Здоровый учитель – здоровый ученик icon

Здоровый учитель – здоровый ученик





Скачать 46.27 Kb.
Название Здоровый учитель – здоровый ученик
Дата 04.03.2013
Размер 46.27 Kb.
Тип Документы
Здоровый учитель – здоровый ученик


Степаненко О.Л.

Учитель биологии

МБОУ №7 «Сибирская» г. Новосибирска

[email protected]


Провозгласив 2010 год – Годом Учителя в России серьезно задумались о проблемах учителей. И один из насущных вопросов выражает проблему государства и в целом общества – здоровье педагога и его способность воспитать здоровое поколение. Президент России Дмитрий Медведев в день учителя 5.10. 2010 года заявил, что учителя должны иметь возможность оформить медицинскую страховку, покрывающую расходы на лечение профессиональных заболеваний. Рациональнее позаботиться о своем здоровье заранее, зная какие профессиональные заболевания, могут появиться у педагога, ведь в лучше предупредить болезнь, чем ее лечить.

Труд учителя имеет свои особенности, которые могут отразиться на состоянии здоровья педагога. Педагогическая профессия относится к умственному труду и, значит, требует большого интеллектуального напряжения и предполагает слабую мышечную активность. Учителя – представители стрессогенной профессии. Фактором стресса для учителей становится реформирование системы преподавания, перестройка учебных планов, общей ориентации целей и задач, содержания и методик проведения занятий. Практически ежегодно происходит изменение структуры различных предметов в соответствии с новыми требованиями, что держит учителей в постоянном психоэмоциональном напряжении.

Специфика педагогического труда заключается также в постоянной нагрузке на голосовой аппарат, который является очень сложной, тонкой и легкоранимой системой. У ряда педагогов даже при небольшом стаже педагогической деятельности формируется патология голосообразования: афония и дисфония.

Особая ответственность и связанное с ней значительное нервно-эмоциональное напряжение, необходимость принимать оперативные решения, неравномерность нагрузки, высокая плотность межличностных контактов, возможность конфликтов при необходимости выполнять запланированный объем работы в строгих временных рамках – все это отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний.


Башкирский институт развития образования установил различия в уровне и структуре заболеваемости учителей, преподающих разные дисциплины. Наиболее высокий уровень заболеваемости зафиксирован среди преподавателей общественных дисциплин и лингвистов. Причем, в структуре заболеваемости учителей общественных дисциплин наибольший удельный вес приходится на болезни органов кровообращения, а у лингвистов - на болезни органов дыхания. У преподавателей физико-математических дисциплин чаще развивается гипертоническая болезнь и ишемической болезнь сердца. Среди преподавателей начальной школы, естественных дисциплин, безопасности жизнедеятельности и валеологии, физической культуры уровень заболеваемости ниже среднего уровня, в структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания1.

С одной стороны, данные процессы обусловлены индивидуальными особенностями организма, с другой стороны - незнанием и неумением педагогов использовать профилактические мероприятия.

Учителя нередко, не смотря на плохое самочувствие, проводят уроки, чаще всего, многие простудные заболевания переносят «на ногах». В учительской среде болеющих учителей осуждают – срывает учебной процесс. В учительской среде слаб авторитет здоровья. Трудовым усердием во время болезни педагоги даже бравируют. Чихающий и кашляющий учитель на уроке – лишь малая толика из всех казусных моментов школьной жизни, а бывает учитель приходит на урок с переломом ноги, уверенный в своей незаменимости. А как же один из постулатов здоровьесбережения образовательной среды: «Вне зависимости от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье». Своими неправильными установками учитель не только наносит вред своему здоровью, но и влияет на отношение к здоровому образу жизни своих учеников. Ведь это возможно, только если он на личном опыте познал ценность здорового образа жизни, работы над своим здоровьем. Только тогда преподаватель сможет создать в образовательном учреждении здоровую среду.

Повышение эффективности педагогического труда, совершенствование учебно-воспитательного процесса должно начинаться с заботы о педагогах, с психологической помощи им в принятии правильной позиции по отношению к своему здоровью, ознакомления с производственными факторами риска для здоровья и обучения педагогов методам профилактики профессионально обусловленных состояний.

Следовательно, с целью сохранения и укрепления здоровья педагогов необходимо уделять большое внимание разработке и внедрению социальных и медико-профилактических программ, направленных на формирование здорового образа жизни в учительской среде. Хотелось бы поделиться опытом проведения профилактической работы в рамках здоровьесбережения учителей в гимназии №7 «Сибирская» города Новосибирска.

В гимназии № 7 «Сибирская» рамках методических школ проводятся занятия по профилактике профессионально обусловленных заболеваний педагогов, где учителя делятся опытом, секретами и народными рецептами здоровых технологий учительства. В школе имеется тренажерный зал, двери которого открыты для учителей гимназии два раза в неделю. Каждую неделю группа учителей посещает сауну, преподаватель ритмики проводит динамические часы с использованием современных технологий фитнеса.

В течение года организуются оздоровительные выезды желающих на базы отдыха, с лыжными прогулками, катанием на коньках, играми на свежем воздухе. Все эти мероприятия не только оздоравливают, но и объединяют коллектив на пути к своему здоровью.

Мы заботимся о своем здоровье ведь только здоровый человек может вести полноценный образ жизни. Не думая, не говоря бесконечно о своих болячках, учитель может воспитать своим примером здорового ученика.

Здоровый учитель - это тот, кто может реализовать себя без оглядки на здоровье.


Список использованной литературы


  1. Ахмерова С. Г., Ижбулатова Э.А. Профессиональное долголетие учителя и состояние здоровья// [Электронный ресурс] педсовет.org

  2. Каннер, Н. В. Здоровье учителя как предмет самообразовательной работы / Н.В. Каннер. // Школа и учитель в зеркале модернизации образования [Текст] : сб. науч.-метод. работ М. : Междунар. пед. акад. - 2003- С .289-301

  3. Веткова, Н. Здоровье учителя : семинар для педагогов / Н. Веткова // Здоровье детей [текст]: газ. издат. дома "Первое сентября". – 2008. – № 15. – С. 41-42.




1 Ахмерова С. Г., Ижбулатова Э.А.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ УЧИТЕЛЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ// Электронный ресурс сайта ПЕДСОВЕТ.ORG – Код доступа [http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3905/Itemid,118/]

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Здоровый учитель – здоровый ученик icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровый ребёнок успешный ученик»

Здоровый учитель – здоровый ученик icon Открытый урок по обж в 6 классе Учитель Брайт Е. Н. Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

Здоровый учитель – здоровый ученик icon Программы медицинского обслуживания здоровый ребенок здоровый ребенок

Здоровый учитель – здоровый ученик icon Сценарий мероприятия для учеников начальных классов и их родителей «Мы за здоровый образ жизни!»
Цель: формировать у детей установки на здоровый образ жизни. Способствовать формированию ответственного...
Здоровый учитель – здоровый ученик icon Конкурс классных руководителей «Самый классный классный»
Актуальность: Подростки начинают жевать жевательную резинку с раннего возраста, если ученик будет...
Здоровый учитель – здоровый ученик icon «За здоровый образ жизни»

Здоровый учитель – здоровый ученик icon Мы за здоровый образ жизни!

Здоровый учитель – здоровый ученик icon «Здоровый образ жизни». Классный

Здоровый учитель – здоровый ученик icon Тема: «Мы выбираем здоровый образ жизни»

Здоровый учитель – здоровый ученик icon Банка пива или здоровый ребенок?

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы