А. Стоматология детского возраста / А.А. Колесов. М.: Медицина, 1993 7. Поликлиническая и госпитальная детская хирургическая стоматология: учеб.-метод. Пособие / А.К.Корсак [и др.]; Минск: БГМУ, 2007. 88 с. 8. Корсак, А.К. Врожденные пороки развития челюстно-лицевой области у детей: учеб.-методич. пособие / А.К. Корсак, Т.Н. Терехова, А.Н. Кушнер. Минск: БГМУ, 2005. 88с. 9. Корсак, А.К. Медицинская реабилитация детей с врожденными расщелинами верхней губы и нёба: учеб.-методич. пособие / А.К. Корсак, М.Л. Боровая. Минск: БГМУ, 2008. 64 с. 10. Корсак, А.К. Опухоли челюстно-лицевой области у детей: учеб.-методич. пособие (изд.2-е доп. и перабот.) / А.К. Корсак. Минск: БГМУ, 2004. 60с. 11. Корсак, А.К. Травма челюстно-лицевой области у детей: учеб. пособие для студентов медицинских ВУЗов / А.К. Корсак. Минск, 2003. ![]() ![]() |
![]() |
Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк |
![]() |
Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования «Белорусский государственный медицинский университет» кандидат медицинских наук, доцент О. Т. Прасмыцкий |
![]() |
Пояснительная записка Общая стоматология раздел стоматологии, включающий изучение стоматологического Н. М. Полонейчик, зав кафедрой общей стоматологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |