|
Скачать 223.7 Kb.
|
Министерство здравоохранения Республики Беларусь Государственное учреждение «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию» Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет» Утверждаю Министр здравоохранения Республики Беларусь _________________Л.А. Постоялко «____» __________ 2005 г. Рег. № ___________ оториноларингология Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 Стоматологи ^ 65 час. Минск 2005 Типовая учебная программа по дисциплине Оториноларингология для специальности 1-79 01 07 Стоматология высшего медицинского образования Республики Беларусь составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Высшее образование. Специальность М.02.01.00 Стоматология», 30.12.1998 года, регистрационный № РД РБ 02100.5.214-98. Авторы: зав.кафедрой болезней уха, горла, носа, , , П.А. Тимошенко; , , А.Ч. Буцель Рецензенты: заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа, Белорусской Академии постдипломного образования, , , Л.Г. Петрова; профессор кафедры болезней уха, горла, носа БГМУ, , , В.Я. Гапанович Типовая учебная программа по дисциплине Оториноларингология для 1-79 01 07 Стоматология высшего медицинского образования согласована и рекомендована к утверждению Республиканским методическим центром по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию. Типовую учебную программу по дисциплине Оториноларингология для студентов учреждений высшего медицинского образования Республики Беларусь разрешается размножить в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту. Введение Изучение болезней уха, горла, носа имеет важное значение в подготовке врача-стоматолога, который в своей работе постоянно встречается с теми или иными заболеваниями ЛОР-органов. Заболевания ЛОР-органов и челюстно-лицевой сферы тесно соприкасаются, зачастую имея общую этиологию и симптомы, пути распространения инфекции. Нередко, заболевания ЛОР-органов приводят к тяжелым нарушениям функции важнейших анализаторов (звукового, вестибулярного, обонятельного, вкусового и др.) и, не будучи своевременно распознанными и устраненными, вызывают тяжелые поражения различных органов и систем человеческого организма, приводят его к инвалидности. В свою очередь, верхние дыхательные пути и ухо нередко страдают от вредных воздействий внешней среды (профессиональные и социально-бытовые факторы), инфекционных заболеваний (грипп, скарлатина, дифтерия, сифилис, СПИД, сахарный диабет, заболевания зубочелюстной системы). Цель преподавания дисциплины – обучение студентов методам диагностики, лечения и профилактики заболеваний уха и верхних дыхательных путей. Преподавание оториноларингологии решает следующие задачи: 1. Дать представление об удельном весе и социальной значимости заболеваний уха, горла, носа, гортани, пищевода в общей структуре патологии, о роли своевременного выявления и устранения этих заболеваний в профилактике общей заболеваемости и в оздоровлении населения. 2. Дать представление студентам о специальных путях и методах исследования ЛОР-органов (риноскопии, отоскопии, фарингоскопии, ларингоскопии, эзофагоскопии и т.д.), обучить студентов важнейшим практическим навыкам при диагностике и лечении больных, оказанию первой врачебной помощи при травмах, инородных телах дыхательных путей, кровотечениях и острых заболеваниях ЛОР-органов. 3. Углубить знания студентов об анатомо-физиологических особенностях ЛОР-органов, необходимых для целостного восприятия вопросов этиологии, патогенеза, клинических признаков и диагностики заболеваний. 4. Ознакомить студентов с основными консервативными и хирургическими методами лечения больных с оториноларингологическими заболеваниями и принципами этиотропного и этиопатогенетического лечения. Многоуровневая система медицинского образования в Республике Беларусь, реформирование высшей медицинской школы, введение новых специальностей и дисциплин, развитие медицинской науки требуют периодического пересмотра структуры преподавания даже такой традиционно стабильной медицинской дисциплины, какой является «оториноларингология». В настоящей программе, в отличие от предыдущей, унифицированы и приведены в единую систему методические основы преподавания предмета, согласованы практические и лекционные часы, отведенные на изучение специальности методическим центром. Настоящая программа составлена нами, исходя из существующих инструктивных указаний Министерства Здравоохранения Республики Беларусь, с учетом многолетнего опыта преподавания заболеваний уха, горла, носа в Белорусском государственном медицинском университете студентам стоматологического факультета. Преподавание дисциплины в БГМУ предусмотрено в VII семестре почасово 1 раз в неделю. В конце семестра предусмотрен дифференцированный зачет, что отличает настоящую программу от предыдущей. Программа курса определяет общее направление и уровень изложения курса с учетом теснейшей интеграции учебного процесса со всеми смежными предметами и специальностями, выполняет целевые установки, характер и задачи практических занятий, отражает объем сведений, необходимых студентам при сдаче зачета и в дальнейшей врачебной деятельности. Сущность тех или иных патологических процессов освещена с позиций биологических, физиологических и патофизиологических аспектов. Одновременно следует давать и краткий исторический обзор излагаемого вопроса, отмечая важнейшие вехи в его развитии и подчеркивая успехи и достижения отечественной науки и практики в данной проблеме. В пропедевтическом разделе курса студенты должны хорошо усвоить методы исследования уха, носа, глотки, гортани, околоносовых пазух и т.д. Сознательное освоение этих методов требует одновременно и углубленного повторения анатомо-физиологических разделов в клиническом освещении. Во время работы в стационаре и поликлинике студенты должны быть ознакомлены с организацией работы в операционной, перевязочных, а также усвоить некоторые особенности производства наиболее типичных операций и манипуляций. Около 30% всех практических занятий должно быть уделено отработке практических навыков работе студентов под руководством преподавателя. Для более эффективной отработки практических навыков в процессе обучения предусмотрены два дня работы в поликлинике или в приемном покое стационара. Для этого группа делится на две подгруппы по 4-5 человек. Студентов следует ориентировать в отношении различных видов утраты трудоспособности и способов ее определения (временная и стойкая), обратив внимание на профессиональные заболевания, травматизм, связь оториноларингологии со стоматологией, онкологией. ^ В соответствии с утвержденными учебными планами специальностей высшего медицинского образования периоды обучения, распределение бюджета учебного времени и формы контроля обучения представлены по факультетам в табл. 1. Таблица 1 ^ оториноларингология
Распределение содержания учебной программы по периодам обучения и распределение бюджета учебного времени по формам и видам учебных занятий представлено в табл. 2. Таблица 2 ^
^ 01. Краткая история оториноларингологии и вклад сотрудников кафедры в развитие специальности. Оториноларингология как хирургическая специальность, ее связь со стоматологией, риногенная патология, ее связь с челюстно-лицевой хирургией и стоматологией. Врожденные и приобретенные заболевания носа и околоносовых пазух. Цель лекции: дать представление о месте оториноларингологии среди других медицинских наук, о связи оториноларингологии с заболеваниями челюстно-лицевой системы. Ознакомить с вкладом белорусских ученых в развитие оториноларингологии.
Цель лекции: дать представление об основных формах заболеваний околоносовых пазух, принципы их диагностики и лечения. Показать связь заболеваний верхне-челюстной пазухи с заболеваниями зубо-челюстной системы.
Цель лекции: дать представление о структурных и функциональных особенностях лимфоэпителиального глоточного кольца, о заболеваниях зубо-челюстной системы как источника инфекции в глотке.
Цель лекции: дать представление о структурных и функциональных особенностях миндалин, о клинических проявлениях и принципах лечения хронических тонзиллитов
04.02.01. Проявление первичного, вторичного и третичного сифилиса в глотке 04.02.02. Туберкулез глотки
04.03.01. Компенсированная и декомпенсированная формы тонзиллита, клиника, диагностика и лечение. 04.03.02. Осложнения хронического тонзиллита (паратонзиллиты и паратонзиллярные абсцессы, метатонзиллярные заболевания) 04.03.03. Показания к тонзилэктомии 04.03.04. Диспансеризация больных хроническим тонзиллитом. 04.04. ЛОР-проявления СПИДа.
Цель лекции: дать представление об острых и хронических заболеваниях гортани, методах диагностики и лечения
Цель лекции: дать представление об этиологии, патогенезе, клинических проявлениях и лечении острых и хронических средних отитов, заболеваний внутреннего уха.
06.02.01. Острые гнойные средние отиты. Клиника, диагностика, лечение. 06.02.02. Хронические гнойные средние отиты. Классификация, клиника, диагностика, лечение. Показания к хирургическому лечению.
Таблица 3 ^
^ 01. Болезни носа и околоносовых пазух. Цель изучения: ознакомить с этиологией, патогенезом, клинической картиной, диагностикой лечения заболеваний носа и околоносовых пазух. 01.01. Фурункул носа. Клиника, диагностика, лечение. 01.02. Гематома и абсцесс перегородки носа. Клиника, диагностика, лечение. 01.03. Рожистое воспаление наружного носа. Клиника, диагностика, лечение. 01.04. Искривление перегородки носа, показания к хирургическому лечению. 01.05. Инородные тела полости носа. 01.06. Острый ринит. Клиника, диагностика, лечение. 01.07. Хронические риниты. Их классификация, диагностика, лечение, профилактика. 01.08. Озена. Этиология, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. 01.09. Острые синуситы. Роль стоматологической патологии в этиологии синуситов. Клиника, диагностика, лечение, профилактика. 01.10. Хронические синуситы. Классификация, клиника, диагностика, лечение. 01.11. Внутриорбитальные и внутричерепные осложнения заболеваний носа и околоносовых пазух. 01.12. Травмы костей носа. 01.13. Носовые кровотечения. Методы остановки. Показания к перевязке наружной сонной артерии. ^ Цель: ознакомить с этиологией, патогенезом, клинической картиной, диагностикой лечения наружного среднего и внутреннего уха. 02.01. Болезни наружного уха 02.01.01. Отгематома. Клиника, диагностика, лечение. 02.01.02. Хондроперихондрит ушной раковины. Клиника, диагностика, лечение. 02.01.03. Ограниченный и диффузный наружный отит. Клиника, диагностика, лечение. 02.01.04. Инородные тела и серные пробки наружного слухового прохода. Методы их удаления. 02.02. Болезни среднего уха 02.02.01. Острые и хронические катаральные средние отиты. Клиника, диагностика и лечение, профилактика. 02.02.02. Острые гнойные средние отиты. Клиника, диагностика, лечение, профилактика. 02.02.03. Осложнение острого гнойного среднего отита – мастоидит. Клиника, диагностика, лечение. 02.02.04. Хронические гнойные средние отиты, классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Показания к хирургическому лечению. 02.03. Б о л е з н и в н у т р е н н е г о у х а 02.03.01. Негнойные заболевания внутреннего уха (отосклероз, сенсоневральная тугоухость). Клиника, диагностика, лечение. 02.03.02. Лабиринтиты, классификация, клиника, диагностика, лечение. 02.03.03. Отогенные внутричерепные осложнения (отогенный абсцесс мозга, менингит, тромбоз сигмовидного синуса). Клиника, диагностика, лечение, профилактика. ^ Цель: Ознакомить с этиологией, патогенезом, клиникой, диагностикой и лечением болезней глотки. 03.01. Острый фарингит. Клиника, диагностика, лечение. 03.02. Первичные и вторичные ангины. Диагностика, клиника и лечение. 03.03. Хронический тонзиллит. Классификация, клиника, диагностика и лечение. Вопросы диспансеризации больных хроническим тонзиллитом. 03.04. Инородные тела пищевода, методы удаления. ^ Цель: обучить специальным методам диагностики, лечения заболеваний гортани. 04.01. Гортанная ангина. Клиника, диагностика, лечение. 04.02. Инородные тела гортани. Методы удаления. Профилактика. 04.03. Острый ларингит. Дифференциальная диагностика. Клиника, лечение. 04.04. Острые стенозы гортани, их лечение. 04.05. Хронические ларингиты, классификация, дифференциальная диагностика и лечение. 04.06. Методы хирургического лечения острых и хронических стенозов гортани (трахеостомия, коникотомия). 04.07. Доброкачественные и злокачественные опухоли гортани. Клиника, диагностика, лечение. 04.08. Склерома. Этиология, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Перечень контрольных вопросов по смежным дисциплинам Нормальная анатомия. Анатомия височной кости, наружного уха. Стенки барабанной полости. Слуховая труба. Сосцевидный отросток, его эмбриогенез. Костный и перепончатый лабиринт внутреннего уха. Преддверье, полукружные каналы и улитка. Строение и возрастные особенности носа и околоносовых пазух. Их иннервация и кровоснабжение. Строение и возрастные особенности анатомии глотки. Лимфоэпителиальное глоточное кольцо. Строение миндалины. Особенности иннервации и кровоснабжения. Анатомо-возрастные особенности гортани, бронхов и пищевода. ^ Основные физические законы, использующиеся в отиатрии (закон инерции, всемирного тяготения, понятия о резонансе, системе рычагов, броуновском движении жидкости). Физическая характеристика звуков. ^ . Физиология слухового и вестибулярного анализаторов. Функции и физиология носа, околоносовых пазух, глотки, лимфоидного глоточного кольца, гортани, трахеи, бронхов и пищевода. ^ Микроструктура слизистой оболочки дыхательной и обонятельной области полости носа, лимфоидного глоточного кольца, слизистой оболочки гортани, трахеи, бронхов и пищевода. ^ Техника коникотомии, трахеотомии, трахеостомии. Патологическая анатомия. Морфологические изменения слизистой оболочки верхних дыхательных путей и лимфоидной ткани при воспалительных и опухолевых заболеваниях. ^ Признаки нарушения слуховой и вестибулярной функции. Проявления и последствия нарушений носового дыхания и барьерной функции миндалин. ^ Основные методы рентгенологической диагностики заболеваний ЛОР-органов – рентгеноскопия, рентгенография, томография (МРТ, КТ). Рентгенологические симптомы основных заболеваний ЛОР-органов. ^ Клиника, диагностика, принципы лечения менингитов, абсцессов мозга. Состав спинно-мозговой жидкости в норме и патологии. Клиника, диагностика и принципы лечения неврита лицевого нерва, вестибулокохлеарного нерва, невралгии тройничного нерва. Методика проведения статокинетических проб и их цель. Нистагм и нистагмометрия. ^ Микробиология полости рта и уха. Техника забора микробиологического материала. Микробиологическая диагностика инфекционных заболеваний, клебсиеллезов. Серологическая диагностика специфических заболеваний. Иммунный статус человека и иммунодефицитные состояния. ^ Характеристика группы и механизм действия, противомикробных, противовирусных, антигистаминных, противокашлевых и отхаркивающих средств. ^ Понятие об асептике и антисептике. Десмургия ЛОР-органов, головы и шеи. Этиология, патогенез и методы лечения фурункула, карбункула, ожогов и отморожений, тромбофлебита. ^ Методика, цель и значение обследования органов грудной клетки. Определение функции внешнего дыхания, понятие об одышке, стенозе. Острый бронхит, бронхопневмония, пневмония, бронхоспазм. Гипертоническая болезнь (диагностика, классификация и лечение). ^ Глазные симптомы орбитальных риногенных осложнений и принципы их лечения. Инфекционные болезни. Эпидемиология. Эпидемиологические особенности, клиника, методы диагностики и принципы лечения вирусных, бактериальных (скарлатина, дифтерия, корь, эпидемический менингит) и клебсиеллезных инфекций. Принципы работы в инфекционном очаге. Работа с больными СПИДом. ^ Дерматиты кожи, их этиопатогенез, клиника и методы лечения. Проявления сифилиса на ЛОР-органах. Фтизиопульмонология. Туберкулез ЛОР-органов, как проявление вторичной инфекции. Планируемый уровень подготовки студентов в результате обучения оториноларингологии Студент должен знать: - роль и значение анатомо-физиологических особенностей ЛОР-органов. - особенности кровоснабжения и иннервации ЛОР-органов. - значение лимфоглоточного кольца в организме человека. - возрастные особенности в развитии околоносовых пазух и их значение в патологии. - этиопатогенез, клинику и лечение острых и хронических ринитов, их дифференциальную диагностику. - особенности течения острых и хронических синуитов. Развитие риногенных внутриорбитальных и внутричерепных осложнений. - особенности хирургического лечения при лечении заболеваний носа и околоносовых пазух. - принципы задней тампонады носа и уход за больным. - дифференциальную диагностику ангин. - признаки хронического тонзиллита и его классификацию. - цель и значение диспансеризации больных с хроническим тонзиллитом. - принципы лечения гнойных процессов глотки. - диагностику и принципы лечения инородных тел дыхательных путей и пищевода. - ложный и истинный крупп, их дифференциальную диагностику и лечение. - методы консервативного и хирургического лечения стенозов гортани. - дифференциальную диагностику доброкачественных и злокачественных опухолей гортани и их лечение. - заболевания ушной раковины и наружного слухового прохода. - острые и хронические гнойные заболевания уха и их хирургическое лечение. - пути проникновения инфекции во внутреннее ухо. - принципы лечения больных с лабиринтитом. - дифференциальную диагностику лабиринтитов и негнойных заболеваний внутреннего уха и их лечение. - этиологию внутричерепных осложнений, их клинику и лечение. - дифференциальную диагностику менингитов. - роль рентгенологического исследования в клинике патологии ЛОР-органов Студент должен приобрести навыки: - сбора анамнеза; - постановки предварительного диагноза основного и сопутствующего заболевания; - оказания неотложной помощи при носовых кровотечениях и стенозах гортани; - составления индивидуального плана обследования больных; - профилактики заболеваний ЛОР-органов; - назначения адекватной фармакотерапии. Студент должен уметь:
- выполнить заднюю риноскопию;
Рекомендуемая литература Основная литература:
Дополнительная литература:
Типовая учебная программа обсуждена на заседании кафедры болезней уха, горла, носа учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», протокол № 5 от 29.10.2004 г.
Одобрена и рекомендована научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» для согласования и утверждения в установленном порядке.
«____» __________ 200_ г.
Оформление типовой учебной программы и сопровождающих материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует (не соответствует). ненужное - зачеркнуть
Сведения об авторах учебной программы:
|