Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7 icon

Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7





Скачать 242.73 Kb.
Название Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7
Дата 05.04.2013
Размер 242.73 Kb.
Тип Рабочая программа




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)


«Утверждаю»

_____________________

Проректор по учебной работе,

проф. И. Н. Гутник

«____»_____________20____г.


Биолого-почвенный факультет

Кафедра физиологии и психофизиологии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины «ЧЕЛОВЕК»


Код дисциплины по учебному плану ОПД.Ф.7

Для студентов специальности 020201.65 "Биология"




г. Иркутск


^ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Цель курса


Целью дисциплины является изучение человека как биологического и социального существа, общих законов взаимоотношений человека и биосферы, влияние на человека природной и социальной сред. Изучение функциональных состояний человека и методов их коррекции.
^

Задачи курса





  1. Изучение современного состояния и перспектив развития наук о человеке.

  2. Ознакомление с методами, используемыми для изучения человека.

  3. Знакомство со строением тела человека, его органов и тканей.

  4. Ознакомление с критериями нормы и патологии, здоровья и болезни, причинами возникновения заболеваний и путями коррекции физиологических функций.



Место курсов в профессиональной подготовке выпускников


Изучение дисциплины «Человек» предшествуют курсы «Физиология», «Общая биология» и ряд других общеобразовательных и специальных дисциплин, являющихся теоретической базой данного курса, который обьединяя эти знания, дает представление о месте и роли человека в среде его обитания и о проблемах, которые при этом возникают.


^ 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

для студентов очного отделения




Темы, разделы

Всего часов

Виды подготовки

Самост. работа

Лекции

Практические занятия

Самост.работа студентов

КСР

1

Введение в анатомию человека

Содержание курса. Исторический очерк развития анатомии. Основные этапы индивидуального развития человека.

5

2

-

3

-

2

Опорно-двигательный аппарат:

17

4

6

6

1




1. Кости и их соединения.

11

2

6

3

-




2. Учение о мышцах.

5

2

-

3

-

3

Учение о внутренних органах:

29

8

4

16

1




1. Пищеварительная система.

7

2

1

4







2. Дыхательная система.

7

2

1

4

-




3. Мочевыделительная система.

7

2

1

4

-




4. Репродуктивная система.

7

2

1

4

-

5

Учение о сосудистой системе:

21

6

2

12

1




1. Кровеносная система.

8

2

2

4

-




2. Лимфатическая система.

6

2

-

4

-




3. Органы кроветворной и иммунной системы.

6

2

-

4

-

6

Учение о нервной системе:

24

8

4

11

1




1. Спинной мозг. Спинномозговые нервы

7

2

2

3

-




2. Головной мозг. Черепномозговые нервы

10

4

2

4

-




3. Вегетативная нервная система.

6

2

-

4

-

7

Органы чувств. Анализаторы.

10

4

2

3

1

8

Эндокринные железы.

5

2

-

3

-

9

Общий покров тела.

5

2

-

3

-

10

Проблема Человека.

Физиологические, медицинские,

экологические, демографические,

социальные аспекты проблемы.

9

4

-

4

1

11

Физиологические особенности человека.

6

3

-

3

-

12

Психофизиологические и биосоциаль

ные особенности человека.

6

3

-

3

-

13

^ Здоровье и экология. Факторы риска.

Причины и типы основных патологий.

7

3

-

3

1

14

Воспроизведение человеческой

популяции и природная среда.

Генетика и демография.

6

3

-

3

-




ВСЕГО (час.)

150

52

18

73

7



^ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


3.1 Общее (по всем темам)


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ в анатомию. Предмет и задачи анатомии. История анатомии.


Содержание курса анатомии, ее связь с другими науками. Краткий исторический очерк развития анатомии.

Общие данные о строении тела человека

Клетки, ткани, органы, системы, аппараты органов, организм.

Основные этапы индивидуального развития человека.


^ Тема 2. Опорно-двигательный аппарат.


Кости и их соединения. Скелет как система органов защиты, опоры, движения. Функции скелета. Костная ткань, ее виды, строение, химический состав. Типы окостенения. Рост костей в длину и толщину.

Строение скелета. Кости туловища: позвоночный столб, позвонки, кости грудной клетки, грудина. Кости поясов верхних и нижних конечностей. Кости свободной верхней и нижней конечности. Кости мозгового и лицевого черепа. Особенности окостенения костей черепа.


Учение о соединении костей. Непрерывные соединения, виды, особенности. Соединения костей черепа. Прерывные соединения. Строение суставов. Классификация суставов. Вспомогательные образования суставов. Симфизы.


^ Учение о мышцах


Виды мышечной ткани, их особенности, распределение в теле человека. Поперечнополосатая (скелетная) мышца как орган. Апоневроз. Классификация мышц, форма мышц. Белые и красные мышцы. Работа мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Основные группы мышц тела человека. Проприорецепторы мышц.


^ Тема 3. Учение о внутренних органах.


Общее понятие о внутренних органах. Паренхиматозные и трубчатые органы. Строение стенки трубчатых органов.


^ Пищеварительная система


Общий обзор. Ротовая полость и ее органы (зубы, язык, миндалины, железы).

Глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, строение.

Печень и поджелудочная железа, строение, значение для пищеварительной системы. Особенности кровоснабжения печени.

Брюшина. Большой и малый сальник.


^ Дыхательная система


Общий обзор. Носовая полость. Гортань. Хрящи гортани. Голосовой аппарат. Трахея. Бронхи. Легкие, их строение. Ворота легких. Кровоснабжение легких. Плевра. Средостение.

^ Тема 4. Мочеполовой аппарат.


Общий обзор.


Мочевые органы


Почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, топография, строение. Нефрон - структурно-функциональная единица почки. Корковые и юкстамедуллярные нефроны, их строение и роль. Особенности кровоснабжения почки. Образование и выделение мочи.


^ Половые органы


Мужские половые органы (внутренние и наружные), топография, строение.

Женские половые органы (внутренние и наружные), топография, строение.


^ Тема 5. Учение о сосудистой системе.


Общий обзор.


Кровеносная система (сердце и кровеносные сосуды)


Строение артерий, вен, капилляров. Виды артерий и вен. Сосуды большого и малого кругов кровообращения. Общие принципы кровоснабжения органов. Общий обзор венозной системы.

Сердце, его топография и строение. Эндокард, миокард, эпикард сердца. Клапаны сердца. Особенности строения сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Дуга аорты и ее ветви.


^ Лимфатическая система


Общий обзор. Лимфатические капилляры, сосуды, протоки, строение и особенности.


Органы кроветворной и иммунной системы


Общий обзор. Костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка. Органы с лимфоидной тканью (органы пищеварения, дыхания, мочеполовой аппарат, миндалины).


^ Тема 6. Учение о нервной системе.


Общий обзор нервной системы и ее функции. Нейрон - структурно-функцио-нальная единица нервной системы. Классификация нейронов. Строение рефлекторной дуги. Аксон, дендриты, шипиковый аппарат нервной клетки. Синапс, его структура. Межнейрональные связи. Глия: микро- и макроглия, их значение.


^ Спинной мозг


Общий обзор, строение. Белое и серое вещество спинного мозга. Борозды, столбы, канатики, корешки спинного мозга. Спинномозговые нервы, их состав. Сегменты спинного мозга.


^ Головной мозг


Общий обзор. Развитие головного мозга. Продолговатый мозг. Задний мозг, его строение. Мозжечок, его ядра. Средний мозг, его структура. Промежуточный мозг. Конечный мозг. Белое вещество конечного мозга. Базальные подкорковые ядра. Кора. Полушария мозга. Доли, борозды, извилины. Локализация функций в коре больших полушарий. Обонятельный мозг. Желудочки мозга. Черепно-мозговые нервы, их локализация. Лимбическая система мозга. Кровоснабжение мозга. Оболочки спинного и головного мозга. Основные проводящие пути спинного и головного мозга (восходящие и нисходящие). Ассоциативные, комиссуральные и проекционные нервные волокна головного мозга.


^ Вегетативная нервная система.


Общий обзор. Вегетативная рефлекторная дуга. Симпатическая и парасимпатическая нервная система, их центральная и периферическая части. Околопозвоночные симпатические узлы. Преганглионарные и постганглионарные волокна. Нервные сплетения.

^ Тема 7. Органы чувств. Анализаторы.

Различие в понятии орган чувств и анализатор.

Зрительный анализатор. Строение глаза, его топография. Вспомогательный аппарат глаза. Проводящие пути зрительного анализатора. Корковый конец зрительного анализатора.

Слуховой анализатор. Строение уха. Проводящий путь слухового анализатора. Корковый конец слухового анализатора.

Обонятельный и вкусовой анализаторы, их строение, проводящие пути.

^ Тема 8. Эндокринные железы.

Общие анатомо-физиологические свойства эндокринных желез. Гипофиз - высший центр регуляции эндокринных функций, его строение, топография, кровоснабжение. Железы, зависимые от передней доли гипофиза (щитовидная железа, корковое вещество надпочечников, половые железы), их топография, строение и функции. Паращитовидная железа, параганглии, островки поджелудочной железы, мозговое вещество надпочечников, их топография, строение и функции.

^ Тема 9. Общий покров тела.

Кожа и ее производные: волосы, ногти, железы. Строение, функции.

Темf 10. Проблема Человека.

Физиологические, медицинские, экологические, демографические, социальные аспекты проблемы. Науки их изучающие.

^ Тема 11. Физиологические особенности человека.

Человек как биологическая система. Отличия живых систем от неживых. Основной закон биологии Бауэра. Физиологическая теория эволюции.

Генотипическая и фенотипическая адаптация.

Фенотипическая адаптация как основа тренировки и успеха трудовой деятельности.

Общий механизм фенотипической адаптации. Срочная и долговременная адаптация.

Системно-структурный след. Деадаптация.

Относительная специфичность фенотипической адаптации.

Динамика адаптационных реакций у человека.

Механизм перехода от срочной к долговременной адаптации.

Интенсивность функционирования системы как фактор, определяющий активность генетического аппарата.

Локализация и архитектура системно-структурного следа.

Связь генетического аппарата и функции. Представления о конструкции регуляторного аппарата клетки, осуществляющего данную связь. Фактор – регулятор, метаболит – регулятор.

Реакция генетического аппарата клетки на длительное непрерывное увеличение функции.

Экономичность функционирования адаптированной системы.

Специфические и неспецифические реакции адаптации.

Общий адаптационный синдром.

Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система.

Гипоталамо-гипофизарно- соматомединовая система.

Симпато-адреналовая система.

Стресс и дистресс. Роль стресс-реакции в формировании срочной и долговременной адаптации.

Положительные эффекты стресс-реакции.

Стресс и долговременная адаптация.

Структурная цена адаптации и здоровье человека.

^ Тема 12. Психофизиологические и биосоциальные особенности человека.

Психофизиологическая проблема. Общие принципы работы мозга. Рефлекторный принцип. Рефлекторная теория.

Подсознательная работа мозга. Высшие безусловные рефлексы животных и их связь с потребностями человека. Человек как один из видов живых существ.

Прогнозирующая работа мозга. Основные черты высших адаптационных реакций. Различия между обычной и сигнальной адаптацией. Доминанта и условный рефлекс. (Батуев,172)

Уровни памяти – донервная и неврологическая. Виды памяти.

Роль связи генетического аппарата и функции в сигнальной адаптации.

Стадии формирования временной связи.

Роль эмоционального стресса в сигнальной адаптации.

Основные стадии формирования условного рефлекса.

Философия жизни Ганса Селье. Принцип эгоистического альтруизма.

^ Тема 13. Здоровье и экология.

Факторы риска. Причины и типы основных патологий.

Кризис смертности в России. Эпидемиологисеский переход. Основные факторы риска. Возрастно-причинные группы риска.

характеру их зависимости от факторов окружающей среды.

^ Тема 14. Воспроизведение человеческой популяции и природная среда. Генетика и демография.

Уровни влияния факторов среды на воспроизведение человечества. Генофонд человека и агрессивные факторы среды. Динамика изменчивости человеческой популяции. Демографический взрыв. Демографический переход. Демографические проблемы. Экологические проблемы брака и семьи. Урбанизация и здоровье человека. Гиподинамия. Дистресс и другие психологические проблемы. Курение, алкоголизм, наркомания. Питание. Понятие о валеологии (здоровом образе жизни). Культурно-географические аспекты отдыха. Организация охраны здоровья населения.

3.2 Темы семинарских занятий

  1. Опорно-двигательный аппарат.

  2. Учение о внутренних органах.

  3. Мочеполовой аппарат.

  4. Учение о сосудистой системе.

  5. Учение о нервной системе:

  6. Органы чувств. Анализаторы.


3.3 Тематика заданий для самостоятельной работы

Тема 1. Опорно-двигательный аппарат.

1.1. Кости и их соединение.

Скелет, его строение, функции. Кости туловища. Кости поясов верхних и нижних конечностей. Кости свободной нижней и верхней конечностей. Кости мозгового и лицевого черепа. Непрерывные соединения костей. Соединения прерывные. Симфизы.

1.2. Учение о мышцах.

Мышцы, их виды. Форма, работа мышц. Вспомогательные аппараты мышц.

Тема 2. Учение о внутренних органах.

2.1. Пищеварительная система.

Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник. Печень. Поджелудочная железа. Особенности строения и кровоснабжения. Сальники.

2.2. Дыхательная система.

Строение гортани, голосового аппарата, легких. Кровоснабжение легких.

Тема 3. Мочеполовой аппарат.

3.1. Мочевые органы.

Строение почки, мочевого пузыря. Строение нефрона. Нефроны корковые и юкстамедуллярные, отличия.

3.2.Половые органы

Строение мужских и женских половых органов. Особенности, функции.

Тема 4. Учение о сосудистой системе.

    1. Кровеносная система.

Строение сердца, оболочки, проводящая система. Круги кровообращения.

    1. Лимфатическая система.

Лимфатические сосуды, особенности строения.

    1. Органы кроветворения и иммунной системы.

Костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка. Особенности строения и функции.

Тема 6. Учение о нервной системе.

6.1. Спинной мозг.

Особенности строения. Корешки. Рога. Борозды. Сегменты. Спинномозговые нервы. Оболочки спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга. Соматическая рефлекторная дуга спинного мозга.

6.2. Головной мозг.

Строение и функции отделов головного мозга. Белое и серое вещество мозга. Полушария мозга. Кора. Лимбическая система мозга. Кровоснабжение мозга. Оболочки головного мозга. Проводящие пути спинного и головного мозга. Нервные волокна головного мозга.

6.3. Вегетативная нервная система.

Вегетативная рефлекторная дуга. Симпатическая и парасимпатическая нервная система.

Тема 7. Органы чувств. Анализаторы.

Их отличия. Зрительный анализатор, проводящие пути. Слуховой анализатор, проводящие пути. Корковый конец анализатора. Строение глаза, уха. Обонятельный и вкусовой анализаторы.

^ Тема 8. Эндокринные железа.

Строение и местоположение эндокринных желез. Их функции и роль в жизнедеятельности организма. Гипофиз, эпифиз, надпочечники, щитовидная, паращитовидная, поджелудочная железы, половые железы, строение.

Темf 9. Общий покров тела.

Строение кожи и ее производных.

Тема 11. Физиологические особенности человека.

Человек как биологическое существо.

Тема 12. Психофизиологические и биосоциальные особенности человека.

Человек как психологическое и социальное существо.

Тема13. Воспроизведение человеческой популяции и природная среда.

Генетика и демография.

Демографические проблемы человечества.


3.4 Примерный список вопросов к экзамену

  1. Анатомия как предмет. Связь анатомии с другими науками. Ученые-анатомы. Позвоночный столб, его строение, изгибы, общий обзор.

  2. Полуподвижные соединения костей, особенности строения, распространение в организме. Источники образования мышечной ткани.

  3. Строение и проводящие пути слухового и вестибулярного анализатора.

  4. Внутренние органы (паренхиматозные и трубчатые). Строение стенки трубчатых органов.

  5. Шейные, грудные, поясничные позвонки, особенности их строения. Крестец и копчик. Вспомогательные образования суставов, местонахождение в организме. Мышца как орган.

  6. Строение и проводящие пути зрительного анализатора.

  7. Общий обзор пищеварительной системы.

  8. Скелет, его функции. Форма костей. Рост кости в длину и ширину. Грудина, рёбра, их строение. Прикрепление рёбер к грудным позвонкам. Строение сустава, классификация по форме и по числу сочленяющихся поверхностей, распространение в организме. Примеры. Апоневроз мышц.

  9. Лимбическая система мозга, её структуры.

  10. Ротовая полость и её органы (зубы, язык, миндалины, железы)

  11. Пояс верхних конечностей (лопатка, ключица), строение. Прерывные (подвижные) соединения костей, их отличия от непрерывных, общая характеристика. Мышцы гладкие и поперечнополосатые.

  12. Черепномозговые нервы.

  13. Строение печени, её кровоснабжение. Желчные ходы, протоки.

  14. Кости свободной части верхней конечности (плечевая, локтевая, лучевая, кости кисти). Непрерывные (неподвижные) хрящевые соединения костей, виды, особенности, местонахождение в организме. Временные и постоянные хрящевые соединения. Мышца как орган.

  15. Желудочки мозга.

  16. Поджелудочная железа, строение, значение для пищеварительной системы.

  17. Пояс нижней конечности (тазовая кость), строение. Непрерывные (неподвижные) хрящевые соединения костей, виды, особенности, местонахождение в организме. Временные и постоянные хрящевые соединения. Апоневроз мышц.

  18. Конечный мозг, строение (подкорковые базальные ядра, кора).

  19. Общий обзор дыхательной системы. Хрящи гортани, трахея, бронхи, легкие.

  20. Кости свободной части нижней конечности (бедренная кость, кости голени и стопы). Непрерывные (неподвижные) фиброзные соединения костей, виды, особенности, местонахождение в организме. Белые и красные мышцы.

  21. Промежуточный мозг, строение, функции.

  22. Кровоснабжение легких. Ворота легких.

  23. Общий обзор черепа. Кости мозгового и лицевого черепа. Пазухи костей чеpепе. Соединения костей черепа, швы. Мышцы лица.

  24. Средний мозг, строение.

  25. Ацинус - структурно-функциональная единица легкого.

  26. Строение височной кости черепа. Соединения костей таза. Классификация мышц по положению в организме.

  27. Развитие головного мозга. Задний мозг, его строение. Мозжечок, его ядра.

  28. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, строение.

  29. Строение клиновидной (основной) кости черепа. Соединения локтевого сустава. Форма мышц. Особенности строения простых и сложных мышц. Мышцы шеи.

  30. Вегетативная нервная система (симпатическая и парасимпатическая), строение.

  31. Нефрон - структурно-функциональная единица почки.

  32. Строение лобной, теменной, затылочной и решетчатой кости черепа. Коленный сустав, строение. Особенности расположения мышечных волокон относительно сухожильной части. Классификация мышц по положению в организме.

  33. Проводящие пути спинного и головного мозга (экстероцептивные, проприоцептивные).

  34. Корковые и юкстамедуллярные нефроны почки, особенности строения, роль.

  35. Строение верхней и нижней челюсти. Диски, мениски, их местонахождение в организме. Вспомогательные аппараты мышц (фасции, влагалища сухожилий, синовиальные сумки, блоки, сесамовидные кости).

  36. Оболочки спинного и головного мозга.

  37. Особенности кровообращения в почке.

  38. Рост кости в длину и ширину. Строение височной кости черепа. Полуподвижные соединения костей, особенности строения, распространение в организме. Мышцы голени.

  39. Cпинной мозг, строение. Белое и серое вещество спинного мозга. Спинномозговые нервы.

  40. Строение сердца, его оболочки, клапаны.

  41. Строение клиновидной кости черепа. Кровоснабжение, питание, иннервация мышц.

  42. Глия (макро- и микроглия), её функции. Средний мозг, строение, функции.

  43. Круги кровообращения. Различие в строении вен и артерий.

  44. Кости свободной части нижней конечности (бедренная кость, кости голени и стопы). Симфизы. Мышца как орган.

  45. Межнейрональные связи, синапс, его морфологическая и функциональная структура.

  46. Сосуды сердца, проводящая система сердца.

  47. Шейные, грудные, поясничные позвонки, особенности их строения. Крестец и копчик. Непрерывные (неподвижные) фиброзные соединения костей, виды, особенности, местонахождение в организме. Соединения костей черепа, швы. Мышцы спины (поверхностные).

  48. Общий обзор нервной системы. Нейрон, классификация нейронов.

  49. Железы внутренней секреции, местонахождение в организме, строение.

  50. Пояс верхней конечности (лопатка, ключица), строение. Непрерывные (неподвижные) хрящевые соединения костей. Временные и постоянные хрящевые соединения. Мышцы живота (поверхностные).

  51. Нейрон, классификация морфологическая и функциональная.

  52. Строение мужских половых органов.

  53. Пояс верхней конечности (лопатка, ключица), строение. Непрерывные (неподвижные) хрящевые соединения костей. Временные и постоянные хрящевые соединения. Мышцы живота (поверхностные).

  54. Позвоночный столб, его строение, изгибы, общий обзор. Прерывные (подвижные) соединения костей, их отличия от непрерывных, общая характеристика. Мышцы верхних конечностей.

  55. Соматическая и вегетативная рефлекторная дуга. Понятие "рецептор" и "эффектор".

  56. Строение женских половых органов.

  57. Строение височной кости черепа. Непрерывные (неподвижные) хрящевые соединения костей. Временные и постоянные хрящевые соединения. Мышцы нижних конечностей.

  58. Рефлекторная дуга. Понятие "рецептор" и "эффектор".

  59. Кровоснабжение мозга.

  60. Строение височной кости черепа. Непрерывные (неподвижные) хрящевые соединения костей. Временные и постоянные хрящевые соединения. Мышцы нижних конечностей.

  61. Рефлекторная дуга. Понятие "рецептор" и "эффектор".

  62. Кровоснабжение мозга.

  63. Строение клиновидной части черепа. Симфизы. Мышцы живота.

  64. Промежуточный мозг, его строение, функции.

  65. Глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, строение.


Примерный список вопросов к зачету

    1. Человек как биологическая система. Отличия живых систем от неживых. Основной закон биологии Бауэра. Физиологическая теория эволюции.

    2. Генотипическая и фенотипическая адаптация.

    3. Фенотипическая адаптация как основа тренировки и успеха трудовой деятельности.

    4. Общий механизм фенотипической адаптации. Срочная и долговременная адаптация.

    5. Системно-структурный след. Деадаптация.

    6. Относительная специфичность фенотипической адаптации.

    7. Динамика адаптационных реакций у человека.

    8. Механизм перехода от срочной к долговременной адаптации.

    9. Интенсивность функционирования системы как фактор, определяющий активность генетического аппарата.

    10. Локализация и архитектура системно-структурного следа.

    11. Связь генетического аппарата и функции. Представления о конструкции регуляторного аппарата клетки, осуществляющего данную связь. Фактор – регулятор, метаболит – регулятор.

    12. Реакция генетического аппарата клетки на длительное непрерывное увеличение функции.

    13. Экономичность функционирования адаптированной системы.

    14. Специфические и неспецифические реакции адаптации.

    15. Общий адаптационный синдром.

    16. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система.

    17. Гипоталамо-гипофизарно- соматомединовая система.

    18. Симпато-адреналовая система.

    19. Стресс и дистресс. Роль стресс-реакции в формировании срочной и долговременной адаптации.

    20. Положительные эффекты стресс-реакции.

    21. Стресс и долговременная адаптация.

    22. Структурная цена адаптации и здоровье человека.

    23. Человек как один из видов живых существ. Положение человека в систематике высших позвоночных.

    24. Особенности эволюции человека. Экологические ниши человека.

    25. Среда жизни современного человека.

    26. Генотипические адаптации человека. Рассовые различия.

    27. Условные и безусловные рефлексы. Понятие о временной связи.

    28. Основные черты высших адаптационных реакций. Различия между обычной и сигнальной адаптацией. Уровни памяти – донервная и неврологическая. Виды памяти.

    29. Роль связи генетического аппарата и функции в сигнальной адаптации.

    30. Роль эмоционального стресса в сигнальной адаптации.

    31. Урбанизация и здоровье человека. Гиподинамия. Дистресс и другие психологические проблемы. Курение, алкоголизм, наркомания. Питание.Современные глобальные и региональные эпидемиологические проблемы. СПИД.


^ 4. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ:

Форма промежуточного контроля.

Опрос по темам:

  1. Скелет человека и его роль в жизнедеятельности.

  2. Мышцы нашего тела.

  3. Моя пищеварительная система.

  4. Дыхательная система человека (строение и значение).

  5. Мочеполовые органы, их строение и функции.

  6. Сердце и кровеносные сосуды в нашем теле.

  7. Моя лимфатическая система.

  8. С чего начинается учение о нервной системе.

  9. Спинной мозг и его проводящие пути.

  10. Всё о головном мозге.

  11. Строение вегетативной нервной системы.

  12. Анализаторы в жизни человека, строение и роль.

  13. Эндокринные железы, где они?

  14. Покров тела… Нужен ли он? И что это?


Формы итогового контроля – экзамен (3-й семестр) и зачет (7-й семестр).


  1. ^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Интернет-источники:

  1. http://www.ecolife.ru

  2. Научно-популярный сайт Физиология и анатомия, http://www.fiziolog.isu.ru/

  3. Нормальная физиология, www.vsma.ac.ru/~nphys



Оборудование: видеопроектор, ноутбук.


Материалы: видофильм, презентационные материалы, материалы к практическим занятиям (муляжи и нативные препарпты скелета, плакаты с рисунками по анатомии.


ЛИТЕРАТУРА


Основная


  1. Астапов В.М. Нервная система человека: строение и нарушения: атлас: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / Ред. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, Per Se, 2006.

  2. Курепина М.М. Анатомия человека: Учеб. для студ. вузов/ М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. -М.: Владос, 2005

  3. Прохоров Б.Б. Экология человека. Учебник для студ. высш. учебн., завед.-2-е изд. / Б.Б. Прохоров. - М.: Академия, 2005.


Дополнительная


  1. Рохлов В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека: Учебное пособие / В.С. Рохлов, В.И. Сивоглазов. -М.: Академия, 1999.

  2. Садовникова А. М. Анатомия центральной нервной системы: Учеб. пособие / А. М. Садовникова, А. В. Болотов. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2007.

  3. Садовникова А.М. Естественнонаучная антропология: Учебное пособие / А.М. Садовникова - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2005.

  4. Козлов В.И. Анатомия нервной системы: Учеб. пособие / В.И. Козлов, Т.А. Цехмистренко. -М.: Мир: АСТ, 2004

  5. Александров Ю. И. Психофизиология: Учебник/ Под ред. Ю.И. Александрова. - 3-е изд., доп. и перераб.- СПб.: Питер, 2004.



^ ЛИСТ ОБНОВЛЕНИЯ

Дата

Внесенные обновления

Подпись автора

Подпись зав. кафедрой















Программу составили: Садовникова А.М., к.б.н., доцент кафедры физиологии и психофизиологии биолого-почвенного факультета ИГУ и Буковский В.А., к.б.н., доцент кафедры физиологии и психофизиологии биолого-почвенного факультета ИГУ __________

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры физиологии и психофизиологии, протокол №16 от 2.06.2011 г.


Зав. кафедрой физиологии и психофизиологии к.б.н., доц. Н.Ю.Копылова __________

Согласовано: председатель УМК биолого-почвенного факультета профессор А. Н. Матвеев __________


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7 icon Рабочая программа дисциплины «антропология» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 4

Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7 icon Рабочая программа дисциплины «основы иммунологии» Код дисциплины по учебному плану опд. Р. 2

Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7 icon Рабочая программа дисциплины «Цитология и гистология» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 1

Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7 icon Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1

Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7 icon Рабочая программа дисциплины «методы асептики в микробиологической практике» Код дисциплины по учебному

Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7 icon Рабочая программа дисциплины «биология клетки» (биохимия) Код дисциплины по учебному плану опд. Ф

Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7 icon Рабочая программа дисциплины «биохимия» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 8 для студентов

Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7 icon Рабочая программа дисциплины «микробиология» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 9 для студентов

Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7 icon Рабочая программа дисциплины «общая биология» Код дисциплины по учебному плану ен. Ф. 5

Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7 icon Рабочая программа дисциплины «иммунохимия и медицинская микробиология» Код дисциплины по учебному

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы