Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1 icon

Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1





Скачать 100.33 Kb.
Название Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1
Дата 03.04.2013
Размер 100.33 Kb.
Тип Рабочая программа




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

«Утверждаю»

_____________________

Первый проректор,

проректор по учебной работе,

проф. И. Н. Гутник

«____»_____________20____г.


Биолого-почвенный факультет

Кафедра физико-химической биологии




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины «ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА»


Код дисциплины по учебному плану ОПД.Р1


Для студентов специальности 020801.65 - «Экология»


г. Иркутск


^ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Цель курса

- рассмотреть иммунологические и другие специализированные механизмы защиты многоклеточных организмов от действия разнообразных физико-химических факторов окружающей среды


^ Задачи курса

1. Сформировать представления об экологических факторах, которые являются неблагоприятными для биологических систем;

2. Охарактеризовать адаптивные механизмы и морфо-функциональные системы, которые обеспечивают распознавание чужеродных для организма факторов.


^ Место курса в процессе подготовки специалиста

Данная программа является составной частью общего курса “Организмы и среда”. Основное внимание сосредоточено на рассмотрении иммунологических механизмов защиты многоклеточных организмов от действия разнообразных химических факторов окружающей среды. Кроме того, обсуждаются молекулярные механизмы формирования патологических процессов, которые происходят в клетке в результате воздействия на них канцерогенов и ионизирующих излучений.


^ 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

для студентов очного отделения




Темы, разделы

Всего часов

Виды подготовки

Самост. Работа







Лекции

Практические,

семинарские,

лабораторные

занятия

Самост.работа студентов

КСР

1

Антигены и антигенные детерминанты.

22

8

2

11

1

2

Иммунологические принципы и механизмы поддержания антигенного гомеостаза у животных в их эволюционном развитии.

35

8

6

20

1

3

Структурно-функциональная компартментализация иммунной системы.

38

10

6

20

2

4

Принципы ассоциативного узнавания чужеродных молекул.

35

10

4

20

1

ВСЕГО (часы)




130

36

18

71

5



^ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Общее содержание (по всем темам)

Тема 1. Антигены и антигенные детерминанты

История формирования представлений о факторах, определяющих чужеродность. Антигены и антигенные детерминанты. Размеры антигенных детерминант. Антигены секвенциальные и конформационнозависимые. Антигенный дрейф, шифт и антигенная мимикрия. Аттенуированные антигены. Аутоантигены и аутоантитела. Гаптены.


Тема 2. Иммунологические принципы и механизмы поддержания антигенного гомеостаза у животных в их эволюционном развитии.

Эволюционые аспекты формирования иммунных механизмов защиты от чужеродных антигенов. Иммунитет – контролирующий фактор прогрессивной эволюции. Эволюционные закономерности становления иммунных принципов и механизмов (клеточных и гуморальных) сохранения антигенного гомеостаза у многоклеточных животных. Сравнительная феноменология трансплантационного иммунитета от простейших до высших животных. Феномен аллогенной ингибиции (гибридной резистентности), его механизмы и значение.


Тема 3. Структурно-функциональная компартментализация иммунной системы.

Клетки, ткани и органы иммунной системы. Центральные (красный костный мозг) и периферические (селезенка, лимфатические узлы и др.) органы иммунной системы. Рециркуляция лимфоцитов. Движение и расселение лимфоидных клеток в тканях. Миграция и кооперация клеток при созревании Т-лимфоцитов в тимусе.


Тема 4. Принципы ассоциативного узнавания чужеродных молекул.

Молекулярные механизмы узнавания антигенов лимфоцитами. Белки главного комплекса гистосовместимости (МНС) классов I и II, их структура и значение. Процессинг и представление антигена. Ассоциативное узнавание (рестрикция по МНС). Изотипы иммуноглобулинов и их биологическое значение. Антигенное строение иммуноглобулинов. Идиотипические сетевые взаимодействия. Экспериментальные методы формирования у животных состояния приобретенной иммунологической толерантности. Инициация состояния толерантности вирусом СПИДа. Врожденная иммунологическая толерантность и ее значение.


3.2 Темы семинарских занятий

  1. Антигены и антигенные детерминанты.

  2. Иммунологические принципы и механизмы поддержания антигенного гомеостаза у животных в их эволюционном развитии.

  3. Структурно-функциональная компартментализация иммунной системы.

  4. Принципы ассоциативного узнавания чужеродных молекул.


^ 3.3 Тематика заданий для самостоятельной работы

  1. Особенности распознавания чужеродных химических агентов у беспозвоночных животных в их эволюционном развитии;

  2. Действие ионизирующих излучений на биологические объекты;

  3. Приспособление организмов к действию пониженных и повышенных температур;

  4. Проблемы онкогенеза.


^ 3.4 Примерный список вопросов к зачету


  1. История формирования представлений о факторах, определяющих чужеродность.

  2. Антигены и антигенные детерминанты. Размеры антигенных детерминант. Антигены секвенциальные и конформационнозависимые.

  3. Антигенный дрейф, шифт и антигенная мимикрия. Аттенуированные антигены.

  4. Иммунологические принципы и механизмы поддержания антигенного гомеостаза у животных в их эволюционном развитии.

  5. Эволюционые аспекты формирования иммунных механизмов защиты от чужеродных антигенов.

  6. Иммунитет – контролирующий фактор прогрессивной эволюции. Эволюционные закономерности становления иммунных принципов и механизмов (клеточных и гуморальных) сохранения антигенного гомеостаза у многоклеточных животных. 7.

  7. Сравнительная феноменология трансплантационного иммунитета от простейших до высших животных. Феномен аллогенной ингибиции (гибридной резистентности), его механизмы и значение. Структурно-функциональная компартментализация иммунной системы.

  8. Клетки, ткани и органы иммунной системы. Центральные (красный костный мозг) и периферические (селезенка, лимфатические узлы и др.) органы иммунной системы.

  9. Рециркуляция лимфоцитов. Движение и расселение лимфоидных клеток в тканях. Миграция и кооперация клеток при созревании Т-лимфоцитов в тимусе.

  10. Принципы ассоциативного узнавания чужеродных молекул.

  11. Молекулярные механизмы узнавания антигенов лимфоцитами.

  12. Белки главного комплекса гистосовместимости (МНС) классов I и II, их структура и значение. Процессинг и представление антигена. Ассоциативное узнавание (рестрикция по МНС).

  13. Изотипы иммуноглобулинов и их биологическое значение.

  14. Антигенное строение иммуноглобулинов. Идиотипические сетевые взаимодействия.

  15. Экспериментальные методы формирования у животных состояния приобретенной иммунологической толерантности.

  16. Инициация состояния толерантности вирусом СПИДа. Врожденная иммунологическая толерантность и ее значение.


^ 4. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ:

Рефераты, оценки по разделам программы, коллоквиум, зачет,


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Интернет-источники

  1. http://www.immunology.klimov.tom.ru/Demo_ru/Index.html- Поиск литературы по современным проблемам иммунологии и медицины;

  2. http://neuroscience.ru/ . Популярный российский интернет-ресурс, посвященный актуальным вопросам современной нейробиологии, которые возникают, в том числе и на стыке с вопросами существования иммунологических принципов функционирования элементов нервной системы;

  3. https://www.efis.org/more-resources-for-immunologists/jobmarket/index.html - сайт европейской федерации иммунологических обществ;

  4. www.iuisonline.org – сайт международного союза иммунологических обществ;

  5. http://allimmunology.org/ - сайт, посвященный различным аспектам медицинской иммунологии.

  6. Общие принципы функционирования клеток нервной и иммунной систем:

  7. http://neuroscience.ru/showthread.php?2160-Эволюция-Ig-и-ЦНС.


5.2. Оборудование

а) Для лекционных занятий используется мультимедийный проектор или ноутбук;

б) Семинарские занятия проводятся в неспециализированных аудиториях (ауд. 112 и 211), оснащенных необходимым демонстрационным оборудованием.


5.3. Материалы

а) При выполнении заданий самостоятельной работы студенты могут пользоваться компьютерным классом биолого-почвенного факультета.

б) Презентации на тему –

«Общие признаки стимул-зависимой дифференцировки обонятельных рецепторных нейронов и В- лимфоцитов иммунной системы»;

«Обзорный курс иммунологии или как работает иммунная система. В 5 частях (Трофимов, 2008);

Трехтомник коллектива авторов: Албертс идр. «Молекулярная биология клетки». Раздел, посвященный Иммунной системе -3 том, стр 215-286;


ЛИТЕРАТУРА

Основная

    1. Анохина Н.В. Общая и клиническая иммунология. Конспект лекций / Н.В. Анохина. -М.: ООО "Издательство "Эксмо", 2007. – 536с.

    2. Галактионов В.Г. Иммунология: Учебник для студентов вузов / В.Г. Галактионов.- М.: Академия, 2004. – 528 с.

Дополнительная

  1. Ройт А. Иммунология / А. Ройт, Дж. Бростофф, Д. Мейл. - М.: Мир, 2000. – 592с.



^ ЛИСТ ОБНОВЛЕНИЯ

Дата

Внесенные обновления

Подпись автора

Подпись зав. кафедрой















Программу составил Клименков И.В., к.б.н., доцент кафедры физико-химической биолого-почвенного факультета ИГУ __________

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры физико-химической биологии____________

дата


Зав. кафедрой физико-химической биологии,

профессор В.П. Саловарова __________

Согласовано: председатель УМК биолого-почвенного факультета профессор А. Н. Матвеев __________

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1 icon Рабочая программа дисциплины «антропология» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 4

Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1 icon Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7

Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1 icon Рабочая программа дисциплины «основы иммунологии» Код дисциплины по учебному плану опд. Р. 2

Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1 icon Рабочая программа дисциплины «Цитология и гистология» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 1

Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1 icon Рабочая программа дисциплины «методы асептики в микробиологической практике» Код дисциплины по учебному

Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1 icon Рабочая программа дисциплины «биология клетки» (биохимия) Код дисциплины по учебному плану опд. Ф

Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1 icon Рабочая программа дисциплины «биохимия» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 8 для студентов

Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1 icon Рабочая программа дисциплины «микробиология» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 9 для студентов

Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1 icon Рабочая программа дисциплины «общая биология» Код дисциплины по учебному плану ен. Ф. 5

Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1 icon Рабочая программа дисциплины «иммунохимия и медицинская микробиология» Код дисциплины по учебному

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы