|
Скачать 83.85 Kb.
|
Содержание
Задание 2. Задание включает 5 вопросов с несколькими вариантами ответов (от 0-я до 5-ти). |
Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2011-2012 год. Школьный этап. 8 класс. Задание части 1. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. 1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания: А.Эмбриология Б. Анатомия В. Микология Г. Экология 2. Консументом первого порядка является А. Жаба Б. Лось В. Синица Г. Окунь 3. Наибольшая сухая суммарная биомасса на 1 квадратный метр имеется в: А.Полярной пустыне Б.Тундре В.Тайге Г.Смешанном лесу 4. На Крайнем Севере России восстанавливается исторический ареал А.Белого медведя Б.Овцебыка В.Песца Г.Северного оленя 5. Планктоном называют организмы: А.Пассивно парящие в толще воды В. Донные Б.Активно плавающие Г.Живущие на поверхности воды 6. Воробьи и другие ткачиковые птицы часто устраивают свои гнезда в пустотах между сучьями в основании гнезд орлов и других крупных хищных птиц. Это можно считать примером: А.Гнездового паразитизма В. Протокооперации Б.Симбиоза Г.Комменсализма 7. Примерами хищных растений являются: А.Вороний глаз, ландыш В. Ромашка, колокольчик Б. Пузырчатка, росянка Г. Пижма, бодяк 8. В Красную Книгу России занесен (занесена): А.Балтийская сельдь Б.Вальдшнеп В.Белый Амур Г.Красный волк 9. Самым важным фактором регуляции сезонной миграции перелетных птиц является: А.Изменение средней температуры воздуха Б.Изменение длины светового дня В.Уменьшение количества пищи Г.Увеличение количества осадков 10. В состав единой пищевой цепи не входит: А.Лемминг Б.Шмель В.Осока Г.Песец 11. Весь спектр окружающих организм элементов и условий в той части пространства, где он обитает и с чем непосредственно взаимодействует, называют А.Фактор Б.Среда В.Биотоп Г.Биоценоз 12. Старые особи составляют большую часть в популяции А.Быстро растущей В.Со снижающейся численностью Б.Находящейся в стабильном состоянии Г.В которой нет четкой закономерности роста 13. Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют А.Одну популяцию одного вида В.Две популяции двух видов Б.Две популяции одного вида Г.Одну популяцию двух видов 14. Отношения между щукой и окунем – это пример: А. Межвидовой взаимопомощи В. Нейтрализма; Б. Межвидовой конкуренции Г. Внутривидовой конкуренции. 15. Организмы, питающиеся готовыми органически ми веществами, относятся к А.Автотрофам Б.Гетеротрофам В.Продуцентам Г.Хемотрофам 16. Плодородие почвы определяется количеством в ней А.Минеральных веществ Б.Гумуса В.Живых организмов Г.Воды 17. Отличительной особенностью безобидной ящерицы – ломкой веретеницы от змей: медянки и гадюки, имеющих также бурую окраску, является: А.Наличие конечностей В.Отсутствие конечностей Б.Наличие мигательной перепонки Г.Отсутствие мигательной перепонки. 18. Естественное загрязнение биосферы происходит в результате А.Лесных пожаров Б.Отмирания значительного количества биомассы в экосистеме В.Многократного увеличения численности одного из видов Г.Обработки растений пестицидами 19. В природных условиях естественными носителями возбудителей чумы являются6 А.Волки и лисы Б.Птицы В.Грызуны Г.Человек 20. Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это: А.Биотические факторы среды В.Антропогенные факторы среды Б.Абиотические факторы среды Г.Техногенные факторы среды. ^ 1. Коллективную защиту от хищников осуществляют: А.Общественные насекомые Г.Приматы Б.Колониально гнездящиеся птицы Д.Грызуны В.Стадные копытные 2. В состав одного биоценоза не могли входить: А.Ихтиозавры и дельфины Г.Мамонты и динозавры Б.Ракоскорпионы и панцирные рыбы Д.Сайгаки и северные олени В.Трилобиты и крабы 3. Какие из абиотических факторов лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше? А.Минералы Б.Свет В.Азот Г.Кислород 4. Среди перечисленных экосистем естественными биоценозами являются: А.Лес Б.Поле кормовых трав В.Болото Г.Парк Д.Луг 5. Основными причинами утраты видового разнообразия могут быть: А.Возрастающая численность населения Б.Возрастающее потребление ресурсов В.Сокращение территорий с естественными средами обитания Г.Пренебрежительное отношение человека к видам и экосистемам Д.Эволюционное старение вида Задание части 3. Задание на определение правильности суждений. Укажите вариант ответа «да» или «нет». 1. Экология – наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой. 2. Современная биосфера – результат деятельности живых организмов. 3. Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения. 4. Применение фреонов в производстве и быту приводит к выпадению кислотных дождей. 5. Уменьшение площади лесов нарушает круговорот кислорода и углекислого газа в биосфере. 6. Город следует рассматривать как экосистему. 7. Значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки. 8. Самые быстродвигающиеся животные обитают в водной среде. 9. Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушением их естественных местообитаний человеком. 10. Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух видов. Задание части 4. Распределите перечисленные признаки в соответствии с их принадлежностью. 1. Выберите признаки характерные для специфических условий жизни в определенной среде: А.Наземно-воздушная среда……………………………………. Б.Водная среда………………………………………………………….. 1.Мягкий температурный режим 5.Резкие изменения температуры 2.Высокая плотность 6.Различный солевой состав 3.Малая плотность 7.Ограниченность кислорода 4.Относительно постоянное количество кислорода 2.Подберите примеры к каждой форме взаимодействия популяций разных видов. А.Паразитизм………………………………… Б.Симбиоз………………………………………… 1.Аскарида и собака 2.Водоросли и гриб в лишайнике 3.Актиния и рак-отшельник 4.Береза и трутовик 5.Муравьи и тля 6.Осина и подосиновик 7.Повилика и клевер Бланк ответов на задания теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 2011-2012 уч.год 8 класс Фамилия_________________ Шифр____________________ Имя_____________________ Регион___________________ Класс____________________ Шифр____________________ Часть I.
Часть II
Часть III___________________ баллов
Часть IV___________________ баллов 1.
2.
Проверил Ф.И.О.______________________ Перепроверил Ф.И.О.__________________ Итого___________________ баллов |