Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет icon

Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет





Скачать 484.14 Kb.
НазваниеРабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет
Дата19.03.2013
Размер484.14 Kb.
ТипРабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по_____________внутренним болезням________________

для специальности____060101__(040100) лечебное дело_______

факультет __________лечебный_______________________

кафедра факультетской терапии

курс 6

семестр 11-12

лекции 76 (час.)

Экзамен 12 семестр

(Итоговая Государственная аттестация)

Практические (семинарские) занятия 249 (час.)

Всего часов 325 (час.) Самостоятельная работа 125 (час.)


Рабочая программа составлена на основании Программы по внутренним болезням для студентов высших медицинских учебных заведений (М.,1999) и Государственного образовательного стандарта (М., 2000)

Индекс ОПД. Ф. 21


1. Цели и задачи дисциплины. ее место в учебном процессе

1.1. Основная цель преподавания дисциплины на 6 курсе заключается в совершенствовании у студентов навыков диагностики и дифференциальной диагностики основных заболеваний внутренних органов; выбору индивидуальной лечебной тактики; врачебно – трудовой экспертизы, осуществлению профилактических мероприятий.

1.2. ^ Задачи изучения дисциплины:

Усвоение студентами клинической картины заболеваний внутренних органов путем изучения литературы, самостоятельной курации и участия в обсуждении тематических больных, курируемых коллегами по группе.

Ознакомление студентов с объемом обследования терапевтических больных в соответствии с принятыми стандартами.

Обучение тактике установления диагноза и проведения дифференциальной диагностики.

Выработка умения в оказании неотложной помощи, назначении и проведении индивидуализированной терапии больным с основными заболеваниями внутренних органов.

Обучение студентов методам реабилитации и диспансеризации больных с основными заболеваниями внутренних органов.

Усвоение студентами положений по проведению медико-социальной экспертизы.

1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.

  1. Нормальная анатомия: органов дыхания, кровообращения, желудочно– кишечного тракта, гепато–билиарной системы, органов кроветворения, нервной системы.

  2. Нормальная физиология: физиология органов дыхания, кровообращения, желудочно-кишечного тракта, органов кроветворения, эндокринной системы.

  3. Патологическая физиология – патогенез нарушения деятельности внутренних органов при различных формах их поражения.

  4. Патологическая анатомия – морфологическое изменение внутренних органов при основных терапевтических заболеваниях.

  5. Фармакология – общая рецептура, общая и частная фармакология.

  6. Пропедевтика внутренних болезней – методы исследования больных и лабораторно – инструментальные методы исследования, их оценка.

  7. Хирургия – диагностика и лечение смежных с терапией заболеваний внутренних органов.

  8. Онкология – диагностика злокачественных заболеваний внутренних органов, органов кроветворения, факторы риска в онкологии.

  9. Интенсивная терапия – лечение неотложных состояний в клинике внутренних болезней.

  10. Туберкулез – дифференциальная диагностика туберкулеза и заболеваний внутренних органов терапевтического профиля.

  11. Нервные болезни – клиника и диагностика нарушений мозгового кровообращения. Опухолей головного и спинного мозга, основы генетики человека.

  12. ЛОР болезни – клиника, диагностика, лечение хронического тонзиллита. Методы лечения носовых кровотечений.

  13. Глазные болезни – изменение глазного дна при гипертонической болезни, опухоли мозга.

  14. Профессиональные болезни – роль проф. вредности в развитии заболеваний внутренних органов.

  15. Рентгенология – рентгенологические симптомы увеличения полостей сердца, порока сердца, патологии легких, желудочка.

1.4 По окончании курса внутренних болезней:

Выпускник должен уметь:

1.Обслeдовать больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение пальпации, перкуссии, аускультации грудной клетки и живота и т.д.).

2. Оценить:

2.1. выявленные при обследовании изменения со стороны различных систем и органов;

2.2.показатели периферической крови (гемоглобин, количество лейкоцитов и лейкоцитарная формула количество тромбоцитов, ретикулоцитов в норме и при патологии внутренних органов);

2.3. показатели биохимического исследования крови:

а) содержание общего белка и его фракций;

б) активность печеночных и сердечных ферментов;

в) содержание мочевины и креатинина;

г) показатели активности воспалительного процесса (С-реактивный белок, фибриноген и др.) и стрептококковой инфекции (АСЛ-О, ACT);

д) показатели липидного обмена (холестерин, триглицериды, ЛПВП, ЛПОНП, ЛПНП);

е) показатели пигментного обмена;

ж) показатели пуринового обмена;

2.4. основные показатели коагулограммы (протромбиновое время, АЧТВ, фибриноген, время кровотечения);

2.5.клиническую значимость электролитного и кислотно-основного баланса крови;

2.6.практическую значимость общего анализа мочи, исследования мочи по Нечипоренко, Зимницкому, пробы Реберга;

2.7. клиническое значение изменений содержания в моче желчных пигментов, амилазы;

2.8. анализ мокроты клинический и бактериологический, его диагностическую и дифференциально-диагностическую значимость;

2.9. практическую значимость данных, получаемых при исследовании функции внешнего дыхания;

2.10. использовать для диагностики рентгенограммы черепа и позвоночника;

3.Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования:

а) велоэргометрию;

б) эхокардиографию;

в) УЗИ органов брюшной полости (печень, поджелудочная железа, почки, желчный пузырь);

г) ЭКГ;

д) суточное мониторирование ЭКГ;

е) суточное мониторирование артериального давления;

ж) гормональные показатели крови при наиболее часто встречающихся эндокринных заболеваниях.

4. Читать рентгенограммы и томограммы легких.

5. Использовать:

5.1. данные физикального, инструментального, рентгенологического обследования, лабораторных данных для постановки диагноза в амбулаторных и стационарных условиях;

5.2. показания и противопоказания к направлению больных с наиболее часто встречающимися хроническими терапевтическими заболеваниями на санаторно-курортное лечение.

6. Обследовать больных и распознавать заболевания:

а) периферической нервной системы;

б) очаговые поражения головного мозга;

в) объемные процессы в головном мозгу;

г) поражения менингеальных оболочек.

7. Провести обследование больного:

7.1. при очаговом и диссеминированном поражении легких;

7.2. при болях в области сердца;

7.3. при сердечных шумах и кардиомегалии;

7.4. при поражении миокарда;

7.5. при мочевом синдроме;

7.6. при гепатомегалии и гепатолиенальном синдроме;

7.7. с желтухой;

7.8. с синдромом "острого живота";

7.9. при пищеводной, желудочной и кишечной диспепсии;

7.10. с легочным и пищеводно-желудочно-кишечным кровотечением;

7.11. с лимфаденопатией и спленомегалией;

7.12. с гемобластозом;

7.13. с коматозным состоянием;

7.14. с обмороком;

7.15. с отеками;

7.16. с лихорадкой.

8. Провести обследование и лечение больного:

8.1. при заболеваниях с нарушением бронхиальной проходимости;

8.2. с нарушениями сердечного ритма и проводимости;

8.3. с острой и хронической сeрдечной недостаточностью;

8.4. с артериальной гипертензией и гипотензией;

8.5. с нефротическим синдромом;

8.6. с поражением суставов;

8.7. с системным заболеванием соединительной ткани;

8.8. с заболеванием желчных путей и поджелудочной железы;

8.9. с анемией;

8.10. с геморрагическим синдромом;

8.11. при заболеваниях, проявляющихся гипотиреозом и тиреотоксикозом;

8.12. при климактерическом синдроме;

8.13. с шоком;

8.14. с лекарственной болезнью.

9. Диагностировать и лечить:

9.1. сахарный диабет у больных с различными заболеваниями внутренних органов;

9.2. ДВС-синдром;

10. Назначить и провести:

10.1. противовоспалительную и иммуносупрессивную терапию;

10.2. антибактериальную терапию;

10.3. антикоагулянтную и тромболитическую терапию.

11. Оказать квалифицированную помощь при наиболее часто встречающихся в практической деятельности неотложных состояниях: гипертонический криз, приступ бронхиальной астмы, ТЭЛА, ангинозный статус, сердечная астма и отек легких, кардиогенный шок, жизнеопасные нарушения ритма сердца и проводимости, приступ почечной и печеночной колики, острого панкреатита, комы при сахарном диабете, анафилактический шок, легочное, пищеводно-желудочно-кишечное кровотечения.

12. Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных побочных действий; рекомендовать немедикаментозную терапию.

13. Составить программу реабилитации больного на госпитальном и поликлиническом уровне, осуществлять контроль за ее выполнением.

14.Определить факт временной нетрудоспособности, ее причину, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности.

15.Определить показания к трудоустройству, установлению группы инвалидности и ее прогнозированию.

16.Оформить основные документы по экспертизе трудоспособности.

17. Своевременно и правильно распознать пограничную патологию, встречающуюся в практике терапевта:

а) наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания и особо опасные инфекции;

б) психические заболевания;

в) заболевания эндокринной системы;

г) туберкулез;

д) ЛОР-заболевания;

е) "острый живот".

18. Проводить санитарно-просветительную работу, составить ее план.

19. Выписать льготные рецепты, рецепты на наркотические, наркотикосодержащие и приравненные к ним препараты.

20. Организовать диспансеризацию на участке, оценивать ее эффективность, составлять план профилактических мероприятий, проводить анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

21. Руководить работой среднего медицинского персонала в стационаре и поликлинике.

Студент должен уметь выполнить:

1. Исследования:

1.1. запись ЭКГ;

1.2. определение сахара крови и мочи с помощью индикаторных полосок;

1.3.определение ацетона в моче;

1.4. определение гемоглобина крови;

1.5. подсчет количества лейкоцитов и лейкоцитаной формулы;

1.6. определение группы крови;

1.7.определение времени кровотечения из мочки уха;

1.8.определение протромбинового времени, АЧТВ, фибриногена.

2. Врачебные манипуляции:

2.1. подкожные, внутримышечные и внутривенные инъекции;

2.2. непрямой массаж сердца;

2.3.электроимпульсную терапию (дефибрилляцию);

2.4. искусственную вентиляцию легких простейшими методами и портативными "ручными" аппаратами;

2.5. плевральную пункцию;

2.6. взятие желудочного сока;

2.7. дуоденальное зондирование;

2.8.промывание желудка и кишечника;

2.9. пальцевое исследование прямой кишки;

2.10.пункцию брюшной полости при асците;

2.11. стернальную пункцию.

2. Содержание дисциплины.

2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий.

  1. Дифференциальная диагностика и лечение нарушений бронхиальной проходимости. (2 часа)

  2. Дифференциальная диагностика и лечение очаговых заболеваний легких. (2 часа)

  3. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний проявляющихся диссеминированным поражением легких. (2 часа)

  4. Дифференциальная диагностика при болях в области сердца. (2 часа)

  5. Лечение ишемической болезни сердца. Реабилитация больных перенесших инфаркт миокарда. (2 часа)

  6. Дифференциальная диагностика и лечение нарушений сердечного ритма и проводимости. (2 часа)

  7. Дифференциальная диагностика при сердечных шумах. (2 часа)

  8. Дифференциальная диагностика при кардиомегалии. (2 часа)

  9. Дифференциальная диагностика и лечение поражений миокарда. (2 часа)

  10. Диагностика и лечение острой и хронической сердечной недостаточности. (2 часа)

  11. Дифференциальная диагностика и лечение артериальной гипертензии. (2 часа)

  12. Дифференциальная диагностика и лечение артериальной гипотензии. (2 часа)

  13. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, проявляющихся нефротическим синдромом. (2 часа)

  14. Дифференциальная диагностика при патологическом осадке мочи. (2 часа)

  15. Дифференциальная диагностика и лечение болезней суставов. (2 часа)

  16. Дифференциальная диагностика и лечение системных заболеваний соединительной ткани. (2 часа)

  17. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, проявляющихся гепатомегалией и гепатолиенальным синдромом. (2 часа)

  18. Дифференциальная диагностика при желтухе. (2 часа)

  19. Дифференциальная диагностика при синдроме «острого живота». (2 часа)

  20. Дифференциальная диагностика при синдроме пищеводной и желудочной диспепсии. (2 часа)

  21. Дифференциальная диагностика при кишечной диспепсии. (2 часа)

  22. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний желчных путей и поджелудочной железы. (2 часа)

  23. Дифференциальная диагностика и лечение анемий. (2 часа)

  24. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, проявляющихся геморрагическим синдромом. Лечение легочных, пищеводных и желудочно-кишечных кровотечений. (2 часа)

  25. Дифференциальная диагностика при лимфаденопатии и спленомегалии. (2 часа)

  26. Дифференциальная диагностика и лечение гемобластозов. (2 часа)

  27. Диагностика и лечение сахарного диабета у больных с различными заболеваниями внутренних органов. (2 часа)

  28. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, проявляющихся гипотиреозом и тиреотоксикозом. (2 часа)

  29. Дифференциальная диагностика и лечение коматозных состояний (2 часа)

  30. Дифференциальная диагностика и лечение при шоке. (2 часа)

  31. Дифференциальная диагностика при отеках. (2 часа)

  32. Дифференциальная диагностика при лихорадке. (2 часа)

  33. Противовоспалительная и иммуносупрессивная терапия в клинике внутренних болезней. (2 часа)

  34. Антибактериальная терапия в клинике внутренних болезней. (2 часа)

  35. Диагностика, лечение и профилактика тромбозов. Антикоагулянтная и тромболитическая терапия в клинике внутренних болезней. (2 часа)

  36. Паранеопластические синдромы в клинике внутренних болезней. (2 часа)

  37. Диагностика и лечение лекарственной болезни. (2 часа)

  38. Поражение внутренних органов при алкоголизме и наркомании. (2 часа)

^ 2.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Болезни органов дыхания

Дифференциальная диагностика и лечение обструктивных заболеваний легких – 4 занятия (16 часов).

^ 1-ое занятие. Особенности обструкции легких при бронхиальной астме.

Цель и задачи. Научить диагностировать и лечить БА.

Содержание. На примере больных БА проводится дифференциальная диагностика с ангионевротическим отеком гортани, карциноидным синдромом, истерией, узелковым периартериитом, синдромом Мунье-Куна, Вильямса – Кемпбелла. Обсуждается роль экзо – и эндоаллергенов, наследственных и профессиональных факторов, очаговой инфекции верхних дыхательных путей и бронхов в развитии бронхоспазма. Рассматриваются критерии направления на стационарное лечение, госпитализации в отделение интенсивной терапии, выписки из стационара. Выделяются диагностические критерии. Обсуждается лечение острых проявлений БА и в межприступный период. Подчеркивается важность участия пациента в лечении, обеспечения регулярного мониторирования пиковой скорости выдоха.

^ 2-ое занятие. Диагностика и дифференциальная диагностика астматического статуса (АС).

Цель и задачи. Научить диагностировать АС, определять его форму и стадию, оказывать неотложную помощь.

Содержание. На клинических примерах обсуждаются причины развития АС, диагностические критерии его форм и стадий. Рассматривается лечебная тактика: обсуждаются дозы лекарственных препаратов и способы их введения, показания для перевода пациента на искусственную вентиляцию легких.

^ 3-е занятие. Особенности бронхиальной обструкции при хронической обструктивной болезни легких.

Цель и задачи. Научить диагностировать и лечить ХБ.

Содержание. На примере больных ХБ рассматриваются этиологические факторы, подчеркивается особая важность в его развитии и прогрессировании респираторной инфекции, курения, профессиональных вредностей. Обсуждаются патогенетические механизмы бронхиальной обструкции, уточняется ее характер (обратимая, необратимая). Выявляются отличительные признаки ХБ от других обструктивных заболеваний легких (БА, БЭБ, муковисцидоз, пневмокониозы). Рассматривается значение исследования ФВД, ФБС с биопсией слизистой бронхиального дерева, рентгенологического исследования и анализов мокроты для диагностики и выбора лечебной тактики. Обсуждается классификация, происхождение осложнений ХБ (обструктивная эмфизема легких, пневмосклероз, хроническое легочное сердце, ДН). Рассматриваются показания для проведения эндобронхиальной санации. Обсуждаются проблемы первичной и вторичной профилактики.

^ 4-ое занятие. Характеристика расстройств вентиляции при эмфиземе легких (ЭЛ).

Цель и задачи. Научить диагностировать, предупреждать развитие и прогрессирование ЭЛ.

Содержание. На примере пациентов с первичной и обструктивной ЭЛ обсуждаются причины и патогенетические механизмы (нарушение бронхиальной проходимости, функции мукоцилиарного транспорта, дефицит ингибиторов протеаз). Рассматривается значение исследования ФВД, рентгенографии органов грудной клетки, антипротеазной активности сыворотки крови для диагностики и лечения ЭЛ.

^ Дифференциальная диагностика и лечение очаговых заболеваний легких – 5 занятий (20 часов).

5-ое занятие. Дифференциальная диагностика и лечение пневмонии.

^ Цель и задачи. Научить диагностировать и лечить различные клинические варианты пневмонии.

Содержание. На примере пациентов с пневмониями, используя имеющиеся в историях болезни анализы, рентгенограммы, заключения ФБС, обосновывается диагноз, формируется в соответствии с принятой классификацией, проводится дифференциальная диагностика с инфильтративным туберкулезом, раком, инфарктом легких, легочной эозинофилией. Выявляются причины, определяющие тяжесть течения заболевания. Обосновывается и назначается лечение. Подчеркивается значение этиотропного лечения. Обсуждается лечение осложнений.

^ 6-ое занятие. Дифференциальная диагностика рака легких.

Цель и задачи. Научить диагностировать рак легких на ранних и поздних стадиях его развития.

Содержание. На примере больного раком легкого рассматриваются факторы риска заболевания, обсуждаются ранние симптомы центрального, периферического рака, особенности клинической картины плоскоклеточного, мелкоклеточного рака легких, аденокарциномы; симптомы, обусловливающие сходство и отличие рака легких от туберкулеза, пневмонии, инфаркта легких, легочной эозинофилии. Рассматривается значение современных лабораторных и инструментальных методов исследования для диагностики рака легких. Оцениваются анализы крови, мокроты, рентгенограммы, данные бронхоскопии, биопсии, УЗИ, исследования плевральной жидкости. Формулируется и обосновывается диагноз. Обсуждаются проблемы лечения, прогноз.

^ 7-ое занятие. Дифференциальная диагностика нагноительных заболеваний легких (абсцесс, гангрена и др.).

Цель и задачи. Научить диагностировать и лечить абсцесс и гангрену легких.

Содержание. На примере больного абсцессом или гангреной легких обсуждаются причины и предрасполагающие факторы для развития гнойной или гнилостной деструкции легочной ткани (характер микрофлоры, нарушение бронхиальной проходимости, состояние общих и местных механизмов защиты, дефекты проводимого лечения). Отмечаются клинические особенности абсцесса и гангрены легких, признаки, отличающие абсцесс легкого от распадающегося рака, туберкулезной каверны нагноившейся паразитарной и тератодермальной кисты, бронхоэктатической болезни. Рассматривается значение анализа мокроты, ФБС, рентгенологического исследования органов грудной клетки для диагностики абсцесса и гангрены легких. Дается обоснование варианта лечения (медикаментозное, хирургическое). Обсуждаются проблемы медико-социальной реабилитации.

^ 8-ое занятие. Дифференциальная диагностика плевритов.

Цель и задачи. Научить диагностировать и лечить плевриты.

Содержание. На примере пациента с плевритом обсуждаются особенности клинической картины сухого и экссудативного плеврита. Рассматривается значение рентгенологического исследования органов грудной клетки, УЗИ, торакоцентеза с лабораторным исследованием экссудата для диагностики плеврита и его этиологии. Изучается классификация и методы лечения, показания для проведения торакоцентеза и проблемы медико-социальной реабилитации больных плевритом.

^ 9-ое занятие. Дифференциальная диагностика острого и хронического легочного сердца (ЛС).

Цель и задачи. Научить диагностировать и лечить ЛС на ранних и поздних этапах его формирования.

Содержание. На примере пациентов с острым и хроническим ЛС выясняются причины его развития, обсуждается патогенез. Рассматриваются значение ЭКГ, ЭхоКГ, рентгенологического исследования органов грудной клетки для диагностики острого и хронического, компенсированного и декомпенсированного ЛС. Обсуждается лечение острого, хронического ЛС и проблемы медико-социальной реабилитации больных с хроническим ЛС.

^ Дифференциальная диагностика и лечение диссеминированных заболеваний легких – 1 занятие (4 часа).

10-ое занятие. Дифференциальная диагностика и лечение диссеминированных заболеваний легких.

^ Цель и задачи. Научить диагностировать и лечить диффузные заболевания легких: идиопатический фиброзирующий альвеолит, канцероматоз легких, диссеминированный туберкулез, саркоидоз, лекарственные и кардиогенные пневмопатии.

Содержание. На примере пациентов с диффузными заболеваниями легких выделяются ключевые клинические признаки. Обсуждаются проблемы этиологии, иммунологии, гистоморфологии диффузных заболеваний легких. Рассматривается значение современных лабораторных и инструментальных методов исследования (ФВД, рентгенологического, ФБС, биопсии ткани легкого) для диагностики этой группы болезней. Подчеркивается решающее значение для верификации нозологической формы диффузного заболевания легких морфологических исследований. Рассматриваются принципы и особенности лечения отдельных форм диффузных заболеваний легких, проблемы медико-социальной реабилитации больных с этой патологией.

^ Болезни системы кровообращения

Дифференциальная диагностика при шумах сердца – 2 занятия (8 часов)

11-ое занятие. Дифференциальная диагностика пороков сердца, характеризующихся появлением систолического шума.

^ Цель и задачи. Научить диагностировать приобретенные и врожденные пороки сердца, характеризующиеся появлением систолического шума, определять степень выраженности порока, показания и противопоказания к хирургическому лечению.

Содержание. На примере больных с приобретенными (митральная недостаточность, стеноз устья аорты и др.) и врожденными пороками сердца (стеноз устья аорты, субаортальный стеноз, коарктация аорты, дефект межжелудочной перегородки и др.), анализируются анамнестические, объективные данные (перкуторные, аускультативные и др.), характерные для пороков, сопровождающихся появлением систолического шума. Проводится дифференциальная диагностика систолического шума «относительной» недостаточности митрального клапана (пролапс створок, нарушение тонуса папиллярных мышц, органические поражения миокарда при аортальных пороках – со склеротическим стенозом устья аорты, субаортальным стенозом и др. Обсуждаются вопросы инструментальных методов исследования (неинвазивных и инвазивных) в дифференциальной диагностике пороков. Определяется степень выраженности пороков, показания и противопоказания к оперативному лечению.

^ 12-ое занятие. Дифференциальная диагностика пороков сердца, характеризующихся диастолическим шумом. Шумы на крупных сосудах.

Цель и задачи. Научить диагностировать пороки сердца, характеризующие появлением диастолического шума, определять степень выраженности порока, возможности хирургического лечения; дифференцировать шумы на крупных сосудах.

Содержание. На примере больных обсудить этиологические проявления пороков сердца, сопровождающихся появлением диастолического шума (митральный стеноз, аортальная недостаточность), изучить возможности инструментальных методов диагностики; научить определять степень выраженности порока, возможности хирургического лечения. На примере больных изучить причины и механизмы формирования шумов на крупных сосудах (при гипертензии малого и большого кругов кровообращения, атеросклеротического поражения сосудов, аневризме и т.д.), изучить возможности диагностики и дифференциальной диагностики, лечебную тактику.

^ Дифференциальная диагностика при кардиомегалии - 1 занятие (4 часа)

13-ое занятие. Дифференциальная диагностика при кардиомегалии

Цель и задачи. Научить проведению дифференциальной диагностики при кардиомегалии.

Содержание. На примере пациентов проводится дифференциальная диагностика основных вариантов патологии сердца, обусловливающих развитие кардиомегалии (врожденные и приобретенные пороки сердца, ишемическая болезнь сердца, экссудативный перикардит, опухоли сердца, амилоидоз, поражение сердца при диффузных болезнях соединительной ткани, алкоголизме, гемохроматозе, саркоидозе, первичные кардиомиопатии). Обсуждаются диагностические и дифференциально-диагностические возможности ЭхоКГ, сканирования сердца, инвазивных методов в диагностике редких болезней сердца).

^ Диагностика и лечение острой и хронической сердечной недостаточности – 2 занятия (8 часов)

14-ое занятие. Диагностика и лечение острой сердечной недостаточности.

^ Цель и задачи. Научить диагностировать и лечить острую сердечную недостаточность.

Содержание. На примере пациентов с инфарктом миокарда, пороками сердца изучить провоцирующие факторы, патогенез, гемодинамические сдвиги при кардиальной астме и отеке легких, провести дифференциальную диагностику с другими причинами пароксизмальной одышки; обсудить исходы, прогноз; изучить неотложную помощь при острой левожелудочковой недостаточности, особенности лечения отека легких на фоне артериальной гипертензии и гипотензии, а также при сочетании кардиальной и бронхиальной астмы. Изучить особенности этиологии, патогенеза, клинических проявлений и неотложной помощи при острой желудочковой недостаточности.

^ 15-ое занятие. Диагностика и лечение хронической сердечной недостаточности.

Цель и задачи. Научить диагностировать и лечить хроническую сердечную недостаточность.

Содержание. На примере пациентов с различной патологией сердца, изучить этиологию, эпидемиологию, патогенез, возможности инструментальной диагностики, современное медикаментозное и немедикаментозное лечение, профилактику хронической лево- , правожелудочковой и бивентрикулярной сердечной недостаточности.

^ Дифференциальная диагностика при артериальной гипертензии - 1 занятие (4 часа)

16-ое занятие. Дифференциальная диагностика при артериальной гипертензии.

^ Цель и задачи. Научить проведению дифференциальной диагностики при артериальной гипертензии, оказанию неотложной помощи при гипертензивном кризе, применению современных методов лечения артериальной гипертензии.

Содержание. На примере пациентов с артериальной гипертензией изучить возможности разграничения первичной и симптоматических артериальных гипертензий. Изучить показания для применения инвазивных методов исследования (аортография, пункционная биопсия почек), раннюю диагностику синдрома злокачественной гипертензии. Научить применению современных методов лечения артериальной гипертензии, оказанию неотложной помощи при гипертензивных кризах. Изучить особенности применения антигипертензивных препаратов у лиц пожилого и старческого возраста, при выраженном атеросклерозе.

^ Дифференциальная диагностика при болях в грудной клетке – 2 занятия (8 часов)

17-ое занятие. Дифференциальная диагностика при болях в грудной клетке.

^ Цель и задачи. Научить дифференциальной диагностике болей в грудной клетке.

Содержание. На примере пациентов изучить особенности болевого синдрома при ИБС и кардиалгиях различного происхождения, возможности ЭКГ в дифференциальной диагностике (медикаментозные и нагрузочные тесты), показания к применению чреспищеводной стимуляции сердца, коронарография.

^ 18-ое занятие. Особенности лечения болей в грудной клетке в зависимости от их происхождения.

Цель и задачи. Научить дифференцированному применению медикаментозных средств в зависимости от происхождения болей в грудной клетке.

Содержание. На примере пациентов с ИБС и кардиалгиями изучить особенности лечения болей в зависимости от их происхождения, научить применению препаратов для купирования и профилактики приступов стенокардии и болевого приступа при инфаркте миокарда, в том числе на догоспитальном этапе. Изучить тактику ведения больного с острым коронарным синдромом, показания к хирургическому лечению ИБС, балонной коронароангиопластики.

^ Реабилитация больных с инфарктом миокарда – 2 занятия (8 часов)

19-ое занятие. Реабилитация больных с инфарктом миокарда.

Цель и задачи. Изучить этапы реабилитации больных с инфарктом миокарда.

Содержание. На примере больных с инфарктом миокарда изучить фазы (этапы) физической, психологической, профессиональной реабилитации. Изучить типы программы физической тренировки и основные методы контроля при реабилитации больных с коронарной недостаточностью.

^ 20-ое занятие. Профилактика ишемической болезни сердца.

Цель и задачи. Научить применению немедикаментозных и медикаментозных средств при первичной и вторичной профилактике ИБС.

Содержание. На примере пациентов с ишемической болезнью сердца научить выявлению и оценке факторов риска, применению немедикаментозных и медикаментозных средств при первичной и вторичной профилактике ИБС. Изучить значение и вклад различных факторов риска и развитие ИБС, значение изменения образа жизни в профилактике, показания и противопоказания к гиполипидемической терапии.

^ Дифференциальная диагностика при аритмиях сердца и нарушениях проводимости – 2 занятия (8 часов)

21-ое занятие. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение тахиаритмий.

^ Цель и задачи. Научить диагностировать и лечить тахиаритмии.

Содержание. На примере пациентов с тахиаритмиями изучить особенность клинических проявлений и данных ЭКГ в диагностике и дифференциальной диагностике наджелудочковых и желудочковых тахиаритмий, научить применению методов восстановления синусового ритма в зависимости от вида аритмии, ее переностимости и характера поражения сердца; изучить показания и противопоказания к электроимпульсной терапии, особенности ведения больных с постоянной и пароксизмальной формами фибрилляции предсердий.

^ 22-ое занятие. Диагностика и дифференциальная диагностика нарушений проводимости, синдрома слабости синусового узла.

Цель и задачи. Научить диагностировать и лечить нарушения проводимости, СССУ.

Содержание. На примере больных научить диагностике, дифференциальной диагностике синдромов предвозбуждения желудочков, дисфункций синусового узла, синоатриальных, атриовентрикулярных блокад, определению показаний к имплантации искусственного водителя ритма (временного и постоянного); научить оказанию реанимационной помощи при асистолии желудочков.

^ Дифференциальная диагностика при отеках - 1 занятие (4 часа)

23 -е занятие. Дифференциальная диагностика при отеках

Цель и задачи. Научить проведению дифференциальной диагностики при отеках.

Содержание. На примере пациентов с отечным синдромом при поражении сердца, почек, печени, эндокринных заболеваниях, при нарушениях венозной и лимфатической циркуляции, синдроме идиопатических отеков. Научить лечить отечный синдром с учетом особенностей патогенеза различного вида отеков; изучить возможные осложнения терапии.

^ Диагностика и лечение поражений миокарда- 1 занятие (4 часа)

24 -е занятие Диагностика и лечение поражений миокарда

Цель и задачи. Научить диагностировать, проводить дифференциальную диагностику при некоронарогенных заболеваниях миокарда.

Содержание. На примере пациентов изучить клинические особенности некоронарогенных заболеваний миокарда (миокардиты, кардиомиопатии, дистрофии миокарда); клинические, инструментальные, лабораторные методы их распознавания, показания к биопсии миокарда; научить диагностировать и проводить дифференциальную диагностику различных вариантов клинического течения этих заболеваний. Научить применению дифференцированного лечения, определять показания к хирургическому лечению, включая трансплантацию сердца.

^ Дифференциальная диагностика и лечение артериальной гипотензии - 1 занятие (4 часа)

25 -е занятие. Дифференциальная диагностика и лечение артериальной гипотензии

^ Цель и задачи. Научить диагностике и дифференциальной диагностике, назначению индивидуального лечения при артериальной гипотензии.

Содержание. На примере пациентов научить проводить дифференциальную диагностику при артериальной гипотензии как индивидуальном варианте нормы, адаптивной гипотензии, эссенциальной, симптоматической, идиопатической ортостатической артериальной гипотензии, гипотонической болезни. Научить индивидуальному подбору медикаментозной терапии, назначению фитотерапии, проведению диспансеризации, трудовой экспертизы и трудоустройства, оказанию неотложной помощи при острой надпочечниковой недостаточности.

^ Дифференциальная диагностика при шоке - 1 занятие (4 часа)

26 -е занятие. Дифференциальная диагностика при шоке

Цель и задачи. Научить диагностике, дифференциальной диагностике и назначению индивидуализированного лечения при различных вариантах шока.

Содержание. На примере пациентов изучить особенности кардиогенного, аритмического, гиповолемического, болевого шока, шока при инфаркте миокарда и тромбоэмболии легочной артерии. Научить проведению дифференциальной диагностики, назначению лечения при различных вариантах шока, подчеркнув значение палат интенсивной терапии в лечении шока; изучить особенности лечения септикотоксического шока.


^ Болезни суставов. Системные заболевания соединительной ткани.

Дифференциальная диагностика при поражении суставов – 2 занятия (8 часов).

27-ое занятие. Особенности суставного синдрома при системных заболеваниях соединительной ткани

^ Цели и задачи. Научить диагностировать ревматоидный артрит, болезнь Бехтерева и другие серонегативные спондилоартриты, дифференцировать от других заболеваний суставов; назначить базисную и противовоспалительную терапию.

Содержание. При разборе больных ревматоидным артритом, болезнью Бехтерева обращается внимание на варианты начала заболеваний, их клинические формы, симптомы висцеральной патологии. Обсуждаются вопросы ранней диагностики ревматоидного артрита, болезни Бехтерева и других серонегативных спондилоартритов (болезнь Рейтера, псориатическая артропатия), принципы лабораторной диагностики (острофазовые показатели, иммунологическая диагностика, HLA – типирование), рентгенологические признаки. Проводится дифференциальная диагностика с суставным проявлением других системных заболеваний (СКВ, склеродермия, болезнь Шегрена и другие), реактивными артритами. Обсуждаются оптимальные режимы лекарственной терапии – базисная (иммуноактивные средства), противовоспалительная (стероидные и нестероидные противовоспалительные средства, антибиотики); внутрисуставные введения лекарственных препаратов. Решаются вопросы трудовой экспертизы, реабилитации.

^ 28-ое занятие. Особенности суставного синдрома при дегенеративных поражениях суставов, нарушениях обмена веществ, паранеопластических реакциях

Цели и задачи. Научить на основании клинической картины суставного синдрома, рентгенологических исследований, лабораторных данных диагностировать остеоартроз, подагру и другие микрокристаллические артропатии; назначить базисную и симптоматическую терапию. Уметь провести дифференциальный диагноз суставного синдрома при паранеопластических реакциях.

Содержание. На конкретных примерах разобрать клинико-рентгенологические проявления остеопороза, подагры, рассмотреть варианты течения этих заболеваний, диагностические критерии. Обратить внимание на тактику лечения остеоартроза, направленную на устранение болей и на предотвращение дегенерации хряща, обсудить возможности местного лечения (в/суставное введение препаратов, физиолечение). На конкретном примере разобрать купирование острого приступа подагры, лечение в межприступном периоде (базисная терапия, диета). Обсудить вопросы дифференциальной диагностики суставного синдрома при паранеопластических реакциях.

^ Дифференциальная диагностика и лечение системных заболеваний – 2 занятия (8 часов).

29-ое занятие. Дифференциальная диагностика при системной красной волчанке, узелковом полиартериите и других васкулитах.

^ Цель и задачи. Научить диагностировать ранние проявления СКВ, узелкового полиартериита и других системных васкулитов (гранулематоз Вегенера, синдром Гудпасчера), назначить адекватное патогенетическое лечение, решить вопросы трудоспособности.

Содержание. Провести клинический разбор больных с начальными и развернутыми формами СКВ. Обратить внимание на варианты течения, диагностические критерии, степени активности процесса. Провести дифференциальную диагностику с другими заболеваниями соединительной ткани. Разобрать рациональные схемы лекарственной терапии в зависимости от активности процесса: показания к назначению гормонов, иммунодепрессантов, пульс-терапия и экстракорпоральные методы лечения. Рассмотреть вопросы диспансеризации и профилактики побочного действия лекарственных средств.

При разборе больных с системными васкулитами обратить внимание на трудности диагностики и выделить те клинические ситуации, когда следует заподозрить эти заболевания. Разобрать тактику лечения глюкокортикоидами, иммунодепрессантами, сосудистыми препаратами, дезагрегантами. Рассмотреть вопросы врачебно-трудовой экспертизы.

^ 30-ое занятие. Дифференциальная диагностика при системной склеродермии, дерматополимиозите.

Цель и задачи. Научить диагностировать ранние клинические проявления системной склеродермии, дерматомиозита и полимиозита (неонкологического происхождения), обратить внимание на разнообразные «маски» заболеваний, своевременно использовать данные биопсии, проводить комплексное лечение, решать вопросы трудоспособности.

Содержание. Провести клинический разбор больных с возможными вариантами склеродермии, дерматомиозита или полимиозита. Обсудить как ранние, так и поздние клинические проявления данных заболеваний, результаты биопсии кожно-мышечного лоскута. Рассмотреть диагностические критерии, варианты клинического течения. Провести дифференциальную диагностику с эозинофильным фасцитом, миастений, сирингомиелией. Обратить внимание на поражение кожи, нейромышечные нарушения, сосудистые расстройства как проявление паранеопластических реакций. Разобрать принципы лечения базисными препаратами, глюкокортикоидами, иммунодепрессантами, сосудистыми средствами, дезагрегантами. Рассмотреть вопросы трудовой экспертизы.


^ Болезни системы пищеварения.

Дифференциальная диагностика при синдроме «Острого живота»- 1 занятие (4 часа)

31-ое занятие Дифференциальная диагностика при синдроме «Острого живота»

^ Цель и задачи: уметь диагностировать заболевания и интоксикации, при которых возможно наличие признаков «Острого живота», проводить дифференциальную диагностику, определять показания к хирургическому лечению.

Содержание: рассмотреть следующие вопросы: понятие «Острого живота», патогенез и клинические проявления. Разобрать заболевания и интоксикации, при которых возможно наличие признаков «Острого живота»: заболевания легких и плевры, васкулиты, заболевания сердечно-сосудистой системы (стенокардия и инфаркт миокарда, расслаивающая аневризма аорты, острая правожелудочковая недостаточность), отравления свинцом, уремия, острая инфекционная патология, диабетический кетоацидоз, аддисонический криз и др.

Тактика терапевта при выявлении острой хирургической патологии брюшной полости (панкреатит, аппендицит, кишечная непроходимость и др.)

Неотложная помощь, возможности консервативного лечения и показания к хирургическому.

^ Дифференциальная диагностика при синдроме пищеводной и желудочной диспепсии. 2 занятия (8 часов).

32-ое занятие. Дифференциальный диагноз при нарушении глотания и других симптомах поражения пищевода. Методы лечения.

^ Цель и задачи. Научить диагностировать заболевания и интоксикации, при которых возможно появление нарушений акта глотания и других симптомов поражения пищевода; проводить дифференциальную диагностику, определять лечебную тактику и показания к хирургическому лечению.

Содержание. Рассмотреть следующие вопросы: анатомическое строение и физиологическая роль пищевода, алгоритмы обследования больных с нарушениями акта глотания, тошнотой и рвотой; функциональные расстройства пищевода, воспалительные заболевания пищевода (острый и хронический эзофагит, диверитикулит, пептическая язва); неопластические заболевания пищевода (раннее распознавание рака пищевода, стадии раковой дисфагии); поражения пищевода при системных заболеваниях (туберкулезе, сифилисе, склеродермии); особенности проявлений синдрома пищеводной диспепсии при болезнях центральной нервной системы, обмена веществ, вестибулярного аппарата, эндокринных расстройствах, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, инфекционной и хирургической патологиях, острой и хронической экзогенных интоксикациях, осложнениях лекарственной терапии. Остановиться на методах диагностики заболеваний пищевода. Разобрать методы лечения заболеваний пищевода, показания к хирургическому лечению.

^ 33-е занятие. Дифференциальный диагноз при синдроме желудочной диспепсии

Цель и задачи. Научить диагностировать заболевания и интоксикации, при которых возможно появление синдрома желудочной диспепсии; проводить дифференциальную диагностику, определять лечебную тактику.

Содержание. На примере больных с различными вариантами желудочной диспепсии обсудить алгоритм обследования больных с синдромом желудочной диспепсии. Рассмотреть классификацию функциональной желудочной диспепсии, вопросы диагностики и дифференциальной диагностики (особенности проявлений синдрома желудочной диспепсии при болезнях желудочно-кишечного тракта, центральной нервной системы, обмена веществ, вестибулярного аппарата, эндокринных расстройствах, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, инфекционной и хирургической патологиях, острой и хронической экзогенных интоксикациях, осложнениях лекарственной терапии). Обсудить вопросы лекарственной терапии, остановиться на противорвотной лекарственной терапии.

^ Дифференциальная диагностика при кишечной диспепсии. 2 занятия (8 часов).

34-е занятие. Дифференциальная диагностика заболеваний, проявляющихся диареей.

^ Цель и задачи: Научить диагностировать заболевания, при которых возможно появление синдрома диареи; проводить дифференциальную диагностику, определять лечебную тактику. Научить диагностировать заболевания, проявляющие себя синдромом нарушенного всасывания, проводить дифференциальную диагностику, назначать рациональную терапию.

Содержание: На примере больного с синдромом диареи изучить этиологические факторы, основные патогенетические механизмы диареи. Вопросы дифференциальной диагностики толсто- и тонкокишечной диареи. Алгоритм дифференциальной диагностики при острой и при хронической диарее. Возможности лабораторно-инструментальных методов диагностики: (рентгеноконтрастное исследование кишечника, исследование кала, ферментов, эндоскопические методы, биопсия слизистой кишечника). Остановиться на вопросах клиники болезни Крона, дифференциальной диагностики воспалительных заболеваний кишечника с опухолями желудочно-кишечного тракта, неязвенным энтероколитом, моно- и дисахаридазной недостаточностью, целиакией, инфекционными заболеваниями, функциональными расстройствами. Выбор рациональных программ и режимов лекарственной терапии при синдроме хронической диареи. Рассмотреть вопросы медико-социальной экспертизы. На примере больных с заболеваниями кишечника изучить этиологию, патогенез симптомов синдрома нарушенного всасывания. Обсудить проблемы дифференциальной диагностики энтерита, болезни Уиппла и других редких болезней кишечника. Принципы построения диеты, основы лечения больных с синдромом нарушенного всасывания.

^ 35-е занятие. Дифференциальная диагностика заболеваний, проявляющих себя запорами.

Цель и задачи. Научить диагностировать заболевания, проявляющиеся запорами, проводить дифференциальную диагностику, назначать рациональную терапию.

Содержание. На примере конкретных больных разобрать вопросы диагностики синдрома раздраженного кишечника, дифференциальной диагностики с другими заболеваниями, проявляющимися запорами (дилатация толстой кишки, синдром перерастянутой толстой кишки, опухоли толстой кишки, дивертикулез, заболевания дистального отдела толстой кишки), остановиться на возможностях диагностики (в том числе рентгеноконтрастном, эндоскопическом методах, биопсии слизистой оболочки кишки). Разобрать вопросы индивидуализированной терапии, профилактики.

^ Дифференциальная диагностика и лечение легочных, желудочно-кишечных кровотечений.- 1 занятие (4 часа).

36-е занятие. Дифференциальная диагностика и лечение легочных, желудочно-кишечных кровотечений.

^ Цель и задачи. Научить диагностировать желудочно-кишечное и легочное кровотечение, проводить дифференциальную диагностику, определять лечебную тактику при различных заболеваниях, показания к оперативному вмешательству.

Содержание. Рассмотреть следующие вопросы: диагностические критерии кровотечения, его объема, локализации и причины. Особенности клинических проявлений при желудочном, кишечном и легочном кровотечении. Определить роль эндоскопических методов в выявлении источника кровотечения. Лечебная тактика при различных заболеваниях, показания к оперативному вмешательству.

^ Болезни печени и желчных путей

Дифференциальный диагноз при гепатомегалии и гепатолиенальном синдроме - 1 занятие (4 часа).

37-е занятие. Дифференциальный диагноз при гепатомегалии и гепатолиенальном синдроме.

^ Цель и задачи. На примере конкретных больных научить диагностировать заболевания, протекающие с гепатомегалией и гепатолиенальным синдромом; проводить дифференциальную диагностику.

Содержание. Рассмотреть следующие вопросы: причины, обусловливающие развитие гепатомегалии и гепатолиенального синдрома. Разобрать заболевания, при которых возможно развитие гепатомегалии или гепатолиенального синдрома: заболевания сердечно-сосудистой системы (поражения миокарда, декомпенсированные пороки сердца, поражения эндокарда, перикарда); заболевания органов дыхания, печени (холангит, гепатиты, циррозы, гепатоз, эхинококкоз печени, ее опухоли); болезни печеночных сосудов; болезни крови и кроветворных органов, инфекционные заболевания, болезни накопления. Обсудить возможности своевременного распознавания болезни, роль исследования ферментного состава крови, радиоизотопный и эхографический методы, рентгеноконтрастный (включая ангиографию), морфологические методы исследования. Лечение хронических гепатитов и циррозов печени. Неотложная терапия острой печеночной недостаточности.

^ Дифференциальная диагностика при желтухах - 1 занятие (4 часа).

38-ое занятие. Дифференциальная диагностика при желтухах.

Цель и задачи. Научить проводить дифференциальную диагностику желтух на основании клинико-лабораторных и данных инструментальных методов исследования.

Содержание. На примере конкретных больных обсудить диагностические критерии различных форм желтух, протекающих с неконъюгированным билирубином (надпеченочные и печеночные формы) и конъюгированным билирубином (печеночно-клеточная и обтурационная желтуха). Разобрать вопросы дифференциальной диагностики различных вариантов доброкачественных гипербилирубинемий. Определить возможности лабораторно-инструментальных методов исследования (включая рентгено-контрастные, эндоскопические и ультразвуковые методы.

^ Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний желчных путей и поджелудочной железы – 2 занятия (8 часов)

39-ое занятие. Болезни желчного пузыря и желчных путей.

^ Цель и задачи. Научить диагностировать желчнокаменную болезнь, хронический холецистит, холангит, дискинезии желчных путей, решать вопросы дифференциальной диагностики, лечения, профилактики и врачебно-трудовой экспертизы.

Содержание. На примере конкретных больных проанализировать анамнестические и объективные данные, характерные для хронического холецистита, холангита, описторхоза. Дать определение понятию «дискинезия желчных путей» и рассмотреть ее варианты. Обсудить вопросы дифференциальной диагностики хронического холецистита и дискинезии желчных путей (значение фракционного, хроматического зондирования; контрастного рентгеновского исследования и др.), описторхоза. Остановиться на вопросах консервативного лечения (принципы антибактериальной терапии холецистита, холангита; выбор препарата, дозировка, режим и продолжительность лечения, профилактика осложнений терапии), оказания неотложной помощи при желчной колике, показаниях к хирургическому лечению. Разобрать тактику лечения больного описторхозом. Разобрать вопросы трудовой экспертизы.

^ 40-ое занятие. Заболевания поджелудочной железы.

Цель и задачи. Научить диагностировать хронический панкреатит, рак поджелудочной железы; проводить дифференциальную диагностику, определять показания к консервативному и хирургическому лечению, решать вопросы профилактики, врачебно-трудовой экспертизы и трудоустройства.

Содержание. На примере конкретных больных обсудить следующие вопросы: этиология и патогенез (роль инфекции, алкоголя, патологии желчного пузыря, язвенной болезни, паразитарных инвазий и др. в развитии хронического панкреатита). Классификация, особенности клиники различных вариантов хронического панкреатита. Обсудить вопросы диагностики, дифференциальной диагностики (подробнее остановиться на раке поджелудочной железы). Назначить дифференцированную терапию, остановиться на вопросах неотложной помощи при остром панкреатите. Решить вопросы профилактики, врачебно-трудовой экспертизы.

^ Болезни почек и мочевых путей

Дифференциальная диагностика при мочевом синдроме-2 занятия (8 часов)

41-ое занятие . Дифференциальная диагностика при мочевом синдроме, как проявлении острого, хронического гломерулонефритов и хронического пиелонефрита.

^ Цели и задачи. Научить проводить дифференциальную диагностику при мочевом синдроме, как проявление острого, хронического гломерулонефритов и хронического пиелонефрита.

Содержание. На примере конкретных больных провести дифференциальный диагноз основных клинических вариантов указанных поражений почек, проявляющихся мочевым синдромом. Разобрать диагностические критерии заболеваний, протекающих преимущественно с гематурией, протеинурией, пиурией. Обсудить возможности лабораторно-инструментальных исследований в дифференциальной диагностике при мочевом синдроме. Остановиться на показаниях для биопсии почек. Разобрать лечение указанных нозологий в зависимости от вариантов течения и применительно к каждому из рассмотренных пациентов, сделать акцент на вопросы профилактики и трудовой экспертизы.

^ 42-ое занятие . Дифференциальная диагностика поражения почек на фоне сахарного диабета, системных заболеваний соединительной ткани, системных васкулитах, миеломной болезни.

^ Цель и задачи. Научить проводить дифференциальную диагностику поражения почек на фоне сахарного диабета, системных заболеваний соединительной ткани, системных васкулитах, миеломной болезни.

Содержание. На примере конкретных больных провести дифференциальный диагноз основных клинических вариантов поражения почек при указанных нозологиях. Обсудить возможности лабораторно-инструментальных исследований в дифференциальной диагностике патологии почек на примере конкретных больных у пациентов с вышеперечисленными заболеваниями. Разобрать лечение указанных нозологий в зависимости от вариантов течения и применительно к каждому из рассмотренных пациентов, сделать акцент на вопросы профилактики и трудовой экспертизы. Рассмотреть показания к проведения пульс терапии и экстракорпоральных методов лечения. Провести закрепление знаний по особенностям терапии основного заболевания при присоединении различных вариантов поражения почек.

Дифференциальная диагностика при нефротическом синдроме.- 1 занятие (4 часа).

43-е занятие. Дифференциальная диагностика при нефротическом синдроме.

^ Цели и задачи. Научить проводить дифференциальную диагностику у пациентов с нефротическим синдромом с учетом лабораторных и морфологических данных, а также, разобрать особенности терапии основного заболевания при присоединении нефротического синдрома.

Содержание. На примере конкретных больных провести дифференциальный диагноз при нефротическом синдроме. Обсудить возможности лабораторно-инструментальных исследований в дифференциальной диагностике нефротического синдрома, сделать акцент на значение селективной и неселективной протеинурии. Рассмотреть значение биопсии почек, слизистой десны и прямой кишки для выявления этиологии нефротического синдрома. Разобрать лечение указанных нозологий в зависимости от вариантов течения и применительно к каждому из рассмотренных пациентов, сделать акцент на вопросы профилактики и трудовой экспертизы. Рассмотреть показания к проведению пульс терапии и экстракорпоральных методов лечения. Провести закрепление знаний по особенностям терапии основного заболевания при присоединении различных вариантов поражения.

^ Болезни системы крови

Дифференциальная диагностика при анемических состояниях – 2 занятия (8 часов)

44-е занятие. Классификация анемий. Программа диагностического поиска при анемическом синдроме. Железодефицитные, мегалобластические и апластические анемии.

^ Цель и задачи. Научить студентов диагностике железодефицитных, мегалобластических и апластических анемий, их дифференциальной диагностике, а так же способам лечения, профилактики и диспансеризации. Показания к гемотрансфузии.

Содержание. После проведения контрольного опроса проводится клинический разбор больных страдающих Железодефицитными, мегалобластическими и апластическими анемиями. Рассматривается обмен железа в организме. Обращается внимание на некоторые сходные клинические проявления анемий и подчеркивается значение лабораторно – инструментальных методов для правильной диагностики. Рассматриваются этиологические и патогенные механизмы формирования изучаемых состояний, вопросы лечения и профилактики.

^ 45-е занятие. Гемолитические анемии.

Цель и задачи. Научить студентов самостоятельной диагностике гемолитических анемий в зависимости от формы заболевания и умению назначать лечение.

Содержание. После проведения контрольного опроса проводится клинический разбор больных гемолитическими анемиями, рассматриваются диагностические критерии гемолитических состояний, их осложнения. Разбирается дифференциальная диагностика отдельных нозологических форм (аутоиммунные, энзимопатии, гемоглобинопатии, мембранопатии). Методы лечения. Неотложная помощь при гемолитических кризах. Показания к гемотрансфузии.

^ Дифференциальная диагностика при лимфоаденопатии и силеномегалии - 1 занятие (4 часа)

46-занятие. Дифференциальная диагностика при лимфоаденопатии и спленомегалии

^ Цель и задачи. Научить диагностировать заболевания, сопровождающиеся лимфоаденопатиями и силеномегалиями.

Содержание. Проводится клинический разбор больных с лимфоаденопатиями и силеномегалиями (хронический лимфобноз, лимфосаркомой, лимфогранулематозом). Обсуждаются диагностические критерии лимфопролиферативных заболеваний и их клинико – морфологические отличия. Разбираются цитологические и гистологические препараты. Обращается внимание на значение иммунофенотипирования клеток крови в дифференциальной диагностике лимфопролиферативных заболеваний. Рассматриваются принципы современной терапии.

^ Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, проявляющихся геморрагическим синдромом - 1 занятие (4 часа)

47-занятие. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, проявляющихся геморрагическим синдромом

^ Цель и задачи. Научить диагностировать заболевания, проявляющиеся геморрагическим синдромом; интерпретировать лабораторные тесты, отражающие систему гемостаза, проводить адекватную терапию.

Содержание. Разбор больных с геморрагическими диатезами (гемофилия, тромбоцитолия, болезнь Виллебрандта, геморрагический васкулит). Обращается внимание на клинические проявления геморрагических диатезов, виды кровоточивости. Обсуждается значение современных методов лабораторной диагностики геморрагического синдрома, алгоритм обследования. Разбираются дифференцированный подход к лечению геморрагического синдрома и принципы оказания неотложной помощи при различных видах кровотечений.

^ Дифференциальная диагностика и лечение гемобластозов – 3 занятия (12 часов)

Занятие 48. Диагностика и лечение острых лейкозов.

Цель и задачи. Научить диагностировать острые и хронические гемобластозы, знать принципы их лечения.

Содержание. Разбор больных с различными вариантами острого лейкоза. Проведение дифференциальной диагностики при гиперпластическом, интоксикационном, геморрагическом и анемическом синдромах. Роль цитохимических исследований в дифференциальной диагностике острых лейкозов. Просмотр препаратов костного мозга. Обсуждение современных программ лечения гемобластозов.

Занятие 49. Дифференциальная диагностика и лечение хронических лейкозов

^ Цель и задачи. Научить проведению дифференциальной диагностики хронических лейкозов.

Содержание. Разбор больных хроническими лейкозами (хронический лимфолейкоз, хронический миелолейкоз, множественная миелома). Дифференциальный диагноз с лейкомоидными реакциями, вторичными эритроцитами. Дифференциальная диагностика доброкачественной гипергаммаглобулинемии и гемобластозов, протекающими с гипергаммаглобулинемией.

^ 50-е занятие Лечение лейкозов и осложнений лекарственной терапией.

Цель и задачи. Научить применению современных схем лечения лейкозов.

Содержание. Разбор больных, получающих цитостатическую терапию. Разбор современных программ химиотерапии. Показания к трансплантации костного мозга. Осложнения цитостатической терапии. Особенности ведения больных цитостатической болезнью.

^ ДВС -синдром в клинике внутренних болезней- 1 занятие (4 часа)

51-ое занятие. Диагностика, лечение и профилактика ДВС – синдромов клинике внутренних болезней

^ Цель и задачи. Уметь диагностировать ДВС – синдром с использованием современных лабораторных тестов и осуществлять его лечение.

Содержание. Представления о физиологическом и патологическом внутрисосудистом микросвертывании крови. Этиология и патогенез ДВС – синдрома. Болезни, вызывающие его. Клинические варианты острого ДВС – синдрома, диагностика, лечение, профилактика. Хроническое внутрисосудистое микро свертывание крови, его роль в патогенезе различных внутренних болезней. Возможности и значение его коррекции.

^ Болезни обмена веществ и эндокринной системы

Гипергликемия и глюкозурия, дифференциальный диагноз - 1 занятие (4 часа)

52-е занятие. Гипергликемия и глюкозурия, дифференциальный диагноз.

Цель и задачи. Научить проводить дифференциальную диагностику при заболеваниях, сопровождающихся гипергликемией и глюкозурией.

Содержание. На примере больных с нарушенной толерантностью к углеводам и сахарным диабетом (СД) рассматриваются понятия нарушенной гликемии натощак, нарушения толерантности к глюкозе, современные критерии диагностики СД в зависимости от исследуемого материала (цельная капиллярная кровь, плазма капиллярной крови, плазма венозной крови, сыворотка венозной крови), понятие о почечной глюкозурии, глюкозурии беременных, о гликированном гемоглобине. Обсуждаются критерии диагностики СД (уровень гликемии натощак, постпрандиальная гликемия, ТТГ по методике ВОЗ), роль антител к инсулину, островкам Лангерганса, GAD). Изучается ранняя диагностика СД у беременных.

^ Диагностика и лечение сахарного диабета - 4 занятия (16 часов).

53-ое занятие. Дифференцированные подходы к лечению сахарного диабета.

Цель и задачи. Научить применению диеты и противодиабетических препаратов у больных СД 1 и 2 типа.

Содержание. На примере больных СД1 и СД2 изучаются принципы построения диеты (учет калорийности, хлебных единиц, количества приемов пищи). Обсуждается характеристика, возможные применения пероральных противодиабетических препаратов (секретогены, прандиальные регуляторы глюкозы, бигуаниды, глитазоны). Изучается инсулинотерапия: типы и виды инсулинов, современные режимы инсулинотерапии при СД1 и СД2, инсулиновые шприцы, шприцы – ручки, инсулиновые помпы. Синдром хронической передозировки инсулина, понятие о инсулинорезистентности, побочных действиях инсулина. Обсуждаются проблемы комбинированной терапии (инсулин и бигуаниды, инсулин и секретогены, инсулин и глитазоны).

^ 54-е занятие. Диагностика и лечение сахарного диабета у больных с заболеваниями внутренних органов и при хирургических вмешательствах.

Цель и задачи. Научить выявлять и лечить СД у больных с острыми заболеваниями внутренних органов и при хирургических вмешательствах.

Содержание. На примере больных инфарктом миокарда, пневмонии, пиелонефритом и другими воспалительными заболеваниями изучаются особенности выявления СД, принципы построения диеты, применения противодиабетических препаратов, показания к использованию инсулина. Обсуждаются особенности применения сахароснижающих препаратов во время хирургических вмешательств.

^ 55-ое занятие. Дифференциальная диагностика при поздних осложнениях сахарного диабета.

Цели и задачи. Научить диагностике, дифференциальной диагностике, принципам лечения осложнений сахарного диабета.

Содержание. На примере больного рассматриваются клинические, лабораторные инструментальные принципы диагностики осложнений сахарного диабета: ретинопатии, нефропатии, нейропатии, ишемической болезни сердца и макроангиопатий, синдрома диабетической стопы. Обсуждаются принципы дифференциальной диагностики данных осложнений и заболеваний внутренних органов, проявляющихся схожей симптоматикой (поражение органа зрения, мочевой и отечный синдромы, нейропатия и остеохондроз, периферический атеросклероз). Обсуждаются особенности течения ишемической болезни сердца при сахарном диабете. Дифференцированные подходы к лечению.

^ 56-ое занятие. Диагностика и лечение гестационного сахарного диабета и СД1 и СД2 при беременности.

Цель и задачи. Научить диагностировать гестационный сахарный диабет, проводить дифференциальную диагностику и лечение диабета в сочетании с беременностью.

Содержание. На примере больных с гестационным диабетом разобрать критерии его диагностики, факторы риска его развития, методы выявления нарушенной толерантности к углеводам во время беременности, обсудить тактику ведения беременных с гестационным диабетом (диета, показания к инсулинотерапии). Обсуждаются относительные и абсолютные противопоказания к вынашиванию беременности при сахарном диабете, факторы риска для матери и плода, условия планирования беременности при сахарном диабете, тактика ведения больных (диета, инсулинотерапия), целевые значения гликемии, показания к госпитализации в различные сроки беременности, контрацепция.

^ Дифференциальная диагностика и лечение диабетических ком - 1 занятие (4 часа).

57-ое занятие. Дифференциальная диагностика и лечение диабетических ком.

^ Цель и задачи. Научить диагностировать, проводить дифференциальную диагностику и лечение диабетических ком.

Содержание. На примере больных СД1 и СД2 изучаются причины, патогенез, предвестники и клиническая картина гипогликемических состояний, автономная нейропатия с неспособностью распознавания гипогликемий. Обсуждается клиническая картина гипогликемической комы, диагностические критерии, неотложная терапия. Изучаются причины, патогенез клинических проявлений кетоацидотической комы. Рассматривается понятие компенсированного и декомпенсированного кетоацидоза, стадии развития и клиническая картина кетоацидотической комы, диагностические критерии, неотложная терапия. Обсуждаются особенности этиологии, патогенеза, клинической картины, диагностические критерии, неотложная терапия гиперосмолярной комы; причины, патогенез, клиническая картина, диагностические критерии, особенности неотложной терапии лактатацидотической комы. Мозговая кома как результат неадекватного лечения кетоацидотической комы. Прогноз диабетических ком. Рассматриваются проблемы профилактики ком – обучение пациентов в «школе сахарного диабета» методикам самоконтроля течения СД.

^ Дифференциальная диагностика при климактерии и болезнях климактерического периода у женщин - 1 занятие (4 часа).

58-ое занятие. Дифференциальная диагностика при климактерии и болезнях климактерического периода у женщин.

^ Цель и задачи. Научить диагностике и дифференциальной диагностике заболеваний климактерического периода у женщин.

Содержание. На примере пациенток изучаются эндокринологические аспекты менопаузы, дается понятие о пременопаузе, постменопаузе. Обсуждается патогенез инволютивных возрастных изменений в репродуктивной системе. Изучаются первичные, средние и поздние симптомы климактерического синдрома, психовегетативные нарушения, мочеполовые расстройства, симпатоадреналовые кризы, изменения со стороны сердечно – сосудистой системы, костной системы. Проводится дифференциальная диагностика. Обсуждаются проблемы лечения, показания к гормональной терапии в пре- и постменопаузе, показания и противопоказания к назначению эстрогенов, прогестинов, андрогенов; течение климактерического периода, прогноз, профилактика патологического течения климактерического синдрома. Ятрогенная менопауза.

^ Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, проявляющихся тиреотоксикозом и гипотиреозом-2 занятия (8 часов).

59-ое занятие. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, проявляющихся тиреотоксикозом.

^ Цели и задачи. Научить диагностике, дифференциальной диагностике, принципам лечения заболеваний, проявляющихся тиреотоксикозом или гипотиреозом.

Содержание. Во время разбора больных с заболеваниями щитовидной железы изучается классификация размеров щитовидной железы (ВОЗ, 1994), обсуждается значение лабораторных (определение тиреоидных гормонов, антител методами 1, 2, 3, 4 уровней, функциональные тесты), инструментальных (УЗИ, захват радиоактивного йода – 131 и технеция – 99, сцинтиграфия щитовидных желез, пункционная биопсия, рентгенофлюоресцентное сканирование, КТ – и МРТ - исследование) методов диагностики заболеваний щитовидной железы. Оценивается значение вспомогательных методов диагностики (рефлексометрия, термография щитовидной железы, исследование липидного обмена, ЭКГ, ЭхоКГ, общий анализ крови). Обсуждаются клинические проявления, данные лабораторного и инструментального исследования при заболеваниях, сопровождающихся тиреотоксикозом (ДТЗ, многоузловой токсические зоб, токсическая аденома, подострый тиреодит, хронический тиреодит с транзитоным тиреотоксикозом, йодиндуцированный тиреотоксикоз). Обсуждаются проблемы лечения тиреотоксикоза, показания к оперативному лечению и лечению радиоактивным йодом; лечение подострого, аутоиммунного тиреодита. Изучаются клинические проявления, диагностика тиреотоксического криза, его лечение. Дается понятие о диффузном, узловом, диффузно – узловом и многоузловом эутиреоидном зобе. Критерии диагноза, тактика лечения.

^ 60-ое занятие. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, проявляющихся гипотиреозом.

Цели и задачи. Научить диагностике, дифференциальной диагностике, принципам лечения заболеваний, проявляющихся гипотиреозом.

Содержание. Изучается клиническая картина, лабораторно – инструментальная диагностика заболеваний, приводящих к гипотиреозу (врожденный гипотиреоз, аутоиммунный тиреодит, ятрогенный гипотиреоз). Изучаются йод – дефицитные заболевания (эндемический зоб, неврологический и мискедематозный кретинизм). Субклинический гипотиреоз. Профилактика йод – дефицитных заболеваний. Обсуждается лечение эндемического зоба.

^ Дифференциальный диагноз при эндокринных артериальных гипертензиях (4 часа).

61-ое занятие. Дифференциальный диагноз при эндокринных артериальных гипертензиях.

^ Цели и задачи. Научить диагностике, дифференциальной диагностике, принципам лечения эндокринных заболеваний, проявляющихся артериальной гипертензией.

Содержание. На примере больных обсуждаются особенности течения вторичных артериальных гипертензий на фоне эндокринных заболеваний (гиперкортицизма, гиперальдостеронизма, феохромоцитомы, акромегалии, тиреотоксикоза). Рассматриваются особенности данных гипертензий, поражение органов-мишеней, развитие сердечной недостаточности в зависимости от наличия эндокринной патологии. Разбираются критерии диагностики указанных заболеваний (клинические, лабораторные, инструментальные), рассматриваются дифференцированные подходы к лечению.

^ Диагностика, лечение и профилактика тромбозов - 1 занятие (4 часа)

62 - ое занятие. Диагностика, лечение и профилактика тромбозов.

Цель и задачи. Научить диагностировать тромбофилические состояния и осуществлять антикоагулянтную и тромболитическую терапию.

Содержание. Современные представления о механизмах тромбообразования. Классификация тромбозов. Клиническая, инструментальная и лабораторная диагностика тромбозов в различной локализации. Разбор больных с тромбофилическими состояниями. Антикоагулянтная, антиагрегатная, тромболитическая терапия (препараты, показания, противопоказания, осложнения, их профилактика).



^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.


Основная и дополнительная литература

Основная (Л.О.)

1.Внутренние болезни Учебник для мед. вузов в 2 т. /Под ред. А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. В.С. Моисеева, А.С. Галявича. – М.: Геотар-Медиа, 2005.

2. Внутренние болезни: в 2 т.: учеб.с компакт-диском/УМО по мед и фармац. образованию вузов России; ред. Н.А.Мухин, В.С. Моисеев, А.И. Мартынов.-изд. 2-е, исправл. и доп.-М: ГЭОТАР-Медиа.-2006

3. Классификации заболеваний внутренних органов и методики терапевтических исследований: руководство для студентов мед. вузов и практич.врачей/ред. В.Ю. Голофеевский.-СПб.: ФОЛИАНТ, 2006.

4. Курортология и физиотерапия /Под ред. В.М. Боголюбова, в 2-х т. – М.: Медицина 1987

5. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардиография. Учебное пособие - 7 -е издание.– М.: МЕДпресс-информ, 2005 - 320 с.

6. Стандарты ведения больных. Клинические рекомендации.2006/М-во здравоохранения и социал. развития РФ - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

Дополнительная (Л.Д.)

1. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология.-М., 2000

2. Джанашия, П.Х. Неотложная кардиология: [руководство для врачей] / П.Х. Джанашия, Н.М. Шевченко, С.В. Олишевко.- М.: БИНОМ, 2006

3. Интенсивная терапия угрожающих состояний. Под редакцией доцента В.А. Корячкина и профессора В.И. Страшнова. Санкт-Петербургское медицинское издательство. – СПб., 2002

4. Клинические рекомендации. Гастроэнтерология /Под ред. В.Т. Ивашкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

5. Клинические рекомендации. Ревматология /Под ред. Е.Л.Насонова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.

6. Клиническая ревматология. Руководство для врачей /Под ред. В.И. Мазурова. -С.-Петербург.: ФОЛИАНТ, 2005.

7. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания: Рук. Для практикующих врачей/ А.Г. Чучалин, С.Н. Авдеев, В.В. Архипов, С.Л. Бабак и др.; Под общ. Ред. А.г. Чучалина.- М.: Литтерра, 2004

8. Руководство по гематологии в 3-х т / Под ред. А.И. Воробьева.3-е изд., перераб. и доплн. – М.: Ньюдиамед, 2005.

9. Лекарственные препараты в России. Справочник Видаль. – Изд-во АОЗТ АстраФармСервис (переиздается ежегодно)

10. Кардиология: руководство для врачей./ Под ред. Р.Г. Оганова, И.Г. Фоминой. - М.: Медицина, 2007.

11. Кардиология. / Шевченко Н.М. - М.: МИА, 2006.

12. Констант Дж. Клиническая диагностика заболеваний сердца - Пер. с англ. М.: Бином, 2004.

13. Руководство по нефрологии /Под ред. Витворт Дж. А., Лоренса Дж. Р. Пер. с англ. - М.: Медицина, 2000.

14. Руководство по нефрологии./Под ред. Н.А. Мухина. - М.: Гоэтар, 2007.

15. Дегтярева И.И. Клиническая гастроэнтерология: Руководство для врачей. - М.: МИА, 2004

Перечень наглядных пособий.

Слайды.

  1. Гастроэнтерология (C I)

  2. Кардиология (С II)

  3. Митральные пороки (С III)

  4. Пульмонология (C IV)

  5. Нефрология (C V)

  6. Гематология (С VI)

  7. Эндокринология (С VII)

  8. Ревматология (С VIII)

Наборы.

ЭКГ (Н I)

Рентгенограммы (Н II)

Мазки костного мозга и периферической крови (Н III)

Клинические задачи (Н IV)

Тесты (Н V)

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет iconРабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101(040100) лечебное дело факультет

Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет iconРабочая программа по эндокринологии для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет

Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет iconРабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101

Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет iconРабочая программа учебной дисциплины «внутренние болезни» Для специальности 060101 (040100) “Лечебное
Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по дисциплине «Внутренние болезни»...
Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет iconРабочая программа учебной дисциплины «поликлиническая терапия» для специальности 060101 (040100)

Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет iconРабочая программа по гигиене с основами экологии человека для специальности 040100 Лечебное дело

Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет iconРабочая программа по педиатрии для специальности 060101 лечебное дело Факультет лечебный

Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет iconРабочая программа по оториноларингологии для специальности 060101 -лечебное дело Факультет лечебный

Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет iconРабочая программа учебной дисциплины по подготовке врача-лечебника по направлению 040100 лечебное

Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет iconРабочая программа по дисциплине «Патофизиология» для специальности 060101 «Лечебное дело» факультет

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы