Рабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный icon

Рабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный





НазваниеРабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный
страница1/3
Дата01.03.2013
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3



ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ




«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по учебной работе

_________________________

«_____»_____________2007г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ


для специальности 060101 –лечебное дело


Факультет лечебный

Кафедра оториноларингологии


Курс IY


Семестр YIII


Лекции 24 час. Экзамен YIII


Практические занятия - 48 час. Зачет - нет


Всего часов 24/48 Самостоятельная работа 36 час.


Рабочая программа составлена на основании ГОСа (2000 г.) и типовой программы

по оториноларингологии, утвержденной начальником управления учебных

заведений Минздрава РФ Н.Н.Володиным 1997 г. и 2006 г.

Индекс ОПД.Ф.12


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры и одобрена

«_____»______________2007 года


Заведующий кафедрой

профессор Ю.А.Кротов


Одобрено советом (методической комиссией) лечебного факультета


«_____»____________2007 г.


Председатель: проф. К.К.Козлов



  1. 1.1. Цель:

Изучить взаимосвязь болезней ЛОР органов с другими заболеваниями организма. Освоить методики оказания неотложной помощи при ЛОР заболеваниях. Ознакомить с принципами и методами диспансерной работы, отметив значение своевременного их выявления и санации.

1.2 Задачи:

а). Ознакомить студентов с распространенностью и значимостью заболеваний уха, носа и горла в общей патологии, с принципами и методами диспансерной работы.

б). Показать студентам особенности и возможности исследования ЛОР органов – эндоскопию, аудиометрию, вестибулометрию и их значение в общей системе клинического обследования пациентов.

в). Ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, клиническими признаками, профилактикой и лечением болезней уха, носа, глотки и гортани, часто встречающихся, вызывающих осложнения и сопутствующие заболевания.

г). Обучение студентов практическим навыкам и методам оказания экстренной помощи при травмах, инородных телах, кровотечениях и острых заболеваниях ЛОР органов.


    1. Перечень базисных знаний и умений, необходимых для достижения целей обучения на кафедре оториноларингологии:




  1. Медико-биологические дисциплины

  • Нормальная анатомия

Знать: 1). Строение височной кости, наружного, среднего, внутреннего уха; барабанной полости, слуховой трубы, сосцевидного отростка, лабиринта, преддверия, полукружных каналов, улитки. Особенности их строения в детском возрасте.

2). Строение и возрастные особенности носа и околоносовых пазух, анатомию глотки, лимфаденоидного глоточного кольца, структурные особенности миндалин; анатомия гортани, трахеи, бронхов и пищевода.

Уметь: 1) применить знания по анатомии ЛОР органов в объяснении воз-

никновения и течения патологических процессов уха, горла и носа, их

осложнений.

  1. ^ Нормальная физиология

Знать: 1). Физиологию слухового и вестибулярного анализаторов.

2). Функции носа и околоносовых пазух, глотки, лимфаденоидного

глоточного кольца.

Уметь: - провести исследование слуховой, вестибулярной, обонятельной

и вкусовой функции.

  1. ^ Топографическая анатомия и оперативная хирургия.

Знать: 1). Топографию уха, носа и околоносовых пазух, глотки, гортани,

трахеи, бронхов и пищевода.

2). Технику операций перевязка сосудов шеи, трахеотомия.

Уметь – провести указанные вмешательства на трупном материале.

^ 4. Патологическая анатомия

Знать: Морфологические изменения слизистой оболочки верхних

дыхательных путей и лимфаденоидной ткани при воспалительных

заболеваниях.

^ Уметь: Выявить признаки патологии ЛОР органов по макро и

микропрепаратам.

  1. Патологическая физиология

Знать: 1). Признаки нарушения слуховой и вестибулярной функции;

2). Проявления и последствия.

^ Уметь выявить признаки нарушений функций ЛОР органов.


Специальные дисциплины

  1. Рентгенология и медицинская радиология

Знать: 1). Основные методы рентгенологической диагностики

заболеваний ЛОР органов – рентгенографию, томографию височных

костей, лицевого скелета, околоносовых пазух, пищевода, гортани;

компьютерную томографию и ЯМРТ.

2). Рентгенологические симптомы основных ЛОР заболеваний.

Уметь выявить при обследовании пациента рентгенологические признаки

основных видов патологии ЛОР органов – травм, инородных тел,

воспалительных заболеваний.

  1. ^ Нервные болезни

Знать: 1). Основные методы исследования и симптомы поражения Y,

YII, YIII, IX, X, XI, XII черепных нервов, пирамидных путей, мозжечка.

2). Клинику, диагностику, принципы лечения менингита, энцефалита,

абсцесса мозга и мозжечка, неврита лицевого нерва.

Уметь выявить и оценить неврологические симптомы при диагностике

заболеваний ЛОР органов и их осложнений.

  1. ^ Инфекционные болезни и эпидемиология

Знать: 1). Эпидемиологические особенности, клинику, методы

диагностики и принципы лечения вирусных инфекций (грипп,

аденовирусная, корь), бактериальных инфекций (скарлатина,

дифтерия), менингококковых инфекций.

2). Клинику и дифференциальную диагностику острых и вторичных

тонзиллитов, подскладочных ларингитов при инфекционных

заболеваниях.

Уметь правильно оценить симптомы поражения ЛОР органов при

инфекционных заболеваниях и определить лечебную тактику.

  1. Стоматология
^

Знать: 1). Возрастные анатомо - физиологические особенности


зубочелюстной системы.

2). Клинику, диагностику и принципы лечения заболеваний

околоносовых пазух, комбинированных травматических повреждений

челюстно-лицевой области, полости рта и глотки.

Уметь выявить взаимосвязь заболеваний ЛОР органов с поражением

зубочелюстной системы и определить лечебную тактику.

  1. Физиотерапия

Знать: 1). Принципы физиотерапии ЛОР заболеваний.

2). Показания и противопоказания к применению различных физических

методов воздействия в лечении острых и хронических заболеваний носа,

околоносовых пазух, глотки, уха и гортани.

3). Показания к санаторно-курортному лечению ЛОР заболеваний.

Уметь определить показания и выбрать метод физиотерапевтического

воздействия при различных видах патологии ЛОР органов.

  1. Онкология

Знать: 1). Клинику и диагностику злокачественных новообразований

верхних дыхательных путей и уха;

2). Современные методы диагностики предопухолевых заболеваний;

3). Принципы хирургического и лучевого лечения.

Уметь: поставить диагноз онкологического заболевания ЛОР органов в

соответствии с международной классификацией.


  1. ^ Содержание дисциплины.

Оториноларингология - специальная клиническая дисциплина, изучающая морфолого-физиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей.

Изучение оториноларингологии является необходимым для будущих врачей широкого профиля, поскольку поражения верхних дыхательных путей и уха встречаются часто, и обуславливают до 15% обращений в лечебные учреждения. Заболевания ЛОР органов могут вызывать тяжелые жизненно опасные осложнения (отогенные, риногенные, тонзиллогенные) и приводить к стойкой утрате трудоспособности.

Развитие науки и техники диктует потребность в совершенствовании учебного процесса, поиске новых методов, средств и форм обучения.

Важнейшая цель преподавания оториноларингологии – овладение специальными методами диагностики и лечения заболеваний уха и верхних дыхательных путей.

В лекционном курсе освящены избранные приоритетные разделы с учетом современных достижений науки. Уделяется внимание историческому обзору вопроса с указанием основных вех в развитии проблемы, отличаются успехи, достижения отечественной науки и практики. Большое внимание уделяется вопросам деонтологии и врачебной этики. Лекции имеют не только важное учебное, но и большое воспитательное значение, способствуют с позиции данной специальности повышению общей культуры и выработке высоких нравственных качеств у будущего врача.

В пропедевтической части студенты должны освоить эндоскопические и функциональные методы исследования уха, носа, глотки, гортани с одновременным углубленным повторением анатомии и физиологии ЛОР органов в клиническом освещении.

При изучении заболеваний ЛОР органов используется курация больных с оформлением истории болезни, амбулаторный прием больных под контролем преподавателя, осмотр тематических больных в стационаре, знакомство с типовыми операциями, решение ситуационных задач, обходы и клинические разборы больных, работа в перевязочной. Уделяется должное внимание вопросам экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности в связи с ЛОР заболеваниями и травмами (инструкция о выдаче листков временной нетрудоспособности).

При изучении клинической части специальности студенты осваивают ряд практических навыков. Самостоятельная работа студентов повышает их ответственность, и она не превышает 30% времени практических занятий.

Согласно утвержденному плану на лечебном факультете цикл по оториноларингологии проводится в YIII-IX семестрах. Количество часов на лекции отводится 24 часа, практические занятия 44 часа.



    1. П Л А Н

^ ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО

ФАКУЛЬТЕТА




п/п

Т е м а

Часы

1.


2.


3.


4

.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.

Введение в оториноларингологию, пропедевтическая и клиническая оториноларингология, научно-технический прогресс и Омская ЛОР клиника.

Клиническая анатомия и физиология слуховой и вестибулярной

системы.

Острое гнойное воспаление среднего уха. Мастоидит. Антротомия.

Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Санирующая и слухоулучшающая хирургия.


Отогенные внутричерепные осложнения и отогенный сепсис.


Негнойные заболевания уха. Отосклероз, кохлеарный неврит, профессиональные заболевания уха.


Морфологическая и функциональная характеристика лимфаденоидного кольца глотки. Ангина и хронический тонзиллит. Поражения миндалин при инфекционных заболеваниях и заболеваниях системы крови.


Воспалительные заболевания носа и придаточных пазух. Риногенные орбитальные внутричерепные осложнения.


Острые и хронические воспалительные заболевания гортани.


Доброкачественные и злокачественные опухоли верхних дыхательных путей и уха.


Трахеотомия. Другие виды горлосечения.


Экспертиза в оториноларингологии.

2 ч.


2 ч.


2 ч.


2 ч.


2 ч.


2 ч.


2 ч.


2 ч.


2 ч.


2 ч.


2 ч.


2 ч.




Всего:

24 ч.



2.2.

П Л А Н

^ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА




п/п

Т е м а

Ча сы

Место

занятия

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.

10.

11.


.



Вводная часть. Общее знакомство с ЛОР клиникой и контингентом пациентов. Организация рабочего места врача оториноларинголога. Методика осмотра ЛОР органов.

Клиническая анатомия, физиология уха (звуковоспринимающий и звукопроводящий аппараты). Отоскопия. Методы исследования слухового анализатора.

Клиническая анатомия, физиология и методы ис-

следования вестибулярного анализатора.

Острые и хронические неспецифические воспалительные заболевания глотки: ангины, хронич. тонзиллит – классификация, клиника, дифференц. диагностика, методы консервативного и хирургического лечения. Осложнения ангин.

Заболевания носа и придаточных пазух. Травмы носа и их последствия: гематома, абсцесс носовой перегородки, носовые кровотечения. Методы оказания неотложной помощи.

Воспалительные заболевания гортани. Инородные тела верхних дыхательных путей.

Доброкачественные и злокачественные опухоли гортани. Стеноз гортани. Трахеотомия. Уход за трахеотомированным пациентом.

Негнойные заболевания уха. Слухопротезирование. Курация больных.

Работа в операционной и перевязочной.

Острый гнойный средний отит Мастоидит.

Хронический гнойный средний отит. Отогенные внутричерепные осложнения.


4 ч.


4 ч.


4 ч.


4 ч.


4 ч.


4 ч.


4 ч.


4 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.



Стационар.

Учебн.комната


Учебн.комната

«УХО»


Учебн.комната

«УХО»

Учебн комната

« ГОРТАНЬ»


Учебн.комната

«НОС, ГЛОТ-

КА»


Учебн.комната


Стационар

Учебн.комната


Стационар

Поликлиника

Стационар

Поликлиника

Стационар

Поликлиника





Всего:

44 ч.






III. Учебно-методические материалы по оториноларингологии.

3.1. Обязательная литература

  1. Оториноларингология. Учебное пособие. – М. «Литера», 1997. 512 с.

В.Т. Пальчун, А.И. Крюков.

  1. Детская оториноларингология. Богомильский М.Р., 2002.

  2. Болезни уха, горла и носа (для стомат. ф-та) Москва, 2003.

Ю.А.Овчинников.

  1. Лекции по оториноларингологии. Куйбышев, 1994 (И.Б. Солдатов).


3.2. Дополнительная литература

  1. Болезни уха, горла, носа. Атлас. Учебное пособие.

В.Г. Пальчун. Медицина.- 1991 – 240 с.

  1. Руководство по детской оториноларингологии. Москва.- 2002 – с. 336.

Б.В. Шеврыгин.

  1. Сборник тестов для самоподготовки студентов к практическим занятиям

по оториноларингологии. Омск, 2001 – 52 с. (Ю.А.Кротов, Л.И.Иванова).

4. Пальчун В.Т., Крюков А.И. Болезни уха, горла и носа. М., 1999 г.


    1. Гортань

Плакаты, слайды, муляжи – используемые в учебном процессе по

оториноларингологии.

Шифр: плакаты – П, слайды – С, муляжи – М, микропрепараты – МП.

Плакаты – П:

  1. Строение - 31, 32, 33, 34

  2. Заболевания – 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45.

Муляжи – М: 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53.

Макропрепараты – МП: 54, 55, 56, 57, 58, 59.

Слайды – С: 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70.


    1. Ухо.

Плакаты, схемы, костные препараты, муляжи, слайды, рентгенограммы –

используемые в учебном процессе по оториноларингологии.

Шифр: плакаты – П, схемы – СХ, костные препараты – КП, муляжи – М,

слайды– С, рентгенограммы – Р.

  1. Плакаты – П:

  1. Строение уха – 71, 72, 73, 74, 75, 76

  2. Заболевания уха - 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90.

  1. Схемы – СХ: 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99.

  2. Муляжи – М: 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111.

  3. Костные препараты – КП: 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120.

  4. Слайды – С: 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132,

133, 134, 135, 136, 137, 138, 139.

YI. Рентгенограммы – Р: 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146.


    1. Нос и околоносовые пазухи.

Плакаты, муляжи, слайды, костные препараты, рентгенограммы, используе-

мые в учебном процессе по оториноларингологии.

Плакаты – П:

  1. Строение – 147, 148, 149, 150.

  2. Заболевания - 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158.

Муляжи – М: 159, 160, 161, 162, 163.

Костные препараты – КП: 164, 165, 166, 167.

Слайды – С: 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179.

Рентгенограммы – Р: 180, 181, 182, 183, 184, 185, 186, 187, 188, 189


    1. Глотка.
  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный iconРабочая программа по педиатрии для специальности 060101 лечебное дело Факультет лечебный

Рабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный iconРабочая программа по клинической иммунологии, аллергологии для специальности 060101 Лечебное дело

Рабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный iconРабочая программа по дисциплине: общая хирургия, анестезиология для специальности: 060101 лечебное

Рабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный iconРабочая учебная программа по оториноларингологии для специальности 060101 лечебное дело

Рабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный iconРабочая программа по судебной медицине для специальности лечебное дело факультет лечебный

Рабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный iconРабочая программа по эндокринологии для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет

Рабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный iconРабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101(040100) лечебное дело факультет

Рабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный iconРабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет

Рабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный iconРабочая программа по гигиене с основами экологии человека для специальности 040100 Лечебное дело

Рабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный iconРабочая программа по неврологии, нейрохирургии для специальности Лечебное дело (060101) Факультет

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы