|
Скачать 46.27 Kb.
|
Здоровый учитель – здоровый ученик Степаненко О.Л. Учитель биологии МБОУ №7 «Сибирская» г. Новосибирска [email protected] Провозгласив 2010 год – Годом Учителя в России серьезно задумались о проблемах учителей. И один из насущных вопросов выражает проблему государства и в целом общества – здоровье педагога и его способность воспитать здоровое поколение. Президент России Дмитрий Медведев в день учителя 5.10. 2010 года заявил, что учителя должны иметь возможность оформить медицинскую страховку, покрывающую расходы на лечение профессиональных заболеваний. Рациональнее позаботиться о своем здоровье заранее, зная какие профессиональные заболевания, могут появиться у педагога, ведь в лучше предупредить болезнь, чем ее лечить. Труд учителя имеет свои особенности, которые могут отразиться на состоянии здоровья педагога. Педагогическая профессия относится к умственному труду и, значит, требует большого интеллектуального напряжения и предполагает слабую мышечную активность. Учителя – представители стрессогенной профессии. Фактором стресса для учителей становится реформирование системы преподавания, перестройка учебных планов, общей ориентации целей и задач, содержания и методик проведения занятий. Практически ежегодно происходит изменение структуры различных предметов в соответствии с новыми требованиями, что держит учителей в постоянном психоэмоциональном напряжении. Специфика педагогического труда заключается также в постоянной нагрузке на голосовой аппарат, который является очень сложной, тонкой и легкоранимой системой. У ряда педагогов даже при небольшом стаже педагогической деятельности формируется патология голосообразования: афония и дисфония. Особая ответственность и связанное с ней значительное нервно-эмоциональное напряжение, необходимость принимать оперативные решения, неравномерность нагрузки, высокая плотность межличностных контактов, возможность конфликтов при необходимости выполнять запланированный объем работы в строгих временных рамках – все это отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний. Башкирский институт развития образования установил различия в уровне и структуре заболеваемости учителей, преподающих разные дисциплины. Наиболее высокий уровень заболеваемости зафиксирован среди преподавателей общественных дисциплин и лингвистов. Причем, в структуре заболеваемости учителей общественных дисциплин наибольший удельный вес приходится на болезни органов кровообращения, а у лингвистов - на болезни органов дыхания. У преподавателей физико-математических дисциплин чаще развивается гипертоническая болезнь и ишемической болезнь сердца. Среди преподавателей начальной школы, естественных дисциплин, безопасности жизнедеятельности и валеологии, физической культуры уровень заболеваемости ниже среднего уровня, в структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания1. С одной стороны, данные процессы обусловлены индивидуальными особенностями организма, с другой стороны - незнанием и неумением педагогов использовать профилактические мероприятия. Учителя нередко, не смотря на плохое самочувствие, проводят уроки, чаще всего, многие простудные заболевания переносят «на ногах». В учительской среде болеющих учителей осуждают – срывает учебной процесс. В учительской среде слаб авторитет здоровья. Трудовым усердием во время болезни педагоги даже бравируют. Чихающий и кашляющий учитель на уроке – лишь малая толика из всех казусных моментов школьной жизни, а бывает учитель приходит на урок с переломом ноги, уверенный в своей незаменимости. А как же один из постулатов здоровьесбережения образовательной среды: «Вне зависимости от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье». Своими неправильными установками учитель не только наносит вред своему здоровью, но и влияет на отношение к здоровому образу жизни своих учеников. Ведь это возможно, только если он на личном опыте познал ценность здорового образа жизни, работы над своим здоровьем. Только тогда преподаватель сможет создать в образовательном учреждении здоровую среду. Повышение эффективности педагогического труда, совершенствование учебно-воспитательного процесса должно начинаться с заботы о педагогах, с психологической помощи им в принятии правильной позиции по отношению к своему здоровью, ознакомления с производственными факторами риска для здоровья и обучения педагогов методам профилактики профессионально обусловленных состояний. Следовательно, с целью сохранения и укрепления здоровья педагогов необходимо уделять большое внимание разработке и внедрению социальных и медико-профилактических программ, направленных на формирование здорового образа жизни в учительской среде. Хотелось бы поделиться опытом проведения профилактической работы в рамках здоровьесбережения учителей в гимназии №7 «Сибирская» города Новосибирска. В гимназии № 7 «Сибирская» рамках методических школ проводятся занятия по профилактике профессионально обусловленных заболеваний педагогов, где учителя делятся опытом, секретами и народными рецептами здоровых технологий учительства. В школе имеется тренажерный зал, двери которого открыты для учителей гимназии два раза в неделю. Каждую неделю группа учителей посещает сауну, преподаватель ритмики проводит динамические часы с использованием современных технологий фитнеса. В течение года организуются оздоровительные выезды желающих на базы отдыха, с лыжными прогулками, катанием на коньках, играми на свежем воздухе. Все эти мероприятия не только оздоравливают, но и объединяют коллектив на пути к своему здоровью. Мы заботимся о своем здоровье ведь только здоровый человек может вести полноценный образ жизни. Не думая, не говоря бесконечно о своих болячках, учитель может воспитать своим примером здорового ученика. Здоровый учитель - это тот, кто может реализовать себя без оглядки на здоровье. Список использованной литературы
1 Ахмерова С. Г., Ижбулатова Э.А.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ УЧИТЕЛЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ// Электронный ресурс сайта ПЕДСОВЕТ.ORG – Код доступа [http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3905/Itemid,118/] |
![]() |
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровый ребёнок успешный ученик» |
![]() |
Открытый урок по обж в 6 классе Учитель Брайт Е. Н. Здоровый образ жизни и профилактика утомления. |
![]() |
Программы медицинского обслуживания здоровый ребенок здоровый ребенок |
![]() |
Сценарий мероприятия для учеников начальных классов и их родителей «Мы за здоровый образ жизни!» Цель: формировать у детей установки на здоровый образ жизни. Способствовать формированию ответственного... |
![]() |
Конкурс классных руководителей «Самый классный классный» Актуальность: Подростки начинают жевать жевательную резинку с раннего возраста, если ученик будет... |
![]() |
«За здоровый образ жизни» |
![]() |
Мы за здоровый образ жизни! |
![]() |
«Здоровый образ жизни». Классный |
![]() |
Тема: «Мы выбираем здоровый образ жизни» |
![]() |
Банка пива или здоровый ребенок? |