|
Скачать 188.14 Kb.
|
![]() МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ИГУ») «Утверждаю» _____________________ Проректор по учебной работе, проф. И. Н. Гутник «____»_____________20____г. Биолого-почвенный факультет кафедра физиологии и психофизиологии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «АНТРОПОЛОГИЯ» Код дисциплины по учебному плану ОПД.Ф.4 Для студентов специальности 020209.65 "Микробиология" ![]() г. Иркутск ^ Цель курса – углубление и систематизация знаний об анатомических и физиологических особенностях человека с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, о положении человека в системе животного мира, об эволюции человека. Задачи курса: - углубить общие представления о строении тела человека, полученные студентами из школьного курса анатомии, а также о формирование организма человека в процессе эволюции, учитывая адаптационные изменения в органах, происходящие под влиянием экологических и социальных факторов;
Место курса в процессе подготовки специалиста Антропология, являясь одной из фундаментальных наук о человеке, служит важным звеном образования студентов, обучающихся по специальности "Микробиология". Дисциплина «Антропология» входит в состав общих профессиональных дисциплин ГОС ВПО по специальности 012400 «Микробиология». Содержание этой дисциплины согласно ГОС ВПО включает в себя темы дисциплины «Антропология». Изучение этой дисциплины базируется на школьном предмете «Человек», знание которого необходимо для освоения нового содержания. Отличительной чертой данного курса является углублённое изучение строение тела человека с учетом сенситивных периодов на отдельных этапах онтогенеза и влияния различных экстремальных факторов. В связи с этим курс позволяет вооружить микробиолога пониманием о генетических и средовых зависимостях в строении и функционировании организма в целом. Полученные знания, умения и навыки могут быть использованы при изучении дисциплин медико-физиологического профиля и при написании курсовых и дипломных работ. ^ для студентов очного отделения
^ 3.1 Общее (по всем темам) Раздел 1. Эволюционная антропология (антропогенез). Тема 1.1. Введение. Место человека в системе животного мира. Предмет и задачи антропологии. Значение изучения антропологии для медицины, физиологии, сравнительной анатомии, педагогики, психологии, истории и философии. Место антропологии в ряду наук о человеке. Значение изучения антропологии для мировоззрения биолога. Методы современной антропологии. Антропометрия. Важнейшие проблемы современной антропологии. Проблема происхождения рас. Возрастные особенности человека и проблема старения. Проблема соотношения биологического и социального в современной антропологии. Место человека в системе животного мира. Общая эколого-географическая и морфофизиологическая характеристика отряда приматов. Человек как примат. Биологические предпосылки очеловечения. Черты сходства и различий биологической организации человека и человекообразных обезьян, симиальная теория антропогенеза. ^ Выделение человеческой линии эволюции. Двуногие человекообезьяны - австралопитеки. Древнейшие люди. Питекантропы и их распространение. Находки костных остатков других архантропов в Азии, Европе и Африке. Древние люди. Палеоантропологические находки в Восточной Африке. Неандерталец, его техника и хозяйство. Человек современного типа, неантроп. Основные гипотезы антропогенеза. Факторы и критерии процесса очеловечивания обезьян. Время и место возникновения Homo sapiens. Гипотезы моно- и полицентризма. Раздел 2. Морфология человека Тема 2.1. Возрастная антропология. Периодизация онтогенеза человека. Понятие об онтогенезе. Периодизация индивидуального развития. Особенности роста и развития организма. Основные виды морфологических исследований процесса роста. Индивидуализирующий метод. Генерализирующий метод. Периодизация индивидуального развития. Схема периодизации онтогенеза человека В.В.Бунака (1965). Три стадии онтогенеза: прогрессивная, стабильная, регрессивная. Периоды онтогенеза. Перипубертатный период. Основные закономерности роста и развития человека. Наследственные влияния на онтогенез. Влияние факторов внешней среды на процессы морфофункционального созревания организма. Основные закономерности роста и развития человека: эндогенность, необратимость, цикличность, постепенность, синхронность. Генетическая детерминированность роста и развития. ^ Конституция человека как комплексная биомедицинская проблема. История развития учения о конституции. Общие размеры тела, способы их оценки. Групповые, возрастно-половые и этнические вариации общих размеров тела. Общие размеры тела как показатель физического развития. Понятие о физическом развитии («санитарная конституция»). Индексы и шкалы физического развития.Понятие пропорций тела человека. Три основные типа пропорций тела человека: долихоморфный, брахиморфный, мезоморфный. Зависимость пропорций от генетического и средового факторов. Появление половых различий в ходе онтогенеза. Расовые, этнические, популяционные и индивидуальные различия в пропорциях тела. Возрастные изменения пропорций. Градиент роста. Изменение с возрастом направления градиента роста. Оценка пропорций тела. Метод индексов. Индексы «школьной зрелости». «Филиппинский тест». Индекс скелии Мануврие. Метод П. Н. Башкирова. Типология пропорций тела В.В.Бунака. ^ Представление о составе тела человека. Основные способы изучения состава тела. Возрастно-половые вариации компонентов массы тела. Генетическая детерминированность каждого компонента. Метод Я. Матейки для вычисления компонентов массы тела. Спортивный аспекты в соотношении компонентов массы тела. Изменение состава тела под влиянием занятий спортом. Конституции лептосомные, мезосомные, мегалосомные (И.Б. Галант, 1927). Диагностика детских конституций по В.Г. Штефко и А.Д. Островскому (1929). Семибальная шкала У. Шелдона. Метод Шелдона в модификации Б. Хита и Л. Картера. Классификационная схема диагностики соматических типов В.П. Чтецова, М.И. Уткиной, Н.Ю. Лутовиновой (1979). Возрастная и половая изменчивость конституциональных типов. Социально-профессиональные вариации конституциональных типов. ^ Скелет как система органов защиты, опоры и движения. Обменная и кроветворная функции скелета. Костная ткань, ее структура, химический состав и основные физические свойства. Типы костной ткани. Компактное и губчатое костное вещество. Строение остеона. Основной механический принцип строения кости. Костный мозг. Форма костей. Кости трубчатые, губчатые, плоские, смешанные, воздухоносные. Влияние внешних факторов на форму и рельеф костей. Изменение костей с возрастом. Онтогенез скелета. Кости покровные и замещающие. Типы окостенения. Рост кости в длину и толщину. ^ Непрерывные соединения (синдесмозы, синхондрозы, синостозы). Прерывные соединения. Общий план строения сустава. Биомеханика суставов. Классификация суставов и их общая характеристика. Полусуставы. Общий обзор скелета. Скелет туловища. Характерные признаки скелета туловища, обусловленные его вертикальным положением. Позвоночный столб. Грудная клетка. Скелет конечностей. Сопоставление скелета руки и ноги. Особенности строения руки, связанные с приспособлением к труду. Особенности скелета ноги, связанные с приспособлением к прямохождению. Обзор суставов руки и ноги. Скелет головы. Лицевая и мозговая части черепа. Онтогенез черепа. Особенности окостенения черепа. Характеристика размеров и формы мозгового черепа. Типы швов и порядок их зарастания. Роднички. Сравнение черепа современного человека с черепом антропоморфных обезьян и ископаемых гоминид. ^ Понятие о мышечной ткани. Морфофункциональные особенности гладких и поперечнополосатых мышц, их распределение в теле человека. Поперечнополосатая мышца как орган. Красные и белые мышечные волокна. Иннервация мышечного волокна. Части мышцы. Классификация мышц. Элементы биомеханики. Типы рычагов. Анатомический и физиологический поперечник мышцы. Абсолютная сила и размах сокращения мышцы. Онтогенез скелетной мускулатуры. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, фиброзные и костно-фиброзные каналы, синовиальные сумки, синовиальные влагалища, сесамовидные кости. ^ Понятие о внутренних органах. Внутренние органы полые и паренхиматозные. Расположение слоев в стенке полых (трубчатых) органов. ^ . Общий обзор пищеварительной системы. Ротовая полость, ее части. Язык. Зубы. Слюнные железы. Зев. Глотка, ее части. Лимфоэпителиальное кольцо. Пищевод. Желудок, его строение и топография. Кишечник, отделы кишечника, их строение и топография. Печень, ее функции, строение и топография. Особенности кровоснабжения печени. Поджелудочная железа. Брюшина. Отношение органов брюшной полости к брюшине. Большой и малый сальники. Сведения о развитии пищеварительной системы в фило- и онтогенезе. ^ . Общий обзор дыхательной системы. Носовая полость. Гортань, хрящи и мышцы гортани. Трахея, бронхи, бронхиальное дерево. Легкие, альвеолярное дерево. Плевра, плевральная полость. Строение стенок дыхательных путей. Акт дыхания. Средостение. Понятие об онтогенезе и филогенезе органов дыхания. ^ Общий обзор выделительной системы. Строение и топография почек. Нефрон - структурно-функциональная единица паренхимы почки. Особенности кровоснабжения почки. Образование и выделение мочи. Мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Строение стенок мочевыделительных путей. Краткий очерк развития мочеполовой системы в фило- и онтогенезе. ^ Общий обзор мужских половых органов. Строение мужских половых желез. Семявыносящие протоки, семенные пузырьки, семявыбрасывающие протоки. Предстательная железа. Луковично-уретральные железы. Семенной канатик, опускание яичка. Мошонка, половой член. Общий обзор женских половых органов. Яичники. Строение и топография матки и маточных труб. Связки матки. Влагалище. Овариально-менструальный цикл. Промежность. ^ Эндокринные железы Общие анатомо-физиологические свойства эндокринных желез. Гипофиз - важнейшая железа внутренней секреции. Развитие гипофиза, его строение и кровоснабжение. Железы, зависимые от передней доли гипофиза: щитовидная железа, корковое вещество надпочечников, половые железы, их строение, топография и функции. Топография и свойства паращитовидных желез, параганглиев, островков поджелудочной железы, мозгового вещества надпочечников. Эпифиз - топография, функции. ^ Общий обзор сосудистой системы. Значение кровоснабжения для жизнедеятельности организма. Кровеносная система. Строение артерий, вен, капилляров. Типы артерий и вен. Силы, движущие кровь по артериям и венам. Схема кровообращения. Понятие о микроциркуляторном русле. Аорта, части аорты и основные ветви. Общий обзор венозной системы. Система верхней и нижней полой вен. Система воротной вены. Обзор лимфатической системы. Особенности строения лимфатических капилляров. Лимфатические узлы, лимфатические сосуды. Лимфатические протоки. Селезенка. Сердце, его строение и топография. Строение стенки, камер и клапанов сердца. Особенности строения сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Сосуды сердца. Околосердечная сумка. Границы сердца. ^ Общее представление о нервной системе и ее функциях. Строение нервной ткани. Нервная клетка и ее отростки. Межнейронные контакты. Понятие о нейроглии. Типы нейронов. Строение рефлекторной дуги. Понятие об обратной связи в нервной системе (обратная афферентация). Центральная нервная система. Строение и положение спинного мозга. Корешки спинномозговых нервов. Сегменты спинного мозга. Серое и белое вещество спинного мозга. Головной мозг, его размеры, месторасположение и поверхности. Отделы головного мозга. Строение ромбовидного мозга. Четвертый желудочек мозга. Проекция ядер черепно-мозговых нервов на ромбовидную ямку. Корешки черепно-мозговых нервов ромбовидного мозга. Серое и белое вещество ромбовидного мозга. Перешеек ромбовидного мозга. Средний мозг, его строение. Водопровод мозга. Серое и белое вещество среднего мозга. Ядра и корешки черепно-мозговых нервов среднего мозга. Передний мозг. Строение и функции промежуточного мозга. Третий желудочек мозга. Общие черты эволюции конечного мозга, его составные части. Поверхности, борозды и извилины полушарий большого мозга. Строение коры полушарий большого мозга. Локализация функций в коре полушарий. Базальные ядра и белое вещество конечного мозга. Боковые желудочки мозга. Проводящие пути головного и спинного мозга. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна. Восходящие проекционные пути. Нисходящие проекционные пути. Оболочки головного и спинного мозга. Синусы твердой мозговой оболочки. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Вегетативная нервная система. Периферическая нервная система, ее составные части. Строение нерва. Виды нервов. Основные закономерности строения периферической нервной системы. Черепно-мозговые нервы: нерв, его преимущественный волоконный состав, ядра, место выхода (входа) из ствола мозга (в ствол мозга) и из черепа (в череп), основные ветви и зоны иннервации. Спиномозговые нервы - распределение, строение, ветви. Нервные сплетения: нервы сплетений, их ход, основные ветви нервов, области иннервации. Грудные нервы. Краткий очерк развития нервной системы в фило- и онтогенезе. ^ Понятие об анализаторах. Виды анализаторов. Зрительный анализатор, его строение и топография. Вспомогательный аппарат глаза. Проводящий путь зрительного анализатора. Развитие органа чувств в фило- и онтогенезе. Преддверно-улитковый орган. Наружное ухо, среднее ухо. Внутреннее ухо: костный лабиринт, перепончатый лабиринт, спиральный орган. Проводящие пути вестибулярного и слухового анализаторов. Развитие органа слуха и равновесия в фило- и онтогенезе. Орган обоняния. Строение и проводящий путь обонятельного анализатора. Орган вкуса. Строение и проводящий путь вкусового анализатора. Кожа и ее производные: волосы, ногти, железы. Папиллярный рисунок. Особенности пигментации кожи. Молочная железа. 3.2. Темы семинарских занятий: Не предусмотрены учебным планом. 3.3 Тематика заданий для самостоятельной работы Тема 1. Методы анатомического и антропологического исследования. Краткий очерк истории анатомии и антропологии. Тема 2. Антропогенез и морфология человека. Тема 3. Опорно-двигательный аппарат. 3.1. Учение о костях (остеология). 3.2. Учение о соединениях костей. 3.3. Учение о мышцах (миология). Тема 4. Учение о внутренностях (спланхнология). 4.1. Пищеварительная система. 4.2. Дыхательная система. 4.3. Мочевыделительная система. 4.4. Репродуктивная система. 4.5. Эндокринная система. Тема 5. Учение о сосудистой системе (ангиология). 5.1.Общий обзор сосудистой системы. 5.2.Обзор лимфатической системы. 5.3.Сердце, его строение и топография. Тема 6. Учение о нервной системе (неврология). 6.1.Общее представление о нервной системе и ее функциях. Строение нервной ткани. Строение и положение спинного мозга. 6.2. Головной мозг, его размеры, месторасположение и поверхности. Отделы головного мозга. 6.3.Проводящие пути головного и спинного мозга. 6.4.Вегетативная нервная система. 6.5.Периферическая нервная система, ее составные части. Тема 7. Органы чувств. 7.1.Понятие об анализаторах. Виды анализаторов. Зрительный анализатор, его строение и топография. 7.2.Преддверно-улитковый орган. 7.3.Орган обоняния. Строение и проводящий путь обонятельного анализатора. 7.4.Орган вкуса. Строение и проводящий путь вкусового анализатора. Тема 8. Общий покров.
^ Промежуточный контроль проводится между разделами в форме индивидуального контрольного опроса. Итоговый контроль проводится по окончанию семестра в форме устного экзамена. ^ Интернет-источники: http://edu.kzn.ru/ http://en.edu.ru/ http://www.anatomy.tj/ http://wikipedia/org/wiki http://www/twirpx.com/index/ Оборудование:
Материалы:
ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная
^
Программу составила Садовникова А.М., к.б.н., доцент кафедры физиологии и психофизиологии биолого-почвенного факультета ИГУ __________ Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры физиологии и психофизиологии, протокол №16 от 2.06.2011 г. Зав. кафедрой физиологии и психофизиологии Н.Ю. Копылова Согласовано: председатель УМК биолого-почвенного факультета профессор А. Н. Матвеев __________ |