|
Скачать 458.12 Kb.
|
30 октября 2012 г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, провело оценку регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее – Проект акта) и сообщает следующее. Проект акта разработан в целях реализации части 7 статьи 84 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ). Проект акта направлен на регулирование отношений в области предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Проектом акта предусматривается: 1. Утверждение Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее – проект Правил). 2. Признание утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (далее – постановление № 27). ^ Согласно Пояснительной записке к Проекту акта необходимость его подготовки обусловлена несоответствием положений, установленных постановлением № 27, нормам Федерального закона № 323-ФЗ. Разработчик отметил, что при подготовке рассматриваемой редакции проекта Правил учтены также нормы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Гражданского кодекса Российской Федерации. ^ По мнению разработчика проект Правил позволяет четко разграничить порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг потребителям и медицинских услуг, оказываемых без взимания платы с пациентов в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевых программ. Кроме того, в Пояснительной записке указано, что в проекте Правил учтены специфические особенности медицинских услуг и защиты прав потребителей (пациентов) при их оказании медицинскими организациями различных организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями с учетом действующего законодательства и сложившейся практики предпринимательской деятельности в этой сфере. ^ По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия Проекта акта с учетом результатов публичных консультаций были определены следующие риски, возникающие в результате принятия Проекта акта и препятствующие достижению цели правового регулирования 3.1. Пункт 5 проекта Правил устанавливает, что «при заключении договора потребителю (заказчику) должна быть предоставлена в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Остается неясным, что подразумевается в тексте проекта Правил под «предоставлением в доступной форме информации». Считаем необходимым указать конкретные формы, в которых медицинская организация должна информировать пациента о возможности получения медицинской помощи бесплатно. 3.2. Согласно пункту 9 проекта Правил «платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи». Полагаем, что указанная норма проекта Правил содержит неопределенность. Так, например, не ясно, каким образом будет зафиксировано согласие потребителя на отказ в получении медицинской услуги в полном объеме стандарта медицинской помощи. Также остается неясным, каким образом будет определяться цена на медицинские услуги, объем которых «превышает объем выполняемого стандарта медицинской помощи». Кроме того, обращаем внимание, что в проекте Правил отсутствует механизм оказания платных медицинских услуг при отсутствии утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации стандарта медицинской помощи. 3.3. Пунктом 15 проекта Правил установлены сведения, которые должен содержать договор. Подпунктом «б» указанного пункта проекта Правил предусматривается указание в договоре фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества, адреса места жительства и телефона потребителя (его законного представителя), заказчика. Обращаем внимание, что статья 84 Федерального закона № 323-ФЗ предусматривает возможность анонимного оказания медицинских услуг. Считаем необходимым предусмотреть указанную возможность в проекте Правил. 3.4. Согласно пункту 17 проекта Правил «в случае, если при оказании платных медицинских услуг требуется оказание на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика)». Не ясно, каким образом исполнитель должен донести до потребителя (заказчика) перечень дополнительных медицинских услуг и в какой форме необходимо закрепить такого рода согласование. При этом потребитель (заказчик) может не иметь фактической возможности подписать «документ о согласии» на оказание дополнительных медицинских услуг пациенту при их необходимости и т.д. 3.5. Пунктом 24 проекта Правил предусмотрено, что «исполнитель обязан оказать платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора». Обращаем внимание, что требования к содержанию договора, установленные пунктом 15 проекта Правил, не предполагают указания в нем требований к качеству платных медицинских услуг. ^ По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о том, что при условии учета замечаний Проект акта не будет содержать положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности, или способствующих их введению, а также способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. ^ В процессе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия были проведены публичные консультации (справка о результатах публичных консультаций прилагается). Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» и другие общественные организации. Приложение: на л. в 1 экз. Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» Согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. № 398, Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в период с 24 сентября 2012 г. по 8 октября 2012 г. проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее – Проект акта). В рамках публичных консультаций Проект акта был размещен на официальном сайте Минэкономразвития России, а также направлен в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия». Получен ряд ответов от представителей субъектов предпринимательской деятельности и иной деятельности, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ответы представили:
1. Российский союз промышленников и предпринимателей: «Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», воспроизводят некоторые недостатки данного законодательного акта, которые невозможно устранить на уровне подзаконного акта. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Правилах нет четкого разграничения понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга», которые имеют фундаментальное значение, позволяющее избегать многих противоречий. В связи с вступлением в силу 3 августа 2012 г. Федерального закона от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», необходимо обратить внимание на то, что в ст. 1 Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), принятого в Марракеше 15 апреля 1994 г., содержатся следующие положения: (b) «услуги» включают любой вид услуг в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций правительственной власти; (c) «услуга, поставляемая при исполнении функций правительственной власти» означает любую услугу, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг». Необходимо сформулировать четкие нормативные определения медицинской помощи на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и медицинской услуги на основе положений Гражданского кодекса Российской Федерации. Необходимо указать, каким образом формируется тариф на платную медицинскую услугу в государственном медицинском учреждении, и что он в себя включает (заработную плату с начислениями, амортизацию оборудования, расходный материал и медикаменты и др.). Если оплата в данном учреждении производится по законченному случаю, то необходимо указать, может ли тариф на платную медицинскую услугу отличаться от существующего для нее тарифа ОМС либо от стоимости квоты в случае оказания высокотехнологичной помощи. Сегодня за счет государственных средств покрывается до 90% всех расходов на оказание платных медицинских услуг. ^
^ «1. Пункт 8 Проекта откорректировать с учетом нижеследующего: Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения вправе оказывать платные медицинские услуги лишь в качестве дополнительных (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) при соблюдении определенных условий: - в качестве платных могут оказываться те медицинские услуги, которые не входят в гарантированный государством объем бесплатной медицинской помощи; - при оказании платных медицинских услуг не должны ухудшаться условия и доступность для граждан бесплатной медицинской помощи; - государственное (муниципальное) учреждение здравоохранения должно получить специальное разрешение на осуществление деятельности по оказанию платных медицинских услуг (во избежание чрезмерного увлечения оказанием платных медицинских услуг в ущерб качественной медицинской помощи на безвозмездной основе). 2. В целях практичного применения п. 9 Проекта необходимо привести в соответствие подзаконную нормативную базу, поскольку не по каждому виду медицинской помощи разработан стандарт. Следовательно, при отсутствии всех необходимых стандартов, установленных Министерством здравоохранения Российской Федерации в сфере медицины, п. 9 будет иметь статус «де-юре» без фактического использования. 3. В связи с тем, что у медицинской организации, в частности у индивидуальных предпринимателей, может и не быть сайта на информационном ресурсе «Интернет», предлагаем изложить абзац 1 пункта 10 Проекта в следующей редакции: «10. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и/или на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:...» (далее по тексту). 4. Подпункт «б» пункта 12 Проекта изложить в следующей редакции: «б) информацию о конкретном медицинском работнике, оказывающем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации). В случае необходимости исполнитель вправе заменить оговоренного медицинского работника на другого сотрудника при сохранении уровня квалификации последнего.» 5. Во избежание двойных стандартов пункта 13 Проекта требуется уточнение законодателя в части особенности доведения в письменной форме до потребителя и/или заказчика информации о последствиях несоблюдения указаний (рекомендаций) исполнителя, а именно необходимо прописать форму вручения (уведомления) - например, личное информирование потребителя под роспись, оповещение заказчика посредством факсимильной/электронной связи и т.д. 6. Из предложенного варианта абзаца 2 пункта 17 Проекта неясно, в какой форме (устной и/или письменной) и каким способом должно быть закреплено согласие потребителя (заказчика) на оказание дополнительных медицинских услуг на возмездной основе. 7. Проанализировав пункт 22 Проекта, считаем, что некорректно объединять различные по своему характеру и природе действия сторон для достижения результата в виде оказания услуги, а именно - платные медицинские услуги считаются оказанными в результате фактических манипуляций медицинского характера со стороны исполнителя, но оказание услуг никоим образом не соотносится с их оплатой заказчиком. Выполнение финансовых условий по договору является исключительной обязанностью потребителя (заказчика), но не является отправной точкой отсчета оказания услуги. Следовательно, оказание платной медицинской услуги и подготовка соответствующей медицинской документации вменяется по закону в обязанность исполнителю, данные действия однозначно свидетельствуют об оказании медицинской услуги. К тому же финансовые условия по договору между заказчиком (потребителем) и исполнителем могут быть оговорены в индивидуальном порядке посредством оплаты услуг в рассрочку, отсроченным платежом и пр., что не совпадает во временном интервале с оказанием медицинской помощи пациенту». ^
^ «Сделана подборка доводов, которые использовались «Лигой пациентов» в разное время, чтобы противостоять разрастанию платности медицинских услуг в государственных учреждениях, поскольку мы имеем по этому поводу множество жалоб от граждан, включая инвалидов, и считаем, что именно из-за них система здравоохранения России находится на 130-м месте в рейтинге ВОЗ. Итак, доводы следующие: 1. Система финансирования медицины развивалась от пациента, самостоятельно оплачивающего врачу его работу. Так было еще в средние века. Со временем стало ясно, что за себя больной заплатить адекватно не может (болеет и не работает), и при фабриках, заводах, мастерских появились больничные кассы, где здоровый платил за больного. Кассы переросли в страховые компании. Высшей точкой развития системы является государственное финансирование, когда граждане через налоги оплачивают помощь себе в будущем на случай болезни или другим больным. В этом смысле государство выполняет функцию всеобщего страховщика. С этой точки зрения возврат платных услуг означает без преувеличения возвращение финансовой системы в средние века, и уход государства от своих прямых социальных функций, что вызывает социальное напряжение и дискредитацию идеи государственности в целом, поскольку охрана здоровья наряду с охраной жизни — самые важные функции государства. 2. В медицине царят три важнейших фактора — страх людей перед болезнями, незнание пациентов (что с ними происходит, что им нужно и нужно ли вообще) и зависимость от врача. Поскольку жизнь и здоровье бесценны, перечисленные факторы позволяет зарабатывать в медицине любые деньги, если имеется малейшее право их зарабатывать. При этом врач всегда найдет, что сказать пациенту, если перед ним поставлена задача выдавить того, насколько это возможно, из бесплатной в платную систему здравоохранения (таблетки, протезы, услуги, которые «уж конечно!» лучше и нужнее, чем те, что, вроде бы, входят в бесплатную систему здравоохранения). Но пациент (и врач, кстати, тоже) не знает точно, что есть в бесплатной программе госгарантий, и вряд ли будет это знать как минимум до той поры, пока его право уже не будет нарушено. Только тогда он может поинтересоваться своими правами, но тут вступает в действие принцип зависимости, согласно которому пациент (больной человек) должен доверять врачу в суждениях и не будет ссориться с ним из страха, что тот не поможет ему или даже может навредить. Тогда зачем ему читать о своих правах, и тем более отстаивать их? Не за чем. Поэтому государство должно создать систему, где больной человек не должен попадать в зависимость от людей, зарабатывающих на его болезнях, страхах и незнании! 3. Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Нельзя читать Конституцию Российской Федерации так: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет граждан». Это значит, что у государственных и муниципальных учреждений здравоохранения нет права оказывать медицинскую помощь гражданам платно. Конституционная норма не распространяется на не граждан и на сервисные услуги, которые нельзя отнести к медицинским или от которых зависят медицинские. В то же время, важно понимать, что гарантируется бесплатная медицинская помощь - не какого объема (см. о принципе достаточности ниже), а где - в государственных и муниципальных учреждениях. Поэтому базовая программа госгарантий - лишь механизм реализации конституционного права, но механизм не может сужать право. 4. В медицине не может быть дополнительных медицинских услуг (или сверх программы государственных гарантий, или «иных»), о которых идет речь в Проекте Постановления и в действующем постановлении Правительства Российской Федерации № 27 от 13 января 1996 г., потому что нельзя дополнительно вылечить аппендицит или пневмонию. Существование каких-то «дополнительных» или «сверх» медицинских услуг разрушает систему здравоохранения, лишая ее ясного экономического, правового и даже научного базиса. Медицинская помощь должна быть доступной и достаточной — это два главных принципа здравоохранения. Не доступная и не достаточная помощь не может считаться ни, собственно, помощью, ни медицинской. А помощь сверх достаточной опасна, как любое медицинское вмешательство, имеющее побочные эффекты, и бессмысленно затратна. Это и предопределяет обязательность внедрения стандартов медицинской помощи, которые врач вправе нарушить только, если этого требует конкретная клиническая ситуация (например, одновременное развитие болезней, требующих применения дублирующих или взаимоисключающих стандартов). Прямое противоречие постановления Правительства Российской Федерации № 27 Конституции Российской Федерации в части наличия права у государственных и муниципальных учреждений здравоохранения оказывать платные (хотя и дополнительные) услуги стало сигналом к нарушению правопорядка и законности в здравоохранении, тем разбитым окном (см. Теорию разбитых окон), в результате которого бьются и другие окна здравоохранения и возникает общий хаос. Именно это, а не недостаток финансирования, только и может объяснить положение России в Рейтинге стран по качеству и доступности медпомощи по версии ВОЗ : 37. США. 39. Куба 50. Польша 64. Казахстан 72. Беларусь 73. Литва 77. Эстония 79. Украина 101. Молдова 104. Армения 105. Латвия 109. Азербайджан 112. Индия 114. Грузия 117. Узбекистан 130. Россия По данным ВОЗ в 1978 году СССР (бесплатная для граждан система здравоохранения) занимал 22-е место по качеству и доступности медицинской помощи. 5. Для уточнения перечня сервисных услуг, без которых невозможно оказание медицинской помощи, должна быть принята Базовая программа государственных гарантий бесплатных сервисных услуг при оказании бесплатной медицинской помощи. 6. Согласно п. 1 ст. 84 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» (далее «Основы») граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи. Однако не может быть права на получение платных услуг, потому что заплатить деньги — это обязанность взамен предоставленных услуг (см. ч. 1 ст. 779 ГК РФ). Таким образом, в указанном Законе имеется прямая подмена обязанности правом - по ГК РФ потребитель не может не заплатить, если услуга оказана, а обязанность невозможно считать правом. Это важно сознавать еще и потому, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения уже оплачена гражданами в форме налогов. Таким образом, им «дают право» заплатить второй раз за то, что они уже заплатили. Но ни один нормальный человек не будет платить, если у него есть право не платить. Таким образом, данная норма наносит удар и по основам гражданского права, и даже по здравому смыслу. Все, заключенные таким образом сделки, можно признать недействительными, заключенными под влиянием заблуждения и страха. 7. Поскольку Конституция Российской Федерации предусматривает бесплатную медицинскую помощь для граждан в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, то необходимо исключать их из круга медицинских организаций, которым разрешено оказывать платные медицинские услуги согласно п. 5 ст. 84 Основ, а именно, из круга медицинских организаций (так определен круг в Законе), участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Таким образом, эта норма Закона касается любых организаций любых организационно-правовых форм, кроме государственных и муниципальных учреждений. Недопущение толкования указанной нормы Закона иным способом основано и на п. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 8. Согласно п. 4 Основ платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи. Однако согласно п.2 ч.1 ст. 79, п.4) ст. 10, ч.1 ст. 37, ч.2 ст. 64, ч.3 ст. 69 Основ стандарты обязательны для исполнения медицинскими организациями. Согласно ч 3 ст. 80 Основ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: 1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи. Таким образом, закон делает стандарт обязательным и бесплатным, и одновременно позволяет ему быть платным целиком или частично. Очевидно, что это лишает процесс стандартизации всякого смысла, поскольку он не имеет ясной правоприменительной силы, и на уровне правоприменительной практики это еще один сигнал к продолжению разрушения (хаосу) системы здравоохранения из-за неопределенности правил, в частности, статуса стандартов. 9. Согласно п.7 Проекта Правил порядок определения платы за медицинские услуги, являющимися бюджетными и казенными (государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Однако согласно ч. 7 ст. 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации. В то же время согласно ч.2 ст. 120 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Упоминания автономных учреждений в Проекте Постановления не имеется. Это значит, что ни Закон, ни Проект Постановления не разрешают указанным учреждениям оказывать платные медицинские услуги. Иного упоминая бюджетных и казенных (государственных (муниципальных) учреждений, кроме вышеприведенного, в данном Проекте Постановления так же не содержится. Но данная норма не дает права указанным учреждениям оказывать платные услуги, а содержит указание на лица, устанавливающие порядок оказания платных услуг. Тогда ни Закон, ни Проект Постановления, то есть федеральные органы государственной власти непосредственно не разрешают оказания платных медицинских услуг государственным учреждениям. Но из приведенной нормы складывается ощущение (еще один сигнал к беспорядку), что платные медицинские услуги в государственных учреждениях разрешены, а само решение вопроса отдано государством на откуп учредителям государственных учреждений, то есть властям субъектов Российской Федерации и муниципалитетам. То есть государство устранилось от решения этой проблемы, переложив ее в низшие круги иерархии власти. Это означает, что платной или бесплатной помощь в данном учреждении решать будет местная администрация, и ни о каким единстве правил оказания помощи и равенстве прав на территории России при оказании медицинской помощи говорить нельзя. Любое обращение гражданина в суд по данному вопросу становится проблемой учредителя ЛПУ, а не государства в целом. Это делает практически невозможным оспаривание федеральных источников права в высших судебных инстанциях». ^ «По нашему мнению, подготовленный проект Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее — проект Правил) в целом крайне слабый. В целом касается только платных услуг. Порядок предоставления услуг добровольного медицинского страхования не прописан и не ложится в представленный документ. ДМС предполагает наличие договоров длительного срока действия, не имеющих перечня предоставляемых услуг, содержащих, как правило, программу обслуживания, вероятность наступления события, возникающие из этой вероятности риски, поэтому и страхование. П. 23 оговаривает порядок заключения договоров ДМС. В остальном — документ ДМС не касается. Порядок представления платных услуг, на наш взгляд, не требует детализации, декларируемой в проекте Правил. Отдельные разделы расположены не в логической последовательности. Нет статей, учитывающих специфические особенности медицинских услуг и защиты прав застрахованных в полном объеме (о чем заявлено в Пояснительной записке). К документам подобного уровня неплохо бы добавить комплект необходимых форм с методикой их заполнения. Замечания по разделам.
6. МАУ «Детская городская клиническая больница № 9»: «1. «Абзац 2, подпункта 1), пункта 6. В данном абзаце проекта основание для взимания платы с пациента является превышение стандарта оказания медицинской помощи только в части медицинских препаратов и изделий медицинского назначения. Необходимо включить такой компонент стандарта как медицинская услуга, за исключением случаев, когда стандарт превышен по жизненным показаниям. При этом в пункте 9 содержится указание на то, что медицинские услуги, не включенные в стандарт оказания медицинской помощи, могут быть оказаны за плату. Предлагаем либо добавить в абзац 2 подпункта 1), пункта 6 фразу «а также медицинских услуг, не предусмотренных стандартом оказания медицинской помощи по заболеванию, послужившему основанием для консультации или госпитализации, за исключение случаев оказания данных услуг по жизненным показаниям», либо включить пункт 9 как отдельный абзац в подпункт 1), пункта 6. 2. Подпункт 4), пункта 6. Данная формулировка весьма пространна. Возможно самое широкое ее толкование. Фактически копируется п.4), части 5, статьи 84 закона 323-ФЗ. Так сформулировано в самом законе – это принцип. В Правилах он должен быть раскрыт, формулировка должна быть четкой, и не допускать различного толкования. Фактически она означает оказание медицинской помощи вне установленного в Территориальной программе госгарантий порядка оказания бесплатной медицинской помощи. При этом не нужно путать его с порядком оказания медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава России. Порядки Минздрава России говорят о том, что пациент с гастритом может лечиться в гастроэнтерологическом отделении, а не в кардиохирургии, если ему так вздумается, а оперировать аппендицит у ребенка должен специалист, имеющий сертификат детского хирурга, а не стоматолога. Порядок оказания бесплатной медицинской помощи, установленный в Территориальной программе говорит нам, что прежде чем попасть к узкому специалисту консультативной поликлиники необходимо обратится сначала к врачу в поликлинику по месту прикрепления, а проходить бесплатно рутинное обследование пациент должен в больнице, к которой прикреплен, а не в специализированном стационаре областной больницы по своему желанию. В противном случае наступит хаос. Предлагаем формулировку: «самостоятельное обращение пациента без направления врача в данную медицинскую организацию, выданного в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, установленным в Территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, кроме случаев оказания неотложной и экстренной медицинской помощи». 3.^ . Объем медицинской помощи, которая будет предоставляться пациенту бесплатно, определяется: 1) территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, в которой установлены виды бесплатной медицинской помощи, порядок и условия предоставления бесплатных медицинских услуг, 2) тарифным соглашением по ОМС, в котором содержатся конкретные услуги, которые могут быть оплачены из ОМС и их стоимость, 3) решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС, которая распределяет объемы госпитализаций и консультаций, которые будут оплачены из фонда ОМС, на конкретные больницы, 4) стандартом медицинской помощи, включающим перечень медицинских услуг, медикаментов, медицинских изделий, лечение которыми осуществляется бесплатно за счет средств ОМС. Соответственно любая медицинская организация, оказывающая бесплатные медицинские услуги, бесплатно их будет предоставлять: 1) в объеме, и по видам, оплаченным фондом ОМС (т.е включенным в Тарифное соглашение по ОМС) или бюджетом, 2) в соответствии с минимальными требованиями к условиям оказания медицинской помощи, установленными в Территориальной программе государственных гарантий: количество коек в палате, наличие туалетов, душевых в палате или отделении, предоставление места родителю с обеспечением питанием и койкой и т.п 3) в порядке, установленном в Территориальной программе государственных гарантий (не путать с порядками оказания медицинской помощи, принятыми Минздравом России), 4) по перечню медицинских услуг, медикаментов, медицинских изделий, содержащихся в стандарте, за исключением случаев, когда замена производится по жизненным показаниям или из-за непереносимости, включенных в стандарт оказания медицинской помощи. Все остальное не может быть предоставлено бесплатно. Однако если медицинская организация имеет «мощности» выполнить медицинские услуги сверх оплаченного государством объема за счет средств граждан или ДМС, то это ее законное право, которое не может быть ограничено, что отражено в части 6, ст.4 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и части 4, ст.9.2 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с проектом перечень разрешенных платных услуг очень узкий, а формулировки некоторых пунктов не четкие. В настоящее время объем платных услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях по тем позициям, которые обозначены в представленном проекте и могут трактоваться однозначно, занимают незначительную долю в денежном выражении от всего объема услуг. Если будут разрешены только представленные в п.6 платные услуги, это означает сокращения поступлений от платных услуг в государственную систему здравоохранения на 80 – 90 %. Учитывая, что объем платных медицинских услуг в России в 2011 году составил порядка 482 млрд. рублей, то потери системы здравоохранения составят в 2013 году до 450 – 500 млрд. рублей. При этом для реализации указа президента по повышению оплаты труда работникам здравоохранения, государству придется не только компенсировать выпавший объем средств от платных услуг, но сверх этого вливать средства в целях повышения оплаты труда врачей от имеющихся уровней. При этом оплата труда не будет соответствовать производительности труда, т.к объем и виды «государственного заказа» на медицинские услуги, выдаваемый государственным больницам через фонд ОМС, а также действующие нормативы нагрузки на специалистов, не позволят использовать имеющийся коечный фонд и оборудование эффективно и с полной загрузкой. Пациент должен иметь право выбора ожидать оказания плановой услуги в очереди, сформированной в соответствии с выданным больнице объемом «госзаказа», либо оплатить эти услуги самостоятельно и получить их в более короткий срок. В представленном в п.6 перечне вообще отсутствует возможность оказания каких-либо медицинских услуг сверх установленных и оплаченных государством объемов медицинской помощи или не включенных в стандарт оказания медицинской помощи, в том числе и различные виды исследований и консультаций специалистов. Таким образом, у пациента исчезает альтернатива. Доступность медицинской помощи снижается. Также необходимо отметить, что часть медицинских услуг вообще не оплачивается системой ОМС и не включается в Тарифное соглашение. Это косметология, различные виды традиционной медицины, физиотерапии и т.п, а также новые, инновационные, авторские методики лечения, разрешенные на территории России, но не включенных в Тарифное соглашение по ОМС. Естественно, если легально оказывать медицинские услуги медицинская организация не сможет, развитие получат нелегальные платежи. При этом права пациента не защищены договором, цены на такие услуги полностью выпадут из-под контроля государства. Представленный проект распространяет его действие на все медицинские организации независимо от формы собственности. Это означает, что частные медицинские организации не станут входить в ОМС в принципе. В структуре доходов частных больниц различные платные услуги и в перспективе будут занимать значительное, если не основное место. ОМС лишь позволит эффективно использовать имеющиеся «мощности»: коечный фонд, оборудование, специалистов. Особенно это справедливо на ранних этапах вхождения частной медицины в ОМС. Пункт 6 разрешает медицинским организациям, участвующим в реализации программы ОМС, оказывать лишь очень узкий спектр платных услуг. Таким образом, частная медицинская организация при вхождении в систему ОМС должна отказаться от большего объема платных медицинских услуг, что будет для нее не приемлемо. Это означает, что сама идея повышения качества и доступности бесплатных медицинских услуг путем развития конкуренции больниц, в т.ч и частных, в системе ОМС и являющаяся краеугольным камнем реформы здравоохранения, реализована не будет. Предлагаем установить, что платно могут быть оказаны медицинские услуги на иных условиях, чем установлено Программой и территориальными программами, включая:
Также остается неясным, каким образом будет регулироваться оказание платных немедицинских услуг. 4.^ . Не ясно, что подразумевается под информацией о порядках оказания медицинской помощи. Реквизиты нормативных актов, их утверждающих, или полностью текст данных нормативных актов. По смыслу проекта вероятно должна быть предоставлена информация о том, что пациент обратился самостоятельно, осуществив свой выбор медицинской организации для оказания медицинской помощи не в соответствии с порядком оказания медицинской помощи (часть 1, статьи 21 323-ФЗ), и поэтому услуга будет оказываться платно». ^ «Согласно п. 30 Проекта контроль за соблюдением Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В тоже время, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» одним из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности является соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг (на сегодняшний день постановление Правительства № 27). Т.е. лицензирующие органы дублируют функции Роспотребнадзора. Предлагаем проектом постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» в части исключения из лицензионных требований соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг, тем самым оставив это только полномочием Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В противном случае, идет дублирование полномочий и приведет к пересылке обращений при рассмотрении нарушений порядка предоставления платных медицинских услуг». |