1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование icon

1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование





Скачать 458.12 Kb.
Название 1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование
Дата 25.02.2013
Размер 458.12 Kb.
Тип Решение
30 октября 2012 г.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об оценке регулирующего воздействия

на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»


Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской
Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, провело оценку регулирующего
воздействия проекта постановления Правительства Российской Федерации
«Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями
платных медицинских услуг» (далее – Проект акта) и сообщает
следующее.

Проект акта разработан в целях реализации части 7 статьи 84 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ).

Проект акта направлен на регулирование отношений в области предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

Проектом акта предусматривается:

1. Утверждение Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее – проект Правил).

2. Признание утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»
(далее – постановление № 27).

^ 1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование

Согласно Пояснительной записке к Проекту акта необходимость его подготовки обусловлена несоответствием положений, установленных постановлением № 27, нормам Федерального закона № 323-ФЗ.

Разработчик отметил, что при подготовке рассматриваемой редакции проекта Правил учтены также нормы Закона Российской Федерации
от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Гражданского кодекса Российской Федерации.

^ 2. Цели предлагаемого регулирования

По мнению разработчика проект Правил позволяет четко разграничить порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг потребителям и медицинских услуг, оказываемых без взимания платы с пациентов в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевых программ.

Кроме того, в Пояснительной записке указано, что в проекте
Правил учтены специфические особенности медицинских услуг и защиты
прав потребителей (пациентов) при их оказании медицинскими
организациями различных организационно-правовых форм,
индивидуальными предпринимателями с учетом действующего
законодательства и сложившейся практики предпринимательской
деятельности в этой сфере.

^ 3. Риски недостижения целей правового регулирования, возможные негативные последствия от введения нового правового регулирования

По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия Проекта акта с учетом результатов публичных консультаций были определены следующие риски, возникающие в результате принятия Проекта акта и препятствующие достижению цели правового регулирования

3.1. Пункт 5 проекта Правил устанавливает, что «при заключении
договора потребителю (заказчику) должна быть предоставлена в доступной
форме информация о возможности получения соответствующих видов и
объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

Остается неясным, что подразумевается в тексте проекта Правил под «предоставлением в доступной форме информации». Считаем необходимым указать конкретные формы, в которых медицинская организация должна информировать пациента о возможности получения медицинской помощи бесплатно.

3.2. Согласно пункту 9 проекта Правил «платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи».

Полагаем, что указанная норма проекта Правил содержит неопределенность. Так, например, не ясно, каким образом будет зафиксировано согласие потребителя на отказ в получении медицинской услуги в полном объеме стандарта медицинской помощи.

Также остается неясным, каким образом будет определяться цена на медицинские услуги, объем которых «превышает объем выполняемого стандарта медицинской помощи».

Кроме того, обращаем внимание, что в проекте Правил отсутствует механизм оказания платных медицинских услуг при отсутствии утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации стандарта медицинской помощи.

3.3. Пунктом 15 проекта Правил установлены сведения, которые должен содержать договор.

Подпунктом «б» указанного пункта проекта Правил предусматривается указание в договоре фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества, адреса места жительства и телефона потребителя (его законного представителя), заказчика. Обращаем внимание, что статья 84 Федерального
закона № 323-ФЗ предусматривает возможность анонимного оказания медицинских услуг.

Считаем необходимым предусмотреть указанную возможность в проекте Правил.

3.4. Согласно пункту 17 проекта Правил «в случае, если при оказании платных медицинских услуг требуется оказание на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика)».

Не ясно, каким образом исполнитель должен донести до потребителя (заказчика) перечень дополнительных медицинских услуг и в какой форме необходимо закрепить такого рода согласование. При этом потребитель (заказчик) может не иметь фактической возможности подписать «документ о согласии» на
оказание дополнительных медицинских услуг пациенту при их
необходимости и т.д.

3.5. Пунктом 24 проекта Правил предусмотрено, что «исполнитель обязан оказать платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора».

Обращаем внимание, что требования к содержанию договора, установленные пунктом 15 проекта Правил, не предполагают указания в нем требований к качеству платных медицинских услуг.

^ 4. Выводы о возможных последствиях принятия Проекта акта

По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан
вывод о том, что при условии учета замечаний Проект акта не будет
содержать положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности,
или способствующих их введению, а также способствующих
возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и
иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

^ 5. Сведения о публичных консультациях по Проекту акта

В процессе подготовки заключения об оценке регулирующего
воздействия были проведены публичные консультации (справка о результатах публичных консультаций прилагается). Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации,
Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» и другие общественные организации.

Приложение: на л. в 1 экз.


Приложение

к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации
«Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»


Справка

о результатах проведения публичных консультаций

с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности

по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»


Согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. № 398, Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в период с
24 сентября 2012 г. по 8 октября 2012 г. проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»
(далее – Проект акта).

В рамках публичных консультаций Проект акта был размещен на
официальном сайте Минэкономразвития России, а также направлен
в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский
союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия».

Получен ряд ответов от представителей субъектов предпринимательской деятельности и иной деятельности, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ответы представили:

  1. Российский союз промышленников и предпринимателей;

  2. Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга;

  3. Всероссийский союз общественных объединений пациентов;

  4. Общероссийская общественная организация «Лига защитников пациентов»;

  5. ЗАО Страховая группа «Спасские ворота-М»;

  6. МАУ «Детская городская клиническая больница № 9»;

  7. Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.

1. Российский союз промышленников и предпринимателей:

«Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», воспроизводят некоторые недостатки данного законодательного акта, которые невозможно устранить на уровне подзаконного акта.

В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Правилах нет четкого разграничения понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга», которые имеют фундаментальное значение, позволяющее избегать многих противоречий.

В связи с вступлением в силу 3 августа 2012 г. Федерального закона
от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», необходимо обратить внимание на то, что в ст. 1 Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), принятого в Марракеше
15 апреля 1994 г., содержатся следующие положения:

(b) «услуги» включают любой вид услуг в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций правительственной власти;

(c) «услуга, поставляемая при исполнении функций правительственной власти» означает любую услугу, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг».

Необходимо сформулировать четкие нормативные определения медицинской помощи на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона
от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и медицинской услуги на основе положений Гражданского кодекса Российской Федерации.

Необходимо указать, каким образом формируется тариф на платную медицинскую услугу в государственном медицинском учреждении, и что он в себя включает (заработную плату с начислениями, амортизацию оборудования, расходный материал и медикаменты и др.). Если оплата в данном учреждении производится по законченному случаю, то необходимо указать, может ли тариф на платную медицинскую услугу отличаться от существующего для нее тарифа ОМС либо от стоимости квоты в случае оказания высокотехнологичной помощи. Сегодня за счет государственных средств покрывается до 90% всех расходов на оказание платных медицинских услуг.

^ Предложения РСПП



Текс проекта

Содержание поправки

Предлагаемая редакция

Пояснения



2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

платные медицинские услуги - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договор);

Изменить понятие «платные медицинские услуги»

«платные медицинские услуги» - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику, лечение заболеваний, реабилитацию, представляемых на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации, на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования;






4. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены иные требования.

Добавить п. 4 абзацем следующего содержания: «Тарифы на платные медицинские услуги в государственных и муниципальных медицинских учреждениях формируются по правилам, утверждаемым министерствами здравоохранения Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, в соответствии с принадлежностью данных медицинских учреждений.

В данных правилах должны быть однозначно определено: а) использование государственных финансов, в том числе на закупку оборудования и расходного материала, по закупке в системе ОМС (либо для пациентов, которым планируется высокотехнологичная медицинская помощь);

б) компенсация медицинскими учреждениями затрат системы ОМС и бюджета на оказание платных медицинских услуг»

4. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены иные требования. Тарифы на платные медицинские услуги в государственных и муниципальных медицинских учреждениях формируются по правилам, утверждаемым министерствами здравоохранения Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, в соответствии с принадлежностью данных медицинских учреждений.

В данных правилах должны быть однозначно определено: а) использование государственных финансов, в том числе на закупку оборудования и расходного материала, по закупке в системе ОМС (либо для пациентов, которым планируется высокотехнологичная медицинская помощь);

б) компенсация медицинскими учреждениями затрат системы ОМС и бюджета на оказание платных медицинских услуг.

Необходимо указать, каким образом формируется тариф на платную медицинскую услугу в государственном медицинском учреждении, и что он в себя включает (заработную плату с начислениями, амортизацию оборудования, расходный материал и медикаменты и др.). Если оплата в данном учреждении производится по законченному случаю, то необходимо указать, может ли тариф на платную медицинскую услугу отличаться от существующего для нее тарифа ОМС либо от стоимости квоты в случае оказания высокотехнологичной помощи. Сегодня за счет государственных средств покрывается до 90% всех расходов на оказание платных медицинских услуг.



5. При заключении договора потребителю (заказчику) должна быть предоставлена в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Заменить слова: «о возможности получения соответствующих видов и объемов» словами: «о видах и объемах»

5. При заключении договора потребителю (заказчику) должна быть предоставлена в доступной форме информация о видах и объемах медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В обсуждаемой редакции п. 5 Правил может быть истолкован таким образом, что соответствующие виды и объемы медицинской помощи потребитель (заказчик) имеют возможность получить без взимания платы, но если у них есть желание оплатить соответствующие виды и объемы медицинской помощи, то они могут заключить договор.



6. Медицинские организации, участвующие в реализации Программы и территориальной программы, имеют право оказывать платные медицинские услуги:

Дополнить п.6 Правил славами: «и немедицинские услуги на основании желания пациента получить их на платной основе, а также: »

Медицинские организации, участвующие в реализации программы, Территориальной программы, имеют право оказывать пациентам платные медицинские и немедицинские услуги на основании желания пациента получить их на платной основе, а также: (далее по тексту);






6. Медицинские организации, участвующие в реализации Программы и территориальной программы, имеют право оказывать платные медицинские услуги:

2) при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением

случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Необходимо четкое развернутое определение условий анонимности в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 2 ч. 5 ст. 84)




Необходимо четкое развернутое определение условий анонимности в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 2 ч. 5 ст. 84). Сложно сохранить анонимность в государственных стационарных учреждениях. Именно поэтому необходимо уточнить: оказание медицинских услуг анонимно проводится только в амбулаторных или амбулаторных и стационарных условиях. Если принимается последний вариант, то необходимо обозначить, каким образом и в каких случаях допускается сохранение анонимности обследования и лечения в государственных учреждениях



6. Медицинские организации, участвующие в реализации Программы и территориальной программы, имеют право оказывать платные медицинские услуги:

Дополнить п. 6 подпунктами: «^ 5) при оказании медицинских услуг с использованием методов народной медицины;

6) Пациентам, имеющим полис добровольного медицинского страхования»

6. Медицинские организации, участвующие в реализации Программы и территориальной программы, имеют право оказывать платные медицинские услуги:

^ 5) при оказании медицинских услуг с использованием методов народной медицины;

6) Пациентам, имеющим полис добровольного медицинского страхования.






9. Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Словосочетание «услуги могут оказываться в полном объеме стандарта» заменить на словосочетание «услуги оказываются в объеме и качестве не ниже норм, указанных в стандартах»; в словосочетание «осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств» добавить слово «курса»

9. Платные медицинские услуги оказываются в объеме и качестве не ниже норм, указанных в стандартах медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления курса или отдельных медицинских вмешательств и консультаций, а так же в объеме, превышающим объем выполняемого стандарта медицинской помощи;






15. Договор должен содержать следующие сведения:

Дополнить первый абзац п. 15 словами: «Договор должен соответствовать действующему законодательству, не противоречить ему и» (далее по тексту)

15. Договор должен соответствовать действующему законодательству, не противоречить ему и содержать следующие сведения:






15. Договор должен содержать следующие сведения:

Договор составляется в трех экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у потребителя. В случае, если договор заключается между потребителем и исполнителем, договор составляется в двух экземплярах.

п. 15 после слов «третий» дополнить словами: «у страховой компании. Для потребителей выдается выписка из договора об объемах получения ими медицинских услуг в рамках данного договора»

Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у страховой компании. Для потребителей выдается выписка из договора об объемах получения ими медицинских услуг в рамках данного договора. В случае, если договор заключается между потребителем и исполнителем, договор составляется в двух экземплярах.

Если «исполнитель» - это медицинская организация, «заказчик» - страховая компания, а «потребитель» - застрахованный, то мы имеем два вида документов:

а) договор об оказании медицинской помощи (услуг);

б) договор страхования. Оба документа являются двусторонними.

Речь идет о четырех участниках процесса: медицинская организация, страховщик (страховая компания), страхователь (организация), застрахованный (он же потребитель). Здесь мы имеем три вида договоров:

1 - договор об оказании медицинской помощи (услуг): между медицинской организацией и страховой компанией;

2 - договор страхования: между страховой компанией и организацией;

3 - трудовой договор: между организацией и работником (или коллективный договор).


Требование предоставлять работнику (потребитель) договор между медицинской организацией и страховой компанией не ясно и не правомерно.



16. На оказание платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя обязательно и в этом случае она является неотъемлемой частью договора.

Словосочетание «составлена смета» заменить на словосочетание «составлена предварительная смета»

16. На оказание платных медицинских услуг может быть составлена предварительная смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя обязательно и в этом случае она является неотъемлемой частью договора.

По п. 16. Требование обязательного предоставления сметы на лечение не исполнимо. Возможно говорить о предоставлении предварительной сметы на стационарное лечение. О смете на амбулаторное лечение говорить нельзя.



17. В случае, если при оказании платных медицинских услуг требуется оказание на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе оказывать дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

Добавить п. 17 словами: «за исключением случаев, когда от срочных действий исполнителя зависит жизнь пациента, который находится в бессознательном или недееспособном состоянии, и при отсутствии в этот момент законных представителей пациента».

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе оказывать дополнительные медицинские услуги на возмездной основе, за исключением случаев, когда от срочных действий исполнителя зависит жизнь пациента, который находится в бессознательном или недееспособном состоянии, и при отсутствии в этот момент законных представителей пациента.

Дополнительные услуги могут возникнуть в плановой ситуации, когда спросить пациента нет никакой возможности: пациент на хирургическом столе, в коме и прочее. Необходимы оговорки.



25. Платные медицинские услуги оказываются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (его законного представителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Следует привести п. 25 Правил в полное соответствие с пунктами 1, 2, 3, 5 ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».




Следует привести п. 25 Правил в полное соответствие с пунктами 1, 2, 3, 5 ст. 4 Закона Российской Федерации
от 7 февраля 1992 г. № 2300-I
«О защите прав потребителей».


^ 2. Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга:

«1. Пункт 8 Проекта откорректировать с учетом нижеследующего:

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения вправе оказывать платные медицинские услуги лишь в качестве дополнительных (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) при соблюдении определенных условий:

- в качестве платных могут оказываться те медицинские услуги, которые не входят в гарантированный государством объем бесплатной медицинской помощи;

- при оказании платных медицинских услуг не должны ухудшаться условия и доступность для граждан бесплатной медицинской помощи;

- государственное (муниципальное) учреждение здравоохранения должно получить специальное разрешение на осуществление деятельности по оказанию платных медицинских услуг (во избежание чрезмерного увлечения оказанием платных медицинских услуг в ущерб качественной медицинской помощи на безвозмездной основе).

2. В целях практичного применения п. 9 Проекта необходимо привести в соответствие подзаконную нормативную базу, поскольку не по каждому виду медицинской помощи разработан стандарт. Следовательно, при отсутствии всех необходимых стандартов, установленных Министерством здравоохранения Российской Федерации в сфере медицины, п. 9 будет иметь статус «де-юре» без фактического использования.

3. В связи с тем, что у медицинской организации, в частности у индивидуальных предпринимателей, может и не быть сайта на информационном ресурсе «Интернет», предлагаем изложить абзац 1 пункта 10 Проекта в следующей редакции:

«10. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и/или на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:...» (далее по тексту).

4. Подпункт «б» пункта 12 Проекта изложить в следующей редакции:

«б) информацию о конкретном медицинском работнике, оказывающем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации). В случае необходимости исполнитель вправе заменить оговоренного медицинского работника на другого сотрудника при сохранении уровня квалификации последнего.»

5. Во избежание двойных стандартов пункта 13 Проекта требуется уточнение законодателя в части особенности доведения в письменной форме до потребителя и/или заказчика информации о последствиях несоблюдения указаний (рекомендаций) исполнителя, а именно необходимо прописать форму вручения (уведомления) - например, личное информирование потребителя под роспись, оповещение заказчика посредством факсимильной/электронной связи и т.д.

6. Из предложенного варианта абзаца 2 пункта 17 Проекта неясно, в какой форме (устной и/или письменной) и каким способом должно быть закреплено согласие потребителя (заказчика) на оказание дополнительных медицинских услуг на возмездной основе.

7. Проанализировав пункт 22 Проекта, считаем, что некорректно объединять различные по своему характеру и природе действия сторон для достижения результата в виде оказания услуги, а именно - платные медицинские услуги считаются оказанными в результате фактических манипуляций медицинского характера со стороны исполнителя, но оказание услуг никоим образом не соотносится с их оплатой заказчиком. Выполнение финансовых условий по договору является исключительной обязанностью потребителя (заказчика), но не является отправной точкой отсчета оказания услуги. Следовательно, оказание платной медицинской услуги и подготовка соответствующей медицинской документации вменяется по закону в обязанность исполнителю, данные действия однозначно свидетельствуют об оказании медицинской услуги. К тому же финансовые условия по договору между заказчиком (потребителем) и исполнителем могут быть оговорены в индивидуальном порядке посредством оплаты услуг в рассрочку, отсроченным платежом и пр., что не совпадает во временном интервале с оказанием медицинской помощи пациенту».

^ 3. Всероссийский союз общественных объединений пациентов:




Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Комментарии

1.

6. Медицинские

организации,

участвующие в реализации Программы и территориальной программы, имеют право оказывать платные медицинские услуги:

1) на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными

программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе: установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара; применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших

лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение имплантируемых медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов

лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

4) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6. Медицинские

организации,

участвующие в реализации Программы и территориальной программы, имеют право оказывать платные медицинские услуги:

1) на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными

программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), в части:

установления индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара; применения лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших

лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применения имплантируемых медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов

лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи, если их назначение и применение не обусловлено наличием медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям);


4) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и кроме случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи по неотложным или экстренным показаниям.

Формулировка «в том числе» приведет к неконтролируемому расширению платных медицинских услуг, т.к. в этом случае список приведенных условий не является окончательным. Считаем, что

Постановление должно вводить

окончательный перечень платных медицинских услуг.

П. 5 статьи 37 ФЗ-323 определяет, что: «Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи,

допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии». Таким образом, данное Постановление в этой части заметно ограничивает объем предоставляемой бесплатной помощи по сравнению с федеральным законом. В этой связи, считаем необходимым исключить слово «имплантируемых» и добавить текст, соответствующий положениям ФЗ-323


Уточнение по медицинской помощи по неотложным или экстренным показаниям должно быть указано в данном Постановлении, подчеркивая значимость данного условия оказания бесплатной медицинской помощи и не допуская свободного толкования данного нормативного документа.

2.

7. Порядок определения платы за медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

7. Порядок определения платы за медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей на основании единых тарифов, утверждаемых постановлением Правительства Российской Федерации.

Считаем, что предоставление платных медицинских услуг организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, должно осуществляться на основании единой тарифной политики Федеральных властей для недопущения спекулятивного взвинчивания цен на данные услуги и возникновения существенных различий в ценообразовании между субъектами Российской Федерации.

3.

10. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения: д) о порядке и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с Программой и территориальной программой;

10. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения: д) о видах, объемах, порядке и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с Программой и территориальной программой;

Предлагаемые дополнения соотносятся с п. 5 данного проекта Постановления, где предусматривается необходимость информирования потребителя (заказчика) о видах и объемах медицинской помощи в соответствии с Программой и территориальной программой.

4.

11. Исполнитель обязан также предоставить для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:

а) копию учредительного документа медицинской организации -юридического лица, положения об ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), оказываемых медицинской организацией.

11. Исполнитель обязан также предоставить для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика следующие заверенные исполнителем копии документов:

а) копию учредительного документа медицинской организации -юридического лица, положения об ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), оказываемых медицинской организацией.

Данные поправки направлены на облегчение получения потребителем (заказчиком) копий документов исполнителя платных медицинских услуг. Данные документы необходимы как для оформления социального налогового вычета, так и при рассмотрении конфликтных ситуаций и споров.

5.

15. Договор должен содержать следующие сведения:

б) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя); фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица; наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

15. Договор должен содержать следующие сведения:

б) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства и телефон потребителя;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства и телефон законного представителя потребителя; фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица; наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

Необходимо предусмотреть ситуацию, когда медицинскую услугу оплачивает третье лицо (заказчик), а потребителем, например, является несовершеннолетнее лицо. В действующей редакции упоминание законного представителя в скобках подразумевает союз ИЛИ. В данной же ситуации в договоре необходимо будет указывать и ребенка, и его законного представителя.

6.

26. Потребителю (его законному представителю) по его требованию и в доступной для него форме исполнителем должна быть предоставлена информация: о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;

об используемых при оказании платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.


26. Потребителю (его законному представителю) по его требованию и в доступной для него форме (включая копии необходимых документов и письменные заключения)

исполнителем должна быть предоставлена информация: о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;

об используемых при оказании платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в

Необходимо предоставить право потребителю получать копии необходимых медицинских документов и письменные заключения еще в ходе оказания платных медицинских услуг. Данная мера позволит потребителю (заказчику) проводить контроль над качеством оказываемой услуги и осуществлять консультирование у независимых экспертов.


^ 4. Общероссийская общественная организация «Лига защитников пациентов»:

«Сделана подборка доводов, которые использовались «Лигой пациентов» в разное время, чтобы противостоять разрастанию платности медицинских услуг в государственных учреждениях, поскольку мы имеем по этому поводу множество жалоб от граждан, включая инвалидов, и считаем, что именно из-за них система здравоохранения России находится на 130-м месте в рейтинге ВОЗ. Итак, доводы следующие:

1. Система финансирования медицины развивалась от пациента, самостоятельно оплачивающего врачу его работу. Так было еще в средние века. Со временем стало ясно, что за себя больной заплатить адекватно не может (болеет и не работает), и при фабриках, заводах, мастерских появились больничные кассы, где здоровый платил за больного. Кассы переросли в страховые компании. Высшей точкой развития системы является государственное финансирование, когда граждане через налоги оплачивают помощь себе в будущем на случай болезни или другим больным. В этом смысле государство выполняет функцию всеобщего страховщика. С этой точки зрения возврат платных услуг означает без преувеличения возвращение финансовой системы в средние века, и уход государства от своих прямых социальных функций, что вызывает социальное напряжение и дискредитацию идеи государственности в целом, поскольку охрана здоровья наряду с охраной жизни — самые важные функции государства.

2. В медицине царят три важнейших фактора — страх людей перед болезнями, незнание пациентов (что с ними происходит, что им нужно и нужно ли вообще) и зависимость от врача. Поскольку жизнь и здоровье бесценны, перечисленные факторы позволяет зарабатывать в медицине любые деньги, если имеется малейшее право их зарабатывать. При этом врач всегда найдет, что сказать пациенту, если перед ним поставлена задача выдавить того, насколько это возможно, из бесплатной в платную систему здравоохранения (таблетки, протезы, услуги, которые «уж конечно!» лучше и нужнее, чем те, что, вроде бы, входят в бесплатную систему здравоохранения). Но пациент (и врач, кстати, тоже) не знает точно, что есть в бесплатной программе госгарантий, и вряд ли будет это знать как минимум до той поры, пока его право уже не будет нарушено. Только тогда он может поинтересоваться своими правами, но тут вступает в действие принцип зависимости, согласно которому пациент (больной человек) должен доверять врачу в суждениях и не будет ссориться с ним из страха, что тот не поможет ему или даже может навредить. Тогда зачем ему читать о своих правах, и тем более отстаивать их? Не за чем. Поэтому государство должно создать систему, где больной человек не должен попадать в зависимость от людей, зарабатывающих на его болезнях, страхах и незнании!

3. Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Нельзя читать Конституцию Российской Федерации так: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет граждан».

Это значит, что у государственных и муниципальных учреждений здравоохранения нет права оказывать медицинскую помощь гражданам платно. Конституционная норма не распространяется на не граждан и на сервисные услуги, которые нельзя отнести к медицинским или от которых зависят медицинские.

В то же время, важно понимать, что гарантируется бесплатная медицинская помощь - не какого объема (см. о принципе достаточности ниже), а где - в государственных и муниципальных учреждениях. Поэтому базовая программа госгарантий - лишь механизм реализации конституционного права, но механизм не может сужать право.

4. В медицине не может быть дополнительных медицинских услуг (или сверх программы государственных гарантий, или «иных»), о которых идет речь в Проекте Постановления и в действующем постановлении Правительства Российской Федерации № 27 от 13 января 1996 г., потому что нельзя дополнительно вылечить аппендицит или пневмонию. Существование каких-то «дополнительных» или «сверх» медицинских услуг разрушает систему здравоохранения, лишая ее ясного экономического, правового и даже научного базиса. Медицинская помощь должна быть доступной и достаточной — это два главных принципа здравоохранения. Не доступная и не достаточная помощь не может считаться ни, собственно, помощью, ни медицинской. А помощь сверх достаточной опасна, как любое медицинское вмешательство, имеющее побочные эффекты, и бессмысленно затратна. Это и предопределяет обязательность внедрения стандартов медицинской помощи, которые врач вправе нарушить только, если этого требует конкретная клиническая ситуация (например, одновременное развитие болезней, требующих применения дублирующих или взаимоисключающих стандартов).

Прямое противоречие постановления Правительства Российской Федерации
№ 27 Конституции Российской Федерации в части наличия права у государственных и муниципальных учреждений здравоохранения оказывать платные (хотя и дополнительные) услуги стало сигналом к нарушению правопорядка и законности в здравоохранении, тем разбитым окном (см. Теорию разбитых окон), в результате которого бьются и другие окна здравоохранения и возникает общий хаос.

Именно это, а не недостаток финансирования, только и может объяснить положение России в Рейтинге стран по качеству и доступности медпомощи по версии ВОЗ :

37. США.

39. Куба

50. Польша

64. Казахстан

72. Беларусь

73. Литва

77. Эстония

79. Украина

101. Молдова

104. Армения

105. Латвия

109. Азербайджан

112. Индия

114. Грузия

117. Узбекистан

130. Россия

По данным ВОЗ в 1978 году СССР (бесплатная для граждан система здравоохранения) занимал 22-е место по качеству и доступности медицинской помощи.

5. Для уточнения перечня сервисных услуг, без которых невозможно оказание медицинской помощи, должна быть принята Базовая программа государственных гарантий бесплатных сервисных услуг при оказании бесплатной медицинской помощи.

6. Согласно п. 1 ст. 84 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» (далее «Основы») граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи.

Однако не может быть права на получение платных услуг, потому что заплатить деньги — это обязанность взамен предоставленных услуг (см. ч. 1 ст. 779 ГК РФ). Таким образом, в указанном Законе имеется прямая подмена обязанности правом - по ГК РФ потребитель не может не заплатить, если услуга оказана, а обязанность невозможно считать правом.

Это важно сознавать еще и потому, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения уже оплачена гражданами в форме налогов. Таким образом, им «дают право» заплатить второй раз за то, что они уже заплатили. Но ни один нормальный человек не будет платить, если у него есть право не платить. Таким образом, данная норма наносит удар и по основам гражданского права, и даже по здравому смыслу. Все, заключенные таким образом сделки, можно признать недействительными, заключенными под влиянием заблуждения и страха.

7. Поскольку Конституция Российской Федерации предусматривает бесплатную медицинскую помощь для граждан в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, то необходимо исключать их из круга медицинских организаций, которым разрешено оказывать платные медицинские услуги согласно п. 5 ст. 84 Основ, а именно, из круга медицинских организаций (так определен круг в Законе), участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Таким образом, эта норма Закона касается любых организаций любых организационно-правовых форм, кроме государственных и муниципальных учреждений.

Недопущение толкования указанной нормы Закона иным способом основано и на п. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

8. Согласно п. 4 Основ платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Однако согласно п.2 ч.1 ст. 79, п.4) ст. 10, ч.1 ст. 37, ч.2 ст. 64, ч.3 ст. 69 Основ стандарты обязательны для исполнения медицинскими организациями.

Согласно ч 3 ст. 80 Основ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: 1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Таким образом, закон делает стандарт обязательным и бесплатным, и одновременно позволяет ему быть платным целиком или частично. Очевидно, что это лишает процесс стандартизации всякого смысла, поскольку он не имеет ясной правоприменительной силы, и на уровне правоприменительной практики это еще один сигнал к продолжению разрушения (хаосу) системы здравоохранения из-за неопределенности правил, в частности, статуса стандартов.

9. Согласно п.7 Проекта Правил порядок определения платы за медицинские услуги, являющимися бюджетными и казенными (государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Однако согласно ч. 7 ст. 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В то же время согласно ч.2 ст. 120 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Упоминания автономных учреждений в Проекте Постановления не имеется. Это значит, что ни Закон, ни Проект Постановления не разрешают указанным учреждениям оказывать платные медицинские услуги.

Иного упоминая бюджетных и казенных (государственных (муниципальных) учреждений, кроме вышеприведенного, в данном Проекте Постановления так же не содержится. Но данная норма не дает права указанным учреждениям оказывать платные услуги, а содержит указание на лица, устанавливающие порядок оказания платных услуг.

Тогда ни Закон, ни Проект Постановления, то есть федеральные органы государственной власти непосредственно не разрешают оказания платных медицинских услуг государственным учреждениям.

Но из приведенной нормы складывается ощущение (еще один сигнал к беспорядку), что платные медицинские услуги в государственных учреждениях разрешены, а само решение вопроса отдано государством на откуп учредителям государственных учреждений, то есть властям субъектов Российской Федерации и муниципалитетам. То есть государство устранилось от решения этой проблемы, переложив ее в низшие круги иерархии власти. Это означает, что платной или бесплатной помощь в данном учреждении решать будет местная администрация, и ни о каким единстве правил оказания помощи и равенстве прав на территории России при оказании медицинской помощи говорить нельзя.

Любое обращение гражданина в суд по данному вопросу становится проблемой учредителя ЛПУ, а не государства в целом. Это делает практически невозможным оспаривание федеральных источников права в высших судебных инстанциях».

^ 5. ЗАО Страховая группа «Спасские ворота-М»:

«По нашему мнению, подготовленный проект Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее — проект Правил) в целом крайне слабый. В целом касается только платных услуг. Порядок предоставления услуг добровольного медицинского страхования не прописан и не ложится в представленный документ. ДМС предполагает наличие договоров длительного срока действия, не имеющих перечня предоставляемых услуг, содержащих, как правило, программу обслуживания, вероятность наступления события, возникающие из этой вероятности риски, поэтому и страхование. П. 23 оговаривает порядок заключения договоров ДМС. В остальном — документ ДМС не касается. Порядок представления платных услуг, на наш взгляд, не требует детализации, декларируемой в проекте Правил. Отдельные разделы расположены не в логической последовательности. Нет статей, учитывающих специфические особенности медицинских услуг и защиты прав застрахованных в полном объеме
(о чем заявлено в Пояснительной записке). К документам подобного уровня неплохо бы добавить комплект необходимых форм с методикой их заполнения.

Замечания по разделам.

    1. п.2 — могут ли быть оказаны платные услуги без договора?

    2. Редакция — п. 8 — При оказании платных медицинских услуг должен соблюдаться порядок оказания медицинских услуг, утвержденный … (далее по тексту).

    3. п. 9. - объем предоставляемых платных услуг зависит от желания заказчика (потребителя) и может не соотноситься со стандартом медицинской помощи.

    4. п. 10 — является ли обязательным наличие сайта в сети «Интернет»? Если да, то каким документом это закреплено. Необходима ссылка.

    5. п. 10, п/п д — необходимо уточнить о какой программе идет речь? Является ли исполнитель участником реализации территориальной программы?

    6. п. 10, п/п е — достаточно ли сведений об уровне профессионального образования и квалификации или нужны еще какие-либо обязательные сведения, или дополнительные сведения только по желанию исполнителя?

    7. п. 12, 13 — речь идет только о разовых договорах на конкретную услугу? При оказании услуг с заключением длительного договора ДМС имеет ли смысл указывать конкретных исполнителей услуги, методах оказания услуги, рисках и т. д.?

    8. п. 15 — заказчик может сам дать копию договора или перечня услуг потребителю по своему усмотрению, т. к. он оплачивает договор. В данном пункте, последний абзац - двоякость понятий.

    9. п. 16 - «может быть» и «обязательно» — необходима редакционная правка.

    10. п. 17, 18 — необходимо учесть в п.15, п/п г.

    11. п. 19 — нет порядка действий в случае, если договор оплачен полностью.

    12. п. 20 — оговорен договором. Надо ли его выделять отдельно?

    13. п. 22 — наверное возможен в такой формулировке, при условии, что в договоре указан желаемый результат изменения состояния здоровья потребителя. Кто в контексте данного договора является законным представителем потребителя?

    14. Раздел V – требует значительной переработки с соблюдением связи с предыдущими положениями проекта Правил.

    15. В проекте Правил нет условий прекращения договора, порядка взаиморасчетов при прекращении договора или в случае невыполнения обязательств одной из сторон.

    16. Так как платные услуги должны существенно отличаться от услуг, оказываемых бесплатно, желательно в проекте Правил предусмотреть необходимость страхование ответственности медицинского персонала от врачебной ошибки, от возможных посягательств пациентов при их неудовлетворенности оказанными услугами, страхование пациентов от неправильных или неправомерных действий медицинского персонала».

6. МАУ «Детская городская клиническая больница № 9»:

«1. «Абзац 2, подпункта 1), пункта 6. В данном абзаце проекта основание для взимания платы с пациента является превышение стандарта оказания медицинской помощи только в части медицинских препаратов и изделий медицинского назначения. Необходимо включить такой компонент стандарта как медицинская услуга, за исключением случаев, когда стандарт превышен по жизненным показаниям. При этом в пункте 9 содержится указание на то, что медицинские услуги, не включенные в стандарт оказания медицинской помощи, могут быть оказаны за плату. Предлагаем либо добавить в абзац 2 подпункта 1), пункта 6 фразу «а также медицинских услуг, не предусмотренных стандартом оказания медицинской помощи по заболеванию, послужившему основанием для консультации или госпитализации, за исключение случаев оказания данных услуг по жизненным показаниям», либо включить пункт 9 как отдельный абзац в подпункт 1), пункта 6.

2. Подпункт 4), пункта 6. Данная формулировка весьма пространна. Возможно самое широкое ее толкование. Фактически копируется п.4), части 5, статьи 84 закона 323-ФЗ. Так сформулировано в самом законе – это принцип. В Правилах он должен быть раскрыт, формулировка должна быть четкой, и не допускать различного толкования. Фактически она означает оказание медицинской помощи вне установленного в Территориальной программе госгарантий порядка оказания бесплатной медицинской помощи. При этом не нужно путать его с порядком оказания медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава России. Порядки Минздрава России говорят о том, что пациент с гастритом может лечиться в гастроэнтерологическом отделении, а не в кардиохирургии, если ему так вздумается, а оперировать аппендицит у ребенка должен специалист, имеющий сертификат детского хирурга, а не стоматолога. Порядок оказания бесплатной медицинской помощи, установленный в Территориальной программе говорит нам, что прежде чем попасть к узкому специалисту консультативной поликлиники необходимо обратится сначала к врачу в поликлинику по месту прикрепления, а проходить бесплатно рутинное обследование пациент должен в больнице, к которой прикреплен, а не в специализированном стационаре областной больницы по своему желанию. В противном случае наступит хаос. Предлагаем формулировку: «самостоятельное обращение пациента без направления врача в данную медицинскую организацию, выданного в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, установленным в Территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, кроме случаев оказания неотложной и экстренной медицинской помощи».

3.^ В целом по разделу II. Объем медицинской помощи, которая будет предоставляться пациенту бесплатно, определяется:

1) территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, в которой установлены виды бесплатной медицинской помощи, порядок и условия предоставления бесплатных медицинских услуг,

2) тарифным соглашением по ОМС, в котором содержатся конкретные услуги, которые могут быть оплачены из ОМС и их стоимость,

3) решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС, которая распределяет объемы госпитализаций и консультаций, которые будут оплачены из фонда ОМС, на конкретные больницы,

4) стандартом медицинской помощи, включающим перечень медицинских услуг, медикаментов, медицинских изделий, лечение которыми осуществляется бесплатно за счет средств ОМС.

Соответственно любая медицинская организация, оказывающая бесплатные медицинские услуги, бесплатно их будет предоставлять:

1) в объеме, и по видам, оплаченным фондом ОМС (т.е включенным в Тарифное соглашение по ОМС) или бюджетом,

2) в соответствии с минимальными требованиями к условиям оказания медицинской помощи, установленными в Территориальной программе государственных гарантий: количество коек в палате, наличие туалетов, душевых в палате или отделении, предоставление места родителю с обеспечением питанием и койкой и т.п

3) в порядке, установленном в Территориальной программе государственных гарантий (не путать с порядками оказания медицинской помощи, принятыми Минздравом России),

4) по перечню медицинских услуг, медикаментов, медицинских изделий, содержащихся в стандарте, за исключением случаев, когда замена производится по жизненным показаниям или из-за непереносимости, включенных в стандарт оказания медицинской помощи.

Все остальное не может быть предоставлено бесплатно. Однако если медицинская организация имеет «мощности» выполнить медицинские услуги сверх оплаченного государством объема за счет средств граждан или ДМС, то это ее законное право, которое не может быть ограничено, что отражено в части 6, ст.4 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и части 4, ст.9.2 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с проектом перечень разрешенных платных услуг очень узкий, а формулировки некоторых пунктов не четкие. В настоящее время объем платных услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях по тем позициям, которые обозначены в представленном проекте и могут трактоваться однозначно, занимают незначительную долю в денежном выражении от всего объема услуг. Если будут разрешены только представленные в п.6 платные услуги, это означает сокращения поступлений от платных услуг в государственную систему здравоохранения на 80 – 90 %. Учитывая, что объем платных медицинских услуг в России в 2011 году составил порядка 482 млрд. рублей, то потери системы здравоохранения составят в 2013 году до 450 – 500 млрд. рублей. При этом для реализации указа президента по повышению оплаты труда работникам здравоохранения, государству придется не только компенсировать выпавший объем средств от платных услуг, но сверх этого вливать средства в целях повышения оплаты труда врачей от имеющихся уровней.

При этом оплата труда не будет соответствовать производительности труда, т.к объем и виды «государственного заказа» на медицинские услуги, выдаваемый государственным больницам через фонд ОМС, а также действующие нормативы нагрузки на специалистов, не позволят использовать имеющийся коечный фонд и оборудование эффективно и с полной загрузкой.

Пациент должен иметь право выбора ожидать оказания плановой услуги в очереди, сформированной в соответствии с выданным больнице объемом «госзаказа», либо оплатить эти услуги самостоятельно и получить их в более короткий срок. В представленном в п.6 перечне вообще отсутствует возможность оказания каких-либо медицинских услуг сверх установленных и оплаченных государством объемов медицинской помощи или не включенных в стандарт оказания медицинской помощи, в том числе и различные виды исследований и консультаций специалистов. Таким образом, у пациента исчезает альтернатива. Доступность медицинской помощи снижается.

Также необходимо отметить, что часть медицинских услуг вообще не оплачивается системой ОМС и не включается в Тарифное соглашение. Это косметология, различные виды традиционной медицины, физиотерапии и т.п, а также новые, инновационные, авторские методики лечения, разрешенные на территории России, но не включенных в Тарифное соглашение по ОМС.

Естественно, если легально оказывать медицинские услуги медицинская организация не сможет, развитие получат нелегальные платежи. При этом права пациента не защищены договором, цены на такие услуги полностью выпадут из-под контроля государства.

Представленный проект распространяет его действие на все медицинские организации независимо от формы собственности. Это означает, что частные медицинские организации не станут входить в ОМС в принципе. В структуре доходов частных больниц различные платные услуги и в перспективе будут занимать значительное, если не основное место. ОМС лишь позволит эффективно использовать имеющиеся «мощности»: коечный фонд, оборудование, специалистов. Особенно это справедливо на ранних этапах вхождения частной медицины в ОМС. Пункт 6 разрешает медицинским организациям, участвующим в реализации программы ОМС, оказывать лишь очень узкий спектр платных услуг. Таким образом, частная медицинская организация при вхождении в систему ОМС должна отказаться от большего объема платных медицинских услуг, что будет для нее не приемлемо. Это означает, что сама идея повышения качества и доступности бесплатных медицинских услуг путем развития конкуренции больниц, в т.ч и частных, в системе ОМС и являющаяся краеугольным камнем реформы здравоохранения, реализована не будет.

Предлагаем установить, что платно могут быть оказаны медицинские услуги на иных условиях, чем установлено Программой и территориальными программами, включая:

  1. Медицинские услуги, не оплачиваемые из средств фонда ОМС, средств соответствующего бюджета и иных источников финансирования бесплатной медицинской помощи и не включенные в действующее на территории субъекта Российской Федерации Тарифное соглашение по ОМС.

  2. Медицинские услуги, оказываемые дополнительно к объемам бесплатной медицинской помощи, при условии выполнения установленных медицинской организации в соответствии с федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» объемов бесплатной медицинской помощи.

  3. Оказание медицинских услуг, применение лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебного питания, не предусмотренных стандартом медицинской помощи по заболеванию, послужившему основание для консультации или госпитализации, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

  4. При самостоятельном обращении пациента без направления врача в данную медицинскую организацию, выданного в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, установленным в Территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, кроме случаев оказания неотложной и экстренной медицинской помощи.

Также остается неясным, каким образом будет регулироваться оказание платных немедицинских услуг.

4.^ Пункт 12, п.п а). Не ясно, что подразумевается под информацией о порядках оказания медицинской помощи. Реквизиты нормативных актов, их утверждающих, или полностью текст данных нормативных актов. По смыслу проекта вероятно должна быть предоставлена информация о том, что пациент обратился самостоятельно, осуществив свой выбор медицинской организации для оказания медицинской помощи не в соответствии с порядком оказания медицинской помощи (часть 1, статьи 21 323-ФЗ), и поэтому услуга будет оказываться платно». 

^ 7. Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности:

«Согласно п. 30 Проекта контроль за соблюдением Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В тоже время, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» одним из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности является соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг (на сегодняшний день постановление Правительства № 27). Т.е. лицензирующие органы дублируют функции Роспотребнадзора.

Предлагаем проектом постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» в части исключения из лицензионных требований соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг, тем самым оставив это только полномочием Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В противном случае, идет дублирование полномочий и приведет к пересылке обращений при рассмотрении нарушений порядка предоставления платных медицинских услуг».


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование icon Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект

1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование icon Паспорт Программы 3 Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 8

1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование icon Многие считают, что рассказы о солнечном ударе это всего лишь выдумка. Ксожалению, это не так. Солнечный
Многие считают, что рассказы о солнечном ударе – это всего лишь выдумка. К сожалению, это не так....
1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование icon Главная проблема, связанная с тяжелыми металлами в красках, свинец. Чаще всего жертвами отравления

1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование icon Предлагаемое пособие поможет студентам в решении этой задачи применительно к курсу «Юридическая психология»

1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование icon 27 гнойно-воспалительные осложнения при черепно-мозговой травме ал. Парфенов, В. Г. Амчеславский,
Тчмт) представляют одну из важнейших проблем нейрореаниматологии, решение которой способно в значительной...
1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование icon Правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации

1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование icon Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для вузов

1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование icon Перечень вопросов к зачету по курсу «Правовое регулирование социальной сферы» игс

1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование icon Правовое регулирование биомедицинских исследований и применения новых биотехнологий в европейском

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы