Всероссийская олимпиада школьников по обж icon

Всероссийская олимпиада школьников по обж





Скачать 439.29 Kb.
Название Всероссийская олимпиада школьников по обж
Дата 28.02.2013
Размер 439.29 Kb.
Тип Документы
Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ


Олимпиадные задания
практического тура и методики оценивания результатов на школьном этапе олимпиады школьников по ОБЖ
8-е классы


Задание 1.

Землетрясение началось неожиданно, вы находитесь в помещении. Продемонстрируйте ваши действия

Алгоритм выполнения задания.

1 — встаньте в дверной проем у внутренней стены; 2 — при обрушении потолка, спрячьтесь под столом; 3 — в темноте пользуйтесь фонариком, а не спичками и свечами; 4 — по лестнице подъезда спускайтесь, спиной прижимаясь к стене; 5 — на улице старайтесь выбираться через боковые улицы в стороне от бегущей в панике толпы

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Задание 2.

Вы живете на территории, где возможны оползни. Предложите мероприятия по предупреждению оползней

^ Алгоритм выполнения задания.

1 — отвод поверхностных вод, притекающих к оползневому участку; 2 — отвод атмосферных вод с поверхности оползневого участка; 3 — посадка древесной и кустарниковой растительности в комплексе с посевом многолетних дернообразующих трав;

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Задание 3.

Вы попали в лавиноопасную зону. Продемонстрируйте правила поведения в лавиноопасной зоне

^ Алгоритм выполнения задания.

1 — при опасности лавины слушайте радиосообщения; 2 — если вы оказались в горах при сходе лавины, старайтесь убежать от нее; 3 — постарайтесь укрыться за выступом скалы; 4 — попав в снежную массу, делайте руками «плавательные» движения

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Задание 4.

Вы получили сигнал о штормовом предупреждении. Определите ваши действия

Алгоритм выполнения задания.

1 — укрепляют балки и заделывают окна в чердачных помещениях щитами из досок и фанеры; 2 — освобождают балкон от пожароопасных предметов; 3 — делают запасы воды и продуктов; 4 — закрывают газовые краны

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Задание 5.

Вас застал ураган. Определите ваши действия при урагане

Алгоритм выполнения задания.

1 — ураган следует переждать в убежище, заранее подготовленном (подвале дома);

2 — если вы во время урагана оказались на улице, старайтесь как можно дальше на­ходиться от зданий; 3 — на проселочной дороге лучше укрыться в кювете, плотно прижавшись к земле, закрыв голову руками, чтобы защититься от летящих предметов

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Задание 6.

Вы получили информации смерче. Определите ваши действия при угрозе и во время смерча

Алгоритм выполнения задания.

При получении информации о приближении смерча или обнаружении его по внешним признакам следует покинуть все виды транспорта и укрыться в ближайшем подвале, убежище, овраге или лечь на дно любого углубления и прижаться к земле.

При выборе места защиты от смерча следует помнить, что это природное явление часто сопровождается выпадением интенсивных ливневых осадков и крупного града. Поэтому целесообразно предусмотреть меры защиты и от этих метеорологических явлений.

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Задание 7.

Вы получили сигнал об угрозе наводнения. Определите ваши действия

Алгоритм выполнения задания.

1 — документы упаковываются в непромокаемый пакет; 2 — все плавучие предметы размещаются в подсобных помещениях; 3 — ценные вещи (телевизор и др.) перемеща­ются на чердак здания; 4 — окна и двери забиваются деревянными щитами; 5 — прибыть в пункт эвакуации; 6 — зарегистрироваться

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Задание 8.

Вы попали в зону внезапного наводнения. Определите ваши действия

Алгоритм выполнения задания.

1 — ждать спада воды на крыше (или чердаке) здания; 2 — приготовить лодки, деревян­ные предметы и автокамеры для вынужденного плавания; 3 — подавать днем сигнал бедствия полотнищем; 4 — подавать ночью сигнал бедствия фонариком; 5 — в спасательной лодке не садиться на борт

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Задание 9.

Вы оказались в зоне цунами. Определите ваши действия

Алгоритм выполнения задания.

1 — взяв необходимые вещи, постараться спешно уйти от бушующего моря вверх по склону; 2 — на возвышенности укрыться за прочной бетонной стеной; 3 — при необхо­димости забраться на ствол прочного дерева; 4 — в воде освободиться от намокшей верхней одежды

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Задание 10.

Первая медицинская помощь при незначительных ранах

Алгоритм выполнения задания.

Промойте рану (порез, царапину) антисептическим средством или водой с мылом. (Антисептические средства — лекарственные средст­ва, обладающие противомикробной активностью, например спиртовой раствор йода или раствор перекиси водорода.)

Для очистки загрязненных ран используйте чистую салфетку или стерильный тампон. Очистку раны начинайте с середины, двигаясь к ее краям.

Наложите небольшую повязку.

Помощь врача нужна только в том случае, если есть риск проник­новения в рану инфекции.

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Задание 11.

Первая медицинская помощь при сильном кровотечении

Алгоритм выполнения задания.

В зависимости от характера кровотечения (артериальное или венозное) применяют несколько методов временной остановки кровотечения.

В любом случае необходимо наложить на рану стерильную тампон-повязку или чистую ткань; попросить пострадавшего плотно прижать ткань к ране своей рукой; приподнять поврежденную конечность так, чтобы она по возможности находилась выше уровня сердца. Затем следует положить пострадавшего на спину и наложить давящую повязку. Для этого надо полностью забинтовать поврежденное место, накладывая бинт спирально. Затем бинт завязывают. Если через него просачивается кровь, необходимо наложить дополнительные салфетки и замотать их бинтом поверх первой повязки.

При наложении повязки на руку или ногу пальцы оставляют открытыми. По пальцам можно определить, не туго ли наложена повязка. Если пальцы начинают холодеть, неметь или изменять цвет, следует слегка ослабить повязку.

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Задание 12.

Общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах

Алгоритм выполнения задания.

1. Для прочной иммобилизации костей необходимо применять две шины. При отсутствии специальных шин следует использовать подручный материал — лыжи, доски, картон, пучки соломы и т. д. Шины или подручный материал необходимо приложить к поврежден­ной поверхности с двух противоположных сторон.

2. Шины должны быть надежно закреплены и хорошо фиксировать область перелома. Шины нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, она должна быть обложена ватой или тканью.

3. Чтобы создать неподвижность в зоне перелома, необходимо зафиксировать сразу два сустава выше и ниже перелома в положении, удобном для пострадавшего и для его транспортировки.

4. Если не оказалось шин и подручного материала, поврежденную конечность прибинтовывают бинтом или косынкой к здоровой части тела: руку — к туловищу, ногу — к здоровой ноге.

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Задание 13.

Первая медицинская помощь при травме предплечья (наложение поддерживающей и фиксирующей повязок)

^ Алгоритм выполнения задания.

Попросите пострадавшего поддержать поврежденную руку; проденьте один конец косыночной повязки (треугольный лоскут какой-нибудь материи или платок) под поврежденной рукой поверх здорового плеча; расположите прямой угол косынки под локтем поврежденной конечности; постарайтесь, чтобы рука была согнута под углом 90°.

Завяжите концы повязки: один ко­нец протяните поверх другого плеча; завяжите концы повязки на шее со стороны, противоположной травме; подложите мягкую ткань под узел повязки. Закрепите повязку у локтя. Наложите фиксирующую повязку: протяните косыночную повязку вокруг груди со стороны поврежденной руки; завяжите концы повязки на противоположной стороне под здоровой рукой; подложите мягкую ткань под узел повязки.

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Задание 14.

Первая медицинская помощь при травме голеностопного сустава

Алгоритм выполнения задания.

Не снимая обувь и носки с пострадавшего, наложите три повязки: одну под стопой и две под голенью.

Сложите и осторожно обмотайте одеяло или подушку вокруг голеностопного сустава.

Последовательность закрепления шины повязками:

• закрепите одеяло или подушку двумя повязками вокруг голени;

• завяжите третью повязку вокруг стопы;

• проверьте, чтобы повязки были завязаны крепко, но не слишком туго.

^ Оценка задания.

Задание 15.

Общие правила транспортировки пострадавшего

Алгоритм выполнения задания.

• передвигайте пострадавшего только в том случае, если вы увере­ны, что сможете с этим справиться;

• при транспортировке пострадавшего ступайте осторожно, делая небольшие шаги;

• по возможности передвигайтесь вперед лицом, а не спиной;

• всегда смотрите в направлении того места, куда вы движетесь.

^ Оценка задания.

От 1 до 5 баллов

Максимальное количество баллов за секцию- 75


Олимпиадные задания
теоретической секции и методики их оценивания на школьном этапе олимпиады школьников по ОБЖ
8-е классы


Задание 1.

Назовите оболочки Земли. Дайте краткое их описание.

^ Примерный ответ.

Атмосфера — это самая легкая и наиболее подвижная оболочка, она находится в непрерывном взаимодействии с остальными оболочками Земли.

Все воды Земли, находящиеся в жидком, твердом и газообразном состоянии, составляют гидросферу.

Биосфера — это область существования и жизнедеятельности всех живых организмов, населяющих Землю. Биосфера — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 2.

Назовите биологические опасные природные явления. Дайте краткое их описание.

Примерный ответ.

Природные пожары включают в себя лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары. Наиболее распространены лесные пожары, которые происходят ежегодно, приносят колоссальные убытки и приводят к человеческим жертвам.

Эпидемия — широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Эпизоотии — массовые инфекционные болезни животных.

Эпифитотии — массовые болезни растений.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 3.

Дайте определение чрезвычайной ситуации природного характера. Приведите примеры.

Примерный ответ.

Чрезвычайная ситуация природного характера — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации природного характера в зависимости от причин их возникновения подразделяются, так же как и опасные природные явления, их вызывающие:

  • на геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы);

  • метеорологические (ураганы, бури, смерчи);

  • гидрологические (наводнения, цунами);

  • биологические (лесные пожары, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии).

Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 4.

Дайте определение природному явлению – землетрясение.

^ Примерный ответ.

Землетрясение — это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли. Землетрясение проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения и разрывы обусловлены глубинными процессами, происходящими в литосфере и связанными с движением литосферных плит. В горных поясах и вблизи них внутриземное напряжение нарастает и растет до тех пор, пока не превысит сопротивление горных пород, в результате происходит разрыв горных пород и их смещение.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 5.

Как вести себя во время землетрясения.

Примерный ответ.

Если землетрясение началось:

1 — при колебании пола не поддавайтесь панике; 2 — срочно возьмите с собой документы; 3 — выходите из здания по лестнице, не пользуясь лифтом; 4 — выходите из населенного пункта по центру улицы, так как здания могут обрушиться

^ Если землетрясение началось неожиданно, когда вы находитесь в помещении:

1 — встаньте в дверной проем у внутренней стены; 2 — при обрушении потолка, прячьтесь под столом; 3 — в темноте пользуйтесь фонариком, а не спичками и свечами; 4 — по лестнице подъезда спускайтесь, спиной прижимаясь к стене; 5 — на улице старайтесь выбираться через боковые улицы в стороне от бегущей в панике толпы.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 6.

Что такое вулкан? Дайте определение.

Примерный ответ.

Вулкан — это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество — магма. Магма образуется при высоких давлениях и температурах в земной коре и верхней мантии (в литосфере). Ученые считают, что процесс образования магмы происходит при тектонических движениях плит литосферы на активных ее окраинах.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 7.

Приведите примеры наиболее опасных явлений для человека при извержении вулканов.

Примерный ответ.

Наиболее опасными явлениями для человека и окружающей среды при извержении вулканов являются образующиеся при этом продукты извержений вулканов. Они бывают жидкими, твердыми и газообразными. В соответствии с этим вулканы могут извергать:

  • лавовые потоки;

  • вулканические грязевые потоки;

  • твердые вулканические продукты;

  • палящую вулканическую тучу;

  • вулканические газы.

Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 8.

Что такое оползень? Дайте определение.

Примерный ответ.

Оползень — это скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести. Оползни возникают на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород склона. Силы трения, обеспечивающие сцепление грунтов или горных пород на склонах, оказываются меньше силы тяжести, и вся масса грунта (горной породы) приходит в движение.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 9.

Что такое обвалы? Дайте определение.

Примерный ответ.

Обвалы — это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.

Обвалы природного происхождения наблюдаются в горах, на морских берегах и обрывах речных долин.

Образованию обвалов в горах способствует геологическое строение местности. Обвалы образуются в горных районах с сильно расчлененным рельефом, с крутыми, обрывистыми склонами гор.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 10.

Что такое циклон? Дайте определение.

Примерный ответ.

Циклон — это мощный атмосферный вихрь с пониженным атмосферным давлением в центре. Поперечник циклона достигает от 100 км до нескольких тысяч километров.

Все циклоны имеют одинаковое строение. Центральная часть циклона обладает наиболее низким давлением и слабыми ветрами, ее называют «глазом бури»; внешняя часть обладает максимальным давлением и наиболее сильными ветрами, ее называют «стеной циклона».

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 11.

Что такое смерч? Дайте определение.

Примерный ответ.

Смерч — это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли, в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров.

Смерч представляет собой сильный вихрь в виде воронки, спускающейся от нижней границы облаков. Этот вихрь иногда называют тромбом (при условии, что он проносится над сушей), а в Северной Америке его называют торнадо.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 12.

Что такое наводнение? Дайте определение.

Примерный ответ.

Наводнение — это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде. Возникают наводнения вследствие обильного и сосредоточенного притока воды при таянии снега и ледников, длительного выпадения интенсивных дождей в бассейнах рек, загромождения русел рек тающим льдом (заторов) или закупоривания русла реки внутренним, вновь образующимся льдом (зажор), нагона воды ветром в морских устьях рек.

Затопление водой местности, которое не сопровождается ущербом окружающей среде, называется разливом реки, озера или водохранилища.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 13.

Что такое сели? Дайте определение.

Примерный ответ.

Сель, или селевой поток, — это бурный временный горный поток, состоящий из смеси воды и большого количества обломков горных пород — от глинистых частиц до крупных камней и глыб. Сель возникает внезапно в бассейнах небольших горных рек.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 14.

Что такое цунами? Дайте определение.

Примерный ответ.

Цунами — это морские гравитационные волны большой длины, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна.

В большинстве случаев источником возникновения цунами являются подводные землетрясения, происходящие под дном океана или вблизи его побережья. Цунами могут зарождаться и при извержениях подводных вулканов. Однако цунами возникают лишь после тех землетрясений, которые связаны с быстрым образованием на дне океана сбросов, обвалов и оползней.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 15.

Что такое лесной пожар? Дайте определение.

Примерный ответ.

Лесной пожар — это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Опасность возникновения пожаров в лесах существенно зависит от погодных условий и жизнедеятельности человека.

Лесные пожары при сухой и ветреной погоде могут охватывать значительные территории. При жаркой погоде, если дождей не было в течение 2—3 недель, лес становится очень сухим и пожароопасным. В это время любое неосторожное обращение с огнем в лесу (брошенный окурок, незатушенный костер и т. д.) может вызвать пожар, который быстро распространится по лесной территории.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 16.

Что такое инфекционные болезни? Дайте определение.

Примерный ответ.

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вызываются специфическими патогенными возбудителями инфекции (бактериями, вирусами, грибками). Инфекционные болезни характеризуются заразностью, т. е. способностью передаваться от больного человека к здоровому.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 17.

Что такое эпизоотии? Дайте определение.

Примерный ответ.

Эпизоотия — это широкое распространение инфекционной болезни в хозяйстве, области, стране. Эпизоотии свойственны массовость распространения инфекции среди животных, общность источника возбудителя инфекции, одновременность поражения большого количества животных, периодичность и сезонность возникновения инфекции. Эпизоотия — это эпидемия инфекционной болезни среди животных.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 18.

Что такое стресс? Дайте определение.

Примерный ответ.

Стресс — это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс — это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров — это неизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого человека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на разные события в жизни.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 19.

Что такое пожар? Дайте определение.

Примерный ответ.

Пожар — это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожары возникали и возникают постоянно — на объектах экономики, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях.

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Задание 20.

Что такое дорожно-транспортное происшествие? Дайте определение.

Примерный ответ.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (Правила дорожного движения Российской Федерации).

^ Оценка задания.

От 0 до 3 баллов.

Максимальное количество баллов за секцию – 60.


Ключи – 8 класс к тестам.


1

2

2

3

3

3

4

1

5

2

6

3

7

3

8

1

9

3

10

1

11

2

12

2

13

3

14

1

15

3

16

1

17

1

18

2

19

3

20

2

Оценивание тестов.

По 2 балла за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 40.


^ Ключи к тестам – 10класс



вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

вариант

ответа

а

а

а

б

в

а

в

б

б

б

б

а

а

б

а

а

в

а

в

а



Олимпиадные задания теоретического тура в вопросах


10 класс

1. Характеристика различных видов кровотечений:

  • капиллярное - кровь необильно сочится со всей поверхности раны;

  • венозное - кровь очень темного цвета пассивно вытекает из раны;

  • артериальное - кровь алого цвета вытекает пульсирующей струей, при этом над раной образуется валик из крови, а на одежде или рядом с пострадавшим –кровавое пятно.

2. Травмы, получаемые в домашних условиях, наиболее частые причины травм. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ушибах:

  • положить на место ушиба холод (пузырь или полиэтиленовый пакет со льдом или холодной водой 

  • наложить на место ушиба тугую повязку и обеспечить покой поврежденной части тела;

  • направить пострадавшего к врачу-травматологу для осмотра на предмет возможных осложнений.

3.. Общие меры пожарной безопасности при эксплуатации электрических и газовых приборов.

  • пользование неисправными и самодельными электрическими и газовыми приборами;

  • оставление без присмотра включенных электроприборов, особенно плиток, утюгов, телевизоров;

  • включение в одну розетку такого количества электроприборов, которые перегружают сеть (как правило, более трех).

4 Отравления, причины отравлений, профилактика отравлений. Первая медицинская помощь при отравлении угарным газом.

  • вывести или вынести пострадавшего на свежий воздух;

  • укрыть и согреть егодать понюхать ватку с нашатырным спиртом;

  • при остановке или нарушении дыхания провести искусственную вентиляцию легких;

  • доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

5. Службы, обеспечивающие безопасность города, и правила их вызова:

  • пожарная охрана (тел. 01);

  • милиция (тел. 02);

  • «скорая помощь» (тел. 03);

  • служба газа (тел. 04).

Кроме того, во многих городах в настоящее время созданы службы спасения.
Вызывая какую-либо службу безопасности, следует сообщить причину вызова, свое имя, фамилию, номер телефона и адрес.

6. Основные составляющие здорового образа жизни.

  • оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;

  • закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;

  • рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);

  • соблюдение режима труда и отдыха;

  • личная гигиена;

  • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.

7 Терроризм и его проявления. Рекомендации населению по действиям в экстремальных ситуациях социального характера.

  • воздержаться от каких-либо ответных действий, резких движений, которые могут раздражающе повлиять на преступников;

  • стараться быть незаметными и по возможности успокаивать других; спрятать компрометирующие документы и другие материалы;

  • не читать литературу политического, военного и религиозного содержания;

  • следует спрашивать разрешение на любое свое действие;

  • путешествуя, не надо одеваться дорого и броско, по возможности лучше воздержаться от военной формы одежды;

  • не следует употреблять алкогольные напитки;

  • при угрозе применения оружия террористами и проведении операции по освобождению надо лечь на живот и закрыть голову руками, лучше это сделать подальше от дверей, лестниц, окон, проходов;

  • получив ранение, надо постараться принять удобное положение и не двигаться.

^ 8. Эвакуация населения из зон чрезвычайных ситуаций. Виды эвакуации:

для проведения эвакуации используются все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный). Основная часть населения выводится из городов в пешем порядке.

^ 9.Действия по сигналу «Внимание всем»:

включить средства массовой информации (телевизор на канале «Россия»,радио,и.т.п.);

прослушать информацию об опасности;

сделать что скажут.

^ 10. Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила безопасного поведения на водоемах зимой.

Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плав. средствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи. Весной и летом к этим факторам прибавляется низкая температура воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Поэтому важно соблюдать правила безопасного поведения на зимних водоемах. Основные из этих правил заключаются в следующем:

  • надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед опасен;

  • опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла;

  • места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно свидетельствуют о наличии промоины;

  • преодолевать водоем по льду следует в светлое время суток и при хорошей видимости;

  • при движении по льду группы людей необходимо соблюдать дистанцию примерно 5 м;

  • при наличии рюкзака необходимо предусмотреть возможность быстрого освобождения от него (лучше нести его на одном плече).

Провалившись, необходимо облокотиться на лед, перенести на него одну ногу, затем вытащить вторую, перекатиться на лед и осторожно переместиться в сторону от опасного места. Перед этим лучше освободиться от обуви.

^ 11. Обеспечение пожарной безопасности в местах проживания.

Причинами возникновения пожаров в жилых, производственных и служебных помещениях являются неисправности электросети и электроприборов, утечка газа, возгорание бытовых приборов, оставленных под напряжением, использование самодельных и неисправных отопительных приборов, применение бензина для разжигания печей и каминов, оставление открытыми топок, шалости детей с огнем, неосторожность и беспечность при курении и множество других причин.

^ 12. Лесные и торфяные пожары, их последствия. Профилактика лесных и торфяных пожаров.

Лесным пожаром называется неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. По характеру распространения они подразделяются на низовые, верховые и подземные:

  • при низовых пожарах пламя достигает в высоту до 50—150 см, а огонь на равнинах распространяется со скоростью 0,5—1,5 км/ч.

  • верховые пожары охватывают верхний полог леса и распространяются со скоростью 825 км/ч, а иногда и до 100 км/ч.

  • подземные пожары возникают на торфяных почвах, распространяются со скоростью 2—10 м в день, но очень опасны и сложны для тушения.

Поражающими факторами лесных и торфяных пожаров являются огонь, высокая температура, задымление, выгорание кислорода.

Пожары при сухой погоде и ветре могут охватывать огромные территории. Они уничтожают растительность, лесных животных, выжигают из почвы перегной, наносят ущерб населенным пунктам, приводят к выводу из строя линий связи и электропередачи, разрушению мостов и трубопроводов. Часто во время лесных пожаров ожоги и травмы получают люди, а иногда бывают случаи их гибели.

В целях предупреждения пожаров в пожароопасный период в лесу запрещается:

  • пользоваться открытым огнем (бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу);

  • оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, так как, фокусируя лучи, они способны сработать как зажигательные линзы;

  • выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, а также стерню на полях, расположенных в лесу;

  • разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках с порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев.

13. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствий.

Производственные аварии и катастрофы относят к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Они могут сопровождаться выбросами опасных веществ, пожарами, взрывами, затоплениями и другими тяжелыми последствиями для населения и природной среды.

Авария это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

Крупную аварию, повлекшую за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, называют производственной (или транспортной) катастрофой.

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяют на локальные (объектовые), местные, территориальные, региональные, федеральные.

Существует также понятие «глобальная чрезвычайная ситуация». Поражающие факторы и воздействие такой чрезвычайной ситуации выходят за пределы одного государства.

К чрезвычайным ситуациям техногенного характера относятся транспортные аварии, пожары и взрывы, аварии с выбросом химически опасных, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапное обрушение зданий и сооружений, аварии на энергетических и коммунальных системах жизнеобеспечения, на очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

^ 14. Правила безопасного поведения на улице в вечернее время.

Выходя вечером на улицу, не надо надевать дорогую, броскую одежду, украшения, брать большие суммы денег. Опасно выбирать маршрут движения, проходящий через пустыри, безлюдные скверы, глухие переулки и другие пустынные места. Нельзя принимать предложения прокатиться или подвезти от незнакомых водителей. Если появилось ощущение, что кто-то преследует, надо убедиться в этом и спешить к освещенному месту, звать на помощь людей

^ 15. Общие понятия о ВИЧ инфекции и СПИДе.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).Вирус, вызывающий эту болезнь, получил название ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). ВИЧ поражает те клетки нашего организма, которые предназначены для борьбы с вирусной инфекцией. Лекарств против СПИДа нет, имеющиеся препараты лишь продлевают состояние ВИЧ-инфицированности, не давая человеку заболеть СПИДом и погибнуть.

^ 16. Для чего создана РСЧС и её главная задача.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей.

17. В каких случаях происходит оповещение населения?

  • при угрозе нападения противника;

  • при приведении в различные степени приведения ГО;

  • при воздушной опасности;

  • при эвакуации;

  • при ЧС природного и техногенного характера.

18. Сигнал оповещения об опасности, его передача и порядок действия.

Прерывистые и длинные сирены, гудки предприятий, сигналы специальных машин означают сигнал «Внимание всем!» По этому сигналу необходимо:

  • включить СМИ;

  • прослушать сообщение об опасности;

  • выполнить указания штаба ГО ЧС.

19. Чрезвычайная ситуация природного характера. Что это за ЧС, поясните.

Чрезвычайная ситуация природного характера это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Такие чрезвычайные ситуации называют еще стихийными бедствиями. Эти явления возникают под воздействием атмосферных факторов (ураганы, смерчи, снегопады, ливни), огня (лесные и торфяные пожары), изменения уровня воды (паводки, наводнения), изменений в земной коре (извержение вулканов, землетрясения, оползни, сели, обвалы).

20. Пассажир, правила безопасного поведения пассажира в общественном транспорте.

  • ожидать маршрутные транспортные средства следует только на остановках, обозначенных указателями;

  • садиться в транспорт можно только после его полной остановки;

  • не разрешается стоять на выступающих частях и подножках транспортных средств, прислоняться к дверям, отвлекать водителя разговорами во время движения;

  • высаживаться из транспорта можно только после его полной остановки;

  • при движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге;



^ Олимпиадные задания практического тура


10 класс

Задание №1

Вводная: При падении, зацепившись за острый сук, турист обнаружил на левом предплечии кровь темного цвета, которая истекает слабой струйкой.

Задание: окажите первую помощь.

  • обработать рану дезинфицирующим раствором;

  • наложить давящую повязку (положив под бинт валик из ткани);

  • доставить в медицинское учреждение.

Задание№2

Вводная: Двое из группы туристов, мальчик и девочка, готовили еду на костре. Вдруг мальчик упал и обжог руку в костре.

Задание: окажите первую помощь.

  • освободить рану от одежды;

  • наложить стерильную повязку.

Задание № 3

Вводная. Во время похода в лес за грибами или ягодами вы отстали от группы и заблудились.

Задание: ваши действия.

  • попытаться догнать группу;

  • попытаться привлечь внимание товарищей криками;

  • остановиться и ждать, когда за вами вернутся;

Задание № 4

Вводная. Во время отдыха на природе вы решили искупаться в незнакомом водоеме.

Задание: ваши действия по обеспечению личной безопасности во время купания.

  • купаться в местах, где установлены щиты с надписью «Купаться запрещено»;

  • заплывать за буйки;

  • подплывать к судам, лодкам, плотам и другим плав. средствам;

  • нырять и прыгать в воду в незнакомых местах, а также с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей;

  • купаться в нетрезвом виде;

  • устраивать на воде игры, связанные с нырянием и захватом друг друга;

  • плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах;

  • подавать крики ложной тревоги;

  • приводить с собой собак и других животных.

Задание № 5

Вводная. Во время отдыха на природе вас застала гроза

Задание Ваши действия.

  • отойти подальше от высоких предметов (отдельно стоящих деревьев, вышек, опор);

  • находясь на возвышении (холм, сопка, скала), спуститься вниз;

  • не укрываться в камнях и скалах;

  • постараться разместиться на сухом месте (колода, пень) и убрать ноги с земли;

  • отойти подальше от воды (река, озеро, пруд);

  • можно укрыться в машине (ее металлический корпус защитит вас).

Задание № 6

Вводная. Вам предстоит пройти пешком из одной части города (населенного пункта) в другую.

Задание: ваши действия по обеспечению личной безопасности при движении по улице.

  • двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам или обочинам;

  • пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин;

  • в местах, где движение регулируется, переходить улицу по сигналам регулировщика или светофора;

  • на нерегулируемых пешеходных переходах переходить дорогу только убедившись, что переход будет безопасным;

  • на проезжей части не следует задерживаться и останавливаться, если переход закончить не удалось, надо остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений;

  • при приближении автомобилей с включенным специальным звуковым сигналом и синим проблесковым маячком необходимо воздержаться от перехода проезжей части.

Задание № 7

Вводная. Вы регулярно занимаетесь физической культурой и спортом.

Задание: приведите основные общие правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать во время занятий физической культурой и спортом.

  • подобрать удобную и не стесняющую движений одежду и обувь;

  • перед началом занятий проводить разминку, чтобы уменьшить вероятность растяжения и разрыва мышц, связок и сухожилий;

  • при выполнении упражнений не напрягаться до такой степени, чтобы возникало головокружение, появлялась боль или другие неприятные ощущения;

  • использовать на тренировках и соревнованиях специальное защитное снаряжение (очки, щитки, налокотники, наколенники, шлемы и др.)»

Задание № 8

Вводная. Дома вам часто приходится иметь дело с препаратами бытовой химии

Задание: перечислите основные правила меры безопасности, которые необходимо соблюдать при пользовании препаратами бытовой химии.

  • огнеопасные средства следует хранить в закрытых емкостях, удаленных от источников огня;

  • химические жидкости и порошки должны храниться закрытыми и иметь этикетки;

  • нельзя хранить неизвестные химикаты или опасные вещества, ставшие ненужными;

  • необходимо строго соблюдать инструкции и рекомендации по применению бытовых химических средств;

  • аэрозольные баллончики должны храниться в вертикальном положении в прохладном месте, защищенном от прямых солнечных лучей;

  • работу с ядохимикатами надо производить в специальной одежде (халат, фартук, комбинезон, перчатки) и в защитных очках;

  • химикаты следует хранить в местах, недоступных для детей;

  • при обработке помещений средствами против насекомых и грызунов следует удалить из них детей, животных, укрыть продукты и посуду, защитить органы дыхания марлевой повязкой, а по окончании работы тщательно вымыть руки.

Задание № 9

Вводная. Вам предстоит поездка железнодорожным транспортом.

Задание: вспомните основные правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать при следовании железнодорожным транспортом.

  • Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположенные в центре поезда.

  • Если ваши соседи по купе вызывают неприязнь или недоверие, постарайтесь спать чутко или не спать совсем. Не играйте с попутчиками в азартные игры.

  • В случае отсутствия проводника не оставайтесь в вагоне, из которого все вышли.

  • Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего кошелька.

  • Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подмешаны снотворные или наркотические вещества.

  • Дверь в купе держите закрытой: не выставляйте на обозрение себя и свои вещи. На ночь закрывайте купе на защелку или блокираторы. Документы и деньги всегда держите при себе, «дипломат» или портфель кладите под матрас или подушку.

Если вы едете в плацкартном вагоне, будьте особенно бдительны на промежуточных станциях: преступник может схватить ваш чемодан и выскочить с ним на перрон, где задержать его будет очень сложно.

  • Если вы едете в электричке и договорились о встрече в первом вагоне, а сели в последний, не проходите через вагоны. Доехав до конечной станции, пройдите по платформе. Не принимайте также предложения случайных попутчиков пройти через вагоны.

Задание № 10

Вводная. Во время новогоднего праздника у вас на елке загорелась электрогирлянда.

Задание: ваши действия.

  • немедленно обесточить гирлянду;

  • вызвать пожарную охрану;

  • удалить из квартиры детей и престарелых;

  • если загорелась елка, повалить ее на пол, накрыть плотной тканью и залить водой;

  • при невозможности ликвидировать возгорание покинуть квартиру, плотно закрыв дверь.

Следует учитывать, что елки из синтетических материалов горят очень быстро и выделяют много токсичных веществ. Из-за возможного разброса искр и расплавленной пластмассы их не рекомендуется тушить водой.

Задание № 11

Вводная. Вы находитесь в общественном месте (кинотеатр, музей, вокзал), там возник пожар.

Задание: ваши действия

  • оценить обстановку и убедиться в реальной опасности;

  • сообщить о пожаре в пожарную охрану, нажав на кнопку пожарного извещателя;

  • двигаться к ближайшему выходу, помогая детям, пожилым людям и тем, кто не может двигаться из-за страха;

  • при задымлении или отсутствии освещения двигаться, придерживаясь за стены или поручни, дышать через носовой платок, шарф, рукав одежды;

  • сохранять спокойствие и хладнокровие, не поддаваться панике;

  • выбравшись в безопасное место, оказать помощь пострадавшим.

Задание № 12

Вводная. Во время похода в лес за грибами или ягодами вы отстали от группы и заблудились.

Задание: ваши действия.

  • попытаться догнать группу;

  • попытаться привлечь внимание товарищей криками;

  • остановиться и ждать, когда за вами вернутся;



Ключи к тестам – 11класс



вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Вариант ответа

б

а

в

в

в

б

б

в

а

в

б

а

б

б

в

в

б

а

в

а



Олимпиадные задания практического тура


11 класс

Задание № 1

Вводная. Во время забега на уроке физической культуры школьник получил растяжение голеностопа.

Задание: окажите первую (доврачебную )помощь.

  • приложить холод;

  • наложить тугую повязку;

  • доставить в медицинское учреждение.

Задание № 2

Вводная. При работе на пришкольном участке ученик натер мозоль.

Задание: окажите первую (доврачебную) помощь.

  • обработать дезинфицирующим раствором;

  • наложить бактерицидный пластырь

Задание № 3

Вводная. Во время игры в волейбол игрок при падении получил травму предплечья предположительно вывих.

Задание: окажите первую (доврачебную )помощь.

  • приложить холод;

  • наложить шину;

  • зафиксировать руку повязкой типа «косынка»;

  • дать обезболивающее;

  • доставить в мед. Учреждение.

Задание № 4

Вводная. Вы едете в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе), В транспорте возник пожар.

Задание: ваши действия.

  • немедленно сообщить о пожаре водителю и попытаться ликвидировать загорание с помощью огнетушителя или подручных средств;

  • эвакуироваться из салона, при заблокировании дверей выходить через аварийные люки и боковые окна, стекла в которых выбить твердым предметом или ногами;

  • выходить из транспортного средства быстро, закрыв рот и нос платком или рукавом;

  • выбравшись, отойти в сторону от места пожара и по телефону или через водителей проезжающих машин сообщить о пожаре в пожарную часть;

  • оказать помощь пострадавшим.

Задание № 5

Вводная. Дома вам часто приходится иметь дело с препаратами бытовой химии

Задание: перечислите основные правила меры безопасности, которые необходимо соблюдать при пользовании препаратами бытовой химии.

  • огнеопасные средства следует хранить в закрытых емкостях, удаленных от источников огня;

  • химические жидкости и порошки должны храниться закрытыми и иметь этикетки;

  • нельзя хранить неизвестные химикаты или опасные вещества, ставшие ненужными;

  • необходимо строго соблюдать инструкции и рекомендации по применению бытовых химических средств;

  • аэрозольные баллончики должны храниться в вертикальном положении в прохладном месте, защищенном от прямых солнечных лучей;

  • работу с ядохимикатами надо производить в специальной одежде (халат, фартук, комбинезон, перчатки) и в защитных очках;

  • химикаты следует хранить в местах, недоступных для детей;

  • при обработке помещений средствами против насекомых и грызунов следует удалить из них детей, животных, укрыть продукты и посуду, защитить органы дыхания марлевой повязкой, а по окончании работы тщательно вымыть руки.

Задание № 6

Вводная. Во время просмотра телепередачи пропало изображение на экране телевизора, и вы почувствовали запах дыма.

Задание: ваши действия.

  • обесточить телевизор или отключить электропитание в квартире;

  • сообщить о случившемся в пожарную охрану;

  • если появился дым и телевизор загорелся, накрыть его плотной тканью или одеялом и покинуть квартиру, закрыв окна и двери.

Задание № 7

Вводная. Во время отдыха на природе вы решили искупаться в незнакомом водоеме.

Задание: ваши действия по обеспечению личной безопасности во время купания.

  • купаться в местах, где установлены щиты с надписью «Купаться запрещено»;

  • заплывать за буйки;

  • подплывать к судам, лодкам, плотам и другим плав. средствам;

  • нырять и прыгать в воду в незнакомых местах, а также с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей;

  • купаться в нетрезвом виде;

  • устраивать на воде игры, связанные с нырянием и захватом друг друга;

  • плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах;

  • подавать крики ложной тревоги;

  • приводить с собой собак и других животных.

Задание № 8

Вводная. Вы направляетесь в общественное место (в кинотеатр, на стадион и т. п.).

Задание: ваши действия по соблюдению мер личной безопасности в общественном месте и в толпе.

  • следует застегнуться, избавиться от лишних вещей (сумки, зонтика, свертка, пакета);

  • нельзя идти против толпы, нужно избегать ее центра и краев, опасных близким соседством со стенами, оградами, столбами, деревьями;

  • грудную клетку от сдавливания следует защитить, сложив на груди скрепленные в замок руки или согнув руки в локтях и прижав их к корпусу;

  • упав в толпе, следует защитить голову руками, подтянуть к себе ноги, сгруппироваться, упереться одной ногой в землю, рывком встать и резко разогнуться, используя движение толпы.

Задание №9

Вводная. Вы возвращаетесь домой поздно вечером.

Задание: ваши действия по обеспечению личной безопасности в подъезде дома и в лифте.

а) в подъезде дома:

  • не следует заходить в подъезд, если сзади идет незнакомый человек;

  • не надо подходить к дверям квартиры и открывать ее, если на площадке находится неизвестное вам лицо; лучше выйти из подъезда и подождать;

  • при угрозах или нападении, привлекая внимание соседей (кричать «Пожар!», «Помогите!», стучать и звонить в двери), постараться выбраться на улицу;

  • оказавшись в безопасности, сообщить в милицию;

б) в лифте:

  • не входить в кабину лифта, если там находится незнакомый человек;

  • оказавшись в лифте с другим пассажиром, не стойте к нему спиной, постоянно наблюдайте за его действиями;

  • если незнакомец вошел с вами в кабину, нажмите одновременно кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». Связавшись с диспетчером, завяжите с ним разговор и нажмите кнопку нужного этажа;

  • при попытке нападения кричите, шумите, стучите по стенкам лифта, защищайтесь любым способом, постарайтесь нажать кнопку «Вызов диспетчера» и любого этажа;

  • если двери лифта открылись, стремитесь выбежать, зовите на помощь соседей;

  • оказавшись в безопасности, сообщите в милицию.



Задание №10

Вводная. Во время отдыха на природе вы решили искупаться в незнакомом водоеме.

Задание: ваши действия по обеспечению личной безопасности во время купания.

  • купаться в местах, где установлены щиты с надписью «Купаться запрещено»;

  • заплывать за буйки;

  • подплывать к судам, лодкам, плотам и другим плав. средствам;

  • нырять и прыгать в воду в незнакомых местах, а также с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей;

  • купаться в нетрезвом виде;

  • устраивать на воде игры, связанные с нырянием и захватом друг друга;

  • плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах;

  • подавать крики ложной тревоги;

  • приводить с собой собак и других животных.

Задание № 11

Вводная. Вам предстоит пройти пешком из одной части города (населенного пункта) в другую.

Задание: ваши действия по обеспечению личной безопасности при движении по улице.

  • двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам или обочинам;

  • пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин;

  • в местах, где движение регулируется, переходить улицу по сигналам регулировщика или светофора;

  • на нерегулируемых пешеходных переходах переходить дорогу только убедившись, что переход будет безопасным;

  • на проезжей части не следует задерживаться и останавливаться, если переход закончить не удалось, надо остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений;

  • при приближении автомобилей с включенным специальным звуковым сигналом и синим

Задание № 12

Задание:. Вы случайно оказались в толпе. Ваши действия.

Оказавшись в движущейся толпе, необходимо:

  • не толкаться, не напирать на впереди идущих, придерживаться общей скорости движения;

  • от толчков сзади и сбоку защищаться согнутыми в локтях и прижатыми к телу руками;

  • наиболее беспокойных соседей просить соблюдать порядок или пропускать вперед.

При сильной давке следует:

  • освободиться от лишних вещей (зонтик, длинный шарф);

  • держаться подальше от стеклянных витрин, оград, турникетов, заборов и других сооружений;

  • не хвататься за выступающие предметы, стараться их обойти.

При падении нужно:

  • защитить голову руками, а живот — согнутыми и подтянутыми к туловищу ногами;

  • сгруппироваться, быстро упереться руками и одной ногой в землю и резко разогнуться по ходу движения толпы;

  • если подняться не удалось, повторить попытку,


Олимпиадные задания теоретического тура в вопросах


11 класс

^ 1. Травмы, получаемые в домашних условиях, наиболее частые причины травм.

В домашних условиях чаще всего люди получают открытые повреждения кожи, тканей и внутренних органов и закрытые повреждения (ушибы, растяжения, переломы, вывихи, разрывы связок). Причинами этих травм является невнимательность при работе и игре, неосторожное обращение с колющими и режущими предметами, неумелое обращение с инструментами

^ 2. Травмы опорно-двигательного аппарата, возможные причины травм, меры профилактики.

К травмам опорно-двигательного аппарата относятся закрытые и открытые переломы, растяжения и разрывы связок, вывихи. Причинами этих травм обычно бывают удары по конечностям, падение на руку или ногу, резкое подворачивание стопы, рывки в суставах. Чтобы избежать травмирования, следует строго выполнять правила безопасности при проведении различных работ (особенно погрузочно-разгрузочных), к занятиям физическими упражнениями и спортивным играм приступать только после разминки, в ненастную погоду (особенно в гололед) и польду передвигаться, соблюдая меры предосторожности

^ 3. Обеспечение пожарной безопасности в местах проживания.

Причинами возникновения пожаров в жилых, производственных и служебных помещениях являются неисправности электросети и электроприборов, утечка газа, возгорание бытовых приборов, оставленных под напряжением, использование самодельных и неисправных отопительных приборов, применение бензина для разжигания печей и каминов, оставление открытыми топок, шалости детей с огнем, неосторожность и беспечность при курении и множество других причин.

4.Основные составляющие здорового образа жизни.

  • оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;

  • закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;

  • рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);

  • соблюдение режима труда и отдыха;

  • личная гигиена;

  • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.

^ 5. Двигательная активность и ее влияние на здоровье:

  • утренняя физическая зарядка - для более быстрого перехода от сна к бодрствованию;

  • уроки физической культуры - научиться правильным движениям;

  • динамическая пауза-форма активного отдыха во внеурочное время (лыжи, коньки, плавание, спортивные игры, и.т.п. );

  • занятия спортом - высшая форма двигательной активности.

^ 6. Лесные и торфяные пожары, их последствия. Профилактика лесных и торфяных пожаров.

Лесным пожаром называется неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. По характеру распространения они подразделяются на низовые, верховые и подземные:

  • при низовых пожарах пламя достигает в высоту до 50—150 см, а огонь на равнинах распространяется со скоростью 0,5—1,5 км/ч.

  • верховые пожары охватывают верхний полог леса и распространяются со скоростью 8— 25 км/ч, а иногда и до 100 км/ч.

  • подземные пожары возникают на торфяных почвах, распространяются со скоростью 2—10 м в день, но очень опасны и сложны для тушения.

Поражающими факторами лесных и торфяных пожаров являются огонь, высокая температура, задымление, выгорание кислорода.

Пожары при сухой погоде и ветре могут охватывать огромные территории. Они уничтожают растительность, лесных животных, выжигают из почвы перегной, наносят ущерб населенным пунктам, приводят к выводу из строя линий связи и электропередачи, разрушению мостов и трубопроводов. Часто во время лесных пожаров ожоги и травмы получают люди, а иногда бывают случаи их гибели.

В целях предупреждения пожаров в пожароопасный период в лесу запрещается:

  • пользоваться открытым огнем (бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу);

  • оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, так как, фокусируя лучи, они способны сработать как зажигательные линзы;

  • выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, а также стерню на полях, расположенных в лесу;

  • разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках с порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев.

^ 7. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствий.

Производственные аварии и катастрофы относят к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Они могут сопровождаться выбросами опасных веществ, пожарами, взрывами, затоплениями и другими тяжелыми последствиями для населения и природной среды.

Авария — это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

Крупную аварию, повлекшую за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, называют производственной (или транспортной) катастрофой.

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяют на локальные (объектовые), местные, территориальные, региональные, федеральные.

Существует также понятие «глобальная чрезвычайная ситуация». Поражающие факторы и воздействие такой чрезвычайной ситуации выходят за пределы одного государства.

К чрезвычайным ситуациям техногенного характера относятся транспортные аварии, пожары и взрывы, аварии с выбросом химически опасных, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапное обрушение зданий и сооружений, аварии на энергетических и коммунальных системах жизнеобеспечения, на очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

^ 8. Правила личной гигиены и здоровье человека.

Личная гигиена включает в себя выполнение многих гигиенических правил, требований и норм, направленных на сохранение здоровья, работоспособности, активного долголетия, профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний. Основными составляющими личной гигиены являются уход за кожей, уход за зубами, уход за волосами, гигиена одежды и обуви.

Уход за кожей заключается в выполнении следующих правил:

  • если кожа сухая или чешется, смажьте ее кремом или мазью;

  • не выдавливайте прыщи, не пытайтесь вскрыть гнойники: на их месте может начаться воспаление;

  • если одежда из синтетических тканей или каких-либо других материалов вызывает у вас раздражение кожи, не носите ее.

  • регулярно чистите межзубные промежутки специальной нитью или зубочисткой, пользуйтесь зубной пастой на натуральной основе;

  • посещайте зубного врача 2—3 раза в год: в этом случае он своевременно обнаружит заболевания зубов и десен.

  • Волосы нужно мыть не по расписанию, а по необходимости. При этом хорошо ополаскивать их водой с уксусом, отваром ромашки или крапивы. Очень полезен массаж головы. Можно делать его перед каждым мытьем. Не ленитесь расчесывать волосы утром и вечером.

^ 9. Правила безопасного поведения на улице в вечернее время.

Выходя вечером на улицу, не надо надевать дорогую, броскую одежду, украшения, брать большие суммы денег. Опасно выбирать маршрут движения, проходящий через пустыри, безлюдные скверы, глухие переулки и другие пустынные места. Нельзя принимать предложения прокатиться или подвезти от незнакомых водителей. Если появилось ощущение, что кто-то преследует, надо убедиться в этом и спешить к освещенному месту, звать на помощь людей

^ 10. Какие объекты относятся к радиационно-опасным?

К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции, предприятия по изготовлению ядерного топлива, переработке и захоронению ядерных отходов, научно-исследовательские и другие учреждения, имеющие ядерные установки и стенды, транспортные ядерные энергетические установки, некоторые военные объекты.

^ 11. Какие объекты относятся к аварийно -химически опасным?

К химически опасным объектам производства относятся предприятия черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной, строительной, оборонной и медицинской промышленности, коммунального и сельского хозяйства. На этих предприятиях широко применяется хлор, аммиак, соляная кислота, сернистый ангидрид, фтористый водород и другие опасные химические вещества.

^ 12. Как обеспечивается безопасность населения от оружия массового поражения (ОМП)?

Безопасность населения обеспечивается своевременным оповещением, использованием средств индивидуальной и коллективной защиты, временным укрытием людей в жилых и производственных зданиях, эвакуацией населения из зон возможного заражения.

^ 13. Что относится к средствам индивидуальной защиты ( СИЗ)?

К СИЗ относятся:

  • СИЗ органов дыхания (противогазы, респираторы и подручные средства);

  • СИЗ кожи (ОЗК, Л-1, плотная одежда);

  • медицинские средства защиты (аптечка индивидуальная, индивидуальный противохимический пакет).

^ 14. Что относится к коллективным средствам защиты?

К коллективным средствам защиты относятся:

  • убежища, противорадиационные укрытия, открытые и перекрытые щели, и другие приспособленные помещения.

^ 15. Способы эвакуации.

Эвакуация производится следующими способами:

  • пешим порядком;

  • транспортный (каким-либо одним видом транспорта);

  • комбинированный (несколькими видами передвижения).

^ 16. Общие понятия о ВИЧ инфекции и СПИДе.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).Вирус, вызывающий эту болезнь, получил название ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). ВИЧ поражает те клетки нашего организма, которые предназначены для борьбы с вирусной инфекцией. Лекарств против СПИДа нет, имеющиеся препараты лишь продлевают состояние ВИЧ-инфицированности, не давая человеку заболеть СПИДом и погибнуть.

^ 17. Предназначение Вооруженных сил РФ.

ВС РФ предназначены для отражения вооруженной агрессии против государства, вооруженной защиты территории, выполнения международных договоров.

18. Состав и структура ВС РФ.

ВС состоят из органов военного управления, видов ВС, родов войск, тыла и других войск.

19. Дни воинской славы России.

15 победных дней. (перечислить).

20. Какие Законы определяют основы военной службы?.

  • закон «О безопасности»;

  • закон «Об обороне»;

  • закон «О воинской обязанности и военной службе»;

  • закон «О статусе военнослужащих»;

  • другие.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Всероссийская олимпиада школьников по обж icon Всероссийская олимпиада школьников по химии

Всероссийская олимпиада школьников по обж icon Всероссийская олимпиада школьников по экологии

Всероссийская олимпиада школьников по обж icon 2012 год всероссийская олимпиада школьников по экологии

Всероссийская олимпиада школьников по обж icon 2012 год всероссийская олимпиада школьников по экологии

Всероссийская олимпиада школьников по обж icon Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада

Всероссийская олимпиада школьников по обж icon Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада

Всероссийская олимпиада школьников по обж icon Проверочная олимпиада по обж для 10-11 класса

Всероссийская олимпиада школьников по обж icon Краевая олимпиада школьников

Всероссийская олимпиада школьников по обж icon Олимпиада для школьников по психологии в дтдм

Всероссийская олимпиада школьников по обж icon Московская городская олимпиада школьников по биологии 2006 г. 9 класс. Iтур

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы