Пояснительная записка Стоматология icon

Пояснительная записка Стоматология





Скачать 147.57 Kb.
Название Пояснительная записка Стоматология
Дата 10.02.2013
Размер 147.57 Kb.
Тип Пояснительная записка


СоставителИ:


Т.Н.Терехова, заведующая кафедрой стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

Л.П.Белик, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

М.Л.Боровая, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

Рецензенты:

Кафедра стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

М.Е.Зорич, заведующий кафедрой детской стоматологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент


^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол №3 от 6.10.2010г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол №4 от 22.12.2010г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол №1 от 23.12.2010г.)


Пояснительная записка

Стоматология – учебная дисциплина, содержащая необходимые для врачей-педиатров систематизированные научные знания по этиологии, диагностике, лечению и профилактике стоматологических заболеваний у детей.

Лечение и профилактика многих заболеваний челюстно-лицевой области требуют участия как врача-стоматолога, так и врача-педиатра. Своевременное и правильное распознавание врачом-педиатром заболеваний челюстно-лицевой области обеспечивает своевременное и адекватное лечение ребенка у врача-стоматолога. Профилактика стоматологических заболеваний с учетом их связи с внешней средой и экологической ситуацией, характером питания и вредными привычками обеспечивает гармоничное развитие организма ребенка.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 Педиатрия (ОС РБ 1-79 01 02-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

  • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 Педиатрия (регистрационный № L 79-007/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

Настоящая типовая учебная программа включает новейшие научные данные по стоматологии детского возраста и профилактике стоматологических заболеваний.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции с учетом международного опыта, достижений научно-технического прогресса в области стоматологии и увеличения объема новой информации.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Стоматология» состоит в приобретении студентами знаний, умений, которые обеспечивают формирование профессиональной компетенции, первичной медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, врожденными пороками развития, травмой и онкологическими заболеваниями челюстно-лицевой области.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

  • основных понятий первичной профилактики стоматологических заболеваний;

  • причин и механизмов развития типичных стоматологических заболеваний у детей;

  • особенностей проявления типичных стоматологических заболеваний у детей;

  • методов и средств ранней диагностики типичных стоматологических заболеваний;

  • механизмов развития, методов и средств диагностики и первичной медицинской помощи при врожденной патологии, травматических повреждениях и воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области, мягких тканей, костей;

  • важнейших проявлений в полости рта соматических заболеваний у детей и тактики врача-педиатра при их распознавании.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в формировании клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии.

Успешное изучение дисциплины «Стоматология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

^ Анатомия человека. Анатомическая терминология. Строение верхней и нижней челюстей. Строение зуба. Твердое/мягкое небо: строение, формы. Возрастные различия в анатомии органов полости рта.

^ Гистология, цитология, эмбриология. Общие закономерности и этапы эмбрионального развития человека. Источники развития, особенности строения и функции, возрастные нормы и изменения ротовой полости. Строение слизистой оболочки в связи с функцией и особенностями пищеварения в ротовой полости. Зубы. Развитие. Строение. Прорезывание молочных и постоянных зубов.

^ Нормальная физиология. Функциональная характеристика органов и тканей челюстно-лицевой области. Основные показатели, характеризующие физиологическое состояние органов и систем здорового организма ребенка, подростка.

^ Патологическая физиология. Общие закономерности возникновения и механизмы развития воспаления, опухолевого роста, лихорадки, гипоксии, типовых нарушений обмена веществ, голодания, нейрогенных дистрофий. Принципы коррекции структурно-функциональных нарушений при типовых патологических процессах. Общее учение о врожденных пороках.

^ Лучевая диагностика и лучевая терапия. Биофизические свойства, радиочувствительность и радиорезистентность тканей и органов. Свойства рентгеновского и лазерного излучения. Методы и техника рентгенологического исследования челюстей, височно-нижнего челюстного сустава.

Фармакология. Лекарственные средства при лечении типичных стоматологических заболеваний, премедикация и обезболивание.

^ Микробиология, вирусология, иммунология. Микрофлора полости рта. Специфические и неспецифические факторы защиты органов полости рта. Методы диагностики микробных, грибковых и вирусных заболеваний

Дерматовенерология. Дерматовенерические заболевания с проявлениями в полости рта: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.


^ Структура типовой учебной программы дисциплины «Стоматология» представлена тремя темами по детской терапевтической стоматологии и двумя темами по хирургической детской стоматологии.


^ Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • определение стоматологии как науки и ее место среди других медицинских специальностей;

  • факторы риска возникновения и развития основных стоматологических заболеваний;

  • систему диспансеризации и реабилитации детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области, онкологических, воспалительных заболеваний и травматических повреждений челюстно-лицевой области;

  • методы пропаганды здорового образа жизни;

  • врачебную тактику и методы неотложной медицинской помощи при повреждениях органов полости рта и зубочелюстной системы;

  • этиологию, патогенез, методы диагностики, особенности клинических проявлений, лечения и профилактики врожденных и приобретенных дефектов и деформаций челюстно-лицевой области, онкологических, воспалительных заболеваний и травматических повреждений челюстно-лицевой области;

  • этиологию, патогенез, методы диагностики, особенности клинических проявлений, лечения и профилактики заболеваний твердых тканей зубов, периодонта и сли­зистой оболочки полости рта у детей;

  • этиологические факторы кариеса зубов и болезней слизистой оболочки полости рта, принципы профилактики у детей;

  • влияние кариеса и его осложнений на развитие и течение общих заболеваний у детей;

  • средства и методы гигиенического содержания полости рта;


уметь:

  • выявить жалобы и собрать анамнез жизни у детей;

  • провести обследование челюстно-лицевой области;

  • определить факторы риска возникновения и развития основных стоматологических заболеваний;

  • установить предварительный стоматологический диагноз;

  • провести первичную диагностику стоматологических заболеваний челюстно-лицевой области у детей;

  • направить на консультацию специалиста стоматологического профиля;

  • оказать первичную медицинскую помощь и назначить необходимое лечение при основных стоматологических заболеваниях у детей;

  • выбрать средства и методы профилактики основных стоматологических заболеваний в соответствии с характером и уровнем риска пациента;

  • организовать и (или) обеспечить осуществление первичных профилактических мероприятий.

^ Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы самостоятельной управляемой работы студентов. Самостоятельная работа студентов организуется во время внеаудиторной работы.

Самостоятельная работа студентов включает:

  • подготовку и написание учебной истории болезни

  • участие в научно-исследовательской работе: целенаправленное изучение специальной литературы, достижений отечественной, зарубежной науки и техники; проведение учебных научных исследований (изучение стоматологического статуса здоровых и соматических больных детей различного возраста, проведение профилактических стоматологических мероприятий, экспериментальное исследование новых методик лечения стоматологических заболеваний у детей);

  • выступление с докладами на студенческих научных конференциях.

Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

Студентов знакомят с международными и отечественными юридическими и этическими нормами, важными для проведения стоматологического обследования и лечения детей.

На практических занятиях студенты решают ситуационные задачи, проводят сбор анамнеза и стоматологическое обследование пациента, обучаются методам первичной профилактики и диагностики стоматологических заболеваний у детей. Студенты учатся представлять полученные данные в виде записей в истории болезни, обосновывать и формулировать диагноз, составлять план лечебно-профилактических мероприятий и регистрировать его выполнение.

Контроль подготовки студентов рекомендуется осуществлять путём устного опроса, проверки выполнения письменных и компьютерных тестовых заданий, решения ситуационных задач в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета.


Распределение бюджета учебного времени по семестрам


Шифр, название специальности

Семестр

Количество часов учебных

занятий

Форма аттестации

всего

в т.ч. аудиторных

лекций

лабораторных

практических

семинаров

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 - 79 01 02

«Педиатрия»

7

42

27

6

-

21

-

зачет

^ Всего часов




42

27

6

-

21

-






Примерный тематический план


Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

Практических

1. Стоматология, ее роль в системе здравоохранения. Методика стоматологического обследования детей. Профилактика стоматологических заболеваний

2

4

2. Кариес зубов. Осложнения кариеса

4

3. Заболевания слизистой оболочки полости рта у детей

2

4

4. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. Травма челюстно-лицевой области у детей

2

4

5. Доброкачественные и злокачественные опухолевые процессы челюстно-лицевой области у детей. Врожденные пороки челюстно-лицевой области

5

Всего:

6

21



содержание учебной программы

1. Стоматология, ее роль в системе здравоохранения. Методика стоматологического обследования детей. Профилактика стоматологических заболеваний

Определение стоматологии как науки. Место стоматологии среди других медицинских специальностей. Организационная структура стоматологической помощи в Республике Беларусь. Понятие о стоматологическом здоровье и патологии. Основные патологические состояния в стоматологии.

Цели и методика стоматологического обследования детей. Расспрос, внешний осмотр, исследование состояния слизистой и органов полости рта, кожных покровов, лимфатических узлов, оценка основных функций челюстно-лицевой области. Обследование состояния полости рта.

Цели и содержание первичной профилактики в стоматологии. Основные практические методы и организационные принципы первичной профилактики стоматологических заболеваний, зубочелюстных аномалий, травмы органов и тканей полости рта и челюстно-лицевой области у детей. Патология формирования зубов, зубных рядов и прикуса. Управляемые факторы риска формирования патологии, стратегия их минимизации.

Понятие о гигиене полости рта. Методы (протирание, полоскание, чистка щеткой и интердентальными средствами), предметы (зубные щетки, ершики, флоссы и ленты, зубочистки, ирригаторы) и средства (ополаскиватели, зубные порошки, пасты, гели, кремы, пенки) индивидуальной гигиены рта.

^ 2. Кариес зубов. Осложнения кариеса

Болезни зубов. Кариес. Теория возникновения кариеса зубов. Факторы риска, этиологии и патогенеза кариеса зубов. Основные клинические симптомы. Лечение и профилактика кариеса зубов. Влияние кариеса и его осложнений на развитие общесоматических заболеваний.

Осложнения кариеса. Пульпит. Факторы риска, этиологии и патогенеза. Симптоматика, связь с заболеваниями других органов и систем детского организма. Периодонтит. Основные клинические симптомы. Лечение и профилактика периодонтита. Связь с заболеваниями других органов и систем детского организма.

^ 3. Заболевания слизистой оболочки полости рта у детей

Болезни слизистой оболочки полости рта у детей. Поражения слизистой оболочки полости рта при вирусных (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, корь, ветряная оспа, инфекционный мононуклеоз, энтеровирусный стоматит, ВИЧ-инфекции) и бактериальных заболеваниях (дифтерия, скарлатина). Острый герпетический стоматит, хронический рецидивирующий стоматит, этиология, диагностика, клинические проявления, лечение и профилактика. Острый герпетический стоматит у новорожденных. Острые и хронические кандидозные поражения слизистой оболочки полости рта у детей. Факторы, способствующие возникновению грибковых поражений. Клинические проявления, диагностика, лечение, профилактика.

^ 4. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. Травма челюстно-лицевой области у детей

Одонтогенные воспалительные процессы челюстно-лицевой области. Периостит: этиология, диагностика, клиника, принципы лечения, профилактика. Остеомиелит челюстных костей у детей: этиология, диагностика, клиника, принципы лечения. Лимфаденит: этиология, диагностика, клиника, принципы лечения. Сиалоаденит: этиология, диагностика, клиника, принципы лечения. Этиология, диагностика, клиника, принципы лечения абсцессов, флегмон, фурункулов у детей. Хроническая очаговая инфекция полости рта. Пути ее распространения.

Травма органов и тканей полости рта и челюстно-лицевой области. Повреждения мягких тканей (ушибы, гематомы, раны, ожоги челюстно-лицевой области). Клиника, оказание неотложной медицинской помощи, принципы лечения. Классификация и особенности повреждений зубов у детей (ушибы, вывихи, переломы зубов, травма зачатка зуба). Клиника, оказание неотложной медицинской помощи, принципы лечения. Повреждения костей лицевого скелета у детей (вывихи нижней челюсти, переломы челюстных костей, родовая травма). Клиника, оказание неотложной помощи, принципы лечения. Диагностика, неотложная медицинской помощь при кровотечениях, асфиксии и шоке. Принципы лечения в больничной организации. Ближайшие и отдаленные осложнения при травме челюстно-лицевой области, их профилактика. Обезболивание: местное и общее.

^ 5. Доброкачественные и злокачественные опухолевые процессы челюстно-лицевой области у детей. Врожденные пороки челюстно-лицевой области

Доброкачественные опухоли и опухолеподобные образования челюстно-лицевой области и шеи. Особенности диагностики, клиники и принципы лечения у детей. Диспансеризация. Онкологическая настороженность.

Злокачественные опухоли и опухолеподобные образования челюстно-лицевой области и шеи. Классификация. Клиника, особенности диагностики, схема лечения. Онконастороженность и диспансеризация детей со злокачественными опухолями челюстно-лицевой области.

Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Этиология (экзогенные факторы, эндогенные факторы), патогенез, диагностика, принципы лечения в комплексной реабилитации пациентов. Роль врачей-специалистов различного профиля. Профилактика. Некоторые системные пороки развития лица и челюстей (редкие расщелины лица, синдром Робена, дизостозы, синдром 1-2 жаберной дуги). Особенности кормления и ухода за детьми с врожденной расщелиной губы или неба. Возрастные показания к оперативному лечению. Аномалии уздечек губ и языка у детей. Принципы лечения.


Литература

Основная:

1. Бажанов, Н.Н. Стоматология / Н.Н. Бажанов. М.: Медицина, 1990.

2. Попруженко, Т.В. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т. В. Попруженко, Т.Н.Терехова. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 464 с.

3. Стоматология и челюстно-лицевая хирургия для педиатров: учебное пособие для студентов по специальности «Педиатрия» (под грифом МЗ РБ) / Т.Н.Терехова [и др.]. – Минск: БГМУ, 2008.


Дополнительная:

4. Виноградова, Т.Ф. Стоматология детского возраста / Т.Ф.Виноградова. М.: Медицина, 1987.

5. Виноградова, Т.Ф. Педиатру о стоматологических заболеваниях у детей / Т.Ф.Виноградова. М.: Медицина, 1982.

6. Колесов, А.А. Стоматология детского возраста / А.А. Колесов. М.: Медицина, 1993

7. Поликлиническая и госпитальная детская хирургическая стоматология: учеб.-метод. Пособие / А.К.Корсак [и др.]; Минск: БГМУ, 2007. 88 с.

8. Корсак, А.К. Врожденные пороки развития челюстно-лицевой области у детей: учеб.-методич. пособие / А.К. Корсак, Т.Н. Терехова, А.Н. Кушнер. Минск: БГМУ, 2005. 88с.

9. Корсак, А.К. Медицинская реабилитация детей с врожденными расщелинами верхней губы и нёба: учеб.-методич. пособие / А.К. Корсак, М.Л. Боровая. Минск: БГМУ, 2008. 64 с.

10. Корсак, А.К. Опухоли челюстно-лицевой области у детей: учеб.-методич. пособие (изд.2-е доп. и перабот.) / А.К. Корсак. Минск: БГМУ, 2004. 60с.

11. Корсак, А.К. Травма челюстно-лицевой области у детей: учеб. пособие для студентов медицинских ВУЗов / А.К. Корсак. Минск, 2003.









Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Пояснительная записка Стоматология icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк
Пояснительная записка Стоматология icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет» кандидат медицинских наук, доцент О. Т. Прасмыцкий
Пояснительная записка Стоматология icon Пояснительная записка Общая стоматология раздел стоматологии, включающий изучение стоматологического
Н. М. Полонейчик, зав кафедрой общей стоматологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Стоматология icon Пояснительная записка

Пояснительная записка Стоматология icon Пояснительная записка

Пояснительная записка Стоматология icon Пояснительная записка

Пояснительная записка Стоматология icon Пояснительная записка

Пояснительная записка Стоматология icon Пояснительная записка

Пояснительная записка Стоматология icon Пояснительная записка

Пояснительная записка Стоматология icon Пояснительная записка

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы