|
Скачать 242.73 Kb.
|
![]() МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ИГУ») «Утверждаю» _____________________ Проректор по учебной работе, проф. И. Н. Гутник «____»_____________20____г. Биолого-почвенный факультет Кафедра физиологии и психофизиологии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «ЧЕЛОВЕК» Код дисциплины по учебному плану ОПД.Ф.7 Для студентов специальности 020201.65 "Биология" ![]() г. Иркутск ^ Цель курса Целью дисциплины является изучение человека как биологического и социального существа, общих законов взаимоотношений человека и биосферы, влияние на человека природной и социальной сред. Изучение функциональных состояний человека и методов их коррекции. ^
Место курсов в профессиональной подготовке выпускников Изучение дисциплины «Человек» предшествуют курсы «Физиология», «Общая биология» и ряд других общеобразовательных и специальных дисциплин, являющихся теоретической базой данного курса, который обьединяя эти знания, дает представление о месте и роли человека в среде его обитания и о проблемах, которые при этом возникают. ^ для студентов очного отделения
^ 3.1 Общее (по всем темам) Тема 1. ВВЕДЕНИЕ в анатомию. Предмет и задачи анатомии. История анатомии. Содержание курса анатомии, ее связь с другими науками. Краткий исторический очерк развития анатомии. Общие данные о строении тела человека Клетки, ткани, органы, системы, аппараты органов, организм. Основные этапы индивидуального развития человека. ^ Кости и их соединения. Скелет как система органов защиты, опоры, движения. Функции скелета. Костная ткань, ее виды, строение, химический состав. Типы окостенения. Рост костей в длину и толщину. Строение скелета. Кости туловища: позвоночный столб, позвонки, кости грудной клетки, грудина. Кости поясов верхних и нижних конечностей. Кости свободной верхней и нижней конечности. Кости мозгового и лицевого черепа. Особенности окостенения костей черепа. Учение о соединении костей. Непрерывные соединения, виды, особенности. Соединения костей черепа. Прерывные соединения. Строение суставов. Классификация суставов. Вспомогательные образования суставов. Симфизы. ^ Виды мышечной ткани, их особенности, распределение в теле человека. Поперечнополосатая (скелетная) мышца как орган. Апоневроз. Классификация мышц, форма мышц. Белые и красные мышцы. Работа мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Основные группы мышц тела человека. Проприорецепторы мышц. ^ Общее понятие о внутренних органах. Паренхиматозные и трубчатые органы. Строение стенки трубчатых органов. ^ Общий обзор. Ротовая полость и ее органы (зубы, язык, миндалины, железы). Глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, строение. Печень и поджелудочная железа, строение, значение для пищеварительной системы. Особенности кровоснабжения печени. Брюшина. Большой и малый сальник. ^ Общий обзор. Носовая полость. Гортань. Хрящи гортани. Голосовой аппарат. Трахея. Бронхи. Легкие, их строение. Ворота легких. Кровоснабжение легких. Плевра. Средостение. ^ Общий обзор. Мочевые органы Почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, топография, строение. Нефрон - структурно-функциональная единица почки. Корковые и юкстамедуллярные нефроны, их строение и роль. Особенности кровоснабжения почки. Образование и выделение мочи. ^ Мужские половые органы (внутренние и наружные), топография, строение. Женские половые органы (внутренние и наружные), топография, строение. ^ Общий обзор. Кровеносная система (сердце и кровеносные сосуды) Строение артерий, вен, капилляров. Виды артерий и вен. Сосуды большого и малого кругов кровообращения. Общие принципы кровоснабжения органов. Общий обзор венозной системы. Сердце, его топография и строение. Эндокард, миокард, эпикард сердца. Клапаны сердца. Особенности строения сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Дуга аорты и ее ветви. ^ Общий обзор. Лимфатические капилляры, сосуды, протоки, строение и особенности. Органы кроветворной и иммунной системы Общий обзор. Костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка. Органы с лимфоидной тканью (органы пищеварения, дыхания, мочеполовой аппарат, миндалины). ^ Общий обзор нервной системы и ее функции. Нейрон - структурно-функцио-нальная единица нервной системы. Классификация нейронов. Строение рефлекторной дуги. Аксон, дендриты, шипиковый аппарат нервной клетки. Синапс, его структура. Межнейрональные связи. Глия: микро- и макроглия, их значение. ^ Общий обзор, строение. Белое и серое вещество спинного мозга. Борозды, столбы, канатики, корешки спинного мозга. Спинномозговые нервы, их состав. Сегменты спинного мозга. ^ Общий обзор. Развитие головного мозга. Продолговатый мозг. Задний мозг, его строение. Мозжечок, его ядра. Средний мозг, его структура. Промежуточный мозг. Конечный мозг. Белое вещество конечного мозга. Базальные подкорковые ядра. Кора. Полушария мозга. Доли, борозды, извилины. Локализация функций в коре больших полушарий. Обонятельный мозг. Желудочки мозга. Черепно-мозговые нервы, их локализация. Лимбическая система мозга. Кровоснабжение мозга. Оболочки спинного и головного мозга. Основные проводящие пути спинного и головного мозга (восходящие и нисходящие). Ассоциативные, комиссуральные и проекционные нервные волокна головного мозга. ^ Общий обзор. Вегетативная рефлекторная дуга. Симпатическая и парасимпатическая нервная система, их центральная и периферическая части. Околопозвоночные симпатические узлы. Преганглионарные и постганглионарные волокна. Нервные сплетения. ^ Различие в понятии орган чувств и анализатор. Зрительный анализатор. Строение глаза, его топография. Вспомогательный аппарат глаза. Проводящие пути зрительного анализатора. Корковый конец зрительного анализатора. Слуховой анализатор. Строение уха. Проводящий путь слухового анализатора. Корковый конец слухового анализатора. Обонятельный и вкусовой анализаторы, их строение, проводящие пути. ^ Общие анатомо-физиологические свойства эндокринных желез. Гипофиз - высший центр регуляции эндокринных функций, его строение, топография, кровоснабжение. Железы, зависимые от передней доли гипофиза (щитовидная железа, корковое вещество надпочечников, половые железы), их топография, строение и функции. Паращитовидная железа, параганглии, островки поджелудочной железы, мозговое вещество надпочечников, их топография, строение и функции. ^ Кожа и ее производные: волосы, ногти, железы. Строение, функции. Темf 10. Проблема Человека. Физиологические, медицинские, экологические, демографические, социальные аспекты проблемы. Науки их изучающие. ^ Человек как биологическая система. Отличия живых систем от неживых. Основной закон биологии Бауэра. Физиологическая теория эволюции. Генотипическая и фенотипическая адаптация. Фенотипическая адаптация как основа тренировки и успеха трудовой деятельности. Общий механизм фенотипической адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Системно-структурный след. Деадаптация. Относительная специфичность фенотипической адаптации. Динамика адаптационных реакций у человека. Механизм перехода от срочной к долговременной адаптации. Интенсивность функционирования системы как фактор, определяющий активность генетического аппарата. Локализация и архитектура системно-структурного следа. Связь генетического аппарата и функции. Представления о конструкции регуляторного аппарата клетки, осуществляющего данную связь. Фактор – регулятор, метаболит – регулятор. Реакция генетического аппарата клетки на длительное непрерывное увеличение функции. Экономичность функционирования адаптированной системы. Специфические и неспецифические реакции адаптации. Общий адаптационный синдром. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система. Гипоталамо-гипофизарно- соматомединовая система. Симпато-адреналовая система. Стресс и дистресс. Роль стресс-реакции в формировании срочной и долговременной адаптации. Положительные эффекты стресс-реакции. Стресс и долговременная адаптация. Структурная цена адаптации и здоровье человека. ^ Психофизиологическая проблема. Общие принципы работы мозга. Рефлекторный принцип. Рефлекторная теория. Подсознательная работа мозга. Высшие безусловные рефлексы животных и их связь с потребностями человека. Человек как один из видов живых существ. Прогнозирующая работа мозга. Основные черты высших адаптационных реакций. Различия между обычной и сигнальной адаптацией. Доминанта и условный рефлекс. (Батуев,172) Уровни памяти – донервная и неврологическая. Виды памяти. Роль связи генетического аппарата и функции в сигнальной адаптации. Стадии формирования временной связи. Роль эмоционального стресса в сигнальной адаптации. Основные стадии формирования условного рефлекса. Философия жизни Ганса Селье. Принцип эгоистического альтруизма. ^ Факторы риска. Причины и типы основных патологий. Кризис смертности в России. Эпидемиологисеский переход. Основные факторы риска. Возрастно-причинные группы риска. характеру их зависимости от факторов окружающей среды. ^ Уровни влияния факторов среды на воспроизведение человечества. Генофонд человека и агрессивные факторы среды. Динамика изменчивости человеческой популяции. Демографический взрыв. Демографический переход. Демографические проблемы. Экологические проблемы брака и семьи. Урбанизация и здоровье человека. Гиподинамия. Дистресс и другие психологические проблемы. Курение, алкоголизм, наркомания. Питание. Понятие о валеологии (здоровом образе жизни). Культурно-географические аспекты отдыха. Организация охраны здоровья населения. 3.2 Темы семинарских занятий
3.3 Тематика заданий для самостоятельной работы Тема 1. Опорно-двигательный аппарат. 1.1. Кости и их соединение. Скелет, его строение, функции. Кости туловища. Кости поясов верхних и нижних конечностей. Кости свободной нижней и верхней конечностей. Кости мозгового и лицевого черепа. Непрерывные соединения костей. Соединения прерывные. Симфизы. 1.2. Учение о мышцах. Мышцы, их виды. Форма, работа мышц. Вспомогательные аппараты мышц. Тема 2. Учение о внутренних органах. 2.1. Пищеварительная система. Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник. Печень. Поджелудочная железа. Особенности строения и кровоснабжения. Сальники. 2.2. Дыхательная система. Строение гортани, голосового аппарата, легких. Кровоснабжение легких. Тема 3. Мочеполовой аппарат. 3.1. Мочевые органы. Строение почки, мочевого пузыря. Строение нефрона. Нефроны корковые и юкстамедуллярные, отличия. 3.2.Половые органы Строение мужских и женских половых органов. Особенности, функции. Тема 4. Учение о сосудистой системе.
Строение сердца, оболочки, проводящая система. Круги кровообращения.
Лимфатические сосуды, особенности строения.
Костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка. Особенности строения и функции. Тема 6. Учение о нервной системе. 6.1. Спинной мозг. Особенности строения. Корешки. Рога. Борозды. Сегменты. Спинномозговые нервы. Оболочки спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга. Соматическая рефлекторная дуга спинного мозга. 6.2. Головной мозг. Строение и функции отделов головного мозга. Белое и серое вещество мозга. Полушария мозга. Кора. Лимбическая система мозга. Кровоснабжение мозга. Оболочки головного мозга. Проводящие пути спинного и головного мозга. Нервные волокна головного мозга. 6.3. Вегетативная нервная система. Вегетативная рефлекторная дуга. Симпатическая и парасимпатическая нервная система. Тема 7. Органы чувств. Анализаторы. Их отличия. Зрительный анализатор, проводящие пути. Слуховой анализатор, проводящие пути. Корковый конец анализатора. Строение глаза, уха. Обонятельный и вкусовой анализаторы. ^ Строение и местоположение эндокринных желез. Их функции и роль в жизнедеятельности организма. Гипофиз, эпифиз, надпочечники, щитовидная, паращитовидная, поджелудочная железы, половые железы, строение. Темf 9. Общий покров тела. Строение кожи и ее производных. Тема 11. Физиологические особенности человека. Человек как биологическое существо. Тема 12. Психофизиологические и биосоциальные особенности человека. Человек как психологическое и социальное существо. Тема13. Воспроизведение человеческой популяции и природная среда. Генетика и демография. Демографические проблемы человечества. 3.4 Примерный список вопросов к экзамену
Примерный список вопросов к зачету
^ Форма промежуточного контроля. Опрос по темам:
Формы итогового контроля – экзамен (3-й семестр) и зачет (7-й семестр).
Интернет-источники:
Оборудование: видеопроектор, ноутбук. Материалы: видофильм, презентационные материалы, материалы к практическим занятиям (муляжи и нативные препарпты скелета, плакаты с рисунками по анатомии. ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная
^
Программу составили: Садовникова А.М., к.б.н., доцент кафедры физиологии и психофизиологии биолого-почвенного факультета ИГУ и Буковский В.А., к.б.н., доцент кафедры физиологии и психофизиологии биолого-почвенного факультета ИГУ __________ Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры физиологии и психофизиологии, протокол №16 от 2.06.2011 г. Зав. кафедрой физиологии и психофизиологии к.б.н., доц. Н.Ю.Копылова __________ Согласовано: председатель УМК биолого-почвенного факультета профессор А. Н. Матвеев __________ |